Дом союза самое важное. Дом Благородного собрания (Дом союзов). В здании происходили важные исторические события

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История дома Благородного собрания и его знаменитого Колонного зала в Охотном ряду

В книге "Москва и москвичи" о происхождении названия старинной улицы В. Гиляровский пишет: "Охотный ряд получил свое название еще в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками". К середине ХIХ века рынок стал поистине "Чревом Москвы" с временными лавками и палатками, длинными прилавками, где можно было купить любые съестные припасы. Большая церковь покровительницы торговли Параскевы Пятницы была выдвинута почти на середину площади. К началу ХХ века улица постепенно стала застраиваться "приличными" домами, из которых до настоящего времени уцелели только два: дом Бронникова и дом Благородного собрания (быв. Дом союзов) со знаменитым Колонным залом Матвея Казакова, доподлинно сохранившимся до наших дней от всего архитектурного оформления дома, построенного Казаковым в конце ХVIII - начале ХIХ века (Охотный ряд, дом № 3).

Судьба Матвея Казакова

Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1812) родился в Москве. Судьба архитектора сложилась удачно. Он был незнатного рода. Отец его - из крепостных, но дослужился до подканцляриста. Мастерству М. Казаков учился в архитектурной школе Д.В.Ухтомского. В родном городе он создал много выдающихся архитектурных сооружений: здание Сената в Кремле с громадным куполом (впервые в России), поистине сказочный Петровский (путевой) дворец (близ м. "Динамо"), необыкновенной красоты колонный зал Благородного собрания (быв. Дома союзов) и другие. С 1792 года он возглавлял после своего учителя В.Баженова Архитектурную школу при экспедиции Кремлевского строения, руководил составлением генерального и фасадного плана Москвы ХVIII века, выполнив со своими помощниками колоссальную работу по созданию тридцати архитектурных альбомов. Перед вторжением в Москву Наполеона родственники увезли его в Рязань, уже смертельно больного. Известие о пожаре в Москве ускорило его кончину.

Здание Благородного собрания Матвея Казакова

Дом был возведен князем Долгоруким - Крымским в ХVIII веке, а в 1784г. куплен для Дворянского собрания (клуба) и перестроен М.Ф. Казаковым.

Казаков перенес главный фасад здания с Большой Дмитровки на Охотный ряд, закрыв им торец дома. Затем осуществил большую работу по переустройству внутренних помещений дома (1784-1787). На рисунке, сделанным со старинной литографии, изображен дом, бережно восстановленный в 1814 году учеником Казакова А. Бакаревым после пожара Москвы в войне с Наполеоном. Он - двухэтажный, с классическим портиком посередине. Вход увенчан - аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой. Вся конструкция верхней части поддерживается сдвоенными колоннами по обеим сторонам, поставленными на массивные основания.

Колонный зал строился на месте внутреннего двора дома с 1784 по 1790 гг. и стал главным украшением всего сооружения, а новый корпус - пристройка протянулся по Большой Дмитровке до конца квартала в 90-х годах ХVIII века.

Основательная перестройка дома была сделана только в 1903 - 1908 гг. архитектором А.Мейснером, который надстроил третий этаж по всему периметру соединенных вместе корпусов, что повлекло радикальное изменение основного фасада, сохранившегося до наших дней. Дом не потерял классической формы. Он имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными. Треугольный фронтон вверху здания был заменен на широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол. На стене, в глубине портика, проходит горельеф из античных сюжетов. Вся отделка дома напоминает о полном сохранении классической традиции.

Колонный зал Дворянского собрания

Создание М. Казаковым Колонного зала в Дворянском клубе для Москвы ХVIII века явилось большим событием. Такого роскошного и торжественного зала для возможных повседневных мероприятий столица еще не знала.

Удивительным образом в нем сочетаются классическая ясность и простота с величавостью и роскошью архитектурного оформления. Главным украшением зала является парадная колоннада из 28 коринфских колонн, торжественно расставленных по периметру зала со значительным отступлением от стены. Все колонны - деревянные, но облицованы белым искусственным мрамором. Между ними - 26 больших и 28 малых хрустальных люстр, свет от которых отражается в громадных зеркалах, развешанных по всем стенам зала. За колоннадой зал опоясывают балконы для музыкантов.

Зал был любим дворянством, в балах иногда принимали участие до 3 тыс.человек. Здесь бывали А. Пушкин, М. Лермонтов, Л.Толстой.

Благодаря уникальной акустике здесь во все времена проводились концерты и музыкальные вечера. В зале звучала музыка С. Рахманинова, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Листа (часто в исполнении авторов); пели Ф. Шаляпин, П. Виардо и другие; в литературных вечерах принимали участие Ф.Достоевский, И.Тургенев, А. Островский, И. Гончаров, М. Горький и другие.

После революции (в 1919 году) Дворянский клуб был передан профсоюзам и стал называться Домом союзов.

При советской власти в Колонном зале проходило множество концертов, праздничных и торжественных вечеров. Основная реконструкция и реставрация дома была проведена в 1967 году. Кроме рабочих-строителей дом обновляли мастера-краснодеревщики, паркетчики, позолотчики, мастера художественной лепки, плотники, каменщики, слесари и т.д.

Колонный зал Матвея Казакова в настоящее время функционирует как один из основных концертных залов столицы. Он и поныне слывет одним из лучших творений российской классической школы.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.

В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.

Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.

Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.

А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.

Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей, должны были не только ручаться, что привезенные точно дворяне, но и отвечать, что они не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и через то навсегда лишиться права бывать в собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допускаемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь торжественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смотри издали.

В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.

23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.

Здание, приобретенное Благородным обществом (дом князя В.М. Долгорукого), раскинулось покоем по Большой Дмитровке от Охотного ряда чуть ли не до Георгиевского переулка.

Долгоруковы строили свой дом для семейного проживания, и по­этому в нем не было больших залов. Для нужд дворянского общества требовалась перестройка здания. Для воплощения проекта перестройки здания был приглашен зна­менитейший архитектор того времени Матвей Федорович Казаков.

М. Ф. Казаков (1738-1813). ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы».

М. Ф. Казаков не впервые занимался перестройкой старых зданий, и поэтому проект нового дома для Благородного собрания москов­ского дворянства был сделан довольно быстро. Дом был построен в популярном тогда стиле классицизма - художественного направле­ния, распространенного в России в XVIII - начале XIX в., обращавше­гося к древнегреческому искусству как идеальному образу.

Позднее здание Благородного собрания еще не раз перестраива­лось. Ныне оно занимает всю ширину квартала от Охотного ряда до Георгиевского переулка. Однако наибольшую архитектурную цен­ность представляет именно та его часть, которая была создана между 1784 и 1788 гг. под руководством М. Ф. Казакова.

Фасад и план здания Благородного собрания из Первого альбома М. Ф. Казакова. Чертеж к. XVIII в. Памятники русской архитектуры. Обмеры и исследования. М., 1954. Табл. 2.

Невысокое двухэтажное здание было вытя­нуто вдоль Большой Дмитровки. С этой стороны Казаков развернул торжественный фасад с повышенным шестиколонным ионическим портиком в центре и пилястровыми тосканскими портиками по сто­ронам. Строгая симметрия и четкая ритмичность, подчеркнутая ха­рактерными для раннего классицизма вертикальными нишами во­круг окон, организовали протяженный фасад, сделали его стройным и пропорциональным торцевому фасаду, выходящему на Охотный ряд, на котором Казаков поместил лишь торжественный подъезд с арочным входом, обрамленным двумя парами колонн. А на месте прежнего внутреннего двора был устроен Большой зал (носивший также названия Белого и Большого Колонного, а в советское время пе­реименованный в Колонный). Из парадного подъезда в Охотном ряду широкая трехмаршевая (впоследствии переделанная в двухмаршевую) беломраморная лестница вела в парадную анфиладу, залы, гости­ные и кабинеты которой окружали Большой зал. Он был таким огром­ным, что мог вместить более двух тысяч человек. Большой зал по высоте превосходил прежнее здание, и его объем возвышался над всей постройкой.

Слева: Планы 2-го этажа здания Благородного собрания. Сверху - подписной чертеж М. Ф. Казакова; в середине - чертеж из Первого альбома М. Ф. Казакова; внизу - обмерные чертежи перекрытия галереи. Памятники русской архитектуры. Табл. 3. Справа: Один из самых ранних (1802 г.) сохранившихся планов владения - «Геометричный план» Дома Благородного собрания под № 145, 2-го квартала Тверской части. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 3. Л. 1.

Архитектура зала настолько замечательна, что он воспринимается как самостоятельное произведение, став синонимом дома, в котором находится. Окружающие Большой зал величественные коринфские колонны, ставшие главным украшением и придающие ему великоле­пие и парадность, несут мощный антаблемент, за которым скрыва­лись полукруглые окна второго света. Благодаря этому потолок с жи­вописным плафоном как бы парит в воздухе.

Следует особо сказать о прекрасных акустических свойствах Боль­шого зала. Именно они наряду с архитектурными достоинствами обеспечили ему популярность. Большой зал был признан одним из лучших в России в акустическом отношении: и оркестр, и голос соли­ста звучат в нем мягко и одновременно отчетливо.

Лучше всех понимал грандиозность, великолепие Большого зала его создатель, Матвей Казаков. Чтобы снять или хотя бы смягчить ощущение резкого контраста между Большим залом и окружающими его гостиными, зодчий выделил поблизости еще два небольших зала - Екатерининский и Крестовый, сделал их как бы переходными и по торжественности декора, и по величине. Екатерининский (ныне - Опальный) зал примыкает к Большому со стороны Охотного ряда. Современное название зала рождено своеобразной расстановкой ко­лонн - полукругом вдоль двух противоположных коротких стен. Крестовый зал был украшен более скромно - только пилястрами.

Другие парадные залы Собрания тоже получили собственные на­звания: Александровский - в честь императора Александра I, Голицынский - в честь одного из основателей московскою Благородно­го собрания, Казаковский - по имени архитектора, перестроившего здание, Соймоновский - в честь главного попечителя Опекунского совета, руководившего перестройкой дома.

А. Ф. Малиновский, описывая Благородное собрание, дает живописные характеристики помещений Дома Благородного собрания: «Кроме полуциркульной галереи, в которой поставлен памятник Екатерине II, сопредельные две залы занимаются карточными столами, за ними столовая и уборная для дам; есть ком­ната и для чтения газет. Одна сторона - хор над колоннадою в зале - занята бывает оркестром, а на другие там стороны допускаются раз­ного звания люди, не имеющие права быть записанными в Собрании, и смотрят оттуда на танцы и блистательность собрания дворян рос­сийских.

Во время французского нашествия 1812 г. в Москве бушевал сильнейший пожар, уничтоживший 6.5 тысяч домов и церквей (или две трети от общего количества). В этом пожаре пострадало и здание Благородного собрания. Огонь истребил все книги с журнальными повседневными записями, счета, планы и другие подлинные акты Собрания. Все, что было спрятано в кладовой: мебель, столовое белье, фарфоровая посуда, другие предметы обихода - подверглось «наглому расхищению злодеев».

Мы видим удручающую картину доведенного до состоя­ния руин некогда великолепного дворца. Мелкие торговцы были пу­щены вполуразрушенное здание от безысходности. Торговля вупо­мянутых лавках, помещение под которые сдавалось внаем, была единственным источником доходов Благородного собрания в по­слевоенное время.

Как только захватчики - французы были изгнаны из Москвы, стар­шины озаботились восстановлением Дома Благородного собрания.

Список лиц, пожертвовавших денежные средства на восстановление Дома Благородного собрания с указанием суммы пожертвования. Первым в списке значится император Александр I. ЦИАМ. Ф. 381. Оп. 1.Д. 18. Л. 2.

После пожара 1812 г. архитектором А. Н. Бакаревым здание было восстановлено в 1814 г., однако декоративное убранство Колонного зала и его живописный плафон были навсегда утеряны. Вероятно в ходе восстановительных работ по всему периметру Большого зала был сделан балкон.

Колонный зал до постройки балкона. Перспективный и продольный разрез. Реконструкция. Памятники русской архитектуры. С. 11-12.

Так выглядел в первой половине XIX восстановленный после пожара Дом Благородного собрания. Раскрашенная литография середины XIX в.

В начале XX в. Москву охватила строительная горячка. Город стремительно начал расти вверх, менять свой привычный облик. Изменялся и Охотный ряд. Двухэтажное приземистое здание с фронтонами начало восприниматься как тяжеловесное и несовременное, уже не отвечавшее изменившимся вкусам. Казалось, что старинный Дом Благородного собрания, с классическим портиком посередине и входом, увенчанным аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой, с недоумением взирает на происходящее. Московское дворянство решило не отставать от моды и перестроить дом. Автором проекта перестройки стал А. Ф. Мейснер, в 1900-х гг. состоявший архитектором Московского депутатского дворянского собрания. Выполняя желание заказчиков, архитектор должен был поднять дом на один этаж, надстроив его по всему периметру соединенных вместе корпусов и сравняв по высоте с объемом Большого зала. Выполнение этой задачи влекло за собой кардинальное изменение фасадов.

Архитектор повторил казаковскую композицию, применив во внутренней планировке основные принципы а внешний облик здания значительно изменив. Оба фасада (по Охотному ряду и по Большой Дмитровке) были сделаны более строгими и стройными, чем прежде.

Фасад со стороны Большой Дмитровки. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 14. Л. 4.

В результате работ Мейснера дом сильно изменился, но не потерял классической формы, его декор также явствует о полном сохранении классической традиции. Здание имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными по обеим сторонам. В глубине портика, на стене, проходит горельеф из античных сюжетов. Широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол, заменил прежний треугольный фронтон.

Фасад Дома Благородного собрания после перестройки А. Ф. Мейснером. Вид со стороны Охотного ряда. Открытка к. XIX - нач. XX в.

Основательная перестройка дома, выполненная в 1903-1908 гг., существенно изменила облик здания, который и сохранился до наших дней.

Современный вид Дома Союзов

Во время Великой Отечественной войны Дом Союзов, к счастью, удалось уберечь от разрушительных бомбардировок вражеской авиации. Однако время и интенсивная эксплуатация наложили свой отпечаток на его физическое состояние. Разрушились многие конструкции, особенно деревянные перекрытия над отдельными помещениями. Местами просел фундамент, пришли в негодность многие внутренние коммуникации. Осыпались лепнина и штукатурка.

Крупномасштабные капитальный ремонт и реставрационные работы по Дому Союзов начались в 1967 году. Перед проектировщиками и строителями стояла сложная задача: восстановить замечательный памятник архитектуры русского классицизма, восполнить утраты художественного оформления, заменить устаревшие конструкции так, чтобы не были повреждены ценные качества помещений, в первую очередь Колонного зала.

Восстановительные работы 1967 года были продолжены через 10 лет. Были выполнены работы по реставрации карнизов, люстр, дверей и художественной отделки помещений, по укреплению фундаментов, монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, автоматики, средств связи и синхронного перевода речей.

В настоящее время здание Дома Союзов составляет одно из главных украшений архитектурно-исторического «ожерелья» Центра Москвы, является подлинным национальным достоянием России.

По материалам издания "Дом Союзов. История и современность" Москва 2008г.

Рассказать друзьям