Картина чюрлениса дружба художественный смысл. Дружба - Чюрлёнис М.К. Текст подготовил Андрей Гончаров

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картина Микалоюса Чюрлёниса «Дружба» написана в 1906 году. Художник посвятил её своей подруге и искренней поклоннице его таланта Бронеславе Вольман.

Биографы Чюрлёниса отмечают, что он был спокойным, добрым, сердечным, открытым и мечтательным человеком, имеющим сильное влияние на окружающих его людей.

Друзья называли его «необыкновенным человеком, отмеченным не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой» Он разливал вокруг себя какой-то свет.

Музыкант и художник в одном лице, он тонко и душевно воспринимал мир, стараясь наполнить его умиротворением.

Картина может стать символичным подарком вашим друзьям и близким.

Купить репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Дружба художника Микалоюса Чюрлёниса на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Микалоюса Чюрлёниса Дружба: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Микалоюса Чюрлёниса на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Микалоюса Чюрлёниса. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Микалоюса Чюрлёниса на натуральном холсте.

Микалоюс Чюрлёнис родился в 1875 году. Его отец был органистом. Дед – вольным литовским крестьянином. В семье говорили на польском языке.

Стал известен не только как художник, но и как композитор.

Музыке учился с 14 лет в музыкальной школе князя Михаила Огинского в Плунгянах.

После смерти князя, Чюрлёнис, оставшийся без стипендии, вынужден был покинуть Лейпциг и уехать в Варшаву. В 1902-1905 годах он учился живописи в рисовальной школе Яна Каузика (1902-1905) и художественном училище (1905) у Стабровского в Варшаве. Работы Чюрлёниса получили одобрение, и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.

Около 1904 году он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором. Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.

Успех художнику принесла работа «Покой»

В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.

В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.

В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей Софией Кимантайте-Чюрлёнене, увлечённой идеей поднять уровень литовской национальной культуры, и женился на ней в 1909 году.

Осенью 1908 года был приглашен Сергеем Маковским в Петербург для участия в выставке «Салон». Таким образом Чюрлёнис вошел в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.

В 1909 году Чюрлёнис создал свою наиболее масштабную работу - занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписал его, использовав стремянки. Но этот его труд оказался непонятым, что серьёзно повлияло на психическое состояние автора

К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в санаторий "Красный Двор" в варшавском пригороде.

В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от внезапной простуды.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Микалоюса Чюрлёниса не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Я полечу в далекие миры,
в край вечной красоты,
солнца и фантазии,
в заколдованную страну..
М.-К. Чюрленис

Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса. Он кажется необычен, но скорее всего он непривычен. Он принадлежит к числу тех кто ведет за собой, давая простор нашему воображению. Романтикой фантазией, силой гения восхищались многие великие творцы. Творчество М.К. Чюрлениса - величайший гимн природе, космосу, пытливому человеческому разуму.

М.К. Чюрленис родился 22.07.1875 года в местечке Друскининкай. Его отец был крестьянином из породы «чудаков» Уже взрослым выучился музыке. С шести лет М.К. Чюрленис начал учится музыке и играл в костеле на органе. В 11 лет он попадает играть в оркестре князей Огинских. Михаил Огинский внук знаменитого Огинского, увидел в мальчике талант и помогал ему заниматься музыкой.

В 18 лет М.К. Чюрленис едет в Варшаву учиться в консерватории. Платить за обучение взялись Огинские. Здесь он занимается серьезно музыкой, но еще и филологией, естественными науками. Он изучает алфавит, письмена финикийцев, халдеев, ассирийцев, изобретает свой алфавит. Недаром в его картинах мы видим знаки неких загадочных письмен. Знакомиться с географией, геологией, химией, физикой. Пишет он много фортепьянных пьес, сам их блестяще исполняет. В 23 года в 1899 году заканчивает Варшавский музыкальный институт. Музыка Чюрлениса- прозрачна, хрупка, сосредоточенна и сдержана. В музее Чюрлениса всегда звучит его музыка. После консерватории ему предлагают занять место директора в Любляне - большом городе. Но в 25 лет он пишет в своем дневнике слова, которые поражают нас как сбывшееся предсказание.

«Ведь я представлял себе счастье таким близким и возможным, однако решил: счастлив не буду. Это так же верно, как умру. Слишком легко ранимый, слишком, все близко воспринимаю к сердцу; чужих людей не люблю и боюсь их; жить среди них не умею. Деньги меня не привлекают, ожидает меня нужда. В своем призвании сомневаюсь и ничего не достигну. Буду как бы на руинах своего недостроенного замка, образ которого глубоко лежит в душе».

Любовь к нежно и горячо любившей его девушке не принесла ему счастье, ее выдали за богатого вдовца. Но образ первой любви навсегда вошел в музыку и картины художника.

И так 1901 год. Чюрленису-25 лет.Остается жить десять лет. И с этого времени, будто влекомый чьей то властной решимостью М.К. Чюрленис начинает резко меняться. Он каждые 2-3 года другой. Он чаще всего задумчивый, даже робкий. Любимые слова: Не сердитесь… Он начинает баловаться для развлечения рисунками.

Выдержки из письма:

"Купил краски и холст. Наверно, ты скажешь, что холст мог бы пригодиться на что-нибудь другое. Мой дорогой, я тоже чувствую угрызения совести из-за этих истраченных марок, но должен же я иметь на праздники какое-то развлечение".

"Написал море, где вдали исчезают корабли, но так как вода вышла слишком зеленая, то пару раз перечеркнув, кистью море превратил в луг, а корабли в губы, и у него литовская деревня."

Подросли братья. Уже трое из них в Варшаве, Чюрленис взялся содержать их, изнуряя себя, беготней по урокам, сам голодая, имея единственные ботинки с дырками.

Месяц за месяцем начинает изучать он искусство живописи. Альбомы полны зарисовок, фигур, этюдов и т.п. Свои картины он не берег, дарил, поэтому сейчас многие его картины в разных странах. В 1903 году пишет свою первую картину маслом « Музыка леса»

Картина проста, образы ее понятны: Вертикальные стволы деревьев пересечены изогнутой ветвью, что создает подобие арфы в расплывчатой руке, изображает играющий на арфе ветер.

И снова Чюрленис учиться. Теперь в художественной академии.

В 1903 году пишет картину «Покой»

Она оставляет чарующее впечатление у всех ее видевших. Репродукция передает спокойное недвижное величие разлегшегося поверх уснувших вод острова, который так похож на хвостатое животное. Два глаза?- рыбацкие костры? - взирают куда то в пространство, завораживают притягивают взгляд. Это и игра природы: знакомые очертания холмов, камней, это и сказка о морском звере и чудо-юдо рыба кит.

В 1905 году он создает цикл работ из ста задуманных (написано 13) - «Сотворение мира».

Краски Чюрлениса воодушевленно вибрируют, они прозрачны. Так в первой картине космическая пыль, странный туман. В других неизвестные расширения, удивительные по форме и по цвету.

Чюрленис “Соната солнца”

Аллегро — из хаоса появляются солнце, планеты. «Соната Солнца» - силуэт «архитектурной» композиции, силуэт летящей птицы, солнечный круг с лучами, ряд деревьев. Все это дано в предельно обобщенной, абстрагированной манере, так что каждый из этих образов воспринимается как знак, а не «предмет». Зрительная память легко запоминает эти образы-знаки, и далее созерцание картины превращается в некую комбинационную игру, которую ведет сознание, непроизвольно отмечающее повторы, трансформации, увеличения и уменьшения тех же знаков, наложение их друг на друга, «проникновение» друг в друга. Эти знаковые комбинации, данные в «утренней» гармонии туманных силуэтов и золотых солнц, сочетаются с близким по колориту фоном (желтизна незакрашенного листа и слабая подцветка синим облаков и туманностей вокруг солнц). Неким преобразованием знака «солнце» становится изображение «гаснущих солнц» — это солнца с темными лучами (в проемах ворот в нижней части картины), а также объединение в одно графически-целое исчезающе-мелких солнц, тоже «гаснущих», с крыльями летящих птиц (в левой верхней части).Еще раз возвращаясь для сравнения к «Фуге», можно увидеть, что композиционно «Аллегро» решено так же, как левая часть «Фуги» (от левого края до вертикали, проходящей через большую ель). Это совпадение, хотя, конечно, и отражает некую специфику, субъективное свойство графического мышления художника, есть также и весьма плодотворный прием, который можно назвать приемом «полифонического проведения темы». Утяжеленный низ, движение от этого «тяжелого» вверх по диагонали и переход к легкой верхней горизонтали составляют как бы некую формальную триаду, законченную в самой себе. В «Аллегро» этой триаде аккомпанирует полет лучащихся дисков — счастливая художественная находка, которая призвана быть чем-то вроде модуляции из минора в мажор. Я должен здесь оговориться. Понимая всю условность прямых живописно-музыкальных аналогий, я все же не думаю, что они звучат здесь лишь как метафоры. Именно тщательная конструктивность решений таких работ, как «Фуга» или описываемое сейчас «Аллегро», заставляет с большой уверенностью утверждать, что Чюрленис намеренно и продуманно строил свои композиции по функциональным принципам музыки.

Аллегро

Анданте

Скерцо

Финал

"Соната солнца" - это радостный гимн животворящей силе солнечного тепла. Но финал сонаты драматичен. Мёртвая тишина. Всё погружено в неподвижность. Давно не звенел, зарос паутиной колокол, изображённый на картине. Язык его безжизненно повис. Возможно, художник проводит в этом произведении мысль о том, что всякая жизнь (и жизнь человека, и жизнь светила) проходит через такие основные фазы, как рождение, период расцвета, смерть. И всё-таки Чюрлёнис оставляет нам надежду. На колоколе пробудилось маленькое лучистое солнышко. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его животворящими лучами.

«Соната моря».

Теперь представьте себе «Сонату моря». Первую из картин.

Видна конструкция этой картины. Те же три изображения, но только как бы нарисованные на прозрачном стекле и совмещенные. На одной картине, на одном пространстве - три разных картины. Вид на побережье с высоты птичьего полета. Виден берег. Видны дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолета, когда он подлетает к городу на побережье. Это одна картина. Вторая - глазами человека, который зашел, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук - волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. Наконец, третья картина - подсистемы моря. Море состоит из капелек. И вот по всему экрану идут желтые капли моря. Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Вроде, все просто в отдельности, а результат какой-то магический, чарующий. Шесть тысяч картин, включая этюды, написал Айвазовский о море. Но там море глазами - фотографа. Если хотите, талантливого, но фотографа! Здесь же образ моря такой, которого не было еще ни разу в мировой живописи. Меня удивило, почему капельки желтые. Только силой искусства можно создать такую прогностическую картину. Чюрлёнис - очень сильный художник. Он экспериментатор. Он все время испытывал новые приемы, новые способы отражения мира.

Обратите внимание на третью картину «Соната моря».

Большая волна развернута как пасть гигантская, какого-то чудища. Это своего рода вызов великому японскому художнику Хокусаи. У Хокусаи есть самая знаменитая его картина, которая называется «Большая волна». Вы ее наверняка видели на многочисленных репродукциях. Она устроена вот так: лодки с маленькими фигурками бросивших весла и пригнувшихся к днищу гребцов. Две гигантские волны - лапы какого-то хищника. Пеной сделаны когти. Сейчас все сомкнется - и потонут лодки. Но вот задача для художника - как показать, что волна действительно очень большая? Нарисовать большую волну и маленькие лодки - этого мало. Этого достаточно для лодок, но недостаточно для искусства. Хокусаи сделал следующее - он нарисовал горизонт и Фудзияму. Фудзияма - священная гора для каждого японца. Противоречие: Фудзияма (пятикилометровая) должна быть выше, чем волны, - для правдоподобия. И Фудзияма должна быть меньше, чем волны, чтобы нагнать страха на зрителя. Противоречие разрешено за счет соблюдения законов перспективы: очень далеко Фудзияма, она кажется меньше. Для японца это шоковое зрелище - волна захлестывает Фудзияму - это же конец света!

Что сделал Чюрленис? Картина Хокусаи вся воздушная, вся построена на пене. Чюрленис демонстративно сделал все наоборот. Он повернул эти волны. Одну сделал больше и заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. Пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.

Финал

Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи - показать бесконечность вселенной. Это задача 6 или 7 уровня. На картине звезд практически нет. Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка - и на ней звезды. Звездный путь. По этой дорожке идет ангел. Если Вы верите в Бога, то поймете, почему идет именно ангел. И почему не простой ангел, а именно уставший ангел. Ангел, согласно религиозным правилам, - нематериальное существо. Ангел не может устать, не может износиться. Если ангел на середине звездной дороги устал… Для религиозного человека это то же, что для японца Фудзияма ниже волн. Для религиозного человека это символ безграничности - беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги.

В настоящем искусстве определенно есть какая-то магия.

М.К. Чюрленис дружил всего с несколькими людьми, но дружба для него самоотдача, самопожертвование. Это дружба-любовь.

Чюрлёнис. Дружба

Картина «Дружба» Светящийся шар на протянутых руках. Остро очерченный, но спокойный и мягкий профиль, озаренный исходящим от шара сиянием - это образ дружбы. Это остановившийся миг:

Вот возьми; возьми все, чем я владею; все, что свет для меня!

В спокойствии профиля его прекрасных век, в мягкой вытянутости руки, нет внезапного порыва; свет дружбы будто сияет бесконечно, что бы никогда не иссякало стремление людей идти друг к другу. Высокий убор украшает профиль. Что это? - корона? - прическа? Убор древнеегипетской царицы?

Вот стихи М.К. Чюрлёниса, как он понимает любовь

Любовь — это восход солнца,
Полдень долгий и жаркий,
вечер тихий и чудный.

А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.

Помнишь ли ты море, черный закат?
...Слышишь, как шумят волны?
И играют, и поют. Помнишь?
А большие волны помнишь?.. Помнишь,
какой шар света ты принесла
мне тогда, когда я еще не знал тебя?
Говори со мной, говори много, часто,
как говорила еще до нашей встречи.
И всегда держи в своих ладонях
этот великий огонь...

...Помни, что исполнятся все наши
желания, все мечты. Счастье с нами,
а если судьба слегка мешает и стесняет,
то уж такая у нее привычка...
Я вижу, как горят твои светлые глаза,
как мысль твоя летит метеором,
и, ощущая бескрайнюю радость,
свято, твердо верю, что серость, жалкая
проза никогда не проникнут в наш
Дом. Ты будешь оберегать наш Алтарь,
ты, чудесная моя Жрица! Вся наша
жизнь сгорит на жертвеннике Вечного
и Всемогущего искусства. И скажи —
разве не мы самые счастливые люди на свете?

Я полечу в очень далекие миры,
в края вечной красоты, солнца и сказки,
фантазии, в зачарованную страну,
самую прекрасную на земле. И буду
долго, долго смотреть на все,
чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах...

Картина «Тишина»

Картина «Тишина» Она гениальна простотой замысла и исполнения. На тускло-желтом прямоугольнике картона светятся три маленькие головки одуванчика и все. Тишина. Мимолетное дуновение- и их не будет.

М.К. Чюрленис создает цикл «Знаки зодиака» Его волнуют аллегорические мысли о вечном движении, о повторяемости и обновлении.

«Водолей» - туманное изваяние коронованного властелина, из руки которого истекает отвесно светлая струя, обращаясь в реку и океан.

"Я шёл один. Ночь светлая. Настроение тоже просветлённое. Небо окутано зеленоватым туманом. Кое-где звезда, будто заблудившаяся, попавшая в сети мушка, трепещет золотыми крылышками, а в самом центре луна-паук смотрит значительным, мигающим большим глазом. И всё происходит в какой-то священной тишине. Дальнейший путь был ещё прекраснее. Луна закатилась и ярко засверкали звёзды, чудеснейшая часть небосвода: Орион, Плеяды, Сириус... В подобные мгновения хорошо забыть, откуда ты и куда идёшь, как тебя зовут, и смотреть на всё глазами ребёнка. А когда это кончается и приходишь в себя, становится жаль, что так давно уже живёшь, так много пережил... Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно". (М.- К. Чюрлёнис)

"Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звёздное небо, как это сделал Чюрлёнис в серии своих картин "Знаки зодиака". (К. Паустовский)

«Весы» - подвешенные к небесному коромыслу и колеблются.

Чюрлёнис. Стрелец.

Гляди, среди снежных горных корон, среди гор,
стреляющих вверх и почти достигающих неба, стоит человек...
М.- К. Чюрлёнюс.

Истина

Чюрлёнис написал притчу. Старик, жизнь которого подошла к концу, завещает юноше вступающему в жизнь: "А ты иди, иди без устали... А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен и увидишь дорогу. А если цель будет далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. И всегда на ней молодые люди. Ну а сейчас иди,- так сказал старик. И я пошёл дальше и смотрел с высоких башен..."

"Истина".Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем, слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина? Путь к ним тернист. И всё же:"А ты иди, иди без устали... Смотри с высоких башен..."

М.К. Чюрленис создает цикл картин, которым дает название «времена года»

Чюрлёнис. Зима.

Много картин имеют сказочный характер и называются «Сказка» и т.п.

В 1909 году М.К. Чюрленис женился на Софье К. - музыкальной тонко чувствующей красоту девушке, которая обожала его и его искусство. Он в расцвете творческих сил, но он одинок, многие его не понимают. Забота о семье о будущем ребенке мучит его. Он работает по 8-10 часов. Но тоска неуверенность в себе подтачивает его и так хрупкое здоровье. Он заболевает психическим расстройством. Его настроение передано в его жуткой картине « Черное солнце» Он пишет триптих «Мой путь», где в аллегорической форме отображает свой творческий и жизненный путь. Он возвращается домой и попадает в психбольницу, ему уже становилось лучше, но он заболел воспалением легких и вскоре умирает.

Чюрленис написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей»; 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904 - 1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907; «Жемайские кресты», «1909»). Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.

Чюрлёнис - автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора a capella на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепьяно (прелюды, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных к жизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал:"Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис!"

Александр Бенуа писал:"Я как-то сразу поверил ему, и если люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что я рискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и по существу не интересен. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом".

Рай

Мы можем лишь едва угадывать первоначальный ужас, что принесло Чюренису всё более раскрывающееся ясновидение, приведшее его впоследствии к созданию «Рая», где он вновь, хотя и по-новому, говорит о том, что некогда видели Филиппо Липпи и Фра Беато Анджелико. Он слишком ясно видел и слишком много знал… Б.Леман. 1912]

Николай Рерих был большим почитателем творчества Чюрлёниса.

Чюрленис … нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно… В большинстве своём зритель считает, что картина Чюрлениса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий… Чюрлениса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще — в них всё главное. Язык картин прост, ясен и целен, а само творчество Чюрлениса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира, вечной беспредельной жизни.

…Отправной точкой его живописи служит, как это удостоверяет изучение его картин, зримая реальность. От неё он устремляется к тому, что ей внеположено, что прозревает он за её пределами… Живописная обработка элементов зрительного созерцания по принципу, заимствованному из музыки… вот его метод… Его творчество… есть опыт синтеза живописи, предполагающей изображение вещей в трёх измерениях. В противоположность этому музыка знает лишь одно пространство — время… Творчество Чюрлениса есть попытка, без сомнения, непреднамеренная, наивная и всё же проведённая с тою бессознательной закономерностью, которая составляет постоянство истинного дарования. Если бы эта попытка была рассчитанным действием, подсказанным теоретическими изысканиями, она бы едва удалась. Ни одно искусство не должно стремиться к выходу в чужую область из своих естественных пределов. …Чюрленис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Он… заставляет нас ощутить себя в ином пространстве, поглотившем время и движение.

Стихи М.К. Чюрлёниса

Я, как Бог, един в трех лицах.
Я свеча. Горю, копчу.
Мотылек. По воле Рока
В той свече сгореть лечу.
И сторонний наблюдатель.
Знаю все наверняка,
Но стремлюсь душою - крыльями
В злое пламя языка...

Стихи Эдуардаса Межелайтиса о Чюрленисе.

Не думай, что я, запершись в этой комнате,
Скучаю. Меня навещают знакомые.
Есть у меня и музыка (без обмана -
Серебряные трубы берёзового органа).
И краски - тоже (золотые кленовые листья).
Есть холст (изумительно чистый
Проём окна). И книги (страстный
Данте). И натура (бескровные астры
И прокусивший им горло ноябрь угрюмый).
Я здесь не скучаю, не думай.
Могу, если хочешь, сейчас же на этом оконном холсте
Воскресить Ветряную Мельницу во всей её красоте.
И, знаешь, кажется мне порою, что из всего киота
Можно оставить только одного Дон Кихота.

Человек междумирья.

Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: « Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет» — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Сам Чюрленис говорил о себе:

«Постоянно хочу творить добро, но не знаю, что есть добро. Хочу идти, но не знаю куда. Я слаб, потому что чувствую, что ошибаюсь. Только покажи мне, в какой стране есть эта жизнь, и ты увидишь, сколько во мне найдётся энергии».

И тоже из Чюрлениса:

"Хрустальный шар - вот все что я хочу! Что б был передо мной большой хрустальный шар, когда я думаю о людях! Хотел бы я положить в изголовье жемчужину печали, сквозящую прозрачной синевой, и слушать, как стонут сосны! Как это чудесно быть нужным людям и чувствовать свет в своих ладонях!»

Чюрлёнис Микалоюс Константинас

Художник, композитор

Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну…
М.К.Чюрленис

Отец художника был сыном крестьянина из южной части Литвы - Дзукии. В юности Константин Чюрленис, выучившись писать по-польски и по-русски, также научился у деревенского органиста основам искусства игры на органе. Мать будущего художника Адель была из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Девушка заботилась о себе сама, так как её семья рано осталась без отца и жила бедно. Адель работала в услужении в графской семье, и благодаря этому имела возможность учиться и читать. Она хорошо владела немецким, польским, литовским языками, была остроумна и жизнерадостна. Адель знала множество песен, любила петь и была хорошей рассказчицей.

Константин и Адель венчались в 1873 году и тогда же поселились в Варене - городке на юге Литвы. В этом городке 22 сентября 1875 года у них родился сын. Родители назвали его двойным именем Микалоюс-Константинас.

Двойное имя - по-русски Николай Константин - дано было при крещении, поэтому русский вариант имени художника был - Николай Константинович Чурлянис, и только позже утвердилось общепринятое литовское Микалоюс Константинас Чюрленис. Монограмма из букв М-К-Ч приобрела у художника символический характер, он включил ее в композиции целого ряда своих работ, и она стала графическим, легко узнаваемым знаком всего, что связано с Чюрленисом. Ядвига, сестра Чюрлениса, писала, что о первом имени Микалоюс в семье никогда не упоминалось, оно как будто было забыто, и дома брата все звали Константом. Литовские окончания появились позже.

Три года спустя после рождения сына семья перебралась в Друскининкай. Отец служил в костеле, мать вела хозяйство и растит детей - у Константа было восемь младших братьев и сестер.

Первые уроки музыки Чюрленис получал от отца, и к семи годам мальчик знал нотную грамоту, свободно играл с листа.

В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис, из крестьян... успешно окончил курс в Друскининкайском народном училище", и родителям впервые пришлось всерьез задуматься о будущем старшего сына. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. Продолжить учение десятилетний сын мог лишь в губернском городе Гродно, в гимназии, но содержать его там, вдали от дома, родители не могли. И еще три года Констант провел в Друскининкае, ничем особенно не занимаясь, кроме музыки.

В эти годы маленькая деревушка Друскининкай стала модным курортом, известным своими минеральными водами. В доме органиста все чаще собирались приезжие любители музыки. Они с интересом слушали игру маленького "вундеркинда". Один из них, друг семьи, врач Ю.Маркевич принял участие в судьбе мальчика. Маркевич рекомендовал Чюрлениса-младшего своему знакомому страстному меломану князю М.Огинскому. Поместье Огинского находилось в Плунге. Там же была и оркестровая школа, которую он содержал на свои средства. В нее и попал после окончания начальной школы тринадцатилетний Чюрленис. Здесь он учился играть на флейте и сделал свои первые, робкие опыты в сочинении музыки. Князь Огинский, считавший себя меценатом, был столь доволен прилежанием Чюрлениса, что даже взял на себя оплату его дальнейшей учебы.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву, где с начала 1894 года был зачислен в студенты фортепианного класса Музыкального института (позже - Варшавская консерватория). С этого времени он на двенадцать лет остался тесно связан с Варшавой и все эти годы, испытывал воздействие артистической атмосферы столицы входившей тогда в Российскую империю Польши.

Первую ступень обучения он проходил у профессора Т.Бжезицкого, вторую у А.Сыгетинского - не только известного музыканта, но и литератора. В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена. В первые годы обучения, приступив к изучению контрапункта под руководством З.Носковского, Чюрленис начал сочинять сам. Первыми его произведениями были небольшие пьесы для фортепиано. Их он исполнял в узком кругу - в Варшаве, в семье доктора Марковича, с детьми которого он продолжал дружить в Друскининкае, летом, когда он, как всегда, приезжал на каникулы домой. Эти первые пьесы относились к 1896 году. Можно считать, что композитор Чюрленис известен именно с этого времени, то есть с той поры, когда ему было двадцать лет.

Спустя год Чюрленис поменял специальность, и он стал учиться композиции. Он много писал - кантату для хора и оркестра, фуги, маленькие пьесы для рояля. Некоторые сочинения имели успех - прелюд, ноктюрн и мазурка были напечатаны в варшавском музыкальном альманахе "Меломан". В студенческие годы Чюрленис увлекся историей и естественными науками, в литературе ему близки Достоевский, Гюго, Гофман, По и Ибсен. Романтическая мечта о лучшем, справедливом мире сочетается у него с интересом к современной классической философии.

В 1899 году Чюрленис с отличием окончил институт, и ему предложили должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине. Он отказался - потому, что не мог быть музыкальным руководителем, и потому, что устроенность и внутренний душевный покой не были свойственны ему. Он горел жаждой творчества. Чюрленис задумал первое большое сочинение - симфоническую поэму "В лесу". С этого произведения началась история литовской профессиональной музыки. По своему жанру это была пейзажная картина, лирической темой которой являлась жизнь природы, однако не природы вообще, а природы литовской. Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки.

Чюрленис считал необходимым для себя продолжать учебу. Осенью 1901 года он уехал в Германию, где стал студентом Лейпцигской консерватории. Дирекция Консерватории учла пожелания Чюрлениса, и он стал заниматься у Карла Рейнеке и Соломона Ядассона. Письма, которые он писал в течение последних месяцев 1901 года, создавали довольно живую и яркую картину академической жизни Чюрлениса в Лейпциге, характеризовали его самого и фиксировали новую "лейт-тему" его устремлений: смущаясь и подшучивая над собой, он не раз упоминал о занятиях живописью: "Пишу коротко, мало времени, да и у тебя не хочу отнимать. У меня все по-старому, только появилось много работы. У меня трое коллег: американец, англичанин, чех. С двумя первыми разговариваю по-английски и по-французски, а с третьим - по-чешски. Сам понимаешь, что сговориться почти не можем. Может, из-за этого мы и симпатизируем друг другу. Время бежит: работаю, играю, пою, читаю, и мне почти хорошо... Купил краски и холст. Наверно, ты скажешь, что холст мог бы пригодиться на что-нибудь другое. Мой дорогой, я тоже чувствую угрызения совести из-за этих истраченных марок, но должен же я иметь на праздники какое-то развлечение".

Осенью 1902 года, получив диплом, Чюрленис вернулся в Варшаву. В Варшаве, отказавшись от места в Консерватории, он жил на доходы от частных уроков и сочиняел фуги, фугетты и каноны. Но вскоре, в силу действия внутренних причин и творческих склонностей, проявлявшихся в нем с ранней юности, но до поры до времени дремавших, у Чюрлениса произошел переход к живописи.

Чюрленис был равно талантлив в музыке, живописи и словесном творчестве. И он ощущал потребность выражать себя по крайней мере в двух из этих творческих областей - в разное время с разной интенсивностью - в музыке и в живописи. Оставленное им небольшое по объему словесное наследие - лирические записи в дневнике, написанная в "квазисонатной форме" стихотворная поэма "Осень", несколько эссе и переписка - доказывает, что он мог бы стать литератором, подобно тому как стал музыкантом и художником.

Чюрленис усердно заполнял свои альбомы и рисовальные листы набросками, эскизами, этюдами с натуры, кропотливо трудился над скучными гипсовыми масками. Вдвоем со своим ближайшим другом и профессиональным музыкантом Эугениушем Моравским они посещают частные рисовальные классы. Лето в Друскининкае было посвящено занятию, которое целиком поглотило его: природа, фигуры людей, лица своих домашних - все это он фиксировал, поначалу не пытаясь найти какой-то особый стиль.

Осенью 1903 года он написал маслом картину "Музыка леса". Тема и название ее звучали напоминанием о симфонической поэме "В лесу", сочиненной им раньше. Картина была проста, образы ее рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу - это музыка; прямые стволы сосен - струны; ветер, летящий мимо деревьев, - это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны. Пейзаж здесь - лишь символическая форма.

Символизм, еще в 1880-е и 1890-е годы утвердившийся в поэзии и живописи Парижа, распространялся по Европе. Порожденный близким ощущением конца старого общества, символизм видел причину этого в рационалистичности и материализме XIX века. Вдохновленное известным афоризмом Шопенгауэра - "существует столько различных миров, сколько есть мыслителей", это субъективистское течение искало высшую реальность в жизни идей. Вслед за Верленом, Малларме, Гюсисмансом, вслед за Гюставом Моро и Одилоном Редоном, художники пытались уловить нюансы сокровенных чувств и запечатлеть свои грезы, интуитивные вспышки фантазии и воспоминания. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного".

Ранние работы Чюрлениса - пастели. Свои первые, не очень уверенные шаги в графике и живописи Чюрленис делал по дорогам, проложенным мастерами польского и немецкого символизма. Но проявлялись особенности, позднее сделавшие Чюрлениса подлинным сыном своего времени, мастером самобытным и оригинальным.

Во многих трудах начала века утверждался принцип взаимодействия и взаимопроникновения искусств; стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. Считалось, что музыка наиболее полно и широко отражает духовную жизнь и гармонию мира. Чюрленису как профессионалу-музыканту, только еще приступающему к живописи, чтобы высказаться недостаточно одной картины. Он строил замысел "Похоронной симфонии" по законам временных искусств как части музыкального сочинения.

В 1904 году в Варшаве открылась Школа изящных искусств - высшее учебное заведение, устроенное художником Казимиром Стабровским по типу Петербургской академии художеств. И Чюрленис пошел учиться в новое учебное заведение. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций обучения изящным искусствам. Гипсов не было, учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры. Каждый из студентов работал не только в графике и живописи, но и в скульптуре, пробовал себя в керамике, витраже, декорациях, оформлении книги. За исключением керамики, у Чюрлениса можно найти примеры его работ всех этих видов. Сохранилось несколько эскизов витражных композиций, выполненных Чюрленисом. Он занимался и гравюрой на стекле.

Первые листы Чюрлениса были незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса.

Летом 1905 года академия выезжала на природу в живописную местность под Люблином. Тем же летом в Варшаве устраивается выставка работ учащихся академии. Картины Чюрлениса привлекали наибольшее внимание публики, и несколько его работ отобрали покупатели, которые должны были их оплатить и забрать после закрытия выставки. В одном из тогдашних писем к брату он пишет такие полные оптимизма строки: "К живописи у меня еще большая тяга, чем прежде, я должен стать художником. Одновременно я буду продолжать заниматься музыкой и займусь еще другими делами. Хватило бы только здоровья, а я бы все шел и шел вперед!".

То же лето 1905 года связано с путешествием художника на Кавказ и в Крым, благодаря Брониславе Вольман, с семьей которой Чюрленис был знаком уже больше года. Вместе с ее сыном Брониславом он занимался в художественной академии, а младшей дочери Галине давал уроки музыки. Дружественными отношениями с этой семьей отмечены последние шесть лет жизни художника, и Бронислава Вольман, которая была в числе немногих любителей живописи, искренне поверивших в необычный талант Чюрлениса, не раз в трудную минуту приходила ему на помощь. Вольман приобретала его картины, что не только выручало нуждавшегося художника и вселяло в него уверенность, но также в будущем спасло многие работы Чюрлениса от гибели.

Теплыми отношениями навеяна тема одной из самых романтических и возвышенных по духу работ Чюрлениса "Дружба" в 1906 году, которую он подарил Брониславе Вольман. Ей же посвящен целый ряд его музыкальных сочинений, включая и самое значительное из написанного композитором - симфоническую поэму "Море". Многие из его фортепианных миниатюр связаны с юной Галиной.

Поездка принесла Чюрленису немало новых впечатлений и дала толчок его художественному сознанию. Он писал: "Я рисовал или по целым часам сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше...".

В основе работ художника 1905-1906 годов лежало размышление о стремлении людей к счастью. О жажде истины, справедливости, братства. И о жестокости действительности, в которой сгорают искры надежд.

"Она летит в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту..." - Чюрленис назвал эту аллегорию многозначительно "Дружба".

Непроглядно темно, пусто вокруг строго неприступного человека, держащего свечу. Привлеченные пламенем слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив. Опаляя крылья, они беспомощно гибнут. Но все же летят и летят. Человек стоит уверенно, сурово, и в его протянутой руке - свеча с неистребимым огнем истины и надежды...

Мечтой художника о мировой гармонии и красоте были рождены циклы картин "Сотворение мира" и "Знаки Зодиака".




Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы... Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность... Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу - надпись по-польски: "Да будет!" Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира". Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.


1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений. И подчиненная русскому царю Польша, и никак не выделенная внутри остальной империи Литва оказались очагами сильных волнений. В той среде интеллигенции, к которой принадлежал Чюрленис, главенствовали антиправительственные настроения. Подобно другим представителям интеллигенции литовского происхождения, Чюрленис также начинает идентифицировать себя как литовца уже не только этнически, но и в культурном, и в общественно-социальном отношении. "Известно ли тебе литовское движение? - писал он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. - Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве".

Наступивший бурный 1906 год принес Чюрленису и новый поворот в его собственном развитии, и перемены в творчестве, и много событий в жизни. Была устроена выставка Варшавской художественной школы в столице России в стенах Петербургской академии художеств. Картины Чюрлениса вызвали у посетителей и у критики особый интерес. В двух крупных столичных газетах "Санкт-Петербургские ведомости" и "Биржевые ведомости" критик Брешко-Брешковский, описывая выставку Варшавской школы, уделил внимание прежде всего Чюрленису. Эти две статьи в петербургской прессе - первый значительный отзыв об искусстве художника: "...Говоря об учениках варшавской школы, нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чурляниса. Чурлянис - родом литвин. По словам Стабровского, он, кроме того, и музыкант, окончивший две консерватории. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. Даже теперь, на заре своей деятельности, он совершенно самобытен, никому не подражает, прокладывая собственную дорогу. Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем. Какая благородная голова с умными, благородными глазами! Это пантеист чистейшей воды. Все свое творчество он отдал на служение стихийной обожествленной природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей... В нем много смутного, недоговоренного. Как в звуках! Недаром Чурлянис - музыкант".

После Лейпцига, учась в школе живописи, создавая десятки картин, зарабатывая на жизнь уроками, Чюрленис сочинял музыку. Освободившись от выполнения обязательных консерваторских заданий, - с конца 1903 года он писал небольшие фортепианные пьесы, в основном - прелюдии и вариации, и за три года в черновых тетрадях Чюрлениса накопилось таких пьес свыше полусотни, если считать только те, что известны. Тетради эти - почти единственный источник сведений о фортепианных произведениях композитора. Симфоническая поэма "Море", созданная в 1907 году - теперь гордость литовской симфонической музыки. Но поэма была исполнена, лишь когда со дня смерти композитора исполнилась четверть века.


Летом 1906 года Чюрленис посетил Прагу, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вену. В письмах он описывал свои художественные впечатления от работ европейских мастеров. Любопытно такое его перечисление: "Нюрнберг, Прага, Ван Дейк, Рембрандт, Бёклин, ну и Веласкес, Рубенс, Тициан, Гольбейн, Рафаэль, Мурильо, и т.д.", - таким образом, Бёклин, помещенный между Рембрандтом и Веласкесом, оказался у Чюрлениса в ряду "величайших".

Ближе к концу года Чюрленис отправился в Вильнюс (тогда Вильно), где стал организатором и одним из участников Первой литовской художественной выставки. Открывшаяся 27 декабря 1906 года, выставка имела практическое значение в первый период культурно-национального возрождения Литвы. В среде студентов и немногочисленной вильнюсской интеллигенции работы Чюрлениса были восприняты как очень значительные. После учреждения Литовского художественного общества, Чюрлениса пригласили к участию в нем. Вместе со своими коллегами по искусству он разрабатывал устав, в котором, кроме благородных задач объединения, материальной и моральной поддержки людей искусства, декларировались и просветительские цели, такие, например, как "развитие художественной культуры населения, поощрение народного творчества".

Избранный членом правления общества и глубоко вовлеченный в практические дела литовского культурного движения, Чюрленис покинул Варшаву, чтобы переселиться в Вильнюс.

Первые годы, первые шаги "литовского ренессанса" связаны с именем Микалоюса Константинаса Чюрлениса. В его лице культурно-просветительское движение получило не только первого профессионального композитора, чутко ощутившего природу литовской музыки и наиболее яркого литовского живописца, но также и умного публициста, умевшего ясно, с глубиной и поэтичностью говорить о насущных проблемах культурного возрождения. Все это осталось в его наследии и сегодня воспринимается как золотой фонд культурного достояния литовцев. Однако, было и многое другое, чему он отдавал свои силы и время: открылись разрешенные правительством литовские народные школы - и Чюрленис составил сборник народных песен, которые приспособил для пения в школьном детском хоре; появились новые композиторы - Чюрленис подготовил и опубликовал условия конкурса в поддержку молодых музыкантов; организовался в Вильнюсе литовский хор - Чюрленис стал его руководителем.

Знакомство со студенткой филологического факультета Краковского университета Софией Кимантайте переросло в нежную дружбу. София обучала Чюрлениса литовскому языку - он почти не знал ни языка, ни родной литературы, - открывала для него мир литовской поэзии и прозы, стала его возлюбленной и невестой.

Вторая литовская выставка, организованная Художественным обществом, открылась 28 февраля 1908 года. По сравнению с первой число участников увеличилось, экспозиция была более обширной. Чюрленис представил 59 работ, в их числе цикл "Зодиак", несколько циклов, посвященных временам года ("Весна", "Лето", "Зима"), и свои первые живописные сонаты, которые в каталоге так и были названы - "Соната I" и "Соната II", известные как "Соната Солнца" и "Соната Весны".


Выставка была открыта в течение месяца, затем ее перевели в Каунас. Хотя об экспозиции и о работах Чюрлениса в прессе появились похвальные рецензии, участие в ней ему самому мало что дало: картины не продавались.

Осенью 1908 года Чюрленис оставил Литву, и уехал в Петербург. В Петербурге, имея с собой рекомендательное письмо от жившего в Вильнюсе художника и критика Льва Антокольского, который не раз наилучшим образом писал о Чюрленисе в прессе, он пришел к Мстиславу Добужинскому. Ровесник Чюрлениса, но к тому времени уже хорошо известный художник, Добужинский был уроженцем Литвы, в том же 1908 году в Вильнюсе выставлялись его работы.


Добужинский принял в его делах Чюрлениса самое близкое участие. "О картинах Чюрлениса я рассказал своим друзьям, - писал Добужинский в своих воспоминаниях. - Они очень заинтересовались творчеством художника, и вскоре Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст и Сергей Маковский (редактор журнала "Аполлон") пришли посмотреть все то, что привез с собой Чюрленис. ...Маковский в то время собирался организовать большую выставку. Картины Чюрлениса произвели на нас всех столь сильное впечатление, что было немедленно решено пригласить его участвовать в этой выставке. Первое, что поразило нас в полотнах Чюрлениса, - это их оригинальность и необычность. Они не были похожи ни на какие другие картины, и природа его творчества казалась нам глубокой и скрытой.



Было очевидно, что искусство Чюрлениса наполнено литовскими народными мотивами. Но его фантазия, все то, что скрывалось за его музыкальными "программами", умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства".

Бенуа, Бакст, Сомов, Лансере, Маковский заинтересовавшись его творчеством, взяли его под свое покровительство. Сложившийся круг людей вокруг прекрасного художника, историка и теоретика живописи, одного из образованнейших людей России того времени, Александра Бенуа, был известен уже лет десять. Он сперва состоял из десятка друзей, собиравшихся в доме родителей Бенуа для совместного чтения и обсуждения лекций и книг о живописи, литературе, истории, для слушания музыки. Позже участниками кружка овладела мысль о просветительской деятельности, о пропаганде культуры в русском обществе, и они стали с этой целью выпускать журнал "Мир искусства". Так и утвердилось в истории русской культуры слово "мир-искусники", которое обозначало группу художников, принимавших участие в журнале и выставках под этим названием.

Из многочисленных работ, привезенных художником, на выставку салона, открытую Маковским в начале 1909 года, были приняты четыре: двухчастная "Звездная соната", "Прелюд" и "Фуга". На этой выставке художественный Петербург познакомился и с Чюрленисом-музыкантом: по соседству с пьесами Скрябина и Метнера исполнялись его произведения.

Чюрлениса пригласили на выставку "Союза русских художников" - самого крупного творческого объединения России. В том же году на 6-й выставке "Союза" появляются три его новых картины.

"Тяга к театральности", увлекшая множество мастеров - интереснейший момент художественной жизни этого периода. "Мир-искусники" успешно работали в это время в крупнейших театрах Петербурга, Москвы, в парижской антрепризе С.Дягилева. Идея синтеза искусств не оставила равнодушным и Чюрлениса.

Осенью 1908 года он задумывал "Юрате - королева Балтики" - национальную оперу, построенную на фольклорных мотивах. Ее сценарий писала София Кимантайте. Чюрленис сочинил музыку и сделал эскизы декораций. Но Чюрленис не закончил оперу. В его архиве сохранились лишь отдельные музыкальные фрагменты, несколько набросков декораций.

К концу года он вернулся в Литву. 1 января 1909 года состоялось венчание Константинаса и Софьи. Сразу же после свадьбы молодые поехали в Петербург.

Внимание художественных кругов не меняло ничего в жизни Чюрлениса - заработков не было. С окончанием зимы он и София вернулись в Литву, и, как это бывало всегда весной и летом, у Чюрлениса вновь наступил период напряженной работы.

"Радость невероятная, - описывал он работу над занавесом для литовского театра в Вильнюсе. - Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал. За два дня сделал набросок углем. А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование. В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела".

Картины писались одна за другой: "Насладился я временем великолепно, потому что написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь..."

"Писал по большей части с 9 утра до 6-7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче".

Появлялись и музыкальные произведения: один за другим он сочиняет то пять, то семь прелюдий буквально в несколько дней. Точнее сказать - "успевает записать" прелюды - очень часто ростки его музыки на бумаге не оставались.

Творческий подъем летних месяцев 1909 года, пережитый в Плунге, потребовал гигантского напряжения. Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. В его искусстве усиливаются ноты тревоги. Так возникает минорное раздумье "Кладбище": солнце ушло, и на желтеющем фоне неба тоскливыми силуэтами поднимаются над высокими холмами кресты. Часовенки, деревья. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". У Чюрлениса начали проявляться приступы душевного расстройства.

"Осенью, когда он вернулся, - рассказывал Добужинский, - я был долго занят в Москве, в Художественном театре, и в мое отсутствие он раз-другой навестил нашу семью, а потом исчез. Вернувшись в начале зимы в Петербург, я стал беспокоиться, что он не показывается у нас, и пошел к нему (в то время он жил на Измайловском проспекте). Нашел его абсолютно больным. Я срочно сообщил об этом его жене в Вильнюс и его другу Ч.Саснаускасу, который жил в Петербурге...".

Перед наступлением Рождества София забрала мужа в Друскининкай. Иногда он гулял, иногда садился к инструменту и, как прежде, начинал импровизировать. Затем наступило резкое ухудшение. Из Варшавы приехал один из друзей, чтобы быть около больного и помогать в уходе за ним, но вскоре стало очевидно, что Чюрлениса необходимо поместить в лечебницу. Его увезли в Варшаву, а оттуда в близлежащие Пустельники, где он остался жить в небольшой частной клинике для душевнобольных. В больнице Чюрленис провел больше года. К исходу весны 1910 года в состоянии больного появились обнадеживающие признаки. Но ожидаемой выписки не последовало, хотя некоторое время Чюрленису действительно было заметно лучше. Ему даже разрешили немного рисовать и сообщили о рождении дочери. Короткая записка с поздравлениями Софии и маленькой Дануте была последним его письмом.

Между тем картины Чюрлениса выставлялись на выставках, которые следовали одна за другой в Вильнюсе, Варшаве, Москве и Петербурге. Имя его начали с уважением произносить не только в узком кругу живописцев, знавших его лично, но и в более широкой среде художественной интеллигенции, в кругах любителей живописи. В своих критических статьях Александр Бенуа называл Чюрлениса в числе талантливых мастеров России. Когда в 1910 году возродилось общество "Мир искусства", Чюрлениса признали одним из его членов. На выставке "Мира искусства" выставлялась одна из его работ и поступило приглашение участвовать в выставке за границей - в Мюнхене.

Но Чюрленис разделил участь многих великих талантов. Слава опаздывала, а 10 апреля 1911 года, Чюрленис, которому не исполнилось и 36-ти лет, ушел из жизни. Весть о смерти Чюрлениса впервые обнаружила, что его искусство затронуло многих. Чувства тех, кто близко знал его творчество, и кто больше других оплакивал его, выразил художник Добужинский в письме к Александру Бенуа: "Смерть, впрочем, часто как-то "утверждает", и в этом случае все его искусство делает (для меня по крайней мере) подлинным и истинным откровением. Все эти грезы о нездешнем становятся страшно значительными..." Сравнивая Чюрлениса с Врубелем, умершим за год до этого в 1910 году, Добужинский писал, что у обоих был "почти одинаковый конец", и что и тот и другой "одиночки в искусстве".

В течение двух-трех лет после его кончины устраивались большие выставки работ Чюрлениса в Петербурге, Москве, Вильнюсе, его картины выставлялись на Второй международной выставке постимпрессионистов в Лондоне, в концертах начали играть его музыку, о нем писались статьи, была опубликована первая книга и посвященный Чюрленису монографический сборник.

В 1918 году Советское правительство Литвы специальным декретом национализировало картины Чюрлениса, причислив к "творениям гениев человеческой мысли". Вскоре был учрежден Государственный художественный музей Чюрлениса в Каунасе. "Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрленис!", - так оценивал талант Чюрленися Ромен Роллан.

Микалоюс Константинас Чюрленис был музыкантом, художником и поэтом. Мечта о единении искусств (идея "синтеза искусств") нашла в Чюрленисе едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью".

В 2010 году о Микалоюсе Чюрленисе была подготовлена телевизионная передача.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.centre.smr.ru


Мануэлла Лоджевская

Неземная женщина в космическом пространстве. Лицо ее одухотворенно и нежно, веки приоткрыты, на голове корона из множества золотистых лучей — они словно антенны, улавливающие таинственные звуки космоса.

В ее руках светящийся шар. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту. Но какая же это темнота? Космос полон ярких точек и лучиков. Они складываются в неоформленные человеческие лица, и множество сияющих глаз смотрит на нас с любовью и надеждой на дружбу...

Этой картине, нарисованной пастелью на бумаге, художник и музыкант Микалоюс Чюрлёнис дал название «Дружба» и подарил ее Бронеславе Вольман. Она была искренней поклонницей его таланта и добрым другом, в трудную минуту не раз приходила на помощь художнику и спасла от гибели многие его картины. Не одно свое музыкальное произведение (среди них симфония «Море») Чюрлёнис посвятил Бронеславе и ее младшей дочери Галине.

Космическая симфония света — а почему-то очень хочется именно так назвать эту картину — притягивает своей красотой: прекрасен женский лик, прекрасен хрупкий светящийся шар в ее руках, прекрасно космическое пространство, полное света и гармонии. Но есть еще иная красота, и она так же влечет к себе. «В картине должно быть то, чего в ней нет», — писал художник-космист Петр Фатеев. «Сумей увидеть великое небо», — говорил Николай Рерих. Словно следуя этим советам, Чюрленис открывает нам красоту, стоящую за воплощенными на картине образами, — красоту Тайны: Тайны мироздания и Тайны человека.

Неземная женщина словно хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам». Самое дорогое, что есть у нее, — это Свет. Но ведь он живет в душе каждого человека. Ведь всё выходит из Света, и всё возвращается в Свет. Разве это не наше призвание в мире: быть светоносными?

Первозданная тишина разливается по всему полотну, и кажется, нет в мире ничего, кроме этого таинственного пространства. И Света. И душа вырывается из суеты повседневной жизни и начинает вспоминать.

Она вспоминает, что Дружба, как и Любовь, — это спокойное величие неземных сил. И они предлагают нам быть вместе. И вслед за словами Чюрлёниса: «Я полечу в очень далекие миры, в края вечной красоты, солнца, сказки, в зачарованную страну... Я путешествую по далеким горизонтам взращенного в себе мира», — душа вспоминает о сказочной стране мечты, где живут лишь прекрасные люди с открытой душой и добрым сердцем. Таким же, как у самого художника, о котором говорили: «Он излучает вокруг себя свет».

«Дружба» — это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Она необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Она делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни» — так говорил Платон. И тогда свет отделяется от тьмы и появляется надежда, что мы удержим свой «космический домик» на плаву в океане Вселенной.

В январе - марте 2012 г. (уточняйте даты занятий в своём городе)

Лекции и семинары в рамках Курса лекций в городах:

Москва
Санкт-Петербург

Микалоюс Чюрленис был очень тихим и мечтательным человеком. Родился в Литве, в 1875 году. Жизнь свою прожил он насыщенно, однако недолго – всего 36 лет.

Музыкант и художник в одном лице, любил работать круглосуточно, хотя и средств на жизнь у него постоянно не хватало. Он великолепно тонко и душевно чувствовал музыку. Его называли музыкальным волшебником. Однако его композиции не издавались и редко исполнялись. Несмотря на это, известность к нему пришла только после его кончины.

Его музыка была лирична, мягка и красочно - драматична. В ней лились народные напевы о красоте природы родных литовских простор. Она была настолько великолепна, что казалось, будто слушая её, живописные картины, предстают в воображении в реальном измерении.

Сочиняя музыку, он видел эти пейзажи «глазами» своей чистейшей души. Настолько ярко они представлялись в воображении, что мечта композитора перенести свои видения на полотно, была навязчивой. Его талант к живописи раскрылся неожиданно.

Решив для себя, что никто другой не передаст так точно все тонкости чувств, он стал обучаться этому искусству.

Картину «Дружба» в 1906 году, художник посвятил своей верной подруге и искренней поклоннице его талантов – Бронеславе Вольман. Она много помогала Микалоюсу, в том числе, и спасла несколько раз от гибели.

Неземная красота окутывает всё полотно, и будто нет во всём мире иного волшебного пространства. Свет Души освобождается от оков и вспоминает о Любови и Дружбе – части спокойствия и величия небесных сил. Вспоминается, что есть на свете сказочная страна Мечты, где все намеченные желания исполняются, вокруг только добрые и искренние люди.

Волшебница с картины выражает свою любовь, как самое дорогое, что у неё есть. Она готова её дарить всем, через свет, которые излучает её душа – и это подвластно каждому человеку.

Ведь всё вокруг происходит в унисон Света, исходящего из своей Души.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

    • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина

      Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом...

    • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина

      Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали...

    • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина

      Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,...

    • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина

      Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с...

    • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»

      Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может...

    • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь

      И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву - березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были...

    • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»

      Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах....

    • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”

      Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают...

    • Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых

      Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти - такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в твор­чество...

    • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет"

      Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под...

Рассказать друзьям