Размышления о чести и совести (По произведениям русской литературы XIX века). Аргументы на тему: честь = (честность, достоинство. благородство, порядочность) Проблема чести и бесчестия в русской литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Существует много понятий чести. Например, воинская честь, рыцарская честь, честь офицера, дворянская честь, честное купеческое слово, рабочая честь, девичья честь, профессиональная честь. А ещё есть честь школы, честь города, честь страны.

Некоторые частные проблемные вопросы, которые могут встретиться в текстах:

В чём заключается суть этих видов чести?

Что нужно, чтобы беречь честь смолоду?

Честь: бремя или благо?

Можно ли запятнать "честь мундира"?

Что такое «поле чести»? Что защищают на этом поле?

Что такое суд «кадетской чести»? Каким может быть его приговор?

Современно ли сегодня слово «честь»?

Петр Гринёв. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Честь, совесть и достоинство для Петра Гринёва, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», были главными принципами его жизни. Он всегда помнил наказ отца: «Береги честь смолоду».

Гринёв посвятил Маше Мироновой любовные стихи. Когда Алексей Швабрин оскорбил Машу, сказав Гринёву, что она девушка лёгкого поведения, Пётр вызвал его на дуэль.

После игры с Зуриным Гринев должен был отдать долг. Когда Савельич пытался его остановить, Петр нагрубил ему. Вскоре он раскаялся и попросил прощения у Савельича.

Во время присяги Пугачеву Пётр Гринев не признал в нём государя, так как присягал на верность императрице. Воинский долг и человеческая совесть для него - самое главное в жизни.

Николай Ростов. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

В Павлоградском полку у эскадронного командира Василия Денисова, потерялся кошелёк. Николай Ростов понял, что нечестным оказался офицер Телянин. Ростов нашёл его в трактире и сказал, что деньги, которыми тот расплачивается, принадлежат Денисову. Когда Ростов услышал жалобные, отчаянные слова Телянина о родителях-стариках и его мольбу о прощении, он почувствовал радость, и в тоже мгновение ему стало жалко этого человека. Николай решил отдать ему эти деньги.

Ростов при других офицерах сказал полковому командиру Карлу Богдановичу Шуберту о том, что случилось. Командир ответил, что тот лжёт. Ростов считал, что нужно вызвать Богданыча на дуэль. Во время обсуждения офицеры говорили о чести Павлоградского полка, о том, что недопустимо «из-за одного негодяя весь полк осрамить». Николай Ростов обещал, что никто не узнает об этом случае. Офицер Телянин был исключён из полка.

Андрей Болконский. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

В 1805 году австрийская армия под командованием генерала Мака (Макка) потерпела поражение от Наполеона.

Князь Андрей увидел, как офицер Жерков решил пошутить над австрийскими генералами – союзниками России, сказав им: «Имею честь поздравить». «Он наклонил голову и… стал расшаркиваться то одной, то другой ногою».

Увидев такое поведение офицера русской армии, князь Андрей Болконский взволнованно проговорил: «Да ты пойми, что мы – или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке,… но не вам».

Николай Плужников. Повесть Б.Л.Васильева «В списках не значился»

Главный герой повести Бориса Васильева «В списках не значился» - это представитель поколения, которое первым приняло на себя удар фашистов.

Б.Васильев дает точную дату его рождения:12 апреля 1922 года. Лейтенант Николай Плужников прибыл в Брестскую крепость накануне войны. Он ещё не значился в документах части. Он мог продолжать воевать за пределами этого жуткого места, тем более, что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже не было таких мыслей.

И Николай начинает войну. Еврейская девушка Мирра своими словами: «Ты Красная армия»,- укрепляет уверенность Плужникова в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути – защитника родной земли. Он станет одним из тех, кто наводил ужас на фашистов из «темных стреляющих подземелий». Он будет нести службу до последнего вздоха.

Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отвагой уважение даже у врага. Когда лейтенант выходил из катакомб, немецкий офицер, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты чётко вскинули оружие. Враги отдавали Николаю Плужникову высшие воинские почести.

На мой взгляд, честь и совесть – ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь – это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей. Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о чести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей.

На мой взгляд, именно

Из-за этой вариативности понимания проблема чести и совести волновала писателей, поэтов и других людей творческих профессий во все времена, поэтому мне кажется, что наиболее оправданным было бы рассмотрение проблемы чести и совести на основе произведений разных писателей различных жанров. Они играют ведущую роль в истории русской литературы XIX века: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Несмотря на то что все произведения относятся к XIX веку, мне кажется, что представление чести в них довольно различно, а это позволяет рассмотреть проблему наиболее объективно.

Сначала, как мне кажется, следует изучить самый важный аспект проблемы – понятие чести. Герой каждого из вышеназванных произведений понимает ее по-своему. У Пушкина, на мой взгляд, самое классическое, простое и в то же время самое близкое мне по духу понятие чести… Один из главных героев «Капитанской дочки», Петр Андреевич Гринев, понимает честь именно как действие всегда по совести.

Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней – это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть основная составляющая чести у Гринева – это долг. Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Но в опасные, тяжелые моменты любовь все же преобладает над долгом по отношению к Отечеству, как это обычно и бывает, и Гринев готов рисковать военными силами ради спасения Маши. Тогда в разговоре с генералом Гринев заявляет: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». Наверное, это оправдывается тем, что любовь – высшее из всех возможных чувств, а тем более любовь к определенному человеку. Отечество – понятие общее, включающее в себя много других, к нему практически невозможно питать те же чувства, что и к любимой девушке. Поэтому такое поведение Гринева можно в какой-то степени оправдать.

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя вроде бы отрицательного, – Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно эта ограниченность, как мне кажется, позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет!». Это говорит Пугачев в ответ на сообщение о том, что Швабрин держит Машу в неволе, принуждая выйти за него замуж.

Довольно похожая, на мой взгляд, ситуация есть в «Дубровском». Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого зиждется на его положении и истории его рода. Одна из основных составляющих чести в понятии старшего Дубровского – это гордость. Именно она не позволяет ему сносить оскорбления слуг богатого соседа Кирилы Петровича Троекурова: «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря Парамошку с повинною, а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин». Эта чрезмерная гордость позволяет Дубровскому довести дело даже до суда с бывшим другом, а в конце концов и до собственной смерти.

У сына же Дубровского, Владимира, снова, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг. В первую очередь, конечно, долг перед отцом заставляет его мстить Кириле Петровичу, но позднее злое чувство мести гасится возникшим чувством любви к дочери Троекурова. Тогда долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви. Молодая горячность Владимира Дубровского позволяет его мести разрастаться практически до уровня бандитизма, а любовь заставляет его в конце концов свернуть с этой дороги грабежей, разбоев и варварства. И в этой перемене, как мне видится, ведущую роль играет совесть, пробужденная именно его новой любовью. Таково было понимание чести в произведениях Пушкина, в начале XIX века. В принципе, в большинстве случаев это пушкинское понимание чести, на мой взгляд, сохранилось и поныне.

Абсолютно другой взгляд на понятие чести мы встречаем у Лермонтова. Герой Лермонтова Печорин вообще не типичный персонаж, а исключительный. Это можно выяснить даже из самого названия романа. Герои всегда редки и исключительны, это – единицы. Поэтому и честь Печорина – это честь другая, исключительная. Печорин знает и предвидит все, он образован и неплохо разбирается в человеческих отношениях… Печорин позволяет себе многое, и единственное, что сдерживает свободу его действий, – это остатки былой души и совести. После дуэли с Грушницкиму Печорина что-то немного дрожит внутри. «Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза… У меня на сердце был камень». Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются, как мне кажется, ощущением исключительности собственного предназначения. Поэтому я бы сказала, что главной и единственной составной частью чести у Печорина является его исключительность. Вернее, чести в обычном понимании нет! Есть только остатки совести, которые в совокупности с осознанием важности собственного предназначения образуют как бы «бесчестие в чести».

По-моему, отсюда можно сделать вывод, что Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова. У него тоже понятие чести очень личностно и своеобразно, оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором. Раскольников не признает общества и хочет жить лишь по собственным, им самим придуманным и взлелеянным законам. Но существовать ему приходится именно в обществе, а оно обычно не принимает людей, отрицающих его законы, поэтому наличие своеобразного и довольно необычного понимания чести и то, что Раскольников не думает вначале о людях вокруг него вообще, позволяет ему совершить убийство старухи. Но совесть заставляет его в итоге сдаться в полицию. Эта придуманная им самим разновидность чести позволяет Раскольникову лгать следователю Порфирию Петровичу, отпираться, не признаваться в совершении преступления: «Лжете вы все!.. Я не знаю ваших целей, но вы все лжете… Вы лжете!».

Другое понимание чести встречается у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести. Совесть же Свидригайлова – это исключительно его память, в частности привидения, его посещающие. Память пробуждает в нем доброту, участие, сострадание, понимание людских бед. И, как мне кажется, в первую очередь совесть и любовь заставили его «уехать в Америку», не позволили жить дальше… Любовь и честь…

Таким образом, я могу сказать, что во всех заявленных в начале сочинения произведениях так или иначе прослеживается мотив чести и совести. У Пушкина честь и совесть взаимосвязаны и, на мой взгляд, обыкновенно присутствуют у любого человека, возможно, в разных проявлениях. У Достоевского, пожалуй понятие общественной чести применительно к обычному человеку исчезло полностью.

Честь и совесть – одна из важнейших характеристик души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях почти всех русских писателей XIX и XX века. А понимание чести, как выяснилось, может быть различным. Это объясняется, на мой взгляд, разным мировоззрением писателей. Но, несмотря на внешне различное понимание и проявление чести у героев Достоевского, Пушкина и Лермонтова, всегда остается актуальной важность понятий чести и совести для личности и сила их влияния на душу человека, на его чувства и поступки.

Русский язык - это довольно сложный предмет, но без его изучения никак не обойтись. По окончании школьного образования обязательно каждый ученик проходит единый государственный экзамен.

Наиболее трудная часть экзамена - сочинение. Нужно готовиться к ЕГЭ ежедневно, для легкости написания творческой работы необходимо выучить клише, тогда и работа будет минимальной. Как известно, в сочинении необходимо приводить аргумент, проблема чести очень часто встречается. Именно по этой причине мы подробно разберем эту тему.

"Капитанская дочка"

Это знаменитое произведение Александра Сергеевича Пушкина, где встречается по заданной теме аргумент. Проблема чести в «Капитанской дочке» выходит на первый план. Даже если вспомнить эпиграф этой повести, то вспомним такие слова: «Береги честь смолоду».

Для начала проясним, Порядочность героев произведения, нравственные качества их. Кто ее олицетворяет? Примером могут служить и Гринев, и родители этого героя, и семья Миронова. С какой еще стороны можно рассмотреть эту проблему? Приведем аргумент (проблема чести) с точки зрения любви к своей Родине: Гринев в повести является человеком слова и чести. Это отражается как в отношении Маши, так и в отношении верности своей Родине.

Кроме того, в произведении «Капитанская дочка» приведено противопоставление героев (Гринев и Швабрин), это полные антиподы. Первый - человек чести, а вот второй не имеет ни чести, ни совести. Это очень грубый и которому ничего не стоит нагрубить девушке или переметнуться на сторону противника. Швабрин обладает таким качеством, как эгоизм, что несовместимо с понятием «честь».

Как же формируется такое самое высокое нравственное качество личности, как честь? Приводя аргумент "проблема чести", необходимо выделить, что такое качество формируется еще с самого детства. Мы это видим на примере Гриневых, честь - это основа характера этой семьи.

"Тарас Бульба"

Где же еще встречается проблема чести? Аргументы можно подобрать и в знаменитом произведении Николая Васильевича Гоголя.

У главного героя есть два сына, которые полностью противоположны по своим нравственным качествам. Остап был честным и отважным. Он не боялся взять вину на себя, например, оборванный сад. Ему не свойственно предательство, умер Остап в ужасных муках, но остался героем.

Другое дело - Андрий. Он по своей натуре легок и романтичен. Всегда думает о себе в первую очередь. Он без зазрения совести сможет обмануть или предать. Самое большое предательство Андрия - переход на сторону врага из-за любви. Он предал всех своих близких людей, умер он с позором от рук своего отца, который не смог пережить и простить сыну его поступок.

Чем же поучительно произведение? Очень легко поддаться своим чувствам, но не стоит забывать о тех людях, которым ты дорог. Предательство на войне - это самый ужасный поступок, а человеку, совершившему его, нет прощения и пощады.

"Война и мир"

Проблема аргументы мы сейчас приведем, встречается в романе Льва Николаевича Толстого. Роман посвящен самой страшной войне, когда воевала Россия против Наполеона. Кто же здесь стал олицетворением чести? Такие герои, как:

  • Андрей Болконский.
  • Пьер Безухов.
  • Наташа Ростова.

Это качество проявили все эти герои в определенных случаях. Первый отличился в Бородинском сражении, второй - своим желанием убить противника, а Наташа Ростова помогала раненым. Все были в одинаковом положении, каждому были даны свои особые испытания. Но люди чести, патриоты своей страны смогли одержать верх над противником.

"Два капитана"

Проблема аргументы которой мы сейчас приведем, встречается нам на страницах повести В. Каверина. Стоит сразу обратить внимание на то, что произведение написано в тысяча девятьсот сорок четвертом году, во время войны с фашистами.

В эти тяжелые для всех времена такие понятия, как достоинство и честь, ценятся в людях, прежде всего. Почему повесть так называется? Капитаны, о которых идет речь: Саня Григорьев и Татаринов. Их порядочность объединяет их. Суть произведения заключается в следующем: Саня заинтересовался пропавшей экспедицией Татаринова и отстоял его честное имя. Он это совершил, несмотря на то что оттолкнул от себя Катю, которую он успел сильно полюбить.

Произведение учит читателя тому, что идти всегда надо до конца и не останавливаться на полдороги, тем более, если речь идет о чести и достоинстве человека. Люди, которые живут бесчестно, всегда будут наказаны, нужно только немного времени, справедливость всегда восторжествует.

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.

Тема чести - одна из основных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь. Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий - пугачевского бунта.

Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты. Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.

Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева. Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.

Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея.

Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия. Следовать кодексу чести или нет - это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.

У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.

Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.

В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны Барашкиной писатель показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. В отрочестве героиню обесчестил богатый дворянин Тоцкий. Долгое время живя у него на содержании, Настасья Филлиповна опустилась, прежде всего, в своих глазах. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Уверовав в свою порочность и бесчестие, она стала вести себя подобающим образом. Настасья Филлиповна считала, что она недостойна счастья и искренней любви, поэтому не вышла замуж за князя Мышкина.

Рассказать друзьям