Кто такой мика морозов. Ирония судьбы. Последний день Мики Морозова. Портрет, написанный Серовым

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Валентин Александрович Серов.МИКА МОРОЗОВ, 1901. Холст, масло. 62,3х70,6. Третьяковская галерея.

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова.
Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Перед нами ребенок, сидящий на стульчике. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза. Такими художники писали амуров и купидонов. Внимание зрителя концентрируется на лице Мики. Широко открытые, блестящие глаза, розовые щеки, полуоткрытый рот.

Герой увлечен происходящим вокруг. Судя по всему, кто-то рядом пытается удержать внимание ребенка, добиться от него неподвижности. Еще одно мгновение и он бросится навстречу чему-то новому, необычному, интересному.Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет.

Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.

Серов откровенно пренебрегает окружающим интерьером, фоном, деталями. Для него важным является лишь это детское мгновение познания окружающего мира, непосредственность, естественность, открытость, - те самые качества, которые так хорошо скрывают люди взрослые.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глаза, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ МОРОЗОВ.

В советские годы он литературовед, театровед, педагог, переводчик, посвятивший всю жизнь изучению творчества Шекспира, один из основателей советского научного шекспироведения.Английский язык и литературу изучал в Великобритании. Вернувшись в Россию, окончил филологический факультет Московского университета.

С 1920-х годов работал в театре как режиссёр, читал лекции по истории театра, занимался переводами. Позднее работал преподавателем английского языка, читал лекции по истории английской литературы на английском языке. Подготовил издание «Гамлета» на английском языке, кроме подробного комментария Морозов включил в книгу также специально созданный для неё словарь.

Михаил Михайлович много ездил по стране, проводя обсуждения постановок пьес Шекспира в национальных театрах. Он как-то сразу находил общий язык с актерами, постановщиками, легко схватывал местный колорит. В Грузии, в Армении, в Осетии, в Узбекистане он становится настолько своим, что иной раз трудно было отличить его от местных жителей.

М. М. Морозов обладал поразительной работоспособностью. Бывало, его просили написать статью побыстрее, указывали срок - несколько дней. Он смотрел на часы и говорил: "Можете прислать за статьей через два часа". Работал он сосредоточенно, не отвлекаясь.
Лекции он никогда не читал "по бумажке". Обладая феноменальной памятью, он с блеском мог произносить монологи Гамлета, Лира, Отелло не только на русском языке, но и на английском, который знал в совершенстве. Очень любил читать пьесы Ростана наизусть по-французски.

Ему нравился перевод пьесы "Сирано де Бержерак", сделанный Т. Л. Щепки-ной-Куперник. Особенно восхищала его строка: "Мы с солнцем в крови рождены". Очень любил он Мольера. С Т. Л. Щепкиной-Куперник ему довелось общаться и в связи с постановкой в Ермоловском театре пьесы "Как вам это понравится" в ее переводе.

Весной 1951 года Михаил Михайлович был назначен главным редактором журнала "Новости" ("News"). Журнал выходил на английском языке и освещал важнейшие события международной жизни. Он с огромным увлечением отдался и этой новой для него работе. Гордился признанием своей нужности, полезности Советской Родине.

Радовался тому, что был буквально "нарасхват", что был он нужен и театрам, и переводчикам, и студентам, и издательствам. "Если бы не было революции, из меня бы ничего не вышло", - любил повторять он. Работа была ему необходима как воздух. "Человек с огнем и талантом" - назвал его Б. Л. Пастернак.

Михаил Михайлович получал приглашения от университетов Англии и Америки, к нему обращались за советами ученые Оксфорда, Кембриджа и Колумбийского университета, зарубежные писатели. Две его книги были изданы в Лондоне на английском языке: "Метафоры Шекспира как выражение характеров действующих лиц" и "Шекспир на советской сцене" с предисловием крупнейшего шекспироведа Англии Джона Довера Уилсона, который высоко оценил творческую деятельность русского советского шекспироведа, "сумевшего в своих работах органически соединить науку о Шекспире и театр".

И сам Михаил Михайлович был самобытным, артистичным человеком. Он обладал органичным талантом перевоплощения: надевал цилиндр и брал тросточку - перед нами представал типичный европеец; чалма превращала его в араба или индуса (прабабка его была индуска, портрет ее тогда находился в частной коллекции Е. В. Гельцер). Преображался не только внешне, он и по сути своей как бы становился другим человеком. Чувство юмора было присуще ему в самой высокой степени. Смеялся от души, очень громко, с удовольствием.

По выражению С. Я. Маршака, Михаил Михайлович "совмещал в себе образы многих шекспировских героев - от Гамлета до Фальстафа". В нем была и нескончаемая доброта и трогательная нежность, очень любил он животных.

Поражал даже иностранцев глубиной и безукоризненностью знаний языков, свободно владел ими в любой аудитории, английский же просто считал вторым родным своим языком. С двухлетнего возраста он занимался с гувернанткой мисс Маквити, затем учился в летной школе в Англии. Родословную вел от англичанки Индж; кроме индусской, насчитывал в себе много различных кровей: и армянскую (Эларяны), и немецкую (Левенштейн), и, конечно же, русскую - Мамонтовых и Морозовых.

Отдыхая от работы (что бывало чрезвычайно редко), Михаил Михайлович любил посидеть за шахматами. Играл он превосходно, был мастером первой категории. Очень любил музыку; мать его, Маргарита Кирилловна, была ученицей А. Н. Скрябина, дом их всегда был наполнен музыкой. Любимым композитором Михаила Михайловича был Шуберт с его ясной и прозрачной мелодикой.

В последние годы жизни сердце Михаила Михайловича начало сильно сдавать. Пока он не был главным редактором журнала "Новости", мы подолгу жили под Москвой. Михаил Михайлович любил природу, особенно лес, здесь он успокаивался, начинал писать дневник, возобновил даже писание стихов, которыми увлекался в юности. В домашней обстановке, особенно на даче, на природе, он часто бывал очень тих, задумчив, зачитывался Эпиктетом, любимым своим философом...

Михаил Михайлович умер 9 мая 1952 года. Он сидел за письменным столом, готовил статью для своего журнала. Писал о международной солидарности рабочего класса. Жизнь оборвалась на словах: "Рабочий у станка...". Это была его последняя статья ("Первое мая". - "Новости", 1952, № 9).

Урок по картине В.А. Серова "Мика Морозов"(1901)

Задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, с творчеством В.А. Серова;

Формировать познавательные УУД на основе использования различных способов работы с информацией.

1. Актуализация знаний учащихся. Создание ситуации успеха.

    Если на картине изображен человек, как называется такая картина?

    Портреты каких людей писали художники?

Всегда ли эти люди были знаменитыми? Знакомство с жанром
живописи - портретом.

Только ли внешность человека воспроизводит художник? Может ли он показать его внутренний, духовный мир, черты характера?

2. Знакомство с выдающимся художником-портретистом В.А.Серовым.

Валентин Александрович Серов был выдающимся портретистом, во многом определившим пути развития русского изобразительного искусства в XX веке.

Уроки И.Е.Репина в детстве, занятия в Академии художеств с замечательным педагогом П.П.Чистяковым дали Серову серьезную профессиональную подготовку.

Уже ранняя его картина «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, когда Серову было всего 22 года, явилась значительным событием в русском искусстве.

Серова привлекали детская психология, непосредственность душевных движений, детская наивность, своеобразная «неиспорченность». Эти качества выступают как незыблемые достоинства человека, неизменно ценные. Один из таких детских портретов считается одним из лучших в мировом искусстве.

3. Беседа по содержанию картины

Что вы видите на этой картине?

Как вы думаете, кто это? Что вы можете о нем сказать? (При рассматривании этого портрета учащиеся редко приходят к единому мнению: одни считают этого ребенка мальчиком, другие - девочкой. Для того чтобы споры не были беспредметными, сообщаем название картины.)

Как вы думаете, от какого имени образована ласковая форма Мика? (Это один из вариантов имени Михаил. Полностью мальчика звали Михаилом Михайловичем Морозовым, он был сыном Михаила Абрамовича Морозова, известного покровителя художников и писателей, коллекционера произведений русской и французской живописи новейшего времени),

Что происходит на этой картине?

Что мальчик мог увидеть перед собой? Увиденное его испугало, удивило или обрадовало?

Когда и где это происходит? Что позволяет вам так думать? Как это можно определить? Как вы думаете, почему художник изобразил Мику в такой одежде и позе? Какое это может быть время суток?

Сколько лет этому мальчику? (Обращаем внимание, что мальчик еще маленький. Кресло, в котором он сидит, ему явно велико. У него детское выражение лица, пухлые губки, приоткрытый рот. Зная дату рождения мальчика -1897 год - и дату написания картины - 1901- можно сказать точно, что ему всего четыре года).

Каким нам показывает мальчика художник? Опишите его лицо, позу, одежду. Мы не видим его ножек, но попробуйте определить, обут ли мальчик.

Какое настроение вызывает у вас этот портрет? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

Попробуйте определить, что заинтересовало художника в его герое.

Что служит фоном для фигуры мальчика?

Какие средства для создания образа героя использует художник? Каких тонов в картине больше, светлых или темных?

Интересно, может ли что-то помочь нам убедиться в том, насколько мы правильно угадали характер Мики? В книге Людмилы Третьяковой о Маргарите Кирилловне Морозовой - матери Мики Морозова - рассказывается о нескольких случаях из его детства, характеризующих его как фантазера, ребенка чрезвычайно любознательного, непосредственного, веселого, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Например, такой эпизод: «Мику тяпнула невесть откуда взявшаяся дворняжка. ... Мика вопил во весь голос, довольный всеобщей паникой. Мать строго приказала ему замолчать и впредь не приставать к животным, если не хочет быть за это наказан. Тот мгновенно умолк. Царапину обильно залили одеколоном и по требованию потерпевшего многослойно обвязали куском полотна. Мика, вжившись в роль героя Полтавской битвы, тут же полез по лестнице на крышу показывать рану кровельщикам. Сестры его громко обсмеяли». /С.346/.

5. Анализ характера героя картины. Лексико-орфографическая подготовка.

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом мальчике? Какие черты характера показались ему самыми важными? Какие из этих черт могли сохраниться у взрослого Михаила Михайловича Морозова? Для этого составим характеристику героя с помощью лучевой модели (вокруг центрального круга с указанием имени героя дается описание внешности героя картины, его поведения, черт характера, нашего к нему отношения.)

Итак, мы постарались определить, какие черты внешности могли сохраниться у взрослого Михаила Морозова: темные глаза, высокий лоб, кудрявые, пышные волосы, порывистые, быстрые движения. Наверное, он и взрослым сохранил свою любознательность, умение быть вдумчивым и внимательным, непосредственность и живость характера. Возможно, этот человек выбрал такую профессию, где эти качества являются необходимыми.

Сравним наши предположения с воспоминаниями знавших Морозова людей.

Действительно, Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) стал известным критиком, переводчиком, исследователем великого английского драматурга и поэта Вильяма Шекспира.

Вот так давным-давно Валентин Серов те черты, которые человек сохранил всю свою жизнь. В таком предвидении и заключается магия большого искусства.

    Составление сравнительной характеристики.

    Составление плана сочинения. 8.Написание сочинений.

9. Презентация детских работ.

Детские сочинения

Художник Серов с детства увлекался рисованием. Он любил писать портреты семьи Морозовых. Одну из этих, картин мы рассматривали на уроке.. На одном из них изображен

На темно-зеленом фоне изображен высокий деревянный стул, на котором сидит наш герой, мальчик Мика. На вид ему около пяти лет. Из окна на него падает луч утреннего солнца. Глаза у Мики карие, большие, брови тонкие, губы розовые - бантиком, носик остренький. Волосы кудрявые, темно-русые. Характер у мальчика добрый, открытый, спокойный - это видно из образа, который создал художник.

Картина мне показалась волшебной, в ней мальчик похож на маленького принца. У него загадочные глаза, и если бы он заговорил, то и голос его был бы хрустальный. Я сравнила Мику с двоюродным братиком Андрюшкой, он очень похож на него и внешностью и своим поведением. Мне эта картина очень понравилась, я считаю, что Серов любил и умел рисовать детей.

Князевич Л.

В. Серов

«Мика Морозова»

Художник Серов часто рисовал семью Морозовых. Семья Морозовых была известна в России. И художник нарисовал маленького мальчика. Его звали Мика Морозов. Ему было около пяти лет. Он сидел на большом стуле. И держался за перила. И пытался слезть. Мика находился в мрачном помещении. Я считаю, что там делали ремонт. Мика, наверное, спал, и его разбудил лучик света. Он не понял, что это такое, и встал или увидел под елкой подарок.

У Мики были запутанные кудрявые волосы после сна. Лобик у него небольшой, открытый. Бровки тоненькие, приподнятые. Глазки карие, удивленные. Нос остренький. Щечки пухленькие, розовенькие. Маленькие ушки. Губки алые, бантиком. Одежда у Микки - беленькая пижамка вроде комбинезончика с круглым воротничком. У него такая смешная поза, он так удивленно смотрит, как будто хочет слезть со стула и побежать на улицу. Если к нему приглядеться, то характер у него подвижный, сразу видно, что шалун, но добрый и хороший мальчик.

Мне очень понравилась эта картина потому, что мальчик был, по моей версии, шалун, и поэтому очень похож на меня. Ведь я в детстве была такая же шалунья. (Поленова Вика).

Литература

Морозов М.М. Избранные статьи и переводы. Предисловие Р.М.Самарина. М., ГИХЛ, 1954.

Третьякова Л. Графская любовь. М.:Виконт-МВ, 2010. -480с.

Есть ли у нас возможность узнать, насколько правильны наши предположения? Для этого прочитаем воспоминания исследователя творчества Серова И.В.Долгополова, где рассказывается эпизод, случившийся с известным художником Николаем Соколовым (одним из Кукрыниксов): «Шла Великая Отечественная война. Художники /Кукрыниксы/ жили в Москве. Создавали «Окна ТАСС», рисовали острейшие карикатуры в газетах. Иногда в свободные дни посещали специальные среды в Центральном Доме работников искусств, где давались концерты, шли просмотры фильмов...

И вот однажды Соколов увидел здесь очень знакомого человека, но никак не мог вспомнить его имя. Пожилой мужчина с всклокоченной, вихрастой седой головой сидел в кресле, чуть привстав и слегка приоткрыв рот, внимательно слушая выступающего артиста.

Николай Александрович спросил в антракте у приятеля: «Кто этот мужчина?» Ему ответили, что это критик Михаил Морозов.

Словно молния прорезала память Соколова: «Да ведь это постаревший серовский Мика Морозов!»

В предисловии к книге М.М.Морозова Р.М.Самарин писал: «От встреч с М.М.Морозовым и от его выступлений всегда оставалось впечатление страстности, убежденности, горячей заинтересованности в том, чем он занимается. Человек деятельный и творческий, одаренный тонким пониманием искусства, блестящий лектор и стилист, он полностью нашел себя в любимой работе -многостороннем изучении Шекспира, которому и была отдана его жизнь...» /1/.

Знавшие его люди отмечали его природную одаренность и огромную эрудицию, неутомимую энергию и упорство, постоянную доброжелательность в отношении к людям и артистизм натуры, что вызывало со стороны окружающих глубокое уважение и искреннее расположение.

«Все в нем было броско и ярко: остро глядящие черные с блеском глаза, звучный голос, громкий смех...Мы неизменно узнавали в нем того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребенка, «Мику Морозова», которого так чудесно изобразил великий художник Валентин Серов», - вспоминал хорошо знавший Михаила Михайловича С.Я.Маршак/Цит. по: с.441-442/.

«Морозова называли человеком «с талантом и огнем». Наверное, он был счастлив, поскольку видел мир как поэт и философ, не устававший восхищаться вечной красотой мира, сожалевший лишь о краткости бытия, отпущенного, чтобы насладиться ею». /С.444/.

Всем привет! Нам в школе дали задание написать сочинение для 4 класса по картине В.А. Серова “Мика Морозов”, но я его не читал, я играл в сони плейстешн, а теперь не знаю как быть. Помогите найти готовое сочинение, а то везде платно, а мне завтра утром надо.

Ответ :

Сочинение по картине В. А. Серова “Мика Морозов”.

Валентин Александрович Серов – знаменитый русский художник – получил хорошее художественное образование. Среди его работ можно найти картины разных жанров. Но основу его творчества составлял портрет. Серова считают мастером детского портрета, когда художнику удается добиться естественности в облике ребенка.

В целой галерее знаменитых портретов выделяется картина “Мика Морозов”. На ней изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике Морозову всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мальчик, похоже, только что проснулся. На нем еще надета ночная рубашка. Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. Светлая кожа ребенка производит впечатление чистоты и детской непорочности. Она гладкая и бархатистая. На щеках играет легкий румянец Большие, темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты. Они с нетерпением и в то же время с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия.

Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег. Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: “Когда же я пойду играть?” Он и сидит на краешке кресла. Такое впечатление, что он намеренно так сел, чтобы, как только последует разрешение, быстро убежать по своим детским делам.

Мика чем-то неуловимо напоминает птицу, готовую сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении. Так и мальчик вот-вот сорвется с кресла и умчится в детскую, откуда будет раздаваться вскоре звонкий детский голосок, веселый смех и щебетание. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность.

Картина В.А. Серова “Мика Морозов” построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной. Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту и невинность маленького существа, так внимательно наблюдающего за действиями художника.

Портрет Мики Морозова производит на зрителя сильное впечатление. Восхищает мастерство В.А. Серова. Вызывает умиление герой картины.

Описание внешности по картине В. А. Серова “Мика Морозов”.

Созданный в 1901 году замечательный детский портрет Мика Морозов принадлежит к числу шедевров в творчестве Валентина Александровича Серова. Герой картины пятилетний сын крупного промышленника и талантливого мецената М. А. Морозова Михаил, или Мика, как звали его в домашнем кругу. Художник стремится раскрыть сложный внутренний мир ребёнка, передать необыкновенную живость натуры портретируемого. Белый цвет его рубашки символизирует душевную чистоту и свежесть мировосприятия. Легкий румянец на щеках, полуоткрытые губы в совокупности с живым взглядом демонстрируют эмоциональный порыв Мики, его стремление к внешнему миру. Серов добивается подвижности модели портрета за счет контрастного сочетания вертикально расположенных стоек кресла и фигуры мальчика с наклонными линиями подлокотников. Импрессионистическая манера, в которой выполнен портрет Мики Морозова, позволила Валентину Александровичу Серову мастерски запечатлеть на полотне мгновения счастливого, безоблачного детства.

Серов создал, умный, серьезный и правдивый портрет Мики Морозова. Ребенок сидит в глубоком кресле, отчего его фигурка кажется еще более хрупкой. Холодный белый тон костюмчика подчеркивает теплоту смуглого лица, румяна щек, ярких губ, переливающихся бронзой пушистых волос. Рот слегка приоткрыт. Какая-то мысль рождается в детской голове. Во всем облике Мики чувствуется движение, взволнованность, нетерпение и любопытство. Особенно это состояние подчеркивается широко раскрытыми глазами, распахнутыми миру. Поза мальчика также выражает эту внутреннюю энергию: кажется, вот-вот соскочит он с кресла, побежит, и мы услышим его звонкий, как колокольчик, смех. Краски, которые использует художник, выражают настроение картины и ее душу, от белого тона костюмчика мальчика, его золотисто-коричневой фигурки до темно-коричневого фона.

Свободная композиция картины дала возможность Серову показать четырехлетнего ребенка в движении, захваченного изменчивостью впечатлений.

В данной подборке Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения о картине Серова: для дам и для молодых людей. Каждый из них подкрепляется планом. Если данные работы не подошли Вам, напишите причину этого недоразумения в комментариях. Приятного просмотра!

Для девочек

(185 слов) Портрет – тонкое искусство, требующее от художника напряжения всех его творческих сил. Поэтому очень приятно встретить красивое и верное изображение человеческого лица. Моим любимым примером картины этого жанра является работа В. А. Серова «Мика Морозов».

На полотне нарисован мальчик лет шести. Он сидит в длинной белой рубашечке на большом сиденье. Его руки крепко впились в ручки стула. Видимо, он что-то заметил вдалеке, и его взгляд напряженно следит за тем, что зритель не видит. Его нежный рот приоткрыт. Особенно сильно на картине выделяется его прическа: рыжие кудри обрамляют детское лицо. Цвет этого лица тоже привлекает внимание. Оно румяное, свежее, розовое. По нему сразу видно, что мальчик здоров и активен. Темные глаза ребенка контрастируют со светлой кожей. У зрителя создается впечатление, что маленький озорник оживляет своим присутствием всю комнату: серую и хмурую. Но видно, что мальчик устал позировать, и рвется к играм. Смотря на эту репродукцию, я и сама вспомнила, как не любила фотографироваться в детстве.

Мне очень понравилась картина В. А. Серова, потому что он сумел живо и красочно изобразить ребенка. Он наверняка не мог усидеть на месте, позируя художнику. Передать даже это состояние натурщика – настоящее мастерство.

План сочинения по картине «Мика Морозов»:

  1. Вступление (Жанр картины и мое мнение о нем);
  2. Основная часть (Описание полотна);
  3. Заключение (Мое мнение о портрете).

Для мальчиков

(180 слов) Картина В. А. Серова «Мика Морозов» — портрет. Этот жанр живописи особенно сложен, ведь не все люди могут правильно позировать, да и сам художник изрядно утомляется за целый сеанс. Именно поэтому я очень ценю мастерство живописцев, способных оживить героя на своем полотне.

На картине В. А. Серова изображен маленький мальчик в ночной рубашке. Белый цвет его одежды контрастирует с темным фоном стены и мрачностью комнаты. Также колорит полотна привлекает внимание за счет ярких акцентов: рыжие волосы ребенка, темные глаза на розоватой коже, пестрое покрывало на спинке стула. Поза героя говорит о том, что он напряжен, устремлен куда-то вдаль. Его пальцы впились в поручни, как будто он готовится встать и уйти туда, куда он пристально смотрит. Мальчик непосредственен, он не хочет произвести впечатление. Живописец как будто украдкой вырвал этот миг из жизни Мики Морозова, который и не знал, что его рисуют.

Мне понравилась картина «Мика Морозов», потому что от нее веет радостью и озорством первых лет жизни. Тогда человек живет в своем внутреннем мире, не осознавая, что происходит вокруг. Художнику удалось передать в лице ребенка непосредственность и свежесть волшебной поры детства.

План сочинения-описания портрета:

  1. Вступление (Жанр картины и мое отношение к нему);
  2. Основная часть (Описание портрета);
  3. Заключение (Мое впечатление о полотне).

Валентин Александрович Серов (1865-1911) - один из самых блестящих русских портретистов, который вольно или невольно так глубоко проникал во внутренний мир своих моделей, что некоторые боялись заказывать ему свои портреты. Взгляд его глаз пугал даже родную мать, что она даже просила сына не смотреть «так». А маленький мальчик даже не обратил внимания, как на него смотрят. Это был Мика Морозов. Картина Серова запечатлела его на века.

Семейство Морозовых

Михаил Абрамович Морозов происходил из богатейшей семьи московских купцов.

Но он не стал заниматься семейным делом. Закончив гимназию, он поступил в Московский университет. Его привлекали история и филология. Он женился в ту пору, когда был совершенно молод и еще учился. Михаилу Абрамовичу был всего двадцать один год, невесте, бесприданнице, исполнилось всего восемнадцать. Ее звали Маргарита Кирилловна Мамонтова. Она также происходила из известной купеческой фамилии.

Это была самая красивая девушка в Москве. 10 ноября 1891 года состоялось таинство венчания в церкви на Большой Никитской. Праздновали свадьбу шумно в ресторане "Эрмитаж". Вечером молодые уехали в Петербург. прошел в северной столице. Через шесть лет у них родится сын - Мика Морозов.

После свадьбы

Потом были Париж, Ницца. Монте-Карло. У них были неординарные соседи. например, или морганатическая вдова императора Александра II, княгиня Е.М. Юрьевская. Спустя полгода Морозовы вернулись в Россию и купили в

Их дом был, как говорится, полной чашей. На балы или приемы к ним приезжали по 200 гостей. Они имели дом в Париже. Любили путешествовать по Европе и Северной Африке. В Калужской губернии у них была очаровательная усадьба Турлики в сосновом лесу недалеко от речушки Протвы.

Частый гость их дома, гениальный художник позже напишет их сына. Это будет Мика Морозов. Картина Серова попадет в самую престижную галерею русской живописи.

Михаил Михайлович Морозов

В такой открытой всем современным веяниям семье родился вьюжным февральским днем 1897 года Мика Морозов. Он был баловнем судьбы с детства. Получил хорошее образование, совершенствовал английский язык в Британии. Так же, как и отец, закончил Московский университет. Несмотря на его происхождение, судьба его хранила от репрессий. В СССР он мирно занимался историей театра. Делал переводы, написал книгу из серии «Жизнь замечательных людей: Шекспир». Положил начало научному шекспироведению у нас в стране. Подготовил и издал «Гамлета» на английском языке с подробными комментариями.

Его часто приглашали в театры в качестве консультанта. Был главным редактором журнала News, который выходил на английском.

Неожиданная смерть

В 1952 году шла подготовка к встрече в Кремле с русскими промышленниками, такими, как Рябушинские, Гиршманы, Елисеевы, Мамонтовы и другими. Для их встречи предложили кандидатуру гостеприимного хозяина - М.М. Морозова. Он и сам происходит из купеческой семьи и свободно владеет европейскими языками и вполне благонадежен, хоть человек и беспартийный.

Микоян обрисовал задачи, стоящие перед ним, и заодно выяснил, что на ничтожную зарплату в коммунальной квартире он не сможет достойно принять гостей. Поэтому было доведено до его сведения, что его снабдят приличной одеждой, у него будет престижная должность с высоким окладом, достойная квартира на Кутузовском или на Фрунзенской набережной. В состоянии шока его привезли на правительственной машине домой. Соседи и близкие были просто ошарашены. А Михаил Михайлович прилег отдохнуть. Он был взволнован и очень устал. И тут случился инфаркт. Его сердце не перенесло таких потрясений, и Мика Морозов скончался.

Портрет, написанный Серовым

Перед нами очаровательный ребенок, который внешностью пошел в ангелоподобную матушку - Михаил, а по-домашнему Мика Морозов. Ему четыре года. Малыш присел на краешек стула, высоковатого для него. Кажется, что еще миг, и его как ветром сдует. Он побежит по своим важным мальчишеским делам. Взор горит, алые губы красивого рисунка полуоткрыты, кудрявая копна волос на голове с трудом поддается расческе, розовые щеки горят от предвкушения радостей нового дня.

Белоснежная одежда совершенно проста и не сковывает движений подвижного мальчугана. Так выглядит Мика Морозов. Картина Валентина Серова показывает его как на ладони. У него у самого подрастала стайка мальчишек. Интерьер живописцу не интересен. Он ничего не выделяет - ни стул, ни темноватые стены, все просто служит фоном этому юному лучику света, которым является Мика Морозов. И все внимание приковывается к той задаче, которую поставил перед собой живописец. Зритель должен представить себе чистое и юное существо. На портрете мы видим Мика Морозова. Серов при минимуме средств виртуозно справился со своей задачей.

Сочинение «Мика Морозов»

В 1901 году Валентин Серов, в чьем творчестве очень большое место занимали портреты, наблюдал за сыном известного мецената М.А. Морозова. Он написал портрет маленького Мики Морозова. Ему шел только пятый год. Это один из лучших детских портретов в русской живописи. Сейчас он находится в Третьяковской галерее.

Как всегда, художник средствами живописи передает душевное состояние своей модели, ее внутренний мир. Живость и подвижность маленького Мики, его стремление не задерживаться на месте переданы позой, которая вся устремлена вперед. Кроме того, на стуле малыш удобно не сидит, он находится на его краешке. Он готов в любой момент, когда разрешат, вскочить и побежать. Нетерпение, любопытство исходят даже от неподвижной фигурки ребенка. Белый цвет рубашки отражает чистоту и невинность Мики. Он также подчеркивает его смугловатую, тронутую легким загаром нежную кожу, румянец на щеках, яркие полураскрытые губы, легкие кудрявые отливающие золотом волосы. Весь облик Мики контрастирует с выбранным нейтральным фоном, чтобы ничего не отвлекало зрителя от изображенного мальчика. Серов поразительно точно остановил мгновение счастливого детства. На этом можно закончить сочинение «Мика Морозов».

Рассказать друзьям