Просветительское движение нашло выражение прежде всего в науке и литературе. Духом Просвещения наполнены произведения Лесажа, Вольтера, Монтескье («Дух законов»), Руссо («Исповедь»), Дидро, д’Аламбера и других писателей и общественных деятелей, явившихся пропагандистами нового мировоззрения.
Литература Просвещения, произведения Вольтера, Дидро, Локка, Гельвеция, Руссо, Ричардсона, были уже «мировой литературой» в узком смысле этого слова. С первой половины XVIII века начался «европейский диалог», в котором приняли участие все цивилизованные нации, хотя большинство из них и пассивным образом. Литература эпохи была литературой Европы как целого, выражением европейской общности идей, какой не было со времен Средневековья.
«Теория и практика мировой литературы были творениями цивилизации, обусловленной целями и методами мировой торговли, - считает А.Хаузер. - Парадокс заключается в том, что немцы, которые были среди великих наций теми, кто меньше всех внес вклад в мировую литературу, первыми осознали ее смысл и развили эту идею».
Главой французских просветителей по праву считается Вольтер (Франсуа Мари-Аруэ). Поэтическое наследие его разнообразно по жанрам: эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи («Кандид или Оптимизм»).
В просветительской литературе Франции XVIII века одно из главных мест по силе влияния на массы имели комедии Пьера Огюстена барона де Бомарше (1732-1799). Механик и изобретатель, музыкант и поэт, в то же время коммерсант и дипломат. Самые яркие его произведения - комедии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» (третья часть трилогии о Фигаро - драма «Преступная мать»). Известно, что Людовик XVI, прослушав пьесу «Женитьба Фигаро», воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену»
К 1685 году заканчивается творческий период барочного классицизма , Лебрен теряет свое влияние, и свое решающее слово говорят великие писатели эпохи: Расин, Мольер, Буало, а также Буше. С дискуссии о «старом и новом» начинается борьба между традицией и прогрессом, рационализмом и «сентиментализмом», которая завершится в предромантизме Дидро. Аристократия и буржуазия объединяются в единственный культурный класс. Члены высшего света не только случайно встречаются в домах финансистов и чиновников, но являются частыми гостями и «толпятся» в «салонах» просвещенной буржуазии. Буржуазия постепенно овладела всеми средствами культуры. Она не только писала книги, но и читала их, не только писала картины, но и приобретала их. Еще в предшествующем веке была очень немногочисленна публика, интересующаяся искусством, сейчас появляется культурный класс, который становится действительным содержателем искусства. Это век экстраординарной интеллектуальной активности.
Изменяется сама концепция искусства. Оно становится гуманным, более доступным и менее претенционным, оно не есть уже искусство для полубогов и «сверхчеловеков», но предназначено для смертных, чувственных и слабых существ, оно уже не выражает величие и власть, а красоту и грацию жизни, оно уже не стремится внушать уважение и унижение, но очаровывать и доставлять удовольствие. Формируется новая публика, составленная из прогрессивной аристократии и крупной буржуазии, которая придает искусству не ведомый до сих пор художественный авторитет. Отказ от старого тематического ограничения обусловливает появление новых художников, таких как Ватто, продолжившего традиции Рубенса и ставшего первым художником действительно «французской» живописи.
В XVIII веке возрождается пастораль, существовавшая еще в эпоху эллинизма. XVIII век есть эпоха французской новеллы, в творчестве Вольтера, Прево, Лакло, Дидро и Руссо нашла свое отражение эта эпоха психологических исследований.
Эволюция придворного искусства, почти не прерываемая с конца Ренессанса, задерживается в XVIII веке и окончательно останавливается буржуазным субъективизмом. Определенные черты новой ориентации на разрыв с придворным искусством появляются уже в рококо. Цвет и оттенок становятся предпочтительнее твердой линии рисунка. Традиция барокко атакуется с двух направлений: «сентаментализма» и «натурализма». Руссо, Ричардсон, Грез, Хогарт - с одной стороны, Лессинг, Винкельман, Менгс, Давид - с другой. Оба направления противопоставляют дворянскому искусству идеал простоты и серьезности пуританской концепции жизни. К концу века в Европе нет другого искусства, кроме буржуазного. А.Хаузер отмечает, что «редко в истории искусства происходило такое резкое изменение направлений от одного класса к другому, буржуазия полностью вытесняет аристократию».
Эта эволюция достигает своей кульминации и цели во время французской революции и в романтизме, с подрыва королевской власти как принципа абсолютного авторитета, с дезорганизации двора как центра искусства и культуры, с упадком барочного классицизма как художественного стиля, в котором устремления абсолютистской власти нашли свое непосредственное выражение.
Во Франции в первой половине XVIII века (времена Людовика XV) возникает стиль рококо, или рокайль (фр.: раковина), который соотвествовал демократической эпохе Просвещения.
Во французском изобразительном искусстве отмечаются следующие этапы развития: «стиль регенства» - раннее рококо, «стиль Людовика XV» - зрелое рококо, «стиль Людовика XVI» - декоративный рокайль, ампир («наполеоновский» классицизм).
Рококо выражал аристократический мятеж против грубой реальности: одежда, прически, внешность стали предметами искусства. Людей ценили по платью. Женщина представляла драгоценную куклу, изысканный цветок.
Рококо уже не было королевским, но оставалось аристократическим искусством. Это было искусство, выступившее против эстетических принципов условности и нормативности. Собственно с рококо начинается буржуазное искусство, которое обусловлено демократической идеологией и субъективизмом, но сохраняет преемственную связь с традициями Ренессанса, барокко и рококо. Рококо подготовило эту новую альтернативу разложению классицизмом позднего барокко своим живописным стилем с его цветовым восприятием, с его импрессионистской техникой, который соответствовал выражению чувств нового класса. Сенсуализм и эстетизм рококо оказался между церемониальным стилем барокко и лиризмом романтизма. Рококо было искусством эротическим, предназначенным для богатых как средство подъема их способности наслаждаться. Рококо развивает внешнюю форму (так сказать - «искусство для искусства»), чувственный культ красоты, формальный замысловатый художественный язык, виртуозный, остроумный и мелодичный. Но рококо - это последний универсальный стиль Европы, который был распространен по всем странам и был принят многими художниками.
С XIX века воля каждого художника становится личностной, так как он уже должен бороться за то, чтобы выразиться своими средствами. Он не может оставаться на заранее принятых позициях, любая принятая форма оказывается для него помехой. Именно во второй половине XVIII века произошло революционное изменение: появилась буржуазия с ее индивидуализмом и устремленностью к оригинальности. Она вытеснила идею стиля как осознанную духовную освобождающую общность, а придала современный смысл идее интеллектуальной собственности.
Антуан Ватто (1684-1721) - представитель стиля рококо в живописи, типичный жанр «галантных праздников» («Праздник любви»). Франсуа Буше - вариант придворного рокайля: пикантные детали, игривые двусмысленности. Легкие оттенки тона закреплялись и изолировались как отдельные детали, как самостоятельные цвета: «цвет потерянного времени» («Затруднительное положение», «Савояр с сурком», «Жиль»).
Одновременно существовал в живописи «стиль третьего сословия», для которого была характерна легкая игривая эротика («галантные сюжеты»): Жан Батист Симон Шарден (1699-1779) - «С рынка», «Натюрморт с атрибутами искусств»; Н. Лайкре (1690-1743) - «Танцовщица Камарго»; Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) »Шоколадница»; Ж-Б.Оноре Фрагонар (1732-1806) - «Поцелуй украдкой»; Ж-Б.Грез (1725-1805) - «Паралитик или плоды хорошего воспитания».
Выдающийся композитор этого времени Жан Филипп Рамо (1683- 1764), автор тридцати пяти музыкально-театральных сочинений. Среди них: балет «Галантная Индия», лирическая трагедия «Прометей» на либретто Вольтера, комедия-балет «Платея, или ревнивая Юнона», героическая пастораль «Заис», оперы «Кастор и Поллукс», «Ипполит и Арисия», «Дардан» и др. В его творчестве достигла наивысшего расцвета программно-изобразительная клавесинная миниатюра: «Щебечущие птички», «Нежные жалобы», «Курица», «Тамбурин» и другие, всего 52 пьесы. Ж.Ф.Рамо был выдающимся музыкальным теоретиком: «Трактат о гармонии» (1722).
К середине XVIII века в сатирических спектаклях ярмарочного театра созревает новый жанр - «опера-комик». Ее первый образец - пастораль «Деревенский колдун» Руссо (1752). Утверждению жанра способствовал приезд в Париж итальянской оперной труппы в 1752 году с исполнением оперы-буфф (итальянская разновидность комической оперы, сложившейся в 30-е годы XVIIIb. на основе комедии «дель арте»).
«Руссоистский примитивизм», как считает А.Хаузер, был лишь одним из вариантов «аркадического» идеала и формы тех мечтаний об избавлении, которые встречались во все времена, но у Руссо «недовольство в культуре» («зло в культуре») формулируется осознанно впервые и он был первым, кто развил, несмотря на это отвращение к культуре, философию истории. Глубина и распространенность влияния Руссо неисчерпаемы. Это одно из тех духовных явлений, которые, - утверждает А.Хаузер, - можно сравнить с Марксом и 3.Фрейдом, изменившим мировоззрение миллионов людей, даже не знавших их имен».
Так, изменение литературного стиля в английском предромантизме, - это тоже дело Руссо: замена нормативных форм субъективными и независимыми.
Это нашло свое отражение и в музыке, которая превращается в исторически презентативное искусство. До XVIII века вся музыка была музыкой, написанной по особому случаю, по заказу князя, церкви или городского совета, и имела своей целью удовлетворить придворное общество, восхвалить набожность литургических торжеств или прославить общественные праздники. К середине XVIII века это воспринимается уже как недостаток и с целью его преодоления создаются городские музыкальные общества для организации чисто музыкальных концертов, которых до сих пор не было. Буржуазия превращается в главную публику этих концертов. Музыка становится любимым видом искусства буржуазии, в которой ее эмоциональная жизнь находит более непосредственное выражение. Но появление буржуазной публики на концертах меняет не только характер средств музыкального выражения и общественное положение композиторов, но и дает новое направление музыкальному творчеству и новое значение каждому музыкальному произведению.
Буржуазная бытовая и семейная новелла явилась полным новшеством после пасторальной и плутовской новеллы, которая доминировала в литературе до середины XVIII века, но она не противопоставляла себя старой литературе. А буржуазная драма выступила в открытую оппозицию классицистской трагедии и превратилась в глашатая революционной буржуазии. Буржуазная драма изначально заявила об обесценивании аристократических героических ценностей и явилась сама по себе пропагандой буржуазной морали и равноправия.
Уже Дидро сформулировал наиболее важные принципы натуралистической драматической теории. Он требовал не только естественной и психологически точной мотивации духовных процессов, но также точного описания среды и верности природе в декорациях. Дидро хочет, чтобы спектакль игрался так, если бы перед сценой не было публики. С этого начинается действительно полная иллюзия театра, устранение условностей и сокрытие фиктивной природы представления.
XVIII век противоречив, не только его философия колеблется между рационализмом и идеализмом, но и его художественные цели определяются двумя противоположными течениями строгого классицизма и необузданной живописности. В драме, также как и в других видах искусства, классицизм явился синонимом триумфа натурализма и рационализма , с одной стороны, - над фантазией и недисциплинированностью, с другой, - над афектацией и условностью искусства, которые имели место до этого.
Новый классицизм не был импровизацией. Его развитие начинается еще со Средневековья. Но искусство эпохи Революции отличается от предшествующего классицизма, что в нем окончательное господство получает строго формальная художественная концепция, чья эволюция здесь завершается. Классицизм, который распространяется с середины XVIII века до середины XIX века, не был единым движением, но эволюционировал, будучи представленным различными фазами. Первая из этих фаз приходится на период между 1750 и 1780 годами и называется обычно «классицизм рококо», из-за смешения стилей, окончательно сформировавшихся в «стиль Людовика XVI». Уже барокко характеризовалось своими колебаниями между рационализмом и сенсуализмом, формализмом и спонтанностью, классикой и современностью, и пытается разрешить эти противоположности в едином стиле.
Классическое искусство вновь приобретает актуальность в XVIII веке потому, что после искусства слишком гибкой и текучей техники, после избыточного впечатления игры цветов и тонов, ощущается тяга к более умеренному, более серьезному и более объективному художественному стилю. Принято считать, что раскопки
древнегреческой Помпеи (1748г.) явились решающим фактором возрождения интереса к классике. Коллекционирование древностей превращается в истинную страсть, тратятся огромные деньги на приобретение произведений классического искусства.
Искусство XVII века интерпретировало мир древних греков и римлян, согласно феодальной концепции морали, исповедуемой абсолютной монархией. Классицизм XVIII века выражал
республиканский стоический идеал прогрессивной буржуазии. Третья четверть века характеризуется еще борьбой стилей, в которую втягивается классицизм. Приблизительно до 1780 года эта борьба ограничивается теоретической дискуссией с придворным искусством. Но только после появления Давида рококо может считаться побежденным. С искусства революционной эпохи, охватывающей период с 1780 по 1800 гг., начинается новая фаза классицизма. Революция избрала этот стиль как наиболее соответствующий ее идеологии. Давид в своем послании Конвенту заявил: «Каждый из нас ответственен перед нацией своим талантом, который получил от природы ». Давид был членом Конвента и обладал решающим влиянием от имени правительства в вопросах искусства.
Париж, который был одно время центром литературной жизни, превращается сейчас также и в художественную столицу Европы и принимает на себя ту роль, которую играла Италия в эпоху Ренессанса. Здесь, начиная с 1673 года, регулярно устраиваются художественные выставки, так как художники, лишившись официальной поддержки, вынуждены были повернуться лицом к покупателям. Революция означала конец эпохи диктатуры Академии и монополии художественного рынка со стороны Двора, аристократии и крупных финансистов. Академия была ликвидирована после того, как в 1791
году Законодательная ассамблея отменила ее привилегии и дала всем художникам право выставлять свои работы в ее Салоне. В 1793 году Давид основал Коммуну Искусства, свободную и демократическую ассоциацию художников. Но вскоре, под давлением монархистов, она была заменена Народным и Республиканским обществом искусств. Тогда же появился Революционный клуб искусств, в который среди прочих входили Давид и Прудон, и поэтому, благодаря своим именитым членам, он пользовался большим престижем. Академия была упразднена как единственная владелица выставок, но продолжала длительное время сохранять монополию на образование и, таким образом, поддерживала свое влияние. Однако, вскоре она была заменена «Технической школой живописи и скульптуры», также появились частные школы и вечерние классы. В 1792 году Конвент санкционировал создание музея в Лувре.
Романтическое движение превращается здесь в борьбу за свободу, которая направляется не столько против Академии, Церкви, Двора, меценатов и критики, сколько против самого принципа традиции, авторитета, против всякого правила. Эта борьба подпитывалась самой атмосферой революции, которой она и была обязана своим источником и влиянием.
Даже Наполеон обращался к романтическому искусству, когда не рассматривал искусство как средство пропаганды и самовосхваления. Империя нашла свое художественное выражение в эклектизме, который комбинировал и объединял существующие стилистические тенденции. Важный вклад империи в искусство заключался в установлении творческих отношений между производителями и потребителями его. Буржуазная публика, консолидировавшаяся к концу XVIII века сыграла решающую роль в формировании круга любителей искусства.
Художественная жизнь быстро восстанавливалась от потрясений революции. Воспитывались художники, обусловившие появление нового искусства. Обновлялись старые институты, но обновители не имели еще собственных критериев вкуса. Это объясняет некий упадок послереволюционного искусства, который длился примерно 20 лет, когда романтизм, наконец, смог реализоваться во Франции.
→
Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной . Развитие капитализма сопровождалось формированием мощного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм , который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабочие Парижа на несколько месяцев установили свою власть - Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал - Международное товарищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии , которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.
В XIX веке возникает новая концепция развития культуры - «Элитарная концепция» , согласно которой производителем и потребителем культуры является привилегированный класс общества - элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита - это лучшее, отборное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, и культура должна быть ориентирована не на запросы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и потребностей этого слоя общества - людей, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности. (Работа Шопенгауэра «мир как воля и представление» и Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и «Так говорил Заратустра»).
XIX век - век окончательного утверждения капиталистической формы хозяйствования , век интенсивного развития промышленного производства, таких его отраслей, как металлургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век полного востребования науки, которая поднимается на небывалую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессионального образования. Растет число студентов в университетах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:
Обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к человеку;
Создание физиком Майклом Фарадеем учения об электрическом поле;
Разработка микробиологом Луи Пастером метода профилактики против сибирской язвы;
Описание ботаником Робертом Броуном ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение).
В практику культурной жизни XIX века входит проведение научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художественной культуры ; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).
В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления.
Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародившись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:
В поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;
В романтической философии и эстетике - Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;
В музыке - Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;
В живописи - Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;
В художественной литературе - В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.
В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к этому направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.
Произведения художников (роман) наполнены чувствами восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, непостижимости его полного познания . Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрасный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передовых людей Европы на крушение идеалов Великой Французской революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.
Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное творчество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.
Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свойственный художественной культуре европейских стран, согласно которому задача искусства - правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была развита идея реалистического «свободного подражания» природе. Реализм XIX века получил название критического реализма . Ему присущи следующие черты:
Глубинное постижение жизни;
Широкий охват действительности;
Художественное осмысление противоречий жизни.
Характер человека трактуется в реалистических произведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) характерен обостренный интерес к социальному началу действительности.
В последней трети XIX века в западноевропейской и американской культуре сложился натурализм - художественный метод, согласно которому природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдоподобию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описание условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопассан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк).
В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художественное направление, получившее название импрессионизм . Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрессионизма являются :
Отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;
Фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;
Неожиданные ракурсы фигур и предметов.
В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.
Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании - посредник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.
В начале XVIII в. процесс секуляризации - отделения государства от церкви - приобретает широкие масштабы. Наука и научная рациональность определяют характер мироощущения нового времени. XVIII в. в истории не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходит за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становится предметом обсуждения публицистов, литераторов, популярно излагающих достижения науки и философии. С точки зрения немецкого философа И. Канта (1724-1804), Просвещение является выражением родовой сущности человека, но успешное развитие и применение разума возможно только при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человечества.
На знамени просветителей написаны два главных лозунга: наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Они рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса. X. Черберн (1583-1648), Дж. Локк, (1712-1778), Вольтер (1699-1778), П. Гассенди (1592-1655), Ж. Мелье (1644-1729), Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771), вся плеяда энциклопедистов во Франции «подвергли суду разума и здравого смысла» всю человеческую историю, в частности историю христианства и христианской церкви.
Главное действующее лицо и в научных и в литературных исследованиях просветителей - Человек. Он предстает, с одной стороны, как отдельный изолированный человек, а с другой стороны - все индивиды равны.
78. Жанры искусства XVIII века - рококо, классицизм, сентиментализм
В эпоху Просвещения развиваются все жанры литературы и искусства.
В начале века барокко постепенно вытесняется рококо.
Родина рококо - Франция. Дальнейшее распространение он получает в дворцовых и парковых строениях европейских государств. Многое в этом стиле определяет причудливая форма раковины. Само слово «рококо» произошло от слова «рокайль» - мелкие камушки, раковины. Рококо продолжает традиции барокко. Его характеризуют изысканные и причудливые мелкие формы и изощренно изысканный, филигранный, сильно стилизованный орнамент. Рококо наибольшее распространение получил при оформлении интерьеров.
Рококо - легкий, игривый стиль, создающий атмосферу праздности, беззаботности, непритязательного развлечения. Для него характерно изящество, деликатность, грациозность. Он выражал вкусы отчужденной от политики части аристократии и дворянства. Рококо активно заимствует мотивы китайского искусства.
Живопись рококо характеризует пасторальные сюжеты, салонно-эротические темы. Живописцы, использующие этот стиль, создают произведения, предназначенные для украшения. Среди наиболее известных работ: Ф. Буис «Геркулес и Омфала», «Купание Дианы».
Наиболее полно умонастроения эпохи Просвещения удалось передать другому художественному стилю - классицизму. Его родиной стала Франция конца XVII столетия. Идеологией классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера и др. В XVIII в. утверждается течение, получившее название классицизм (от латинского classicus - образцовый). Стиль и направление в литературе и в искусстве ХVII-ХVIII вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и образцу, основаны на идеях рационализма и разумной закономерности мира.
Главные темы классицизма: конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания.
Признавал классицизм: жанры высокие и низкие (трагедия - высокий, басня-низкий и т.д.). Представители классицизма в литературе; Корнель, Расин, Вольтер, Мольер, Буало во Франции, Державин и Фонвизин в России; для них характерны типизированные герои, проповедь нравственности, возвышенные чувства.
Для архитектуры классицизма характерны четкость и геометризм форм, логичность Планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор. К этому стилю относится большинство садово-парковых ансамблей Западной Европы (Версаль).
В изобразительном искусстве яркие краски, классический сюжет, характерно изображение современников в виде классических героев (Пуссен, Лоррен, Давид, Энгр- Франция). Скульпторы Пигаль, Фальконе («Медный всадник»).
Сентиментализм (от Французского sentiment - чувство) - течение в европейской и американской литературе и искусстве конца XVIII - начала XIX вв., которое провозглашало культ естественного чувства природы, ему свойственны чувствительность, чрезмерная нежность в выражениях, сострадательность (Ричардсон, Стерн, Смоллетт, Руссо).
«Все разумное - действительно, все действительное - разумно», - формула, выведенная Г.В. Гегелем, была неслучайной, она - самосознание эпохи XVIII в. Но уже последующее столетие заставило людей усомниться в этом.
Культура Западной Европы ХIХ века
В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости
и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители-Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.
В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылах, что и вся культура нового времени, это:
♦ рационализм;
♦ антропоцентризм;
♦ сциентизм (ориентация на науку);
♦ европоцентризм (оценка других культур с позиции исключительно европейских ценностей).
Культурологи считают, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация .
Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789-1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, -одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
Жанры искусства XIX века
Пессимистическое настроение общества, находящегося под впечатлением от недавних социальных бурь, в конечном счете вылилось в романтический бунт молодого поколения. Романтизм - это уже не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, охватившее самые разнообразные явления - от философии и политэкономии - до моды на прически и костюмы. Центром романтического движения стала Германия. Немецкая Романтическая школа философии, положив в основание философии интуитивный символ, а не научное понятие, породнила философию и искусство.
Для культуры XIX в. характерно, с одной стороны, утверждение классических образцов культуры нового времени, с другой стороны - в конце века появляется искусство, отрицающее эти образцы. Классическим образцом направления XIX в. является романтизм, он отображает мучительный разлад между идеалом и действительностью, который становится основой мировосприятия многих людей XIX в. особенно романтиков привлекают люди исключительные, гении, борцы за справедливость, герои. Так, писатели романтического склада наделяли своих героев сильным, непреклонным характером. Романтический герой остро переживает несовершенство мира и способен активно противостоять негативным факторам социальной среды.
Романтизму противостояло другое художественное направление - реализм. Реализм стремился не к досконально тонной, непосредственной передаче действительности в произведении, а к осмыслению жизненных закономерностей и к художественному отражению их как типических.
В живописи реализм был более нагляден и означал не только правдивую передачу образа, но прежде всего общественное окружение, уникальность данной исторической обстановки и ее влияние на конкретный человеческий типаж. В музыке реализм пытался передать гармонию личности и среды, или, напротив, их конфликт.
В XIX в. происходит пересмотр ценностей как в общественной жизни, так и в культуре. Искусство Европы вступает начиная с конца 50-х гг. в эпоху декаданса (упадка). Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре, отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Данные тенденции более всего проявились в таком направлении, как импрессионизм.
Протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве выразился в поиске новой формы, новой живописной техники, в отходе от социальной тематики, от сюжетности. Открытие метода импрессионизма принадлежит Эдуарду Мане. Импрессионисты создавали художественные приемы, позволявшие передать ощущение света, пронизывающего воздух и предметы, ощущение богатой сверхвоздушной среды. С помощью расплывчатых контуров они создавали иллюзию непостоянства, переливы цвета и др. Импрессионисты Э. Мане и К. Моне, К. Писсарро, Сислей и др. всегда стремились работать с натуры, их любимые жанры - пейзаж, портрет, композиция.
Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца - отражала кризис, безнадежность, пессимизм.
Направления в искусстве:
♦ импрессионизм (Моне, Дега, Ренуар) - внимание к передаче света, цветового богатства, к динамике мира, картинки с натуры;
♦ постимпрессионизм (Ван-Гог, Гоген) -субъективизм, мистицизм в отображении действительности, показ диссонансов города;
♦ символизм - отображение странного, мистического, безобразного, настроений тоски.
К началу XVII века Ренессанс в художественной культуре Западной Европы исчерпал свои жизненные силы, и прогрессивное общество обратилось к искусству нового типа. Окончательно оформился переход от поэтически-целостного восприятия мира, который был характерен для ученых и мыслителей Возрождения, к научному методу познания действительности. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» - таков девиз этой эпохи, провозглашенный Джордано Бруно в преддверии новых свершений. «...характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и.... противоречив».
На первый план в это время выдвинулась художественная культура пяти стран: Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Искусству каждой из пяти национальных школ были присущи характерные только ей отличительные черты. Однако их многое объединяло и делало близкими, что позволяет говорить о XVII столетии как о целостном этапе в истории искусства стран Западной Европы. Мастера разных по уровню экономического и социального развития стран решали в своих произведениях подчас общие для этого времени задачи.
Искусство Ренессанса воплощало гуманистические идеалы и утверждало культ красоты и превосходства человека. Это касалось как содержания, так и формы произведений эпохи. Перед художниками XVII века стояли совсем иные задачи. Действительность предстала перед ними во всем своем многообразии с множеством острых и порой неразрешимых общественных конфликтов. Картина развития западноевропейского искусства в этот период отличается особой сложностью. Произведения искусства обозначенной эпохи изобилуют всевозможными проявлениями современной авторам реальности. Сюжеты картин на библейские и мифологические темы приобрели черты жизненной конкретики, также получили широкое распространение непопулярные доселе изображения повседневной жизни частного человека и мира окружающих его вещей, реальных мотивов природы. Соответственно общей тенденции сформировалась новая система художественных жанров. Ведущее положение в ней по-прежнему принадлежало библейско-мифологическому жанру, однако в некоторых национальных художественных школах интенсивно стали развиваться жанры, связанные непосредственно с реальной действительностью. Среди них были портреты людей самых различных сословий, эпизоды из быта бюргеров и крестьян, скромные, без прикрас пейзажи, разнообразные типы натюрмортов.
В произведениях мастеров XVII века новое звучание получила передача окружающей человека среды. Фон отныне был не просто заполнением картинной плоскости, а приобрел статус дополнительной характеристики героя или героев картины. Помимо этого возникла новая традиция передачи образов и явлений - в движении и изменении.
Такое масштабное расширение художественного отражения действительности, а также многообразие послужило толчком к возникновению новых направлений в художественной культуре Западной Европы, рождению двух соседствовавших стилей - барокко и классицизма. Стиль барокко господствовал в европейском искусстве между маньеризмом и рококо приблизительно с 1600 года до начала XVIII века. От маньеризма новый стиль унаследовал динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность, и черты обоих стилей гармонично слились в единое целое. Классицизм вобрал в себя идеи рационализма, обратившись за вдохновением к формам античного искусства. Классические произведения декларировали стройность и логичность мироздания. Этот стиль развивался параллельно барокко и просуществовал вплоть до начала XIX века. Тогда как родиной первого принято считать итальянские города Рим и Флоренцию, второй сложился в целостную стилевую систему именно во французской художественной культуре. Реализм был еще одной новой формой художественного отражения действительности, но его не принято выделять в отельный стиль в рамках развития изобразительного искусства Западной Европы XVII века.
В целом эволюцию искусства XVII столетия можно представить в виде нескольких основных этапов. Начало века было временем утверждения прогрессивных тенденций, борьбы художников новой формации с пережитками маньеризма. Крупнейшему итальянскому живописцу эпохи Караваджо принадлежит главенствующая роль в утверждении новых, прогрессивных принципов. В его творчестве уже проявились зачатки новых принципов реалистического отражения картины мира. Его новаторские идеи скоро проникли в искусство различных национальных школ. Параллельно этому процессу на стыке XVI-XVII веков происходило формирование и распространение принципов барочного искусства.
Первая половина и середина XVII века являет собой картину наивысших достижений в искусстве стран Западной Европы того времени. В этот период прогрессивные направления приобрели ведущее значение во всех национальных художественных школах за исключением Италии. В искусстве Италии к этому времени относятся высшие достижения в скульптуре и зодчестве, связанные с именами Бернини и Борромини.
Во второй половине XVII века произошел перелом. В искусстве Италии и Испании главенствующее положение заняла реакционно-католическая линия, во Франции -- официальное придворное направление, а искусство Фландрии и Голландии пришло в состояние глубокого упадка и стагнации. Степень единства, свойственная всему искусству XVII века, не в последнюю очередь связана с характерным для этой эпохи интенсивным художественным обменом. Быстрому распространению новых творческих идей в соседствующих художественных школах способствовали образовательные поездки молодых художников в Италию и крупные зарубежные заказы, которые получали художники соответствующего уровня.
Рим, всегда манивший художников сокровищами классического искусства античности и Ренессанса, превратился в своеобразный международный художественный центр, где жили целые колонии живописцев разных европейских стран. Кроме того, что Рим являлся главным очагом формирования барочного искусства и одновременно центром, где развернулся во всю свою мощь революционный метод Караваджо, он смог послужить и оплотом для идей классицизма -- большую часть своей жизни тут провели Пуссен и Клод Лоррен. В Риме творил немецкий мастер Эльсгеймер, который внес значительный вклад в сложение отдельных жанров живописи XVII века, и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоч чанти»).
На протяжении всего XVII века искусство развивалось под знаком борьбы, которая выражалась в противостоянии между отходящими на второй план консервативными художественными канонами и новыми художественными принципами. Эта борьба проявлялась во внутренних противоречиях, свойственных творчеству того или иного мастера, в конфликтах между художниками разных мастей, или даже в столкновении Пуссена с французскими придворными мастерами.
Основанная в 1634 году по инициативе А. де Ришелье Французская Академия кодифицировала литературный язык и пропагандировала нормы поэтики классицизма, первой «официально одобренной» художественно-эстетической системы. Это было сделано с целью максимально подчинить монархической власти различные социальные институты и сферу культуры. Но подобное проявление и без того усилившейся власти короля встретило в среде французского дворянства крайне негативный ответ и породило открытое противодействие монарху со стороны феодалов. Позже оно переросло в восстание 1648-1653 годов.
XVII век был веком грандиозных открытий и переворотов в науке (особенно в астрономии, физике, химии, биологии, географии, алгебре и геометрии). В то же время он стал эпохой стремительного развития искусства, бурного расцвета литературы, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, появления первых опер и балетов, освобождения театра от элементов «городской культуры» Средневековья. Этот период в истории мировой культуры ознаменован активным сотрудничеством и обменом опытом между представителями науки и искусства, между философами и художниками.
В восемнадцатом веке Франция стала центром просветительского движения. Это интеллектуальное и духовное движение, которое явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, зародилось в Англии еще в XVII столетии, и спустя век оказалось в Европе.
На это столетие пришелся расцвет материалистической философии просвещения во Франции и Англии. В Германии сложилась школа классической идеалистической философии. В Италии силами Джованни Баттиста Вико были осуществлены первые опыты внесения диалектического метода в философию нового времени. Ускоренное развитие получили естественные науки, сблизившиеся с производством и техникой. Переход к индустриальному веку предвещало создание новых машин. Особую значимость приобрел обмен философскими, научными и эстетическими идеями между странами.
Век Просвещения принес бурное развитие и выдвинул на первый план культурной арены музыку и литературу. Прозаики заинтересовались судьбой одного отдельно взятого персонажа и стремились поведать миру о сложных взаимоотношениях человека с окружающей средой. Музыка приобрела статус самостоятельного вида искусства. Произведения Баха, Моцарта и Глюка служили цели передачи целого спектра человеческих страстей. Для этого времени характерно изучение природы актерского мастерства, вопросов этики театра и его социальных функций.
Художественный прогресс несколько неоднозначно отразился на изобразительном искусстве. Тонкое чувство мастерски запечатленного момента присуще всей портретной и жанровой живописи эпохи.
XVIII столетие вошло в историю искусств как век портрета, сложившегося уже на новом витке становления художественной культуры. Портреты Латура, Гейнсборо и Гудона ярко иллюстрируют тенденции эпохи. Им свойственны чуткая наблюдательность автора, интимность и лиричность. Жанровые сценки Ватто чудесным образом передают все нюансы различных настроений, как и картины Шардена на бытовую тему или городские пейзажи Гварди. Однако живопись лишилась той полноты охвата духовной жизни человека, которая была свойственна полотнам Рубенса, Пуссена, Рембрандта и Веласкеса.
Формирование новой культуры было неравномерным в разных странах. Так, в Италии продолжали развиваться традиции предшествовавшего столетия. Во Франции его началу соответствовало появление изящного искусства Ватто, а к концу XVIII века характерным стал революционный пафос картин Давида. Испанец Гойя сообщил своему творчеству интерес к ярким и выразительным сторонам жизни. В некоторых областях Германии и Австрии это явление отразилось в области дворцовой и садово-парковой архитектуры. Резко увеличился объем гражданского строительства. Для архитектуры характерным был стиль барокко.
Архитектурный образ отдельно взятого особняка решался теперь в более комфортабельном и элегантном звучании. Так сложились принципы нового стиля в искусстве - рококо, - менее пафосного и более камерного, чем барокко. Новый стиль проявил себя в архитектуре главным образом в бласти декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. Рококо не был ведущим стилем эпохи, но он стал наиболее характерным стилевым направлением художественной культуры ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине XVIII века.
Вновь сложившиеся живопись и скульптура несли чисто декоративную функцию и служили оформлением интерьера. Это искусство было рассчитано на чуткого и проницательного зрителя, оно избегало излишней драматизации сюжета и носило исключительно гедонистический характер.
Живопись и скульптура второй половины XVIII столетия характеризуются неподдельной жизненностью образов. Классицизм XVIII века качественно отличался от классицизма века XVII . Он, зародившись вместе с барокко, не просто существовал параллельно с ним, но развивался в противоборстве с этим стилем, преодолевал его.
Франция начала века характеризуется значительным развитием антирелигиозных тенденций, ставших одним из наиболее важных аспектов Просвещения.
Первым и наиболее радикальным атеистическим произведением, распространившимся во Франции в начале 30-х гг., явилось «Завещание» сельского священника Ж. Мелье, согласно которому «все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам о величии, превосходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться, все, что они с такой серьезностью рассказывают вам об их мнимых чудесах, все, что они с таким рвением и уверенностью расписывают вам о небесных наградах и о страшных адских муках, - все это, в сущности, не что иное, как иллюзии, заблуждения, обман, измышление и надувательство...»
Однако, как правило, столь жесткая позиция не была свойственна Просвещению, которое до середины XVIII в. опиралось на принцип деизма. Эта теория признает сотворение мира Богом, но исходит из того, что в дальнейшем Господь перестает вмешиваться в дела природы и общества. Деисты, к которым принадлежали Вольтер, Монтескье, а также более поздние деятели Просвещения - Руссо, Кондильяк, критиковали все распространенные религии и говорили о необходимости «естественной религии», направленной на благо разума и человека. «Мечом, отрубившим голову деизму», стала «Критика чистого разума» И. Канта.
Если в XVII в. главную роль в науке играла математика, то в XVIII ее «догоняют» биология, физика, география . Наука приобретает системный характер. Рационализм XVII в. постепенно меняется. Он уступает место убежденности в возможности и необходимости развития разума, просвещения человеческой личности. Вторая половина 40-х гг. XVIII в. характеризуется становлением материалистических воззрений.
Произведения Ж. Ламетри содержат утверждения о том, что мыслящий человек не найдет ни теоретических оснований, ни практических интересов для своей веры в Бога. Однако он считал, что атеизм не подлежит распространению среди обычных людей и понятен только немногим избранным, стоящим выше остальных в интеллектуальном плане.
В конце 40-х гг. материалистические взгляды получают обоснование в работах Д. Дидро и П. Гольбаха, которые считали атеизм необходимым и доступным для всех.
Механистическое естествознание, которое господствовало до второй половины XVIII в., исследовало движение, передаваемое от одного тела к другому, объясняя начало движения действиями Бога, как, например, Ньютон с его теорией «первотолчка».
Вольтер также признавал наличие некоего вечного существа, которое является причиной всех других. Вольтеровский деизм явился основой для формирования взглядов материалистов 30-40-х гг., поскольку он признавал за Богом только создание мира, а впоследствии, по мнению Вольтера, Бог в дела мира не вмешивается. Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах, творчество которых совпало с развитием химии, геологии и биологии, получили основание для утверждения о развитии природы из самой себя.
К 60- 70-м гг. Вольтер отказывается и от утверждения о Божественном сотворении мира, однако не от существования Бога вообще. В то же время он не находит ответа на такие вопросы, как происхождение мира, местонахождение Бога.
Дидро стал инициатором создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», издание которой продолжалось с 1751 по 1780 года. Она стала центром, объединившим просветителей. Книга содержала сведения по математике, астрономии, географии, описывала технологию изготовления промышленных изделий.
Мануфактура постепенно уступает место более сложной организации труда.
Развитие мануфактур характеризовалось разделением труда до самой простой операции, что явилось толчком для развития изобретательской деятельности. Изобретение «летучего» челнока в ткацком производстве, замена человеческой руки механизмом явилось началом промышленного переворота.
Ускорение ткачества потребовало создания прядильной машины, изобретенной ткачом Джеймсом Харгривсом. В 1784 г. Эдмунд Картрайт дарит человечеству механический ткацкий станок. В 1771 г. появляется предприятие, где машина приводилась в движение водяным колесом. Это была уже не мануфактура, а первая фабрика, на которой операции осуществлялись машинами .
В 1784 г. механик Джеймс Уатт создал паровую машину, которая могла применяться независимо от наличия поблизости реки, в отличие от водяного колеса. Это ознаменовало уже переход от мануфактуры к фабрике.
Первый рабочий паровоз создал инженер-самоучка Джордж Стефенсон в 1814 г. Массовое строительство железных дорог начинается в 20-х гг. XIX в. Используются новые материалы и источники энергии.
Таким образом, развитие науки в эпоху Просвещения развивалось в русле методологии рационализма.