Княжна мери описание печорина. Анализ главы княжна мери из романа герой нашего времени. Двумя днями позже

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Печорин - светский молодой человек, офицер, сосланный на Кавказ после «нашумевшей в Петербурге истории». Из рассказа о своей жизни, которым Печорин поделился с Максимом Максимычем, мы узнаем, что Печорин, как только вышел из опеки «родных», стал наслаждаться «бешеными удовольствиями», которые скоро ему «опротивели». Потом он «пустился в большой свет», но и светское общество скоро ему надоело. Не удовлетворяла его и любовь светских красавиц. Он учился, читал - но наука полностью не раскрывала его. Ему стало скучно. Когда его перевели на Кавказ, он думал, что «скука не живет под чеченскими пулями», но он скоро привык к жужжанью пуль, и ему стало скучнее прежнего.

Итак, в ранней молодости Печорин быстро пресытился светскими удовольствиями и пытается найти смысл жизни в чтении книг, которые ему также быстро надоедают. Печорин занимается поисками смысла жизни, разочаровывается и глубоко страдает. Судьба и настроение Печорина определяются той мрачной эпохой, в которую он живет. После разгрома декабризма в России наступило глухое время николаевской реакции. Всякая общественная деятельность стала еще более недоступной для культурного человека. Всякое проявление живой, свободной мысли преследовалось. Люди, наделенные умом, способностями, люди с серьезными интересами не могли найти применения своим духовным силам... В то же время пустая светская жизнь их не удовлетворяла. Сознание полной невозможности найти применение своим силам было особенно тягостно для людей 30-40 годов потому, что после разгрома восстания 14 декабря у них не было надежды на близкую перемену к лучшему.

Печорин - человек умный, одаренный, смелый, культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу.
Он прекрасно разбирается в людях, дает им точные и меткие характеристики. Он очень хорошо понял Грушницкого, доктора Вернера. Он заранее знает, как будет вести себя в том или другой случае княжна Мери.

Печорин очень смел и обладает исключительной выдержкой. Во время дуэли только по лихорадочному пульсу доктор Вернер смог убедиться, что Печорин волнуется. Зная, в его пистолете нет пули, в то время как его противник стрелял из заряженного, Печорин ничем не выдает своим врагам, что ему известна их «хитрость» («Княжна Мери»), Он смело бросается в избу, где с пистолетом в руке сидит убийца Вулича, готовый убить каждого, кто посмеет его тронуть («Фаталист»).

В «Журнале» (дневнике) Печорина мы находим кстати приведенные цитаты из классических произведений Грибоедова, Пушкина, имена писателей, названия произведений, имена героев произведений русских и иностранных. Все это свидетельствует не только о начитанности Печорина, но и о глубоком знании им литературы.

Беглые замечания автора «Журнала» по адресу представителей дворянского общества дают уничтожающую характеристику жалким и пошлым людям, окружающим Печорина.
Вызывает сочувствие резко критическое отношение Печорина к самому себе. Мы видим, что дурные поступки, совершаемые им, причиняют страдание, прежде всего, ему самому.
Печорин глубоко чувствует и понимает природу. Общение с природой благотворно действует на Печорина. «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, - все в минуту рассеется, на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума».

Накануне дуэли Печорин с грустью и горечью размышляет о себе. Он уверен, что был рожден для высокой цели, потому что, пишет он, «я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...»

И вот такой, «рожденный для высокой цели», духовно одаренный человек вынужден жить в бездействии, в поисках приключений, тратя свои «необъятные силы» на мелочи. Он ищет наслаждения в женской любви, но любовь приносит ему только разочарование и огорчение. С кем ни связывает свою судьбу Печорин, эта связь, как бы кратковременна она ни была, приносит горе (а иногда и гибель) и ему, и другим людям. Его любовь принесла гибель Бэле; его любовь сделала несчастной преданную ему Веру; трагически кончились его отношения с княжной Мери - рана, нанесенная Печориным чуткой, нежной, искренней Мери, долго не заживет в сердце молодой девушки; своим появлением Печорин разрушил мирную жизнь «честных контрабандистов» («Тамань»). Печорин убил Грушницкого, Печорин глубоко огорчил доброго Максима Максимыча, который искренне считал его своим другом.
Глубокое и страшное противоречие: умный, способный на горячий порыв, умеющий ценить людей, смелый, сильный Печорин в жизни оказывается не у дел, и близость с ним причиняет другим людям только несчастье! Кто виноват в этом? Сам ли Печорин? И в том ли его вина, что он «не угадал» своего высокого назначения?

Нет, не он виноват в своем несчастье. Противоречие его натуры объясняется тем, что во времена Печорина люди одаренные, ищущие, люди с глубокими интересами, с серьезными потребностями, не довольствующиеся пустой, бессодержательной жизнью, которую они вынуждены были вести, не находили применения своим «необъятным силам» и «в бездействии старились». Умный, одаренный человек, лишенный живого, захватывающего его дела, поневоле обращается к своему внутреннему миру. Он, как говорится, «копается в себе», разбирает каждый свой поступок, каждое душевное движение.

Так ведет себя Печорин. Он говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные поступки и страсти со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»
При всех своих положительных качествах Печорин не может быть воспринят как положительный герой. Самое слово «герой» в заглавии романа в применении к Печорину звучит иронически. Печорин - представитель поколения, осмеянного в «Думе». В нем нет не только возможности действовать, в нем нет веры, действенной любви к людям, готовности пожертвовать для них собою; Печорин тяготится бездействием, но, главным образом, потому, что оно заставляет страдать его, а не потому, что он не может принести облегчение страдающим вокруг него людям... Он, по выражению Герцена, «умная ненужность». Человек, живущий в годы николаевской реакции, он не принадлежит к тем людям 40-х годов, о которых с гордостью говорил Герцен: «Такого круга людей, талантливых, многосторонних и чистых, я не встречал потом нигде...»

Для того чтобы лучше понять Печорина, Лермонтов показывает его в разной обстановке, и разных условиях, в столкновениях с разными людьми.
Большое значение имеет детальное описание его внешности («Максим Максимыч»), В чертах внешнего облика Печорина отражается его характер. Внутренняя противоречивость Печорина подчеркивается в его портрете.
С одной стороны, «стройный, тонкий стан и широкие плечи...»

С другой - «... положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость». Еще одну странную черту выделяет Лермонтов в портрете героя: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Это, по словам автора, «признак или злого нрава или глубокой, постоянной грусти». Когда прочитаны все части романа, становится понятной эта черта Печорина.

«Тамань»

«Тамань» - первая из повестей, написанная от лица Печорина. Зная из предисловия к «Тамани» о том, что он умер по дороге из Персии, читатель особо внимателен к его признаниям. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных записках героя - со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных контрабандистов", как и играет судьбой Бэлы. Очутившись в хате на крутом морском берегу, Печорин мгновенно замечает и лунный свет, и обрывистый берег, беспокойную морскую стихию и слепого мальчика. Разглядывая дом, он замечает, что на стене нет ни одного «образка», что совсем не характерно для обычных людей того времени. Всё как будто бы говорит о том, что это место нечисто. И действительно, обещанное нечистое начинает сбываться - Печорин обнаруживает, что обитатели ведут ночной образ жизни. Как же он себя ведёт? У Печорина характер глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Поняв, что перед ним контрабандисты, Печорин инстинктивно тянется к ним, романтизируя их отношение к свободе. Предостережения денщика и урядника только распаляют его азарт. Печорин начинает игру с прекрасной девушкой-контрабандисткой. Он откликается на зов тревожной, опасной, манящей свободой жизни контрабандистов. Героиня повести имени не имеет. Это не случайно - автор хочет показать лишь женскую обольстительную природу. Эта «женская природа» описывается с помощью контрастов, изменчивости, чувственности. Но впоследствии эта невинная женственность обреется совсем другой стороной - девушка чуть не утопит Печорина в море. Это станет платой Печорина, платой за смерть Бэлы, плата за неограниченную страсть. «Честные контрабандисты кажутся свободными, романтичными, загадочными и привлекательными, однако их мир разочаровывает Печорина. Сбежав с Янко, девушка обрекает старуху со слепым мальчиком на голодную смерть, однако, какое ему, Печорину, до этого дело? Он ощущает себя чужим везде: контрабандисты свои в морской стихии, а он не умеет плавать, они вольны выбирать местожительство, а ему предписано ехать на Кавказ.

«Княжна Мэри»

Печорин эгоист. Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе “Княжна Мери”. Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной “эксперимент” Печорина. Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его - постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит в случае с Грушницким. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он - посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость - “драпироваться в необыкновенные чувства”. Конечно же, мы понимаем, что это пародия на Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру, также он не знает, что не он герой романа. Эту вызывающую жалость Печорин тоже почувствовал в Грушницком, но слишком поздно - после дуэли. Сначала Григорий Александрович даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин” - так разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Сам Печорин говорил Мэри: «Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. …Я был угрюм, - другие дети были веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…». В этом монологе Печорин полностью раскрывается. Он объясняет свой мир и характер. Становится ясно, что Печорина всё же волнуют такие чувства, как любовь, понимание. По крайней мере, волновали раньше. И хотя эта история правдива, он использует её только для того, чтобы растрогать Мэри. Увы, даже слезы юной барышни не смягчили его нравы. Увы, умерла уже одна половина души Печорина. Увы, невозможно её уже восстановить. Печорин играет. Он изучил жизнь слишком хорошо. Он выше других людей и, зная об этом, не стесняясь, этим пользуется. Княжна Мэри, как и Бэла - очередной шаг к ответу на мучающий его вопрос «Кто же он в этой жизни?». День за днем, час за часом отравляет Печорин сознание бедного Грушницкого самыми противоречивыми утверждениями и измышлениями; он пренебрегает чувствами Мери, сознательно внушая ей надежду на взаимность и в то же время зная, что это самый бессовестный обман; он разбивает сердце старухи Лиговской, недвусмысленно отрекаясь от чести стать обладателем руки ее дочери. Роман Печорина с Мери является своеобразным проявлением войны против общества со стороны человека, которому тесно и скучно в пределах сложившихся отношений.

Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом - бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силой проявились “демонические” свойства его натуры: “сеять зло” с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца. Дуэль с Грушницким - показатель того, как попусту растрачивает свои силы Печорин. Он одерживает победу над Грушницким и становится героем того общества, которое презирает. Он - выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Печорин живет "из любопытства". Но это - с одной стороны, ведь с другой - у него неистребимая жажда жизни. Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего эгоиста”, глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Почему же так легко Григорий Александрович идёт на дкЛермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее. Откуда все это? Печорин сам дает ответ, написав в дневнике: "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: там они и умерли! " Крайний эгоизм и индивидуализм присущи Печорину. Он "нравственный калека". И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил. Мучительно ищет он выход, запутывается в противоречиях, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга. Но ничего, кроме пустоты не находит. Противоречиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравственной «болезнью». Подчеркивая двойственность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин -- жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются. Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки центральной идеей образа Печорина является выделение его из окружающей среды как сильной, яркой, действенной и в то же время трагической личности.

Вера играет особую роль в этой главе. В её любви есть та жертвенность, которая только мерещилась княжне Мэри. Вера питает к Печорину глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий, её любовь срослась с её душой. Чуткость её сердца помогает понять Вере до конца Печорина со всеми его пороками и скорбью. Все заботы Веры вытеснены жизнью сердца. Она знает Печорина наравне с ним. Если Грушницкий умирает от пули Григория Александровича со словами: «… я себя презираю, а вас ненавижу»; при расставании с Мэри, она шепчет ему: «Я вас ненавижу…», то Вера прощает ему и его слабости, и его жестокость. Свободная от кокетства женщина светского круга, Вера вызвала у Печорина наиболее сильное чувство. Но и по отношению к ней Печорин не свободен от проявления эгоцентризма. "С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий", - говорит Вера Печорину. Печорин не мог решиться связать свою жизнь даже с любимой женщиной. Он признается: "Как бы страстно я ни любил женщину, если она даст мне только почувствовать, что я должен на ней жениться, мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы своей не продам". А в сцене погони на лошади за уехавшей после убийства на дуэли Грушницкого Верой Печорин, загнав до смерти коня, "упал на мокрую траву и как ребенок заплакал". Но затем он пишет: "Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок. Все к лучшему!.." Все очень логично и трезво с точки зрения эгоистической логики и разума. Слезы - лишь причина нервного расстройства и голода, а чувства можно приберечь и на потом. В этом и заключалась вся любовь. Первый же порыв свежего ветра развеял печаль Печорина по поводу вечной разлуки с женщиной, которая, по его словам, была ему так дорога. Вернёмся к теме дуэли Александра Григорьевича с Грушницким. Почему Печорин так легко соглашается на дуэль? Печорин - атеист. У него нет веры ни в Бога, ни в Дьявола. Как следует, у него нет веры ни в жизнь и ни в смерть. Он не чувствует разницу между этим, поэтому так легко идёт на авантюру. Он не знает, что скрывается за словом смерть, и ему это неинтересно. Поэтому, безо всяких раздумий он превращает такие антонимы, как «жизнь» и «смерть» в синонимы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ повести «Княжна Мери» У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.

2 слайд

Описание слайда:

Пейзаж в повести Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури» ; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?.

3 слайд

Описание слайда:

Пейзаж в повести Какие выразительные средства использованы в описании? сравнения (как мохнатая персидская шапка), метафоры(амфитеатром громоздятся горы), олицетворения(ветки черешен смотрят мне в окна) , эпитеты)(серебряная цепь снеговых вершин)

4 слайд

Описание слайда:

Пейзаж в повести Каким настроением проникнуто описание? (восторженным, лирическим) Как это характеризует Печорина? (Он человек, обладающий чувством прекрасного, владеющий даром слова) Какие стихотворения Лермонтова напоминает вам последнее предложение(риторический вопрос)? (И скучно, и грустно…», «Когда волнуется…») Сделайте вывод о сходстве характеров автора и его героя

5 слайд

Описание слайда:

Печорин в системе образов повести Какие герои романа помогают читателю узнать характер Печорина?

6 слайд

Описание слайда:

Печорин в системе образов романа Максим Максимыч называет Печорина «странным», рассказчик замечает противоречивость его характера, отраженную во внешности. Является ли «водяное общество» идеальным для героя, ведь он принадлежит к нему? Сам Печорин отвечает на этот вопрос отрицательно: « Во мне душа испорчена светом…»

7 слайд

Описание слайда:

Печорин в системе образов романа Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают - Найдите соответствия между этим описанием и стихотворением « Как часто, пестрою толпою окружен»

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Печорин и доктор Вернер Можно ли портрет Вернера считать психологическим? Что в нем привлекает внимание? Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

10 слайд

Описание слайда:

Печорин и доктор Вернер Сопоставляются или противопоставляются герои? Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Почему они не стали друзьями? Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

11 слайд

Описание слайда:

Печорин и Грушницкий Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия.

12 слайд

Описание слайда:

Печорин и Грушницкий Какое впечатление производит Грушницкий? Прав ли Печорин, говоря о нем: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился.» В каких эпизодах раскрывается позерство и подлость Грушницкого?

13 слайд

Описание слайда:

Анализ эпизода дуэли 1. Роль эпизода в повести 2. Причина и повод дуэли 3. Условия дуэли 4. Поведение героев. Психологические детали, раскрывающие их состояние 5. Речевая характеристика 6. Роль пейзажа 7. Роль других персонажей

14 слайд

Описание слайда:

Печорин и княжна Мери Рассмотрите иллюстрации, охарактеризуйте историю Печорина и Мери

15 слайд

Описание слайда:

Княжна Мери У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят…

16 слайд

Описание слайда:

Почему Печорин решил завоевать Мери? Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.

17 слайд

Описание слайда:

Мери и Бэла. Одинаково ли отношение к ним? Послушай, милая, добрая Бэла! – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей? Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. – Или вы меня презираете, или очень любите! – сказала она наконец голосом, в котором были слезы. – Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли, – прибавила она голосом нежной доверенности, – не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение? Ваш дерзкий поступок… я должна, я должна вам его простить, потому что позволила… Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!.. – В последних словах было такое женское нетерпение, что я невольно улыбнулся; к счастию, начинало смеркаться. Я ничего не отвечал. – Вы молчите? – продолжала она, – вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?.. Я молчал…

18 слайд

Описание слайда:

Самоанализ Печорина Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

21 слайд

Описание слайда:

Подведем итоги «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец». Дайте свою оценку Печорину Прочитайте новеллу «Фаталист» Составьте словарь афоризмов печорина

22 слайд

Описание слайда:

Источники Фильм со страницы Рябизовой В.С http://www.sch1262.ru/lermontov/1121.html http://lermontov.sch1262.ru/1121.html http://www.kino-govno.com/movies/knjazhnameri/gallery/images/15 http://900igr.net/kartinki/literatura/Bela/060-Povest-Knjazhna-Meri.html http://history-life.ru/post64451910/ http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-vkl/Lre304-9.htm http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_8500.html http://il.rsl.ru/html/057/j05637.html http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/1226538/ - шаблон презентации Писаревская Т.А http://artcyclopedia.ru/portret_voennogo_(pechorin_na_divane)_1889-vrubel_mihail.htm http://900igr.net/fotografii/literatura/Bela/028-Pechorin.html- Печорин http://forum-slovo.ru/index.php?PHPSESSID=0i7ko7k5jl6mjgm3k85d8sp016&topic=28746.20- Даль и Миронов http://www.photosight.ru/photos/2195264/- цветок Слайд из презентации http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Bela/027-Povest-Taman.html

характеристика печорина в главе "княжна мери"=(поможите? и получил лучший ответ

Ответ от Puma[гуру]
В «Княжне Мери» нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.
В главе "Княжна Мери" показано противостояние Печорина и Грушницкого.
Встречаются оба героя как старые приятели. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. Их непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.
Печорин влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.
«Из чего же я хлопочу? » - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! » Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.
Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком) , тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге» , начинает сбываться.
Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.
В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.
Печорин признаётся Мери, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. В конце повести, уже находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно», -заключает он.
«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги.

Самой крупной главой из романа «Герой нашего времени» можно считать повесть «Княжна Мэри» (краткое содержание). Автор сделал ее сюжетно насыщенной. Она представляет собой дневник с записями Печорина.

В главе повествуется о 40 днях пребывания Г. Печорина на целебных водах в городах Кисловодск и Пятигорск. Она размещена после «Тамани». Примечательно, но большая часть происшествий в «Тамани» протекали в ночное время, когда глава «Княжна Мэри» берет начало в 5 утра. Можно предположить, что вступление этой повести отожествляется с утром, вселяет веру во что-то новое, что хочет Печорин отыскать в любви, дружбе. В то время, как завершение повести скреплено с печалью, несбывшимися планами, не оправдавшимися ожиданиями, утратами. Автор считает, что виновен не один Печорин, но и его ошибки, которые допускают все живые люди.

Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, княжна Мери и Вера – вот пять основных героев в главе «Княжна Мэри». Добрые, теплые отношения завязались у Печорина с 2-мя персонажами: Верой и Вернером. Мэри – девушка, к которой у Григория вспыхнули чувства, а Грушницкий стал первостепенным соперником в борьбе за сердце девушки.

Получается, любовный конфликт есть конкуренция (Печорин - Мэри), повиновение (Вера - Печорин), ненависть, презрение, проблема дружбы (Печорин – Грушницкий), податливость (Печорин - Вернер).

Главный подвох главы заключается в попытках Григория Печорина произвести эффект на молоденькую княжну, завладеть ее расположением, очаровать собой, несмотря на то, что та считает его скучным и вовсе не интересуется мужчиной. Герой ведет себя эгоистично и безнравственно относительно Мэри, а его отношение к Вере – это бесстыдное злоупотребление ее любви к нему.

Печорин понимает, что Вера любит его так, как никогда не будет любить Мэри, он задумывается об истинной, подлинной любви.

Последние фразы, сказанные Печорину как от лица Мэри, так и лица Грушницкого очень похожи, они оба говорят, что ненавидят Григория. Кажется, будто цель Печорина была услышать в свой адрес слова-признания в лютой ненависти, в очередной раз хотел убедиться, что нет любящих его людей. И он ее достиг. Печорин убил Грушницкого на дуэли и тем самым направил на себя еще выше волну ненависти и презрения со стороны княжны.

Любовь и ненависть, а также презрение являются ведущими чувствами между героями главы.

Повесть «Княжна Мэри» создана Лермонтовым по драматическим канонам, то есть она могла бы быть поставленной на театральных подмостках. Записки, ведущееся Печориным приводят к мысли о явлениях, природа – театр, основные места, где происходят действия –жилище Печорина, горы, колодец) – все это словно бы сценические декорации. Жанры этих выступлений – мелодрама, комедия фарс. Текст создан как в виде дневника, так и воспоминаний. Заметки из дневника вбирают в себя все дни, проведенные Печориным на целебных водах, кроме трех последних дней, которые представлены как воспоминания. Эти воспоминания – катастрофа Печоринской жизни: он утратил и любовь, и дружбу.

Вариант 2

Глава повествует об отношении главного героя к жизни, смерти, женщинам, любви и чести.

Печорин, находясь на отдыхе, ради развлечения влюбляет в себя княжну Мери Лиговскую. Эта история, как и отношения с Верой не имели никакой ценности для «лишнего человека», лишь тешили его самолюбие и позволяли занять время.

Конфликт с Грушницким был более важен, так как был основан на взаимной неприязни двух людей с разными характерами, разными системами ценностей. Для Грушницкого было важно не столько получить любовь княжны Мери, а скорее превзойти человека, который сильнее его и превосходит по многим параметрам.

Подлый поступок, на который пошел соперник Печорина по совету офицера, оставшегося безымянным, просто продемонстрировал настоящие качества Грушницкого, его моральную готовность совершить низкий поступок, даже пожертвовав представлениями о дворянской чести.

Для главного героя этой главы дуэль стала также серьезным испытанием, заставившим его проявить свои личные качества. Печорин, даже имея возможность до выстрела Грушницкого разоблачить того, показав, что его пистолет не заряжен, не воспользовался таким способом отвести от себя смертельную опасность. Бежать от нее на дуэли было низким поступком, свидетельствовавшим о трусости. Далее он проявил великодушие, позволив своему врагу выбрать смерть или сохранением жизни с навсегда замаранной честью и репутацией.

В результате Грушницкий был убит, Вера и доктор Вернер покинули главного героя, а от княжны Мери он отказался сам, так как слишком ценил свободу, чтобы вступить даже в выгодный брак. Он сожалел о Вере, увезенной мужем, но это было лишь нежелание терять то, что отбирают насильно, пока оно не наскучило.

Печорин опять остался один. Этим автор подчеркнул необычность этого персонажа, его внутреннюю силу, которая оказалась значительно больше, чем у окружавших его людей. Лермонтов еще раз продемонстрировал, что Печорину очень сложно, если вообще возможно, найти свое место в мире, в котором он жил. Он продолжил оставаться скорее равнодушным наблюдателем, не желая привязываться ни к чему и ни к кому всерьез, не имея смысла жизни.

Анализ главы 3

Наверное, каждому известно популярное и знаменитое произведение под названием «Герой нашего времени». Среди других героев там есть одна очень красивая девушка по имени Мэри. Здесь показана жизнь людей, которые родились и жили в тридцатых годах.

Одним из главных героев является Печорин. Это добрый и веселый человек. Он никогда не сидит на месте и находится в постоянном движении. Печорин прекрасно знает о том, что у него имеется огромное количество разных недостатков, а также ему нравится обсуждать еще и недостатки других людей. У него даже не было смысла в жизни, а все, потому что он воспитан в советское время.

А вот в девушке по имени Мэри имеются все положительные качества, которые только имеются у человека. Многие считают ее прекрасной девушкой, которая всегда и во всем готова помочь любому человеку. Но если рассмотреть ее хорошенько, то она является горда и прежде, чем помочь она тщательно рассмотрит человека. В некоторых ситуациях она ведет себя гордо и независимо, а это может не каждому понравится.

Пока Печорин идет на дуэль с Грушницким, Мэри, узнав об этом, очень сильно заболела. Мать девушки считает, что он пошел на дуэль только потому, что испытывает к ней чувства.

Теперь Печорину нужно обязательно зайти к ней в комнату и узнать, что с ней случилось. Он прекрасно понимает, что чувств к девушке у него нет и никогда не было. Кроме этого он рассказывает Мэри про все свои недостатки. Больше всего на свете он ценит свободу и ни на что не собирается ее менять.

У него никогда не было друзей и везде и все он решает самостоятельно. Многие могут подумать о том, что он дружит с Грушницким, но на самом деле это не так. Вера старается сделать так, чтобы Печорин не только ее заметил, но и полюбил. Вот только этого так не произошло.

Произведение «Герой нашего времени» рассказывается про одного человека, который в этой жизни является одиноким. Вся его жизнь состоит из различных разочарований и неприятностей. Сколько бы он не старался подружиться то с одним, то с другим человеком, но итог один, его все бросают и опять он остается один. Печорин прекрасно понимает, что его здесь никто не понимает и вряд ли найдется человек, который его действительно поймет. Но, оказывается, есть человек, понимающий его, и этим человеком является Вера.

Раньше Печорин был добрым и ранимым человеком. Но общество все расставило по своим местам. И постепенно это накалило его, и он перестал чувствовать то, что чувствуют другие и если это нужно он готов идти по головам.

  • Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение

    В мире, где не любят и все эгоистичны, отзывчивая и чувствительная Лариса вначале ощущает себя неуютно. Отчетливо видно, как в самом начале, сидя на берегу, она любуется на Волгу

  • Характеристика и образ Оли Мещерской (Лёгкое дыхание Бунина)

    Оля Мещерская - главная героиня рассказа «Легкое дыхание» Ивана Бунина. Это юная девушка, гимназистка. Она чуть старше пятнадцати лет.

  • История жизни Владимира Дубровского (судьба героя, воспитание) 6 класс

    Владимир Дубровский является главным персонажем одноименного романа, представленным автором в развитии, начиная с беспечного разгульного юноши и превращаясь в благородного разбойника

  • Рассказать друзьям