Возрастная педагогика и психология: Ж. Пиаже. Теория когнитивного развития личности Ж. Пиаже и концепция развития нравственных суждений Л. Колберга

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Морально-нравственное развитие в работах Ж. Пиаже и Л. Колберга Выполнил: Хотулев Н. С. , 371 гр.

Проблема нравственности представлена в рамках трех направлений: психоаналитического бихевиористического когнитивного (Ж. Пиаже 1994; Кольберг Л. , 1969.). Исследование: генезис механизмы факторы и средства формирования

В когнитивном направлении рассматривается проблема развития нравственного сознания, взаимосвязь развития интеллекта и формирования нравственных убеждений. Развитие и функционирование морального сознания непосредственно связано с поэтапным формированием познавательных способностей

Морально-нравственное развитие в работах Ж. Пиаже Жан Вильям Фриц Пиаже - швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. 9 августа 1896 г - 16 сентября 1980 г

Основные положения теории: этика - система правил, действующих в определенной общественной формации единственным источником морали - одобрение со стороны общества. по мере развития морального сознания роль операционального мышления возрастает от объективной ответственности - к субъективной ребенок начинает считать мотивы или намерения более важными, чем последствия поступка. выяснение нравственной стороны социальных отношений, противопоставление желаемого и должного - все это ведет к улучшению отношений в обществе, к формированию истинного равенства и сотрудничества.

Принципы интеллектуального роста: q Адаптация: q Ассимиляция - усвоение внешних событий и преобразование в мысленные события или мысли Аккомодация приспособление мысленных структур к новым аспектам мысленного окружения Организация структурирование, усложнение и интеграция разум Поэтапная интериоризация схем поведения Изменение субъекта через познавательную деятельность

Изучая отношение детей к правилам игры, а также с помощью разработанного метода клинической беседы, Ж. Пиаже выделил стадии развития морального сознания ребенка: стадия гетерономной морали (следование этике принуждения) стадия автономной морали (этика сотрудничества).

Стадия гетерономной морали (этика принуждения): v понимание морали носит абсолютный, жесткий характер v правила являются неизменными v наказание неизбежно v эгоцентризм мышления v оценка моральности поступка производится в соответствии с тем, что запрещено.

Стадия автономной морали (этика сотрудничества): v моральные правила принимаются добровольно v Правила являются видом общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия v появление децентрации мышления v оценка моральности поступков производится уже на основе понимания мотивов и желаний другого

Мотивы и причины моральных суждений Основывающиеся на возможных последствиях поступка (объективные суждения) Учитывающие намерения или мотивы (субъективные суждения) По мере развития морального сознания роль операционального мышления у детей возрастает что продвигает их от объективной ответственности к субъективной и ребенок начинает считать мотивы или намерения более важными, чем последствия поступка

Критика: q Д. Даркин: возрастные границы стадий развития морального сознания - подростки могли давать ответы, соответствующие более ранней стадии (этике принуждения по Ж. Пиаже) q Мак-Рей: зависимость развития морального сознания от принадлежности к тому или иному слою общества роль эмоционального аспекта в усвоении нравственных норм. q Р. С. Джонсон: зависимость формирования моральных суждений от степени зрелости родительских установок относительно морали

Морально-нравственное развитие в работах Л. Колберга Лоренс Кольберг - американский психолог, специалист в области психологии развития. Один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории развития нравственности. 25 октября 1927 - 19 января 1987

Задачи когнитивно-эволюционной теорию морализации определение соотношения уровня морального развития во взаимодействии среды и индивида выявление механизма процесса перехода от одного уровня к другому определение формы осуществления связи между когнитивными структурами и моральными чувствами, моральным поведением субъекта.

Отличия от теории Ж. Пиаже исследуемый период - подростковый возраст развитие морального сознания в течение всей жизни человека и не зависит от религиозных, национальных и статусных различий. моральное сознание в основном формируется через взаимодействие с окружением, а не просто усваивается извне три уровня развития моральных суждений, которые, в свою очередь, разделяются на две стадии

Доконвенциональный (доморальный) уровень Стадия гетерономной морали: до 3 лет ориентация на наказание основной мотив - это избегание нарушения правил Стадия индивидуализма: от 4 до 7 лет следование правилам происходит при соответствии собственным интересам личности.

Конвенциональный (традиционный, этика соответствия общепринятым нормам) стадия взаимного межличностного ожидания (этика хорошего человека) стадия социальной системы и совести (этика поддержки власти). 7 -10 лет 10 -12 лет основной мотив - избегание неодобрения окружающих, выполнение обязанностей, с которыми человек согласен. основная потребность - быть хорошим человеком в собственных глазах и глазах общества. основной мотив - сохранять жизнь учреждения и избегать разрушения системы беспокойство об интересах общества.

Постконвенциональный уровень стадия социального договора и индивидуальных прав (этика демократически воспринятых законов) 13 -17 лет понимание существования множества ценностей и мнений большинство ценностей и правил соответствует общечеловеческим. основной мотив - завоевание уважения другого субъекта или общества. стадия универсальных этических принципов (этика индивидуальных принципов поведения). возраст от18 лет осуществляется следование самостоятельно выбранным принципам

Практическое применение М. Блатт: q q развитие моральных суждений поддается педагогическим воздействиям условием для ускоренного перехода на следующую стадию морального развития служит: наличие когнитивного конфликта, наличие моральных знаний обсуждение моральных вопросов, превышающих актуальный уровень морального развития. Берковиц и Гиббз: o через обмен идеями, суждениями в области морали, перефразирование мнения других происходит включение размышлений в регуляцию собственного поведения.

Критика теории нравственного развития Кольберга Обязательно ли нравственное суждение приводит к нравственному поведению? Является ли справедливость единственными аспектом нравственного суждения, который мы должны рассматривать? Не уделяет ли Кольберг чрезмерное внимание западной философии?

Ж. Пиаже выделил две стадии морального развития человека, основное различие между которыми состоит в ориентации при определении «хорошего-плохого» на чей-либо авторитет или непосредственно на систему моральных норм (Николаева, 1995).

Первая стадия была названа им «моралью принуждения» и характеризовалась следующими особенностями.
- Эгоцентризм, неумение посмотреть на ситуацию глазами другого человека, оценить его желания и мотивы поведения.
- Зависимость от мнения взрослого человека, послушание власти. В возрасте от 5 до 8 лет ребенок ориентируется на мнение взрослых при определении справедливого, правильного, морального. Он оценивает поступки других людей в зависимости от мнения авторитетного лица. Содержание моральной сферы составляют запреты, услышанные от взрослых.
- Восприятие запретов как неизбежных и абсолютных благодаря тому, что они исходят от авторитетного лица. Понимание ценности правил, исходящих от взрослого, усиливается наказанием, следующим за их нарушением.
- «Реализм» в восприятии моральных запретов. Ребенок рассматривает моральные нормы как часть физического мира. По его мнению, их нарушение вызывает изменения в окружающей среде.
Вторую стадию - «мораль кооперации» - отличают следующие особенности.
- Децентрация, способность встать на точку зрения другого человека, понять его желания и мотивы.
- Восприятие запретов как изменяемых, но внутренне необходимых и добровольно принятых. Их выполнение - результат признания их необходимости, а не подчинения авторитетному лицу.

Современные сторонники модели морального развития Пиаже утверждают, что люди, находящиеся на разных стадиях морального развития, отличаются друг от друга способом оценки поступков, наносящих ущерб. Они утверждают, что ребенок, находящийся на первой стадии морального развития, оценивает поведение человека по размеру нанесенного им ущерба, тогда как для того, кто находится на второй стадии, важную роль играют намерения деятеля. Таким образом, дети, находящиеся на первой стадии, сравнивая поведение мальчика Дэвида, который разбил одну чашку, без спроса таская из шкафа конфеты, и Джона, разбившего шесть чашек, пытаясь помочь маме, считают более виноватым Джона, а дети на второй стадии - Дэвида (Leman, Duveen, 1999).

Согласно взгляду Ж. Пиаже (Николаева, 1995), продвижение от незрелой, генетически более ранней формы морали к зрелой обусловлено тремя факторами:
- общим интеллектуальным развитием, изменением когнитивных структур человека. Пиаже говорил о трех уровнях развития когнитивных структур: предоперациональном, а также об уровнях конкретных и формальных операций. В соответствии с его точкой зрения, человек проходит все три уровня развития в заданном порядке. Переход с уровня на уровень, его мнению, происходит в результате взаимодействия между структурами организма и среды. Он осуществляется благодаря трем процессам - ассимиляции материала в существующие структуры, аккомодации самих структур под воздействием информации и равновесию как результату этих процессов;
- освобождением от подчинения авторитетному лицу, обретением самостоятельности;
- опытом социального взаимодействия со сверстниками на основе принципа равенства.

Дальнейшие исследования выявили основной недостаток модели Пиаже - неоднородность моральной социализации. В частности, межкультурные исследования, проведенные по методикам этого автора, продемонстрировали относительную обособленность друг от друга таких направлений морального развития, как понимание мотивов и намерений других, независимость от авторитета, способность понять точку зрения другого, понимание цели наказания. Поэтому последователи Пиаже поставили вопрос о замене термина «стадия» на понятие морального сознания как совокупности отдельных параметров (Николаева, 1995).

Одна из наиболее известных систем принадлежит Жану Пиаже, который основывал свою систему на анализе развития мышления. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растет, меняется и адаптируется к миру. Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растет и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Ученый выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития в определенной последовательности, каждая новая стадия основывается на предыдущей, и этот порядок является неизменным для всех детей.

Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в возрасте до двух лет дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений - рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Второй период - конкретных операций, включает в себя две стадии: дооперационную и операционную. Первая стадия - дооперационная, характерна для возраста от двух до шести лет. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться на одном отношении за раз (центрация). Зачастую ребенок не может продумать последствий конкретной цепи событий. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, что порой не могут отделить их буквальное значение от сути этой вещи. Так, ребенок может называть воду в кружке «пить», а воду в ванной другим словом, которое означает в его лексиконе «купаться».

В тех случаях, когда происходящее явление не вписывается в имеющийся у ребенка опыт, он может прибегнуть к «магическим» представлениям о причинах и следствиях - например, предпринять попытку «заклинания» автобуса, чтобы он скорее приехал. Также мышлению детей этого возраста свойственен «анимизм» (лат. «anima» - душа) –одушевление окружающих предметов. Например, ребенок может решить, что лифт «рассердился» на него и потому захлопнул дверцей полу его пальто. На этой стадии ребенок зачастую испытывает затруднения при классифицировании объектов и понятий.

На второй стадии - операционной (от семи до одиннадцати–двенадцати лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребенка на этой стадии учитывает иерархию классов. Так, машина - это большая группа, внутри которой есть подгруппы марок автомобилей, да и внутри этих подгрупп могут быть еще более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами.

Третий период - формальных операций, от двенадцати лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.

В созданной Ж. Пиаже теории когнитивного развития обозначены различия между формой и содержанием познания. Содержание детского познания - все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания есть специальная структура мыслительной деятельности человека. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Важнейшим педагогическим принципом для Пиаже является признание ребенка «активным исследователем», который постигает мир согласно своей собственной умственной структуре.

Изучая развитие мышления, Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства по Пиаже осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны и степень нарушения этих предписаний прямо пропорциональна количественной оценке происшедшего. Так, ребенок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую двенадцать тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую только две тарелки в порыве гнева на сестру (по примеру Пиаже). Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений. Эту теорию Пиаже о двух стадиях нравственного развития значительно развил Лоуренс Кольберг (см. ниже).

6. Пиаже (Piaget) Жан (1896–1980) - швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.

Ж. Пиаже . Одна из наиболее известных систем принадлежит Жану Пиаже, который основывал свою систему на анализе развития мышления. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растет, меняется и адаптируется к миру. Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растет и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Ученый выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития в определенной последовательности, каждая новая стадия основывается на предыдущей, и этот порядок является неизменным для всех детей.

Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в возрасте до двух лет дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений - рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Второй период - конкретных операций, включает в себя две стадии: дооперационную и операционную. Первая стадия - дооперационная, характерна для возраста от двух до шести лет. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться на одном отношении за раз (центрация). Зачастую ребенок не может продумать последствий конкретной цепи событий. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, что порой не могут отделить их буквальное значение от сути этой вещи. Так, ребенок может называть воду в кружке «пить», а воду в ванной другим словом, которое означает в его лексиконе «купаться».

В тех случаях, когда происходящее явление не вписывается в имеющийся у ребенка опыт, он может прибегнуть к «магическим» представлениям о причинах и следствиях - например, предпринять попытку «заклинания» автобуса, чтобы он скорее приехал. Также мышлению детей этого возраста свойственен «анимизм» (лат. «anima» - душа) - одушевление окружающих предметов. Например, ребенок может решить, что лифт «рассердился» на него и потому захлопнул дверцей полу его пальто. На этой стадии ребенок зачастую испытывает затруднения при классифицировании объектов и понятий.

На второй стадии - операционной (от семи до одиннадцати - двенадцати лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребенка на этой стадии учитывает иерархию классов. Так, машина - это большая группа, внутри которой есть подгруппы марок автомобилей, да и внутри этих подгрупп могут быть еще более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами.

Третий период - формальных операций, от двенадцати лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.

В созданной Ж. Пиаже теории когнитивного развития обозначены различия между формой и содержанием познания. Содержание детского познания - все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания есть специальная структура мыслительной деятельности человека. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Важнейшим педагогическим принципом для Пиаже является признание ребенка «активным исследователем», который постигает мир согласно своей собственной умственной структуре.

Изучая развитие мышления, Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства по Пиаже осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны и степень нарушения этих предписаний прямо пропорциональна количественной оценке происшедшего. Так, ребенок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую двенадцать тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую только две тарелки в порыве гнева на сестру (по примеру Пиаже). Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений. Эту теорию Пиаже о двух стадиях нравственного развития значительно развил Лоуренс Кольберг (см. ниже).

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ЖАН ПИАЖЕ Хотя Пиаже был академическим психологом, работавшим вне сферы психоанализа, он интересовался процессом развития, и его работы стали влиять на психоаналитическое восприятие процесса с тех пор, как Хартманн обратил внимание на их важность для психологии Эго

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

67 УЧЕНИЕ Ж. ПИАЖЕ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА Швейцарский психолог Жан Пиаже занимался исследованиями интеллекта с точки зрения структурно-генетического подхода. Жан Пиаже создал наиболее глубокое учение об интеллекте. Свои исследования он построил на стыке нескольких

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Мышление и речь автора Выготский Лев Семенович

Глава вторая Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

5.6. Жан Пиаже и французская школа Я воздержусь здесь от того, чтобы подробно обсуждать суть этих расхождений, поскольку, глядя на эту проблематику из сегодняшнего дня, многое хотелось бы интерпретировать несколько иначе. Более полезным мне представляется предложить вам

Из книги Мышление и речь (сборник) автора Выготский Лев Семенович

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского Не без огорчения автор обнаруживает через 25 лет после опубликования работу коллеги, который уже умер, содержащую много непосредственно интересных для себя мыслей, которые могли бы быть обсуждены лично и

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

Глава вторая Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже Критическое исследование IИсследования Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении. Они отмечены историческим значением.Пиаже впервые с помощью

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

3.2.2. Жан Пиаже Некоторые направления в драматерапии (в особенности теория изменений развития) предпочитают и применяют в своей практике модель когнитивного развития, созданную швейцарским психологом Жаном Пиаже (Piaget, Inhelderov?, 1992).Сенсомоторная стадия и переходные

Из книги автора

Задание 1. Феномены Пиаже Испытуемый. Ребенок 3–8 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка феномены могут быть выражены ярко, частично или отсутствовать.Процедура. С ребенком проводятся следующие задания:1) переливание воды из широкого сосуда

Из книги автора

Жан Пиаже (1896–1980) Развитие детей Жан Пиаже родился в 1896 году в городе Невшатель, в Швейцарии, в семье профессора средневековой литературы. Свою мать он вспоминал как человека невротического характера; ее поведение и зародило в мальчике интерес к психологии.Пиаже

Из книги автора

Критика теории Пиаже Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом – следовательно, очень большая выборка

Пиаже выделил стадии развития морального сознания ребенка: стадия гетерономной морали (следование этике принуждения) и стадия автономной морали (этика сотрудничества). Такая форма морального сознания объяснялась Ж. Пиаже эгоцентризмом мышления ребенка, когда существует смешение собственной точки зрения и мнения другого.

Таким образом, на данной стадии понимание морали носит абсолютный, жесткий характер, правила являются неизменными, а наказание неизбежным, причем оценка моральности поступка производится в соответствии с тем, что запрещено. На следующей стадии развития морального сознания дети узнают, что правила не абсолютны и их можно изменить по общему согласию. Правила воспринимаются уже как особый вид общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия (этика сотрудничества). Моральные правила принимаются добровольно, появляется способность к децентрации мышления и оценка моральности поступков производится уже на основе понимания мотивов и желаний другого, так как стало возможным встать на точку зрения другого.

Кольберг разработал «когнитивно-эволюционную теорию морализации» и выделил не два, как Ж. Пиаже, а три уровня морального развития.

Доконвенциональный уровень

На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается. Он разделяется на две стадии: стадию «гетерономной» морали и стадию индивидуализма, инструментальной цели и обмена. Данный уровень присущ детям до 9-летнего возраста, а также подросткам с антисоциальным поведением.

Конвенциональный уровень

разделяется соответственно на третью и четвертую стадии: стадию взаимного межличностного ожидания и межличностного подчинения (этика хорошего человека) и стадию социальной системы и совести (этика поддержки власти). Данный уровень характерен, по мнению Л. Кольберга, для большинства подростков и взрослых.

Постконвенциональный уровень

Третий уровень - постконвенциональный (принципиальный, этика самостоятельно выработанных нравственных принципов) - достигается, по мнению Л. Кольберга, только после 20 лет и то немногими взрослыми. Данный уровень предполагает наличие самостоятельного выбора, индивидуальной моральной ответственности и общей зрелости личности. Постконвенциональный уровень разделяется на пятую и шестую стадии морального развития: стадию социального договора или полезности и индивидуальных прав (этика демократически воспринятых законов) и стадию универсальных этических принципов (этика индивидуальных принципов поведения).

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

(очень кратко)

Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, культурно-историческую концепцию развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности.

Движущая сила (фактор) психического развития - обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий - средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, - т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития (от социального к индивидуальному).

Высшие психические функции (ВПФ) - специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками. К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь.

Возрастная периодизация психического развития индивида Д.Б.Эльконина.

Критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования.

Среди вида ведущей деятельности он выделяет 2 группы:

1. Деятельности, которые ориентирует ребенка на нормы отношений между людьми. (эмоциональное общение со взрослым, ролевая игра, интимно-личностное общение).

2. Деятельности, благодаря которой усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами и различные эталоны (предметно манипуля, учебная, и профессиона.)

1. Раннее детство. Периоды: младенчество и раннее детство.

2. Эпоха детства. Периоды: дошкольный период и младше школьный период.

3. Подростничество. Периоды: подростковый и ранняя юность.

14. Проблема единицы анализа психической деятельности. Понятия: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологическое новообразование.

Деятельность – определенная активность, имеющая определенную цель и направленная на достижение определенного результата.

Ведущая деятельность – всегда только одна конкретная деятельность, которая определяет развитие. Это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Структура деятельности:

Средства достижения цели

Способы

Потребность в деятельности

Действия

Операции

Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности.

Признаком перехода от одной стадии психического развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития и выступает значимым критерием для его диагностики.

Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

Виды ведущей деятельности:

Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (с первых недель жизни – до 1 года): улыбается, кричит.

Предметно-манипулятивная или орудийно-предметная (1-3 года): дите манипулирует предметами – изучает, рассматривает и т.д. это деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра (3-6,7): постепенный переход к игровой деятельности.

Учебная деятельность или учение (6,7-10,11).

Интимно-личностное общение (10,11 – 15,16)

Учебно-профессиональная (юношеский возраст)

Трудовая деятельность.

Социальная ситуация развития.

Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической единственной и неповторимой социальной ситуацией развития.

Только оценим социальную ситуацию развития ребенка можно понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности.

Психологические новообразования - это:

Психические и социальный изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Это обобщенный результат этих изменений всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на этой основе.

Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов до отдельных свойств личности.

Рассказать друзьям