Главный дирижер большого театра продирижирует студенческим оркестром. Кто будет новым главным дирижером Большого театра? Список главных дирижеров большого театра

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многолетняя тоска по сильной дирижерской руке, чуть притухавшая с разнообразными назначениями, опять вступила в Большом театре в фазу обострения. За две недели до премьеры оперы Верди «Дон Карлос» (фактически первой полноценной оперной премьеры сезона) свой пост покинул музыкальный руководитель и главный дирижер Василий Синайский, который, собственно, вел эту постановку. Сейчас на сайте театра имя музыкального постановщика отсутствует. Вся надежда на приглашенного на эту продукцию второго дирижера, американца Роберта Тревино.

Но и дальше надо как-то жить. Вряд ли новый директор Владимир Урин будет пробовать экспериментальные форматы, как его предшественник Анатолий Иксанов, какое-то время продержавшийся вообще без главного дирижера, а только с дирижерской коллегией. Так что опять встает вопрос - кто? Харизматичный, с крепкими нервами, не боящийся публичности, светскости и масс-медиа, не уставший, с западными горизонтами, но и пониманием российской специфики. И чтоб хоть какая-то альтернатива Гергиеву..

Туган Сохиев

Родился во Владикавказе (1977), окончил питерскую консерваторию у Ильи Мусина. С2005 г. работает в Мариинке. С2008 г. - музыкальный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы. С2010 г. - главный дирижер Немецкого симфонического оркестра, то есть второго оркестра Берлина. Все признаки звездного взлета. В Большом театре не дирижировал.

Александр Лазарев

Родился в Москве (1945). Окончил Московскую консерваторию. В 1987-1995 годах был главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра, и это время частью коллектива до сих пор воспринимается как золотая эпоха. Больше, чем кто-либо, олицетворяется с «былым величием». Сотрудничает со многими западными оркестрами. В 2012 году поставил в Большом оперу «Чародейка».

Александр Ведерников

Родился в Москве (1964). Окончил Московскую консерваторию. Работал в БСО Владимира Федосеева. В 1995-2004 гг. возглавлял московский оркестр «Русская филармония». 2001-2009 гг. - музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра, где числился реформистом. Расстался с театром не полюбовно, хотя в 2011 году вернулся продирижировать балетом на музыку Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии». В настоящее время имеет в основном западные ангажементы.

Владимир Юровский

Родился в Москве (1972), в1990 г. переехал в Германию, где и окончил образование. Рано и успешно начал дирижерскую карьеру. С 2001 по2013 г. - художественный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля. С2007 г. - главный дирижер Лондонского филармонического оркестра. С2011 г. - художественный руководитель ГАСО. До этого много сотрудничал с РНО Михаила Плетнева. Пламенный просветитель. Кумир продвинутой московской публики. В прошлом сезоне дебютировал в Большом театре с оперой «Руслан и Людмила», но разногласия не позволили ему работать там дальше.

Дмитрий Юровский

Младший брат Владимира Юровского. Родился в Москве (1979), в1990 г. переехал в Германию. Дирижированию обучался в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера в Берлине. С2011 г. - главный дирижер Королевской Фламандской оперы в Антверпене, а также московского оркестра «Русская филармония». На гастролях в Лондоне и Мадриде дирижировал «Евгением Онегиным» Большого театра.

Теодор Курентзис

Родился в Афинах (1972), в 1994 г. приехал в Петербург учиться дирижированию у Ильи Мусина. В 2004-2011 гг. возглавлял Новосибирский театр оперы и балета. С 2011 г. - Пермский театр оперы и балета. Из Новосибирска в Пермь с ним переехала часть музыкантов из созданного им оркестра Musica Aeterna . Революционер. Гуру. Борец с мейнстримом. В Большом выпустил две работы - «Воццека» и «Дон Жуана», но, похоже, они с театром не сошлись характерами.

Василий Петренко

Родился в Санкт-Петербурге (1976). Окончил хоровое училище и питерскую консерваторию. Незаметно работал в Питере, но как только начал западную карьеру - заставил о себе говорить. С2005 г. - главный дирижер Ливерпульского оркестра. С2008 г. - главный дирижер Национального юношеского оркестра Великобритании. С этого сезона - главный дирижер Филармонического оркестра Осло, после которого уже можно допрыгнуть и до коллектива класса А. Единственная должность на родине - главный приглашенный дирижер Михайловского театра, с первой же постановкой попал только что в список номинантов «Золотой маски». С Большим театром не работал.

Дирижер Туган Сохиев, в настоящее время являющийся музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра Берлина, стал музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление гендиректора ГАБТа Владимира Урина.

Василий Синайский, занимавший пост музыкального руководителя и главного дирижера ГАБТа с 2010 года, покинул театр в начале декабря 2013 года по собственному желанию. Премьерные спектакли оперы "Дон Карлос", которыми должен был дирижировать Синайский, представили Роберт Тревиньо и Джакомо Сагрипанти.

"Я говорил, что мы до 1 февраля определимся с нашим новым музыкальным руководителем. Как вы знаете, в начале декабря Василий Серафимович Синайский покинул стены Большого театра, поэтому в середине сезона нужно было определяться. Хочу его (нового музыкального руководителя) представить - Туган Таймуразович Сохиев. Он один из самых востребованных дирижеров на Западе, он возглавляет оркестр Капитолия Тулузы и Немецкий симфонический оркестр Берлина", - сказал Урин.

Гендиректор ГАБТа отметил, что у дирижера очень плотный график, и есть другие контрактные обязательства. "Мы договорились о том, что Туган будет входить постепенно в дела театра, - сказал Урин. - Сейчас он улетает в Филадельфию, его контракты будут выполняться. До конца сезона он будет появляться в Москве. Реально он начнет работать и встанет за пульт в следующем сезоне. В следующем сезоне он осуществит два проекта".

Урин подчеркнул, что новый музыкальный руководитель очень молод, и у него нет опыта работы в таком театре, как Большой. "Но я счел это не самым главным. Валерий Гергиев возглавил Мариинский театр в 33 года", - сказал он.

"Важно было понять, что наши взгляды очень похожи, мы совпадаем с тем, как понимаем Большой театр. Что очень важно, потому что нам вместе принимать решения", - добавил гендиректор.

Сохиев объяснил, почему принял решение возглавить театр, хотя его график очень плотный. "Очень неожиданное было предложение, я долго думал. Самое главное, что меня убедило возглавить этот один из великих театров мира, это серьезная и ответственная задача. Личность нынешнего директора театра, который ясно понимает, как должен театр развиваться. Когда есть команда, с которой можно строить театр, это очень много", - сказал дирижер.

Дирижер сказал, что должен будет сокращать свои западные контракты. "Я сохраню свои отношения с оркестрами, с которыми я работаю. Но год от года я буду все больше входить в работу Большого театра. По возможности, я буду проводить здесь как можно больше времени, потому что это единственный путь наладить работу и наметить дальнейшие пути развития", - пояснил он.

Урин отметил, что после вхождения музрука в работу, они намерены наметить планы оперной труппы на ближайшие три года.

Сохиев отметил, что оперный репертуар ГАБТа должен включать самую разнообразную музыку: "Большому театру не стоит зацикливаться на определенных композиторах, репертуар должен быть очень большой. Такие возможности и такие таланты - я не думаю, что мы должны ограничиваться только русской или только французской оперой".

О своих музыкальных предпочтениях Сохиев сказал: "Я все люблю".

Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе (тогда Орджоникидзе). Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории в классе легендарного профессора Ильи Мусина. В 2002 году Сохиев дебютировал в Уэльском национальном оперном театре ("Богема"), а в 2003 году - в нью-йоркской Metropolitan Opera ("Евгений Онегин"). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром "Филармония", концерт стал началом долгосрочного сотрудничества Сохиева с этим коллективом. В 2004 году на фестивале в Экс-ан-Провансе он продирижировал оперой "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. С 2005 года Сохиев активно сотрудничал с Мариинским театром, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер "Путешествие в Реймс", "Кармен" и "Сказка о царе Салтане".

В 2008 году дирижер стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы, где до этого на протяжении трех лет был главным приглашенным дирижером. С 2010 года он также возглавляет Немецкий симфонический оркестр Берлина.

В настоящее время дирижер активно гастролирует по всему миру. В сезоне 2012-2013 Сохиев дебютировал с Чикагским симфоническим оркестром и оркестром лейпцигского Гевандхауса, а также продолжил свое сотрудничество с Венским и Роттердамским филармоническими оркестрами. Среди его театральных работ - "Борис Годунов" в Венской государственной опере и балеты Стравинского в Театре Капитолия Тулузы. Народный артист республики Северная Осетия-Алания.

МОСКВА, 2 дек — РИА Новости. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский, занимавший этот пост с 2010 года, ушел в отставку, сообщил РИА Новости гендиректор ГАБТа Владимир Урин.

"Второго декабря 2013 года Синайский через отдел кадров подал заявление об уходе. После беседы с ним мною было принято решение удовлетворить его просьбу. С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России", — сказал Урин.

Он выразил сожаление, что такое решение Синайский принял в середине сезона, фактически за две недели до премьеры оперы Верди "Дон Карлос", где он являлся музыкальным руководителем постановки и дирижером.

"С ним были связаны и дальнейшие творческие планы театра. Тем не менее, он свободный человек и сам вправе принимать решения", — добавил гендиректор Большого театра.

Руководитель редакции Культура РИА Новости Дмитрий Хитаров: "Думаю, что уход Синайского — серьезная проблема для Большого театра. Сезон в разгаре, через две недели ждали важную премьеру — оперу "Дона Карлоса" Верди, Василий Серафимович был ее музыкальным руководителем и дирижером. Что теперь будет с этой постановкой, которая обещала стать еще одной жемчужиной Большого, пока не понятно. Вдвойне жаль, что все это случилось именно сейчас, когда обстановка в театре после тяжелого, нервного года, казалось, стала выравниваться".

Чем известен Василий Синайский

Василий Синайский родился 20 апреля 1947 года. В 1970 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования. Затем продолжил обучение в аспирантуре. В 1971-1973 годах работал вторым дирижером симфонического оркестра в Новосибирске.

В 1973 году после победы на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине Синайского пригласил к себе ассистентом в оркестр Московской филармонии Кирилл Кондрашин. В последующие годы Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Латвийской СССР, главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, художественным руководителем и главным дирижером Московского Филармонического оркестра, главным дирижером Национального оркестра Латвии и главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов.

В 1995 году он стал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си постоянно участвует в фестивале "Би-Би-Си Промс", а также выступает в Бриджуотер холле в Манчестере. В 2000-2002 годах был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра РФ (бывшего оркестра Евгения Светланова). В сентябре 2010 года стал главным дирижером — музыкальным руководителем Большого театра. В октябре этого года ему сделали предложение стать участником конкурса на должность дирижера Государственного Симфонического оркестра Петербурга.

Как сменилось руководство ГАБТа Ранее Владимир Урин руководил Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Предыдущий гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов возглавлял Большой театр почти 13 лет.

Какие скандалы разворачивались вокруг Большого театра в последнее время

Громкие скандалы в Большом театре не редкость. Одним из самых резонансных в последнее время стал уход из театра Николая Цискаридзе. В начале июня стало известно, что ГАБТ решил не продлевать с Цискаридзе контракты, срок которых истек 30 июня, как с артистом и педагогом-репетитором, о чем и уведомил его.

Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Лейла Гиниатулина: Большой театр - в Милане. Только что с успехом сыграли "Евгения Онегина" в режиссуре Дмитрия Чернякова. За пультом стоял Александр Ведерников. 18 июля он собирается объявить, что покидает пост главного дирижера Большого театра.

Марина Тимашева: Александр Ведерников рассматривает гастроли в Милане, как "некий итог 8-летней работы в Большом театре", и говорит, что уходит "из-за разногласий с администрацией театра". Директор Анатолий Иксанов информацию об отставке главного дирижера подтверждает и сообщает, что ближайшие пять-семь лет театр будет работать с приглашенными дирижерами: Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко. Вот как комментируют новость музыковеды, музыкальные критики, обозреватели центральных изданий. Екатерина Кретова...

Екатерина Кретова: На мой взгляд, фигура Александра Ведерникова никогда не была адекватной масштабу и уровню того Большого театра, который мы вообще знали. Что касается самой идеи приглашенных дирижеров, то она какая-то компромиссная, и такое впечатление, что она промежуточная.

Марина Тимашева: Профессор Алексей Парин...

Алексей Парин: Уход Ведерникова с поста главного дирижера Большого театра надо воспринимать скорее положительно, потому что все-таки Большой театр - ведущий театр страны, и конечно, на посту главного дирижера должна быть выдающаяся личность музыкантская, каковой все-таки хороший дирижер Александр Ведерников не является. Что касается дирижерской коллегии, дирижеры с именами, каждый из них какое-то определенное даже направление представляет в современном дирижировании, но необходим все-таки если не главный дирижер, то главный капельмейстер, как это раньше называлось, кто будет следить за высокими технологическими качествами этого оркестра.

Марина Тимашева: Уточню, что о дирижерской коллегии пока речь не идет, просто к сотрудничеству приглашено пять дирижеров. Юрий Васильев назвал такую конструкцию "десятиножником".

Юрий Васильев: Это, по-моему, не первый раз, когда большие перемены в Большом театре происходят, когда часть труппы либо вся труппа на гастролях. Что же касается дирижерской коллегии, действительно, нужен какой-то первый среди равных, который будет в итоге отвечать за музыкальную политику всего Большого театра. Все мы знаем огромный выбор дирижеров, которые дирижируют в Мариинке, но мы знаем, что там есть Гергиев. Что касается пути Александра Ведерникова, он очень хороший и работающий оперный дирижер. Большой театр встал на реконструкцию, была построена новая сцена, которую надо было опробовать, на которую надо было переносить старые вещи и, безусловно, делать новые поставки, - во всем этим Ведерников справился.

Марина Тимашева: Передаю слово Наталье Зимяниной.

Наталья Зимянина: Для меня уход Александра Ведерникова - это несомненная утрата, хотя не всеми его работами я была удовлетворена. Но то, что он высокий профессионал, это абсолютно точно. Я совершенно не понимаю, как такое административно обветшалое создание, как Большой театр, сможет существовать без главного дирижера. За оркестром все время кто-то должен следить, это должен быть один человек, знающий хорошо детали оркестровые, знающий хорошо партитуры, прекрасно понимающий, что такое дирижировать оперой и что такое дирижировать балетом. Полная для меня неопределенность в том, как дальше будет существовать Большой театр.

Марина Тимашева: Петр Поспелов, музыковед и композитор, признает заслуги Ведерникова, очень высоко оценивает творческие возможности пятерки приглашенных дирижеров, но не считает, что отставкой Александра Ведерникова можно решить все проблемы Большого театра.

Петр Поспелов: Волны реформ в театре очень недолгие, очень скоро все затихает, и нужно начинать сначала. Ни уход Ведерникова, ни приход новых дирижеров проблем Большого театра не решат, потому что существует раздутая постоянная труппа, никому не нужная, контрактная система так и не введена, так и не работает. Много очень творческих проблем, главным образом связанных с тем, что в театре просто нет художественного руководителя. Им же руководит не музыкант, не художник, хотя и очень профессиональный директор Анатолий Иксанов. И, по-моему, те дирижеры, которые будут работать в Большом театре, они не будут вырабатывать какую-то совместную линию. А управлять театром будет директор, который будет, естественно, внимательно слушать каждого из них. Такая ситуация, на мой взгляд, все-таки не идеальна, потому что тут какая-то должна быть художественная воля во главе.

Туган Сохиев. Фото – Кирилл Каллиников

Скандал вокруг балета «Нуреев» может испортить репутацию российского Большого театра, который будет участвовать в финском Оперном фестивале в городе Савонлинна. Главный дирижер и музыкальный руководитель театра Туган Сохиев говорит, что вопросы, касающиеся балета, стоит задавать директору театра.

Главный дирижер московского Большого театра Туган Сохиев все еще верит в художественную свободу своей труппы, хотя недавний перенос премьеры балета «Нуреев» нанес урон репутации легендарного дома балета и оперы, который принимает участие в Оперном фестивале в финском городе Савонлинна.

Нуреев - легендарный танцор и гомосексуал. Утверждается, что министр культуры задумался о том, не будет ли балет нарушать закон, запрещающий «пропаганду гомосексуализма» среди несовершеннолетних. Закон уже применялся, например, для запрета гей-парадов.

«Спросите у генерального директора, который принимал решение о переносе премьеры балета. Я отвечаю за музыку»,

Напоминает Сохиев.

Редакция Helsingin Sanomat договорилась взять интервью у генерального директора Владимира Урина позже. Сохиев может рассказать только то, что слышал сам.

«Насколько мне известно, проект, поставленный в студии, было сложнее перенести на большую сцену. Для балета «Нуреев» были приглашены хороший композитор, блестящий хореограф, интересный постановщик.

Им, вероятно, требуется дополнительное время, и, насколько я знаю, премьера должна состояться уже до нового года, хотя изначально речь шла о следующем мае, так как у них много другой работы»,

Сказал он.

Сохиев отвечает за оперные постановки «Иоланты» и «Евгения Онегина» на музыку Петра Чайковского. 25 июля 2017 зрители смогли насладиться одноактной оперой «Иоланта».

«Во времена композитора балет «Щелкунчик» и оперу «Иоланта» показывали в один вечер. Тогда готовили театральные вечера, которые длились по 4-5 часов. Мы, в свою очередь, представляем отрывки из «Щелкунчика», которые отражают в данном варианте постановки скрытые аспекты «Иоланты»,

Отмечает дирижер.

На сцене крепости Олавинлинна появятся символические «черная» и «белая» комнаты.

«В Москве они также двигаются и объединяются, но в Олавинлинне это невозможно. Для этого представления мы сделали специальные новые и простые декорации»,

Рассказывает Сохиев.

Показ оперы «Евгений Онегин» состоится 26 июля. К сожалению, будет представлена концертная версия оперы, как это было сделано недавно в рамках Экс-ан-Прованского оперного фестиваля.

«На самом деле, концертное исполнение тоже возможно. Евгений Онегин» - необычная опера. Композитор представляет в ней серию лирических фрагментов. Это более камерная музыка, чем многие себе представляют»,

Говорит дирижер.

Большой театр упоминался в заголовках газет еще четыре года назад, когда тогдашнему руководителю театра плеснули в лицо кислотой. В нападении обвинили артиста балета.

«Это произошло, к счастью, до того, как я занял свой пост. Насколько я понимаю, речь шла о личном конфликте, который стал проблемой для всего театра. Теперь у нас хорошая здоровая атмосфера»,

Говорит Сохиев.

Сохиев отвечает и за оперное представление, которое должны посетить президенты России и Финляндии 27 июля, и произносит соответствующие ситуации вежливые слова: «Замечательно, что столетие Финляндии можно отметить подобным образом в кругу соседей».

Сохиев работает в Москве пять месяцев в году. Одновременно он остается и дирижером оркестра Тулузы во Франции. Он принимает участие в самых значительных событиях - например, приезжает на филармонические концерты Берлина и Вены.

«И на выступление Симфонического оркестра Финского радио! Дел много, но я постараюсь попасть и в эту любимую мной страну, чтобы дирижировать оркестром в 2019 году»,

Рассказать друзьям