Музыкальная критика. Музыкальная критика и наука. Может ли критик ошибаться

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Глава I. Музыкальная критика в системе целостной культурной модели.

§ 1. Перекрестная аксиология современной культуры и музыкальной критики.

§2. Аксиология «внутри» музыкальной критики система и процесс).

§3. Диалектика объективного и субъективного.

§4. Ситуация художественного восприятия интрамузыкальный аспект).

Глава II. Музыкальная критика как вид информации и как часть информационных процессов.

§1. Процессы информатизации.

§2. Цензура, пропаганда и музыкальная критика.

§3. Музыкальная критика как вид информации.

§4. Информационная среда.

§5. Взаимосвязь музыкальной критики с тенденциями журналистики.

§6. Региональный аспект.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

  • Шарль Бодлер и становление литературно-художественной журналистики Франции: Первая половина - середина XIX в. 2000 год, кандидат филологических наук Солодовникова, Татьяна Юрьевна

  • Теоретические проблемы советской музыкальной критики на современном этапе 1984 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Лариса Панфиловна

  • Музыкальная культура в советской политической системе 1950-х - 1980-х гг.: Историко-культурологический аспект исследования 1999 год, доктор культурол. наук Богданова, Алла Владимировна

  • Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. 2008 год, кандидат культурологии Секотова, Елена Владимировна

  • Медиакритика в теории и практике журналистики 2003 год, доктор филологических наук Короченский, Александр Петрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная музыкальная критика и ее влияние на отечественную культуру»

Обращение к анализу феномена музыкальной критики обусловлено сегодня объективной потребностью в осмыслении многочисленных проблем ее роли в непростых и неоднозначно оцениваемых процессах интенсивного развития современной отечественной культуры.

В условиях последних десятилетий происходит принципиальное обновление всех сфер жизни, связанное с переходом общества в информационную фазу1. Соответственно, неизбежно возникает и потребность в новых подходах к разнообразным явлениям, пополнившим культуру, в иных их оценках, и в этом роль музыкальной критики как части критики художественной трудно переоценить, тем более что критика как своеобразный носитель информационности и как одна из форм журналистики обретает в наши дни качество небывалого по силе воздействия рупора, обращенного к огромной аудитории.

Безусловно, музыкальная критика продолжает выполнять и привычно данные ей, традиционные задачи. Она формирует эстетические и художественно-творческие вкусы, предпочтения и стандарты, определяет ценностно-смысловые аспекты, по-своему систематизирует имеющийся опыт восприятия музыкального искусства. В то же время в современных условиях сфера ее действия существенно расширяется: так, по-новому реализуются информационно-коммуникативные и ценностно-регулятивные функции музыкальной критики, усиливается ее социально-культурная миссия как интегратора процессов музыкальной культуры.

В свою очередь, и сама критика испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного контекста, которые заставляют совершенствовать ее содержательные, художественно-творческие и другие

1 Помимо индустриальной, современная наука выделяет две фазы в развитии общества - постиндустриальную и информационную, о чем пишет, в частности, А.Пархомчук в работе "Информационное общество"

М.,1998). стороны. Под влиянием множества культурных, исторических, экономических и политических процессов преобразования общества музыкальная критика как органичный элемент его функционирования чутко улавливает все общественные изменения и реагирует на них, видоизменяясь внутренне и порождая к жизни все новые модифицированные формы критического высказывания и новые ценностные установки.

В связи со сказанным возникает острая потребность осмысления особенностей функционирования музыкальной критики, выявления внутренних динамических условий ее дальнейшего развития, закономерностей порождения новых тенденций современным культурным процессом, что и определяет актуальность постановки данной темы.

Важно установить, какой культурно-мировоззренческий результат имеет современная музыкальная критика и как она влияет на развитие культуры. Подобного рода подход к истолкованию музыкальной критики как одной из форм существования культуры имеет свои обоснования: во-первых, понятие музыкальной критики, часто ассоциируемое лишь с самой ее продукцией (к ней относятся статьи, заметки, эссе), в культурологическом аспекте раскрывает гораздо большее число значений, что, безусловно, расширяет адекватную оценку рассматриваемого явления, функционирующего в условиях нового времени в измененной системе современной социокультуры; во-вторых, широкое истолкование понятия музыкальной критики дает основания для анализа сущности и специфики включения в социокультур2

Не вдаваясь в данной работе в анализ существующих дефиниций понятия «культура» (по данным «Энциклопедического словаря по культурологии» их количество исчисляется не одной сотней определений), отметим, что для целей нашей работы важной представляется трактовка культуры, согласно которой она «выступает как концентрированный, организованный опыт человечества, как основа понимания, осмысления, принятия решения, как рефлексия всякого творчества, наконец, как основа консенсуса, интеграции любого сообщества». Укреплению положений диссертации может способствовать и исключительно ценная мысль Ю.Лотмана об информационном предназначении культуры. Культуре, пишет ученый, «в настоящее время можно было бы дать более обобщенное определение: совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения». При этом исследователь уточняет, что «информация - не факультативный признак, а одно из основных условий существования человечества» . ный процесс широкой аудитории не просто как реципиента, но в новом качестве как субъекта со-творчества. Эту сторону изучаемого феномена логично представлять с позиций ситуации художественного восприятия, которая позволяет вскрыть психологические основы данного искусства, а также выделить общие признаки, характеризующие механизм музыкальной критики; в-третьих, культурологический анализ позволяет нам представить музыкальную критику как особое явление, в котором интегрированы все уровни общественного сознания, синтезированы и предельно заострены ведущие оппозиции системы современной культуры (элитарного и массового, научного и популярного, науки и искусства, музыковедения и журналистики и

Благодаря музыкальной критике в современной культуре формируется особое информационное пространство, которое становится мощным по воздействию средством массовой трансляции информации о музыке и в котором находит себе место и как никогда раньше проявляется многожанро-вость, многотемность, многоаспектность музыкальной критики - особое качество ее полистилистики, востребованной и объективно обусловленной условиями времени. Процесс этот представляет собой диалог внутри культуры, обращенный к массовому сознанию, центром которого становится фактор оценки.

Указанные характеристики музыкальной критики являются важнейшими предварительными условиями для преодоления однозначного, част-нонаучного отношения к музыкальной критике как некоторому самоценному локальному образованию.

Благодаря системному анализу можно представить действие музыкальной критики как своего рода спираль, в «раскручивание» которой вовлечены самые разные формы функционирования системы культуры (например, масс-культура и академическая культура, тенденции коммерциализации искусства и творчество, общественное мнение и квалифицированная оценка). Данная спираль позволяет выявить локальное значение каждой такой формы. А постоянный компонент различных уровней рассмотрения критики - фактор оценки - становится в данной системе неким «центральным элементом», к которому стягиваются все ее параметры. Кроме того, в основу рассмотрения данной модели положена идея интеграции научного, литературного и журналистского контекстов, в которых одновременно реализуется музыкальная критика.

Все это приводит к выводу о том, что музыкальная критика может быть понята и в узком смысле - как продукт материально-критических высказываний, и в широком смысле - как особый процесс, представляющий собой органичную связь продукта музыкальной критики и целостной технологии его создания и распространения, что обеспечивает полноценное функционирование музыкальной критики в социокультурном пространстве.

Кроме того, у нас появляется возможность находить в анализе музыкальной критики ответы на вопрос о ее культуросозидающей сущности и о возможностях повышения ее значимости и художественного качества.

Особое значение приобретает также региональный аспект, подразумевающий рассмотрение вопросов функционирования музыкальной критики не только в пространстве российской культуры и общества в целом, но также и в рамках российской периферии. Целесообразность подобного аспекта рассмотрения музыкальной критики нам видится в том, что он позволяет еще в большей степени выявить наметившиеся общие тенденции в силу нового качества их проецирования с радиуса столичных городов на радиус провинции. Характер этого переключения обусловлен отмечающимися сегодня центробежными явлениями, которые касаются всех сфер общественной и культурной жизни, что означает и появление обширного проблемного поля для поиска собственных решений в периферийных условиях.

Объектом исследования является отечественная музыкальная критика в контексте музыкальной культуры России последних десятилетий - в основном журнальная и газетная периодика центральных и региональных изданий.

Предмет исследования - функционирование музыкальной критики в аспекте трансформационной динамики ее развития и влияния на современную отечественную культуру.

Цель работы - научно осмыслить феномен отечественной музыкальной критики в качестве одной из форм самореализации культуры в информационном обществе.

Задачи исследования определяются его целью и лежат в русле, в первую очередь, музыковедческого, а также культурологического осмысления проблем музыкальной критики:

1.Выявить специфику музыкальной критики как исторически сложившейся социокультурной формы;

2.Постичь этическую сущность музыкальной критики как важного механизма формирования и регулирования оценочного фактора;

3.Определить значение фактора творчества в музыкально-публицистической деятельности, в частности, действие музыкальной критики в ракурсе риторики;

4. Вскрыть новые информационные качества музыкальной критики, а также особенность информационной среды, в которой она функционирует;

5. Показать особенности функционирования музыкальной критики в условиях российской периферии (в частности, в Воронеже).

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования основывается на том, что полное раскрытие возможностей музыкальной критики зависит от реализации потенциала творчества, которое, вероятно, и должно стать артефактом, "примиряющим" и синтезирующим научное знание и массовое восприятие. Эффективность его выявления зависит от личностного подхода критика, разрешающего на индивидуальном уровне противоречия между академическими посылами своего знания и массовыми запросами читателей.

Предполагается, что эффективность и динамика действия музыкальной критики в условиях периферии не является простым отражением или дублированием столичных тенденций, неких кругов, расходящихся от центра.

Степень разработанности проблемы исследования

В процессах художественной жизни и научном исследовании музыкальная критика занимает весьма неравноценное положение. Если практика критического высказывания давно уже существует как неразрывно связанный с творчеством и исполнительством элемент музыкальной культуры и имеет свою немалую, почти двухсотлетнюю историю 3, то область ее изучения - хотя и занимает многих исследователей - сохраняет пока много белых пятен и явно не достигает нужной адекватности по отношению к значению самого явления, которая, безусловно, становится требованием сегодняшнего дня. Да и в сопоставлении со своими ближними «соседями» по науке - с литературной критикой, журналистикой, театральной критикой - изучение проблем музыкальной критики явно проигрывает. Особенно на фоне фундаментальных исследований историко-панорамного плана, посвященных художественной критике. (Показательны в этом смысле даже отдельные примеры: История русской критики. В двух томах - М., JL, 1958; История русской журналистики ХУ111-Х1Х веков - М., 1973; В.И. Кулешов. История русской театральной критики. В трех томах - JL, 1981). Вероятно, именно таким хронологическим «запаздыванием» осмысления от самого исследуе

3 Говоря о рождении музыкальной критики, современный исследователь данных проблем Т. Курышева указывает на восемнадцатый век, который, по ее мнению, и представляет тот рубеж, когда потребности культуры, связанные с усложнением художественного процесса, сделали критику искусства самостоятельным родом творческой деятельности. Тогда-то, пишет она, «из публики, из слушателя (образованного, мыслящего, включая и самих музыкантов) выделилась профессиональная музыкальная критика» .

Интересна, однако, и позиция по данному вопросу известного социолога В.Конева, который высказывает несколько иной взгляд на гносеологию явления художественной критики. Он рассматривает процесс выделения критики в самостоятельную область деятельности как результат не общего состояния культуры и публики, а результат «расщепления» художника, постепенного обособления, как он пишет, «рефлексирующего художника в самостоятельную роль». Причем отмечает, что в XVIII веке в России художник и критик еще не различались, а значит, история критики, по его мнению, ограничивается меньшими хронологическими рамками . мого явления и объясняются особенности генезиса научного знания о музыкальной критике4.

В условиях нового времени 5 - когда множественность и неоднозначность происходящих в музыкальной жизни процессов особенно нуждаются в своевременной оценке, а оценка - в «самооценке» и научном осмыслении и регулировании - проблема изучения музыкальной критики становится еще более очевидной. «В сегодняшнюю эпоху бурного развития средств массовой коммуникации, когда распространение и пропаганда художественной информации приобрели тотально-массовый характер, критика становится мощным и самостоятельно существующим фактором, - еще в 80-е годы начало этой тенденции отмечали исследователи, - своего рода институтом не только массового тиражирования идей и оценок, но выступает в виде могущественной силы, оказывающей огромное воздействие на сам характер дальнейшего развития и видоизменения некоторых существенных особенностей художественной культуры, на возникновение новых видов художественной деятельности и более прямого и непосредственного соотнесения художественного мышления со всей сферой общественного сознания в целом» . Возросшая роль публицистики влечет за собой изменения во всей системе функционирования музыкальной критики. И если следовать предложенному В.Каратыгиным размежеванию критики на «интрамузыкальную» (ориентированную на психологические основы данного искусства) и «экстрамузыкальную» (исходящую из того общекультурного контекста, в котором функционирует музыка), то процесс изменений будет от

4 Естественно, что многие современные тенденции и влияния музыкальной критики оказываются общими, сходными и для других видов художественной критики. Вместе с тем, научное осмысление музыкальной критики направлено на постижение такой ее природы и специфики, которая связана с отражением и преломлением явлений музыкальной культуры и самой музыки, в которой В.Холопова справедл�