Как доказать что в семье эмоциональное насилие. Притеснения в школе. Что делать человеку, который понял, что находится в дисфункциональных отношениях и страдает от эмоционального насилия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Характеристики насилия в семье (в отношениях) :

  • С каждым последующим разом возрастает частота повторения и степень жестокости насилия.
  • Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком (либо обещаний нет и вовсе никаких).
  • При попытке порвать отношения наблюдается повышение опасности для «жертвы».
  • Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов, а также возможно как в семьях гетеросексуалов, так и геев, и лесбиянок.

Какие существуют виды насилия?

Физическое насилие.

  1. Толкает.
  2. Причиняет боль посредством пощечин, пинков и ударов кулаком.
  3. Подвергает ее (жену) риску, например, не проявляет осторожности при управлении машиной.
  4. Швыряет предметы.
  5. Угрожает оружием или ранит.
  6. Физически препятствует ей при попытке выйти из дома.
  7. Снаружи закрывает ее в помещении.
  8. Оставляет ее в опасных местах.
  9. Отказывается помочь, когда она больна, ранена или беременна.
  10. Препятствует при попытке обратиться за медицинской помощью.
  11. Не дает заснуть ночью.
  12. Отказывается покупать продукты питания и другие, необходимые для семьи товары.
  13. Портит ее имущество.
  14. Оскорбляет детей.
  15. Угрожает причинить вред ее родственникам или друзьям.

Сексуальное насилие.

Личный психолог-консультант

  1. Обращается с женой как с сексуальным объектом.
  2. Воздерживается от секса и не проявляет нежных чувств.
  3. Заставляет раздеваться против ее воли.
  4. Совершает половые сношения с особой жестокостью.
  5. Заставляет вступать в половые сношения против ее воли, насилует ее.
  6. Заставляет вступать в половые сношения после побоев.
  7. Проявляет исключительную ревность и обвиняет ее в любовных связях с кем-либо.
  8. Заставляет смотреть и/или повторять порнографические действия.

Эмоциональное психологическое насилие.

  1. Постоянно критикует ее, кричит и/или обижает (например, говоря, что она слишком толстая, тощая, глупая; очень плохая мать, партнер, любовница).
  2. Игнорирует ее чувства.
  3. Поднимает на смех ее убеждения.
  4. В качестве наказания не обращает внимания на ее нежные чувства.
  5. Отказывается работать и вносить свою долю в семейный бюджет.
  6. Запрещает ей выходить на работу.
  7. Манипулирует ею, используя при этом ложь и несогласие.
  8. Обижает ее родственников и друзей с тем, чтобы прогнать их.
  9. Отказывается выходить с ней на люди.
  10. Препятствует ей поддерживать отношения с родственниками и друзьями.
  11. Не дает ей пользоваться телефоном.
  12. Контролирует семейный бюджет и единолично принимает финансовые решения.
  13. Унижает ее на публике.
  14. Преследует ее на работе.
  15. Угрожает уйти или выгнать ее из дома.
  16. Угрожает похитить детей.
  17. Наказывает детей или не допускает ее к детям.

Экономическое насилие.

Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей.

Личный опыт психолога

Если Вы обнаружили хотя бы четыре совпадения из вышеперечисленных пунктов, вам следует задуматься, а с тем ли человеком вы живете и возможно ли вообще у вас будущее? В этом случае, чтобы проверить свои сомнения у вас есть возможность на сайт сайт.

Ведь очень часто, что особенно бывает у женщин, мы не можем видеть картину отношений целиком, чувства любви или влюбленности, которые вы переживаете от полугода до года мешают осознать в каких вы находитесь отношениях. Вы видите лишь свои чувства и свое отношение к человеку. А не стыковки отношения партнера (мужа или молодого человека) к вам воспринимаются как притирки к друг другу. Скажу вам серьезно, в выше обозначенном сроке отношений ссор вообще возникать не должно. Если вы действительно нравитесь человеку, он не будет придираться, так же как и вы к нему. Обиды и ссоры в этот период это исключение. Если ваши друзья или близкие наблюдают обратную картинку, то может быть вы найдете в схеме, которая приведена ниже что-то похожее на ваши отношения? И сделаете выводы.

Схема психологического насилия.

Психологическое насилие в отличие от физического насилия отличается многоступенчатым психологическим процессом, который может не осознавать ни жертва, ни агрессор. Почему? Потому что жертва поглощена своими чувствами к партнеру, а для агрессора такая схема манипуляций весьма привычна и не осознаваема (т.к в отношениях его семьи присутствуют или присутствовали элементы этой схемы).

Ваш личный психолог - отзывы

Все начинается с массированных атак на чувство собственной идентичности (ты не ведешь себя как женщина (мужчина), ты плохой специалист) и заканчивается тем, что называется «заменой убеждений».

По сути, дальнейшее развитие событий будет похоже на «забег» унижений и иногда физического насилия.

Последствия:

  • невротизация партнера;
  • дезориентация в себе и в отношениях (партнер теряет смысл жизни);
  • наступает чувство отчаяния, когда человек особенно остро нуждается в поддержке и готов ухватиться за любую соломинку, поверить во что угодно и кого угодно.

1. Атака на идентичность: ты не то, что о себе думаешь!
Попадая в такие отношения, вы подвергаетесь со стороны своего любимого человека унижениям, направленным на подавления его чувства собственного достоинства. Выражаться это может в постоянном недовольстве со стороны «любимого», постоянных придирок и обвинений, что что-то было сделано не так. Если вы заметили этот признак в своих отношениях, вам следует на сайт сайт!

Это давление остро воспринимается вами особенно в период влюбленности. Потому что именно тогда, когда вы влюблены, вы более всего подвержены изменениям ради партнера. И делаете все ради того, чтобы понравиться ему, либо, что бы ему было хорошо. Находясь под такими атаками неделями и месяцами (обычно до 5-6 месяцев), вас стараются довести до состояния полного истощения, потерянности и дезориентации. На этой стадии, ваши убеждения относительно себя самого (самой) становятся менее прочными. Вы постепенно теряете возможность мыслить критично и независимо. Снижается самооценка, те шаблоны или роли, которые были «навешаны» партнером-агрессором принимаются вами за чистую монету.

Личные консультации психолога

2. Навязывание чувства вины: почувствуй себя «полным ничтожеством».
После того, как кризис идентичности сформирован, у вас начинают формировать всепоглощающее чувство вины. Этот процесс может идти одновременно с первым пунктом. Например, партнер начинает винить вас за что-то при этом подвергая сомнению ваш профессионализм или другие качества.

Партнер-агрессор постепенно, последовательно и безжалостно атакует вас за любой «грех» (большой или маленький), который вы совершили. Вы критикуетесь буквально за все, например, что вы подали суп недостаточно горячим. Ваше сознание постепенно заполняет всепоглощающее чувство вины: все, что вы делаете — все плохо. Чувство вины коварно, потому что на поздних стадиях с этим сложно работать, пока не поздно, вы можете написать психологу на сайт сайт и . Вам помогут ориентироваться в дальнейших действиях с партнером.

3. Само предательство: согласись, что ты «полное ничтожество»!
После того, как вы полностью дезориентированы и поглощены чувством вины, партнер-агрессор принуждает вас (физическими угрозами или просто словесно) отречься от своих семей, друзей, близких. Это делается для того, чтобы лишить вас всякой психологической поддержки. Если ее у вас не окажется, то единственный человек, который будет замещать вам эту «помощь» окажется ваш партнер-агрессор.

Есть одна деталь : отрекаясь от своих друзей и близких, вы прекрасно понимаете, что по отношению к ним вы поступаете подло. Это еще больше усиливает ваше чувство вины и стыда. Чувство собственной идентичности, которое и без того уже сильно подорвано, сходит на нет. Вы начинаете понимать, что помощь вам требуется прямо сейчас, вам нужен кто-то, кто мог бы выслушать, и этим человеком оказывается сам тиран, который будет только обвинять вас в содеянном. Старайтесь не поддаваться своим желанием поговорить с ним о своих переживаниях, ведь партнер-агрессор всегда воспользуется этим против вас. При возможности выхода в интернет, на сайте сайт

Личная терапия для психолога


4. Точка слома: кто я, где я, что мне делать?

Очень многие женщины, обращаясь на сайт Vashe-Soznani.ru, очень часто жалуются на то, что они не знают в чем себя найти, как начать снова получать удовольствие от жизни. На вопрос, какие у вас отношения с мужем? Очень часто можно услышать ответ, что отношения с мужем давно сошли на нет, либо в доме «царят» постоянные скандалы. Не удивительно, что испытывая кризис идентичности, глубокое чувство вины и стыда, безнадежности, предав все, во что вы верили, подвергаясь марафону унижений, вы доходите до полного нервного истощения. Настает череда нервных срывов. Они могут выражаться в неконтролируемом рыдании, глубокой депрессии и полной дезориентации. Вы можете перестать отслеживать реальность и испытывать чувство полного одиночества и потерянности.

Когда вы достигли точки слома, ваше чувство идентичности уже вполне готово к «захвату» кем-то другим. У вас нет ясного понимания — что с вами происходит? В этот момент партнер-агрессор может легко внушить вам как жить по его законам. И, кстати, вы будете жить его жизнью.

Но от внутренней тревоги не уйдешь, чувство, что жизнь стала вовсе не жизнью, а адом внутри, будет постоянно преследовать. В этот момент вам нужна срочная психологическая помощь, которую мы можем вам оказать и постепенно выпутать из власти отношений, которые вас не устраивают.

Это всего лишь схема поведения манипулятора. Это не значит, что в реальных отношениях все точно так же. Это значит, что периоды психологических атак на вас будут сменяться не продолжительными периодами «любви и ласки». В такие «ласковые периоды» партнер может вести себя по отношению к вам очень хорошо, ласкового обращаться с вами и выполнять ваши желания (конечно в обмен на свои, но уже в последствии). Для вас эти периоды «ласки» будут казаться просто волшебными и огромными. Это же обычно и держит вас от того,ч тобы вы не ушли от партнера. Ведь он может быть и хорошим!

Личные отношения психолог-клиент

В самом итоге вы начинаете испытывать непонятные состояния, их приливы и отливы. Вроде бы вы испытываете непрекращающиеся боль и чувство вины, навязанные атаками на идентичность (я плохая и бестолковая), сменяются неожиданным облегчением, вызванным снисходительностью.

После недель и месяцев психологических атак, растерянности, нервных срывов и периодов снисходительного отношения, чувство вины и стыда теряет всякое смысловое наполнение — у вас нет уверенности в том, что вы что-то сделали неправильно — вы просто ощущаете себя «неправильным». А ваш партнер доигрывает свою роль, он может в последствии может указывать вам на вашу психическую невменяемость, будет заставлять вас ходить к врачам.

Таким образом вы будучи совершенно здоровым человеком как в психическом плане, так и в физическом превращаетесь в инвалида.

Статься, казалось бы, производит угнетающий эффект. И многие из вас, кто попали на нее, думают, что это не про них и многое, что было описано выше просто не подтверждается их реальностью. Я отвечу, да, возможно, у вас сейчас все «нормально», но такая схема поведения вашего партнера и ваши реакции это не ежеминутный процесс. Вы можете заметить изменения в себе лишь спустя годы.

Моя миссия заключается в том, что бы вас предупредить и в том, чтобы предоставить вам психологическую помощь на той стадии психологического унижения, на которой вы оказались.

Глава 4

Психическое (эмоциональное) насилие
4.1. Определение психического насилия
Психическое насилие, вероятно, является наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми, однако определение этой формы насилия, выделение ее в качестве самостоятельного вида жестокого обращения при наличии других форм насилия (физического или сексуального) представляет значительные сложности. Психическое насилие не следует рассматривать как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения. Наоборот, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование в большинстве случаев жестокого обращения с детьми

Основными отдаленными последствиями психического насилия являются задержка интеллектуального развития, нарушение привязанностей ребенка. Это ограничивает его возможности устанавливать эмоционально близкие отношения со взрослыми и сверстниками, искажает социализацию (1). Многие дети, которые в раннем возрасте подвергались психическому насилию, в дальнейшем становятся жертвами других форм жестокого обращения. Одной из причин подобного дисфункционального развития детско-родительских отношений является отсутствие привязанности родителей к ребенку, что устраняет внутренние сдержки, исключающие возможность восприятия ребенка как объект удовлетворения сексуального влечения или отреагирования собственных отрицательных эмоций через физическое насилие

Стабильность последствий психического или эмоционального насилия над детьми имеет особое значение, поскольку лежит в основе процесса «социального наследования» насилия (из детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, как правило, вырастают неэффективные родители, которые жестоко обращаются с собственными детьми или пренебрегают их основными потребностями). Широкая распространенность психического насилия, либеральное отношение ко многим его проявлениям в обществе, затрудняют выявление неблагополучных семей и детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, а также своевременное оказание им необходимой помощи.

Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз , демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации  .

Сходное определение психического насилия дается Т.Я. Сафоновой (2). «Под эмоциональным (психологическим) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию». Некоторые авторы разделяют психическое и эмоциональное насилие. Так Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни» (3); а под психологическим насилием - «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей» (4). Аналогичную позицию занимают Р. Соонетс и соавт. (5). С мнением указанных авторов, что эмоциональное и психическое насилие являются различными видами жестокого обращения с ребенком, поскольку эмоциональное насилие вредит эмоциональному развитию ребенка, а психическое насилие - душевному развитию ребенка, вряд ли можно согласиться, так как эмоциональное развитие ребенка является лишь частью его психического развития.

Лари и Стефано (6) определили эмоциональное насилие как нарушение интеллектуального и эмоционального благополучия ребенка, ограничивающее его социальную адаптацию. При этом они отмечают, что эмоциональные нарушения являются следствием любой формы жестокого обращения, а не только психического насилия. В данном определении основной акцент делается на последствиях психического насилия, которые не являются специфическими, что затрудняет дифференцировку этого вида насилия от других форм жестокого обращения. Таким образом, Лари и Стефано рассматривают психическую травму как универсальный механизм искажения психического развития ребенка при всех формах жестокого обращения с детьми.

Другие исследователи (7) отмечают сложность выработки адекватного определения психического насилия и предлагают понимать его как вербальную агрессию. Психическое насилие не ограничивается только вербальной агрессией, оно может выражаться в эмоциональном отвержении, совершении на глазах у ребенка насилия в отношении значимых взрослых и др. Кроме того, в предлагаемом определении отсутствует описание последствий психического насилия, что затрудняет дифференцировку этой формы жестокого обращения от адекватных педагогических и дисциплинарных мер.

Столь же сложно отграничить психическое насилие от пренебрежения основными потребностями ребенка, которое включает эмоциональное отвержение. О пренебрежении основными потребностями ребенка следует говорить в тех случаях , когда родители бездействуют, не оказывают ребенку необходимой эмоциональной поддержки, не уделяют должного внимания его психическому развитию, но поступают так по неосторожности и не стремятся достичь тех или иных воспитательных целей. Психическое насилие всегда осуществляется с прямым умыслом, целью родителей является наказание или изменение поведения ребенка путем причинения ему душевных страданий.

4.2. Распространенность психического насилия.
В тех странах, где осуществляется дифференцированная регистрация отдельных форм жестокого обращения с детьми, доля психического насилия сравнительно невелика. Так, В США психическое насилие составляет 17%, а в Великобритании – 1,5% от общего числа зарегистрированных случаев жестокого обращения с детьми. Опыт практического оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, свидетельствует о значительно более широкой распространенности психического насилия, которое, кроме того, является составной частью других форм жестокого обращения с ребенком. Низкая его выявляемость, очевидно, связана со сложностями диагностики и неполнотой регистрации. Если при диагностике ориентироваться на неблагоприятные последствия психического насилия, то неизбежно возникает следующая трудность. Непосредственно после перенесенной психической травмы состояние ребенка определяется острой реакцией на стресс. Специфические для психического насилия интеллектуальные и эмоциональные нарушения возникают некоторое время спустя после перенесенной психической травмы, поэтому они отсутствуют, если ребенок попал в поле зрения специалистов сразу же после ее получения.

Признавая высокую распространенность психического насилия, нельзя согласиться с высказыванием, приводимым И.А. Алексеевой и И.Г. Новосельским, «психологическое (эмоциональное) насилие настолько распространено, что можно с уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы ни испытать на себе – прямо или косвенно какое либо из его проявлений» (8). При столь широком распространении психического насилия его следовало бы рассматривать как норму, а не как отклоняющееся поведение. Такой подход свидетельствует о расширительном понимании психического насилия, которое рассматривается как любая форма негативной оценки ребенка взрослым. Основанием для диагностики психического насилия, по нашему мнению, должны быть последствия негативного психологического воздействия, а не его характер, интенсивность или продолжительность.

Понимание психологического воздействия как универсального психического феномена (и процесса), сопровождающего практически любое взаимодействие индивидов, сложилось в русле общей и социальной психологии. В праве и юридической психологии утвердилось другое, значительно более узкое толкование данного явления. Оно ограничивается рассмотрением лишь воздействия, оказываемого сотрудниками правоохранительных органов на других лиц – как законопослушных граждан, так, в особенности, на правонарушителей 55 . Особое внимание здесь уделяется проблеме воздействия следователя на подозреваемого (обвиняемого) при проведении допроса, иных следственных действий, формам и методам влияния на подследственного с целью добиться от него достоверных, искренних показаний 56 . Активно обсуждается проблема допустимости тех или иных форм и методов психологического воздействия на обвиняемого, как с учетом требований закона (допустимое и недопустимое воздействие), так и с точки зрения моральных и этических норм.

Таким образом, в праве и криминальной психологии термины «психологическое воздействие» и «психическое воздействие» имеют ограниченное использование. Та психологическая реальность, о которой говорилось выше, в первой главе настоящей работы, в значительной степени описывается понятием «психическое насилие», имеющим длительную самостоятельную традицию изучения в правовых науках. В связи с этим представляется целесообразным кратко рассмотреть подходы правоведов к определению явления психического насилия, соотнести это понятие с более традиционным для психологов термином «психологическое воздействие» применительно к ситуации совершения преступления.

Термин «психическое насилие» непосредственно не используется в отечественном уголовном законодательстве. В нем применяется более общее понятие «насилие», а также формулировка «угроза его применения». Так, формула «с применением насилия или с угрозой его применения» фигурирует в качестве квалифицирующего признака во многих статьях Особенной части Уголовного кодекса РФ (например, в п. «е» ч. 2 ст. 127.1 («Торговля людьми»); п. «г» ч. 2 ст. 127.2 («Использование рабского труда»); ч. 2 ст. 139 («Нарушение неприкосновенности жилища»); ч. 3 ст. 151 («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и др.) В других нормах эта формулировка входит непосредственно в диспозицию статьи, например, ст. 131 («Изнасилование»), ст. 132 («Насильственные действия сексуального характера»); ст. 162 («Разбой») и пр.

Специалисты-правоведы, анализирующие и комментирующие уголовное законодательство, разводят понятия физического и психического насилия. Они высказывают различные точки зрения относительно содержания и объема понятия «психическое насилие», природы данного явления.

Так, в предыдущие годы наиболее распространенным было узкое толкование психического насилия, сведение его к угрозам , прежде всего, к угрозам физического насилия. Например, Л.Д. Гаухман считает, что «Насильственное преступление – это преступление, сопряженное с насилием или угрозой его применения… Угроза применения насилия – воздействие на психическую сферу организма человека, выражающееся в запугивании его применением физического насилия» 57 .

Аналогичной точки зрения на природу психического насилия придерживается и Р.А. Левертова: «Психическое насилие – это устрашение потерпевшего, то есть общественно опасное, принудительное воздействие на его психику, выраженное в угрозе причинить какие-либо лишения самому потерпевшему или его близким… Психическое насилие выражается в угрозах причинить физический, моральный, имущественный вред, лишить каких-то благ, ограничить в волеизъявлении. Поэтому угроза – единственная форма психического насилия» 58 .

Характеризуя виды психического насилия, она предлагает следующие его классификации:

В зависимости от характера:

    угроза насилием – применением физического насилия, лишения жизни, причинения телесных повреждений, лишения свободы;

    угроза применением материального ущерба;

    шантаж (угроза опорочить потерпевшего или его близких в глазах других лиц).

В зависимости от формы выражения:

    словесная угроза;

    письменная угроза;

    угроза, осуществляемая с помощью жестов;

    угроза, сопровождаемая демонстрацией оружия или предметов, его заменяющих 59 .

Феномен угрозы изучается не только правоведами, но и представителями других наук. Так, например, лингвист М.А. Осадчий выделяет следующие пять признаков вербальной угрозы как особого речевого жанра.

    Субъектный состав: угроза произносится одним субъектом в адрес другого (объекта угрозы).

    Особое качество временной организации : угрожающий (субъект угрозы) сейчас сообщает жертве (объекту угрозы), что он в будущем совершит некоторое действие, в отношении последнего. Таким образом, жанр угрозы предполагает соседство двух времен – настоящего и будущего.

    Субъектная принадлежность действия: факт угрозы лишь тогда очевиден, когда субъект говорит о действиях, которые он собирается совершить сам: индивидуально или с помощью третьих лиц. Если же источником действия являются некие независимые силы, имеет место жанр пророчества или провокации, но не угрозы («Вот черта с два тебе повезет!»).

    Тип действия: оно должно наносить вред объекту угрозы. В ином случае имеет место жанр обещания («Я принесу тебе диск»). Обещание отличается от угроз именно одним этим признаком – типом действия, которое должно принести выгоду, а не нанести вред 60 .

С точки зрения психологии воздействия угроза представляет собой одну из типичных форм реализации императивной стратегии воздействия.

Крайне существенным с позиции психологии представляется такой признак угрозы, как ее реальность, т.е. наличие у субъекта оснований опасаться ее осуществления. Для определения реальности угрозы юристы используют два критерия – объективный и субъективный 61 .

В первую очередь правоприменители обращают внимание на объективный критерий. О реальности угрозы свидетельствует «ее конкретная форма, характер и содержание, сопутствующая ей конкретная ситуация (место, время и вся обстановка этого деяния), способ осуществления и интенсивность выражения угрозы, предшествующие взаимоотношения виновного и потерпевшего (например, систематические преследования потерпевшего), характеристика личности виновного (например, его взрывной характер, устойчивая антисоциальная ориентация, склонность к бурным проявлениям злобы, ненависти, жестокости, обиды, систематическое пьянство, прежние судимости за насильственные преступления, экстремальное психическое состояние и пр.)» 62 .

Субъективный же критерий скорее декларируется, чем реально изучается. Вместе с тем для оценки реальности угрозы следует учитывать не только содержание самой угрозы, форму подачи или личность угрожающего субъекта. Необходимо также установить, насколько субъективно вероятным представлялось потерпевшему ее осуществление. Только при субъективной оценке угрозы как реальной возможности достигается цель преступника – запугать жертву, оказать на нее психологическое воздействие, подавить свободу воли и принудить к совершению определенных действий, желаемых преступником. При этом следует иметь в виду личностные особенности субъекта, в чей адрес высказываются угрозы, его ведущие мотивы и смыслы, жизненный опыт, психическое состояние, а порой и возраст. Так, в практике одного из основателей судебно-психологической экспертизы М.М. Коченова был случай, когда 12-летняя школьница не оказала сопротивления взрослому насильнику, угрожавшему в случае неповиновения разорвать ее школьный дневник.

Возвращаясь к различным взглядам правоведов на природу психического насилия, отметим, что Е.В. Никитин, анализируя корыстно-насильственные преступления, полагает, что «Под психическим насилием следует понимать противоправное, умышленное оказание воздействия на психическую сферу другого человека путем выражения угроз либо иным способом для подавления его волеизъявления, вследствие чего нарушаются права и свободы либо ограничивается психическая свобода этого человека» 63 .

Ю.М. Антонян выделяет две группы видов психического насилия. Первая включает угрозы жизни и здоровью потерпевших, их близких либо иных лиц. К этой группе относятся случаи угроз при изнасиловании, захвате заложников, разбое, вымогательстве, угоне транспортных средств, понуждение к даче ложных показаний и некоторые другие, в которых угроза физическим насилием содержится в диспозиции соответствующей статьи в качестве одного из способов совершения этих преступления. Вторая группа включает менее опасные угрозы при шантаже и вымогательстве, т.е. угрозы, не направленные против жизни и здоровья 64 .

Сходные идеи о природе психического насилия высказывали и другие авторы 65 . Кроме того, в ряде словарей и энциклопедий юридического профиля понятия «психическое насилие» и «угроза» определяются одно через другое 66 .

В последнее время многие авторы трактуют психическое насилие более широко. Так, В.А. Бурковская полагает, что «психическое насилие – это всегда воздействие вопреки и помимо воли объекта психологического воздействия, направленное на изменение установок, мнений, а самое главное – его поведения в соответствии с волей, намерениями субъекта психологического воздействия» 67 . По ее мнению, «психическое насилие направлено на формирование такого психического состояния, при котором индивид теряет возможности адекватно оценивать происходящее, анализировать информацию из внешнего мира, а значит свободно и осознанно руководить своим поведением: выбирать цели, средства и пути их достижения» 68 . Из приведенного определения следует, что психическое насилие является одной из разновидностей криминального психологического воздействия.

А.Д. Чернявский, исследуя уголовно-правовые и криминологические проблемы психического насилия при совершении корыстных преступлений, определяет его как «умышленное, общественно опасное противоправное воздействие на психику и соответственно на поведение другого человека, совершенное помимо или против его воли в целях подавления свободы волеизъявления и (или) причинения психической травмы» 69 .

Анализируя уголовно-правовое значение психического насилия в преступлениях против собственности, Ф.Б. Гребенкин предлагает понимать под психическим насилием «воздействие информационного характера на психику человека различными способами, вызывающими у него эмоции страха или гипнотическое состояние, что подавляет его волю и ограничивает способность к свободному самовыражению» 70 . При этом, по мнению автора, внеинформационное воздействие связано с физическим контактом с организмом потерпевшего. Следовательно, такого рода воздействие необходимо относить к физическому насилию.

Детальный анализ феномена психического насилия с позиций криминологии и уголовного права был предпринят Л.В. Сердюком 71 . Автор справедливо критикует узкое толкование феномена психического насилия, полагает, что его «ограничение только угрозами причинения лицу физического вреда представляется неверным, т.к. оставляет за рамками правовой защиты граждан от множества других способов причинения им психических травм и незаконного воздействия на их волю» 72 . По мнению исследователя, «к психическому насилию следует отнести не только все виды угроз, но и оскорбления, а в ряде случаев и клевету, и гипноз, если он применяется в преступных целях, и электронную стимуляцию мозга, применяемую специально для того, чтобы подчинить человека чужой воле» 73 .

Отмечая справедливость подобной критики «ограничительного» подхода, нельзя не остановиться на проблеме использования гипноза и электронного стимулирования мозга в криминальных целях. Л.В. Сердюк, как и многие другие юристы, специально акцентирует внимание на возможности применения гипноза и некоторых других весьма экзотических видов психологического воздействия на человека при совершении преступлений, хотя, на наш взгляд, эта проблема несколько надумана. Мифологизация гипноза как одного из самых спорных способов психического насилия изобилует в юридической литературе, хотя и не подкрепляется данными статистики и примерами из правоприменительной и судебной практики.

Кроме того, электронную стимуляцию мозга, также как и другие виды нейрофизиологического воздействия, точнее было бы отнести к физическому, а не к психическому насилию, поскольку здесь имеет место воздействие на организм субъекта, лишь опосредованно вызывающее психологическую реакцию. По способу воздействия, использованным средствам он аналогичен, например, пытке электрическим током.

Проанализировав различные взгляды на природу психического насилия, Л.В. Сердюк предлагает следующее его определение: «умышленное, общественно опасное, противозаконное, со стороны других лиц воздействие на психику человека или группы людей, осуществляемое против или помимо их воли информационным или внеинформационным путем и способное подавить свободу волеизъявления или причинить психическую либо физиологическую травму» 74 .

Разграничивая психическое и физическое насилие, автор утверждает, что «их различие состоит в том, что физическое причиняет телесную травму или ограничивает внешнюю свободу поведения человека, и может вызвать органические или функциональные изменения в его организме, а психическое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать либо психическую травму, либо подавить (ограничить) свободу его волеизъявления» 75 . То есть, по мнению Л.В. Сердюка, различие здесь заключается в первую очередь в объекте воздействия (организм – психика), а не в используемых средствах и методах влияния.

Вместе с тем, нельзя согласиться с положением, что свободу поведения человека можно ограничить лишь физическим воздействием. Известно, что психическое насилие (как и другие разновидности психологического воздействия) влияет не только на психическую сферу субъекта, но и на его поведение, ограничивая или видоизменяя его активность, например, заставляя против собственного желания совершать действия, требуемые преступником, в чем и проявляется на практике подавление свободы волеизъявления потерпевшего. Так, одного и того же результата (к примеру, воспрепятствования намерению субъекта обратиться в правоохранительные органы) преступник может добиться, применяя как методы физического воздействия (физическое насилие разной степени тяжести, насильственное лишение свободы, помещение в психиатрический стационар и пр.), так и методами психологического давления (угрозами, шантажом, а также убеждением субъекта в том, что подобное обращение, якобы, противоречит его интересам, то есть, фактически, используя манипуляцию). Пример комплексного использования преступниками разнообразных методов и психологического, и физического воздействия для достижения поставленной цели приводился нами выше, в конце первой главы работы (психолого-правовой анализ фрагмента сказки «Золотой ключик»).

Л.В. Сердюк точно отмечает, что физическое и психическое насилие обычно тесно связаны друг с другом: «…физическое насилие всегда влечет за собой травмы психического характера (за исключением случаев, когда физическая травма причиняется человеку, находящемуся в бессознательном состоянии). Таким образом, физическое насилие само по себе является своеобразным источником травмирующей психику информации» 76 . По мнению исследователя, возможна и обратная ситуация: «… насильственное воздействие на психику может влечь за собой и нарушение функций различных органов и организма в целом» 77 .

Как и Ф.Б. Гребенкин, Л.В. Сердюк полагает, что основным средством психического насилия является информация. Вместе с тем он считает, что подобное воздействие может осуществляться и внеинформационным путем – воздействием на мозг субъекта наркотиками, алкоголем, путем электронной стимуляции мозга и т.д. 78 .

С этим положением также нельзя в полной мере согласиться. Действительно, при любом психологическом воздействии на человека осуществляется передача информации в той или иной форме, но так можно говорить, лишь трактуя само понятие «информации» предельно широко. Например, понимая ее и как некоторое эмоциональное состояние (страха, гнева, воодушевления и др.), передаваемое от субъекта к субъекту с использованием механизма заражения (о чем говорилось выше). При подобном подходе и кровоподтек на теле потерпевшего, появившийся после удара преступника, можно рассматривать как некоторый «информационный след» или «информацию» в максимально широком значении этого понятия.

Поэтому представляется более точным и корректным в качестве одного из критериев, разграничивающих физическое и психическое насилие, выделить те средства воздействия на потерпевшего, которые использовались преступником. В первом случае это будут средства физического, а во втором – именно психологического (а не информационного, внеинформационного и проч.) воздействия. Таким образом, психическое и физическое насилие отличаются не только по объекту (организм – психическая сфера), как утверждает Л.В. Сердюк, но и по использованным средствам воздействия .

Основным результатом психического насилия для потерпевшего является психическая травма. Л.В. Сердюк считает, что наиболее часто она проявляется в форме стресса: «Стресс – это и есть та психическая травма, которая возникает при психическом насилии. Степень ее опасности зависит и от характера незаконного воздействия на психику, и от индивидуальной чувствительности человека к этому воздействию» 79 .

Действительно, стресс является одной из наиболее распространенных реакций человеческой психики на интенсивное психологическое воздействие негативной направленности, однако далеко не единственной. Спектр индивидуальных реакций на негативное психологическое воздействие крайне широк и по интенсивности, и по направленности. Так, последствия психологической травмы могут проявляться в виде так называемых стенических (активных) эмоций или эмоциональных состояний, к числу которых относятся возмущение, гнев, ярость. Причем их интенсивность может достигать степени аффекта. Однако у ряда людей эмоциональные реакции могут носить астенический (пассивный) характер, проявляясь в виде растерянности, тревоги, вплоть до панических реакций, аффекта страха или различных по длительности и глубине депрессивных состояний.

Возвращаясь к обсуждению различных подходов к сущности психического насилия, отметим, что в целом второе, широкое толкование природы данного феномена является (с некоторыми оговорками) более точным, отражающим современные представления как психологической, так и уголовно-правовой науки. Обобщая приведенные выше формулировки психического насилия, можно дать следующее его определение. Психическое насилие – это:

    умышленное, общественно-опасное и противозаконное воздействие на психическую сферу и (или) поведение человека или группы людей;

    совершенное помимо или против его (их) воли;

    осуществляемое с помощью психологических методов и средств воздействия;

    направленное на подавление свободы волеизъявления объекта воздействия, изменение его установок и поведения в соответствии с целями преступника;

    способное нанести вред его психическому здоровью, причинить психическую травму.

Обозначив таким образом психическое насилие, следует соотнести это понятие с криминальным психологическим воздействием, о котором говорилось выше. Нетрудно заметить, что определения обоих рассматриваемых понятий весьма сходны, поскольку оба они описывают очень близкую по своей природе реальность. Различие здесь во многом задается лишь ракурсом анализа: психологическим в одном случае и уголовно-правовым в другом.

И все же было бы неверным утверждать, что речь здесь идет фактически об одном и том же феномене. Как уже отмечалось, в общем виде понятие психологического воздействия (в том числе и криминального) шире, чем психическое насилие. Они находятся в родовидовом соотношении, то есть психическое насилие является особой разновидностью криминального психологического воздействия. Тогда следующий вопрос заключается в формулировании критериев, на основе которых психическое насилие можно выделить как особую разновидность, форму криминального психологического воздействия.

Представляется, что различие между криминальным психологическим воздействием и психическим насилием имеет, главным образом, не качественный, а количественный характер, оно связано с интенсивностью воздействия на жертву и, соответственно, тяжестью его последствий . Психическое насилие – это наиболее сильное, деструктивное, разрушительное воздействие на психику и поведение жертвы, имеющее своим результатом тяжкие последствия для потерпевшего (не просто испуг, незначительный стресс, а тяжелую психотравму). Кроме того, психическое насилие осуществляется, как правило, в рамках императивной стратегии психологического воздействия.

К сожалению, существующий сегодня в психологии диагностический инструментарий не позволяет провести точную оценку степени интенсивности подобного воздействия, тем более в количественной форме, однозначно отдифференцировать результат именно психического насилия от последствий менее деструктивных форм криминального психологического воздействия. Здесь возможна лишь приблизительная оценка такого воздействия, а также ущерба, нанесенного психической сфере потерпевшего.

Второе различие определяется тем обстоятельством, что психическое насилие, по мнениям подавляющего большинства авторов, имеет умышленный характер, правонарушитель здесь всегда осознанно и целенаправленно осуществляет противоправное влияние на потерпевшего. Криминальное же психологическое воздействие на жертву может осуществляться преступником и спонтанно, либо иметь фоновый характер, дополнительный по отношению к физическому воздействию.

Насилие проявляется во многих формах. Вряд ли в двух разных парах можно встретить абсолютно идентичную ситуацию. Тем не менее существует общая связующая нить, некая закономерность в поведении домашних тиранов.

Некоторые формы насилия легко идентифицировать и понять. В идеале брак подразумевает взаимодействие любящих людей, но их истинное отношение друг к другу может проявиться не сразу. Именно поэтому скрытые (психологические) формы насилия так сложно распознать невооруженным взглядом.

Люди привыкли называть злом побои, издевательства и физические унижения. Однако мало кто идентифицирует психическое насилие как столь же опасное явление. К сожалению, эти две формы тирании идут рука об руку. На самом деле, как только деспот получает власть над психикой жертвы, совсем скоро он чувствует неограниченную власть и опускается до физических унижений.

Целью этой публикации является попытка донесения до читателя предупредительных знаков и особенностей оскорбительного поведения. Насилие не является прерогативой определенного слоя населения. У домашнего тирана может быть любой статус в обществе, финансовое положение, любое воспитание или образование. Примерно треть пар в обществе затрагивает эта проблема. Психологическое насилие в семье может стать причиной депрессивного расстройства, наркомании и алкоголизма, пищевых расстройств и даже смерти.

Изначально некоторые черты личности возлюбленного могут показаться «милыми» или «забавными». Тем не менее, это быстро трансформируется в неприятное явление. Перед вами несколько предпосылок, ведущих к психологическому насилию в семье.

Попытка тотального контроля

Это могут быть постоянные звонки, желание иметь представление о каждом шаге партнера или тотальный финансовый контроль. Партнеру важно держать свою вторую половинку на коротком поводке. Он выдвигает условия, запрещает определенные виды деятельности или выбор друзей. Тирана может не устроить стиль одежды жертвы и даже то, как она проводит свободное время. Все эти факторы указывают на то, что человек не дает вам быть тем (той), кем вы являетесь на самом деле.

Унижения

Тиран любит поставить свою жертву в неловкое положение перед другими людьми. Он начинает указывать на недостатки личности и во всеуслышание потешаться над ними.

Постоянные обвинения

Такой человек является очень мнительным и постоянно подозревает свою жертву в том, чего она не совершала или даже не думала совершать. Так появляются подозрения в несуществующем флирте, стоит лишь задержаться взглядом более чем на секунду на представителе противоположного пола. Он всегда открыто высказывает свои претензии, если ему кажется, что партнер или партнерша слишком долго с кем-то разговаривал(а).

Выдвижение условий в интимных отношениях

Для тирана привязанность или проявление ласки оскорбительны. Именно поэтому он выдвигает условия в обмен на физическую близость. Свою любовь он также выдает дозировано, и никогда - безвозмездно.

Он не любит строить конструктивный диалог

Вместо того чтобы попытаться решить конфликтную ситуацию, он всегда злится. Разумные доводы и аргументы такой человек пропускает мимо ушей.

Бесконечные угрозы

В этом пункте психологические тираны крайне изобретательны. Они могут угрожать своей второй половинке самоубийством, а нередко в ход идет угроза расправы над партнером. Но все это являются частью манипуляций.

Измены

Сами же домашние тираны с удовольствием общаются с представителями противоположного пола. Они даже не скрывают своих похождений. Тем самым они проявляют психическое превосходство над жертвой.

Сарказм

Часто тиран использует неприятную манеру общения и изменяет тон голоса по отношению к супругу или супруге. Любимым приемом такого человека являются язвительно-саркастические замечания.

Они впадают из крайности в крайность

Приверженец психологического насилия может испытывать весь спектр эмоций одновременно. Он так любит впадать из крайности в крайность, без видимой на то причины! Однако в плохом настроении домашнего тирана всегда виновата его жертва.

Они выдвигают условия

Все разговоры такого человека сводятся к условиям. Он может заявить, что не будет любить своего партнера, если тот не выполнит определенные обязательства. Помните о том, что настоящие чувства безусловны.

Когда один из партнеров живет под гнетом психологического насилия, это состояние медленно убивает его. Страх и стыд заставляют жертву молчать. Если же вы узнали в любом из вышеперечисленных пунктов вашего супруга или супругу, настало время прервать молчание.

Насилие не всегда наносит нам физический ущерб, а телесный ущерб не всегда является самым страшным видом насилия. Психологическое насилие приводит к психологической травме, а она, к подорванной уверенности в себе. В результате, общество получает неполноценное звено, а вы (то есть, звено) лишаетесь полноценной общественной жизни.

Последствием психологического насилия может быть , стресс, страх, посттравматическое расстройство, а может быть и физическое насилие (обычно одно порождает другое). Во всяком случае, помните: люди, являющиеся психологическими насильниками, почти в 100% случаев сами когда-то пострадали от эмоциональных ударов других. Это могут быть незалеченные детские обиды, подростковые комплексы, которые чутко оберегаются, а затем приводят к мести, насилию, издевкам, и даже катастрофам. В биографии каждого диктатора (если хорошо поискать), можно найти тот момент, когда абсолютно нормальный человек затаил глубочайшую обиду, пообещав себе, вырасти «властным и сильным», чтобы отомстить тем, кто его оскорбил.

Виды психологического насилия

Эмоциональное насилие всегда проявляется по-разному, индивидуально. Но если собрать все случаи воедино и сделать выводы, получиться следующая классификация видов психологического насилия:

  • унижение – осуждают, критикуют, высмеивают, дразнят;
  • доминирование – обращаются с жертвой как с ребенком, напоминают, что такое поведение неприемлемо, контролируют траты, слишком часто напоминают о промахах;
  • выдвигают требования – к жертве обращаются не по имени, а используя клички, насильник обвиняет жертву в своих промахах и неудачах;
  • игнорирование – используют бойкот как наказание;
  • созависимость – жертва становится «жилеткой».

Самый страшный вид психологического и эмоционального насилия – это глайзинг. Этот термин означает, что в голове у жертвы сеют сомнения в собственном здравомыслии. Когда насильник обижает, а вы обижаетесь, он говорит, что вы слишком чувствительны. Если человеку из раза в раз повторять одно и то же, он действительно засомневается в адекватности своего восприятия. Основные признаки глайзинга:

Чаще всего признаки психологического насилия отчетливо заметны в супружеских парах, отношениях начальник – подчиненный, среди друзей (друг «жилетка»), а также в больших масштабах – «власть и народ».

Самое тяжелое, справиться с психологическим насилием дома, когда речь идет о дорогом вам человеке. Последнее, к чему нужно прибегать – это , а наиболее благоприятный вариант – в разговоре, «разборках» сделать акцент не на том, как вам кто-то портит жизнь, а на том, как вы (лично вы) хотите улучшить ваши отношения.

Рассказать друзьям