Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Рабочие инструменты. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Инструменты Интеграция образовательных областей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ОБЖ. Как не попасть в беду

Цель : Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож). Ознакомить их с ситуациями повышенной опасности и выработать тактику правильного поведения в них.

Оборудование :

Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», «Правила ПДД», книга «как не попасть в беду».

Опасные предметы: инструменты – пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички и др.

Швейные принадлежности – катушка ниток, иголка, ножницы;

Лекарственные препараты – таблетки, йод, микстура, градусник, шприц;

Игрушки – мяч, кубик, мелкие резиновые игрушки, кукла.

Ход занятия

Сообщение темы:

Ребята, сегодня мы с вами обсудим некоторые правила безопасности жизни. С какими-то вы уже знакомы, давайте проверим, так ли это.

Оргмомент. Игра «Подбери игрушку Танюшке»

(Дети выбирают из коробки картинки с изображением предметов: инструменты, игрушки, спички, швейные принадлежности и лекарства, те предметы, которыми, по их мнению, могут играть дети).

Когда задание будет выполнено, предложить детям обосновать свой выбор, используя сложноподчиненные предложения: «Я бы не выбрал спички, потому что их нельзя зажигать детям»

Работа с иллюстративным материалом. Логопед показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами, ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.

1. Не играй со спичками – это опасно!

Я спичек коробок нашел

И высыпал его не стол,

Хотел устроить фейерверк –

Все полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжет меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!!

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара не далек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

2. Не включать газовую плиту.

Как мама, я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать,

И газ включать и выключать.

Но мама строго мне сказала:

К плите чтоб руки не совала!

Опасно это, так и знай!

Пока за мной понаблюдай.

И к газу ты не подходи

Сперва немного подрасти!

3. Будь осторожен при обращении с источником тока.

Ты, малыш, запомнить должен;

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвозди в нее совать.

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что, прости,

Могут даже не спасти!

4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди на дороге

Ты увидел – убери!

Это острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно –

С раной поведут к врачу.

5. Не трогай незнакомые предметы.

Есть в квартире много скляночек.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

6. Не ешь незнакомые таблетки.

Все маленькие детки

Обязаны узнать:

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!!

Когда вы заболели,

Тогда врача зовут,

И взрослые в постельку

Таблетки принесут!

7. Будь осторожен с кипящей водой!

Не только огонь, но и пар обжигает,

Когда из кастрюли его выпускают.

Так будь осторожен с кипящей водой

И правила эти надежно усвой.

Кроме этого необходимо задать детям следующие вопросы:

  • Какую воду мы используем для приготовления пищи? (из крана с горячей водой или холодной)
  • К чему приводит невнимательность при обращении с водой? (к примеру, если забыть, что набирается ванна) Что делать, если вблизи воды электричество?
  • Почему нельзя самим пользоваться электроприборами? Что может произойти, если оставить их включенными без присмотра?
  • Какие признаки говорят о возможном пожаре? (запах дыма, жар, копоть, громкие возгласы соседей) Твои действия (позвонить по номеру 01, назвать адрес, фамилию, имя, затем открыть окна, но так, чтобы не сквозные, дышать через мокрую ткань, лечь на пол в безопасном месте, накрыть одеялами, но не водой очаги пламени)
  • Что, кроме игр со спичками может привести к пожару (Невыключенный утюг, игры с хлопушками, бенгальскими огнями, горючими веществами, баловство с незнакомыми предметами, найденными на улице)
  • Что такое утечка газа, почему она случается, чем она опасна, что делать при запахе газа? (звонить 04, называя сведения о себе, открыть все окна, не включать и не выключать свет и другие электроприборы)
  • Что делать если ты все же порезался опасным инструментом, получил травму? (перевязать бинтом, любой тканью, вызвать 03)
  • Почему нельзя играть на балконе, сидеть на окнах, забираться на полки и другую мебель? (Можно упасть, свалить на себя шкаф)
  • Что надо говорить незнакомцу, позвонившему вам в квартиру, если вы дома одни? (что папа в ванной, переодевается, занят и откроет, как освободится, а ребенку открывать запрещено). А если кто-то пытается открыть дверь? (громко, возле двери вызвать полицию 02)
  • А если незнакомец преследует вас на улице, говорит вам, что это мама попросила встретить, подвезти домой, или родители в больнице? (спросить пароль, придуманный с родителями). А если он вас схватил? (громко кричать: «Помогите, я не знаю этого дядю!»)
  • Можно ли заходить в подъезд или другое безлюдное место с тем, кто за вами шел? (Нет, надо быть ближе к людям на улице, крикнуть родителям, соседям возле дома, чтобы встретили вас)
  • Что делать, если ты заблудился, потерялся? Зайти в ближайший магазин или школу, попросить позвонить родителям, в полицию, попросить подождать родителей.
  • Можно ли есть грибы, ягоды, да и просто немытые фрукты, растущие в вашем дворе? Неизвестные продукты из буфета? Пробовать нюхать содержимое банок, бутылок? А если все-таки съел? (Не бояться сказать родителям, вызвать 03)
  • Можно ли играть в мяч, кататься на санках возле трассы? (Нет, может сбить машина) Стоит ли бежать за мячом или другой вещью, если она упала на дороге?
  • Какие ПДД вы знаете? Если вы собрались переходить дорогу по «зебре», надо ли смотреть по сторонам? (Да, надо убедиться, что водитель действительно собирается тормозить)
  • Можно ли гулять за пределами двора? (Только, если родители знают, где я). А можно возле водоема без присмотра? (нет)
  • Почему нельзя купаться в незнакомом месте? (Можно удариться головой о дно, зацепиться за бревно, попасть в водоворот, не справиться с глубиной или течением)
  • Почему нельзя ходить по льду озера или реки? (лед может казаться недостаточно крепким, провалишься под воду). А если лед затрещал под ногами, что делать? (Лечь и ползти к берегу по цельному льду)

3. Тренинг «Разложи предметы по местам».

Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.

Предложить детям разложить предметы по местам их хранения:

Инструменты – в ящик для инструментов;

Лекарственные препараты – в аптечку;

Швейные принадлежности – в специальную коробочку.

Логопед называет предмет (в виде загадки), дети отгадывают и складывают.

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собой иглу тащу. (Иголка).

Есть у моего Антошки

Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь).

Не хочу я молчать –

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток).

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. (Ножницы). В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки. (Спички)

Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это … (Электричество)

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг).

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Замечательный дружище:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каленый гребешок.

Он у плотника в почете,

Каждый день с ним на работе. (Топор)

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы)

Итог : Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами и ситуациями, которые могут возникнуть в жизни каждого из вас.

Электроприборы и инструменты

Задачи: расширять представления детей об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к бытовой технике, коррекция речевых и двигательных нарушений.

Оборудование: ноутбук для демонстрации отрывка из мультфильма «Фиксиски» и картин по теме.

Ход НОД

Дети, маршируя входят в зал под музыку из мультфильма «Фиксики»

Оргмомент.

  • Упражнение «Ножницы», музыка Е. Макарова (сборник «Музыка для утренней гимнастики в детском саду», Н. Метлов).
  • Упражнение «Топорики».

Сообщение темы занятия. Игра «4-ый лишний». Детям предлагается выделить лишний предмет и объяснить свой выбор: показываются 4 картинки: ручная пила , шуруповерт, блендер, электролобзик; игла, ножницы, шило, топор;

Телевизор, приставка, DVD, пылесос .

Назвать обобщающими словами эти предметы. (Электроприборы, инструменты, помощники в быту)

Загадки.

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкают снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник.)

Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

Я, не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический … (утюг).

Пение «Пильщики» (сборник «Коррекция речи и движения», Боромыкова О.С., стр. 5).

Игра «Телевизор» (работа над слоговой структурой слова)

Игра направлена на развитие зрительной памяти, умения воспроизводить заданный ритмический рисунок.

Игровой материал:

«телевизор», ритмические блоки, тематические картинки,

музыкальные инструменты или их заместители.

Музыкальный материал: музыкальные фрагменты различных размеров (марш, полька, русская народная плясовая, вальс, чарльстон, тарантелла).

Педагог просит детей запоминать, что им покажут по телевизору. На экране появляется определенный ритмический рисунок, дети его запоминают, в затем поочередно воспроизводят, используя музыкальные инструменты или их заместители.

Педагог открывает несколько картинок, а дети выбирают ту, слоговой структуре слова-названия которой соответствует заданный ритмический рисунок.

Физминутка «Бытовые приборы».

Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос? (Наклоны, трогать нос, как Буратино)
Я жужжу, я жужжу, (Кружиться и жужжать)

Я порядок навожу. (Поклон, развести руки в стороны)

Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения

Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы радуетесь покупке компьютера или приставки, огорчились из-за неисправности телевизора.

Включённый миксер: круговые движения нижней челюстью. Подбородком рисуем букву «о», когда рот открыт или закрыт.
- Крутим ручку мясорубки: максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».
- Фотограф смотрит в объектив: поднимать левую и правую щёки по очереди.
- Гладим бельё: широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба.

Звуки работающих электромашин (демонстрация видео из интернета либо аудиозаписи): пылесоса, холодильника, стиральной машины. Дети имитируют: «Дж-ж-ж-ж-ж» и др.

Упражнение для кистей рук.

Красят домик маляры (Кулаки опущены вниз. Одновременно поднять вверх кисти рук, раздвигая в стороны пальцы.)
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.

Игра на развитие ориентировке в пространстве «У ребят порядок строгий».

Дети маршируют по залу и произносят слова:

У ребят порядок строгий,
Знают все свои места,
Ну-ка, быстро повторите так,
Как покажу вам я!

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:

  • руки перед собой округлые - в круг,
  • руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу,
  • две вытянутые перед собой руки - в колонну.

Игра-упражнение «Пылесос и пылинки» (сборник «Коррекционная ритмика» М.А. Косицына, с. 121).

Ребята, представьте, что вы пылинки, весело танцующие в луче солнца. «Пылинки» кружатся вокруг себя и, кружась всё медленнее и медленнее, оседают на пол. Вдруг заработал пылесос. (Педагог изображает звук пылесоса.) Он собирает пылинки. Кого он коснётся, тот встаёт и уходит.

Педагог объясняет, что когда «пылинки» садятся на пол, спины и плечи следует расслабить и, сгибаясь вперёд – вниз, опустить руки и наклонить голову.

Итог: Ребята, мы теперь знаем больше о наших умных помощниках в быту, сможем пользоваться ими, помогать дома родителям (под их присмотром)


НОД в подготовительной группе

«Путешествие в мир музыкальных инструментов»

(с использованием слайдовой презентации)

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

1. Образовательные

  1. Углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
  2. Создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;
  3. Закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

  1. Развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  2. Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  3. Развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма.

3. Воспитательные

  1. Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса, беседы о музыкальных инструментах,
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, баян.

Ход занятия:

Под вальс дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.

Муз.рук. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

1 Слайд-тема занятия

Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».

А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов. (Слушание произведения)

2 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!

Инструменты музыкальные,

Я скажу вам – уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.

Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты, скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (Ответы)

Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр. .

Ребята, а как вы думаете, много ли инструментов в симфоническом оркестре? (Ответы детей )

Да, в этом оркестре очень много инструментов. Все они делятся на несколько групп.
Слайд 3.

Струнные смычковые (Играют при помощи смычка)
Духовая группа (
Играют при помощи воздуха )
Ударная группа (
Звуки извлекают ударами )

И первая группа с которой мы познакомимся – это струнная смычковая группа

Слайд 4

Ребята, а почему она так называется? (Ответы детей)

Самая изящная из струнных это красавица скрипка. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Сейчас скрипка выглядит так: у нее четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звуки получаются от соприкосновения струны со смычком. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Давайте послушаем ее голос и найдем слова которые подходят к ее тембру.

Слушание скрипки

Ребята, в семье струнных инструментов живет не только скрипка, у нее много родственников. Перед нами – альт. Он очень похож на скрипку, но побольше. Звук у него более глубокий. Поэтому его называют «двоюродным братом» скрипки.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы, наверное, подумали, что перед вами большие скрипки. Да, вы правы это тоже родственники «царицы музыки», но похожи они на нее только внешне, по форме. Но какие у них разные тембры. Вот виолончель. У нее совершенно особенный тембр звучания и свой характер. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончели нет равных, настолько глубоко передает она эти чувства.

Семейство скрипичных завершает еще один представитель – контрабас. У него у единственного голос очень густой и плотный. Давайте послушаем его красивый тембр.

Слушание контрабаса.

Вот мы и познакомились с четырьмя родственниками из семейства скрипичных. А как они называются?
Дети: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Слайд 4

Ребята, теперь нас ждет встреча с духовой группой. Она делится на деревянные и медные духовые инструменты.

Итак, перед нами деревянные духовые инструменты. Первый инструмент называется флейта. У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого. Что в находящиеся сбоку отверстия вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом. Сейчас мы с вами послушаем, как звучит флейта.

Слушание

В семье духовых инструментов тоже много родственников. Гобой, фагот, кларнет. Принцип игры на них одинаковый: при помощи воздуха, который вдувают. Все они сделаны из дерева. Но у них разные голоса.

Слушание кларнета

Ну, вот ребята, мы познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. Я сейчас проверю, узнайте ли вы их.

Физкультминутка.

1.Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит из далёка,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь – скрипка.

2. У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш….(рояль .)

3.Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен, наш веселый ….(барабан.)

4.Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ….(свирель.)

5.Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!
Озорная …..(балалайка.)

Ну, ребята, ответьте, все ли инструменты были из симфонического оркестра? (Ответы детей.)

А теперь продолжим знакомство с медными духовыми инструментами. Почему они называются медными? (Ответы детей)

Волторна – она похожа на улитку и у нее очень красивый звук.

Слушание

Труба – звук яркий, резкий. Труба звучит призывно как героический клич. Раньше трубы использовали на охоте.

Слушание

А теперь мы познакомимся с ударной группой. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это простое приспособление, которое не может еще дать музыки, но уже может дать ритм. Ударные инструменты гораздо старше духовых. Сейчас ударные – это очень большая группа инструментов. Я не смогу познакомить вас с каждым из них, но постараюсь выбрать самые яркие. Итак,литавры,у них металлический корпус, от еле слышного до громоподобного. Давайте послушаем этот уникальный инструмент.

Слушание
Кое - кто считает, что на барабане играть проще – простого. Взял в руки палочки и стучи. Но ведь музыканту надо выдержать ритм в течении всего музыкального произведения. А это очень сложно. Давайте послушаем как звучит барабан.

Слушание.

Вот мы и познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. На какие группы делятся все инструменты симфонического оркестра?

Молодцы! С этим заданием вы справились. А теперь я дам вам задание посложнее. Мы будем определять, какой инструмент звучит.

«Угадай какой инструмент звучит?»

Муз.рук. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (Ответы ) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

До свидания, до новых встреч!

Дети под «Вальс» покидают зал.


Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Свойства древесины Воспитатель: Устинова И.А. Программное содержание: - Познакомить детей со свойствами древесины (не тонет, горит, поддается обработке, покраске). Расширить знания детей о деревьях, которые растут в нашем регионе. Закрепить символы республики Коми (герб, флаг). Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с оборудованием, закрепить при этом необходимые меры безопасности. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также осваивать собственное мнение, доказывать собственную правоту, прививать бережное отношение к древесине. - Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия: экспонаты, рубанок, ножовка, стругать, обрабатывать, береста. Демонстрационный материал: карточки со свойствами древесины, деревянные и берестяные изделия, мультимедийный проектор, рубанок, тиски, ножовка, деревянный брусок, диск с песней про березу. Раздаточный материал: баночки с водой, скрепки, магнитики, деревянные брусочки, опилки, клей, кисточки, краски, салфетки. Предварительная работа: Экскурсия в рябиновый сквер, посещение леса с родителями, просмотр фильма « Природа родного края», рассматривание фотографий с видами усинской природы, посещение выставки в « Вортасе», выучить стихотворение « Белая береза». Ход занятия: - Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в музей деревянных изделий. Давайте вспомним правила поведения в музее. (громко не разговаривать и не трогать экспонаты руками). А вы знаете, что такое экспонаты? -Экспонаты – это те предметы, которые находятся в музее. -Проходите, пожалуйста, и встаньте полукругом возле этих (показ) экспонатов. Как вы думаете, из какого материала сделаны эти предметы? Все эти предметы сделаны руками человека разным способом. Эти ложки сделаны способом долбления, зайчики способом выпиливания. А как вы думаете, кто так красиво разукрасил эти изделия? Правильно, изделия украшают художники. Скажите, пожалуйста, что еще можно сделать из дерева? (дома, мебель, игрушки) Игрушки, которые сделаны из природных материалов, - без сомнения, самые полезные - Проходите, пожалуйста, к этим экспонатам. Как вы думаете, из чего они сделаны? (из бересты). Береста- это верхний слой березовой коры. Это удивительно пластичный и теплый материал, потрогайте, пожалуйста. (дети передают друг другу кусочек бересты) Попробуйте ее согнуть, получается с трудом. Береста имеет несколько слоев. Сейчас я покажу, как можно разделить бересту(показ). А теперь потрогайте бересту, какой она стала? (мягкой, пластичной). Да, из такой бересты можно делать разнообразные поделки. Изделия из бересты поистине уникальны в собственном роде, их красота и экологичность заслуживают восхищения. К примеру, хлебница из бересты испокон веков позволяла сохранять любые хлебобулочные изделия в свежем виде на протяжении по-настоящему длительного времени. Также туес или же корзина из бересты – поистине замечательного бактерицидного материала даёт возможность сохранять любые съестные припасы на довольно продолжительный период: в жару лежащие в них продукты не портились, а в холода не замерзали. Как правило, туеса из бересты раньше широко применялись для хранения разнообразных жидких веществ – масла, сметаны, молока и других, при этом швы изделий постоянно были превосходно заделанными умелыми мастерами, за счёт чего совершенно не пропускали воду. Сейчас из бересты делают хлебницы, шкатулки, картины, украшения и много других интересных и полезных вещей. Мастера, изготовляя изделия из бересты, используют различные технологии обработки: плетение, сшивание, склеивание. -А сейчас проходите на стульчики. Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? Какой символ Коми республики вы видите на экране? Чем богата наша республика? (леса, реки, нефть, газ, уголь) Что мы можем увидеть в лесу?(деревья, ягоды, грибы, цветы) А сейчас послушайте загадку: Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Что это? (Берёза) (слайд 1) Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Ребята, а где можно встретить, увидеть березку (в лесу, на поляне, около дома и т.д.). Как называется лес где растут одни березы (березовая роща) Слайд№ 2 Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы, пели песни. Слайд № 3. Какие песни про березу вы знаете? - Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас.. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны) . Зимой – на веточках лежит белый снег. Слайд№4 Весной – на ветках клейкие, нежные листочки. слайд№4 Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой. слайд№4 Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад) . слайд№4 Посмотрите, ребята, картину художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом нашей родины. Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. (Слайд№5) Сережки березы служат кормом для птиц. (Слайд№ 6) Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. (слайд№7) - Ребята, мы сегодня смотрели интересные слайды, провели небольшую беседу. Как вы думаете, какая же тема нашего занятия? Правильно, тема нашего занятия « Свойства березы». Игра «Вырасти дерево» (Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки) -А сейчас хочу вас пригласить в свою мастерскую. Но чтоб попасть туда вам надо предъявить пропуск. А пропуском будет название дерева или кустарника, которое растет в нашей республике. Я буду главным мастером, а вы будете моими помощниками. Оденьте фартуки, предъявите пропуск, занимайте рабочие места. - Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. У вас на столах стоят стаканы с водой, опустите туда скрепку, пуговицу, магнитик. Что с ними стало? (они утонули). А теперь берите деревянный кирпичик и отпустите в воду. Что стало с кирпичиком? (кирпичик плавает). Первое свойство дерева мы выявили. Оно не тонет. Какую схему мы к нему подберем? - У меня в руках лучина из дерева. Попробуем поджечь ее. Что происходит с лучиной? (она горит). Мы выяснили второе свойство- дерево горит. А теперь подберем к этому свойству схему. (игра « Хорошо- плохо»). -Подвиньте к себе тарелочки. Возьмите поролон и попробуйте его согнуть, помять. Получилось? А теперь берите деревянный кирпичик и попробуйте его согнуть, сломать. Получилось? (нет) А почему? (дерево плотный материал). Что можно сделать из дерева? (дома, игрушки, посуду, мебель). Выбираем карточку к этому свойству. - Давайте рассмотрим этот деревянный брусочек. Как вы думаете можно его раскрасить? В какой бы цвет вы хотели его покрасить? (раскрашиваем и выбираем подходящую карточку со свойством) Нам предстоит провести еще один опыт. Возьмите точилку и попробуйте поточить карандаш. Получилось? (выбираем карточку с подходящим свойством). Посмотрите на этот брусочек дерева (даю детям потрогать). Он гладкий? А что надо сделать, чтобы он стал гладким? (выстругать). Для этого я беру рубанок и буду стругать. А теперь попробуйте, потрогайте брусочек. Дерево стало гладким. Выбираем подходящую карточку со свойством дерева. Мне надо два деревянных брусочка, но у меня один, что надо сделать? (распилить). А каким инструментом мы будем пилить? (ножовкой, сама распиливаю). Посмотрите, что же осталось после распиловки? (опилки). И сейчас я предлагаю вам сделать березу зимой, которая покрыта инеем. Инеем у нас будут крашеные опилки, ствол будет из бересты, которые я заранее приготовила. У вас на столах есть листы картона с нарисованной верхней частью березы. Сначала приклеиваем ствол из бересты, затем намазываем верхнюю часть березы клеем и обсыпаем опилками, слегка прижимая салфеткой (помогаю детям, которые затрудняются). Мне ваши работы очень понравились. После того, как они высохнут, мы организуем выставку. А теперь подходите ко мне и мы вспомним свойства дерева. Рефлексия: Ребята, узнали ли вы для себя что-то новое? Что было самым трудным? Что больше всего запомнилось? Теперь закройте глазки, приготовьте ладошки и те дети, которые мне понравились получат от меня небольшие подарки.(подарки получают все дети- березовые спилы)

Конспект занятия

по лексике-грамматике

в интегрированной

подготовительной группе

МБДОУ № 10 г. Миасса

учитель - логопед: Портных А.В.

Образовательная область: «Коммуникация»

Тема: «Инструменты»

Задачи:

Совершенствовать умения словообразования и словоизменения.

Активизировать глагольный словарь у детей старшего дошкольного возраста.

Помочь детям организовать работу в группах.

Ход занятия.

Орг. Момент

Ребята, сегодня я пришла на работу и увидела вот этот сундук. А на нём записка. Прочитайте её, пожалуйста. (Для детей подготовительной группы)

Здесь ещё диск есть давайте посмотрим его, может узнаем чей это сундук. (Видео письмо от Домовёнка Кузи)

Основная часть

Дыхательная гимнастика

Какой пыльный сундук, давайте сдуем пыль с него.

Артикуляционная гимнастика

А теперь откроем его и заглянем. Карточки с изображением артикуляционной гимнастики (Лопатка, Иголочка, Почистим зубки, Маляр)

Мы можем выполнить эти упражнения.

Что ещё есть в сундуке?

Музыкальные инструменты

(скрипка, металлофон, барабан, дудка, ложки, треугольник, балалайка, тарелки, ксилофон)

Сколько разных предметов! Давайте назовём их ласково.

Скрипочка, металлофончик, барабанчик, дудочка, ложечки, треугольничек, балалаечка, тарелочки, ксилофончик.

Кто же пользуется этими предметами? (Музыканты)

Каждый музыкант имеет свою профессию, назовите её (презентация)

На пианино играет пианист.

На барабане играет барабанщик.

На гитаре играет гитарист.

На балалайке играет балалаечник.

На гармошке играет гармонист.

На трубе играет трубач.

Ребята, а что мы можем сделать с этими инструментами?

Правильно, играем в оркестре.

Оркестр

Соберём инструменты в корзинку. Как мы можем их назвать?

Музыкальные.

Но в сундуке ещё что-то есть.

Молоток, топор, клещи, пила, отвёртка.

Мы знаем игру с палочками про эти предметы.

Пальчиковая игра инструменты

Ребята, что можно делать этими предметами, назовите слово действие:

молотком - стучать

топором - рубить

клещами - вытаскивать

пилой - пилить

отвёрткой - закручивать, выкручивать

Как назвать эти предметы?

Плотницкие

Что же ещё есть в сундуке?

Тяпка, лопата, грабли, секатор, вилы.

Ребята, давайте приготовим сюрприз для Кузи и придумаем загадки про эти предметы.

Разделимся на две команды. Первая команда составит загадку про лопату.

Вторая про грабли. При помощи таблицы.

(дети озвучивают свою загадку)

Как можно назвать эти предметы одним словом. (Собрать в корзинку, подписать)

Садовые.

Сейчас я составлю все корзинки в сундук….

Ой, кажется, всё рассыпала…

Подвижная игра: Собери инструменты.

Давайте проверим всё ли правильно вы собрали.

Садовые - проверит Миша.

Музыкальные - проверит Ксюша.

Плотницкие - проверит Саша.

Уберём всё в сундук. Как же можно назвать все эти предметы, одним словом? (Инструменты)

Подпишем сундук и теперь Кузя будет точно знать что в нём лежит!

Рассказать друзьям