Большой драматический театр. Большой драматический театр им. Товстоногова: репертуар, история. Театр, рожденный революцией

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1956 главным режиссером и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР. В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актеры. В те годы театр очень много гастролировал. В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него - режиссер Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.

В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссер Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра».

Творческое кредо БДТ - открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы - от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».

С 2013 года в БДТ имени Г.А. Товстоногова существует масштабный образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с людьми, которые создают современный театр, а также - экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» - режиссеры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу.

В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей.

БДТ Товстоногова открылся в феврале 1919 года. В его репертуар сегодня входят в основном классические произведения. Большинство из них - это постановки в уникальном прочтении.

История

Первым спектаклем театра была трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Изначально БДТ располагался в здании консерватории. В 1920 году он получил новое здание, в котором находится до сих пор. Фото БДТ Товстоногова представлено в данной статье.

Первое название театра - «Особая драматическая труппа». Формированием труппы занимался известный актёр Н.Ф. Монахов. Первым художественным руководителем БДТ стал А.А. Блок. Идейным вдохновителем был М. Горький. В репертуар того времени входили произведения В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира и т.д.

Двадцатые годы 20 века были сложными для театра. Менялась эпоха. Уехал из страны М. Горький. Скончался А.А. Блок. Театр покинули главный режиссёр А.Н. Лаврентьев и художник На их место приходили новые люди, но надолго не задерживались.

Большой вклад в развитие БДТ внёс пришедший в 1929 году режиссёр К.К. Тверской - ученик В.Э. Мейерхольда. Прослужил он театре до 1934 г. Благодаря ему в репертуаре БДТ появились спектакли, поставленные по пьесам современных на тот момент драматургов.

Георгий Александрович Товстоногов пришёл в театр в 1956 году. Он был уже одиннадцатым руководителем по счёту. С его приходом началась новая эпоха. Именно он создал театр, который уже много десятилетий входит в число лидеров. Георгий Александрович собрал уникальную труппу, которая стала лучшей в стране. В неё входили такие актёры, как Т.В. Доронина, О.В. Басилашвили, С.Ю. Юрский, Л.И. Малеванная, А.Б. Фрейндлих, И.М. Смоктуновский, В.И. Стржельчик, Л.И. Макарова, О.И. Борисов, Е.З. Копелян, П.Б. Луспекаев, Н.Н. Усатова и другие. Многие из этих артистов до сих пор служат в БДТ Товстоногова.

В 1964 году театр получил звание Академического.

В 1989 г. Георгий Александрович Товстоногов скончался. Это трагическое событие стало для шоком. Почти сразу после смерти гения его место занял народный артист СССР Кирилл Лавров. Он был выбран голосованием коллектива. Кирилл Юрьевич вкладывал всю волю, душу, авторитет и энергию в сохранение того, что было заложено Г.А. Товстоноговым. Он приглашал к сотрудничеству талантливых режиссеров. Первой постановкой, созданной после смерти Георгия Александровича, стала пьеса «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

В 1992 году БДТ было присвоено имя Г.А. Товстоногова.

В 2007 году на должность худрука был выбран Т.Н. Чхеидзе.

С 2013 года художественным руководителем является А.А. Могучий.

Спектакли

БДТ Товстоногова репертуар своим зрителям предлагает следующий:

  • «Человек» (записки психолога, который пережил концлагерь);
  • «Война и мир Толстого»;
  • «Метод Гронхольма»;
  • «Дядюшкин сон»;
  • «Крещённые Крестами»;
  • «Театр изнутри» (интерактивная постановка);
  • «Мера за меру»;
  • «Мария Стюарт»;
  • «Солдат и Чёрт» (музыкальная драма);
  • «Что делать?»;
  • «Три текста про войну»;
  • «Калека с острова Инишмаан»;
  • «Квартет»;
  • «Из жизни марионеток»;
  • «Томление»;
  • «Когда я снова стану маленьким»;
  • «Лето одного года»;
  • «Трактирщица»;
  • «Игрок»;
  • «Время женщин»;
  • «Zholdak dreams: похитители чувств»;
  • «Дом Бернарды Альбы»;
  • «Васса Железнова»;
  • «Дама с собачкой»;
  • «Алиса»;
  • «Видимая сторона жизни»;
  • «Эрендира»;
  • «Пьяные».

Премьеры сезона 2015-2016 гг.

БДТ Товстоногова в нынешнем театральном сезоне приготовил несколько премьер. Это «Война и мир Толстого», «Крещёные Крестами» и «Игрок». Все три постановки уникальны и оригинальны в своём прочтении.

«Война и мир Толстого» - это не обычная сценическая версия произведения. Спектакль представляет собой путеводитель по роману. Это своего рода экскурсия по некоторым главам. Спектакль даёт зрителям возможность по-новому посмотреть на роман и уйти от того восприятия, которое сложилось в школьные годы. Режиссёр и актёры попытаются сломать стереотипы. Роль экскурсовода исполняет Алиса Фрейндлих.

Спектакль «Игрок» - это вольная интерпретация романа Ф.М. Достоевского. Это фантазия режиссёра. Сразу несколько ролей в этом спектакле играет Постановка насыщена хореографическими и музыкальными номерами. Артистический темперамент Светланы Крючковой очень близок по духу роману, именно поэтому ей было решено доверить сразу несколько ролей.

«Крещённые крестами» - так называли себя заключённые тюрем-крестов. Это были совершенно разные люди. Воры в законе, политические заключенные и их дети, которые сидели в детских тюрьмах или в приёмниках. Спектакль поставлен по книге Эдуарда Кочергина - художника БДТ. Это автобиографическое произведение. Эдуард Степанович рассказывает о своём детстве. Он был сыном «врагов народа» и несколько лет провёл в детском приёмнике НКВД.

Труппа

Своими неординарностью, оригинальностью, талантом и профессионализмом славятся актёры БДТ им. Товстоногова. Список артистов:

  • Н. Усатова;
  • Г. Богачёв;
  • Д. Воробьёв;
  • А. Фрейндлих;
  • Е. Ярёма;
  • О. Басилашвили;
  • Г. Штиль;
  • С. Крючкова;
  • Н. Александрова;
  • Т. Бедова;
  • В. Реутов;
  • И. Ботвин;
  • М. Игнатова;
  • З. Шарко;
  • М. Сандлер;
  • А. Петровская;
  • Е. Шварёва;
  • В. Дегтярь;
  • М. Адашевская;
  • Р. Барабанов;
  • М. Старых;
  • И. Патракова;
  • С. Стукалов;
  • А. Шварц;
  • Л. Сапожникова;
  • С. Мендельсон;
  • К. Разумовская;
  • И. Венгалите и многие другие.

Нина Усатова

Многие актёры БДТ им. Товстоногова известны широкой аудитории по своим многочисленным ролям в кино. Одна из таких актрис - великолепная Нина Николаевна Усатова. Она окончила легендарное Щукинское театральное училище. В БДТ пришла работать в 1989 году. Нина Николаевна - лауреат различных театральных премий, она награждена медалями, в том числе «За заслуги перед Отечеством», и удостоена звания Народной артистки России.

Н. Усатова снималась в следующих фильмах и сериалах:

  • «Подвиг Одессы»;
  • «Окно в Париж»;
  • «Огненный стрелок»;
  • «Мусульманин»;
  • Next;
  • «Баллада о Бомбере»;
  • «Холодное лето пятьдесят третьего...»;
  • «Увидеть Париж и умереть»;
  • «Дело о «Мёртвых душах»;
  • «Кадриль (танец с обменом партнерами)»;
  • Next 2;
  • «Бедная Настя»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • Next 3;
  • «Особенности национальной политики»;
  • «Дочки-матери»;
  • «Вдовий пароход»;
  • «Легенда № 17»;
  • «Фурцева. Легенда о Екатерине».

И многие другие фильмы вышли с ее участием.

Художественный руководитель

Должность художественного руководителя БДТ Товстоногова в 2013 году занял Родился он в Ленинграде 23 ноября 1961 г. В 1984 году он окончил факультет радиотехники Ленинградского института авиационного приборостроения. Ещё через 5 лет был факультет актёрского мастерства и режиссуры в Институте культуры. В 1990 году Андрей основал собственную независимую труппу, под названием «Формальный театр», которая завоевала Гран-При на фестивалях в Эдинбурге и Белграде. С 2003 по 2014 год А. Могучий был режиссёром-постановщиком

Где находится и как добраться

В центре исторической части Санкт-Петербурга расположилось основное здание БДТ Товстоногова. Адрес его - набережная реки Фонтанки, №65. Удобнее всего добраться до театра на метро. Ближайшие к нему станции - «Садовая» и «Спасская».

Который был одним из первых, основанных после Октябрьской революции. В разные годы там служили и служат прославленные режиссёры и актёры. БДТ считается одним из самых красивых театров мира.

История рождения театра

Большой драматический театр им. Товстоногова был открыт 15 февраля 1919 года. По причине отсутствия собственного здания труппа давала представления в Консерватории. Помещение не отапливалось, было очень холодно, но каждый вечер залы были полными.

Идея организовать театр принадлежит М. Горькому. Поддержала его - комиссар театров и зрелищ. Также к основателям относится художник А. Бенуа.

Художественный совет, который возглавлял М. Горький, принял решение пригласить на должности режиссёров А. Лаврентьева и Н. Арбатова. Актёр Н. Монахов был назначен завтруппой и занимался подбором артистов. Музыкальными руководителями театра стали А. Гаук и Ю. Шапорин. Труппа была собрана из выдающихся артистов, которые являлись ведущими актёрами других театров, и был среди них Ю. Юрьев - звезда немного кино.

Собственное здание БДТ получил в 1920 году и по сей день не меняет своего местоположения.

До Товстоногова

С весны 1919 года председателем худсовета театра был А. Блок. Большой драматический театр им. Товстоногова в первые годы существования демонстрировал спектакли, которые соответствовали замыслу его создателей, желавших видеть в нём революционную программу - репертуар был героического и социального характера. На сцене шли постановки по произведениям Ф. Шиллера, В. Гюго, У. Шекспира, поскольку советская драматургия ещё не получила своего развития. Во многом лицо театра определяли его художники. В их число входил и знаменитый Как утверждала актриса Н. Лежен, игравшая в театре в ту пору, на сцене не использовалась бутафория, вещи были настоящими: мебель заимствовалась из богатых домов. Даже костюмы были подлинными. В 1925 году был поставлен спектакль «Заговор императрицы». Роль Вырубовой играла Н. Лежен и в спектакле она надевала платье, которое действительно принадлежало её героине, существовавшей в реальности. Большое значение придавалось музыке, с театром сотрудничали Б. Асафьев, Ю. Шапорин, И. Вышнеградский.

С 1921 по 1923 годы в театре произошли большие перемены. Те, кто стоял у его истоков: М. Горький и М. Андреева - уехали из России. А. Блок скончался. Некоторые актёры вернулись в театры, где служили до приглашения в БДТ. Главный режиссёр А. Лаврентьев оставил пост в 1921 году, но через два года вернулся и до 1929 года занимал эту должность. Покинул театр художник А. Бенуа. На их места пришли другие люди, которые привнесли что-то новое, расширили репертуар пьесами отечественных и зарубежных драматургов той эпохи.

С 1929 по 1935 годы главным режиссёром был К. Тверской - ученик В. Мейерхольда. С тех пор количество новых постановок по классическим произведениям снизилось. И за весь период руководства К. Тверского было поставлено две новых классических пьесы. Предпочтение отдавалось произведениям современных авторов: Ю. Олеши, Н. Погодина, А. Файко, Л. Славина.

В 1932 году театру было присвоено имя одного из его основателей, он стал называться «имени Горького». Тогда в репертуар вошли некоторые произведения писателя.

Театр в 1935-1955 годы

Было время, когда Большой драматический театр им. Товстоногова переживал творческий кризис. Такой период длился 20 лет - с 1935 по 1955 годы. Это время можно назвать кризисом режиссуры, поскольку талантливые режиссёры появлялись и заявляли о себе интересными постановками, но надолго не задерживались и покидали театр (не всегда по доброй воле). К. Тверского в 1935 году выслали из города, а вскоре расстреляли. А. Дикий прослужил в театре всего год, затем был арестован. Все режиссёры, которые были после него, задерживались в среднем на 1-2 года. Из-за частой смены руководителей атмосфера в коллективе испортилась, качество постановок снизилось, БДТ утратил популярность, зрителей иногда было меньше, чем актёров на сцене, финансовое положение ухудшилось, и появилась угроза закрытия.

В эпоху Товстоногова

В 1956 году на должность главного режиссёра БДТ был приглашён Г. Товстоногов, которому предоставили большие полномочия. Начал свою службу в должности он с того, что уволил многих актёров. Новый руководитель старался привлечь зрителя, по этой причине в репертуаре появились комедии. Уже в начале 1957 года Большой драматический театр им. Товстоногова вернул былую популярность, и спектакли стали проходить при полных залах. Через 6 лет работы Г. Товстоногов завоевал славу талантливого и успешного режиссёра. Театр побывал на гастролях во многих странах мира и получил популярность за рубежом. Георгий Александрович занимал должность главного режиссёра БДТ на протяжении трёх десятков лет.

Конец 20 - начало 21 века

После того как скончался Г. Товстоногов, его заменил К. Лавров, который не был режиссёром, и поэтому театр находился в постоянном поиске постановщиков. Лавров собрал штат, работавший на постоянной основе. Однако он часто приглашал к сотрудничеству постановщиков из других театров. В 1992 году БДТ получил свое современное название. В 2004 году обрёл главного режиссёра, им стал Т. Чхеидзе, который занимал эту должность до 2013 года.

Театр сегодня

В марте 2013 года художественным руководителем БДТ стал А. Могучий. С 2011 по 2014 годы здание театра на Фонтанке было закрыто на реставрацию. 26 сентября был торжественно открыт обновлённый Большой драматический театр им. Товстоногова. Фото ниже - это изображение зрительного зала БДТ.

У театра три площадки: в здании на Набережной Фонтанке два зала, и один - в Каменноостровском театре.

Именитые актёры театра и его репертуар

В разные годы на сцене БДТ блистали такие актёры, как Т. Доронина, П. Луспекаев, О. Басилашвили, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Усатова и другие, прославлявшие и продолжающие прославлять Большой драматический театр им. Товстоногова.

Репертуар его весьма широк и включает классические и современные пьесы.

Как добраться

В самом центре города, на Набережной Фонтанки, в доме с номером 65 расположился Большой драматический театр им. Товстоногова. Адрес второй его сцены - станция метро «Крестовский остров», площадь Старого Театра, дом 13.

Российский государственный академический Большой драматический театр (БДТ) - один из первых советских театров. Приставку «имени Г.А. Товстоногова» он получил в честь своего руководителя - знаменитого режиссера Георгия Товстоногова.

Театр громких имен

До этого театр носил имя М. Горького и назывался Ленинградский академический Большой драматический театр. Собственно, благодаря Максиму Горькому театр и был организован в 1919 г.; основу его труппы составили артисты Театра художественной драмы, созданного за год до этого. В 1920 г. театр получил здание на Фонтанке, и остается там по сей день. Любопытный факт: первый спектакль театра - «Дон Карлос» по пьесе Шиллера - шел целых пять часов; премьера состоялась зимой, в середине февраля, в мороз, а здание не отапливалось - но зрители охотно проводили в зале весь вечер. Настолько захватывающим было происходящее на сцене! И это неудивительно. Ведь всё время своего существования харизма Большого драматического основывалась на яркой энергетике выдающихся деятелей российской культуры. Множество громких имен связано с этим театром. В 1919 года председателем худсовета назначен поэт Александр Блок. Самое горячее участие в судьбе театра продолжал принимать Максим Горький. Эта культурная площадка был призвана стать источником героического пафоса, революционной идеологии, величественных страстей, не ограничивающихся судьбой одного человека, а захватывающих судьбы многих. В те годы репертуар Большого драматического театра был основан на революционной программе. Его составляли произведения мировой драматургии, соответствующие героическим настроениям: Шекспировские трагедии, драмы Гюго, пьесы Мережковского и Брюсова. Но судьба театра оказалась переменчивой. По разным причинам - политическим или личным - талантливые режиссеры не задерживались в нем надолго, коллектив долгое время оставался без руководителя, без крепкой руки театр постепенно терял популярность... И только в 1956 году началась новая эпоха: в коллектив пришел выдающийся и успешный режиссер Георгий Товстоногов, очень требовательный к качеству актерской игры, задающий высочайшую планку в работе. Более чем на 30 лет судьба театра была решена: популярность и любовь зрителей вернулись к нему.

По самым строгим критериям сценического качества

Самым важным критерием мастерства актера в театре остаются интеллектуальный уровень и способность к импровизации. Именно это на протяжении десятилетий делало труппу Большого драматического одним из сильнейших театральных коллективов мира. «Вышколенные» строгим режиссером Товстоноговым, актеры передавали новым поколениям традиции требовательности к себе и безупречной умной игры. В 90-е годы, после смерти главного режиссера, театр снова оказался «в поиске», его временно возглавил Кирилл Лавров, передав затем руководство режиссеру Темуру Чхеидзе. Перемены коснулись Большого драматического в 2011-2014 гг.: как и во многих других театрах в это время, в нем была проведена техническая реставрация. Критики, да и многие зрители, опасались, что после реконструкции театр уже не будет прежним - переменится и его идеология и философия… Но первый же спектакль - «Алиса» по мотивам сочинений Л. Кэрролла с Алисой Фрейндлих в главной роли - стал обладателем высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль». Купить билеты в Большой драматический театр в день спектакля невозможно - ведь это одна из самых популярных сценических площадок, исторический и культурный центр, к визиту в который готовятся заранее…

Современному петербуржцу БДТ кажется неотъемлемой частью города, зданием - сверстником Александринского театра. Однако зданию немногим больше ста лет, а история именно Большого Драматического театра и вовсе не насчитывает века: столетие будут отмечать в 2019 году. Именно Георгию Товстоногову принадлежит заслуга встраивания БДТ в систему культурных ценностей города наравне с Эрмитажем. Мы проведем краткий ликбез по истории театра - от начала и до эпохи Мастера.

Театр Суворина

В 1862 году хаотичный самодельный Апраксин рынок, объединенный из Щукина и Апраксина дворов, погорел. Огонь уничтожил все временные и часть постоянных построек. Граф Антон Апраксин, чьи убытки исчислялись миллионами рублей, взялся за обживание своих территорий заново. Антон Степанович был человеком многих талантов и интересов: летал на аэростатах, музицировал и подавлял восстания, богатством не кичился, на благотворительность и искусство денег не жалел. По его заказу архитектор Людвиг Францевич Фонтона спроектировал заново не только корпуса Апраксина двора, но и здание известного нам театра.

Апраксин театр технически считался одним из лучших частных подмостков Петербурга, но своей труппы долгое время не имел: граф Апраксин сдавал помещение в аренду Дирекции Императорских театров, а те использовали здание в качестве малой сцены Александринки.

В 1895 году постоянный арендатор сменился и Апраксин театр стал театром Литературно-художественного общества или, как они также себя называли, литературно-артистического кружка, где главными соучредителями являлись собственно, Алексей Суворин, Петр Гнедич и князь Павел Оболенский.

Суворин был журналистом, писателем и театральным критиком, родился в Воронеже, а в столицу попал в 1863 году, где, уже в статусе подающего надежды писателя, устроился на работу в «Санкт-Петербургские ведомости». Там он работал едким фельетонистом под псевдонимом «Незнакомец». Когда в 1874 году вся редакция была разом уволена, ходили слухи, что главной причиной тому был Незнакомец. К тому времени у Суворина уже было новое увлечение - издательство, как книжное, так и газетное: первые «Желтые страницы» города - адресный справочник «Весь Петербург» - выпускал именно он. Считается, что и успеху Чехова поспособствовал Суворин, публикуя великого драматурга на страницах своего издания «Новое время».

Петр Гнедич, несмотря на активную литературно-журналистскую деятельность до «Театра Суворина», признание получил позже, став в 1900 году управляющим труппой Александринского театра. Что касается Павла Оболенского, то князь не стремился в драматурги - его манила сцена. Одной Александринки, где он играл с 1890 года, ему, очевидно, было недостаточно.

Театр на Фонтанке, 65 в просторечие звали Суворинским, после смерти самого Суворина это название стало официальным, а также Малым - относительно Александринки. В Малом-Большом театре того времени успешно ставили свежие пьесы, радовали аристократическую публику. В целом Суворинский театр был заведением модным и посещаемым. На рубеже веков Суворин стал единовластным руководителем Малого театра. После кончины журналиста в 1912 его сын еще несколько лет поддерживал театр литературно-художественного общества, а в 1917 году театр у семьи Сувориных отобрали революционеры. Сначала - просто, чтобы не было. Через три года на Фонтанку переселили на тот момент бездомную труппу Большого Драматического театра.

Театр Горького

Строго говоря, столетний юбилей БДТ Петербургу придется отмечать посреди чемпионата мира по футболу в России - в августе 2018: именно в августе 1918 года актриса МХТ и комиссар театров и зрелищ Союза коммун Северной области Мария Федоровна Андреева подписала декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Должность Андреевой и формулировка декрета звучат в наше время довольно забавно, но за дело большевики взялись всерьез.

Театр создавали по инициативе и при строгом контроле Максима Горького. Оформлением спектаклей занялся художник Александр Бенуа, впрочем, творил он на полставки, совмещая работу над декорациями и костюмами с руководством картинной галереей Эрмитажа. В 1926 году Бенуа и вовсе уехал из России в командировку, из которой резонно решил не возвращаться. Труппу собирал известный артист оперетты Николай Монахов - до самой своей смерти в 1936 году он числился в ее составе и выходил на сцену. Вместе с ним на почетные первые роли были назначены актер Александринки Юрий Юрьев и Владимир Максимов, кстати, служивший до того в Малом театре. Юрьев также привел в БДТ команду своего Театра трагедии.

Определились и с главным режиссером: им стал Андрей Лаврентьев, ученик Немировича-Данченко. Именно его спектакль «Дон Карлос» по пьесе Шиллера 15 февраля 1919 года стал первым выходом труппы БДТ на сцену - правда, не на свою, а в помещении Большого зала Консерватории. В апреле того же года председателем худсовета БДТ стал Александр Блок. На следующий год Большой театр уже обосновался на месте Малого - там, где находится по сей день. В противоположность Суворинскому театру - утонченному, аристократичному и авангардному, Большой Драматический театр стремился к пафосу революции и героическим сюжетам, которых, впрочем, не находилось в отсутствие советских драматургов. Поэтому первые годы в БДТ с героическим надрывом ставили «Макбета» и «Слугу двух господ».

Театр многих

Два сезона в театре прошли на ура, а затем наступило время спустить пар: Горький и Андреева покинули СССР, Блок покинул этот мир, Лаврентьев ушел в творческий отпуск на два года. За это время в роли худрука попробовали себя сперва Николай Петров, а затем Константин Хохлов, которому еще предстояло вернуться в БДТ много лет спустя, чтобы, проработав год, уступить кресло Георгию Товтоногову. Но это были уже кризисные времена, а в двадцатые годы БДТ был на слуху и на коне: вернувшийся Лаврентьев принес стабильность, тогда же литературной частью театра стал заведовать Адриан Пиотровский, филолог и переводчик древних авторов. Именно благодаря последнему в БДТ начали ставить пьесы молодых советских (и не только) драматургов. В 1928 году Пиотровский покинул театр ради должности художественного руководителя фабрики «Совкино» - нынешнего «Ленфильма».

Через год Лаврентьев уступил место главного режиссера ученику Мейерхольда Константину Тверскому, оставшись при этом в театре в качестве актера. Тверской с удовольствием взялся за современную драматургию, базу которой подготовил Пиотровский. Следующие шесть лет в БДТ, если и ставили классику, то делали это, стремясь к оригинальному прочтению. Бок о бок с Тверским работал еще один ученик Мейерхольда - Владимир Люце. В театре Апраксина снова заговорили молодые голоса, появился стиль и вкус: Люце и Тверской строили на остывающем пепелище революции современный театр. Но в 1935 году Константина Тверского выселили из Петербурга в связи с убийством Кирова, а двумя годами позже он был расстрелян в Саратове.

Ярким главным режиссером мог бы стать Алексей Дикий, но он проработал в БДТ всего лишь сезон (1936-1937 гг.), после чего был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы за контрреволюционную деятельность. После освобождения в Ленинград Дикий не вернулся. Следом за ним главными режиссерами были Борис Бабочкин, Лев Рудник, Наталья Рашевская, Иван Ефремов и, наконец, Константин Хохлов. Театр погибал в собственных внутренних склоках, был должен всем и вся, а зрители и вовсе обходили Большой стороной. БДТ требовался не режиссер, а руководитель.

В 1956 году делегатам XX съезда КПСС представили спектакль «Оптимистическая трагедия» Ленинградского театра имени Пушкина. Через несколько месяцев режиссеру постановки, немолодому человеку, главному режиссеру театра Ленинского Комсомола, сыну врага народа Товстоногову было предложено буквально «спасти первый пролетарский театр» любыми средствами. 13 февраля 1956 года вступил в должность. А спустя некоторое время БДТ стал таким, каким мы его знаем. По крайней мере, каким знали до 2013 года.

Рассказать друзьям