Художник по свету обучающая программа. Новым курсом. Справочная книга по светотехнике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мне не нравится как называется то, чем я занимаюсь. «Художник по свету» - звучит слишком претенциозно. Такое вычурное название искажает восприятие профессии не только у самого «художника», но и у его работодателей. Ведь так красиво и приятно, когда тебя называют художником уже за то, что ты врубил мадженту во время фуршета.

Статус художника обманчиво повышает осознание своей профессиональной значимости.

Я понимаю, что название сложилось исторически, но современная шоу-индустрия отдалила определение художника от понимания сути его работы.

Дизайн - куда точнее описывает это занятие. Не знаю, как лучше адаптировать английское название профессии lighting designer. Дизайнер по свету звучит коряво. Светодизайнер? Пусть будет пока просто дизайнер.

Спор о разнице между искусством и дизайном еще не закончился, но мне отчетливо видна разница если переложить это на свет.

Художник

В моем представлении художник действует независимо. Он создает самостоятельное произведение, чтобы разделить свои чувства. Автор может выплеснуть эмоции и показать отражение внутреннего мира через художественное произведение. Он занимается искусством, чтобы разделить с миром свои переживания или заставить им вдохновляться.

Художник не ограничен никакими законами и свободен выбирать любые средства для достижения творческих целей. При этом он не обязан никому объяснять свое творчество и использованные приемы. Произведение вообще может быть никем не понято или иметь множество трактовок.


Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. (Yuri Kadobnov/Agence France-Presse - Getty Images)

Художниками по свету в этом случае являются те, кто создают уникальные световые произведения без актеров, декораций, музыки. Произведения, которые существуют самостоятельно и трактуются публикой на их усмотрение.

Напустил дымку пыщ-пыщ, мигает разноцветными диодами и мотает головами под музыку - художник по свету, угу.

Дизайнер

Дизайн - это решение конкретных задач. В отличии от искусства, дизайн не может существовать сам по себе. Это вспомогательная деятельность. Дизайн должен быть понятен, а дизайнер способен объяснить и обосновать использованные приемы. Дизайнер обязан ответить на вопросы зачем и почему. «Я художник, я так вижу» не прокатит.

Я дизайнер, потому что с помощью света и шоу-технологий решаю задачи. Моя задача - усилить эмоции от музыки, визуализировать аранжировки и тексты песен. Ну, как минимум сделать так, чтобы группу на сцене было видно.

Световое шоу, созданное для концерта не может жить без сцены, группы и музыки.

Может ли получиться хороший концерт или спектакль без хорошего света? Конечно да, но не наоборот. Хороший свет никогда не спасет унылого артиста. Это даже хуже, чем нерешенная задача. Такое шоу перетягивает одеяло на себя и отвлекает от главного - музыки.

Театральный дизайнер решает в первую очередь задачу освещения актеров и декораций. Он переводит творческие задачи режиссера, художник-постановщика на язык световой партитуры.

Задача светодизайнера на корпоративе исполнить пожелания режиссера мероприятия. Дать людям комфортно поесть и весело поплясать.

На ТВ дизайнер слушает задачи оператора-постановщика и режиссера. Одна из его задач, чтобы люди выглядели лучше чем в жизни:). «Рисунок» чтобы был, заполнение, контровой. Там это важно. Пример, который мне рассказал Л. Позднянский: оператор-постановщик переместил спот, освещающий Градского на шоу «Голос» ближе к нему. Так, угол стал острее, и тень от подбородка стала скрывать недостатки шеи наставника.

Мне очень нравится цитата Колина Райта про разницу между искусством и дизайном:

«Art is like masturbation. It is selfish and introverted and done for you and you alone. Design is like sex. There is someone else involved, their needs are just as important as your own, and if everything goes right, both parties are happy in the end».

Такой разный художник по свету

Отсутствие отдельных специальностей и высокомерие специалистов, работающих со светом, обесценило всех художников по свету.

Ну и у нас еще так:

Художник по свету Художник по свету
Оператор пульта Художник по свету
Техник Художник по свету
Менеджер ивент-агентства Художник по свету
Ведущий Художник по свету
Режиссер на корпоративе Художник по свету
Владелец проката Художник по свету
Технический директор Художник по свету
Стажер Художник по свету
Парень с санлайтом Художник по свету
Диджей Художник по свету
Чувак, которому на базе проката показали как патчить и записывать кью Художник по свету
Я Художник по свету Дизайнер

Название профессии художник по свету обесценено и не отражает сути моей работы. Я дизайнер.

    О коллегах как о покойниках: хорошо или никак. Критика не может обижать, потому что делает вас лучше.

    Артист не видит, доверяет или не разбирается. Зритель не понимает. Что тогда дает мне энергию этим заниматься? Прежде всего я сам. Во вторую очередь вы, дорогие коллеги.

    От

    Художник по свету Bill Holshevnikoff, автор книги Arri Lighting Handbook, создал эту серию обучающих дисков, чтобы прояснить науку света. Эта серия состоит из 4 частей: "Освещение лица", "Освещение при интервью", "Цветокоррекция и фильтры" и "Освещение интерьеров". Каждая часть продолжается примерно 50 минут.

    Часть 1. Освещение лица.
    Эта часть позволит всеобъемлюще взглянуть на искусство освещения людей. Вы научитесь использовать мягкий и жесткий свет и простым методам подсветки людей с различным цветом кожи, людей в очках или людей с лысеющей головой. Узнайте, какой тип освещения позволит вам выглядеть так, как вы хотите, как определить степень контраста, и многое другое!

    1.1 Элементы освещения лица. Управления светом.

    1.2 Освещение лица. Размер источника света.

    1.3 Освещение лица. Расстояние от источника света.

    1.4 Освещение лица. Contrast Control.

    1.5 Освещение лица. Разделение света.

    1.6 Освещение лица. Особые ситуации.

    От

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    . Ведущим лектором, по традиции, стал Андрей Мельник - “человек-легенда”, как называют его слушатели семинара, известный художник по свету, в разное время работавший с группами “Алиса”, “Аквариум”, “ДДТ”, а также в театрах Петербурга.

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    Мы поговорили с Андреем о семинаре, о том, чему и зачем нужно учиться художникам по свету и чем отличается постановка света в театре и на концертах.
    Андрей, как сегодня становятся художниками по свету? Ведь этому практически нигде не учат.

    Есть театральные институты и специальность “художник-технолог”. Учат они, на мой взгляд, так себе. Практики нет, одна теория. Поэтому художниками по свету в театре зачастую становятся случайно.

    В рок-музыке - еще смешнее. Это либо музыканты, либо звукоинженеры, техники - что и хорошо, и плохо одновременно. Плохо - потому что достаточно много профессионалов приходит из технических областей. Но профессия называется “художник по свету”. Поэтому та часть, что “по свету” - она выполнима, со сложной техникой они работают хорошо. Но художественная часть выпадает. Музыканты же “смотрят ушами”. А художник должен “слушать глазами”.

    Хорошо, если приходит человек с художественным образованием. Но, например, у нас в роке только два художника с художественным образованием - это я и Андрей Столыпин, первый художник “Алисы”.

    Анна Пингина и группа «Минус Трели». Художник по свету – Андрей Мельник

    Насколько сильно отличается работа художника по свету в театре и на концертах?

    Нет отдельно театрального света и концертного. Законы искусства, творчества - они везде одинаковы. Другое дело, если брать “кондового” в ругательном смысле художника. На концерте у него - “дискотека”, постоянное мигание, а в театре свет - только на актера. У грамотного специалиста вариантов много: где-то мигаем, где-то нет, где-то жесткий свет, где-то, наоборот, мягкий, проникновенный.

    Какие новые тенденции в вашей профессии сейчас есть, новые технологии?

    Они появляются постоянно. Но подход, на мой взгляд, остается прежним. Лучшим учебником до сих пор является издание 1946-ого года – Н.П. Извеков, “Свет на сцене”. Законы остались те же самые.

    Не могу не спросить о семинаре. Чем сейчас интересуются слушатели, какие вопросы задают, с какими проблемами приезжают?

    Очень много частных вопросов, у каждого - свои. Но, насколько я вижу, не “воют”, не переживают. На семинаре я мало рассказываю о технике. Техника - само собой, это опора. Но так как про технику много литературы, статей в Интернете, а про художественные стороны информации маловато, то я в основном рассказываю о творческой составляющей. И они, кажется, совсем не против.

    Видео с практического занятия в Михайловском театре

    Что вы отрабатываете на практических занятиях? Например, завтра вы с группой занимаетесь в клубе “Космонавт” - что там будет?

    Световые этюды, световые перформансы. Каждый раз немного по-разному - в зависимости от площадки, от настроения и с поправкой на аудиторию.

    P.S. Очередной семинар “Художник по свету” пройдет в Петербурге с 10 по 14 февраля. Узнать подробности и зарегистрироваться можно на
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. .
    Просмотр полной запись

    От

    ЦНТИ «Прогресс» приглашает специалистов осветительского дела познакомиться с современными технологиями в управлении постановочным освещением на семинаре

    Бесценным опытом в постановке сценического освещения поделятся:

    Мельник Андрей Владимирович, художник по свету (опыт работы с коллективами "Алиса", "Аквариум", "ДДТ", "Пикник", "Сурганова и Оркестр", "Бутусов и Ю-Питер" и др., а также с ведущими театрами Санкт-Петербурга);
    Кибиткин Александр Андреевич, начальник осветительской службы Михайловского театра;
    Лукин Сергей Владимирович, главный художник по свету Мариинского театра;
    Песоцкий Дмитрий Юрьевич, начальник осветительского цеха Александринского театра;
    Исламгазин Шамиль, к.т.н., технический директор event-агентства «Гильдия мастеров».

    Участники семинара:
    познакомятся с профессиональными приемами и техниками постановки света;
    примут участие в практических занятиях в Михайловском, Мариинском и Александринском театрах;
    под руководством Андрея Мельника проведут освещение живого концерта группы «Минустрели»;
    посетят шоу-рум компании «Дока», где познакомятся с новинками рынка светового оборудования;

    Подробная информация и регистрация на семинар –
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. , по телефону 8-800-333-88-44 (звонок бесплатный по России) или по электронной почте [email protected]
    Просмотр полной запись

    От

    Как заставить освещение работать на реализацию вашего креативного замысла?

    Просмотреть вложение: 3.jpg Просмотреть вложение: 17.jpg

    Приглашаем Вас на семинар
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. 8 по 12 октября 2012, Санкт-Петербург

    Занятия ведут начальники осветительной службы и технические директора отраслевых предприятий, театров и event-агентств Санкт-Петербурга.

    Среди преподавателей – ведущий петербуржский сценограф и мультимедийный график Андрей Владимирович Мельник, выступавший художником по свету на концертах групп «Аквариум», «ДДТ», «Алиса» и др.
    В программе:
    Как правильно выбрать осветительное оборудование для концерта, балета, театра кукол, драматического театра и др.?
    Современные технологии и приборы для постановочного света. Занятие проходит на базе Михайловского театра под руководством начальника осветительской службы Кибиткина Александра Андреевича.
    Типы и приемы освещения. Компьютерное моделирование света.
    Совместная работа художника по свету и сценографа. Занятие проходит на базе Александринского театра под руководством начальника осветительского цеха Песоцкого Дмитрия Юрьевича.
    Как правильно составить райдер? Контакт с принимающей стороной. Аренда светоаппаратуры. Занятие ведет технический директор event-агентства «Гильдия мастеров» Исламгазин Шамиль.
    Световизуальная сценография концерта (на примере концерта «Бутусов. 50 лет»). Занятие ведет Андрей Владимирович Мельник.
    Обзор новинок на рынке светового оборудования. Занятие ведут специалисты ООО «Сценическая техника и технология».

    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    «Семинар полезный. Отличная возможность увидеть работу цехов изнутри, узнать о применяемых на практике приборах и технологиях», - Дмитриев Александр, начальник светотехнического цеха ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова.

    --------
    Для тех, кто не сможет приехать осенью:

    Семинар "Художник по свету" также пройдет 10 - 14 декабря 2012
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    Просмотреть вложение: 12.jpg
    Просмотреть вложение: 22.jpg

    Просмотр полной запись

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», - говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность - в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая - в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.

Где учиться на художника-технолога по сценическому свету. Образование

  • Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
  • Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
  • Белгородский государственный институт культуры и искусств
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
  • Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
  • Казанское Театральное Училище специальность "Светорежиссура"
  • Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»

Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Зарплата на 28.10.2019

Россия 30000—630060 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету - это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее - газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

  • лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) - осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
  • стробоскоп-прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
  • пушка-прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
  • лазерные лучи
  • световой пол
  • ультрафиолетовые светильники
  • генераторы дыма, тумана, снега
  • имитатор или генератор пламени и многое другое.

Профессия осветителя появилась в шекспировскую эпоху. Специальные слуги следили за тем, чтобы свечи не коптили и не гасли по ходу спектакля. Системы для освещения театров начали разрабатывать в Италии ещё во времена эпохи Возрождения. Сегодня, для того чтобы стать художником по свету, надо не только быть на «ты» с электротехникой, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать физику, оптику, режиссуру и сценографию. Как видите, требований много, а потому художник по свету в нашей стране – редкий специалист.
Особенностями этой профессии делится Константин Герасимов – художник по свету и генеральный директор компании TDS , специализирующейся на комплексном техническом обеспечении мероприятий.

TDS Константин Герасимов за работой.


«Художник по свету – это удивительное сочетание одной из самых технических и в то же время творческих профессий. С помощью света мы передаем общую идею шоу, создаем атмосферу. Для каждого проекта мы разрабатываем уникальный дизайн, подбираем оборудование, способное решить конкретные задачи. И здесь важно не только знать законы освещения, современные приборы и технологии, но иметь неуёмную фантазию, чтобы снова и снова удивлять зрителя.

В нашем деле, так же как и в живописи, нельзя просто взять в руки кисть и сразу начать создавать шедевры. Этой профессии нужно учиться всю жизнь. Недостаточно просто освоить азы. Шоу-индустрия стремительно развивается, каждый день появляются новые технологии. Нужно четко понимать, какие из них сейчас в тренде, и искать то, что мировой зритель еще не видел. И здесь на помощь приходит симбиоз технологий, ведь любое шоу состоит из совокупности элементов - декораций, видеоряда, спецэффектов. Проработав много лет в шоу-индустрии, я понял, что секрет успешного шоу скрывается именно в комплексном подходе к созданию проекта. Совместная работа художника по свету с другими техническими специалистами позволяет создать тот самый эксклюзив и выводит шоу на принципиально новый уровень качества.
Эта идея легла в основу компании TDS, которая объединила профессионалов в области технического обеспечения мероприятий. Наша команда ведет проект на всех этапах его жизни – разрабатывает дизайн сцены и декораций, создает световые и видеоинсталляции и выполняет полный комплекс работ по техническому администрированию и сопровождению проекта.

Мы уверены, что качество любого проекта зависит от тщательности его подготовки, поэтому используем методы 3D-визуализации и предварительного программирования для проектирования и постановки шоу. Это позволяет еще до начала монтажа увидеть полную картину проекта и детально проработать его техническую составляющую.

Нажмите на фото, чтобы посмотреть следующий слайд.

Беседовала Мария Медведева

Визитка

Анна Махортова , 20 лет. Помощник художника по свету в Московском мюзикл-театре «Монотон». Студентка МГТТ им. Л. Филатова.

Мы сталкиваемся с их работой постоянно: в театре, на концерте, на детском утреннике где-нибудь в заурядном ДК. Сталкиваемся, но не задумываемся, настолько результат этой работы естественен и привычен. Однако отсутствие этих людей на рабочем месте -кошмарный сон любого режиссера или актера. Эти люди - художники по свету, «световики». С одной из них, очень жизнерадостной и увлеченной студенткой Аней, мне удалось пообщаться.

Чем занимается художник по свету? Что входит в круг его обязанностей?

Главная и основная задача художника по свету - обеспечить световую составляющую спектакля, мюзикла, концерта. Художник по свету придумывает, какое освещение и в какой момент будет на сцене, если этим не занимается режиссер. Вообще, режиссеры часто в этом ничего не понимают, и тогда световик может полностью светооформить спектакль. Если же режиссер - человек интересующийся и многосторонний, каким он и должен быть, то они вместе со световиком могут это обсудить, режиссер может прописать партитуру, и тогда художник по свету будет, скорее, исполнителем. Весь спектакль записывается как последовательность включения «света» на пульт управления, и во время действия уже ничего придумывать и экспериментировать не нужно - все заранее выверено. Остается только вовремя включить определенную кнопку. Но сам процесс отработки всего этого достаточно долгий и трудоемкий, ведь нужно многое учесть: сочетаемость цветов, интенсивность освещения и так далее.

Аня, как получилось, что ты занялась таким делом? Это как-то связано с твоей будущей профессией?

Я учусь в театральном колледже имени Филатова, и при колледже есть свой театр. Учусь я на менеджера социальной и культурной деятельности. Когда я училась на первом курсе, световик нашего театра искал себе помощника на полставки среди студентов. Он предлагал нашим ребятам, но все почему-то отказались. И тогда я начала проситься к нему, говоря, что пол в этом занятии не важен, а мне очень интересно было бы поработать в этой сфере. В колледж я поступила в 16 лет, поэтому меня не могли оформить в отделе кадров. Так что на эту работу я просилась еще два года. Когда возраст достиг необходимой отметки, меня сразу же взяли. Три года я уже отработала.

Я пока не художник по свету, а только его помощник. Хотя в будущем возможно и повышение. В данный момент я сама ничего не придумываю, этим занимается мой начальник. Он устанавливает конкретные положения в программу пульта, а я во время спектакля слежу за должным исполнением этой программы, переключаю кнопки, которые заранее запрограммированы. Конечно, меня обучают всяким хитростям и особенностям работы со светом, так что в будущем я смогу работать художником по свету.

То есть эта работа была тебе интересна сама по себе?

Да. Моя старшая сестра работает режиссером в кино. Я часто бывала на съемочной площадке, и на тот момент тоже хотела работать в кино. Я посчитала, что для нормальной качественной работы важно постараться узнать максимально много направлений в организации процесса изнутри, чтобы потом грамотно руководить и ставить правильные задачи перед своими подчиненными.

По ходу дела я искренне увлеклась самим процессом, стала интересоваться нюансами и тем, что не нужно мне непосредственно в работе, а для себя. Изначально этого не было.

Скажи, твоя погруженность в эту профессию изменила что-то в твоем мироощущении?

Если говорить о мировосприятии, то все это не настолько тонкие вещи. Однако я начала лучше разбираться в сочетаемости цветов. Заходя в помещение, я обращаю внимание на свет. И если подумать, то да, определенная профессиональная деформация произошла. Теперь, когда я прихожу на спектакль или концерт, я обращаю внимание прежде всего на свет. Потом задаю вопросы своему начальнику, что и как было сделано, почему именно так. Нормально спокойно посмотреть на то, что происходит на сцене, я уже не могу. Как мы с сестрой не можем нормально сходить в кино (смеется). Вообще, приходя работать в культурно-развлекательную сферу, на все это начинаешь обращать внимание, примеривать на себя и на свои будущие проекты. Так что, приходя на концерт, я концентрируюсь не на своих ощущениях и впечатлениях, а на анализе происходящего. Это другой уровень, и он гораздо интереснее, на мой взгляд.

Честно сказать, и круг интересов у меня несколько поменялся. Новые приборы, приемы. Это все так необычно, это хочется изучать и понимать. Я недавно была на концерте одного зарубежного артиста, приехавшего со своим оборудованием - я смотрела только на это оборудование, на то, как цвет и свет сочетаются с музыкой, работают в едином ритме. Хотелось со всем этим уметь работать, все потрогать, пощупать. Чтобы потом самой создать что-то такое, чтобы зритель мог сказать: «Вау!»

Какие качества должны быть у человека, который хочет работать художником по свету?

Наверное, все тонкости узнаются уже в процессе работы. Но определенное чувство цвета и света должно быть, это точно. Понятно, что дальтоник художником по свету стать не сможет. Должна быть хорошо развита интуиция, чтобы понимать, достаточно ли света на главном герое, стоит ли ставить красный и оранжевый, или надо добавить немного холодного освещения.

В плане обучения: разумеется, есть и курсы. Я знаю, что во ВГИКе есть курсы. Но я, например, никаких курсов не заканчивала, начинала с мелочей, как раньше подмастерье. Мой начальник многому меня научил и продолжает учить. Я набираюсь опыта из рук в руки. Да, бывают ошибки и ляпы, но зато у меня сразу есть практика. Вообще, художник по свету - это обыденная профессия. В такие мало кто рвется. Куда интереснее быть на виду: режиссером, актером.

Насколько серьезные бывают ляпы?

Освещение - это неотъемлемая часть представления. Любого. В темноте зритель ничего не увидит. Но современное оборудование позволяет гораздо больше. Свет задает настроение. С помощью света можно изобразить дождь, пожар, бурные эмоции героев или грусть. У меня был случай. Поскольку сама я ничего не настраиваю, во время антракта я вышла в буфет, чтобы перекусить. Возвращаюсь к началу акта на свое место, открывается занавес - а там идет так называемое основное освещение, как на репетиции. Актеры все стоят, действие не начинают, ждут правильного освещения. А его нет. А зрители ждут, когда же актеры что-то будут делать. Я заметалась, жму на кнопки - ничего не меняется. Кое-как к середине акта освещение заработало, пришлось перезагружать пульт. Потом до конца спектакля руки тряслись. Благо, можно было свалить все на технику, она, как известно, имеет свойство глючить. Это случай не вопиющий, но я встречалась с тем, что неграмотное освещение сильно портило происходящее на сцене, не давало зрителю полностью погрузиться в мир спектакля.

Художник по свету - это действительно художник. Он создает дополнительное измерение для спектакля. Это как фокус в кино - передний план, задний план. Эмоции, настроение, погода. Выпустить в нужный момент дым или мыльные пузыри.

Что, за это тоже художник по свету отвечает?

Придумывает это, конечно, режиссер, световик может подать идею, но все оборудование подключено к одному пульту. Так что да, если нужно, я запускаю дым или пузыри, делаю другие спецэффекты.

Профессия перспективная? Конкуренция большая?

Световиков сейчас достаточно много, но тем не менее перспективность этой профессии нельзя отрицать. Каждый небольшой театр, каждая, даже малоизвестная группа хотят иметь своего световика. Так что без работы не останешься. Индустрия развлечений растет, постоянно растет и потребность в художниках по свету. Понятное дело, что в какие-то крутые места попасть сложно, там совершенно другой уровень, хотя и там непомерной конкуренции нет. Но даже среднего уровня световик получает очень неплохую зарплату, при этом не рискуя потерять место, если он только не косячит постоянно.

Планируешь после окончания колледжа продолжить эту работу?

Сложно сказать. Планы постоянно меняются. Если в начале обучения я планировала стать продюсером, теперь я хочу быть оператором. В этой профессии понимание света очень важно, так что мой нынешний опыт обязательно пригодится. Не знаю, сколько я еще проработаю в нашем театре, потому что все в моей жизни меняется очень быстро. Но пока я уходить точно не собираюсь: это стаж, это опыт, это практические знания. И это просто интересно.

Рассказать друзьям