Художник павел алексеевич кузнецов личная жизнь. Павел варфоломеевич кузнецов. "Я знаю его давно, за очень талантливого человека. Он удивительный колорист, у него масса энергии и он любит работать, как истинный художник". В.Э. Борисов - Мусатов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(1878-11-17 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство: Работы на Викискладе

Павел Варфоломеевич Кузнецов (5(17) ноября , Саратов - 21 февраля , Москва), российский живописец.

Биография

В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.

В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.

Театральные работы

Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре , 1914, постановка А. Я. Таирова).

Выставки

  • Париж (1906)
  • «Голубая роза» (1907)
  • Париж (1923)

Галерея

  • Голубой фонтан (темпера, 1905, ГТГ).
  • Утро (темпера, 1905, ГТГ).
  • Рождение (1906)
  • Спящая в кошаре (1911)
  • Мираж в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Вечер в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Стрижка овец (1912)
  • Дождь в степи (1912)
  • Чайхана (1912)
  • Натюрморт с японской гравюрой (1912)
  • Гадание (1912)
  • Птичий базар (1913)
  • В храме буддистов (1913)
  • Сбор плодов, Азиатский базар (эскизы росписи Казанского вокзала, 1913-1914 гг., неосуществены)
  • У источника (1919-1920)
  • Узбечка (1920 г.)
  • Птичница (начало 1920-х гг.),
  • Горная Бухара (серия автолитографий, 1923)
  • Туркестан (серия автолитографий, 1923)
  • Парижские комедианты (1924-1925)
  • Отдых пастухов (секко, 1927, Русский музей)
  • Сбор винограда (панно, 1928)
  • Крымский колхоз (панно, 1928)
  • Портрет скульптора А.Т.Матвеева (1928)
  • Мост через реку Зангу (1930)
  • Мать (секко, 1930, ГТГ)
  • Сортировка хлопка (1931, ГТГ)
  • Обработка артикского туфа (1929, ГТГ)
  • Пушбол (1931; ГТГ)
  • Стрижка баранов (77,5 х 81,5, пастель, темпера, холст, Русский музей)

Наследники

Кузнецов Павел Варфоломеевич

кузнецов импрессионистический художник выставка

Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 18 (5) ноября 1878 года в Саратове в семье ремесленного иконописца Варфоломея Федоровича Кузнецова, мастерская которого исполняла заказы духовного и светского порядка. Жена его Евдокия Илларионовна любила музыку и живопись. Дети с рождения впитывали царившую в семье атмосферу любви к искусству. Старший брат Павла Михаил стал живописцем, младший Виктор - музыкантом. Но наиболее выдающимися способностями несомненно обладал Павел.

В конце XIX столетия Саратов был крупнейшим торгово-промышленным центром России. Культурная жизнь города была богатой и многообразной; были открыты консерватория и музыкальное училище, гастролировали лучшие оперные и драматические театральные труппы, широко развивалась народно-просветительская деятельность.

Все это благотворно влияло на формирование личности юного Павла Кузнецова. Но наибольшее значение имело создание одного из богатейших в стране художественных музеев, основанного в 1885 году. Вскоре под воздействием этого события в Саратове было организовано Общество любителей изящных искусств, при нем открылась рисовальная студия, затем преобразованная в серьезную профессиональную школу, которую в 1891 - 1896 посещал Павел Кузнецов. Он обучался у видных педагогов, возглавлявших в школе два основных отделения. Рисование преподавал В.В.Коновалов, выпускник Императорской Академии художеств, ученик П.П.Чистякова. Живопись - Г.П.Сальвини-Баракки, итальянский художник, долгие годы живший в Саратове и воспитавший целую плеяду известных мастеров живописи. Человек романтической увлеченности, артистизма и живой энергии, Баракки не только заложил основы живописной техники, но и дал Кузнецову первые уроки пленерного творчества в поездках на этюды в окрестности Саратова и на волжские острова.

Годы обучения в школе подготовили Кузнецова и его товарищей к освоению новых течений мирового искусства и в первую очередь импрессионистической стилистики. Но решающим рубежом в их приобщении к открытиям французских новаторов стала состоявшаяся в середине 1890-х годов встреча с В.Э. Борисовым-Мусатовым - саратовцем, выдающимся живописцем, экспонентом зарубежных выставок, получившим к тому времени широкое признание. Его собственные поиски лежали в русле импрессионизма и нео-романтизма. Бывая в летние месяцы в родном городе, Мусатов приглашал начинающих художников и писал натурные этюды бок о бок с ними в саду своего дома на Вольской улице. В процессе этой совместной работы мастер рассказывал молодежи о творчестве Моне, Ренуара, Пюви де Шаванна и других знаменитых европейских художников.

Итогом саратовских уроков стало блестящее поступление Павла Кузнецова в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в сентябре 1897 года. Волею судьбы именно в этом году в самом Училище произошли существенные изменения, способствовавшие обновлению методов преподавания и эстетических воззрений в целом. Передвижник К.А.Савицкий покинул место руководителя натурного класса. Профессорами Училища стали В.А.Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан.

В начальных классах Училища, где преподавали Л.О.Пастернак, А.Е.Архипов, Н.А.Касаткин, обучение по-прежнему носило академический характер. Хорошо подготовленный занятиями у В.В.Коновалова, Кузнецов преуспел и в этом. Уже в 1900-1901 году он получил малую серебряную медаль за этюды; в 1901-1902 - за рисунки. С 1899 года он постоянно принимал участие в выставках учеников Училища. Однако настоящей живописной свободы Кузнецов достиг, работая под руководством Серова и Коровина, которых всегда считал главными своими учителями. Увлеченность коровинским колоризмом, маэстрией кисти, пластикой мазка, динамизмом композиции на время даже оттеснила влияние Мусатова. Но органичный для Коровина живописный интуитивизм все же не стал основным направлением ранних исканий Кузнецова. Работа в мастерской Серова помогла ему приобщиться к задачам создания большого стиля, к строгой внутренней дисциплине и монументально-декоративной системе письма.

Роль педагогов не ограничивалась занятиями с учащимися в мастерских. В 1899 году Коровин познакомил Кузнецова и его земляка скульптора А.Т. Матвеева с Саввой Ивановичем Мамонтовым. В его московской гончарной мастерской за Бутырской заставой Кузнецов встречался с Поленовым, Васнецовым, Врубелем, Шаляпиным и другими замечательными людьми той эпохи.

Одной из самых известных примет времени была активная работа ведущих русских художников в театре. Шедевры театрального оформления создали Коровин, Головин, Рерих, Бакст, Бенуа, круг мастеров, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». В 1901 году Кузнецов вместе со своим товарищем по Училищу Н.Н.Сапуновым впервые получил возможность применить свой талант в этой области. Молодые художники писали декорации и костюмы по эскизам Коровина к опере Вагнера «Валькирии», премьера которой состоялась в начале 1902 года в Большом театре.

Выставки картин, которые устраивал журнал «Мир искусства», считались в начале ХХ века исключительно престижными. В 1902 году по инициативе Серова Павел Кузнецов получил приглашение участвовать в такой выставке, где показал девять пейзажей. Работа «На Волге» была воспроизведена на страницах журнала.

В 1902 году в жизни Кузнецова произошло еще несколько важных событий. Он совершил поездку на Север, к побережью Белого моря и Ледовитого океана, откуда привез серию лирических пейзажей. Приехав летом в Саратов, вместе с П.С.Уткиным и К.С.Петровым-Водкиным он принял участие в росписи предела церкви Казанской Божьей матери. Росписи эти не сохранились: излишняя свобода интерпретации канонических сюжетов вызвала возмущение духовенства и вскоре живопись была уничтожена.

В апреле 1904 года Павел Кузнецов окончил Московское Училище. К этому времени сложилась новая система его живописного языка, в которой отныне преобладали плоскостность и декоративность, сдержанная палитра пастельных тонов, матовая «гобеленная» фактура. Написанные в таком ключе картины-панно были показаны на «Вечере нового искусства» в Саратова в январе 1904 года. Этот вечер предварял выставку «Алая роза», которая открылась в Саратове 27 апреля 1904 года. Организаторами ее были Павел Кузнецов и его ближайший друг-единомышленник Петр Уткин. Выставка стала первой манифестацией молодого поколения русских живописцев-символистов, одним из лидеров которого был Кузнецов.

18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице открылась вторая выставка сообщества художников, сложившегося вокруг Кузнецова и Уткина. Ей дали имя «Голубая роза». Она вошла в историю как центральное событие русского живописного символизма. В период между выставками и в следующие за «Голубой розой» годы Кузнецов создал цикл произведений, непосредственно связанных с символистской тематикой. Это полотна «Утро» , «Рождение» , «Ночь чахоточных», «Голубой фонтан» и их варианты.

В 1907-1908 годах Кузнецов впервые предпринял поездки в заволжские степи. Однако пробудившийся у него интерес к быту и образам Востока не сразу реализовался в живописи. Этому предшествовал немаловажный для художника опыт монументальной росписи виллы коллекционера и мецената Я.Е.Жуковского в Новом Кучук-Кое на южном берегу Крыма.

Во второй половине 1900-х - начале 1910-х годов Кузнецов стал постоянным экспонентом многих крупных выставок. Это Салоны журнала «Золотое руно», выставки Союза русских художников, Московского товарищества художников, устроенная С.П.Дягилевым в 1906 году экспозиция русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, «Венок» и другие.

В 1911 году на выставке «Мира искусства» Кузнецов представил работы, которые ознаменовали начало нового периода его творчества. Это полотна «Киргизской сюиты» - самого многочисленного цикла произведений художника. Лучшие из них - «В степи. За работой», «Стрижка овец» , «Дождь в степи», «Мираж в степи », «Вечер в степи», «Спящая в кошаре» , «Гадание» - относятся к первой половине 1910-х годов. В них художник достиг совершенства образа и стиля, окончательно сформулировал принципы своего художественного языка. Среди основных особенностей ориентализма Кузнецова - созерцательность мировосприятия, трактовка жизни как вневременного бытия, возвышенная условность и имперсональность героев картин, сказочно-эпическое ощущение природы. В пластическом решении произведений преобладает ритмическое спокойствие, композиционная гармония, локальный колорит.

В 1912-1913 годах Кузнецов побывал в Бухаре, Ташкенте и Самарканде. Впечатления от поездки в Среднюю Азию отразились в нескольких живописных сериях и двух альбомах автолитографий «Горная Бухара» и «Туркестан», исполненных в 1922-1923. В них предстает более традиционный облик Востока. Ему присущи открытая декоративность и некоторая пестрота цвета, стремление передать пряный аромат азиатского мира. Отзвуки восточных мотивов присутствуют и в масштабных натюрмортах Кузнецова 1910-х годов.

Следствием показа на выставках произведений степного и азиатского циклов было приглашение принять участие в росписи строящегося Казанского вокзала, которое Кузнецов получил от архитектора А.В.Щусева. В эскизах росписи «Сбор плодов» и «Азиатский базар » синтезированы владение приемами монументальной живописи, органичная интерпретация восточной культуры, ренессансная величественность человеческих образов.

Умение Кузнецова передать особый дух Востока оценил также известный театральный режиссер А.Я.Таиров. Он пригласил художника оформить пьесу Калидасы «Сакунтала», поставленную в Камерном театре в 1914 году.

В 1915-1917 годы Кузнецов находился на военной службе, учился в Школе прапорщиков. После Февральской революции 1917 года он принял участие в издании литературно-художественного журнала «Путь освобождения». В 1918 году был избран руководителем живописной мастерской Училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавал до 1930 года. За эти годы училище было реорганизовано вначале в Государственные свободные художественные мастерские, а затем - во Вхутемас и Вхутеин.

В конце 1910-х - 1920-е годы Кузнецов, как и многие другие художники, активно участвовал в процессах обновления культурной политики государства. С 1918 по 1924 год он работал в коллегии изобразительного искусства Наркомпроса; состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины Москвы и Московской области. С 1919 года работал в Саратовской коллегии отдела ИЗО, руководил подготовительными мастерскими при этом отделе.

В 1918 году женой Павла Кузнецова стала художница Е.М.Бебутова . Ее парадные, интимные, театрализованные портреты разных лет стали самыми удачными произведениями этого жанра в его творчестве. В 1923 году «Выставка Павла Кузнецова и Елены Бебутовой» экспонировалась в галерее «Барбазанж» в Париже.

В 1924 году Кузнецов и Бебутова вошли в общество «4 искусства», в состав которого входили художники различных направлений, остававшиеся на позициях предметного станкового творчества и эстетических критериев мастерства. Кузнецов был избран председателем общества.

В 1929 году Павел Кузнецов получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В Государственной Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка.

В 1930 году художник посетил Армению, а в 1931 - Азербайджан. Такие творческие командировки были распространенной практикой художественной жизни того времени. Итогом поездок стали циклы картин на тему строительства новых кварталов в Ереване и нефтяных промыслов в Баку. Армянская серия экспонировалась на выставке в Музее изящных искусств в Москве в1931 году.

В 1930-е годы художник совершил еще ряд творческих поездок по стране. Одной из творческих удач стало исполненное для Международной выставки 1937 года в Париже панно «Жизнь колхоза». Оно получило Серебряную медаль выставки. Материалы для него художник собирал во время поездки в Мичуринск.

На протяжении 1930-х - 1940-х годов Кузнецов занимался педагогической работой, в живописи предпочитал пейзаж и натюрморт, создал ряд жанрово-тематических картин.

В 1956-1957 году состоялась персональная выставка художника в Москве и Ленинграде, а в 1964 - в Москве.

В последние годы жизни мастер работал в основном над пейзажами Майори, Дзинтари, Паланги, проводя много времени в домах творчества Прибалтики.

Скончался Павел Варфоломеевич Кузнецов, немного не дожив до своего 90-летия, 21 февраля 1968 года в Москве, похоронен на Немецком кладбище.

Кузнецов Павел Варфоломеевич

Pavel Kuznetsov

(1878-1968)

Природа наделила П. В. Кузнецова блестящим живописным даром и неиссякаемой энергией души. Чувство восторга перед жизнью не покидало художника до глубокой старости. Искусство было для него формой существования.

К изобразительному ремеслу Кузнецов мог приобщиться еще в детстве, в мастерской своего отца-иконописца. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891-96) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальви-ни-Баракки.

Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым, оказавшим сильное и благотворное влияние на саратовскую художественную молодежь.

В 1897 г. Кузнецов блестяще выдержал экзамены в МУЖВЗ. Учился он прекрасно, выделяясь не только яркостью таланта, но и подлинной страстью к работе. В эти годы Кузнецов находился под обаянием живописного артистизма К. А. Коровина; не менее глубоким было дисциплинирующее воздействие В. А. Серова.

В то же время вокруг Кузнецова сплотилась группа студентов, ставших впоследствии членами известного творческого содружества "Голубая роза". От импрессионизма к символизму - такова основная тенденция, определившая поиски Кузнецова в ранний период творчества. Отдав должное пленэрной живописи, молодой художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души.

На этом пути живопись вплотную сближалась с поэзией и музыкой, как бы испытывая пределы изобразительных возможностей. Среди важных сопутствующих обстоятельств - участие Кузнецова и его друзей в оформлении символистских спектаклей, сотрудничество в символистских журналах.

В 1902 г. Кузнецов с двумя товарищами - К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным - предпринял опыт росписи в саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Молодые художники не стесняли себя соблюдением канонов, дав полную волю фантазии. Рискованный эксперимент вызвал бурю общественного негодования, обвинения в кощунстве, - росписи были уничтожены, но для самих художников этот опыт стал важным шагом в поисках новой живописной выразительности.

Ко времени окончания МУЖВЗ (1904) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась. Особенное значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. Однако равновесие отвлеченного и конкретного, которым отмечены лучшие муса-товские вещи, не свойственно символизму Кузнецова. Плоть зримого мира тает в его картинах, его живописные видения почти ирреальны, сотканы из образов-теней, обозначающих едва уловимые движения души. Излюбленный кузнецовский мотив - фонтан; зрелищем круговорота воды художник был заворожен еще в детстве, и теперь воспоминания об этом воскресают на холстах, варьирующих тему вечного круговорота жизни.

Как и Мусатов, Кузнецов отдает предпочтение темпере, но использует ее декоративные возможности весьма своеобразно, как бы с оглядкой на приемы импрессионизма. Разбеленные оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва окрашенный свет - и картина представляется окутанной цветным туманом ("Утро", "Голубой фонтан", обе 1905; "Рождение", 1906, и др.).

Кузнецов рано приобрел известность. Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым в Париже (1906). Явный успех повлек за собой избрание Кузнецова членом Осеннего Салона (такой чести удостоились не многие русские художники).

Одним из важнейших событий русской художественной жизни начала века стала выставка "Голубая роза", открытая в Москве весной 1907 г. Будучи одним из инициаторов этой акции, Кузнецов выступил и как художественный лидер всего движения, которое с той поры именуют "голуборозовским". В конце 1900-х гг. художник пережил творческий кризис. Странность его работ подчас становилась болезненной; казалось, он исчерпал себя и не способен оправдать возлагаемых на него надежд. Тем более впечатляющим было возрождение Кузнецова, обратившегося к Востоку.

Решающую роль сыграли странствия художника по заволжским степям, поездки в Бухару, Самарканд, Ташкент. В самом начале 1910-х гг. Кузнецов выступил с картинами "Киргизской сюиты", знаменующей высший расцвет его таланта ("Спящая в кошаре", 1911; "Стрижка овец", "Дождь в степи", "Мираж", "Вечер в степи", все 1912, и др.). С глаз художника будто спала пелена: его колорит, не утрачивая изысканной нюансировки, налился силой контрастов, ритмический узор композиций приобрел выразительнейшую простоту.

Свойственная Кузнецову по природе его дарования созерцательность придает картинам степного цикла чистое поэтическое звучание, лирически-проникновенное и эпически-торжественное. Примыкающая по времени к этим работам "Бухарская серия" ("Чайхана", 1912; "Птичий базар", "В храме буддистов", обе 1913, и др.) демонстрирует усиление декоративных качеств, вызывая театральные ассоциации.

В те же годы Кузнецов пишет ряд натюрмортов, среди них - превосходный "Натюрморт с японской гравюрой" (1912). Растущая известность Кузнецова способствовала расширению его творческой деятельности. Художник был приглашен участвовать в росписи Казанского вокзала в Москве, исполнил эскизы ("Сбор плодов", "Азиатский базар", 1913-14), но они остались неосуществленными. В 1914 г. Кузнецов сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра - спектакля "Сакунтала" Калидасы, имевшего большой успех. Развивая богатые потенции Кузнецова-декоратора, эти опыты, несомненно, повлияли на его станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства ("Гадание", 1912; "Вечер в степи", 1915; "У источника", 1919- 20; "Узбечка", 1920; "Птичница", начало 1920-х, и др.).

В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. Он принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала "Путь освобождения", вел педагогическую работу, занимался множеством художественно-организационных проблем. Его энергии хватало на все. В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи; к числу его лучших произведений относятся великолепные портреты Е. М. Бебутовой (1921-22); тогда же им изданы литографские серии "Туркестан" и "Горная Бухара" (1922-23). Привязанность к избранному кругу сюжетов не исключала живой реакции художника на текущую действительность.

Под впечатлением от поездки в Париж, где в 1923 г. была устроена его выставка (совместно с Бебутовой), Кузнецов написал "Парижских комедиантов" (1924-25); в этой работе присущий ему декоративный лаконизм стиля обернулся неожиданно острой экспрессией. Новые открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925-29). Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину; таковы известные панно "Сбор винограда" и "Крымский колхоз" (оба 1928). В эти годы Кузнецов настойчиво стремился расширить свой сюжетный репертуар, обращаясь к темам труда и спорта.

Пребывание в Армении (1930) вызвало к жизни цикл картин, воплотивших, по словам самого живописца, "коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд".

При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ Кузнецов не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, часто подвергавших его жесткой критике за "эстетизм", "формализм" и т. п. Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения "Четыре искусства" (1924-31), членом-учредителем и председателем которого был Кузнецов. Работы, созданные в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (в том числе "Портрет скульптора А. Т. Матвеева", 1928; "Мать", "Мост через реку Зан-гу", обе 1930; "Сортировка хлопка", "Пушбол", обе 1931), - последний высокий взлет творчества Кузнецова. Мастеру было суждено намного пережить своих сверстников, но и достигнув преклонных лет, он не утратил страсти к творчеству.

В поздние годы Кузнецов преимущественно занят пейзажем и натюрмортом. И хотя работы последних лет уступают прежним, творческое долголетие Кузнецова нельзя не признать явлением исключительным.

_______________________

Кузнецов Павел Варфоломеевич

Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 18 (5) ноября 1878 года в Саратове в семье ремесленного иконописца Варфоломея Федоровича Кузнецова, мастерская которого исполняла заказы духовного и светского порядка. Жена его Евдокия Илларионовна любила музыку и живопись. Дети с рождения впитывали царившую в семье атмосферу любви к искусству. Старший брат Павла Михаил стал живописцем, младший Виктор - музыкантом. Но наиболее выдающимися способностями несомненно обладал Павел.

В конце XIX столетия Саратов был крупнейшим торгово-промышленным центром России. Культурная жизнь города была богатой и многообразной; были открыты консерватория и музыкальное училище, гастролировали лучшие оперные и драматические театральные труппы, широко развивалась народно-просветительская деятельность.

Все это благотворно влияло на формирование личности юного Павла Кузнецова. Но наибольшее значение имело создание одного из богатейших в стране художественных музеев, основанного в 1885 году. Вскоре под воздействием этого события в Саратове было организовано Общество любителей изящных искусств, при нем открылась рисовальная студия, затем преобразованная в серьезную профессиональную школу, которую в 1891 - 1896 посещал Павел Кузнецов. Он обучался у видных педагогов, возглавлявших в школе два основных отделения. Рисование преподавал В.В.Коновалов, выпускник Императорской Академии художеств, ученик П.П.Чистякова. Живопись - Г.П.Сальвини-Баракки, итальянский художник, долгие годы живший в Саратове и воспитавший целую плеяду известных мастеров живописи. Человек романтической увлеченности, артистизма и живой энергии, Баракки не только заложил основы живописной техники, но и дал Кузнецову первые уроки пленерного творчества в поездках на этюды в окрестности Саратова и на волжские острова.

Годы обучения в школе подготовили Кузнецова и его товарищей к освоению новых течений мирового искусства и в первую очередь импрессионистической стилистики. Но решающим рубежом в их приобщении к открытиям французских новаторов стала состоявшаяся в середине 1890-х годов встреча с В.Э.Борисовым-Мусатовым - саратовцем, выдающимся живописцем, экспонентом зарубежных выставок, получившим к тому времени широкое признание. Его собственные поиски лежали в русле импрессионизма и нео-романтизма. Бывая в летние месяцы в родном городе, Мусатов приглашал начинающих художников и писал натурные этюды бок о бок с ними в саду своего дома на Вольской улице. В процессе этой совместной работы мастер рассказывал молодежи о творчестве Моне, Ренуара, Пюви де Шаванна и других знаменитых европейских художников.

Итогом саратовских уроков стало блестящее поступление Павла Кузнецова в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в сентябре 1897 года. Волею судьбы именно в этом году в самом Училище произошли существенные изменения, способствовавшие обновлению методов преподавания и эстетических воззрений в целом. Передвижник К.А.Савицкий покинул место руководителя натурного класса. Профессорами Училища стали В.А.Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан.

В начальных классах Училища, где преподавали Л.О.Пастернак, А.Е.Архипов, Н.А.Касаткин, обучение по-прежнему носило академический характер. Хорошо подготовленный занятиями у В.В.Коновалова, Кузнецов преуспел и в этом. Уже в 1900-1901 году он получил малую серебряную медаль за этюды; в 1901-1902 - за рисунки. С 1899 года он постоянно принимал участие в выставках учеников Училища. Однако настоящей живописной свободы Кузнецов достиг, работая под руководством Серова и Коровина, которых всегда считал главными своими учителями. Увлеченность коровинским колоризмом, маэстрией кисти, пластикой мазка, динамизмом композиции на время даже оттеснила влияние Мусатова. Но органичный для Коровина живописный интуитивизм все же не стал основным направлением ранних исканий Кузнецова. Работа в мастерской Серова помогла ему приобщиться к задачам создания большого стиля, к строгой внутренней дисциплине и монументально-декоративной системе письма.

Роль педагогов не ограничивалась занятиями с учащимися в мастерских. В 1899 году Коровин познакомил Кузнецова и его земляка скульптора А.Т.Матвеева с Саввой Ивановичем Мамонтовым. В его московской гончарной мастерской за Бутырской заставой Кузнецов встречался с Поленовым, Васнецовым, Врубелем, Шаляпиным и другими замечательными людьми той эпохи.

Одной из самых известных примет времени была активная работа ведущих русских художников в театре. Шедевры театрального оформления создали Коровин, Головин, Рерих, Бакст, Бенуа, круг мастеров, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». В 1901 году Кузнецов вместе со своим товарищем по Училищу Н.Н.Сапуновым впервые получил возможность применить свой талант в этой области. Молодые художники писали декорации и костюмы по эскизам Коровина к опере Вагнера «Валькирии», премьера которой состоялась в начале 1902 года в Большом театре.

Выставки картин, которые устраивал журнал «Мир искусства», считались в начале ХХ века исключительно престижными. В 1902 году по инициативе Серова Павел Кузнецов получил приглашение участвовать в такой выставке, где показал девять пейзажей. Работа «На Волге» была воспроизведена на страницах журнала.

В 1902 году в жизни Кузнецова произошло еще несколько важных событий. Он совершил поездку на Север, к побережью Белого моря и Ледовитого океана, откуда привез серию лирических пейзажей. Приехав летом в Саратов, вместе с П.С.Уткиным и К.С.Петровым-Водкиным он принял участие в росписи предела церкви Казанской Божьей матери. Росписи эти не сохранились: излишняя свобода интерпретации канонических сюжетов вызвала возмущение духовенства и вскоре живопись была уничтожена.

В апреле 1904 года Павел Кузнецов окончил Московское Училище со званием неклассного художника. К этому времени сложилась новая система его живописного языка, в которой отныне преобладали плоскостность и декоративность, сдержанная палитра пастельных тонов, матовая «гобеленная» фактура. Написанные в таком ключе картины-панно были показаны на «Вечере нового искусства» в Саратова в январе 1904 года. Этот вечер предварял выставку «Алая роза», которая открылась в Саратове 27 апреля 1904 года. Организаторами ее были Павел Кузнецов и его ближайший друг-единомышленник Петр Уткин. Выставка стала первой манифестацией молодого поколения русских живописцев-символистов, одним из лидеров которого был Кузнецов.

18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице открылась вторая выставка сообщества художников, сложившегося вокруг Кузнецова и Уткина. Ей дали имя «Голубая роза». Она вошла в историю как центральное событие русского живописного символизма. В период между выставками и в следующие за «Голубой розой» годы Кузнецов создал цикл произведений, непосредственно связанных с символистской тематикой. Это полотна «Утро», «Рождение», «Ночь чахоточных», «Голубой фонтан» и их варианты.

В 1907-1908 годах Кузнецов впервые предпринял поездки в заволжские степи. Однако пробудившийся у него интерес к быту и образам Востока не сразу реализовался в живописи. Этому предшествовал немаловажный для художника опыт монументальной росписи виллы коллекционера и мецената Я.Е.Жуковского в Новом Кучук-Кое на южном берегу Крыма.

Во второй половине 1900-х - начале 1910-х годов Кузнецов стал постоянным экспонентом многих крупных выставок. Это Салоны журнала «Золотое руно», выставки Союза русских художников, Московского товарищества художников, устроенная С.П.Дягилевым в 1906 году экспозиция русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, «Венок» и другие.

В 1911 году на выставке «Мира искусства» Кузнецов представил работы, которые ознаменовали начало нового периода его творчества. Это полотна «Киргизской сюиты» - самого многочисленного цикла произведений художника. Лучшие из них - «В степи. За работой», «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Мираж в степи», «Вечер в степи», «Спящая в кошаре», «Гадание» - относятся к первой половине 1910-х годов. В них художник достиг совершенства образа и стиля, окончательно сформулировал принципы своего художественного языка. Среди основных особенностей ориентализма Кузнецова - созерцательность мировосприятия, трактовка жизни как вневременного бытия, возвышенная условность и имперсональность героев картин, сказочно-эпическое ощущение природы. В пластическом решении произведений преобладает ритмическое спокойствие, композиционная гармония, локальный колорит.

В 1912-1913 годах Кузнецов побывал в Бухаре, Ташкенте и Самарканде. Впечатления от поездки в Среднюю Азию отразились в нескольких живописных сериях и двух альбомах автолитографий «Горная Бухара» и «Туркестан», исполненных в 1922-1923. В них предстает более традиционный облик Востока. Ему присущи открытая декоративность и некоторая пестрота цвета, стремление передать пряный аромат азиатского мира. Отзвуки восточных мотивов присутствуют и в масштабных натюрмортах Кузнецова 1910-х годов.

Следствием показа на выставках произведений степного и азиатского циклов было приглашение принять участие в росписи строящегося Казанского вокзала, которое Кузнецов получил от архитектора А.В.Щусева. В эскизах росписи «Сбор плодов» и «Азиатский базар» синтезированы владение приемами монументальной живописи, органичная интерпретация восточной культуры, ренессансная величественность человеческих образов.

Умение Кузнецова передать особый дух Востока оценил также известный театральный режиссер А.Я.Таиров. Он пригласил художника оформить пьесу Калидасы «Сакунтала», поставленную в Камерном театре в 1914 году.

В 1915-1917 годы Кузнецов находился на военной службе, учился в Школе прапорщиков. После Февральской революции 1917 года он принял участие в издании литературно-художественного журнала «Путь освобождения». В 1918 году был избран руководителем живописной мастерской Училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавал до 1930 года. За эти годы училище было реорганизовано вначале в Государственные свободные художественные мастерские, а затем - во Вхутемас и Вхутеин.

В конце 1910-х - 1920-е годы Кузнецов, как и многие другие художники, активно участвовал в процессах обновления культурной политики государства. С 1918 по 1924 год он работал в коллегии изобразительного искусства Наркомпроса; состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины Москвы и Московской области. С 1919 года работал в Саратовской коллегии отдела ИЗО, руководил подготовительными мастерскими при этом отделе.

В 1918 году женой Павла Кузнецова стала художница Е.М.Бебутова. Ее парадные, интимные, театрализованные портреты разных лет стали самыми удачными произведениями этого жанра в его творчестве. В 1923 году «Выставка Павла Кузнецова и Елены Бебутовой» экспонировалась в галерее «Барбазанж» в Париже.

В 1924 году Кузнецов и Бебутова вошли в общество «4 искусства», в состав которого входили художники различных направлений, остававшиеся на позициях предметного станкового творчества и эстетических критериев мастерства. Кузнецов был избран председателем общества.

В 1929 году Павел Кузнецов получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В Государственной Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка.

В 1930 году художник посетил Армению, а в 1931 - Азербайджан. Такие творческие командировки были распространенной практикой художественной жизни того времени. Итогом поездок стали циклы картин на тему строительства новых кварталов в Ереване и нефтяных промыслов в Баку. Армянская серия экспонировалась на выставке в Музее изящных искусств в Москве в1931 году.

В 1930-е годы художник совершил еще ряд творческих поездок по стране. Одной из творческих удач стало исполненное для Международной выставки 1937 года в Париже панно «Жизнь колхоза». Оно получило Серебряную медаль выставки. Материалы для него художник собирал во время поездки в Мичуринск.

На протяжении 1930-х - 1940-х годов Кузнецов занимался педагогической работой, в живописи предпочитал пейзаж и натюрморт, создал ряд жанрово-тематических картин.

В 1956-1957 году состоялась персональная выставка художника в Москве и Ленинграде, а в 1964 - в Москве.

В последние годы жизни мастер работал в основном над пейзажами Майори, Дзинтари, Паланги, проводя много времени в домах творчества Прибалтики.

Скончался Павел Варфоломеевич Кузнецов, немного не дожив до своего 90-летия, 21 февраля 1968 года в Москве, похоронен на Немецком кладбище.

Павел Варфоломеевич родился в 1878 году в семье саратовского иконописца. Глядя, как отец трудится в своей мастерской, мальчик также заинтересовался живописью и начал путь художника в саратовской Студии живописи и рисования.

Получив прекрасную подготовку, в 1897 году молодой человек без особого труда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его главными учителями были , и Архипов. Именно здесь он нашел единомышленников, которые в дальнейшем организовали общество «Голубая роза». Его представители рисовали в голубоватых тонах, следовали принципам символизма и стремились к тому, чтобы произведения получались мягкими, романтичными, наполненными музыкой.

Кузнецов принимал активное участие в деятельности различных художественных объединений. Он состоял в обществах «Союз русских художников», «Мир искусства», был в числе организаторов «Алой розы», «Голубой розы», стал пожизненным членом «Осеннего Салона», работал председателем общества «Четыре искусства» и в других творческих объединениях.

После путешествия по Средней Азии и Заволжским степям главной темой творчества художника на многие годы стал Восток с его завораживающими степными пейзажами и бытом кочевников. Не меньшее влияние на Кузнецова оказали и другие поездки, в частности в Армению, на Кавказ, в Крым, Азербайджан, Париж. Его излюбленными жанрами был натюрморт и пейзаж.

Параллельно с занятием живописью Кузнецов занимался театральными декорациями, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, трудился профессором во ВХУТЕМАСе и затем во ВХУТЕИНе. С приходом советской власти он работал в отделе ИЗО Наркомпроса.

Ушел из жизни Павел Варфоломеевич в 1968 году в почтенном 89-летнем возрасте.

Творчество живописца

Ранняя живопись

В первые же годы творческой деятельности Кузнецов показал себя смелым новатором, который не боялся выражать свои чувства и мировоззрение в картинах. Одним из его первых экспериментов стала роспись церкви Саратова, которой он занимался вместе с художниками и Уткиным. Молодые люди решили дать волю порывам своей души и отошли от канонов традиционной росписи. Хотя эксперимент закончился плачевно (общество с гневом уничтожило их работу), все трое приобрели прекрасный опыт в поиске своего живописного языка.

Увлекшись идеями символистов (особенно Борисова-Мустаева), художник постепенно перешел от импрессионизма к символизму. В это время появились его знаменитые «Фонтаны» и «Рождения» - серии картин, в которых символизм выходит на первое место. Так, бесконечно появляющиеся новые струи фонтана символизировали рождение, восходящие потоки являлись символом трагического, уносящего, нисходящие - символом дара. Великолепные картины на эту тему: «Голубой фонтан», «Любовь матери», «Утро». За счет особой техники прерывистыми штрихами полотна художника выглядят воздушными, наполненными особым светом и пространством.

Исследуя тему рождения, художник даже какое-то время работал акушером. Эта работа помогла ему осознать, что физическая сторона вопроса интересует его куда меньше, чем духовная. По этой же причине Кузнецов предпочитал мягкие голубые тона, которые символизировали для него воплощение высшей духовности.

Восточные мотивы

Картины «степного» цикла считаются наивысшим этапом творчества Кузнецова. В них органично сплелись его философские взгляды, принципы символистов и художников «Голубой розы», а также весь тот опыт, который впитал в себя художник во время путешествия по странам и знакомства с живописью других мастеров. И это помогло ему творить в уникальном стиле, для которого характерен особый колорит, мягкость и удивительная ритмичность. Так, во многих произведениях этого цикла ритмичность проявляется в том, что контуры персонажей повторяют контуры окружающих зданий или земли.

В восточном цикле художник проявил себя искусным колористом, в картинах которого органично сочетаются самые нежные оттенки. Одновременно с этим его произведения сохраняют величественность, монументальность, что и является стержнем его особого художественного стиля.


Аукционные рекорды, цена картин Кузнецова

Чтобы узнать, сколько стоят картины Кузнецова сегодня, рассмотрим ряд примеров продаж на аукционах.

Первым делом изучим наиболее крупные уходы по возрастанию цены. Начнем с аукциона, прошедшего в MacDougall`s в июне 2018 года. На этих торгах была представлена картина «Фонтан», созданная им в 1904 году. Появление на аукционе этой работы стало значительным событием, особенно в свете того, что в 1911 году пожар на вилле «Черный лебедь» мецената Н. Рябушинского уничтожил многие картины художников «Голубой розы». В огне тогда погибли многие прекрасные работы Кузнецова, которым была отведена ключевая роль в украшении виллы.

Помимо этого «Фонтан» является отличным образцом того творческого периода художника, когда фонтаны стали его любимой темой (см. выше). Расцвет этого явления наблюдался в его деятельности между 1904 и 1907 гг.

На аукцион холст вышел с эстимейтом 250-500 тыс. фунтов и был продан за 333 тыс. фунтов (447 тыс. долларов).

Следующие крупные уходы касаются двух натюрмортов, проданных по приблизительно схожим ценам. Это работы «Натюрморт на рояле с портретом Е.М. Бебутовой» и «Натюрморт с графином».

На первом из этих полотен эффектно запечатлен букет цветов в вазе, отражающийся в полированной поверхности рояля, и портрет Елены Михайловны Бебутовой - любимой жены и музы художника. Этот портрет мастер создал в 1922 году. В данном произведении художник изобразил предметы, которые являлись его излюбленными атрибутами в других картинах: ваза, портрет супруги и ноты для занятий. В 2014 году натюрморт был продан на MacDougall`s за 338 тыс. фунтов (565 тыс. долларов) при эстимейте 200-300 тыс. фунтов.

Второй натюрморт продали на Sotheby`s в 2007 году за 288 тыс. фунтов (597 тыс. долларов) при эстимейте 200-300 тыс. фунтов. Эта работа также символизирует период, когда художник начал проявлять интерес к натюрмортам под влиянием изучения коллекции Сергея Ивановича Щукина.

Но рекордной стала продажа картины «Восточный город. Бухара», прошедшая в июне 2014 года на торгах MacDougall`s. Это произведение считается одним из самых значительных и известных полотен Кузнецова о Центральной Азии. Оно было многократно представлено на мероприятиях разных лет: на выставках «Мир искусства» в 1915 и 1917 годах, на московских выставках, посвященных Павлу Кузнецову, в 1923, 1956, 1964 и 1978 годах, а также на японской выставке советского искусства в 1926-1927 гг.

Живописный шедевр представили с эстимейтом 1,9-3 млн фунтов, что вполне себя оправдало. Цена ухода на торгах составила 2,4 млн фунтов (3,9 млн долларов).

Для полного ответа на вопрос о том, сколько стоят картины Кузнецова, рассмотрим и менее крупные уходы. Его картины изредка продаются на разных аукционах и уходят в ценовых категориях от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч фунтов. Приведем примеры проданных холстов: «Сочи» (Sotheby`s, 2012 г., 85 тыс. фунтов), «Караван стоит» (Bonhams, 2006 г., 50 тыс. фунтов), «Город в Центральной Азии» (Sotheby`s, 2014 г., 22,5 тыс. фунтов), «Лето. Урожай» (Christie`s, 2000 г., 18 тыс. фунтов).

Что влияет на цену, где и как продать картину Кузнецова, рассмотрим в следующем разделе.

Как оценить и продать картину Кузнецова

От чего зависит цена конкретной работы

Стоимость картины заметно повышается, если она представляет значительную ценность для общества. Например, если ее неоднократно экспонировали на выставках, продавали в известные галереи или коллекции, если она является примером важных творческих циклов Кузнецова, печаталась на обложках, открытках, марках, стала поводом для шумихи или представляет собой редкий экземпляр почти уничтоженного наследия мастера. Эти и им подобные факты позволяет выявить экспертиза картины Кузнецова.

Как провести экспертизу картины Кузнецова

П. Кузнецов. Отдых пастухов. Темпера. 1927

Павел Варфоломеевич Кузнецов художник

Он удивительный колорист…
В. Э. Борисов-Мусатов

Философы рождаются и среди художников. Каждая эпоха знает таких творцов. Они отличаются от других особым видением мира, осмыслением его в категориях: Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Любовь и Ненависть, Земля и Космос. Каждый предмет в их произведениях наделен душой, мыслью, разговаривает не только с другими предметами, но и с человеком. Человек для них - частица вечного и бесконечного мироздания.

Один из таких художников-философов Павел Варфоломеевич Кузнецов. Он был нашим современником. Со дня его смерти прошло 48 лет. Со дня рождения - 147.
Художник родился в семье иконописца в Саратове. Город был купеческим. Провинциальный облик его далек от сказки. Но Павел Кузнецов сам творил сказку. Он родился мечтателем и фантазером. Лунными ночами любил ходить на центральную городскую площадь. Там стояли фонтаны, построенные заезжим англичанином. Их тяжеловесные чаши в призрачном желто-голубом свете казались почти воздушными. Из глубины били тонкие перламутровые струи, а сфинксы, украшавшие фонтаны, как бы оживали. Они поворачивали к мальчику свои непроницаемые лица, и он убегал со смешанным чувством восторга и страха…
Если ночи дарили Павлу Кузнецову общение с таинственным, то жаркие летние дни - пестроту и многоцветье реальной жизни. Она приходила в его город вместе с караванами невозмутимых верблюдов и кочевниками в диковинных одеждах. Приносила с собой краски и запахи заволжских степей, чужую речь. Иное течение времени, иные ритмы. Безудержный цвет сочетался с неторопливыми, замедленными движениями людей.
Мечтательный, поэтичный Павел Кузнецов стал живописцем.

В Саратове существовало Общество любителей изящных искусств и при нем Студия живописи и рисования. Это было большой редкостью для провинции того времени. Педагоги В. В. Коновалов и Г. П. Сальвини-Баракки не особенно мучили учеников в классах бесконечными штудиями. Они уводили их на Волгу, в поля и леса. Природа, вспоминал Кузнецов, «…поднимала… на вершины творческого возбуждения».
Девятнадцатилетним юношей Павел приехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. С большим интересом посещал он мастерские двух крупнейших художников -
В. Серова и К. Коровина. Учителя были старшими товарищами. Они выставляли свои работы вместе с работами учеников, ездили с ними на этюды.
В столице ему все было интересно - новые выставки, пьесы, поэтические вечера, философские споры, лекции об искусстве, музыке. Многогранно проявляли себя и будущие живописцы.
Кузнецов писал декорации в Большом театре и ставил любительские спектакли. Еще в училище он успел многое. Стал участником нескольких выставок, съездил на Север. В 1906 году отправился в Париж.
Этот всегда жаждущий нового город открыл для себя русское искусство. В его театрах шли русские оперы и балеты, в Салоне показывали иконы, портреты XVIII века, картины современников. Их привез во французскую столицу Кузнецов. Он изучал Париж, а Париж изучал молодых москвичей, и его в том числе. Девять работ живописца заинтересовали французскую прессу. Его признали и одним из немногих русских художников избрали в члены Осеннего Салона.
Не учеником, а известным художником вернулся Павел Кузнецов в родное училище.
Какие же картины позволили говорить о Кузнецове как о мастере со своим видением мира и почерком?
Это серия картин о фонтанах. Вспомнились саратовские ночные впечатления. Симфониями художник называл картины о фонтанах и младенцах: «Утро», «Весна», «Голубой фонтан» и другие.

Они разные, но связаны одним мотивом - Вечной Весны. Нет земли и неба, а только странные, всегда склоненные кущи цветущих деревьев. Они словно обнимают фонтаны. Чаши их всегда полны. В торжественном, замедленном ритме движутся к ним фигуры-тени.
Краски земли и неба, воздуха и воды, перетекая друг в друга, ищут свою цветовую сущность. А пока словно подернуты дымчатой пеленой.
Пытаясь решить для себя вопрос: в чем истоки жизни, художник постоянно варьировал эту тему. Писал одну картину за другой. Но в какой- то момент он понял, что повторяет себя. Чтобы идти вперед, ему нужно было осознать саму жизнь, а не только ее истоки. Привычная обстановка Москвы с ее выставками, встречами, спорами начала тяготить его. В 1908 году художник уехал в киргизские степи. И понял: огромное небо, необозримые пространства, люди со своим жильем, верблюдами и овцами - все говорит о вечности жизни. «Спящая в кошаре», «Мираж в степи», «Стрижка овец»… На новых полотнах уже не прежние фигуры людей, дремлющих в ожидании у чаш фонтанов. Стрижка овец, приготовление пищи, созерцание степных миражей, сон в кошарах и возле них - во всем торжественная замедленность. Мудрость этой жизни в единстве трех миров: человека, природы и животных.
Воплощением земной мудрости для Кузнецова становится женщина - главная героиня его полотен. Именно она исток и центр жизни. У женщин в произведениях Кузнецова нет возраста, одна похожа на другую и повторяется в другой, как травы в степи, листья на степной акации.

Гармонична и открыта жизнь в степи - гармоничен и открыт цвет в картинах Павла Кузнецова. Синий, зеленый, голубой, красный, желтый чередуются друг с другом, повторяются один в другом. Они звучат подобно инструментам большого оркестра.
Художник вернулся в Москву, поразил ее своими степными полотнами и вскоре отправился в Самарканд и Бухару.
Он окончательно понял: все, что увидел в киргизских степях и здесь, «…было одной культурой, одно целое, проникнутое спокойной, созерцательной тайной Востока».
С началом первой мировой войны пришлось забыть о предполагавшейся поездке в Италию и вновь в Бухару. Предстояло иное - сначала работа в протезной мастерской, затем служба в военной канцелярии и, наконец, школа прапорщиков.
В эти годы, когда «…приходилось вооружаться терпением и духовной силой», когда работа изматывала донельзя, а один вид искусственных рук и ног мог заставить забыть о красоте мира, Павел Кузнецов пишет самые радостные, светлые полотна - натюрморты. Ночью, когда уставший художник вставал у мольберта, память щедро отдавала увиденное когда-то. В мастерскую словно врывался яркий солнечный луч. На холстах появляются хрустальные и фарфоровые вазы, восточные ткани и фрукты, кувшины и подносы, зеркала и цветы. Луч касался каждого предмета, и появлялись дыни и яблоки, налитые соком. Хрусталь вспыхивал цветами радуги, а ткани - диковинными узорами.
Но почему с его полотен ушли люди? Почему все пространство на холстах он заполнял только предметами? Они то сходились, словно в хороводе, то спокойно отдыхали на раскинутых тканях, тянулись к пустым домам, отражались в зеркалах и друг в друге. Предметы будто желали отречься от людей, занятых войной, уничтожением себе подобных. Война всегда противоестественна жизненному круговороту. Она была противоестественна жизненной философии Павла Кузнецова, и он протестовал, как мог.
Сразу же после Октябрьской революции художник с головой ушел в общественную работу. Он был одним из тех, кто активно желал созидать новую, пролетарскую культуру. Работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, в комиссиях по национализации частных коллекций, в художественном совете Третьяковской галереи, в коллегии театра.
Спустя одиннадцать лет он возвращается в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, преподает, руководит мастерской. В юношеские годы он писал вместе со своими учителями. Теперь с учениками работает на улицах и площадях Москвы. В день празднования первой годовщины Октябрьской революции на фасаде Малого театра появилось гигантское панно с изображением Степана Разина и его сподвижников. Это было совместное творчество профессора Павла Варфоломеевича Кузнецова и его учеников.
Общественная и педагогическая работа не снизила творческого напряжения мастера. Он памятью вернулся в прошлое. И прошлым опять стал Восток. На его новых полотнах соединились киргизские и бухарские впечатления. Появились знакомые сцены, образы.

Но сейчас воспоминания не держали Павла Кузнецова так остро, как раньше. Пульс новой жизни бился слишком сильно, чтобы художник не почувствовал его. Главным смыслом этой жизни стало созидание. И живописец задумал ряд картин, объединенных темой труда.
В 1923 году Павла Кузнецова командировали в Париж со своей выставкой. Она должна была опровергнуть мнение Запада, будто в России искусство уничтожено. Кузнецов привез во Францию около двухсот работ: живописных, графических, театральных. Это была внушительная выставка, вызвавшая восхищенные отзывы.
Какие же темы волновали художника после возвращения? Прежде всего тема созидания. Работа на полях и виноградниках, на табачных плантациях. Труд пастухов, строителей, нефтяников. Почти до старости ездил Павел Варфоломеевич по стране один и вместе с учениками. Он побывал в крымских и кавказских колхозах, на строительстве Еревана и бакинских нефтепромыслах, на хлопковых полях Средней Азии. Но, работая над новыми полотнами, художник теперь стремился к достоверности и точности натурных впечатлений.
В 1930 году он пишет большую картину «Мать». В ней откристаллизовалась мудрость зрелого художника. Основная тема картины - труд. По огромному полю движется трактор, оставляющий за собой борозды вспаханной земли. Почти все пространство картины занимает фигура матери. Она кормит ребенка. И здесь в который уже раз художник утверждает мысль: женщина - это источник жизни, всего сущего на Земле.
От призрачных женщин у фонтанных чаш, от степных мадонн шел он к этому образу. Еще почти сорок лет прожил Павел Варфоломеевич, много написал картин. Но «Мать» - одна из центральных в его творчестве советского периода.
На пороге старости он мысленно возвращался к своим прежним работам. Размышлял над ними, анализировал, критиковал. К тем, что остались в мастерской, относился особенно придирчиво. Многие переделывал, переписывал. Некоторые уничтожил совсем.
Сказочные фонтаны были рассветом его творческой жизни, киргизские степи - ее днем. Последние же холсты мастера с камерными, немногословными натюрмортами словно струили лучи заходящего солнца. В последний раз скользнув по земле, они скрылись за горизонтом…

Рассказать друзьям