Фильм прославивший раджа капура в ссср. Что связывало короля индийского кино раджа капура с ссср. — Вы тоже оказались в составе съемочной группы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЭТОТ ФИЛЬМ ВХОДИТ В ЗОЛОТОЙ ФОНД КЛАССИКИ МИРОВОГО КИНО!

Сколько себя помню живу с фильмами Раджа Капура . Спасибо за столь прекрасные и жизненные сюжеты фильмов с его исполнением. Столько положительных эмоций я не переживаю ни с одними другими фильмами. Вот умели же снимать. Были совсем другие ценности, духовные. Сейчас же всё пустое, не жизнестойкое, бездуховное. Американские демонические ценности на первый план вышли везде, по всему миру. Здесь всё очень жизненно. Большинство мужчин такие же упёртые в своих предрассудках и зависимые от мнения родственников. Сколько женщин и детей от этого страдает просто на каждом шагу. И пока жареный петух не клюнет мнения своего не поменяют. Надо иметь каждому мужчине духовного наставника и слушать его. Настоящий священник сразу укажет на заблуждения.

Изумительный состав индийских актёров и восхитительный советский дубляж. Александрович, Малькова, Курилов, Беленький , и конечно детские голоса в исполнении брата и сестры — Толи и Оли Крыловых , на мой взгляд лучшие актёры дубляжа советского времени. Сколько героев старых индийских фильмов говорит их голосами. И мы любим их именно с этими голосами . Просто потрясающе.

Этот восхитительный индийский фильм-драма, внесён журналом Time в список «10 сокровищ индийского кино» . Один из наиболее известных фильмов в творчестве Раджа Капура , ставшим не только исполнителем главной роли, но и режиссёром фильма. В 1953 году «Бродяга» был номинирован на Гран-при Каннского кинофестиваля . По сюжету фильма, Радж родился и живёт в трущобах и промышляет воровством. Его отец, богатый окружной судья Рагунат , много лет назад выгнал из дома жену. В начальной школе Радж подружился с Ритой , девочкой из состоятельной семьи. Судья Рагунат , опекун Риты , увёз её в другой город. Радж пытается убить отца, но терпит неудачу. И теперь должен предстать перед судом, а защищать его решается его подруга детства. Обиды, нанесённые в детстве, способны сыграть злую шутку. Накапливаясь в течение длительного времени, они выплёскиваются в форме гнева, переступая грани закона. Этот порочный круг можно остановить, когда наступает раскаяние и искреннее прощение.

Можно сколько угодно иронизировать над индийским кинематографом. Но это БОЛЬШОЕ кино. «Бродяга» Раджа Капура и «Бродяга» Чарли Чаплина — как много в них общего. Показана судьба человека, отвергнутого и презираемого людьми, считающими себя незапятнанными. Они даже внешне и внутренне чем-то похожи — маленькие усики, мешковатая одежда. «Бродяга» Капура также внутренне беззащитен и ищет понимания и любви, как и «Бродяга» Чаплина . А как прекрасна героиня Наргис с её трепетными глазами лани и точёной фигуркой. Но в тоже время эта хрупкая девушка посмела пойти против предвзятого и жестокого отношения к оступившимся и отвергнутым людям. Фильм снят в лучших традициях индийского кино. Он очень романтичен трогателен. Смотрите старые фильмы, в них есть, чему поучиться.

Оказывается этот фильм повторно выпускался в советский прокат в 1959, 1965, 1977, 1985 годах . А по итогам первого выпуска в советский кинопрокат занимает 3-е место по посещаемости среди зарубежных лент.

За 50 лет работы в кинематографе Радж Капур поставил 17 картин, снялся в 70. Его фильмы «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955), «Сангам» (1964), «Моё имя клоун» (мой самый любимый фильм Раджа-джи ) (1970) и «Бобби» (1973) пользовались невероятной популярностью у советского зрителя. В Московском музее кино их до сих пор показывают во время ретроспектив режиссёра. Мелодрама в самых различных модификациях была его излюбленным жанром, но наполнение она получала разное. Если в 40-е годы Капур отдавал предпочтение лирической мелодраме, создавая романтичные «гимны любви», то в 50-е годы в его фильмах налицо уже социальное содержание. Он выступает с чётких демократических позиций, как борец за новые общественные отношения. Однако в последующее десятилетие, начиная с фильма «Сангам» , режиссёр снова возвращается к апробированной им романтической мелодраме. «Одинок всегда, Бесприютен я, Мир — пустыня для меня!..» — запел в наших кинотеатрах «индийский Чаплин», покоряя сердца зрителей на многие десятилетия вперёд. Картину смотрели по многу раз, фразы из неё стали афоризмами, а песенка главного героя получилась чуть ли не русской народной. С этих фильмов у нас в стране началась неистовая любовь к индийскому кино, которая жива и поныне.

Классическая лента индийского кино, которая потрясла не одно поколение зрителей. Всем, кто хоть раз видел этот фильм, ностальгия гарантирована. И прежде всего слова этой бессмертной песни:

«Я не обласкан, не согрет
И для меня нигде приюта нет.
Уж очень неприютен белый свет.
Бродяга я…"

14 декабря 1924 года родился Радж Капур . Один из самых популярных актеров в истории кино. Индийский Чарли Чаплин, которого в нашей стране любили гораздо больше, чем сэра-оскароносца.

После показа фильма «Бродяга» в кинотеатре «Ударник» поклонники на руках несли до гостиницы «ЗИС», в котором находился Радж Капур. Юрий Гагарин дал популярному актеру милое прозвище «товарищ Бродяга». А когда Никита Хрущев в Москве спросил Джавахарлала Неру, знает ли он Раджа Капура, раздраженный премьер-министр Индии понял, что такой славы у него уже никогда не будет…

Без аттестата зрелости

Дед Раджа был актером, отец руководил театром. Немудрено, что мальчик и его братья все свободное время проводили за кулисами. В 6 лет Радж вышел на сцену, в 11 — дебютировал в кино. В 24 стал самым молодым режиссером в Индии, а может быть, и в мире. Тогда же основал собственную киностудию.

И это при том, что у него не было не только специального образования: не сдав латынь, Капур не получил даже школьный аттестат зрелости. Постигать волшебный мир синематографа он предпочел путем проб и ошибок. В результате отлично танцевал, пел, играл на разных инструментах. И, когда его спрашивали, как ему все удается, просто улыбался: «Я очень люблю кино».

Уже третья режиссерская работа — фильм «Бродяга» — сделала Капура настоящей звездой. На родине и во всем мире.

Сюжет картины, в которой лав-стори искусно вплетена в социальную драму и обильно сдобрена песнями и танцами, сегодня многим покажется примитивным. К Болливуду вообще отношение либо резко негативное, либо чересчур благожелательное. Но в послевоенной разрушенной стране, где только что умер Сталин (премьера «Бродяги» в СССР состоялась осенью 1954 года), людям была близка и понятна судьба простого парня, представшего перед судом. И, хотя фильм не заканчивался очевидным хеппи-эндом, зрители покидали зал со слезами счастья на глазах: они верили, что девушка дождется любимого из тюрьмы. А вера — это ведь так много. Наши люди, пережившие лихие военные годы, знали это, как никто.

Лукавство Наргис

Не очароваться актерским дуэтом Капур — Наргис, сыгравшим влюбленных, было трудно. Поверить, что их связывает только съемочная площадка, и вовсе не мог никто. Даже в СССР газетные фото индийских гастролеров порой подписывали: «Мистер и Миссис Капур». Хотя настоящая миссис, как правило, оставалась дома с детьми. В то время как Наргис пыталась командовать на площадке наравне с Капуром, помогала ему деньгами для съемок, когда у него они заканчивались. А кроме того, носила белое, как ему нравилось. И… Да, долгих десять лет она надеялась, что служебный роман перерастет в большее. Но, снявшись с Капуром в 16 фильмах, неожиданно ушла, официально заявив, что зрителям надоела их пара, надо сделать передышку.

Наргис лукавила. Годы шли. Она хотела иметь нормальную семью, детей. И вскоре действительно получила то, что хотела. От другого актера. Родив сына и двух дочерей, она оставила кино.

Капур был в гневе. Ходили слухи о том, что он не был верен жене, тем не менее прожил с ней 48 лет, вырастил пятерых детей. А вот такую партнершу, как Наргис, больше не встретил. Она была не просто красива, притягательна, но и талантлива. «Кришна — мать моих детей, Наргис — мать моих фильмов», — говорил Капур.

Радж Капур и его жена Кришна. 1946 год. Фото: Commons.wikimedia.org

В русской шапке

Актер, режиссер, сценарист, продюсер, даже администратор — на своей киностудии Радж Капур мог быть кем угодно. Трудоголик до мозга костей, он многое делал сам.

Не раз бывал в СССР, приезжал на фестивали, любил макароны по-флотски, мог выпить с друзьями водки. И обязательно устраивал прием «от Капура»: даже будучи в гостях, он хотел быть гостеприимным. А потом дома рассказывал, как его любят в Советском Союзе. И это была чистая правда: как же не любить бродягу, который поет «В русской шапке большой, но с индийской душой»?

Капур снялся в 80 фильмах, 10 картин снял сам. Но для нескольких поколений советских зрителей, заболевших капуроманией, индийский актер навсегда останется «товарищем Бродягой». Фильм о сложной судьбе парня из трущоб посмотрели у нас 64 млн человек. Без рекламы, без дорогих пиар-кампаний. После премьеры картину еще раз показали в 1959 году. Потом демонстрировали раз в десятилетие. Вплоть до 1985 года, когда, казалось, стране было уже не до индийских мелодрам.

Советская актриса Любовь Орлова и индийский актер Радж Капур во время пребывания в Москве делегации деятелей культуры Индии. 1956 год. Фото: РИА Новости / Михаил Филимонов

Последняя награда

Светлокожий, голубоглазый, чертовски обаятельный и сердечный — таким вспоминали Раджа Капура те, кому посчастливилось с ним встречаться и работать. Среди них — балерина и актриса Ксения Рябинкина (впоследствии — мама Евгения Стычкина ), снявшаяся с легендой индийского кино в фильме «Мое имя Клоун».

Это была грандиозная затея Раджа Капура: пригласить советских циркачей и киноартистов, устроить три экспедиции в Индию. И снять ленту в 4 с лишним часа. Которую его соотечественники не поняли. Не оценили…

Известный индийский актер и режиссер Радж Капур с сыновьями Рандхиром, Радживом и Риши на XIII Московском Международном кинофестивале. 1983 год. Фото: РИА Новости / Галина Кмит

Да, как у любого творческого человека, у Раджа Капура были неудачи. Но за 40 лет карьеры он получил на родине все мыслимые и немыслимые премии. Оставалась неврученной одна: высшая кинематографическая награда Индии. Когда-то его отец был удостоен ее посмертно. И вот теперь пришло время Раджа. Только 63-летний король индийского кино уже был болен. Когда со сцены объявили его имя, он даже не смог подняться: премию вручили прямо в зале. В следующую минуту актер потерял сознание. А через месяц его не стало.

СССР в это время начал вывод войск из Афганистана. Михаил Горбачев встречался в Москве с Рональдом Рейганом . Потом праздновали 1000-летие Крещения Руси.

Смерти «товарища Бродяги» граждане страны Советов просто не заметили…

«Попав в съемочную группу, многие потом оказывались в объятиях Раджа Капура»

Раджа Капура называли «индийским Чарли Чаплином». Он пользовался огромной популярностью не только у себя на родине, но и во многих других странах. В наши дни его окрестили бы мегазвездой экрана. А завтра отмечается 90-летний юбилей этой мегазвезды.

Корреспондент «МК» встретился с человеком, которого Радж Капур считал другом и даже снял в одном из своих фильмов. Наш собеседник — доктор исторических наук, индолог Ростислав РЫБАКОВ.

Фото из личного архива

Никто из зарубежных актеров не пользовался в 1950-1960-е годы такой славой у советского зрителя, как Радж Капур. Волна популярности накрыла его после выхода в 1954-м на экраны фильма «Бродяга». За первый год проката в Союзе эту индийскую мелодраму с Капуром в главной роли посмотрели 64 миллиона зрителей. А вслед за тем подоспела следующая картина — «Господин 420». И началась в нашей стране настоящая «капуромания». В киосках и магазинах продавались открытки с его фотографиями, по радио то и дело крутили песни из фильмов (хотя на самом деле их исполнял за Радж Капура певец Мукеш)…

— В 1955 году в Москву впервые приехал с визитом тогдашний премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, — рассказывает Ростислав Рыбаков. — Он был удивлен, что везде, где его приветствуют толпы людей, звучит одна и та же мелодия: «Авара хун!» — «Бродяга я!». По возвращении в Дели Неру вызвал к себе члена индийского парламента Притхивираджа Капура и, не скрывая раздражения, сказал: «Представляется, что ваш сын Радж известен в Советском Союзе больше, чем я!»

— В чем причина такого «глобального» успеха индийского актера в России?

— Конечно, надо говорить о таланте, надо говорить о харизме. Он просто фонтанировал обаянием, преображал им все вокруг. Свою роль сыграл и жанр фильмов — мелодрама. Где еще найдешь более прямой путь к сердцу обычного зрителя?! Хотя сюжетные коллизии кажутся порой очень сентиментальными, даже наивными, однако для наших советских людей это тогда было внове. И сделано блестяще. В центре сюжета герой Раджа — «маленький человек», столь знакомый по фильмам Чарли Чаплина. Но здесь подан чуть иначе, с восточным колоритом. Очень обаятельный, брови домиком, грустные глаза... Он сразу стал в советской стране всеобщим кумиром.

Битва с министром

— Как же вам-то повезло подружиться с этим кумиром публики?

— Наша первая встреча с Раджем произошла, кажется, в 1966 году. Я учился тогда в аспирантуре Института востоковедения, трудился в свободное время переводчиком. Однажды удалось показаться в таком качестве на каком-то из кинофестивалей — после этого меня приметили и стали постоянно приглашать поработать на международных кинофорумах. В тот раз проходил очередной Московский кинофестиваль. Как сейчас помню, в гостинице «Москва» меня подвели к человеку, хорошо знакомому по фотографиям и кинолентам: «Это Радж Капур, будете ему переводить…»

Я не раз еще работал в качестве личного переводчика Раджа. Это «техническое» знакомство переросло в дружбу. Капур часто приезжал в СССР — в конце концов, у некоторых чиновников от кино даже выработалось к нему некое небрежение, граничащее с хамством: он же наш, «товарищ Бродяга»!.. Вспоминаю случай. На одном из фестивалей накануне итоговой торжественной церемонии меня предупредили из оргкомитета: нужно, чтобы Капур сел в рядах зала, которые предназначены для тех, кого будут награждать. Узнав об этом, Радж обрадовался: «Значит, мне присудили какой-то диплом фестиваля!» Во время торжества действительно объявили: «Радж Капур!» Артист вышел, получил награду, улыбался, жал руки… Потом, уже после церемонии, спрашивает: «А что мне дали-то?..» Я прочитал текст в дипломе и пришел в ужас. Точной формулировки не помню, но смысл такой: за частое посещение Московского международного кинофестиваля!

В то время Капур начал готовиться к съемкам одного из самых грандиозных своих фильмов — «Мое имя Клоун», который собирался делать с участием советских артистов. Был уже выстроен сюжетный стержень этой части кинотриптиха: советский цирк приезжает на гастроли в Индию, бродяжка-Радж случайно попадает на представление, влюбляется в нашу циркачку, потом она уезжает в Россию, а он остается, много лет спустя они вновь встречаются…


Друзья - Радж Капур и Ростислав Рыбаков (слева). Конец 1960-х. Фото из личного архива

Занимаясь подбором актерских кадров, Капур специально приезжал в Союз, встречался со многими нашими цирковыми артистами, с чиновниками, «выбивал» приглянувшиеся ему номера... Долго искал главную героиню. Исполнительницей этой роли в конце концов по его решению оказалась все-таки не циркачка. Ею стала Ксения Рябинкина, балерина и начинающая киноактриса, а главное для Раджа — женщина, подходившая под его представления о русской красавице. Была еще одна большая сложность. Требовалось найти клоуна, внешне похожего на самого Капура, ведь это предопределено сюжетной линией: бродяга с улицы проникает в цирк, поскольку его принимают за советского артиста-клоуна. В итоге удалось подобрать подходящего человека — клоуна Эдуарда Середу. Он действительно немного походил на Раджа. Кроме т ого для съемок в Индию отправилась целая цирковая труппа — партерные акробаты, канатоходцы, дрессировщики с медведем и морским львом...

— Вы тоже оказались в составе съемочной группы...

— …Причем сразу в двух качествах: переводчика и в жизни, и на экране. Радж предусмотрел для меня роль в фильме: я должен был играть самого себя — переводчика русских цирковых артистов Ростислава Рыбакова. А главной героине Капур решил дать имя моей жены — Марина…

Однако вдруг у меня обнаружилась «врагиня», да еще какая! — министр культуры Фурцева! Она стала активно предлагать, чтобы Капур взял другого переводчика. И тут Радж продемонстрировал несгибаемую волю. Несколько раз был в министерском кабинете и настоял-таки на своем. Вернулся после этого довольный: «Победа! Я говорил, что ты поедешь, я добился своего!»

Экспромт на экране

— Во время съемок «Клоуна» было три съемочные экспедиции в Индию. Самая длительная продолжалась почти два месяца. И все это время советская цирковая группа находилась под опекой Капура.

— У Раджа Капура был свой «фирменный» стиль режиссерской работы?

— Сценария настоящего не было, только некий общий стержень сюжета и предварительно написанные тексты каждого диалога. Дело в том, что там снималось много индийских кинозвезд, но ни одна звезда не учила своего текста, а помощь «суфлера», в роли которого выступал сам Капур, зачастую не достигала цели, и артист нес отсебятину. Впрочем, порой эта самодеятельность Раджу нравилась, и тогда соответствующий фрагмент сценария меняли. Вообще импровизаций на съемках «Клоуна» было много — сам Радж Капур в кадре все время импровизировал.

Для «подстраховки» он всегда обращался к помощи божественных сил. Я не знаю, насколько религиозен был Капур, но на его киностудии стояла большая статуя Ганеши — бога препятствий и устранения препятствий, к которому индусы обращаются раньше, чем к Шиве и Вишну. Так вот, перед началом съемок очередной важной сцены принято было молиться Ганеше. Обряд выглядел просто: приношение — кокосовый орех — разбивали перед статуей и давали кусочек его каждому, кто присутствовал на съемочной площадке.

Режим дня у него был чудовищный. Во время работы над «Клоуном» нас привозили на съемочную площадку к 10 утра, переодевали, гримировали... 11 часов, 12, час… — Раджа все нет. Наконец в разгар дня появляется, отдает распоряжения… Съемки начинались в итоге не раньше семи вечера.

— Звезда по имени Радж… Каким он был в общении с людьми, с друзьями?

— Очень добрый человек, совершенно лишенный «звездных» амбиций, всегда державшийся с людьми на равных. Но в дружбе порой проявлял непростой характер. Был ревнив, как женщина. Вот лишь один пример. В Дели, где мы тогда находились, приехали Святослав Рерих со своей женой, знаменитой индийской актрисой Девикой Рани (она в свое время учила Капура актерскому мастерству). Я решил наведаться к ним в гости, предупредил Раджа. «Ну конечно, поезжай. Передавай привет от меня!» А следующим вечером он привел нашу кинокоманду в роскошный ресторан и во время застолья, держа стакан виски в руке, вдруг стал жаловаться: «Радж — вечный бродяга, никому не нужный! Его все могут обидеть… Вот он (показывает на меня) — ведь он мой друг. Но нет, ему не хочется сидеть с Раджем, ему подавай Девику Рани!» Обида была совершенно не наигранная, какая-то детская, у него даже губы тряслись, когда он это говорил…


Радж Капур и актриса Падмини в фильме «Мое имя Клоун». Фото из личного архива

Капур много пил. Видимо, алкоголь помогал артисту-режиссеру смягчить «острые углы» окружающего мира, расслабиться после напряженной работы…

— А как насчет отношений Раджа с женщинами?

— Конечно, он пользовался бешеным успехом у слабого пола. И сам был ценителем женской красоты. Именно в фильмах Радж Капура зародился «восточный киноэротизм». До того в Индии никаких «откровенностей» на экране демонстрировать было не принято, а тут… Радж включил в фильм, например, такие кадры: нижнее женское белье сушится на веревке… Он показал в одном из эпизодов героиню полностью обнаженной — правда, издали и со спины, но все равно по тем временам для индийского Болливуда это очень смело! В другой сцене Капур снял, как женщина выходит из воды после купания в ручье, а на ней из одежды — только сари, и мокрая ткань облепила тело…

Какой-то журнал написал: «Одна из особенностей Радж Капура — в том, что во время разговора с ним испытываете ощущение, что вы — самый главный для него человек в мире». И это в полной мере относится ко всем его женщинам. Но любил он по-настоящему, видимо, только свою партнершу по многим фильмам — актрису Наргис, ну и жену, наверное.

Артистки получали роли у Раджа не «через постель», но, попав в съемочную группу, многие из них, судя по всему, оказывались затем и в объятиях Капура. Пусть они меня простят, однако думаю, что зачастую здесь не обходилось без их личной инициативы. А сам Капур не считал зазорным возникновение каких-то кратковременных отношений. Во время съемок он «дежурно» увлекался своей очередной героиней — это помогало ярче, искреннее сыграть в кадре. К слову сказать, Радж снимал много дублей, однако у него самого практически всегда лучше всего получался самый первый дубль, последующие он «недотягивал», выплеснув все эмоции в начале. Впрочем, в каких-то случаях у него «не искрило». Так было, например, во время съемок «Клоуна»... К своим актрисам он проявлял внимание, но после окончания съемок фильма уже особо ими не интересовался.

Кома в объятиях президента

— Почему ваши отношения с Раджем Капуром прекратились?

— Наши знакомство-дружба продолжались несколько лет. При очередном приезде своем в СССР он просил организаторов, чтобы его переводчиком был я. А расставание, как и знакомство, оказалось неожиданным: в начале 1970-х меня направили из Москвы работать в системе ООН.

С той поры были только немногочисленные почтовые контакты. Например, через несколько лет вдруг получаю во-от такой конверт. А в нем — пачка красочных открыток-приглашений. В приложенном письме Радж написал: «Я приглашаю тебя на свадьбу моей дочери. Но у тебя, наверное, много друзей. Пусть они тоже приезжают!» Наивный! Так бы меня тогда, в разгар брежневского застоя, кто-нибудь и отпустил погостить к нему в Индию!.. Запомнилась еще телеграмма: Капур сообщал, что будет в Москве с такого-то по такое-то число, и просил приехать в гостиницу. Однако телеграмму мне вручили ровнехонько на следующий день после его отъезда из столицы: похоже, в соответствующих инстанциях решили, что наша встреча ни к чему…

— Капура не стало в отнюдь еще не старом возрасте...

— Мало кто у нас знает, как умер Радж Капур. Финал жизни этого человека получился трагическим. Он очень хотел стать лауреатом премии Дадасахеба Фальке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии. Наконец узнал, что такое решение в руководстве страны принято. Его пригласили на торжественную церемонию. А само это действо, на котором присутствуют все первые лица страны, проводится в соответствии со строжайшим протоколом: с каждым из награждаемых заранее репетируют — куда идти, где остановиться... Наступил день награждения, и Капур, хотя уже очень плохо себя чувствовал, приехал во дворец, сел в 7-м или 8-м ряду… Вот назвали его имя, а Радж не может встать: сердце прихватило! И тогда — беспрецедентный случай! — президент сам спустился со сцены в зал, подошел к знаменитому артисту, вручил ему золотой медальон премии. И в этот момент Радж Капур потерял сознание. Он впал в кому и умер через месяц…

Никто из зарубежных актеров не пользовался в 1950-1960-е годы такой славой у советского зрителя, как он. В 1954-м его фильм «Бродяга» в Союзе посмотрели 64 миллиона зрителей. А вслед за тем подоспела следующая картина — «Господин 420». И началась в нашей стране настоящая «капуромания». В киосках и магазинах продавались открытки с его фотографиями, по радио то и дело крутили песни из фильмов (хотя на самом деле их исполнял за Радж Капура певец Мукеш)…На всех советских коммунальных кухнях СССР можно было услышать песню Бродяги "Авара я ". То есть, "Бродяга я"...

Юрий Гагарин назвал Раджа "товарищ Бродяга"...Гагарин был в мире визитной карточкой СССР, Радж Капур - визитной карточкой Индии...

Даже родилась такая народная частушка:

Радж Капур, Радж Капур,
Посмотри на этих дур
Все московские (ростовские и т.д.) стиляги
помешались на «Бродяге»
Даже бабушка моя, всё поет “Авара я”

Говорят, после визита в Россию, когда Хрущев как бы невзначай поинтересовался: «А Раджа Капура вы знаете?», первый президент Индии Джавахарлал Неру,с обидой сказал - "С Раджем Капуром трудно конкурировать. Это единственный человек, который отнимает у меня популярность".

Русское гостеприимство...)

Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в артистической семье. Его дед также был актером. Отец, Притхвирадж Капур, являлся владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра "Притхви-тиэтрс". Капур-старший сумел передать любовь к актерскому мастерству и своим сыновьям (у Раджа два брата - Шамми и Шаши).

На сцену Радж впервые вышел в шесть лет. "Притхви-тиэтрс" стал подлинной школой мастерства для будущей звезды. И хотя в труппе числилось около сотни актеров, пожалуй, именно к своим сыновьям Притхвирадж предъявлял самые жесткие требования. В театре Раджу приходилось быть не только актером, но и рабочим сцены, осветителем и уборщиком. Уже к четырнадцати годам он обладал завидным профессионализмом и опытом театрального актера.

Три поколения Капуров. Притхвирадж, Радж и его сын Рандхир

В отличие от отца, Радж свое будущее связал с искусством кино.

В 1945 году в Бомбее он познакомился с обворожительной Наргис. Радж подошел к дому актрисы Джадданбай, с которой по поручению отца должен был переговорить по поводу одного театрального проекта. На пороге появилась девушка изумительной красоты. Это была дочь Джадданбай - Наргис. "Наша встреча была предопределена свыше", - говорил позже Радж. Его бурный роман с Наргис лег в основу народной легенды...

В 1946 году Капур создает как режиссер свой первый фильм - "Огонь"

Слава к Капуру пришла с его третьей режиссерской работой. Это был легендарный "Бродяга". Для фильма долго отбирали исполнителей. Особенно трудно оказалось найти актера на роль судьи Рагуната, отца Раджа. В результате удалось уговорить сняться Притхвираджа.

С сыном Риши. помните "Бобби".

Работа над "Бродягой" длилась почти три года: пришлось серьезно изучить индийскую классическую музыку и танцы, построить сложные, дорогостоящие декорации. Некоторые сцены снимались в павильонах хорошо оснащенных крупных студий.

Денег на завершение картины не хватило. Тогда Капур и Наргис начали сниматься в фильмах других кинокомпаний. Работа над "Бродягой" была продолжена.

В 1951 году фильм появился на экранах Индии и после оглушительного успеха начал свои странствия по свету. Картина получила приз на Каннском кинофестивале. Маленькую студию под Бомбеем стали посещать туристы из разных стран. О Радже Капуре в то время много говорили и писали.

В эту историю, расцвеченную по индийскому обычаю массой душещипательных деталей и невероятных совпадений, Радж Капур вдохнул жизнь своим талантом. Его авара (бродяга) с его жизнелюбивым, неистребимым оптимизмом был наивно плутоват, стремителен, увертлив и вместе с тем по-человечески незащищен. Певец, танцор и остроумный акробат Радж Капур, восхищавший неожиданностью своих трюков, комедийным темпераментом, фантазией, смеясь, говорил о серьезном и горьком.

В 1955 году зрители присудили ему звание лучшего режиссера Индии за постановку сатирической комедии "Господин 420". Этот фильм, своего рода вариант "Бродяги" (тоже в двух сериях, с большим количеством песен и танцев), получил от Бенгальской ассоциации киножурналистов девять премий. Индийского актера часто сравнивали с Чаплиным. Одежда в стиле великого Чарли, шаркающая походка, застенчивые неловкие жесты, ранимость во взгляде - все это действовало очень сильно, вызывая зрительскую любовь.

"Мир Раджа Капура очень напоминает мир Чаплина с его несчастным героем, хитрым и простодушным, с его упитанными полицейскими, богатыми усатыми господами и прекрасными, всегда близкими к обмороку дамами", - писал французский киновед и критик Жорж Садуль.

И все-таки Капур нашел своего героя - Радж, несмотря на некоторые черты внешнего сходства с персонажем Чаплина, существенно от него отличался. Капуру удалось создать образ, вобравший в себя лучшие черты индийского национального характера, и, кроме того, в отличие от Чарли,

Радж никогда не попадает в нелепые или смешные ситуации: он молод, красив, полон сил и обаяния... Это не подражание (постановщик "Бродяги" не видел первых фильмов Чарли Чаплина), а, как сказал тот же Садуль, скорее, "сходство, вызванное темпераментом".

Необыкновенному союзу Капура и Наргис суждено было распасться. Однажды, почти так же внезапно, как она появилась в жизни Капура, Наргис исчезла из нее. Выйдя замуж, она навсегда распрощалась со светом юпитеров.

Несмотря на обилие красавиц вокруг, Радж всю жизнь был предан жене Кришне...

Радж Капур с женой Кришной и Наргис на премьере "Господина-420"
Слева экранная жена, справа настоящая....)

Он писал о ней - "Кришна- моя Shakti (сила), идеальная женщина, которая самоотверженно сыграла роль моей второй половины. Она со мной и в горе и в радости. Она мой якорь. Не каждому повезло иметь такую жену, как Кришна. Но,с другой стороны, не у каждой женщины муж- Радж Капур!"

С середины 60-х Капур стал все больше склоняться к чистой мелодраме. Целых шесть лет он угрохал на съемки картины "Мое имя - клоун", которая должна была восприниматься как его художественная декларация.

Фильм вышел трехсерийный, с рекордной для индийского кино продолжительностью - 4 часа 15 минут. На съемки в Индию была вывезена из Советского Союза цирковая труппа в полном составе. И все усилия оказались напрасными - фильм с треском провалился в прокате. Тогда Капукр начал снимать коммерческое кино. Самым успешным проектом стала мелодрамма "Бобби".

"Бобби" вышел на экраны в 1973 году и принес рекордную прибыль. Но именно тогда стала распадаться старая "команда". Пошел на полный разрыв Аббас, покончил жизнь самоубийством поэт-лирик Схаилендра, писавший для фильмов Капура простые, но удивительно мелодичные стихи, внезапно умер композитор Джанкишан, покинул студию давний партнер Капура Шанкар. Счастливые времена студии "Радж Капур филмз" безвозвратно уходили в прошлое.

Капур сумел, правда, выжить и без давних, испытанных помощников. Доказательство тому - кассовый успех фильмов "Мутный Ганг - река господня" (1985) и "Любовный недуг" (1982). У этих лент совершенно иное звучание, чем у тех, что принесли Капуру славу. От поэтического реализма он ушел в развлекательность с нарочитым, возбуждающим показом обнаженного женского тела. Хотя иногда прежний дух давал себя знать. О том, что он не исчез окончательно, свидетельствует начатая, но так и оставшаяся незавершенной, картина "Ханна". Благодаря ей возрождался давно расторгнутый союз с Аббасом. И, судя по всему, возрождалась былая одержимость, целеустремленность. Тем более все смелее заявляли о себе в качестве актеров и режиссеров его сыновья Рандхир, Риши и Раджив.

В 1988 году Капуру присудили премию имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке за вклад в кинематограф. Его радость безгранична. В день награждения, 2 мая, он с утра испытывает некоторое недомогание. И все же Радж едет на церемонию.

В знак особого уважения к артисту президент Индии Р. Венкатараман спускается с трибуны, чтобы лично вручить ему награду. Гремят аплодисменты. А минуту спустя актер теряет сознание и падает - произошел тяжелейший приступ астмы..

Его перевезли в самую современную клинику в Нью-Дели, но вердикт врачей был неутешителен. От него не отходила верная Кришна, которая по-прежнему не давала интервью. Рядом с ней были Риши, Рандхир и Раджив, известные кинорежиссеры. У окон больницы, где умирал артист, дежурили тысячи людей. Уходил Мастер, и вместе с ним уходила целая эпоха индийского кинематографа.

Радж Капур умер рано утром 3 июня 1988 года. Его смерть не заметили ни в Советском Союзе, сотрясаемом перестройкой, ни на Западе, где к новому индийскому искусству по традиции относились свысока. Да и в Болливуде мало кто из новых кумиров вспомнил того, кто выдал им путевку в жизнь. Зато простые индийцы еще много месяцев засыпали цветами то место на берегу Ганга, где по древнему обычаю был развеян прах Капура. Они вспоминали того, чьи фильмы на протяжении десятилетий внушали им надежду и желание жить. Того, кто, оставив позади славу, богатство и роскошь, шагнул в вечность тем же бродягой, грустным клоуном с веселой нарисованной улыбкой.

"Нет, Радж Капур не умер, - писали газеты, - потому что великие люди не умирают. Они бессмертны! Радж Капур будет вечно жить в наших сердцах".

"Клан" Капуров.

Радж Капур снялся в восьмидесяти фильмах. Он сумел не только завоевать, но и на долгие годы сохранить зрительские симпатии. Десятилетиями удерживаться на гребне успеха в стране, где ежегодно на экраны выходит несколько сотен новых фильмов, удается лишь немногим. Радж Капур, некоронованный король индийского экрана, как его называли журналисты, был одним из избранных.


Индийского актёра Раджа Капура в Советском Союзе знали и любили. Он снимался в индийских фильмах, и сам снимал кино. Именно Раджа Капура считают одним из отцов основателей Болливуда. Его называли «Король индийского кино», «Чаплин востока», но при этом многие даже и не догадывались, что в его судьбе и творчестве был русский след.

Детство и юность


Радж Капур, полное имя Ранбиррадж Капур, родился в артистической семье в 1924 году. Практически все его родственники, так или иначе, были связаны с театром. Но юный Радж, поработав в театре, увлекся кинематографом. Кстати, уже в те времена в Индии снимали немало кинолент! Вот и Радж стал киноактёром.


А уже с 26 лет начал работать как режиссер. Его дуэт с актрисой Наргис стал весьма удачным. Они снялись вместе в 16 его фильмах. И все ленты имели огромный успех. Фильмы Капура не только лиричные и романтичные, они всегда поднимают вопросы социальные. А в Индии того времени было еще очень много пережитков прошлого.

«Товарищ Бродяга»


В 1951 году вышла на экраны замечательная кинокартина «Бродяга», которая принесла молодому Капуру небывалый успех не только в родной Индии, но и по всему миру. А в 1954 году фильм вышел в прокат в Советском Союзе. Успех был ошеломительный. Фильм стал настоящим ярким событием в мире кино.


Советские зрители впервые близко познакомились с красочной и экзотической индийской культурой. Увлечение многих наших соотечественников Индией идет именно оттуда. Кстати, фильм на широких экранах демонстрировался вплоть до 1985 года. И каждый раз собирал огромные кассовые сборы. Хотя, казалось бы, с тех пор вышло столько всевозможных кинолент с любым сюжетов, да еще в цвете. Но легендарный «Бродяга» все равно бил все рекорды посещаемости.


Следующим стал фильм «Господин 420». В Союзе началась капуромания. Везде продавались открытки с его фото, по радио давали песни из его фильмов. Сам Капур неоднократно приезжал в Союз, ездил по многим города. Его с любовью называли в нашей стране «товарищ Бродяга».


Говорят, московские поклонники несли его машину на руках. В Баку Радж приезжал вместе с Наргиз. Естественно, все поклонники ни минуты не сомневались, что она – его жена. Но этот союз так и остался только творческим. После каждого визита в нашу страну Радж Капур делился впечатлениями со всей семьей. Для него было очень ценно, что в такой большой и великой стране его любят и ценят. Слово «бродяга» он выучил по-русски.


Благодаря Раджу Капуру, индийские фильмы в Советском Союзе тех лет любили намного больше других. Американских к примеру. Некоторые песни из его фильмов даже исполняли на русском языке. Сам же Капур тоже высоко ценил советские фильмы 60-70-х годов. Ценил как зритель, и как мастер кинематографа. В 1970 году Радж Капур снимает трехсерийный фильм «Мое имя – клоун».


В нем снялась советская балерина Ксения Рябинкина, она играла во второй части фильма циркачку Марину, которая приехала в Индию на гастроли. Марина встретилась с клоуном Раджу и они полюбили друг друга. Даже несмотря на то, что языка друг друга не знали. История кончается невесело, гастроли заканчиваются, девушке надо уезжать. И проходит очень много времени, прежде чем они увидятся снова.

Песни, танцы, романтика…


В этой части Радж проводит одну из главных своих мыслей – люди едины. Русские, индусы – у них больше общего, чем различий. Радж Капур возлагал большие надежды на этот совместный проект, часто приезжал в Союз, искал здесь подходящих артистов, циркачей. Группа советских артистов и деятелей культуры поехала в Индию.


В 1972 году фильм демонстрировали в Советском Союзе, но особого успеха он не имел, а на родине просто провалился. От Капура ждали песен, танцев и романтики… Зато впоследствии, уже после смерти режиссера, фильм «Мое имя клоун» высоко оценили критики. Радж Капур – отец и основатель Болливуда, получил на своей родине все награды, все, которые только возможно.


Награды продолжают ему вручать даже и после смерти. Умер великий актер и режиссер в 1988 году, после продолжительной болезни. Говорят, перед самой смертью Капур пересматривал в своем доме хронику своего визита в Москву. В ту Москву, где в каждом кинотеатре шли индийские фильмы.


Продюсер "Радж Капур Филмз" уверяет, что на студии до сих пор любят и ценят Россию и российских зрителей. На вечере памяти Раджа Капура в Москве в 2014 году советник по делам культуры и информации посольства Индии в России господин Рахул Шривастава сказал, что, наверное, в будущей жизни Радж Капур родится русским.


Отдельной внимания заслуживает .

Рассказать друзьям