Александр Викторович Кутиков: биография. Биография Новый дом будет одноэтажным

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве, его детство прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. В юности занимался боксом.

В составе музыкальных групп

В "Машину времени" в 1971 году его привёл Сергей Кавагое, но в 1974-м Кутиков покидает группу, чтобы попробовать свои силы в Тульской филармонии. С 1976 по 1979 год бас-гитарист и вокалист группы "Високосное лето". Затем вместе с барабанщиком этой группы Валерием Ефремовым входит в новый состав "Машины времени", с 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является ее бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах" и других.

Звукорежиссёр

Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп "Воскресение" и "Секрет". До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы "Машина времени". Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».

Сольная деятельность

В 1987 году записал свои первые сольные песни "Дай помечтать" и "Кто со мной?" на стихи Маргариты Пушкиной. В 1990 году выпустил сольную виниловую пластинку "Танцы на крыше", которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником "Машины времени"). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. С декабря 2003-го Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой "Нюанс" он выступил на фестивале "Феникс" в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома.

Сольная дискография

* 1989 (переиздание 1996) - Танцы на крыше (запись 1990 г.)

* 1996 - Високосное лето. Лавка Чудес

* 2002 - Александр Кутиков, The Best. Машина времени

* 2002 - Happy Birthday! Избранное, том I. Подарочное эксклюзивное издание. Проект при участии А. Кутикова

Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы.

Семья

Отец - Виктор Николаевич Петухов - (09.12.1923), футболист московского «Спартака» и куйбышевских «Крыльев Советов» - рано ушёл из семьи.

Мать - Софья Наумовна Кутикова, пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова - одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.

Дядя - Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940) - был первым заместителем председателя Верховного Совета, а также помощником президента Бориса Ельцина

  • Дедушка по матери - Наум Михайлович Кутиков (Наум Моисеевич) - (1902), в 14 лет ушёл делать революцию. В 1919 году, когда ему было 17 лет, уже командовал полком. К году 1928 он был одним из руководителей ЧК Камчатки. Карьера в ЧК. Был дважды исключен из партии, дважды восстановлен… Первый раз он попал под репрессии в конце 1930-х, а остался жив только потому, что был был близко знаком с Александром Николаевичем Поскребышевым и его только исключили из партии, но не расстреляли и не посадили, потом он стал замдиректором 19-го Авиационного завода, сейчас называется завод имени Хруничева, во время войны, работал в министерстве вооружений, и потом получил самую высокую свою должность Управляющий делами наркомата авиационной промышленности СССР, этим наркоматом руководил Михаил Моисеевич Каганович, брат Лазаря Кагановича. после развенчания культа личности Сталина, был исключен из партии за то, что работал с Кагановичем. Два года он был без работы, затем стал заместителем начальника треста высотных домов и гостиниц и был восстановлен в партии. Ему помог Александр Иванович Максаков.
  • Бабушка по матери - Галина Исааковна Кутикова (Гликка Исааковна), закончила математический факультет МГУ, была главным бухгалтером фабрики в Сокольниках.

Детство

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.

В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес, Пётр Але?йников, и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров. Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах - и на трубе, и на альте, и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку. Был горнистом в пионерском лагере, побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в легком весе на первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу»), хокеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ. Из-за этого не поступил ни в один институт.

Образование

Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её закончил.

Учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации, бросил, окончил школу рабочей молодежи № 97.

Творческая биография

В 1969 г. работал радиорегулировщиком; с 1970 г. - звукооператором и звукорежиссером в Гостелерадио.

В 1971 году Сергей Кавагое приглашает Кутикова в «Машину Времени» вместо ушедшего в армию басиста Игоря Мазаева. Как вспоминал Макаревич, Кутиков «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками «Продавец счастья», «Солдат», и т. д. В это же время Кутиков сделал все чтобы состоялся первый концерт «Машины Времени» на сцене ДК «Энергетик» - колыбели московского рока.

В 1974-м Кутиков покидает группу после конфликта с Кавагое, некоторое время играет в группе «Високосное лето», затем возвращается, но в 1975 снова уходит - его приглашают в ВИА при Тульской филармонии. Свою роль в решении об уходе из «Машины» сыграл и тот факт, что в этот период Кутиков официально нигде не работал и ему угрожало привлечение к суду за тунеядство. Проработав 8 месяцев на профессиональной сцене и, по собственным словам, многому там научившись, увольняется. С 1976 по 1979 год - бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». В 1979 году «Високосное лето» распадается.

Затем он в 1979 году помог А.Макаревичу возродить «Машину Времени», уговорив барабанщика Валерием Ефремова из «Високосного лета» и клавишника Петра Подгородецкого войти в новый состав «Машины времени». С 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является её бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.

Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп Воскресение, Лицей, Браво, Високосный Год и Секрет. До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».

В 1987 году записал свои первые сольные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной?» на стихи Маргариты Пушкиной.

В 1990 году выпустил сольную грампластинку «Танцы на крыше», которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником «Машины времени»). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен.

С 1991 г. - президент компании «Синтез Рекордз».

С декабря 2003 Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой «Нюанс» он выступил на фестивале «Феникс» в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома. Альбом «Демоны любви» вышел в 2009 году. Представление новой программы состоялось во МХАТе в феврале 2009 г.

Награды

  • Орден Почёта (24 июня 1999) - за заслуги в развитии музыкального искусства и в связи с 30-летием группы.
  • Почетная премия РАО и ВОИС (2009) - «за вклад в развитие науки, культуры и искусства».
  • Орден Дружбы

Личная жизнь

Жена, с 1983 года: Екатерина Игоревна Бганцева - художник, ландшафтный дизайнер.

Две дочери. Дочь от нынешнего брака: Екатерина Кутикова (1990) У неё абсолютный музыкальный слух и фантастическая музыкальная память, она прекрасно рисует и фотографирует. - учится на юридическом факультете МГУ, оформила обложку альбома «Демоны любви».

  • Две песни "Машины времени" - "Дай мне ответ" и "Битое стекло", певшиеся в группе еще Алексеем Романовым, в исполнении Александра Кутикова обрели каноническое звучание. Кроме того, песня "Синяя птица", впервые записанная на альбоме "Маленький принц", была исполнена там именно Кутиковым. А песня "Кого ты хотел удивить?", написанная Макаревичем, и первоначально певшаяся (в ранней редакции программы "Маленький принц") еще Сергеем Кавагое и Евгением Маргулисом, стала настоящей визитной карточкой Кутикова в группе. Причем окончательное музыкальное решение "Кого ты хотел удивить?" и "Битого стекла" принадлежит опять-таки Кутикову.
  • Живёт в доме в районе Новогорска, это шесть километров от Москвы.
  • Увлекается горными лыжами, бильярдом, любит горы
  • Коллекционирует ложки, собрал их в период гастролей по территории СССР. Это изумительно красивые ложки, сейчас такие уже никто не режет.
  • Любимые гитары: «Fender Jazz Bass». На концертах, работает на двух гитарах: «ERG Custom Guitars», Pedulla - 5-ти струнный бас.
  • Любимые кинофильмы:"Весь этот джаз", «Индиана Джонс», «Близкие контакты третьей степени», «Однажды в Америке», «Репетиция оркестра», «Джульета и духи», «Тот самый Мюнхгаузен», «Солярис», «Андрей Рублёв».
  • Любимые книги: «Мастер и Маргарита», «Игра в бисер», «Паломничество в страну Востока», «Сто лет одиночества», «И объяли меня воды до души моей», «Осень патриарха», «Когда хочется плакать, не плачу».
  • Еврей по материнской линии, исповедует иудаизм:
  • Болеет за футбольный клуб «Спартак» (Москва) с 1962 года.
  • Любимая страна - Италия.

— В 2014 году «Машине Времени» исполнилось 45 лет. Думали ли вы, репетируя первые песни в квартире у , что группа доживет до такого солидного юбилея?

— Мы вообще никогда не думали ни о датах, ни о вехах, ни о свершениях, ни даже о своей роли в искусстве. И по сей день не думаем. Я давно уже решил, что правильнее всего жить тем, что тебе принес сегодняшний день, не оглядываясь на вчерашний и не особо задумываясь о завтрашнем.

— Что принес сегодняшний день заслуженному артисту России Александру Кутикову?


— То же, что приносил много лет подряд, — любимую работу. Над музыкой, над песнями, над звуком, над аранжировками. И над собой. Даже, наверное, в большей степени, чем над всем вышеперечисленным. Но при этом я никогда не старался как-то себя изменить или сломать. Я такой, какой есть. Иногда замкнутый. Иногда несдержанный: могу отреагировать, скажем, на грубость и высказаться теми словами, которые мне хорошо знакомы с детства. Поскольку я вырос во дворе, при случае виртуозно использую специфические уличные выражения, но случается такое крайне редко — не мой язык. Могу и физически ответить обидчику — у меня неплохой удар когда-то был.

— Вы, ребенок из интеллигентной московской семьи, утверждаете, что выросли во дворе?

— Никаких противоречий тут нет. В наше время во дворе вся жизнь происходила. И я считаю, что для ребенка нормально — пройти обучение реальной жизни в реальной среде, а не только в тепличных семейных условиях. И если ты в детстве прошел через драки и ругань, понял, что жизнь — не сладкая патока, потом проще жить.

— А дома, в семье, вы что усваивали?


— Все остальное, чем богат сейчас. В четыре года, например, я послушал «Времена года» Чайковского, и меня как громом поразило. Мгновенно и навсегда. Потом было много другой классики, и эти произведения изменили мое детское сознание — с того момента я был полностью погружен в музыку. Интересовали разные жанры, разные эпохи — после классики началась эстрада, но музыка с тех пор стала моим постоянным спутником.

— В школе вы успевали учиться?

— Отличником никогда не был — я слишком абстрактно мыслил и чувствовал мир. Не могу сказать, что школа как-то ключевым образом на меня повлияла. Все самое важное началось после ее окончания. Когда мне было 19 лет, я познакомился с Андрюшей Макаревичем — ему тогда было 17, и он учился на первом курсе МАРХИ. Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и битлы. Но это было даже не главное. Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. И всегда было интересно общаться именно с ними, учиться у них чему-то новому. Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам.

— Но не хотите же вы сказать, что ваше собственное детство прошло вообще без книг?


— Разумеется, нет, как же без них! Помню, наше знакомство с Лешей Романовым, лидером группы «Воскресение», в 1970 году состоялось как раз благодаря книге. Он пришел в модный тогда бар «Октябрь» на проспекте Калинина (теперь Новый Арбат), а я там был завсегдатаем, меня уважали и даже прощали мой нестандартный внешний вид — длинные волосы и джинсы. И вот я сижу в баре, читаю книгу и пью кофе. По тем временам такая картина сама по себе выглядела вызывающе — обычно в барах не читали и пили совсем не кофе. Леша заинтересовался, подошел и спросил, что у меня за книга. Я ему показал самиздатовскую копию «Мастера и Маргариты», сделанную на ротапринте. Романов был сражен: сидит лохматый, читает запрещенную литературу, пьет кофе в центре Москвы и вообще никого не боится. А тогда, между прочим, только за длинные волосы можно было получить по полной программе, не говоря уж о самиздатовском «Мастере…».

— Я так понимаю, что в то время вы могли получить не только за вышеперечисленные грехи?

— На волоске был буквально — однажды чуть не посадили за тунеядство. В 1970 году я три месяца ждал обещанного мне места звукооператора и ­звукооформителя на Киностудии Министерства обороны. Мне говорили: «Подожди немного, ты классный специалист, место железно будет за тобой, потерпи еще». И так день за днем, пока мое дело не дошло до начальника отдела кадров. Он меня пригласил к себе и сказал буквально следующее: «Те чё, словами объяснить иль ты сам поймешь? Явреев на киностудии нету и не будет!» А я, надо сказать, ­никогда не скрывал своего еврейства, потому что ничего предосудительного в нем не видел. И в 16 лет, когда получал паспорт, не поддался на уговоры знающих жизнь людей, внушавших: «Почему ты хочешь быть евреем? У тебя же русский отец, ты спокойно можешь не портить себе пятую графу». Но отца я по сути и не видел никогда, жил всю жизнь с мамой и бабушкой, в еврейской семье, и решительно не понимал, чего тут стыдиться или бояться. Выбрал мамину ­национальность и стал евреем не только по рождению, но и официально, по паспорту. И долгое время мне это никак не мешало, пока не попал пред ясны очи того начальника. В общем, не взяли меня на работу по пятому пункту. Ну а ­пока я ­обивал пороги ­киностудии, кто-то из соседей донес участковому, что я не работаю, а значит, враг народа, и меня отослали на комиссию райкома партии. Комиссия решала, куда отправлять таких антисоветчиков, как я, — в суд за тунеядство или на тяжелую работу, не связанную со специальностью. В суд мне не хотелось, ­поэтому я стал волочильщиком на заводе «Пролетарский труд». Моя задача состояла в том, чтобы вытягивать проволоку из проката. В день переставлял руками от 18 до 20 тонн железа. Заработал артрит двух плечевых суставов. Еще чуть-чуть — и получил бы инвалидность или спился бы. Спасло меня то, что у меня была гитара и я брался за нее в любую свободную минуту. Надо было держаться, потому что ничего не стоило там, на заводе, слиться с общей массой, которая в восемь утра выпивала по стакану водки — и в цех. В обед еще стакан — и к станку. А после смены — стакан на посошок и в пивную, отдыхать. С одной стороны, людей

можно было понять — труд на заводе выматывал невероятно. К тому же существовал план, который все обязаны выполнять независимо ни от чего. Вообще, в советское время много было парадоксальных глупостей. Из-за одной из них, например, в моей трудовой книжке появилась запись «Уборщица». Дело было так. В ГИТИСе позарез нужен был звукорежиссер — там работала своя студия, где студентов учили «Основам радио и телевидения», рассказывали, как правильно обращаться с микрофоном на радио. Так вот, студия была, но внести в штатное расписание должность «звукорежиссер» никто не додумался. Пришлось руководству записать меня уборщицей.

— В самом начале своей карьеры вы были звукорежиссером?

— Был и остаюсь по сей день. Соответствующей записи в дипломе у меня нет, да и диплом отсутствует. Мне всегда казалось, еще с юности, что бумага об окончании вуза сама по себе ничего не решает. Многие люди думают, что их образование заканчивается, как только они получают «корочку». А учиться надо всю жизнь, чуть-чуть замешкаешься — и уже не наверстаешь… Позже, когда «Машина Времени» ездила по гастролям, каждый обязательно с собой книгу брал. Я очень любил читать толстые журналы — «Новый мир», «Иностранную литературу», там всегда появлялось что-то интересное и даже смелое по тем временам. Помню, в 1980 году наткнулся на роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Он меня совершенно потряс, и я старался урвать любую свободную минуту, чтобы его дочитать.

«Машина Времени» 1980-х годов: Александр Кутиков, Андрей Макаревич, Александр Зайцев и Валерий Ефремов. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Получается, что на гастролях, в то время, когда другие группы, следуя рок-н-ролльным традициям, срывали двери с петель и выбрасывали из окон мебель, «Машина Времени» только книги читала?

— Конечно, мы принимали участие в застольях, выпивали, не без этого. Правда, двери не выносили — когда работаешь по три концерта в день и исключительно «живьем», к вечеру силы остаются только на то, чтобы держать в руках вилку, да и то с большим трудом. Но кругом было столько интересных личностей, особенно на фестивалях, куда съезжались музыканты со всего Союза, что даже усталости как-то не чувствовалось.

Помню, в 1980 году на рок-фестивале в Тбилиси нас совершенно поразила группа Бари Алибасова «Интеграл». У них был очень хороший состав: Юрка Лоза играл на гитаре, на одной из бас-гитар играла девушка, да как! «Интеграл» был популярен, ребята зарабатывали хорошие деньги и почти все тратили на оборудование, так что техника у них была — будь здоров. Они возили с собой свой собственный аппарат, и когда у грузинских организаторов в очередной раз возникли проблемы с обеспечением концерта звуком, Алибасов великодушно разрешил нам и «Землянам» отыграть на своей аппаратуре. Благородный и шикарный жест. Мы с Макаром тут же побежали в магазин, купили три ящика вина, шесть бутылок коньяка и после концерта организовали колоссальную совместную пьянку. Так началась наша с Бариком дружба.

— А «Машина Времени» по тем временам хорошо зарабатывала?

— Период более-менее приличных денег пришелся на конец 1970-х, на последние два года нашего пребывания в музыкальном подполье, то есть мы не успели особо пошиковать. А все, что получали, все равно спускали на инструменты. В общем, мы привыкли жить достаточно скромно, но весело и интересно.

— Кроме «Машины Времени» у вас были и побочные проекты. Например, вы писали музыку к мультфильмам…

— Всего лишь к одному-единственному мультсериалу. Мы с Макаревичем и тогдашним клавишником «Машины» Сашей Зайцевым написали саундтрек к мультфильмам про обезьянок: помните серию мультиков про мамашу-обезьяну, которая пытается воспитывать пятерых детенышей, а они все время бедокурят? Вот эту песенку про то, что «в каждом маленьком ребенке: и в мальчишке, и в девчонке…» я написал буквально за несколько часов. А вообще, я никогда не прекращал быть звукорежиссером. Записывал все альбомы «Машины Времени», а кроме этого помогал записываться группам «Воскресение», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и многим другим. Первый альбом группы «Секрет» тоже моя работа. Мы познакомились с ними задолго до выхода пластинки, впоследствии ставшей культовой. Нам очень нравились ребята — и их работа,

и они сами. Мы подружились. Они выступали у нас на концертах в первом отделении. И вообще, выражаясь современным языком, мы их ­«раскручивали», ­покуда они не обрели профессиональную самостоятельность. И вот, когда группа собралась записывать альбом, я взял двухнедельный отпуск и вместе с ними поехал в Таллин — две недели по 12 часов в день не вылезали со студии! И это вместо того, чтобы, как полагается в отпуске, отдыхать с молодой красивой женой. Катерина, кстати, совершенно не обиделась — она продумывала «Секрету» их сценические образы. Катя (она в свое время окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ) рисовала эскизы: пальто, рубашки, ботинки, костюмы, знаменитые узенькие галстуки — дело рук моей жены. И делала она это по собственному желанию, просто для души.

— Конечно, мы выпивали. Правда, двери не выносили. Когда работаешь по три концерта в день, силы остаются только на то, чтобы держать в руках вилку, да и то с трудом. Валерий Ефремов, Ованес Мелик-Пашаев, Петр Подгородецкий, Андрей Макаревич и Александр Кутиков. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Где вы познакомились с такой замечательной девушкой?


— Я отправился кататься на горных лыжах на Домбай. Однажды встретил красивую девушку, разговорился с ней, и она мне сообщила название трассы, на которой завтра я смогу ее найти. Я как ненормальный прочесывал потом две недели эту трассу, все искал ее среди горнолыжников. Потом выяснилось, что Катя больше любит гулять и наслаждаться видами, чем кататься на лыжах. Слава Богу, в результате мы все-таки встретились (конечно, не на трассе, а на прогулке), и завертелся наш роман, который продолжается вот уже 31 год.

— Откройте секрет, как удается жить в браке так долго?

— Мне всегда казалось, что долговечность брака зависит от женщины, от того, как разумно она ведет семью. У меня в семье матриархат. Но управляемый матриархат. То есть я легко иду на многие компромиссы и, более того, считаю, что в семейной жизни они необходимы. Иногда компромисс в незначительном деле позволяет решить большой вопрос.

Жена Екатерина и дочь Катя. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Неужели даже все заработанные деньги отдаете жене?

— Здесь сложнее. Я воспитывался в семье, где к деньгам было не совсем обычное для советской семьи отношение. Там бюджетом заведовали жены. А у нас наоборот. Все финансы в своих руках держал мой прадедушка. И выдавал домашним раз в неделю — на еду, одежду, конфетки, орешки и всякие «бантики», как он говорил. Прадед был управляющим крупного ­лесопильного завода и привык все ­контролировать. Это было давно, еще до революции, которую прадед, кстати, категорически не принял и от отчаяния в результате сошел с ума. Но пока еще был у дел, научил и детей, и внуков своих грамотно распоряжаться деньгами. Так что я всегда умел считать заработанное и на ветер ничего не бросал. Чем, кстати, иногда очень обижал людей, например работников школы, в которой училась моя дочь (тоже Катя). Люди, как известно, в массе своей жадные и завистливые, обожают считать чужие деньги. И если они знают, что папа у девочки известный человек, то даже не сомневаются — у него миллиарды лишних денег, которые он просто обязан отдать своему ребенку, а тот — передать родной школе. И хотя я школе, разумеется, помогал, считалось, что недостаточно. Поэтому Кате было непросто учиться.


Сейчас Катя уже совсем взрослая, она юрист, работает в серьезной компании. Пока не замужем, и я стараюсь не влезать в эту часть ее жизни — она вправе сама выбирать себе спутника. Но точно знаю: если моя дочь выберет себе в ­мужья человека, который позволит себе ее обижать или оскорблять, — я его убью. И все. Конечно, я человек мирный, и для начала, когда Катя приведет к нам в дом своего жениха знакомиться, мы с ним сядем вдвоем, выпьем, и я ему расскажу про Катю и про то, как с ней надо обращаться. Сразу в штыки воспринимать не буду. Но вообще, мое мнение тут не решающее. Катина жизнь — ее жизнь. Лишь бы она была счастлива. Предпочитаю не жалеть о том, на что не могу повлиять. Надо радоваться тому, что уже случилось, и надеяться на то, что дальше в жизни тоже будет что-нибудь интересное. И не забивать себе голову неразрешимыми вопросами, которые занимают время и отнимают много сил. Как говорили хиппи, «человек должен делать только то, что приносит ему удовольствие». А я где-то в душе так и остался немножко хиппи. Пишу музыку, потому что мне это просто интересно. Можно назвать такой подход к жизни эгоизмом. Наверное, так и есть, я — эгоист. И я буду им оставаться, пока то, что я делаю для собственного удовольствия, приносит кайф другим людям. Я думаю, я правильно живу.

Семья: жена — Екатерина, художник и ландшафтный дизайнер; дочь — Екатерина (25 лет), юрист

Образование: учился в Московском радиомеханическом техникуме

Карьера: в 1970 году работал звукорежиссером в Гостелерадио. В 1971 году пришел в группу «Машина Времени». Президент звукозаписывающей студии «Синтез Рекордс». В качестве звукорежиссера записал альбомы группам «Секрет», «Воскресение», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Машина Времени». В его дискографии 6 сольных альбомов. Заслуженный артист России. Награды: орден Почета и орден Дружбы

Алекса́ндр Ви́кторович Ку́тиков (род. 13 апреля 1952, Москва) - известный советский и российский музыкант , композитор, вокалист, музыкальный продюсер. Заслуженный артист России (1999).

Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист, вокалист и композитор рок-группы «Машина времени», в состав которой входил в 1971-1974 гг., и с 1979 г. по настоящее время.

Фрагмент концерта в МХАТе, 2009. А. Кутиков и группа " Нюанс" Видео добавлено с личного разрешения правообладателя Александра Викторовича Кутикова.

Биография

Александр Кутиков родился в еврейской семье 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы.

Семья

Отец - Виктор Николаевич Петухов - (09.12.1923), футболист московского «Спартака» и куйбышевских «Крыльев Советов» - рано ушёл из семьи.

Мать - Софья Наумовна Кутикова, пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова - одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.

Дядя - Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940) - был председателем Комитета Верховного Совета по вопросам экономической реформы и собственности, а также первым заместителем руководителя Администрации президента Бориса Ельцина

  • Дедушка по матери - Наум Михайлович Кутиков (Наум Моисеевич) - (1902), в 14 лет ушёл делать революцию. В 1919 году, когда ему было 17 лет, уже командовал полком. К году 1928 он был одним из руководителей ЧК Камчатки. Карьера в ЧК. Был дважды исключен из партии, дважды восстановлен… Первый раз он попал под репрессии в конце 1930-х, а остался жив только потому, что был был близко знаком с Александром Николаевичем Поскребышевым и его только исключили из партии, но не расстреляли и не посадили, потом он стал замдиректором 19-го Авиационного завода, сейчас называется завод имени Хруничева, во время войны, работал в министерстве вооружений, и потом получил самую высокую свою должность Управляющий делами наркомата авиационной промышленности СССР, этим наркоматом руководил Михаил Моисеевич Каганович, брат Лазаря Кагановича. после развенчания культа личности Сталина, был исключен из партии за то, что работал с Кагановичем. Два года он был без работы, затем стал заместителем начальника треста высотных домов и гостиниц и был восстановлен в партии. Ему помог Александр Иванович Максаков.
  • Бабушка по матери - Галина Исааковна Кутикова (Гликка Исааковна), закончила математический факультет МГУ, была главным бухгалтером фабрики в Сокольниках.

Детство

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. начало цитатыДо 7 лет я жил в отдельной 4-х комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по

С Александром Кутиковым мы встретились в уютном кафе на Малой Бронной .

Я вам очень рекомендую их вишневый штрудель… Попробуйте! Что ж, начнем? О чем вы хотели узнать? – обратился ко мне Александр Викторович, - Сегодня мы должны были выступить в «Ледовом дворце ВТБ » - открывать первый бой Роя Джонса за Россию . Но в самый последний момент наше выступление отменили. И у меня сегодня много времени! (смеется)

Расскажите о вашем новом сольном альбоме. Почему, помимо вашей основной работы в «Машине времени», вы также играете в коллективе «Нюанс»?

Александр Кутиков и группа НЮАНС - Одиссей

Все очень просто: группа «Нюанс» - это моя отдушина от «творческих боев » в «Машине Времени». Дело в том, что в «Машине времени» сейчас два основных автора: я и Андрюша Макаревич. При этом мы во многом разные люди. Если Андрей скорее лирик, поэт и для него важны прежде всего слова, то для меня сначала музыка, а потом слова. Но это отнюдь не значит, что я преспокойно приношу заготовку песни, а Андрей на нее пишет текст и – фьюить! – Хит готов. Нет, Андрей очень жесткий соавтор, и работа с ним – это постоянный поиск компромиссов.

Кроме того, в «Машине времени» я - басист. А игра на бас–гитаре, как известно, вообще отнимает много сил и внимания. Приходится быть максимально сосредоточенным, и тут особо не распоёшься. В «Нюансе» же мне гораздо легче, здесь я играю на легкой «акустике» и потому могу уделить больше внимания вокалу.

- Хорошо, а почему выбрали именно «Нюанс»?

Да потому что «Нюанс» - одна из лучших отечественных групп, из тех, кого я знаю. Они выделялись в составе нашей «Московской рок-лаборатории» еще в 80-е годы. Играли на одной сцене с Фрэнком Заппой и Питером Гебриелом. Это блестящие и очень опытные, талантливые музыканты. Им понравились мои песни, а мне – то, как они их исполнили. И мы собрались на первую репетицию.

В общем, так получилось, что мы стали играть вместе – и занимаемся этим уже около десяти лет. Мы записали вместе три альбома: «Первые записи» 2004 года (макси-сингл), «Демоны любви» 2009-ого и «Бесконечномгновенно», который должен наконец-то выйти в апреле 2016.

- Что означает такое странное название альбома «Бесконечномгновенно»?

- «Бесконечномгновенно» - это наша жизнь. И не только наша! Всё относительно всего – бесконечномгновенно. Да, обратите внимание, пишется название слитно, в одно слово.

- Почему вы так долго выпускаете этот альбом – вы над ним работали, насколько я знаю, около трех лет?

Александр Кутиков и группа НЮАНС - Демоны Любви

Я – перфекционист. И потому альбом я готовил не спеша – меня же никто не подгоняет. Когда ко мне приходит песня, я ее записываю. И вот так, одна за другой, набрался целый альбом. Но речь идет только о музыке – стихов я писать не умею. (смеется)

- Как, совсем? И никогда стихов не писали?

Наверное, это как-то связано с детством. Конечно, когда-то в юности и сочинял вирши, но понял, что писать стихи, тексты к песням (а это, заметьте, не одно и то же) – явно не моё. И потому тексты мне помогали писать мои друзья: Владимир Ткаченко (вокалист и автор группы «Ундервуд»), Ромарио (он же Роман Луговых), Вадим Демидов (лидер нижегородской группы «Хроноп»). Работа над текстом для меня - дело коллективное, всегда вместе с его автором. Зачастую мы меняем всю исходную концепцию, пока не найдем конечный вариант. Иногда после этого в черновиках остаются 5-6 неиспользованных текстов.

СПРАВКА КП: Александр Кутиков, Заслуженный артист России, в группе «Машина Времени» является автором музыки, вокалистом и бас-гитаристом, продюсером албомов группы. Играет в группе с 1971 по 1975, и с 1979 года по сей день. Кроме основного творчества, записал несколько сольных альбомов, и в настоящее время сотрудничает с группой «Нюанс».

- Александр Викторович, вы обмолвились, что нежелание писать стихи как-то связано с вашим детством…

Я свои 14-16 лет провел в компаниях, где все пацаны «орали» полублатные песни под гитару. Кстати, мое детство прошло именно тут, во дворах между Садовым кольцом, Маяковкой и Арбатом . Тогда, в 60-е тут обитали несколько молодежных группировок. А на Малой Бронной сходились сферы влияния двух дружественных хулиганских «банд». Многих из этих подростков обьединяли секции бокса и борьбы спортивной школы «Спартак». Как сами понимаете не до стихов было, присутствовала иная «лирика». Я родился и жил на Малом Пионерском переулке (сейчас ему вернули историческое название Малый Патриарший переулок – прим. И.Г.), а потом на Малой Бронной.

И, знаете, раньше я иногда заходил во двор свего детства, поднимался в подьезд. Я видел на стенах знакомые тени… никто, кроме меня, их не видит, а я – вижу. Сейчас, к сожалению, двор закрыт для посторонних вроде меня. (усмехается)

Помните тут, на «Прудах» хотели было поставить огромный примус? Тогда мы старожилы – не позволили этого делать. В этих местах есть какая-то особая атмосфера, какая-то, мистическая, что-ли, энергетика. И мы не хотели бы, чтоб ее разрушили…

СПРАВКА КП: Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы . Учился в музыкальной школе по классу трубы.


Александр Кутиков: "По-настоящему талантливой, самостоятельной музыки и исполнителей мало. Это касается в основном нашего российского музыкального пространства"

- С высоты своего опыта, что скажете о современных исполнителях?

Слушая много разной, в том числе и современной музыки, замечаю всё для себя интересное не зависимо от стиля и направления. По-настоящему талантливой, самостоятельной музыки и исполнителей мало. Это касается в основном нашего российского музыкального пространства. Да и там, в мировом музыкальном пространстве, в последние годы, удивляют мало. Таких героев, как в 60-80 гг, почти не появляется. Исполнительски , музыканты во всём мире выросли, а криэйтерски, создательски , упали.

- А что сами любите слушать?

А то же, что и последние 40 лет (смеется) – я своих вкусов не меняю: Джо Кокер, Лед Зеппелин, Прокол Харум, Крим , Йес, Дженезис и, конечно же, Битлз! Хотя, разумеется, и среди новых групп есть очень талантливые, например: Вудкид, Имейджен Дрэгонс, местами Колдплей и Мьюз ...

- Но в вашей музыке я, навскидку, не могу уловить что-то от стиля названных вами команд.

А потому что я никогда никого стараюсь не копировать. Да это и бессмысленно. Послушайте, к примеру, Битлз – ну, разве можно их скопировать!?

СПРАВКА КП: Александр Кутиков учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации. В 70х работал звукооператором и звукорежиссёром в Гостелерадио . Позднее записывал альбомы таких групп, как: «Воскресение», «Лицей», «Браво», «Високосный Год», «Секрет» и других. До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Руководит звукозаписывающей компанией «Sintez Records».

- Александр Викторович, а зачем вы вообще пишете и исполняете песни?

Моя, наша цель, думаю, что цель любого музыканта (как мне кажется) – попытка с помощью музыки и слова что-то изменить в мировоззрении, мироощущении слушателя, этого человека «большинства». Принести что-то новое для него, ещё им не до конца неосмысленное. Но процесс этот всегда начинается с самого себя. И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали наш разговор – например, к отмене сегодняшнего нашего выступления. То есть и нам не всё удается, и у нас не всё гладко, но я не разочарован. Я размышляю и продолжаю писать песни просто для себя, ну, а если они нравится и другим – я только за!

Знаете, я вообще был троечник в учебе и по жизни. (смеется) Но, уже много лет как стараюсь жить так, чтобы каждый день наверстывать упущенное. И я думаю, что жизнь дана, чтобы учиться каждый день, и благодарить за эту возможность – кого? Того, кого мы не видим, он он есть.... Жизнь моя - это постоянный ежедневный процесс познания жизни.. Хотя, конечно, «многия знания – многия печали» - говорил царь Соломон, и с ним трудно не согласиться.

СПРАВКА КП: Александр Кутиков сочинил музыку к таким известным песням «Машины Времени», как «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Ночь», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.

...И НА ЗАКУСКУ - КУЛИНАРНЫЙ РЕЦЕПТ ОТ МАЭСТРО

Пью я только красное сухое вино, врачи советуют такое сочетание: красное мясо и красное сухое вино – говорят, что это очень полезно мужчинам. А ещё я очень люблю готовить. Сейчас я вам расскажу рецепт моего любимого супа (частично) из итальянской кухни. Я беру баранью шею, рублю ее поперек и обжариваю в собственном соку. Отдельно тушу помидоры, нарезанные кубиками с орегано и чесноком. Затем все это смешиваю в большой кастрюле с очень толстым дном. Знаете, есть такие кастрюли, специально для тушения. Варю шесть часов на медленном огне с добавлением различных кореньев (можно поставить на ночь) и подаю на следующий день.

Александр Кутиков и гр. Нюанс - Наливай (official channel). Александр Кутиков и гр. Нюанс - Наливай (live версия) Концерт - презентация нового альбома "Демоны Любви" МХАТ им. Горького http://www.kutikov.com/

Рассказать друзьям