Название известных музыкальных произведений про лето. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года. "У камелька". Январь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.


Композиторов разделяют два с половиной столетия, однако творчески их объединяет яркое новаторство и неистовая страстность.

"Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя "Вивальди" является синонимом "Времен года" и наоборот. В четырех концертах великолепно отражено настроение и чувство каждого месяца в году.
Вивальди мастерски передает в музыке ветер, штиль, дождь, невыносимый зной, дискомфорт зимнего холода, замирание природы.

В отличие от Вивальди, цикл Пьяццоллы начинается не с "Весны", а с "Осени", потому, что в южном полушарии, где расположена Аргентина, всё наоборот: когда в Италии весна, в Буэнос-Айресе стоит осень…

Астор Пьяццолла не стал делать транскрипцию полюбившегося ему произведения Вивальди, а создал его аналог. Его "Времена года в Буэнос-Айресе" – это четыре танго: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето". Эта музыка уже давно возведена в разряд таких хитов, на которые приходят ради самого названия. Композитор смело сочетает латиноамериканские и джазовые мотивы с классической музыкой.

"Человек с давних лет был частью окружающего его мира. Сама природа одарила его понятием "Времена года". Эта поэтическая вечная тема всегда вдохновляла творцов на создание гениальных произведений.
У великого итальянца А. Вивальди – это изумительный рассказ, а вернее "музыкальные пейзажи", ожившие в музыке, понятные и дорогие благодатному слушателю.


Из XVIII века А.Вивальди, мы попадаем в XX столетие с помощью знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. С погодой в Буэнос-Айресе не соскучишься. Времена года здесь зеркально симметричны. Пронзительная энергичная музыка, где скажем осень – как наша вечная пора обновления, как и весь цикл, вводит нас в мир снов, мечтаний, музыкальных импровизаций, латиноамериканского темперамента.
Времена года такие разные, подобно человеческой жизни, проходят перед нами, оставляя в душе замечательную музыку, которая будет звучать сегодня и всегда." | О.Ойстрах

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

"Времена года" в произведениях и обработках других композиторов:

  • Шарль Анри Валантен Алькан (французский пианист-виртуоз, композитор-романтист ) — цикл "Месяцы" ("Les mois") из 12 характеристических пьес, op.74.
  • А. К. Глазунов (русский композитор, дирижёр ) — Балет "Времена года", Op. 67. (Весна, Лето, Осень и Зима).
  • Джон Кейдж (американский композитор авангардист ) — Времена года (Балет Мерса Каннингема на музыку Джона Кейджа), 1947 г.
  • Жак Лусье (французский джазовый пианист ) — Трио Жака Лусье, джазовые импровизации на музыку "Времена года" Вивальди, 1997 г.
  • Леонид Десятников (советский, российский композитор ) — включивший во "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы цитаты из "Четырех сезонов" А. Вивальди, 1996-98 гг.
  • Ричард Клайдерман (французский пианист, аранжировщик ) — Инструментальная версия аранжировки "Времена года" Вивальди.

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Природа удивительно разнообразна красками и формами. А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных!

Природа-настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы.
Музыка и стихи - это то прекрасное, без чего человек не может жить. Многие композиторы, поэты сочиняли прекрасные произведения о красоте природы. В природе есть душа, в ней есть язык, и каждому дано услышать этот язык, понять его. Многим талантливым людям, поэтам, музыкантам удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты - барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодоря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Особое место у нас в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича Рахманинова.

Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.
Одним из самых лучших романсов Рахманинова на слова Ф. Тютчева является "Весенние воды", полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят..
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Рахманинов. "Весенние воды".


Рахманинов. Романс "Весенние воды".


Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и писать, мы наизусть помним его проникновенные строки.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

В жизни поэта любовь и природа занимают особое место.

. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него - разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть, восхищать и восхищаться:

Федор Тютчев. Стихотворения.


Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс - одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья.

.П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Чайковский. Романс "Благославляю вас леса".


Русский композитор Римский-Корсаков знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Римский - Корсаков. Вступление к опере "Садко".


Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе - восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
Рассвет Мусоргского начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.


Мусоргский. "Рассвет на Москве реке".



Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.». Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, - знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс. "Лебедь"


Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора. У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей - они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству - золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн. Симфония № 103, финал.


Текст составлен из разных источников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Южно-Сахалинска

конспект урока музыки по теме

«Времена года в музыке».

3 класс

Учитель: Ким Елена Енчуриевна

Конспект урока музыки по теме «Времена года в музыке». 3 класс

Цель урока : обобщить знания детей о единстве музыкальной речи композиторов разных стран.

Задачи:

    Научить определять самостоятельно настроение услышанной музыки.

    Расширить музыкальный кругозор, укрепить вокальную интонацию, развить ритмический слух.

    Продолжить воспитывать толерантные чувства, развивать любовь к музыке.

Оборудование:

Музыкальные термины

Картины Шишкина, Юона «Зима»

Карточки (зеленые, красные)

    Вводное слово учителя

Мы всю четверть говорили о музыкальной речи, о том, что музыка имеет свои средства музыкального языка, свои интонации, мелодию, ритм, характер.

Что может изображать музыка? (человеческий характер, полет шмеля, стук колес, шум воды)

А так же музыка может рисовать картины природы, времена года.

Сегодня мы продолжим тему «Времена года».

Я прочитаю вам загадки, когда это бывает?

    Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (зимой)

    Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весной)

    Солнце печет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? (летом)

    Пусты поля

Мокра земля

Дождь поливает

Когда это бывает? (осенью)

С давних пор музыка связана с картинками природы. В звучании музыкальных инструментов можно услышать зимнюю стужу, пение птиц, водную стихию, шелест листвы.

Сегодня мы будем слушать музыку иностранных композиторов Антонио Вивальди и русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» и сравним их.

    Тема урока: «Времена года в музыке»

Краткие сведения о композиторе П.И. Чайковском

Сообщения детей

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе –заводе на Урале. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои свободные минуты. Семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Родители будущего композитора были музыкальны и часто проводили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. С детства он проникся красотой русской народной музыки. Это позднее нашло отражение в его творчестве. Альбом П.И.Чайковского «Времена года» был создан в 1876 году в Петербурге. Это было 135 лет назад.

Музыкальный альбом составлен из 12 пьес.

А знаете, что такое пьеса?

Пьеса- небольшое музыкальное произведение (читает ребенок)

А почему 12 пьес? (сколько месяцев в году- по числу месяцев)

Прослушайте музыку Чайковского. Какое время года вы услышали в музыке? Музыку исполняет симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова.

Чайковский «Октябрь»

Какая музыка по характеру? (заунывная, печальная, грустная)

Сейчас мы прослушаем музыкальную картину «Осень» из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Какая музыка по характеру? (печальная, идет дождь, листья опадают, улетают птицы)

Сообщения детей

Краткие сведения о композиторе Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Скорее всего, именно отец и стал его первым музыкальным наставником. Он научил его игре на скрипке. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции.

Вивальди- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства 17 века. Создал жанр сольного концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача- виртуоза.

Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в 18-19 веке, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах 20 века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора.

    Прослушивание произведения «Ноябрь, на тройке»

Ноябрь- хотя и осенний месяц-, но зима уже настает. Сели подобнее в сани- по зимнему лесу на тройке.

Закройте глаза, вслушайтесь в звучание и попробуйте представить. Что рисует в своей музыке композитор, какие чувства выражает в музыке.

Заметили, как меняется характер музыки? (прослушать половину, представить картину, прослушать до конца)

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия- песнь ямщика.

Природу рисуют художники. Может быть именно после прослушивания этой пьесы у художника Николая Сверчкова родилось это произведение.

Как хорошо в зимнем лесу! На ветвях лежит снег, огромные сугробы. Широкая дорога ведет вдаль. Мчатся с веселым перезвоном сани, запряженные тройкой лошадей.

    Чайковский «Февраль»

Вивальди «Зима»

Какая музыка по характеру?

Что представили? (ветер, вьюгу, когда метет)

Что вы заметили? (чувства испытываете одни и те же, эмоции одни и те же)

    Прослушивание произведения Вивальди «Весна»

Сам Вивальди дал описание весны: птички приветствуют своим пением, бегут ручейки. Небо покрыто темными тучами. Молнии и гром возвещают весну. На цветущей лужайке пастушок.

Прослушивание произведения Чайковского «Март»

Музыка первого месяца весны называется Жаворонок. Она нежная, звонкая. Очень похожа на трели жаворонков, свежий аромат весны.

У русского художника Левитана «Март». Как удивительно похожи музыкальная пьеса Чайковского и картина Левитана. Художник постарался передать холодноватость мартовского воздуха, но уже греют солнечные лучи, подтаивает снег. Вся природа ждет настоящей весны.

    Физминутка «Улыбка»

Солнышко светило у нас в душе, в душе была весна, радость, улыбки.

    Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями. Чайковский мечтал, чтобы люди любили природу, друг друга, стремились к добру. Музыка Чайковского всегда жива в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому, что она вечна.

В Москве установлен памятник русскому композитору. 7 мая-170 летие.

    Итог урока

Итальянский композитор Вивальди и русский композитор Чайковский жили в разное время и в разных странах. Вивальди в 17 веке в Италии. Чайковский в 19 веке в России. А чувства и настроение испытывали одни и те же.

Вывод: язык музыки понятен для людей всех стран. У музыки нет границ.

    Рефлексия

Чем отличается музыка Вивальди от музыки Чайковского? (Вивальди- скрипка, Чайковский- симфонический оркестр- скрипка, виолончель, труба, волторна)

    Закрепление

Как вы отличаете музыку Вивальди от музыки Чайковского? (включаю отрывки музыки, если звучит Вивальди – покажите красную сигнальную карточку, а если звучит музыка Чайковского- синюю)

Почему вы так думаете?

    Продолжим тему «Времена года в музыке»

Современная песенка о зиме (разучивание песни)

Кто это идет к нам в гости? (медведь)

Что вы знаете о медведе? (зимой спит)

Узнаем, почему медведь зимой спит.

1 куплет. Раз морозною зимой. (1 ряд)

2 куплет. Подняла лисица крик (2 ряд)

3 куплет. С той поры медведь решил. (3 ряд)

    С приходом зимы все преображается. Зиму старались передать в своих творениях многие художники.

    Юон, Шишкин, «Зима»

Что вы видите на картине? Какое чувство? (радости, спокойствия)

Я думаю, что творчество Чайковского вдохновило вас на творчество.

Творческое задание: вы будете рисовать под музыку зиму.

    Итог урока:

Музыка может передать чувства, настроение. Язык музыки понятен для всех людей. У музыки нет границ. Язык музыки понятен для взрослых и детей.

Рассказать друзьям