Биография.  Все пианисты. История фортепиано - Гинзбург Григорий Концертная деятельность. Основной репертуар

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Излагая свое артистическое кредо, Григорий Гинзбург однажды заметил: «Целью всей моей жизни было - сделать произведения великих мастеров музыки доступными и понятными самым широким слоям слушателей. С этой целью я включал в свой репертуар только те произведения, в которых композиторы выражали свои мысли и чувства понятным языком, произведения с четкой формой, красивой мелодией и ясной гармонией. Эти произведения я стараюсь, по мере своих сил и возможностей, трактовать с предельной ясностью, не затемняя их смысла внешними эффектами и надуманностью индивидуалистического подхода».

Уже эти слова (а он целенаправленно воплощал их на практике) характеризуют Гинзбурга как художника-просветителя, несшего народу высокое искусство. И характерно, что пианист с одинаковой отдачей играл и на эстраде Большого зала Московской консерватории, и за рубежом, и в любом, даже самом маленьком провинциальном городе. Ему в высшей степени было присуще чувство гражданской ответственности музыканта. Как справедливо отмечал М. Сокольский, за деятельностью Гинзбурга «ощущалась великая демократическая „глинкинская“ традиция его искусства, „равно докладного“ и специалисту-музыканту и широкой аудитории». Характерно в этом смысле высказывание артиста, сделанное в Ростове-на-Дону незадолго перед кончиной: «С большим, горячим желанием готовлюсь выступить с исполнением произведений классической и советской музыки, особенно часто фигурирующих в репертуаре молодых пианистов, и не только очень подвинутых. Хочу своим выступлениям предпослать своеобразные аннотации, в которых бы рассказывалось об идее произведения, мыслях и чувствах автора, услышанных исполнителем. Мечтаю выступить с этими концертами перед музыкальной молодежью».

Гинзбург рано ушел из жизни. Горечь утраты как-то сразу заставила задуматься: достаточно ли весомо и справедливо было оценено в свое время искусство выдающегося пианиста? Конечно, игра Гинзбурга вызывала восторженную реакцию слушателей, похвалы критиков и все-таки... Листаем страницы рецензий и всюду находим пространный разговор о филигранном мастерстве артиста, о совершенстве пианизма, о колористических находках и так далее. Г. М. Коган красиво определил Гинзбурга как «поэта пианистического мастерства». Но не слишком ли в этой формуле отдавалось предпочтение слову «мастерство» перед словом «поэт»?

Спору нет, Гинзбург действительно владел всеми тайнами инструмента; звуковое убранство его игры само по себе доставляло слушателям истинно эстетическое переживание. «Я положительно не знаю,- писал Г. Коган еще в 1933 году,- кто еще из наших пианистов может похвастать таким совершенным легато, такой пластичной и прозрачной педализацией, такой серебристой звучностью кантилены, кто из них может сравниться с Гинзбургом в узорной рельефности каждой линии, каждой детали, каждого штриха, в той точности, легкости, прозрачности, которую такой мастер, как Бузони, рассматривал как высшее достижение пианистической виртуозности». Ну в те времена и соперников было не так уж много. Но с каждым десятилетием число виртуозов росло. Тем не менее и Гинзбург не сдавал своих «рекордных» позиций. Оставшиеся записи только укрепляют это реноме музыканта.

Вот фрагмент из образной характеристики, принадлежащей перу Д. Благого (1972): «Звуковой букет» у Гинзбурга всегда идеален: ни малейшей пестроты при всем разнообразии и богатстве красок (как целостно «обнимает» пианист все регистры фортепиано!), все тона согласованы между собой по каким-то таинственным, но в конце концов глубоко логичным внутренним законам... В звучании рояля Гинзбурга есть что-то от любования чудесными законами перспективы в картинах старых мастеров, с первозданной радостью открывавших возможность отображения десятков различных планов, как бы ступеньками огромной лестницы, амфитеатром уходящей вдаль: анфилада залов с колоннадой, дальше - горы, замки, деревья... При этом колорит всего полотна так чист и прозрачен, что чуть ли не микроскопические фигурки людей где-то там, в самой дальней дали, видны с предельной отчетливостью, в мельчайших подробностях». Как ни странно, но само время как бы раздвинуло наши представления о природе гинзбурговского искусства, заставив вновь согласиться с известным поэтическим утверждением «большое видится на расстояньи».

Григорьев Л., Платек Я.

Гинзбург Григорий Романович

(29.V 1904 г.- 5.XII 1961 г.)

засл. деятель иск. РСФСР (1946), Гос. премия СССР (1949)

Излагая свое артистическое кредо, Григорий Гинз­бург однажды заметил: «Целью всей моей жизни было - сделать произведения великих мастеров музыки доступ­ными и понятными самым широким слоям слушателей. С этой целью я включал в свой репертуар только те про­изведения, в которых композиторы выражали свои мыс­ли и чувства понятным языком, произведения с четкой формой, красивой мелодией и ясной гармонией. Эти произведения я стараюсь, по мере своих сил и возмож­ностей, трактовать с предельной ясностью, не затемняя их смысла внешними эффектами и надуманностью инди­видуалистического подхода».

Уже эти слова (а он целенаправленно воплощал их на практике) характеризуют Гинзбурга как художника-просветителя, несущего народу высокое искусство. И ха­рактерно, что пианист с одинаковой отдачей играл и на эстраде Большого зала Московской консерватории, и за рубежом, и в любом, даже самом маленьком провинци­альном городе. Ему в высшей степени было присуще чувство гражданской ответственности музыканта. Как справедливо отмечал М. Сокольский, за деятельностью Гинзбурга «ощущалась великая демократическая «глинкинская» традиция искусства, «равно понятного» и спе­циалисту-музыканту и широкой аудитории».

Гинзбург рано ушел из жизни. Горечь утраты как-то сразу заставила задуматься: достаточно ли весомо и справедливо было оценено в свое время искусство вы­дающегося пианиста? Конечно, игра Гинзбурга вызыва­ла восторженную реакцию слушателей, похвалы крити­ков, и все-таки… Листаем страницы рецензий, и всюду находим пространный разговор о филигранном мастер­стве артиста, о совершенстве пианизма, о колористиче­ских находках и так далее. Г. М. Коган красиво Опре­делил Гинзбурга как «поэта пианистического мастерст­ва». Но не слишком ли в этой формуле отдавалось предпочтение слову «мастерство» перед словом «поэт»?

Спору нет, Гинзбург действительно владел всеми тай­нами инструмента; виртуозность его игры сама по себе доставляла слушателям истинно эстетическое наслажде­ние. «Я положительно не знаю, - писал Г. Коган еще в 1933 году, — кто еще из наших пианистов может по­хвастать таким совершенным легато, такой пластичной и прозрачной педализацией, такой серебристой звуч­ностью кантилены, кто из них может сравниться с Гинз­бургом в узорной рельефности каждой линии, каждой; детали, каждого штриха, в той точности, легкости, про­зрачности, которую такой мастер, как Бузони, рассмат­ривал как высшее достижение пианистической вир­туозности». Ну, скажем, в те времена и соперников сход­ного класса было не так уж много. Но с каждым десяти­летием число первостатейных виртуозов росло и у нас, и за рубежом. Тем не менее и в новом окружении Гинз­бург не сдавал своих «рекордных» позиций. Оставшиеся записи только укрепляют это реноме музыканта. Вот фрагмент из образной характеристики, принадлежащей перу Д. Д. Благого (1972 год): «Звуковой букет» у Гинз­бурга всегда идеален: ни малейшей пестроты при всем разнообразии и богатстве красок (как целостно «обни­мает» пианист все регистры фортепиано!), все тона согласованы между собой по каким-то таинственным, но в конце концов глубоко логичным внутренним законам… В звучании рояля Гинзбурга есть что-то от любования чудесными законами перспективы в картинах старых мастеров, с первозданной радостью открывавших воз­можность отображения десятков различных планов, как бы ступеньками огромной лестницы, амфитеатром ухо­дящими вдаль: анфилада залов с колоннадой, дальше - горы, замки, деревья… При этом колорит всего полотна так чист и прозрачен, что чуть ли не микроскопические фигурки людей где-то там, в самой дальней дали, вид­ны с предельной отчетливостью, в мельчайших подроб­ностях».

Как ни странно, но само время как бы раздвинуло наши представления о природе гинзбурговского искус­ства, заставив вновь согласиться с известным поэтиче­ским утверждением: «большое видится на расстоянье». За пианистической отточенностью - насыщенная мысль, свое неповторимое толкование музыки. Да, именно в этом общем законе - сила воздействия артиста, сохра­нившаяся и в записях. В какой-то иной тональности про­звучали уже слова С. Е. Фейнберга из некролога: «В пианистическом искусстве Гинзбурга сливались во­едино не только внешнее совершенство и внутренняя эмоциональная глубина, но и столь редко соединяющие­ся качества, как строгая классичность исполнения и под­линное новаторство». Он же назвал Гинзбурга одним из крупнейших интерпретаторов романтического стиля. Это звучит несколько неожиданно. Но в конце концов поня­тие «романтизм» в исполнительстве нередко выглядит весьма расплывчато. Необузданные порывы, аффектированность, нервные излияния - все это чуждо артисту. В романтической сфере, да и за ее пределами, Гинзбур­га, прежде всего, привлекал лирический подтекст. И на эту сторону его дарования критики обратили внимание по преимуществу, так сказать, постфактум. В 1972 году М. Сокольский подчеркивал: «Мне казалось всегда, что Гинзбург был тайным, «стесняющимся держать душу на­распашку», лириком. Всего один раз довелось услышать в его исполнении b-moll’ный концерт Чайковского. И это исполнение осталось каким-то по-особому памятным; можно сказать, что Гинзбург не сыграл, а спел Чай­ковского - последовательно, во всех трех частях он рас­крывал лирическую природу этой музыки».

Итак, «классик», но и лирик. Однако и последнее определение нуждается в уточнении. Лирический настрой Гинзбурга далек от томной меланхолии, грустного уны­ния или надрыва. Про лирику Гинзбурга, как удачно заметил Я. Флиер, хочется сказать словами Пушкина: «Печаль моя светла»… Вполне созвучны этой мысли на­блюдения Д. Д. Благого: «Рискуя несколько сузить об­щепринятую характеристику этого музыканта, упростить его художественные устремления, отмечу тем не менее, что во всех интерпретациях Гинзбурга особенно суще­ственным представляется мне примат оптимизма, жизне­любия над трагическими и даже драматическими колли­зиями, ясного, до конца осознанного чувства над «не­проницаемыми» глубинами эмоциональной стихии. Неда­ром, например, такое значительное место в исполнитель­ском наследии артиста занимают сочинения Гайдна, Мо­царта, рапсодии Листа, отмеченные сочным народным колоритом, и его фантазии на темы опер Моцарта, Россини, Верди».

Да, репертуарным компасом для Гинзбурга служили специфические особенности его художественной натуры. Но и тут критики подчас уготавливали ему раз и на­всегда установленное (ими!) прокрустово ложе. Если Моцарт, то «устремленный к французскому рококо»; если Бетховен, то «устремленный к Моцарту»; если Лист, то прежде всего как «мастер пианистической виртуозно­сти»; если, наконец, Шопен, то как умно спланирован­ная, благородная, но все-таки музейная экспозиция. При всей «закономерности» таких наблюдений о них как-то забываешь, вслушиваясь и сейчас в записи пианиста. Просто это Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен в истолко­вании Гинзбурга, истолковании глубоко убедительном и благородном, точно взвешенном на стилистических весах.

Здесь уместно напомнить и о репертуарной пытли­вости артиста. Он часто и из наследия упомянутых ком­позиторов выбирал далеко не заигранные произведения (Рондо до мажор Моцарта, «Пастораль» из цикла «Годы странствий» Листа и др.). Однако с особенной рельеф­ностью эта черта его творческой натуры обрисовалась в 40-50-е годы, когда он с увлечением обратился к рус­ской классике. Речь шла о тех ее образцах, которые выпали из поля зрения концертирующих пианистов. Так, именно ему принадлежит заслуга возрождения на эстра­де Четвертого концерта и ряда миниатюр Антона Рубин­штейна, Концерта Аренского, он охотно играл пьесы Глинки, Балакирева, Лядова, Метнера… Произведения русских авторов занимали важное место и в програм­мах камерных вечеров, где Гинзбург выступал партнером певицы Н. Суховицыной.

Еще один репертуарный аспект концертной деятельности пианиста - советская музыка. Обращаясь к тому или иному сочинению, Гинзбург вовсе не считал, что оно

обязательно должно закрепиться в пианистических программах. Он справедливо полагал, что артист является необходимым участником естественного отбора, который происходит в современной музыке. Гинзбург играл про­изведения С. Прокофьева (в том числе Третью сонату, «Сказки старой бабушки»), Н. Мясковского, С. Баласаняна, Э. Каппа, В. Крюкова, фортепианные концерты Д. Кабалевского, С. Фейнберга, Ю. Крейна, Ю. Бирю­кова, Г. Галынина; в одном из последних московских выступлений он показал своеобразную трактовку 12 пре­людий Д. Шостаковича, а незадолго до смерти работал над его Второй сонатой.

Наконец, программы артиста включали и его собст­венные обработки сочинений Россини, Листа, Грига, Ружицкого, Ракова.

Творческая судьба Гинзбурга в большей своей час­ти была связана с Московской консерваторией. Здесь он занимался до 1924 года в классе А. Б. Гольденвейзе­ра; в аспирантуре (1924-1928) под его же руководст­вом готовился к шопеновскому конкурсу 1927 года, где завоевал четвертую премию. С 1929 года Гинзбург пре­подавал в консерватории, с 1935 был уже профессором и воспитал десятки отличных музыкантов; среди послед­них- известные концертанты Г. Аксельрод, С. Дорен- ский, А. Скавронский, М. Полляк.

…Рано ушел из жизни замечательный советский пиа­нист. Для новых поколений слушателей его искусство - только история. К счастью, благодаря записям - живая история. Ибо Григорий Романович был подлинным энту­зиастом звукозаписи, владел всеми секретами этого осо­бого вида исполнительского творчества, любил записы­ваться и умел делать это так, чтобы сохранить на пла­стинке значительную долю непосредственности живого звучания. В его пластинках запечатлелись очарование, особый отпечаток его художественной индивидуальности. Редкий и счастливый случай…

Лит. соч.: Заметки о мастерстве. «СМ», 1963, № 12. Лит.: Рабинович Д. Портреты пианистов. М., 1962; Коган Г. Григорий Гинзбург, в книге «Вопросы пианизма». М., 1968; Николаев А. Григорий Гинз­бург, в сборнике «Вопросы фортепианного исполнитель­ства», выпуск 2. М., 1968; Цыпин Г. Григорий Гинз­бург. «МЖ», 1974, № 12. Статья взята из книги "Современные пианисты", часть 1. Составители Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Издательство "Советский композитор", 1977 год.

ГИНЗБУРГ Григорий Романович (29.V 1904- 5.XII 1961)

засл. деят. иск. РСФСР (1946), Гос. премия СССР (1949)

Излагая свое артистическое кредо, Григорий Гинзбург однажды заметил: "Целью всей моей жизни было - сделать произведения великих мастеров музыки доступными и понятными самым широким слоям слушателей. С этой целью я включал в свой репертуар только те произведения, в которых композиторы выражали свои мысли и чувства понятным языком, произведения с четкой формой, красивой мелодией и ясной гармонией. Эти произведения я стараюсь, по мере своих сил и возможностей, трактовать с предельной ясностью, не затемняя их смысла внешними эффектами и надуманностью индивидуалистического подхода".

Уже эти слова (а он целенаправленно воплощал их на практике) характеризуют Гинзбурга как художника-просветителя, несшего народу высокое искусство. И характерно, что пианист с одинаковой отдачей играл и на эстраде Большого зала Московской консерватории, и за рубежом, и в любом, даже самом маленьком провинциальном городе. Ему в высшей степени было присуще чувство гражданской ответственности музыканта. Как справедливо отмечал М. Сокольский, за деятельностью Гинзбурга "ощущалась великая демократическая „глинкинская" традиция его искусства, „равно докладного" и специалисту-музыканту и широкой аудитории". Характерно в этом смысле высказывание артиста, сделанное в Ростове-на-Дону незадолго перед кончиной: "С большим, горячим желанием готовлюсь выступить с исполнением произведений классической и советской музыки, особенно часто фигурирующих в репертуаре молодых пианистов, и не только очень подвинутых. Хочу своим выступлениям предпослать своеобразные аннотации, в которых бы рассказывалось об идее произведения, мыслях и чувствах автора, услышанных исполнителем. Мечтаю выступить с этими концертами перед музыкальной молодежью".

Гинзбург рано ушел из жизни. Горечь утраты как-то сразу заставила задуматься: достаточно ли весомо и справедливо было оценено в свое время искусство выдающегося пианиста? Конечно, игра Гинзбурга вызывала восторженную реакцию слушателей, похвалы критиков и все-таки... Листаем страницы рецензий и всюду находим пространный разговор о филигранном мастерстве артиста, о совершенстве пианизма, о колористических находках и так далее. Г. М. Коган красиво определил Гинзбурга как "поэта пианистического мастерства". Но не слишком ли в этой формуле отдавалось предпочтение слову "мастерство" перед словом "поэт"?

Спору нет, Гинзбург действительно владел всеми тайнами инструмента; звуковое убранство его игры само по себе доставляло слушателям истинно эстетическое переживание. "Я положительно не знаю,- писал Г. Коган еще в 1933 году,- кто еще из наших пианистов может похвастать таким совершенным легато, такой пластичной и прозрачной педализацией, такой серебристой звучностью кантилены, кто из них может сравниться с Гинзбургом в узорной рельефности каждой линии, каждой детали, каждого штриха, в той точности, легкости, прозрачности, которую такой мастер, как Бузони, рассматривал как высшее достижение пианистической виртуозности". Ну в те времена и соперников было не так уж много. Но с каждым десятилетием число виртуозов росло. Тем не менее и Гинзбург не сдавал своих "рекордных" позиций. Оставшиеся записи только укрепляют это реноме музыканта. Вот фрагмент из образной характеристики, принадлежащей перу Д. Благого (1972): "Звуковой букет" у Гинзбурга всегда идеален: ни малейшей пестроты при всем разнообразии и богатстве красок (как целостно „обнимает" пианист все регистры фортепиано!), все тона согласованы между собой по каким-то таинственным, но в конце концов глубоко логичным внутренним законам... В звучании рояля Гинзбурга есть что-то от любования чудесными законами перспективы в картинах старых мастеров, с первозданной радостью открывавших возможность отображения десятков различных планов, как бы ступеньками огромной лестницы, амфитеатром уходящей вдаль: анфилада залов с колоннадой, дальше - горы, замки, деревья... При этом колорит всего полотна так чист и прозрачен, что чуть ли не микроскопические фигурки людей где-то там, в самой дальней дали, видны с предельной отчетливостью, в мельчайших подробностях". Как ни странно, но само время как бы раздвинуло наши представления о природе гинзбурговского искусства, заставив вновь согласиться с известным поэтическим утверждением "большое видится на расстояньи".

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.


При копировании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Родился в г. Москве. В 1971 г. окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории (класс И. Р. Левиной, затем профессора Я. И. Мильштейна).

В 1976 г. окончил Московскую консерваторию у профессора Я. И. Мильштейна (фортепиано).

Педагогическая деятельность:

В Московской консерватории работает с 1976 г.: с 1976 по 1982 гг. — концертмейстером, с 1980 г. по настоящее время преподает на межфакультетской кафедре фортепиано. С 2009 г. - профессор. Несколько лет В. Л. Гинзбург был секретарем кафедры по научно-методической работе. Преподавал фортепиано в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (1976-1981).

Учебные курсы, мастер-классы:

Проводил мастер-классы в России, Турции, Финляндии.

Ученики:

За годы работы на кафедре курс фортепиано в классе В.Л. Гинзбурга прошли около 200 студентов. Среди них - музыканты самых разных специальностей: пианисты, композиторы, музыковеды, дирижеры хора и симфонического оркестра, оркестранты. Его ученики успешно работают в России и за рубежом, некоторые из них преподают в МГК, имеют почетные звания. Студенты класса В.Л. Гинзбурга постоянно выступают на кафедральных концертах, классных вечерах, принимают участие в фестивалях и конкурсах. За последние годы лауреатами всероссийских и международных конкурсов стали:
- Остап Даутов (фортепианный ансамбль) - Международный фортепианный конкурс «Rondo» (Jonzac), Франция, 2014 г. - лауреат II степени; III Всероссийский конкурс «Музыка дуэта», г.Москва, Академия хорового искусства им. В.С. Попова - лауреат III степени, 2014г.;
- Никита Семенюк, Александр Зеленеев - III Всероссийский конкурс «Музыка дуэта», г.Москва, 2014 г., Академия хорового искусства им. В.С. Попова - лауреаты II степени;
- Павел Блихарский - II Всероссийский конкурс «Фортепиано для всех» (концертмейстерский класс) - лауреат I степени, Москва, 2015 г.;
- Виктор Мурашев - I Всероссийский конкурс-фестиваль классической музыки «Фортиссимо», лауреат II степени, г. Казань, 2016 г.; V Московский международный конкурс «Музыкальный алмаз», г. Москва, 2016 г., лауреат III степени.

Участие в составе жюри:

Председатель жюри Открытого окружного конкурса-фестиваля семейного музицирования «Семейные встречи», г. Москва, «ДМШ им. Докшицера» (2014 - 2018 гг.)

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В. Л. Гинзбург ведет активную концертно-просветительскую деятельность в разных городах России (Тольятти, Чита и т.д.).
Имеет персональные благодарности за оказание методической помощи и организационно-концертную работу.

Исполнительская деятельность В. Гинзбурга начинается в 1977 г. С тех пор он постоянно выступает в России и за рубежом с сольными программами и в ансамбле с такими музыкантами как Народный артист России А. Рудин (виолончель, фортепиано), Заслуженные артисты России Л. Евграфов (виолончель) и Н. Чередниченко (сопрано), Ж. Бернар (виолончель, Франция), С. Попов (виолончель, Великобритания), Н. Хашимов (скрипка, Узбекистан-США), Э. Карпухова (фортепиано) и другими.

С 1979 г. по настоящее время В. Гинзбург играет в ансамбле с А. Рудиным (виолончель, фортепиано). Среди их наиболее значительных концертов стоит выделить цикл «Музыка ХХ века для виолончели и фортепиано» из серии «Исторические концерты Московской консерватории». Были исполнены концерты-монографии к 100-летним юбилеям Б. Мартину и П. Хиндемита в залах Московской консерватории. Недавно был начат новый цикл концертов «Вспоминая мастеров…», где звучат нечасто исполняемые произведения известных композиторов (А. Черепнина, Н. Мясковского, Д. Кабалевского и других).

В 2007 году В. Гинзбург в ансамбле с А. Рудиным принимал участие в концерте к 100-летию профессора Московской консерватории Л. С. Гинзбурга в Малом зале. К 135-летию со дня рождения С. В. Рахманинова пианист сыграл монографический концерт из произведений в зале Gasteig в Мюнхене и в ансамбле с Э. Карпуховой в Рахманиновском зале Московской консерватории. В продолжении Рахманиновской темы в абонементном концерте «Два рояля» в Малом зале Консерватории В. Гинзбургом и Э. Карпуховой были исполнены Симфонические танцы С.В.Рахманинова (переложение В. Деревянко для двух роялей и ударных). В 2011 году В. Гинзбург принимал участие в концертах к 100-летию со дня рождения профессора Московской консерватории Я.И. Мильштейна в Малом зале Московской консерватории и консерватории Женевы.

В. Гинзбург принимал участие в Фестивале русской музыки (Нант, Франция, 1992), в Первом Международном фестивале выпускников Московской консерватории (Москва, 1999). В 2007 г. В. Гинзбургу присвоено почетное звание Заслуженного артиста России. Сольный и ансамблевый репертуар музыканта широк и разнообразен. В него входят произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Р. Шумана, Ф. Листа, С. Франка, К. Дебюсси, Р. Штрауса, И. Стравинского, Б. Мартину, П. Хиндемита, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, Дж. Энеску и других авторов.

Пианист концертировал в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Мурманск, Петрозаводск, Ульяновск, Чита, Улан-Удэ, Харьков, Минск, Ташкент, Тбилиси, Ереван, Баку, Харьков, Днепропетровск, Алма-Ата, Кишинев, Симферополь, Вена, Хельсинки, Нант, Стамбул, Мюнхен и других.

Концерты В. Гинзбурга проходили в залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского (Москва) и Санкт-Петербургской филармонии, в Международном Доме Музыки (Москва), залах «Bösendorfer» (Вена) и Gasteig (Мюнхен), во дворце «Finlandia» (Хельсинки) и других.

В 2017 году прошел повышение квалификации в МГК по дополнительной профессиональной программе «Отражение культурно-исторических процессов в фортепианной музыке XX века» (руководитель доц., композитор Соколов И. Г.)

Научные труды. Издания. Публикации:

Является соавтором учебных программ по курсу общего фортепиано. Составителем учебных пособий по чтению нот с листа в 2 и 4 руки, составителем и редактором сборника статей «Произведения композиторов ХХ века: вопросы интерпретации» (М., 1996). В переводе В. Гинзбурга опубликованы:

  • Рамю Ш. «Воспоминания об Игоре Стравинском» [фрагмент] (перевод с франц. и предисловие) («Советская музыка». 1990, № 3; «Музыкальная академия», 1993, № 4)
  • «Интервью Яши Хейфеца» [фрагмент] (перев. с англ.) («Советская музыка». 1990, № 4)
  • Бенуа А. «Концертмейстер» [фрагмент] (перев. с англ.) («Музыкальная академия», 1997, № 1)

Дискография:

В ансамбле с А. Рудиным имеет фондовые записи на радио и телевидении, грампластинку («Мелодия», 1983) и несколько компакт-дисков:

В 2002 г. в США вышел CD «Арии из опер и романсы» в исполнении Заслуженной артистки РФ Н. Чередниченко (сопрано) в сопровождении В. Гинзбурга (фортепиано). (Архивная запись).

В 2003 г. к 25-летию совместной творческой деятельности ансамбля с А. Рудиным вышел CD с записями Гостелерадиофонда, в который вошли произведения для виолончели и фортепиано: Р. Шуман «Три фантастические пьесы», Н. Мясковский Сонаты №№ 1, 2, Б. Мартину Соната № 1.

В 2004 г. в исполнении А. Рудина и В. Гинзбурга была записана на CD «Фантазия на русские темы К. Давыдова» (СБА «Gala Records», запись с концерта в Доме музыки).

В этом же году фирма «Cello Classics» (Великобритания) выпустила компакт-диск из произведений Н. Мясковского в исполнении А. Рудина и В. Гинзбурга.

В ансамбле с Е. Семеновой (скрипка) на CD в БЗК была записана Мазурка си минор Э. Изаи (Фонд скрипичного искусства, 2004).

В 2006 г. фирма «Vista Vera» выпустила компакт-диск из произведений А. Черепнина в исполнении А. Рудина (виолончель) и В. Гинзбурга (фортепиано).

В 2008 г. фирма «Cello Classics» выпустила CD «Capriccioso», в котором В. Гинзбург в ансамбле с А. Рудиным исполняет произведения Й. Брамса и К. Сен-Санса.

В 2009 г. фирма «Classical records» выпустила двойной альбом из произведений С. В. Рахманинова, где В. Гинзбург исполняет Сонату № 1 и Сюиты для 2-х фортепиано №№ 1 и 2 в ансамбле с Э. Карпуховой.

, Москва) - советский пианист .

К столетию Гинзбурга, определяя его место в истории русского пианизма, современный специалист утверждает:

Гинзбург представляется последним мастером классического рояля , инструмента, освящённого работой и именем Листа . Последним, а вместе с тем, если говорить о совершенстве самого художественного организма классического рояля, оживающего под пальцами исполнителя, - может быть, и вершинным его мастером. Замечательные исполнители новых поколений, вышедшие на сцену в последней трети XX века - мастера другого инструмента, после-классического рояля. В этих поколениях меняется даже типическая конституция рук пианиста: рука становится суше, сообразно росту ударного компонента в интонативном спектре фортепианного звука. Тогда как руки Гинзбурга принадлежали еще классическому типу пианистических рук, одетых мышечной плотью, выделяясь своей гармонической красотой, сами по себе представляясь произведениями искусства .

Литература

  • Г. Р. Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. Яковлев М. – М.: Сов. композитор, 1984.
  • Черников О. Жил на свете рыцарь бедный // "Музыка и время". - 2001. №7.
  • О.Черников. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Издательство: Феникс, 2011 г. Твердый переплет, 224 стр.
Рассказать друзьям