Йозеф гайдн - биография, информация, личная жизнь. Венская классическая школа: Гайдн Гайдн основоположник жанров симфонии и квартета

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

австрийский композитор

Краткая биография

Франц Йо́зеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732 - 31 мая 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.

Йозеф Гайдн родился в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году Йозефа забрал его дядя и увез его в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского святого Стефана. Рейттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.

Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой у венского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры. Гайдн очень хотел быть учеником Никола Порпоры, но его уроки стоили очень больших денег. Поэтому Гайдн договорился с ним о том, что во время уроков он будет сидеть за занавеской и слушать не мешая никому. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (был поставлен в 1752 году в Вене и других городах Австрии, не сохранился до наших дней), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга, около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр - для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Брак был несчастливый, однако законы того времени не позволяли им разойтись.

Служба при дворе князей Эстерхази

После расформирования в 1761 году музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази - главы крайне богатой венгерской семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки. В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - после смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе нового князя Эстерхази - Миклоша Иосифа Эстерхази, представителя одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Венгрии и Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна - был пересмотрен его контракт: в то время как ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Вскоре с учётом этого обстоятельства, Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. О заключении Гайдном нового трудового договора Джонс пишет: «Этот документ подействовал в качестве катализатора на пути к следующему этапу карьеры Гайдна - достижение международной популярности. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном, если не сказать странном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне».

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом и Францу Лесселю.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К истинной гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Таким образом, годы службы (1761-1790) у венгерских князей Эстерхази способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна, пик которой приходится на 80 - 90-е годы XVIII века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785-86) симфоний, оратории, мессы и другие произведения. Прихоти мецената нередко заставляли Йозефа поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная», 1772) и опер композитора. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Снова свободный музыкант

В 1790 году, после смерти Миклоша Эстерхази, его сын и преемник, князь Антал Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791-1792 и 1794-1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона, где он для концертов Заломона написал свои лучшие симфонии , расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Последние годы

Гайдн вернулся и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени князь Антал умер и его преемник Миклош II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf), где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Йозефа Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. В последующие годы этот успешный для творчества Гайдна период сталкивается с началом старости и пошатнувшимся здоровьем - теперь композитор должен бороться, чтобы завершить свои начатые работы. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

Творческое наследие

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)
  • 3 концерта для виолончели с оркестром
  • 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
  • 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)
  • концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)
  • концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двух колёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)
  • концерт для флейты с оркестром (утрачен)
  • концерт для трубы с оркестром
  • 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 (утрачена)
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея», 1762
  • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
  • «Армида», 1783
  • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769
  • «Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)
  • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775
  • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777
  • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776
  • «Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata)
  • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»

Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater

Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750)
  • большая органная месса Es-dur (1766)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)
  • малая органная месса (В-dur, 1778)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)

Симфоническая музыка

См. Список симфоний Гайдна

104 симфонии, в том числе:

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785-1786)
  • 12 Лондонских симфоний (1791-1792, 1794-1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • фантазии, вариации
  • 52 сонаты для фортепиано

Память

  • В Вене создан дом-музей, в котором композитор провёл последние годы жизни.
  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.

В художественной литературе

  • Жорж Санд «Консуэло»
  • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

Монета и почтовая марка

20 шиллингов 1982 года - австрийская памятная монета посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна

Согласно краткой биографии Йозефа Гайдна, местом его рождения была деревушка Рорау, что расположена вблизи венгерской границы. Родители достаточно серьезно занимались вокалом и любили играть на музыкальных инструментах.

В 1737 году была обнаружена предрасположенность пятилетнего Йозефа к музыке. Тогда его забрал к себе в город родной дядя. В дунайском городе Хайнбург мальчик стал учиться играть музыку и упражняться в пении. Там его старания были замечены Георгом фон Рейттером, известным композитором и директором столичной капеллы святого Стефана.

Следующие десять лет Йозефу пришлось работать в различных местах, чтобы обеспечить себя. Ему удалось напроситься в ученики к композитору Николе Порпора. Цена уроков была высокой, поэтому молодой Йозеф упросил слушать их, сидя за занавеской.

Систематическое образование получить Гайдну не удалось, но он восполнил пробелы, изучая содержание трудов И. Фукса, И. Маттезона и других композиторов.

Молодые годы

В 50-х годах Гайдн написал ряд своих первых музыкальных произведений, принесших автору знаменитость. Среди них были зингшпиль «Хромой бес», который ставили в различных городах Священной Римской империи, а также дивертисменты, серенады, струнные квартеты, а самое главное – Симфонию №1 Ре мажор.

В 1759 году ему удалось устроиться работать капельмейстером у графа Карла фон Морцина. Граф имел личный небольшой оркестр, в котором Йозеф продолжил свое творчество, сочиняя для графа симфонии.

Работа у Эстерхази

В 1760 году Гайдн вступает в брак с Марией-Анной Келлер. В их браке не оказалось места для детей, о чем он печалился всю жизнь. Жене профессия супруга была неприятна и она никак не поддерживала мужа в его работе, но развод в то время был запрещен.

В 1761 году граф фон Морцин разоряется и Гайдна приглашают перейти работать к князю Павлу Антону Эстерхази. До 1766 года он работал вице-капельмейстером, но после смерти главного капельмейстера княжеского двора Грегора Вернера, Гайдн поднялся в должностной лестнице и стал писать музыку, заниматься организацией оркестра и ставить оперы уже имея на то полные права.

В 1779 году Гайдн и Эстерхази перезаключают контракт, внеся в него ряд изменений. Если ранее все написанные композиции были собственностью княжеской семьи, то при новом контракте композитор мог писать на заказ и продавать любые новые произведения.

Наследие

Работа при дворе рода Эстерхази была творческим расцветом в биографии Гайдна. За 29 лет службы было создано множество квартетов, 6 Парижских симфоний, различные оратории и мессы. Широкую известность получила «Прощальная» симфония 1772 года. Возможность приезжать в Вену помогла Гайдну общаться с самим Моцартом .

Всего же за свою жизнь Гайдн написал 104 симфонии, 52 сонаты, 36 концертов, 24 оперы и 300 различных произведений камерной музыки.

Последние годы

Пиком величия Гайдна стали два оратория – «Сотворение мира» в 1798 и «Времена года» в 1801 годах. Они стали образцом музыкального классицизма. В конце жизни здоровье знаменитого композитора резко пошатнулось. Его последние работы остались неоконченными. Смерть нашла его в Вене, через несколько дней после того, как ее заняла армия Наполеона. Предсмертные слова композитора были обращены к его слугам, которых он хотел успокоить. Люди тревожились за то, что солдат могли разорить и присвоить их имущество. Во время похорон Йозефа Гайдна играл «Реквием» его друга Моцарта.

Биография

Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийском селе Рорау , недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае , где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер , директор капеллы венского собора св. Стефана . Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями).

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

Служба у Эстергази

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер .

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона , альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром

Вокальные произведения

Оперы

Всего 24 оперы, в том числе:

  • «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
  • «Истинное постоянство»
  • «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея», 1762 г.
  • «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
  • «Армида», 1783 г.
  • «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
  • «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)
  • «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
  • «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
  • «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
  • «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)
  • «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд »
Оратории

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater
Мессы

14 месс, среди которых:

  • малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
  • большая органная месса Es-dur (1766 г.)
  • месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
  • месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
  • малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
  • Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
  • месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
  • месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
  • Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
  • месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
  • месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
  • месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • 6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)
  • 12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
  • 66 дивертисментов и кассаций

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации

Память

  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий .

В художественной литературе

  • Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альшванг А. А. Иосиф Гайдн. - М .-Л. , 1947.
  • Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. - М ., 1972.
  • Новак Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение . - М ., 1973.
  • Баттерворт Н. Гайдн. - Челябинск, 1999.
  • Й. Гайдн - І. Котляревський: мистецтво оптимізму. Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: Збірник наукових праць / Ред.‑упорядн. - Л. В. Русакова. Вип. 27. - Харків, 2009. - 298 с. - ISBN 978-966-8661-55-6 . (укр.)
  • Dies . Haydn’s Biographie. - Вена, 1810. (нем.)
  • Ludwig . Joseph Haydn. Ein Lebensbild. - Нордг., 1867. (нем.)
  • Pohl . Mozart und Haydn in London. - Вена, 1867. (нем.)
  • Pohl . Joseph Haydn. - Берлин, 1875. (нем.)
  • Lutz Görner Joseph Haydn. Sein Leben, seine Musik. 3 CDs mit viel Musik nach der Biographie von Hans-Josef Irmen. KKM Weimar 2008. - ISBN 978-3-89816-285-2
  • Arnold Werner-Jensen . Joseph Haydn. - München: Verlag C. H. Beck, 2009. - ISBN 978-3-406-56268-6 . (нем.)
  • H. C. Robbins Landon . The Symphonies of Joseph Haydn. - Universal Edition and Rockliff, 1955. (англ.)
  • Landon, H. C. Robbins; Jones, David Wyn . Haydn: His Life and Music. - Indiana University Press, 1988. - ISBN 978-0-253-37265-9 . (англ.)
  • Webster, James; Feder, Georg (2001). «Joseph Haydn». The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Published separately as a book: (2002) The New Grove Haydn. New York: Macmillan. 2002. ISBN 0-19-516904-2

Примечания

Ссылки

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АВСТРИЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ РЕ МИНОР»

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В МНОГОЧИСЛЕННЫХ СЦЕНАХ СВАДЕБ НА ЭКРАНЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ В ФИЛЬМЕ «СВАДЕБНЫЕ ПРИЛИПАЛЫ».

МУДРЫЕ СЛОВА: «Я БЫЛ ОТРЕЗАН ОТ МИРА. ВОКРУГ НЕ БЫЛО НИКОГО, КТО БЫ СМУЩАЛ МЕНЯ ИЛИ ИЗВОДИЛ. Я БЫЛ ОБРЕЧЕН НА ОРИГИНАЛЬНОСТЬ».

На протяжении тридцати лет Йозеф Гайдн был слугой. Следует признать, высокопоставленным слугой, и все же, как обыкновенный повар, он ежедневно выслушивал распоряжения своих хозяев.

Слуга, по определению, обязан постоянно кланяться, шаркать ножкой и всячески лебезить, однако преимущества его положения также очевидны. Многие годы у Гайдна была публика, всегда готовая слушать его сочинения, качественный оркестр под рукой и досуг, чтобы заниматься тем, что его более всего интересовало в музыке.

Разумеется, Гайдн был счастлив, когда в конце концов оказался предоставленным самому себе, но пользы, которую принесли ему годы, проведенные в услужении, он никогда не отрицал. Этот опыт помог ему превратиться в одного из самых оригинальных - и влиятельных - композиторов своего времени.

СИЛЕН ТАЛАНТОМ, БОГАТ НИЩЕТОЙ

Гайдн родился в семье колесных дел мастера в австрийской деревне Рорау неподалеку от венгерской границы. Его отец Матиас самостоятельно выучился играть на арфе и долгими зимними вечерами развлекался тем, что наигрывал народные мелодии. Второй сын Матиаса, Йозеф, с ранних лет подпевал отцу красивым высоким голосом. Родители отметили, что мальчик на удивление точно попадает в ноты. Рорау мало что могла предложить музыкально одаренному ребенку, и когда Гайдну было всего шесть лет, его отправили в город Хайнбург к пожилому родственнику, школьному учителю.

В Хайнбурге Гайдн провел два года, постигая различные премудрости, но по-настоящему заманчивые горизонты открылись перед ним, когда в городе побывал проездом директор капеллы венского собора Св. Стефана. Услышав, как поет юный Гайдн, венский музыкант определил его в соборный хор мальчиков.

Увы, мальчишечьим сопрано уготована короткая жизнь. Подростком Гайдн, беспокоясь за свое будущее, всерьез подумывал сохранить голос, пополнив ряды кастратов, но отец каким-то образом узнал о его планах и срочно выехал в Вену, чтобы помешать сыну их осуществить. Когда у Гайдна сломался голос, директор хора немедленно его уволил. Шестнадцатилетний юноша оказался на улице с тремя рубашками, потрепанным пальто и обширными музыкальными познаниями.

КУЛИНАРНЫЙ СЕКРЕТ ФРАУ ГАЙДН

По счастливой случайности Гайдн встретил отзывчивого знакомого, который не позволил ему спать на улице. Спустя некоторое время Гайдн «разбогател» настолько, что смог снять себе жилье в Вене - убогую комнатенку на шестом этаже без печки и даже без окна; но он сумел наскрести на пианино, а больше ему ничего и не надо было.

Играя в венских оркестрах, изредка исполнявших его собственные сочинения, Гайдн постепенно привлек внимание знатных меломанов, и в 1759 году он получил место капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Таким образом у молодого человека появилось достаточно средств, чтобы жениться. Он влюбился в Терезу Келлер, дочь постижёра, но родители постановили отдать Терезу в монахини. Однако Келлеры, наметанным глазом увидев в Гайдне добротного жениха, уговорили его жениться на сестре Терезы - Марии-Анне.

Если этот союз и внушал кому-либо трепетные надежды, очень скоро они были развеяны в прах. Мария-Анна, будучи старше мужа, обладала сварливым характером, но ее самый непростительный изъян - с точки зрения мужа - состоял в том, что она совершенно не интересовалась музыкой. «Ей все равно, за кем быть замужем - за сапожником или художником», - жаловался Гайдн. Детей у них не было, и спустя несколько лет семейная жизнь свелась к сценам ревности и взаимным оскорблениям. По слухам, фрау Гайдн использовала партитуры мужа в качестве бумаги для выпечки.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Несмотря на семейные трудности, дела у Гайдна шли отлично. В 1761 году его взяли помощником капельмейстера к князю Палу Анталу Эстерхази, богатому и влиятельному венгерскому дворянину, имперскому фельдмаршалу и, кстати, покровителю музыкантов. Гайдну предписывалось дирижировать вышколенными оркестром и хором Эстерхази и сочинять музыку как для ежедневного пользования, так и для особых случаев, а взамен композитору полагалось завидное жалованье, уютное жилье и щедрая дотация на приобретение одежды. Семейство Эстерхази было настолько довольно Гайдном, что с ним не захотели расставаться, когда князь Пал Эстерхази умер и титул перешел к его младшему брату Миклашу, который позднее назначил Гайдна главным капельмейстером.

Высокая должность не отменяла того факта, что Гайдн оставался на положении слуги - в его контракте содержалось недвусмысленное требование ежедневно являться к князю за распоряжениями. Гайдн потратил немало сил и времени, угождая самолюбивому князю и придворным; его письма пестрят льстивыми фразами («лобзаю край вашей мантии»!), без которых обращение слуги к знатному вельможе было немыслимо. Одной из самых сложных обязанностей Гайдна было посредничество между оркестрантами и двором; за доброту и щедрость по отношению к музыкантам его прозвали Папа Гайдн.

ДЕКОЛЬТЕ КОКЕТЛИВОЙ ГРАФИНИ ТАК ПОРАЗИЛО МОЛОДОГО И НЕЖЕНАТОГО ГАЙДНА, СИДЕВШЕГО ЗА КЛАВЕСИНОМ, ЧТО БЕДНЯГУ БРОСИЛО В ЖАР.

Каждую весну княжеский двор выезжал в загородное поместье Эстерхази, где оставался до поздней осени. Зимы в Вене были прискорбно короткими, и в итоге Гайдн провел тридцать лет в стороне от музыкальной жизни. В изоляции ему пришлось экспериментировать на свой страх и риск. Не обладая ни блестящей интуицией Моцарта, ни самозабвенным интересом Баха к теории музыки, Гайдн продвигался вперед не впечатляющими рывками, но медленно, шаг за шагом. Со временем он стал замечательным композитором и музыкальным реформатором. Он преобразил симфоническую форму, сделав ее такой, какой мы ее знаем сегодня. По сути, он создал струнный квартет, раз и навсегда определив его структуру, в рамках которой композиторы с тех пор и творят. Хотя многие сочинения Гайдна появлялись лишь с единственной целью потрафить вкусам патронов (он написал бессчетное количество трио с участием любимого струнного инструмента князя Миклаша - баритона, ныне вышедшего из употребления, - и немало комических опер для придворного театра в поместье Эстергази), однако Йозеф Гайдн создавал и другие произведения, те, что завоевали признание слушателей стройностью, изяществом и жизнеутверждающей интонацией.

НАКОНЕЦ-ТО СВОБОДЕН

Почти тридцатилетнее вынужденное затворничество закончилось в 1790 году со смертью князя Миклаша. Наследовал Миклашу его сын Антон, к музыке не расположенный. В результате Гайдн обрел свободу в профессиональной жизни. (В личной жизни он тоже чувствовал себя свободным от обязательств; с некоторых пор они с Марией-Анной жили раздельно, и Гайдн заводил романы на стороне, неизменно благопристойные.) Он проехал по Англии и Италии с триумфальными гастролями, дирижируя своими собственными сочинениями, и неоднократно выступал в Вене.

Князь Антон умер в 1795 году, его сменил Миклаш II, решивший возродить музыкальную славу дома Эстерхази. Поскольку этот Миклаш Эстерхази, в отличие от своих предшественников, не собирался жить в деревенской глуши, Гайдн вернулся на службу - скорее, из любезности, чем по причине искреннего рвения. В эти годы Гайдн работал над ораториями «Сотворение мира» и «Времена года», которые ныне считаются его лучшими работами: изобретательность композитора и красота произведений действительно бесспорны. С наступлением нового, девятнадцатого века Гайдна оставили и силы, и здоровье. Его последние годы были омрачены жестокостями войны между Австрией и наполеоновской Францией. 12 мая 1809 года французы начали мощную бомбардировку Вены, пушечные ядра падали в нескольких метрах от дома Гайдна. Столица Австрии скоро капитулировала, однако французы поставили у порога Гайдна почетный караул. Он умер 31 мая, сразу после полуночи.

СТРАННЫЕ ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ГОЛОВЫ ГАЙДНА

Поскольку вокруг бушевала война, Гайдна хоронили второпях. Однако в 1814 году князь Миклаш II испросил разрешения перевезти прах композитора в поместье Эс- терхази в Айзенштадте. Тело эксгумировали, но когда официальные представители открыли гроб, они к своему ужасу обнаружили, что у тела отсутствует голова.

К охоте за головой Гайдна приступили немедленно. И выяснилось, что два страстных энтузиаста френологии - науки, ныне почившей, но весьма популярной в девятнадцатом веке (френология претендовала на определение свойств личности по шишкам на черепе), - подкупили могильщика, с тем чтобы заполучить голову композитора. Эти двое горе-френологов, Розенбаум и Петерс, хранили череп Гайдна в сделанном на заказ черном ящике.

Когда тело без головы привезли в Айзенштадт, князь Эстерхази почувствовал себя глубоко оскорбленным. Он приказал полицейским обыскать дом Петерса, но позднее узнал, что жена Розенбаума спрятала череп в соломенном матрасе и во время обыска возлежала на кровати, притворяясь, будто спит. В итоге князь заплатил Розенбаумам, и в обмен на внушительный чек они отдали ему череп - по их уверениям, подлинный.

В конце концов череп Гайдна оказался в одном из венских музеев, где и пролежал до 1954 года, когда князь Пал Эстерхази воссоединил тело композитора с головой в захоронении, которое находится в австрийском городе Айзенштадте (земля Бургенланд). Так, спустя 131 год, Гайдн опять обрел целостность.

МАЛЕНЬКИЙ БАРАБАНЩИК

Иоганн Матиас Франк, родственник и опекун малолетнего Гайдна в Хайнбурге, руководил местным оркестром, игравшим на городских праздниках и похоронах. Внезапная кончина ударника поставила Франка в весьма затруднительное положение, и ему ничего не оставалось, как наскоро научить семилетнего Гайдна, обнаружившего раннюю музыкальную одаренность, играть на барабане. Но беда была в том, что барабан оказался слишком тяжел для маленького мальчика. Сметливый Франк нашел горбуна, согласившегося привязать барабан себе на спину, и юный Гайдн весело и налегке маршировал по улицам Хайнбурга, отбивая ритм на горбуне, шествовавшем перед ним.

ДРУЗЬЯ НАВЕКИ

Гайдн познакомился с Моцартом в Вене в 1781 году, и они сразу подружились, несмотря на разницу в возрасте, составлявшую 24 года. Каждый признавал за другим подлинный музыкальный талант. Моцарт утверждал, что искусству струнных квартетов он выучился у Гайдна, а Гайдн однажды объявил отцу Моцарта: «Скажу вам по чести и призываю Господа в свидетели, ваш сын - величайший из всех известных мне композиторов».

Моцарт умер, когда Гайдн находился в длительной отлучке в Лондоне. Поначалу Гайдн отказывался верить в смерть друга, надеясь, что это всего лишь ложные слухи. Но печальное известие подтвердилось, и Гайдн впал в глубокую скорбь. Много лет спустя, в 1807 году, когда кто-то из приятелей заговорил о Моцарте, Гайдн разрыдался. «Простите, - сказал он, - каждый раз, когда я слышу имя Моцарта, я должен, должен его оплакать».

ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ!

В 1759 году, получив первую прибыльную должность в качестве домашнего музыканта у графа Карла фон Морцина, Гайдн был довольно молодым человеком, чья профессиональная занятость и высокие моральные устои до той поры оберегали его от знакомства с радостями плоти.

Однажды, когда Гайдн сидел за клавесином, хорошенькая графиня фон Морцин наклонилась, чтобы взглянуть на ноты, по которым он играл, и девственнику Гайдну открылся великолепный вид на декольте графини. Музыканта бросило в жар, и он прекратил играть. Графиня осведомилась, в чем дело, и Гайдн воскликнул: «Но, Ваше сиятельство, от такого зрелища любой опустит руки!»

Гайдн обладал незаурядным композиторским чувством юмора. Музыканты придворного оркестра Эстерхази, скучая по родным, расстраивались всякий раз, когда переезд в город из деревенского поместья опять откладывался, и Гайдн придумал, как ненавязчиво выразить их чувства в очередной симфонии, которую он сочинял. В его «Прощальной» симфонии отсутствует привычный грандиозный финал, вместо этого музыканты завершают свои партии одну за другой, и, заканчивая, каждый задувает свечу и уходит. В самом конце на сцене остаются лишь первые скрипки. Князь понял намек: на следующий день после исполнения «Прощальной» симфонии он отдал команду готовиться к отъезду.

Другая симфония предназначалась специально для лондонской публики, которая, как заметил Гайдн, имела неприятную привычку задремывать во время исполнения медленных частей. Для своей следующей симфонии Гайдн сочинил невероятно нежное, спокойное Andante: под конец этой медленной части звуки совсем замирали, а затем в наступившей тишине оркестр взрывался музыкой и громом литавр. На премьере публика едва не попадала с кресел - так родилась симфония «Сюрприз».

ЗАКЛЯТЫЕ ВРАГИ

Хотя друзья Гайдна прекрасно знали, что композитор давно не живет со своей женой, уровень взаимной враждебности супругов не переставал их удивлять. Однажды некий приятель обратил внимание на большую стопку нераспечатанных писем на столе Гайдна. «А, это от моей жены, - объяснил композитор. - Она пишет мне раз в месяц, а я отвечаю ей раз в месяц. Но ее письма я не вскрываю и почти уверен, что она не читает моих».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

37. Йозеф Дейнер На следующий день Джэсон явился к Гробу, не сомневаясь, что тут же получит тысячу гульденов. Но банкир заявил:– Не хочу быть невежливым, но боюсь, что это нарушит условия господина Пикеринга, который оговорил, что сумму эту следует выплатить его

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

РАДЕЦКИЙ ФОН РАДЕЦ ЙОЗЕФ 1766-1858 Австрийский полководец. Фельдмаршал.Йозеф Радецкий родился в Требнице (ныне в Чехии). Происходил из старинного аристократического рода, из которого вышло немало известных военачальников Австрийской империи.Военную службу Йозеф фон

Из книги Сексуальный миф Третьего Рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Портрет в интерьере. Озабоченный Мефистофель. (Йозеф Геббельс) «Каждая женщина привлекает меня подобно пламени. Я брожу вокруг подобно голодному волу, но в то же время как робкий мальчик. Я иногда отказываюсь себя понимать». Эти слова написал в дневнике Йозеф Геббельс,

Из книги Командиры «Лейбштандарта» автора Залесский Константин Александрович

Основатель «Лейбштандарта». Йозеф (Зепп) Дитрих Зепп Дитрих был, безусловно, самым известным представителем не только «Лейбштандарта», но и всех войск СС. На его долю достались и высшие отличия: он был одним из немногих генерал-полковников войск СС, один из двух кавалеров

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БРЕЙЕР ЙОЗЕФ. Йозеф Брейер родился 15 января 1842 г. в Вене. Его отец, Леопольд Брейер, был преподавателем в синагоге. Мать умерла, когда Йозеф был еще маленьким, его воспитанием занималась бабушка. Было решено не отдавать Йозефа в начальную школу, вместо этого отец сам

автора Ильин Вадим

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Франц Йозеф Галль Франц Йозеф Галль. Гравюра XVIII в.Энтузиасты познания – едва ли не самые оригинальные люди, а их чудачества не только занятны, но и поучительны.…На одном из парижских кладбищ в августе 1828 года прошли странные похороны. Гроб был заколочен наглухо: у

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Франц Йозеф Гайдн Господин стандарт Герой этой истории, без всякого преувеличения или ложного пафоса, может быть смело признан родным отцом для всей классической музыки и для всех ее несгораемых партитур. Дирижер Геннадий Рождественский как-то заметил, что в сознании

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

15. Йозеф фон Штернберг И всё же она отказала… Заинтригованный рассказами Лени, Штернберг отправился на киностудию, чтобы самому увидеть Марлен. Он нашёл её в буфете, где она пила кофе в перерыве между съёмками. Особого впечатления актриса на режиссёра не произвела. Она

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Глава 7. Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф Фон Габсбург Эрцгерцог Д’Эсте Любовники и любовницы. Дерзкий мальчишка. Кронпринц без панталон. Секс втроем. Трагическая развязка. Расплата. Чудеснейший человек, сказывали, добрый и благожелательный - одним словом,

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Радец-Йозеф фон Радецкий (1766–1858) Йозеф фон Радецкий прожил на белом свете 92 года - прямо скажем, редкий случай для полководца. Своей славой он обязан двум главным противникам: наполеоновской Франции, которая не раз посягала на могущество Австрийской империи, и

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

«Ангел смерти» Йозеф Менгеле Йозеф Менгеле, самый известный из нацистских преступников-врачей, родился в 1911 году в Баварии. Изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934 году вступил в CA и стал членом НСДАП, в 1937 году вступил в СС. Работал в

Из книги Моя жизнь автора Райх-Раницкий Марсель

ЙОЗЕФ К., ЦИТАТА ИЗ СТАЛИНА И ГЕНРИХ БЁЛЛЬ Слой льда, по которому я двигался, был очень тонким, он мог провалиться в любую минуту. Как долго будет терпеть партия положение, когда тот, кто исключен из нее, постоянно публикует критические статьи, и - что было необычным - нигде

Из книги Бетховен автора Фоконье Бернар

«Папа Гайдн» Людвиг сидит за фортепиано. Его репутация пианиста-виртуоза уже прочно утвердилась в Бонне. Его манера игры мощная, но, как говорит Вегелер, «неровная и жесткая». Чего ей не хватает? Нюансов, некоторого изящества… Конечно, мы никогда не узнаем, каким пианистом

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

42. Йозеф Геббельс Берлинская премьера фильма, назначенная на 4 декабря 1930 года, обещала быть «горячей». Немецкие газеты наперебой обсуждали и сам роман, и снятый по нему американцами фильм. Диапазон оценок был чрезвычайно широк. В одних газетах и роман, и фильм обливали

Наше повествование о венской тройке мы завершим биографией Гайдна. Все они – Бетховен, Моцарт и Гайдн – так или иначе связаны между собой. Бетховен был моложе их всех, вдохновлялся творчеством и учился у Гайдна. Но о мы уже рассказывали в других статьях.

Сейчас у нас несколько иная задача – лаконично рассказать о венской тройке. Позже мы расскажем о ней больше, а пока… вернемся к нашей теме.

Представитель Венской классической школы Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.

Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора – в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.

Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с , который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым и берёт его в ученики.

Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809)

По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.

Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.

Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.

104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.

Вокальные произведения:

Оперы

  • «Хромой бес», 1751 г.
  • «Орфей и Эвридика, или душа философа», 1791 г.
  • «Аптекарь»
  • «Лунный мир», 1777 г.

Оратории

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»

Симфоническая музыка

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»

Рассказать друзьям