Образ русской усадьбы. Современные усадьбы. Образ жизни. Предложения и особенности. Цветник в стиле кантри

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Немного истории
Усадьба в русской традиции - отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Термин «усадьба» относят к владениям русских дворян XVII — началу XX веков, считается, что он произошел от русского глагола «усаживаться».
Первое упоминание усадища в документах относится к 1536 г. В отдельной книге июня 1536 зафиксирован раздел вотчины князей Оболенских между родственниками в Бежецком уезде. Из текста выясняется, что при селе Дгино было усадище.
Так история русской усадьбы насчитывает уже почти шесть веков. По мнению исследователей, усадьба прижилась на русской земле оттого, что неизменно оставалась для владельца уголком мира, освоенным и обустроенным для себя.
Родовая усадьба - это не просто загородный дом и прилегающая к нему земля, но и духовная территория, на которой собраны и запечатлены самые различные события жизни семьи. Будничные заботы, весёлые праздники, семейные торжества, время работы и отдыха - всё это запечатлевалось и проходило сквозь века, напоминая об истории рода. Усадьба как малая родина человека, где жило несколько поколений его предков.

Наше с вами настоящее
К сожалению, сейчас понятие «усадьба» практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, если и выезжаем за город на участок, то его сложно назвать «приусадебный». Но всё чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство «семейного гнезда» - первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков.

В осовремененном загородном строительстве преобладают так называемые «коттеджные поселки», которые активно застраиваются домами из камня, стекла, металла и пластика. Да, это практично, эффектно, стильно, но, как говорится, русский дух там не живет и Русью там не пахнет. Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек.

Однако не так давно деревянное строительство в русском стиле пережило первый этап возрождения.

К счастью, уже в конце ушедшего века и с наступлением нового тысячелетия, начали возрождаться традиции русской усадьбы среди тех, кто любит вести загородный образ жизни, в окружении природы, среди тишины и покоя. Да и само окружение в таком жилье располагает к умиротворению и покою.

Какой же может стать современная усадьба?
Сформулировать значение современной усадьбы можно, как отдельное землевладение с комплексом жилых, хозяйственных, парковых и других построек, включая усадебный парк - единое целое (родовое) имение, впитавшее в себя все торжество прогресса, и в тоже время, не забыв о традиционных ценностях русского зодчества.

Итак, усадьба представляет собой комплексную систему строений на участке не менее 30 соток. Цетральный дом, флигели, гостевые дома, баня, гараж, беседки, котельная, автономная электростанция, сад, скверы, пруд и т.д...

Свои особые требования, конечно же, предъявляются к центральному жилому дому. Являясь центром усадьбы и родовым имением будущих поколений этот дом должен быть достаточно выразительным с точки зрения экстерьера, надежным и долговечным с конструктивной точки зрения.

Жизнь в родовом имении, как упоминалось, предполагает смену поколений его хозяев, но может быть и так, что под одной крышей в добром согласии будут жить сразу три семьи. Такая задача, конечно, успешно решается выверенным проектом центрального здания.

Естественно, на одном уровне с проектированием строений усадьбы находится вопрос по ее эксплуатации - наличие систем жизнеобеспечения. Усадьбу необходимо обеспечить системами энергоснабжения, отопления и канализации таким образом, чтобы владельцы дома как можно реже о них задумывались, а каждодневную эксплуатацию взял бы на себя обслуживающий персонал.

Подытожив, можно сказать, что сегодня «родовое гнездо» это достаточно большой земельный участок с хозяйским домом, местом для отдыха и различными хозяйственными постройками. Современные загородные посёлки строятся с уже хорошо продуманной инфраструктурой, их жителям доступны все блага цивилизации, но неизменным остаётся одно - жизнь в гармонии с природой и с самим собой. Бескрайние просторы, зелёные или заснеженные поля, естественные водоёмы, конные прогулки и катания на лодках не перестают быть востребованными.


Публикации раздела Литература

Усадьбы и дачи в произведениях русских классиков

З агородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, - это настоящий русский феномен. Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Лев Толстой

Одним из известных дачников был Лев Толстой . Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна , где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина - одного из героев романа «Анна Каренина» .

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей».

Лев Толстой, «Анна Каренина»

Для Лёвина усадьба - это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России. В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных - они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин, которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее» .

Иван Тургенев

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева - просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». [I]- Прим. ред.[I]) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Иван Тургенев, «Отцы и дети»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу - словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий - так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, - была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, - чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

Иван Тургенев, «Дворянское гнездо»

Антон Чехов

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова . Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово . Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

«Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

Антон Чехов, «Дом с мезонином»

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек - купец, предприимчивый и современный. В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Чехов показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Антон Чехов, «Вишневый сад»

Иван Бунин

Иван Бунин - представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы - не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. На даче разворачивались события и в романе «Жизнь Арсеньева», и в сборнике рассказов «Темные аллеи», и в повести «Митина любовь», и, конечно, в рассказе «На даче».

Усадьба у Бунина - это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени».

Иван Бунин, «На даче»

В 1917 году писатель стал свидетелем массового уничтожения дорогого и близкого ему мира дворянских гнезд. В 1920 году Иван Бунин покинул Россию навсегда - он эмигрировал во Францию. В Париже Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

«Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни, - жизнь для Мити началась тихая».

Иван Бунин, «Митина любовь»

Во всех произведениях чувствуется горечь утраты - отчего дома, родины и жизненной гармонии. Его эмигрантские дворянские гнезда хоть и обречены на гибель, но хранят воспоминания о мире детства и молодости, мире старинного дворянского быта.

Санкт-Петербург

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с Государственным историческим музеем представляют выставку «Образ русской усадьбы в фотографии», демонстрирующую коллекцию усадебной фотографии 1860–1920-х годов из собрания Исторического музея. Выставка позволяет проследить эволюцию усадебной темы в фотоискусстве и выявить основные направления усадебных сюжетов в отечественной фотографии.

Усадьба как основа дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи была ярким выражением национального гения и местом соприкосновения элитарной и народной культур. Равноценные с исторической точки зрения, хотя и не равные по художественным качествам, фотографические образы русской усадьбы создают разнообразную картину ушедшей усадебной культуры, поэтического мира родовых гнезд и частной жизни больших дворянских и купеческих семей. Усадьба предстает на выставке в нескольких ракурсах: от парадных видов крупных имений и любительских фотографий из семейных альбомов до художественных изображений старинных парков и покинутых поместий.

Открывают экспозицию заказные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших фотографических ателье. Фотографии, часто значительные по размеру и специально оформленные, демонстрируют выигрышные виды архитектурного комплекса и ландшафта, а также портреты хозяев в любимых имениях. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика. Подобным образом запечатлены многие прославленные усадьбы (Остафьево, Архангельское, Ильинское), которые служили владельцам центральными резиденциями. На выставке экспонируются уникальные примеры ранней усадебной фотографии 1860-х гг. – снимки имения Никольское-Обольяниново, выполненные М.Н. Шерером, и Никольское-Прозоровское М.Б. Тулинова.

Второй раздел посвящен любительской фотографии. Авторы этих снимков – сами владельцы и гости усадеб. Фотографии отличает непосредственность сюжетов и живость композиции. На рубеже веков фотографирование превратилось в доступный вид художественной деятельности. Летний досуг в русском обществе традиционно был связан с имением, поэтому изображения повседневной отрадной жизни в усадьбе стали широко распространенными в любительской фотографии. Появление любительских снимков не связанно с эстетической или исторической ценностью поместья, их рождает гармоничная атмосфера усадебной жизни, общие семейные занятия. Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники на траве, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты верхнего этажа, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.

Фотографии следующего раздела отражают возникший в начале XX века интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами. Усадьбу начинают воспринимать как уникальное синтетическое явление искусства и место родовой памяти. Фотографы стремятся зафиксировать особенности архитектурного ансамбля и интерьерного комплекса поместий. К съемке архитектуры и видовому жанру с целью фотодокументирования памятников обращается ряд мастеров: П.П. Павлов, Н.Н. Ушаков, А.А. Иванов-Терентьев.

В начале XX в. литературно и художественно оформился миф русской усадьбы, сложилось представление о ней как о символе уходящей дворянской культуры. Авторский взгляд фотохудожников привлекали детали и пейзажи, передававшие особенное пассеистическое настроение усадебной жизни – поэзию умирания, уходящего величия. Основные объекты изображения – усадебная природа и парк – стали одухотворенными, эмоционально окрашенным. Представление об усадьбе воплотилось в знаковых образах художественной светописи: юной барышне и парковой аллее. В некоторых работах художественно преображенному образу имения, словно покрытому легкой дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии. Работы этого раздела происходят из фонда Русского фотографического общества – жемчужины фотоколлекции Исторического музея. Фотографии Н.С. Кроткова, В.Н. Часовникова, В.Н. Шохина демонстрировались на фотографических конкурсах и были отобраны Обществом для создания музея. Усадебная тема нашла отражение и в работах прославленных мастеров А.С. Мазурина и Н.А. Петрова.

Последним значимым периодом развития усадебной темы в художественной светописи стали 1920-е гг. Огромный интерес к изучению усадебного наследия и поэзия разоренных гнезд привлекли ведущих советских фотохудожников. В это время, став исключительно явлением прошлого, усадьба приобрела возможность новых трактовок. На выставке представлены фотоэтюды выдающегося отечественного мастера А.Д. Гринберга, стремившегося к созданию нового образа усадьбы. Работы фотографа воплощают уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а «былое», безвозвратно утраченное, погибшее прошлое. Большинство этих усадебных фотографий демонстрировались на знаменитой выставке 1928 г. «Советская фотография за 10 лет». В дальнейшем исчезновение усадебной культуры как живой и мощной традиции привело к отсутствию ее образа в советской фотографии.

Выставочный зал Парадного корпуса, 2 этаж.

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Адрес: город Санкт-Петербург, Большая Морская, 35

Проезд: Ст. м. "Невский проспект"/"Гостиный двор", "Адмиралтейская", тролл. №№ 5, 22, авт. №№ 27, 3, 22. Ст. м. "Сенная площадь"/"Садовая"

EMail: [email protected], [email protected]

Государственный исторический музей и Союз фотохудожников России представляют выставку в рамках проекта по исследованию фотографического усадебного наследия

ГИМ, до 6 апреля 2015
Главное здание Исторического музея, Воскресенские ворота
Москва, Красная площадь, 1

Государственный исторический музей и Союз фотохудожников России провели конкурс «Образ русской усадьбы» в рамках проекта по исследованию фотографического усадебного наследия. На конкурс было представлено более 500 работ, выполненных в 1987–2014 и запечатлевших многие усадьбы центральной России. Лучшие фотографические работы - победители конкурса представлены на выставке в стенах Государственного исторического музея.

Русская усадьба была основой дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи. Как яркое выражение национального гения и место соприкосновения элитарной и народной культур она воплощала Россию, ее гармоничную идеальную ипостась. Исчезнувшая атлантида русской усадьбы оставила множество документальных и художественных свидетельств. Фотографические образы свидетельствуют об этом явлении русского мира зримо, многогранно, полно. Русская усадьба - излюбленная тема многих поколений фотографов, различных творческих задач и профессионального мастерства. Одни авторы видели свою задачу в документальной фиксации архитектурных и ландшафтных объектов, другие рассматривали съемку как приятное занятие в часы досуга, третьи стремились к созданию средствами светописи произведений искусства.

В 1920–30-е годы, когда культурные традиции дореволюционной России оказались чуждыми новой власти, эта тема приобрела особый драматический смысл. В планы крупнейшего творческого союза Русского фотографического общества входило проведение в конце 1920-х выставки «Русская усадьба в фотографии», организацию ее взял на себя известный фотограф Ю. П. Ерёмин . Усадебным сюжетом были увлечены выдающиеся мастера светопись Н. И. Свищов-Паола , А. Д. Гринберг , П. В. Клепиков. Они стремились прежде всего к созданию нового образа усадьбы, воплощавшего уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а именно «былое», безвозвратно утраченное, погибающее прошлое. Выставка не состоялась. Фотографов обвинили в том, что «старое» им «милее, чем новое», критики отмечали социальную чуждость усадебной темы новому строю и старомодность подобных сюжетов. 1920–30-е годы стали последним значимым периодом в развитии усадебной темы в художественной светописи. Последующие десятилетия эта тема оставалась достоянием документально-фиксирующего и любительского направлений.


Русское фотографическое общество в определенной степени явилось прообразом созданного в 1991 году Союза фотохудожников России. Конкурс «Образ русской усадьбы» задумывался для поддержки и актуализации важной темы сохранения национального наследия и продолжения фотографических традиций. Итоги его показали, что именно создание образа усадьбы стало для участников конкурса главным, как когда-то для членов Русского фотографического общества. Фотографы, используя разнообразные средства съемки, выразили собственный взгляд на это значимое явление отечественной истории и культуры. В целом комплекс конкурсных работ представляет собой «моментальный снимок» современного состояния усадьбы: иногда - музеефицированной, чаще - разрушающейся или практически утраченной.

Слова председателя Общества изучения русской усадьбы А. Н. Греча, написанные в 1932 году, актуальны и в настоящее время: «В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем - культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновляющие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль ». Немалую лепту в дело сохранения исторической памяти внесли русские фотографы. Когда-то Ю. П. Ерёмин объяснял своим оппонентам: «Мне показалось необходимым и увлекательным снять архитектуру старой усадьбы, я считал важным сохранить эти документы прошлого для нашего настоящего ». Работы участников конкурса продемонстрировали, что интерес к этой важной теме существует и, надеемся, не будет исчерпан.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 17.01.2020 Объединение «Музеи Парижа», оцифровало и выложило в открытый доступ описания и репродукции работ из собственных постоянных коллекций и фондов
  • 16.01.2020 Речь идtт об одной из ранних инсталляций Херста, созданной им в конце 1980-х годов
  • 16.01.2020 Коллекция произведений современного искусства, оцениваемая в $700 миллионов, может выйти на торги уже весной 2020
  • 15.01.2020 Картина «Оплакивание Христа и положение во гроб», ранее считавшаяся копией с картины художника, после проведения дополнительной экспертизы может быть названа подлинной работой Рубенса
  • 15.01.2020 Картина, сегодня являющаяся объектом реституционного иска, была приобретена музеем на аукционе в 1940 году
  • 17.01.2020 В новые руки ушло чуть менее половины всех лотов каталога. Среди покупателей - Москва, Одинцово, Минск и Пермь
  • 14.01.2020 В каталоге - тридцать лотов: тринадцать живописных работ, семь листов оригинальной и шесть - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна авторская фотография
  • 13.01.2020 Картина, на которой изображен один из самых узнаваемых мотивов в творчестве художника, оценивается специалистами в $26,1–39,2 миллиона и называется среди самых важных лотов вечерних торгов современного искусства 11 февраля
  • 10.01.2020 Покупали Москва, область и Харбин
  • 06.01.2020 В каталоге 311-го аукциона - тридцать лотов: четырнадцать живописных работ, десять листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна авторская фотография
  • 03.12.2019 Основные цифры трех главных торгов «русской недели», и немного о том, как сбылись наши прогнозы
  • 03.12.2019 В этом году Салон проходил на новой площадке, в Гостином Дворе, и на месяц позже, чем обычно
  • 28.11.2019 Визит в мастерскую художника - событие, потенциально способное изменить жизнь как хозяина студии, так и его гостя. Не в полной мере деловая встреча, но уж и точно не обычный дружеский визит. Соблюдение нескольких несложных правил позволит не попасть впросак в этой ситуации
  • 26.11.2019
  • 12.12.2019 6 апреля 2020 года исполняется 500 лет со смерти одного из величайших художников Возрождения. В преддверии масштабных мероприятий, которые будут проходить в следующем году, Берлинская картинная галерея открывает выставку Мадонн работы Рафаэля Санти
  • 11.12.2019 Выставка, приуроченная к 100-летию художника, пройдет с 11 декабря 2019 по 9 марта 2020 года. Помимо Сулажа, подобной чести - ретроспективы в Лувре, приуроченной к юбилею, - за последние сто лет удостоились лишь два художника: Пабло Пикассо и Марк Шагал
  • 29.11.2019 В следующий вторник, 3 декабря, в ГМИИ откроется выставка одного из самых лучших английских художников XVIII столетия
  • 29.11.2019 5 декабря 2019 года галерея «Веллум», при участии Фонда им. К. А. Коровина «Спасем вместе» и галереи «Даев 33», открывают традиционную выставку, приуроченную ко дню рождения замечательного русского художника Константина Коровина

Р усская усадьба была основой экономики и культуры Российской империи. Описание усадебного уклада дворянской жизни мы находим в произведениях Пушкина, Достоевского, Толстого. Красивые особняки с садами, парками и прудами запечатлены живописцами не одного поколения, включая Кандинского и Судейкина. В экспозиции РОСФОТО показана еще одна сторона усадебной жизни - фотографии из коллекции Государственного исторического музея , позволяющие окунуться в атмосферу прошлого нашей страны, увидеть профессиональные и любительские снимки давно забытых или покинутых поместий.

Открывается выставка заказными видами усадеб, выполненными мастерами известных в XIX веке фотоателье. Как правило, эти фотографии напоминают сегодняшнюю рекламную съемку, так как призваны показать поместье в его лучшем виде и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения ландшафта. Они носят и несколько презентационный характер, поскольку представляют собой портреты хозяев на фоне собственных имений. Подобным образом запечатлены усадьбы Остафьево, Архангельское, Ильинское и другие.

Крестьяне у усадебного дома в Никольско-Прозоровском. Фотография Михаила Тулинова. Середина 1860-х

Вид главного дома в Иславском. Неизвестный фотограф. 1914

В ожидании лошади. Фотография Николая Кроткова. 1899 год

Напротив, любительские фотографии, представленные на выставке, отличает непосредственность сюжета и живость композиции. Авторы этих снимков, как правило, владельцы поместий или кто-то из их гостей. Эти вынутые из семейных альбомов кадры наилучшим образом передают атмосферу усадебной жизни - пикники на траве, катание на лодке, пешие прогулки, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.

Интерьер в Покровском. Ателье «Фотография Воскресенского монастыря иеродиакона Диодора». 1878

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в Архангельском. Фотография Даниила Асикритова. Около 1900

Девушка с розами. Фотография Николая Петрова. 1900-е

Снимки начала ХХ века не столько передают атмосферу, сколько пытаются сохранить для истории феномен русской усадьбы . Это не художественная или постановочная съемка, это, скорее, фотодокументирование уходящей истории для будущих поколений. И уже в 1920-е годы фотографы снимают усадьбу как утерянную и безвозвратно канувшую в прошлое культуру.

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 35. Выставочный зал Парадного корпуса, 2-й этаж.

Благодарим РОСФОТО за предоставленные фотографии.

Рассказать друзьям