Любовь к родине какие произведения. Литературные примеры для написания сочинения к егэ по русскому языку. Так он воспринимает революционные события, таким он видит себя в новой России. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-св

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.
Особенно остро звучит тема Родины в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.
То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти.., на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».
Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.
«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:
Твои все люди суть православны
И храбростью повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.
И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.
В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет...
Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».
А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром вели- кия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:
Утешься, мать градов Россия,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны высь.
Десница мстящая творца.
Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина - это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.
Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.
Тогда смиряется души моей тревога
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.
Но я люблю - за что не знаю сам? -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям...
Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почти афористично скажет Ф. И. Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить...
Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).
Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:
Кто живет без печали и гнева
Тот не любит отчизны своей.
Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.
Все рожь кругом, как степь живая.
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
А есть и такие:
В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма
В другом стихотворении он восклицает: «О Русь моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.
В творчестве таких поэтов, как Есенин, Цветаева, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. «Умом Россию не понять , аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить» — высказывается о родине Ф. И Тютчев. Хоть поэт и прожил долгое время за границей, он всегда любил и тосковал по укладу русской жизни. Ему нравилась яркость характера, живость ума и непредсказуемость соотечественников, ведь европейцев он считал по характеру слишком размеренными и даже слегка скучными. Автор уверен в том, что для России уготован свой путь, она не погрязнет в «мещанских устремлениях», а будет расти духовно, и именно эта духовность будет выделять ее в ряде других стран.
  2. М. Цветаева имела сложные отношения с родиной, она то вечно хотела вернуться, то чувствовала обиду на родные края. В стихотворении «Тоска по родине…» чувствуется нарастающее напряжение, которое порой переходит на крик. Героиня чувствует бессилие из-за того, что ее некому выслушать. Но восклицания прекращаются, когда Цветаева вдруг вспоминает о главном символе России – рябине. Лишь в конце мы чувствуем, как велика ее любовь, это любовь вопреки всему и несмотря ни на что. Она просто есть.
  3. Сопоставление на стыке истинной и ложной любви мы видим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сначала Андрей Болконский идет на войну лишь потому, что ему «наскучила светская жизнь», надоела жена, он даже советует Пьеру «не жениться». Его манят титулы и честь, ради которых он готов на большие жертвы. Но тот Андрей, которого мы встречаем на смертном одре, совсем другой. Его изменило Аустерлицкое сражение, на котором его взгляд приковало небо, его красота и красота природы, которую он будто и не видел. На этом фоне Наполеон, заметивший раненного Андрея, показался таким ничтожным, а чины — бесполезными и низкими. В тот момент герой понял, какую ценность сейчас для него имеют жизнь, и родина, и брошенная семья. Он осознал, что истинный патриотизм проявляется не в поиске славы, а в тихом и скромном служении.

Военный патриотизм

  1. Военная лирика близка Русской душе, она рождалась для того, чтобы люди могли не падать духом в самые тяжелые для Родины времена. Поэтому появляется такой народный любимец как «Василий Теркин» , герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Он является собирательным образом лихого солдата. Его шутки и высказывания приободряют, но порой и наш главный герой теряет душевные силы. Он тоскует по «вечеркам» и «девчонкам», по простым человеческим радостям вроде «кисета табаку», который он где-то потерял. И самое главное, он — смелый, он не пасует даже перед лицом самой смерти. Данное произведение служит читателю, как в военное время, так и в мирное, напоминая о простых ценностях и большой любви к месту, которое мы называем отечеством.
  2. Лирика Константина Симонова заставляет нас полностью погружаться в военные годы, она передает простым человеческим языком самые страшные подробности войны. Например, весьма показательно произведение «Ты помнишь, Алеша?», где мы становимся очевидцами военной разрухи «деревни, деревни, деревни с погостами», молитв и слез людей, которые лишились самого ценного в их жизни. Завершается стихотворение громким и гордым признанием: «Я все-таки рад был, за самую горькую, за русскую землю, где я родился». И мы чувствуем эту гордость вместе с лирическим героем.
  3. Другое стихотворение Константина Симонова — «Убей его!» — говорит об отчаянии любящего сердца, о его мести за попранные святыни. Оно является довольно тяжелым для понимания и восприятия. В нем автор повествует о том, что, если мы хотим видеть мирное небо над собой, если нам «мать дорога», «если ты отца не забыл», то нужно убить. Без жалости. Нужно отомстить за то, что происходит в родном доме. «Так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей».
  4. Любовь к родной природе

    1. В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
    2. В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.
    3. Патриотизм вопреки всему

      1. Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия …». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит тема Родины в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О Русь моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, Цветаева, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

«С чего начинается Родина?», - была такая песня в старом советском фильме о войне, которую необыкновенно проникновенно и выразительно пел Марк Бернес.

Действительно, у каждого человека чувство родины связано с чем-то своим, особенным, индивидуальным.

Для кого-то, это связано с песней - раздольной, одновременно удалой и грустной. Для кого-то, это впечатление неохватного российского простора, рождающего порыв воли и чувство неясной тоски. Для кого-то, это глубоко сердечное чувство нежности и заботы, связанное с маленьким пятачком обширной российской земли, с которым соединен нитями родства: здесь ты родился, здесь поныне ходишь «по годам, как по следам».

В представленном списке каждая из книжек «проиграет» вам самые разнообразные ноты этой богатейшей партитуры под названием «моя родина».

Разные края, разные уголки России, разные судьбы пройдут перед вами, рождая то самое «чуко-гековское» чувство, что «надо честно жить, много трудиться и крепко беречь эту землю», нашу общую Родину.

1. Родина: исторический научно-популярный журнал

2017. - № 12. 12+

«Родина» — ежемесячный русский, с 1989 года советский и с 1992 года российский исторический иллюстрированный журнал. Учрежден Администрацией Президента России и Правительством России, издается при поддержке Федерального агентства России по печати и массовым коммуникациям.

Современный журнал «Родина» позиционирует себя продолжателем традиций одноименного журнала, основанного в 1879 году в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Издавался до 1917 года. Затем издание возобновилось в 1989 году. Выходит ежемесячно с января 1989 года в Москве.

Главная тема декабрьского номера: чем в истории нашего Отечества стало слово «Родина». Оно пришло к нам из глубины веков, но от частого употребления не потускнело и не измельчало. Читайте на страницах журнала о самолете «Родина», деревне «Родина», о танке «Мать-Родина», рыболовецком колхозе «За Родину», о шахте «Родина» на Донбассе…

Большой интерес у читателей вызовет подборка материалов о тех, кого потеряло наше Отечество в годы революционного Исхода, и кто прославился в эмиграции за океаном: Владимир Зворыкин стал отцом американского телевидения; Василий Леонтьев — выдающимся экономистом, Игорь Сикорский проявил себя в авиастроении, Александр Понятов изобрел видеомагнитофон… Также журнал расскажет, кто был прототипом легендарной Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев».

Родина - Одна!

2. Наше Отечество: Рассказы и повести

Издательство: Дрофа-Плюс, 2008. 12+

В большую школьную хрестоматию вошли интересные, познавательные рассказы и повести советских и современных писателей, отражающие практически все периоды отечественной истории - от становления нашего Отечества и правления первых русских князей до Великой Отечественной войны.

Книга воссоздает цельную и живую картину героического прошлого России - знаменательные битвы, славные победы русских полководцев, реформы государственных деятелей, подвиги простых русских людей, открытия первых землепроходцев.

3. Отеческая земля: рассказы, отрывки из повестей, романов

Издательство: Детская литература, 1985. 12+

В названии книги, в словах «Отеческая земля», соединились два начала всего сущего - отцовское и материнское. Земля-матушка, говорим мы, мать-кормилица, мать - сыра земля. Представляем при этом не что-то отвлеченное, а именно землю, по которой мы ходим, на которой стоят дома, в которых мы живем, на которой растет хлеб.

Сборник рассказов русских советских писателей о родной земле, о любви к ней, о труде крестьянском - обо всем, что именуется Родиной. Воспитать в себе эту любовь, стремление быть полезным Отечеству - вот те мысли и чувства, которые выражены в произведениях Астафьева, Шукшина, Троепольского, Абрамова, Пришвина и других писателей.


4. Сладков Н. С севера на юг

Издательство: Детгиз, 2013. 6+

В книге «С севера на юг» раскрывается огромный мир с его бескрайними лесами и полями, знойными пустынями, высокими горами, зеленой тайгой и холодной северной тундрой. И повсюду обитают младшие братья человека - звери и птицы, большие и совсем крохотные, и все они нуждаются в его бережном внимании и защите.

«Огромна наша страна. Всем хватит места. И нам и зверью». Это слова Святослава Сахарнова, писателя-природоведа.

Родина - у нас Одна!

5. С чего начинается Родина: стихи русских поэтов

Издательство: РОСМЭН, 2008. 6+

Родная сторона, Родина, Отчизна… Когда произносишь эти слова - в сердце вспыхивает огонек любви и тепла. Ведь так мы называем то, что нам особенно дорого: край, где родились, и где прошло наше детство, родительский дом, страну, в которой живем. А в памяти оживают воспоминания, которые мы храним всю жизнь: тепло материнских рук, вкус бабушкиного пирога, лес за рекой, ромашки у крыльца. Вот почему в душе каждого человека живет собственное, только ему близкое понимание, что такое РОДИНА.

Прочитав замечательные стихи, собранные в этой книге, узнаешь, что писали о свих чувствах к Отчизне, как выражали свою любовь к ней, тревогу за ее судьбу самые лучшие поэты России: М. Лермонтов, А. Фет, Е. Баратынский, В. Жуковский, Н. Рубцов, К. Симонов и многие другие.

6. С чего начинается Родина: стихи советских поэтов

Издательство: Дрофа-Плюс, 2008. 6+

Любовь к Родине зарождается в сердце по-разному. Но она невозможна без внимательного и бережного отношения к ее истории и культуре. Эта книга - взгляд на советскую эпоху через призму героического романтизма.

Стихи и песни известных поэтов и великолепные иллюстрации тонко и точно передают дух эпохи, в которой были войны и лишения, оптимизм молодости и радость дружного труда, идеализм и вера в светлое будущее.

В книгу вошли стихи советских поэтов М. Матусовского, А. Твардовского, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача и др. И все они воспевают силу человека, радость дружного труда и чувство гордости за свое Отечество.

7. Тихая моя Родина: стихотворения отечественных поэтов ХХ века

Издательство: Астрель, АСТ, 2004. 12+

Свой образ «тихой Родины» пронесли сквозь жизнь поэты Иван Бунин и Валерий Брюсов, Александр Блок и Андрей Белый, Максимилиан Волошин и Велимир Хлебников, Анна Ахматова и Марина Цветаева и многие другие.

Светлые лирические стихи поэтов серебряного века органично слились с грустными стихами поэтов есенинского круга и с произведениями, появившимися в годы Великой Отечественной войны.

Из этих бессмертных стихов создан проникновенный гимн нашей Родине.

8. Теплоухов К. Н. Путешествия по Уралу: Рассказы

Издательство: Каменный пояс, 2017. 12+

В издательстве «Каменный пояс» Государственного исторического музея Южного Урала вышла в свет книга путевых очерков Константина Теплоухова «Путешествия по Уралу».

В сборнике три очерка: «По реке Чусовой», «По северному Уралу» (Кушва, Верхотурье, сплав по рекам Лозьва и Вишера, Чердынь), «В Мраморском заводе». Они полны бесценных наблюдений, которые будут полезны и современным любителям путешествий и сплавов по этим лесам и рекам, написаны прекрасным литературным языком (автор вполне выдерживает сравнение с такими писателями-путешественниками, как Иван Гончаров с его «Фрегатом «Паллада» или Владимир Арсеньев с «Дерсу Узала»). Много замечательных наблюдений о быте и нравах уральской глубинки (в том числе о жизни коренного народа северного Урала — вотяков) и особенного теплоуховского юмора, помогающего преодолевать все трудности непростого и небезопасного порой путешествия: «… бесконечное болото, такое черное, что болото «Баскервильской собаки» Ш. Холмса — райское место…».

«Путешествия по Уралу» — уже четвертая книга Константина Теплоухова, увидевшая свет в XXI веке (три предыдущие — «Челябинские хроники», «Мемуары: 1899-1934» и «Константин Теплоуховъ. Удивительное жизнеописание акцизного чиновника и человека в его мемуарах, рассказах и фотографиях. 1897-1924 гг.») и, хочется надеяться, не последняя. Нынешнее издание осуществлено по решению методического совета Государственного исторического музея Южного Урала.

9. Востоков С. Рябиновое солнце

Издательство: Самокат, 2013. 0+

Земля наша загадочная. Как ее ни тесни, а все же где-нибудь под самой Москвой какая-нибудь деревенька останется. И все в ней есть: домики с огородами, яблони в саду, печки с трубами, колодцы с ведрами. И разные странности, и тихие чудеса, без которых в деревне не бывает. И все это - Родина, наша Родина.

Сборник рассказов «Рябиновое солнце» продолжает лучшие традиции отечественной прозы для детей. Лирические истории Станислава Востокова и иллюстрации Марии Воронцовой наполнены любовью к природе и к людям, что является составляющей Родины.

10. Попов В. Все мы не красавцы

Издательство: Самокат, 2012. 12+

Валерий Попов рассказывает о своем герое (школьнике, затем студенте и, наконец, молодом инженере) весело, но заботы этого героя - самые настоящие: отношения с одноклассниками, первая любовь, поиски призвания. И все на фоне улиц, проспектов и переулков, скверов и бульваров, дворов и домов родного города Ленинграда (Питера).

Легко, без занудства и морализаторства Попов показывает, как важно быть человеком, чувствовать и любить жизнь, не оглядываясь на других — простые незамысловатые истины искусно вплетены в повествование и приправлены петербургским колоритом. Все мы не красавцы, это правда, но ведь так даже интереснее жить. Представляете, если бы все кругом были идеальными? Скукота, да и только. Книга получилась очень тонкая и взрослая. Ведь все мы когда-то были детьми и все стали взрослыми.

Рассказы для детей о Родине, о родной земле, о родном крае. Рассказы для чтения в школе, для семейного чтения. Рассказы Михаила Пришвина, Константина Ушинского, Ивана Шмелёва, Ивана Тургенева.

Михаил Пришвин

Моя родина (Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес степь, горы.

А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Константин Ушинский

Наше отечество

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Рассказать друзьям