Виды расизма. Расизм и психические расстройства. Причины возникновения расизма в РФ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Виктор Шнирельман

Современные формы расизма: языки описания, воспроизводства, противодействия.

Тезисы

Термин «расизм» появился сравнительно недавно – только в х. В то время биология, физическая антропология, генетика были на подъеме и всемерно использовались политиками для оправдания колониальной и дискриминационной политики в отношении «иных», которые описывались в терминах цвета кожи. Поэтому и расизм тогда получил биологическую форму. Другого расизма мир до второй половины XX века не знал.

Этот расизм исходил из того, что человечество делится на объективно существующие расы, что видимые соматические черты неразрывно связаны с невидимыми духовными, что поэтому расы отличаются по своим мыслительным способностям, а, следовательно, в разной мере способны к прогрессу. Из этого делался вывод о естественности господства «белой расы», что легитимизировало дискриминацию и колониальное устройство, а в крайней форме – геноцид.

Такие представления господствовали как в общественном мнении, так и в науке. Ими и ограничивалось знание советского человека о расизме. Оно было унаследовано и постсоветской Россией.

Между тем, после Второй мировой войны характер расизма изменился. Геноцид, устроенный нацистами, показал всю звериную сущность биологического расизма, и мир от него отвернулся. В ряде стран Европы были даже приняты законы, позволяющие привлекать расистов к суду. Поэтому им пришлось выработать особый язык, дававший возможность оформлять прежние идеи, избегая биологической фразеологии. Расизм принял новую форму, которую специалисты называют «культурным», «дифференциальным » или «символическим» расизмом. Если прежде культура рассматривалась расистами как производное от биологии, то теперь она получила самодовлеющее значение.

В последние десятилетия мир делится расистами не столько на расы, сколько на культуры и религии, причем в этом разделении они ищут поддержку у современной науки. При этом различные культуры и религии трактуются однозначно как четко установленные данности с жесткими границами, строгим набором признаков, как передающиеся от одного поколения к другому, неизменно сопровождающие человека на протяжении всей его жизни и диктующие особенности его поведения. С этой точки зрения, человек является рабом якобы исконно присущей ему культуры и не способен измениться. Иными словами, то, что раньше связывалось с биологией, теперь приписывается культуре. Из этого делается вывод не только о различиях культур, но и о том, что человек одной культуры никогда не сможет проникнуть в логику другой. Якобы поэтому многие народы Азии и Африки не только не готовы к демократии, но и никогда не смогут перейти к ней в силу своих культурных особенностей. А, следовательно, им не место в Европе, к которой они не только не могут адаптироваться, но и «портят» местную культуру. Современные расисты не стремятся к геноциду; они просто считают, что у каждой культуры и ее носителей есть свое место на Земле, где тем и следует вечно пребывать. Лозунги современного расизма: «несовместимость культур», «неспособность мигрантов к интеграции», «порог толерантности».

Современный расизм стал ответом на массовые миграции эпохи глобализации , которые некоторые трактуют как «колониализм наоборот». Забыв о том, что современные нации складывались на гетерогенной основе, и, исходя из присущей им сегодня определенной культурной гомогенности, многие европейцы соблазняются приведенными выше «культурными аргументами», позволяющими объяснить собственное неприятие «чужаков».

Примечательно, что эти аргументы опираются на некоторые научные концепции, которые сегодня описываются как «примордиалистские» или «эссенциалистские». Эти концепции складывались в колониальный период, когда ученые изучали преимущественно архаичные традиционные группы, которые действительно по своей культуре резко отличались от той, с которой связывали себя сами ученые. Именно тогда, - в свойственной для эпохи модерна манере, - культуры описывались и классифицировались как строго ограниченные и, безусловно, различные.

Между тем, во второй половине XX века эта парадигма началась пересматриваться. Было установлено, что между этничностью и культурой нет прямой связи: во-первых, культура динамична, а во-вторых, человек способен переходить из одной культуры в другую. Оказалось, что, помимо примордиальной, существуют множественная, ситуационная, символическая виды этничности (и даже безэтничность), а также билингвизм и бикультурализм, обнаруживающие способность человека к изменениям, переоценкам, реинтерпретации окружающей действительности и своего места в ней. Человек оказался более самостоятельным и более активным субъектом, чем это предполагалось примордиалистским подходом. Это стало особенно очевидно в эпоху постмодерна, глобализации и массовых миграций. Поэтому на смену примордиализму пришел конструктивистский подход, способный много лучше описывать реалии современной эпохи.

Однако, как мы видели выше, культурный расизм апеллирует к прежнему примордиалистскому подходу. Мало того, в постсоветской России примордиализм, доставшийся в наследство от советских времен, все еще определяет настроения общества и преобладает в умах ученых. Это и создает интеллектуальную основу для массовой ксенофобии, охватившей наше общество.

К сожалению, не остаются в стороне от этой тенденции и многие из тех, кто считает себя противниками расизма. О расовой основе современного «антирасизма» западные специалисты много писали еще в 1990-х годах. Речь шла о том, что «антирасисты» нередко разделяют базовые представления расистов об «объективной природе» рас и культур, что неизбежно ослабляет их аргументацию и ставит под вопрос успех их борьбы.

В России, где культурный расизм выступает в форме «этницизма», проблема имеет особую сложность в связи с политизацией этничности, что является наследием политико-административного деления СССР. Поэтому здесь необычайную популярность получили примордиалистские (и расистские) концепции, не столько отражающие научное видение ситуации, сколько доводящие до абсурда устаревшие позитивистские представления эпохи модерна, которые и были в свое время взяты за основу советским проектом этнотерриториального деления.

В последнее время «этницизм» наиболее ярко проявляется в концепции «этнической преступности», которая позволяет некоторым авторам выделять категорию «криминогенных народов». Речь идет о том, что якобы отдельным народам присущи свои категории особо тяжких преступлений. При этом усилия полиции и народный гнев направлены не против конкретных преступников, действительно заслуживающих наказания, а оптом - против определенных этнических категорий, что, разумеется, нарушает права человека. За всем этим также стоят представления о культурной специфике, которая якобы строго диктует людям определенную манеру поведения.

Преодоление «этницизма» требует формирования гражданского общества, воспитания толерантности, расширения кругозора молодежи, отказа от эссенциалистской парадигмы.

Раси́зм (1) - дискриминация личностей, общественных групп или части населения или человеческих групп, политика преследований, унижения, причинения позора, насилия, нагнетание вражды и неприязни, распространение порочащих сведений, нанесение ущерба по признаку цвета кожи, этнической, религиозной или национальной принадлежности.

Расизм использует внешние отличия в качестве основной причины для отказа в равном отношении к членам другой группы на основании так называемых «научных», «биологических» или «моральных» характеристиках, считают их отличающимися от своей собственной группы и изначально нижестоящими. Такие расистские доводы часто используются для обоснования привилегированного отношения к одной группе. Этой группе обычно отдается предпочтение. Обычно предоставление привилигированного положения сопровождается заявлениями о том, что группа находится под угрозой (как правило, по ее субъективному представлению), - по сравнению с другой группой для того, чтобы поставить последнюю «на своё место» (с социальной и территориальной точки зрения).

Под расизмом принято понимать вышеуказанные действия, спонсированные властями или государственной религией, а не любые проявления .

В современном мире расизм - строжайшее общественное и во многих странах преследуется по закону не только расистская практика, но и проповедь расизма.

Расизм считает, что межрасовые гибриды обладают менее здоровой, «нездоровой» наследственностью и поэтому выступают против смешанных браков.

В настоящее время определение расизма не связано с понятием из-за биологической неопределенности последнего. Понятие расизма применятеся расширительно, как комплекс действий или части его, исторически ассоциированные с трёхвековой практикой расизма по отношению к неграм в .

Несмотря на многочисленные попытки ещё больше расширить определение расизма, его не принято распространять, профессиональные, или возрастные группы, на и т. д.

Определение расизма также не распространяется на исторические . Например определение «русского великодержавного , национальной политики или , как расизма выглядит явным , хотя налицо признаки расизма.

Вместе с тем, политика дискриминации, преследований и профилирования этнических и религиозных меньшинств (например «лиц кавказской национальности») в современной квалифицируется в документах международных и российских правозащитных организаций, как расизм, и такое словопользование не вызывает серьезного сопротивления.

Расизм (устаревш.)

Раси́зм (2) устаревшее - доктрина и идеология, утверждающие физическую и психическую неравноценность человеческих . Как следствие этого принадлежность человека к тому или иному антропологическому типу считается важной при определении его общественного положения. Считается устаревшим, поскоольку само понятие рас современная биология считает неопределенным. Внутри т. н. рас и различия больше, чем между т. н. расами и многие различия, считавшиеся расовыми, на деле оказались вызванными историческими, социальными или экономическими причинами.

Основные принципы расистской идеологии

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас - над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп.

2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.

3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями.

4. Вера в законность господства «высших» рас над «низшими».

5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)

Этимология и история понятия

Само слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими».

Основателем расистской теории принято считать , рассматривавшего исторический процесс с точки зрения борьбы рас. Различия в культурах, языках, экономических моделях и т. д. Гобино объяснял психическими особенностями рас их создателей. Наилучшей расой де Гобино считал нордическую, а величие и цивилизаций объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбер Мемми.

Расизм в США

Негры: от рабства до движения за гражданские права

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, были приняты существенные политические и социально-экономические меры, обеспечивающие равенство и преодоление вековой пропасти, отделявшей афро-американцев, американских индийцев и другие меньшинства от мейнстрима американской жизни. Вместе с тем расизм и сегодня остается одной из самых горячих тем американской общественной жизни.

Skinheads – разнообразят ли они современный расизм или нет? Попробуем разобраться.

К началу ‘70-х г. сложился общий внешний вид и атрибутика - бритые головы, тяжелые ботинки, подтяжки, татуировки и т.п. - символизирующие гнев и бунт молодых ребят, преимущественно выходцев из рабочих слоев против буржуазного строя. Как не парадоксально значительный вклад в дальнейшее развитие внесли английские панки. К ‘72 прежнее движение практически сошло на нет. И лишь в ‘76 скины появились вновь. В то время панки вели войну со стилягами, одни из скинов поддерживали их, другие вставали на сторону стиляг. По сути дела произошло деление на старых и новых скинов. Именно тогда стал вырисовываться тот привычный нам сегодня облик скина: крайний национализм, мужской шовинизм, приверженность к откровенно насильственным методам.

На сегодняшний день большинство английских бритоголовых неприязненно относится к черным, евреям, иностранцам и гомосексуалистам. Хотя и существуют левые или красные скины, так называемые red skins и даже организация «Скинхэды против расового насилия» (SHARP). Поэтому стычки между красными скинами и скинами-нацистами - обычное дело. Скинхэды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки. Это уличные бойцы, выступающие против расового смешения, распространившегося, как зараза, по всему миру. Они прославляют чистоту расы и мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии - азиатов, во Франции - негров, в США против расовых меньшинств и иммигрантов и во всех странах против гомосексуалистов, и «вечного врага», евреев; кроме того, во многих странах, они гоняют бомжей, наркоманов и другие отбросы общества.

В Британии на сегодняшний день насчитывается приблизительно от 1 500 до 2 000 скинов. Самое большое количество бритоголовых в Германии (5 000), Венгрии и Чехии (более чем 4 000 в каждой), США (3 500), Польша (2 000), Великобритания и Бразилия Италии (по 1 500) и Швеции (около 1 000). Во Франции, Испании, Канаде и Голландии их численность приблизительно по 500 человек в каждой. Существуют скины в Австралии, Новой Зеландии и даже Японии. Общее движение бритоголовых охватывает более чем 33 страны, на всех шести континентах. По всему миру их число составляет не менее 70 000 человек.



Основной организацией скинхедов считается «Честь и Кровь», структура, основанная в 1987 г. Яном Стюартом Дональдсоном - на сцене (и в дальнейшем) выступавшего под именем «Ян Стюарт» - скинхедовским музыкантом, погибшем в автомобильной катастрофе в Дербшире в конце 1993 г. Группа Стюарта, Skrewdriver («Отвёртка») на протяжении многих лет была самой популярной скингруппой в Британии и во всем мире. Под названием Klansmen («Ку-Клукс-Клановец») группа сделала несколько записей для американского рынка - одна из их песен имеет характерное название Fetch the Rope («Неси верёвку»). Стюарт всегда предпочитал называть себя просто «нацистом», а не «неонацистом». В интервью одной из лондонских газет он сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что сделал Гитлер, кроме одного - его поражения».

Наследие Стюарта, «Честь и Кровь» (это название является переводом эсэсовского девиза) живо и по сей день. Это не столько политическая организация, сколько «неонацистское уличное движение». Распространившись по всей Европе и США, «Кровь и Честь» действует сегодня как головная организация, объединяющая более 30 скиновских рок-групп, издает свой журнал (с одноименным названием), широко использует современные средства электронной связи, распространяя по всему миру свои идеи. Их аудитория насчитывает несколько тысяч пользователей.

Нападки на иностранцев и гомосексуалистов стали обычным проявлением деятельности бритоголовых, также как и осквернение синагог и еврейских кладбищ. Устроенный в южно-восточном Лондоне марш-протест против расового насилия был прерван внезапным нападением скинов, которые забросали манифестантов камнями и пустыми бутылками. Затем их недовольство перекинулось на полицейских, которых они попытались заставить отступить, забрасывая булыжниками.

Вечером 11 сентября 1993 г., 30 скинов-неонацистов промаршировали по одной из улиц, которая считается сердцем азиатского района, разбивая витрины магазинов и выкрикивая угрозы жителям. «Нас лишили того, что принадлежит нам», заявил, спустя несколько дней, один из участников, «но мы вновь вступаем в битву!»

Связи с крайне правыми характерны для бритоголовых всего мира. В одних странах они открыто поддерживают тесные контакты со неонацисткими политическими партиями. В других предпочитают оказывать им скрытую поддержку. Ниже перечислены страны и правые политические партии, с которыми сотрудничают местные бритоголовые:

Поддерживая связи с правыми политическими партиями, скинхэды, в своем большинстве скептически относятся к возможности прихода к власти парламентским путем. Они стремятся добиться своих целей скорее путем дезорганизации общества путем прямого насилия и запугивания своих противников. Как правило, большинство населения хотя и побаивается высказывать свое согласие с действиями этих группировок, однако в глубине души одобряет их. Лозунги типа «Иностранцы вон!» в крайней форме выражают скрытые чаяния многих простых обывателей.

Особенно это относится к Германии. Эйфория от объединения Западной и Восточной Германии вскоре уступила место потрясению от некоторых сторон жизни «западного рая». Молодые восточные немцы, видя, что предпочтение в объединенной Германии отдается не им, «братьям по крови», но эмигрантам из третьих стран, начали создавать группировки, нападающие на иностранных рабочих. Многие западные немцы, сочувствуют им, хотя и побаиваются открыто высказывать свои взгляды.

Немецкое правительство не сразу сумело эффективно отреагировать на рост подобных настроений. Зато быстро отреагировали правые партии, что привело к значительному усилению расистских тенденций. Однако, уже имея опыт в деле «денацификации», «немецкое» правительство сегодня прикладывает все силы, чтобы обуздать новое движение. В Германии существуют наиболее «драконовские законы», направленные против деятельности правых партий. (Так, например, запрещено отдавать приветствие нацистским салютом. Но немцы не растерялись и просто стали вздымать вверх не правую, а левую руку.)

Равным образом в Чехии и Венгрии многие жители этих стран склонны рассматривать скинхэдов как своих защитников, так как их действия направлены против цыган, нацменьшинства всегда бывшего основным источником криминогенной ситуации.

В США, напротив, сила скинов не в общественной поддержке, каковая практически отсутствует, но в их открытой приверженности к грубому насилию и отсутствии страха перед наказанием. Новое движение во многом стало восприемником ранее существовавших расистских и антисемитских групп, включая Ку-Клукс-Клан и полувоенные неонацистские группировки. Они вдохнули новые силы и новую энергию в прежнее движение.

Хотя в последнее время многие социологи констатируют упадок движения, однако, большинство исследователей этого явления, считают, что оно представляет собой нечто большее, чем проходящее увлечение, что подтверждается более чем двадцатью годами его существования, с периодическими взлётами и падениями. Оно, тем не менее, продолжает вызывать отклик среди молодёжи и привлекать её в свои ряды.

Выводы

Причина расизма - не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует искать прежде всего в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества.

Расистское мышление пронизывает наше сознание. Мы все немножко расисты. Мы верим в этнический баланс. Мы молчаливо одобряем ежедневные унижения людей в метро и на улицах под предлогом “проверки паспортного режима” - ведь те, кого проверяют, как-то неправильно выглядят. В нашем сознании не укладывается, что общественный порядок возможен без института прописки. Мы не видим, как, кроме рестриктивных мер, можно справиться с угрозами, которые несет с собой миграция. Нами движет логика страха, в которой причина и следствие поменялись местами.

Реальная коллизия, в которую попадают переселенцы “неславянской национальности” в Краснодаре, Ставрополе или в Москве, достаточно ясна. Она заложена системой регистрации, которая, как всем известно, есть лишь эвфемизм прописки и которая, согласно Конституции, является противозаконной. Получить регистрацию крайне трудно, а иногда и попросту невозможно. Отсутствие регистрации влечет за собой отсутствие легального статуса, что, далее, означает невозможность легального трудоустройства, легального найма жилья и т.д. Понятно, что в чем более тяжелой ситуации находятся люди, тем больше вероятность возникновения в их среде девиантных форм поведения. Замыкает эту цепочку рост социальной напряженности и ксенофобских настроений.

Расистское мышление выстраивает совсем другую цепочку. Склонность нерусских переселенцев к девиантному поведению ’ рост социальной напряженности ’ необходимость рестриктивных мер и, в частности, особых правил регистрации для членов определенных групп.

Странновато бывает слышать, как уважаемые эксперты (и опирающиеся на их данные представители власти) говорят о том, что в Москве и Московской области “уже проживает порядка 1,5 млн. мусульман”. По всей видимости, эта цифра взялась из суммирования татарского и азербайджанского населения столицы и области, к которому присовокупили приезжих из Дагестана и других северокавказских регионов. Логика, стоящая за этими исчислениями, предполагает взгляд на мигрирующих в центр южан как на группу, отделенную от основного населения огромной культурной дистанцией. Шутка ли: христианство и ислам - тут и диалог не всегда, как свидетельствует история, установить удавалось, а в ситуации социально-экономической нестабильности и до межцивилизационного конфликта недалеко. Верят ли сами говорящие в то, что они внушают своим слушателям?

Предположение о, якобы, имеющейся культурной несовместимости славянского большинства и неславянских меньшинств нелепо. Оно нелепо уже потому, что львиная доля нерусских мигрантов в России - выходцы из бывших советских республик, а переселенцы с Северного Кавказа и вовсе российские граждане. По своей культурной принадлежности они - советские люди. Их “этничность” - советская, сколько бы нас ни убеждали в обратном специалисты по этнопсихологии. Большинство этих людей прошли социализацию в тех же условиях, в каких социализировалось остальное население страны. Они ходили в ту же школу, служили в (или “косили” от) той же армии, были членами тех же полудобровольных организаций. Они, как правило, прекрасно владеют русским языком, а что касается религиозной идентичности, то большинство из тех, кого называют мусульманами, вряд ли бывали в мечети чаще, чем бывали в христианской церкви те, кого называют православными.

Разумеется, культурная дистанция между мигрантами и принимающим населением существует. Но обусловлена она опять-таки особенностями социализации и приобретенными в результате навыками поведения. Это дистанция между сельскими жителями и горожанами, жителями маленьких городков, привыкшими к плотным сетям межличностных контактов, и жителями мегаполисов, в которых царит анонимность. Это дистанция между малообразованными людьми с минимальной социальной компетенцией и окружением с более высоким уровнем образования и, соответственно, более высокой профессиональной подготовкой. Культурные отличия - лишь гарнир к структурным и функциональным различиям.

Люди оказываются членами определенных групп в зависимости от того социального ресурса, которым они обладают. У бюрократии, например, есть ресурс, называемый властью. Члены данной группы реализуют его максимально эффективно, обложив процедуру регистрации в крупных городах таким количеством ограничений, что потенциальные взяткодатели выстраиваются в очередь. Надо ли добавлять, что самые щедрые из них - те, кому зарегистрироваться труднее всех. Эта группа - “нерусские”, которая, в свою очередь, распадается на несколько подгрупп в зависимости от строгости по отношению к ним негласных инструкций. У крупных собственников есть другой ресурс - возможность давать работу. Опять же излишне напоминать, что бесправные и беспаспортные “инородцы” готовы трудиться - и трудятся - на самых жестоких условиях, когда о медицинском страховании и прочих излишествах развитого капитализма никто и не помышляет. О том, какими ресурсами обладает наша доблестная милиция, знает каждый, кто наблюдал, с каким рвением ее работники останавливают прохожих определенной наружности и какими недовольными бывают их физиономии, когда документы у этих прохожих оказываются в порядке.

Так мигранты нерусского происхождения становятся членами той или иной этнической группы. Мы не знаем, какую роль в этом процессе играет “естественная” тяга к “своим”. Но мы знаем, что, даже если бы они горели желанием полностью ассимилироваться, у них вряд ли бы что-то получилось. Однако в глазах группы, не сталкивающейся с подобными проблемами (русского большинства), такое поведение выглядит как культурный рефлекс - нежелание нерусских мигрантов жить как все.

Нам кажется, пора перевести обсуждение проблем, связанных с миграцией, из культурно-психологического в социально-структурный план. Не о диалоге/конфликте культур и не о “толерантности” надо вести речь, а о глубоких социальных - прежде всего правовых - изменениях, без которых все инвективы в адрес расизма и все призывы к межэтнической терпимости останутся пустым сотрясением воздуха.

В данном разделе нашего исследования мы хотели бы предложить некоторые рекомендации по предотвращению последствий расовой дискриминации.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения.

Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона от всякой дискриминации и от всякого подстрекательства к дискриминации.

Всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном - предосудительна и в социальном - несправедлива и опасна, и что не может быть оправдания для расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике.

Дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того же государства.

Существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества.

Безусловно, государство должно играть ведущую роль в решении данной проблемы. Именно государство должно обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:

а) права на равенство перед судом и всеми другими органами, отправляющими правосудие;

b) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями;

с) политических прав, в частности права участвовать в выборах - голосовать и выставлять свою кандидатуру - на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также права равного доступа к государственной службе;

d) других гражданских прав, в частности:

i) права на свободу передвижения и проживания в пределах государства;

ii) права покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну;

iii) права на гражданство;

iv) права на вступление в брак и на выбор супруга;

v) права на владение имуществом, как единолично, так и совместно с другими;

vi) права наследования;

vii) права на свободу мысли, совести и религии;

viii) права на свободу убеждений и на свободное выражение их;

ix) права на свободу мирных собраний и ассоциаций;

e) прав в экономической, социальной и культурной областях, в частности:

i) права на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную плату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение;

ii) права создавать профессиональные союзы и вступать в них;

iii) права на жилище;

iv) права на здравоохранения, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание;

v) права на образование и профессиональную подготовку;

vi) права на равное участие в культурной жизни;

f) права на доступ к любому месту или любому виду обслуживания, предназначенному для общественного пользования, как, например, транспорт, гостиницы, рестораны, кафе, театры и парки.

Для осуществления вышеперечисленных прав необходимо уделять большее внимание преподаванию, воспитанию, культуре и СМИ.

Наиболее многочисленной группой меньшинств в Финляндии (5,71 процента населения) являются финны, говорящие по-шведски. Эта группа населения находится в гораздо более благоприятном положении по сравнению с другими национальными меньшинствами ввиду того, что шведский язык наряду с финским является официальным языком Финляндии. За последние годы правительство активизировало усилия с целью решить вопрос с собственностью саами - коренного народа Финляндии - на землю. Финский, шведский или саамский языки преподаются учащимся как родные языки, и в соответствии с новым законодательством дети, которые постоянно проживают в Финляндии, а следовательно, и дети иммигрантов, как обязаны, так и имеют право посещать единую среднюю школу.

К другим позитивным усилиям, предпринятым государствами, относятся: законодательные меры, направленные на введение более суровых предельных мер наказания за преступления на расовой почве; использование этнического мониторинга с целью установить число лиц той или иной этнической и национальной принадлежности в различных сферах занятости и установление целевых заданий в целях создания дополнительных рабочих мест для представителей меньшинств в тех сферах, где они недопредставлены; учреждение новых консультативных органов, занимающихся вопросами, которые связаны с борьбой с расизмом и нетерпимостью, в том числе развертывание и осуществление кампаний информирования общественности, направленных на то, чтобы предотвратить проявление расовой дискриминации и усиление терпимости; и создание правозащитных институтов и назначение омбудсменов, занимающихся проблемой этнического и расового равенства.

Органам власти в государствах необходимо обеспечивать осуществление меньшинствами основополагающего права на равенство - как в рамках законодательства, так и в обществе в целом. В этой связи важная роль принадлежит местным органам управления, гражданским организациями и неправительственным организациям (НПО). Сотрудники полиции, прокуроры и судьи должны иметь более четкое представление о расовой дискриминации и преступлениях на расовой почве, и в некоторых случаях, возможно, целесообразно внести изменения в кадровый состав полицейских сил, с тем, чтобы лучше отразить многоэтнический характер общин, на службе которых они находятся. Меньшинства также должны интегрироваться в жизнь своих общин. Прочие рекомендации касаются контроля за высказываниями, проникнутыми чувством ненависти, поощрения процесса расширения прав посредством образования и обеспечения надлежащим жильем и доступом к услугам в сфере здравоохранения.

Литература

http://www.nationalism.org/vvv/skinheads.htm – Виктория Ванюшкина «Бритоголовые»

http://www.bahai.ru/news/old2001/racism.shtml – Заявление Международного Сообщества Бахаи на Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Дурбан, 31 августа – 7 сентября 2001г.)

http://www.un.org/russian/documen/convents/raceconv.htm – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

http://ofabyss.narod.ru/art34.html – David Myatt «Почему расизм прав?»

http://www.ovsem.com/user/rasnz/ – Морис Олендер «Расизм, национализм»

http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Archive/2000_245_life_text_astahova2.html – Алла Астахова «Обыкновенный расизм»

http:// www.1917.com/Actions/AntiF/987960880.html – Расизм в США

http://www.un.org/russian/conferen/racism/indigenous.htm – Расизм и коренные народы

http://iicas.org/articles/17_12_02_ks.htm – Владимир Малахов «Расизм и мигранты»

http://www.un.org/russian/conferen/racism/minority.htm – Многоэтнические государства и защита прав меньшинств

· Доклад

Навигация

· Новости школы

· Преподаватели МГИМО

· О Школе. Расписание сессий

· География школы

· Место проведения

· Как подать заявку

· Информация для родителей

· Информация для школ

· Информация для корпораций

· Пакет документов

· Представительства МШМД в регионах

· Фотогалерея

· Контакты

· Отзывы "О нас"

Партнеры

МГИМО (У) МИД России

Российская Ассоциация Содействия ООН

Управляющая компания "ГЛОБИНТЕС"


Российская Ассоциация навигаторов/скаутов (РАН/С)

Начало формы

Имя пользователя: *

· Создать учетную запись

· Запросить новый пароль

Расы ирасизм

Досередины 20-го века понятие расы использовалось как дарвинистский способ подчеркнуть, что чернокожие люди стоят ниже наэволюционной лестнице иболее примитивны посравнению сбелыми. Это было принято научной общественностью как доказанный факт итаким образом узаконено внаучной биологии. Расизм бывает нескольких видов, как на индивидуальном, так инаинституционализированном уровне.

Термин «раса» имеет три значения: биологическое, общеупотребительное иполитическое (Fuller& Toon,1988).

Вбиологии «раса» обозначает генетическую обособленность различных групп: каждая «расовая» группа имеет общее генетическое оформление, отличающееся понекоторым параметрам отгенетического оформления других групп. Однако генетические различия врамках каждой расы характеризуются настолько широким диапазоном, что два человека, принадлежащих кодной итойже расовой группе, могут иметь большие отличия друг отдруга, чем средние различия между двумя различными группами. Расы неявляются строго разграниченными, и границы между ними проведены условно. Вмедицине понятие расы часто используется как категория, которая позволяет специалистам связать определенные болезни стеми или иными расовыми группами, например кистозный фиброз снекоторыми группами белого населения. Такое понимание может узаконить расистский образ мышления.

Вповседневном значении для неспециалистов раса стала синонимом внешних признаков человека, при этом цвет кожи приобрел незаслуженно большое значение.

Использование этого термина вполитических целях позволяет большинству населения консолидировать власть, а группам меньшинств рассматривать свои национальные особенности сполитической точки зрения.

Всемирная организация здравоохраненияв опубликованном ею«Лексиконе кросс-кулыуральных терминов, относящихся кпсихическому здоровью» (Lexicon ofCross-Cultural Terms inMental Health, the World Health Organization, 1997) предложила следующие определения расизма, расовых предрассудков иэтноцентризма. Расизм— это вера вто, что существует неотъемлемая связь между считающимися унаследованными икулыураль-ными чертами ичто некоторые группы людей вбиологическом отношении превосходят остальных. Расовые предрассудки— это негативный эмоциональный настрой либо негативная установка вотношении того или иного индивидуума либо группы, основывающиеся наотдельно выбранных социальных или кулыуральных характеристиках. Этноцентризм— это преувеличение ценности своей культуры посравнению сдругими культурами; при этом тенденциозные суждения отом, что является хорошим, правильным, красивым, моральным, нормальным, здоровым или разумным, базируются насвоей собственной культуре как эталоне. Индивидуальные проявления расизма отличаются отинституционализированного расизма, который представляет собой коллективные убеждения сотрудниковтой или иной организации, глубоко укоренившиеся всистемеее деятельности. Несмотря нато, что большинство специалистов отрицательно относятся ктеории (генетически) передаваемой психической неполноценности, среди населения общепринято считать, что качества индивида— унего «вкрови» (Thomas& Sillen1991).

Вдокладе MacPherson (MacPherson, 1999) институционализированный расизм определяется как «коллективная неспособность организации оказывать надлежащую профессиональную помощь людям всвязи сцветомих кожи, культурой либо этническим происхождением. Это можно заметить или выявить, наблюдая деятельность, установки иповедениесо значительными проявлениями дискриминации ввиде предрассудков, невежества, легкомысленности ирасистских стереотипов мышления, что ставит вневыгодное положение представителей этнических меньшинств».

Основная проблема, вызванная таким определением, втом, что оно приводит доводы впользу выявления недостатков вдеятельности организации (как живого организма), но не всегда понятно, какие это виды деятельности, кто выявляет недостатки икто должених устранять. Субъективный опытили интерпретацию расизма определить еще труднее, так как частично они непосредственно связаны синдивидуальными чертами личности, спредшествующим жизненным опытом исистемами поддержки (социальными иэкономическими).

Вболее ранних работах Bhugra иBhui (1999) высказывали точку зрения, что подчинение меньшинства большинством посредством использования исторических, социальных, биологических иэкономических факторов— распространенное явление вчеловеческой истории. Невызывает сомненийто, что расизм исвязанные сним идеи появились еще вдохристианские времена. В100году доновой эры Cicero советовал Atticusне покупать рабов изБритании, потому что они глупы, ленивыи неспособны кобучению. Однако идеология, лежащая воснове расизма, основывается нажелании сохранить существующее положениеи на убежденности впревосходстве одной группы над другойпо причинам, связанным только срасовой принадлежностью илис биологическими особенностями. Раса представляет собой таксономическое понятие сограниченной степенью полезности, ив течение последних 30лет оно начало уступать место терминам «этническая принадлежность» и«куль-туральные группы», отличающимся гораздо меньшей определенностью. Расизм можно рассматривать как идеологию, как установленный порядок икак социальную конструкцию.

Необходимо отличать расизм отрасовой дискриминации. Первый ограничивается рассуждениями оделении человечества нарасы (что может привести кэтноцентризму). Второе понятие, напротив, касается реальных форм поведения людей. Расизм существует вомногих формах, некоторые изних отражены ниже.

Виды расизма

Доминантный. Ненависть воплощается вдействиях.

Аверсивный. Индивид убежден всвоем превосходстве, нонеможет действовать.

Регрессивный. Взгляды индивида нарасизм проявляются регрессивными формами поведения.

Подсознательный инстинктивный расизм. Страх перед чужестранцами.

Объясняемый инстинктивный расизм. Рационализация, обоснование страха перед чужестранцами.

Культуральный. Отвержение, злословие поповоду особенностей проведения свободного времени, соблюдения обычаев вобществе ибыту.

Институционализированный. Отношения вколлективе организации кнекоторым лицам как кнеполноценным.

Патерналистский. Большинство «знает», что хорошо для меньшинства.

Расизм, «неразличающий цветов». Признание различий рассматривается как вызывающее рознь между культурами.

Неорасизм. Скрытый в«индивидуализме»: не одобряются положительные действия, наличие расизма рассматривается сточки зрения имеющихся достижений группы.

Необходимо подчеркнуть, что расизм неявляется статическим феноменом. Кроме того, его необходимо отличать от расистского поведения, при котором расовые предрассудки одного человека поотношению кдругому проявляются действиями. Расизм использует верования иобычаи для оправданияи сохранения неравенства, недопущения вобщество одних группи доминирования других. Представляет интерес использование тактики «неразличения цветов» как формы расизма. Когда «не различающие цветов» имеют дело сгруппой людей более низкого социального уровня сдругим цветом кожи, они невоспринимают их как имеющих свою историю, культуру, духовнуюи социально-экономическую сущность. Расизм также может усугублять воздействие бедности наздоровье людей.

Moore (2000) считает, что важными факторами возникновения расизма стали психология колониализма, ограничение использования информации, средств связи исвобод. Расист доминантного типа открыто проявляет расовую нетерпимость, тогда как расист аверсивного типа проявляет неприязнь истремится избегать контактов. Расистские наклонности некоторых людей могут принимать форму бессознательных проявлений массового поведения (Kovel, 1984). Ненависть состороны других («они-группа») (см.определение ниже вразделе «Значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью») и авторитаризм также вносят вклад всохранение существующего положения.

Психиатрия отражает господствующие общественные ценности; она может быть подавляющей иможет восприниматься как подавляющая, если люди изолируются помимоих воли. Такое положение порождает чувство отчужденности, ивследствие переживания этого чувства втечение определенного времени представители этнических меньшинств могут испытывать еще большее унижение. Влияние расизма нанаучные исследованияи обстановку влечебных учреждениях охарактеризовать чрезвычайно сложно.

Значимые жизненные событий, связанные с расизмом

Для представителей этнических меньшинств роли значимых жизненных событий, связанных срасовой принадлежностью, многочисленны иразнообразны (Bhugra& Ayonrinde, 2001). Наотдельных лиц игруппы людей может оказывать большое влияние миграция (см.Bhugra& Cochrane, 2001). Трудно получить точные данные ораспространенности нападок, насильственных действий ипреступлений нарасовой почве (преследований, нападений иоскорблений). Это объясняется несколькими причинами: иногда люди непонимают расовой подоплеки этих агрессивных действий ипоэтому неупоминают онихв своих заявлениях; расовая принадлежность правонарушителяне всегда известна; жертвы могут ошибочно приписывать конфликту расовые мотивы; они могут неподавать заявления всвязис продолжающимся преследованием или сотсутствием достаточных доказательств правонарушения.

ВБританском криминологическом исследовании (The British Crime Survey (BCS)) иполицейских досье используются различные подходы ксбору данных. В исследовании (BCS) регистрируются как совершенные (фактические) правонарушения (например, вандализм, ограбления, кражи, нанесение телесных повреждений, нападения иразбой), таки угрозы применением насилия. Сотрудники полиции регистрируют только совершенные правонарушения, хотя они также отмечают любые расовые мотивы, если оних делается заявление или поповоду них уследственных органов возникает подозрение. Данные BCS касаются лиц старше 16лет, аполиция регистрирует правонарушителей независимо отвозраста. Fitzgerald иHale (1996) приводят данные BCS отом, что только 2% всех правонарушений их жертвы объясняли расовыми мотивами, около четверти изних были совершены вгородских гетто.

Этнические различия существуют ивтенденциях сообщать оправонарушениях (Commission for Racial Equality, 1999). Говоря овиде правонарушения, форме сообщенияи задержке обращения сзаявлением, надо признать, чтоэти аспекты остаются недостаточно исследованными.

Поданным Chahal иJulienne (1999), не сообщается о 43—62% конфликтов нарасовой почве. Среди зарегистрированных правонарушений были нанесение телесных повреждений, приставание, оскорбления иугрозы, атакже нанесение материального ущерба. Маловероятна регистрация заявленийо конфликтах, связанных сневозможностью получить работу, деньги под залог для финансирования учебы вшколе или медицинской помощи ит.п.Висследовании субъективных переживаний проявлений расизма эти авторы спомощью качественных методов показали, что пострадавшие описывали расовые конфликтыкак общепринятую практику вобществе, вкотором они живут. Авторы также использовали различные способы выявления подобных событий, большинство изкоторых касалось личных или социальных отношений. Трудности выявления чаще всего были связаныс чувством стыда, несостоятельности, безнадежности или недоверия. Только участившиеся конфликты заставляли людей обращатьсяс заявлениями впредусмотренные законом инстанции. Чаще всего обращались кврачам общей практики, однако вбольшинстве случаев результаты невполне удовлетворяли (например, врачмог написать письмо вадрес органов жилищного управления спросьбой помочь сжильем, нонебольше этого). Таким образом, даже если конфликты выявляются, им обычно непридается соответствующее значение. Вэтой группе пациентов обычно повторялись жалобы на гнев, напряженное состояние, депрессию, повышенную раздражительность инарушениясна.

Значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, представляют собой проблемы, которые относятся непосредственно красовому поведению, и они возникают вразличных сферах жизни Сферы, вкоторых происходят значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью:

Образование.

Трудоустройство.

Здравоохранение.

Случаи оскорбления.

Нанесение материального ущерба.

Право исоциальное обеспечение.

Затруднения, связанныес расовой принадлежностью, можно определить как текущие трудности вжизни индивида, которые могут быть связаныс расовыми аспектами идлятся более одного месяца. Сюда входят проблемы сжильем, трудоустройством, социальным функционированием иобразованием.

Представители этнических меньшинств могут нетолько подвергаться действию общих для всего населения стрессоров, ноииспытывают стресс всвязисо статусом меньшинства. Эти специфические причины включают психотравмирующие факторы (например, расовые предрассудки, враждебность идискриминация), атакже внешние опосредующие элементы (система социальной поддержки) и внутренние (когнитивные факторы), которые влияют навосприятие индивидом значимых жизненных событий. Smith (1985) предложил термины «они-группа» (the out-group) и«мы-группа» (the in-group) для характеристики положения групп национальных меньшинств («они-группа»), живущих вусловиях культуры большинства («мы-группа»). Статус «они-группа» приводит ксоциальной изоляции, социальной маргинализациии нестабильности положения, что усиливает обеспокоенность людей. Незавершенная или частичная ассимиляция представителей национальных меньшинств вусловиях новой культуры большинства (принимающей страны) иполный или частичный отказ отсобственной культуры могут оказаться дополнительными психотрав-мирующими факторами.

Расизм и психические расстройства

Расизм, как индивидуальный, таки институционализированный, может создавать множество проблем, некоторые изних отражены ниже. Может развиться чувство нестабильности собственного положения, когда человек имеет два или более различающихся инесовместимых социальных статуса (например, социальный статус определенного лица входит впротиворечие сего статусом, вытекающим изэтнического происхождения). Это противоречие между ролью истатусом, скорее всего, приведет ктрудностям адаптации илик психическим расстройствам (Smith, 1985). Поскольку представители национальных меньшинств более «заметны» среди населения, составляющего большинство, их действия приобретают символическое значение истереотипные представления усваиваются обществом. Smith (1985) считает, что заметность, повышенное внимание, отсутствие анонимности, поляризация иущемление ролевых функций— это факторы, которые усугубляют стресс инадолго затрудняют жизнь. Проблемы, связанные срасизмом

Институционализированный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Индивидуальный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Агрессивные действия.

Расизм представляет собой многомерный феномен, поэтомудля многоосевого измерения влияния значимых жизненных событий было разработано много методов.

Jackson иколлеги (1996) показали, что совокупное воздействие проявлений расизмаи расовой дискриминации начеловека ухудшает психическое здоровье больше, чем физическое. Необходимо глубже исследовать роль «локуса контроля» как вмешивающейся переменнойпри оценке психологического функционирования представителей этнических меньшинств.

Депрессия

Имеющиеся немногочисленные данные свидетельствуют отом, что значимые события социальной жизни, как изначимые жизненные события вообще, в значительной степени коррелируют сдепрессией. Внескольких исследованиях продемонстрирована более высокая частота депрессивных расстройств вгруппах представителей этнических меньшинств (Nazroo, 1997; Shaw etal, 1999) ивыдвинуты предположения, что это объясняется отрывом отпривычного окружения, безработицей, бедностью ирасизмом. Висследовании, посвященном изучению случаев умышленного самоповреждения среди женщин азиатского происхождения, Bhugra иколлеги (1999) обнаружили, что около одной четверти выборки переживали значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, хотя наосновании этого исследования причинные связи установить невозможно.

Тревога

Модели стресса предполагают повышение уровня тревоги вожидании возможных угрожающих жизненных событий. Висследовании, проведенном вНовой Зеландии, Pernice иBrook (1996) выявили значимую корреляцию между расовой дискриминацией ивысоким уровнем тревоги уцветных представителей иммигрантов. Эти авторы также установили, что уровень тревоги был неожиданно высоким утех иммигрантов, которые проводили значительную часть свободного временис представителями своей этнической группы. Возможно, это были тревожные личности, искавшие успокоения вобществе представителей своей этнической группы. Было показано, что симптомы тревоги возникали после угроз расистского содержания (Thompson, 1996; Jones etal, 1996).

Посттравматическое стрессовое расстройство

Имеются данные обучащении случаев психогенных расстройств ссимптомами, напоминающими посттравматическое стрессовое расстройство, которые развивались после переживания проявлений расовой дискриминации (Ritsner etal, 1977). Повышенная настороженность, обеспокоенность, нарушения внимания, высокий уровень фрустрации, негативизм, социальная изоляция, тревога иповторные наплывы воспоминанийо травмирующих событиях («флэшбэки») также описывались как следствие значимых жизненных событий, связанных срасовой принадлежностью.

Психозы

Единичные данные свидетельствуют о связи между психозами изначимыми жизненными событиями, связанными срасовой принадлежностью, отом, что институционализированному расизму придается решающее значениево взаимоотношениях, включающих соблюдение режима леченияи повторные визиты кврачу. Однако эмпирические данныене подтверждают этих выводов.

Взаимосвязи между значимыми жизненными событиями, обусловленными расовой принадлежностью, и развитием психических расстройств сложны. Лишь впоследнее время исследователи началиих раскрывать.

Расизм и нервно-психический стресс

Проявления расизма, как индивидуального, так иинституционализированного, вероятно, вызывают хронический стресс илиже длительные затруднения, которые препятствуют успешному функционированию людей. Они понимают, что способны достичь большего, однако другие люди или система мешаютих продвижению. Чинимые индивиду препятствия позволяют ему осознатьто, что его интересы ущемляются, приводят его взамешательство, ранят его чувство собственного достоинства иснижают самооценку. Эти затруднения могут также способствовать дальнейшему отрыву представителей национальных меньшинств отих этнических групп, особенно втех случаях, когда используемые ими методы преодоления постоянных затруднений отличаются отприменяемых вэтих группах, что еще больше усугубляет состояние психического напряжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивид, какимбы нибыло его этническое происхождение, по-разному взаимодействует ссоциальнойи культурной средой, вкоторой онживет, иреагирует наимеющиеся затруднения или наострые психические травмы. Переживаемые человеком значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, их осмысление, атакже перманентные проявления расизма, по-видимому, ускоряют развитие психических расстройств. Однако научных исследований вэтой области по-прежнему проводится недостаточно, авнекоторых выполненных работах методы сбора данных были сомнительными, чтов значительной степени затрудняет любую интерпретациюи обобщение.

Расизм и его социальные корни

Психологические причины проявления расизма

Наличие объективных социологических причин возникновения ненависти, вражды к другим этносам, все равно не объясняет тот факт, что внутри одного общества разные люди по-разному подвержены расистским настроениям. Таким образом можно говорить о наличии в психике того или иного индивида ряда причин, объясняющих его склонность к расизму и вызывающих ксенофобские настроения.

Психика устроена таким образом, что для того, чтобы уважать себя, чувствовать себя спокойно и достойно, большинство людей вынуждено не замечать некоторую часть своих свойств, которыми они на самом деле обладают (или, лучше сказать, которые обладают ими). Все то, что человек в себе не принимает, в юнгианской традиции аналитической психологии принято называть «тенью».

Не замечая собственные неприемлемые для себя качества, люди нередко переносят их внешние объекты вокруг себя: на «людей вообще», говоря, например, что «люди злы», или на каких-то конкретных людей, будучи, например, уверенным, что «он меня ненавидит».

Психический механизм здесь следующий: психика, как правило, распространяет себя и свои свойства за свои пределы. И чувствуя себя каким-то, например, жадным, человек «естественно», предполагает, что такими являются все остальные. Вступаемый дальше в действие механизм оценки, позволяет человеку считать, что «Я не такой», если сознание не готово принять данный феномен. За этим следует вытеснение -- в отношении себя. Но предполагая, что «я не такой», человек продолжает других видеть «такими». Тень как бы падает на людей вокруг.

«Примитивная личность (а в каждом народе, как известно, массовая личность реагирует как примитивная личность) не способна осознать зло как “свое личное зло”, поскольку его сознание еще так слабо развито, что не способно разрешить возникшие конфликты. Поэтому массовая личность неизменно воспринимает зло как нечто чуждое и, как результат такого восприятия, везде и всегда чужестранцы становятся жертвами теневой проекции.

В стране объектами теневой проекции становятся национальные меньшинства. Очевидно, что благодаря расовым и этническим особенностям, и тем более при наличии иного цвета кожи, национальные меньшинства наиболее подходят для теневой проекции. Существуют различные варианты психологической проблемы национальных меньшинств: религиозный, национальный, расовый и социальный. Однако все варианты имеют одну общую особенность--раскол в структуре коллективной психики.

Роль чужаков, которую в прежнее время выполняли военнопленные и потерпвшие кораблекрушение мореплаватели, теперь выполняют китайцы, негры и евреи. Один и тот же принцип определяет отношение к религиозным меньшинствам во всех религиях» (Эрих Нойман).

«Чужак как объект проекции тени играет чрезвычайно важную роль в психической энергетике. Тень -- чуждая эго часть нашей личности, наша сознательная, противоположная точка зрения, оказывающая губительное воздействие на нашу сознательную установку и чувство безопасности -- может быть экстериоризирована и затем уничтожена. Борьба с еретиками, политическими противниками и врагами народа по существу является борьбой с нашими религиозными сомнениями, уязвимостью нашей политической позиции и односторонностью нашего национального мировоззрения» (Нойман).

Действия такого человека является неосознаваемыми. До сих пор проблема Тени проявляет себя и влияет на объективность суждений, некорректных, искаженных оценках, на которые влияет расовый признак. В отчёте американского института Голдуотер, озаглавленном «Раса и неспособности. Расовые предубеждения в учреждениях специального образования Аризоны» за 2003 г. отмечалось, что «60% выпускников четвёртого класса из малоимущих и афро-американских семей при тестировании показали результат “ниже необходимого” на последнем государственном экзамене для оценки прогресса в обучении». Чёрные школьники в 3 раза чаще белых получают ярлык «умственно отсталые». Хотя чёрные ученики составляют всего 16% от общего числа школьников США, среди детей, которые обучаются по программам для умственно отсталых, их 32%.

С точки зрения аналитической психологии «Коллектив будет стремиться к своему освобождению с помощью «козла отпущения» до тех пор, пока существует чувство вины, возникающее в процессе формирования тени в качестве фактора расщепления в сознании».

Например, в качестве предвыборных аргументов Гитлер объявлял о том, что Германия наконец-то сможет восстановить былое величие, которое было потеряно в результате проигрыша в первой мировой войне. Напомним, что в 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция 27 союзных и присоединившихся государств, посчитавших, что окончание Первой мировой войны должно быть оформлено официально. Будущую судьбу Германии победители решали без ее участия. В целом Германия теряла 13,5% территории (73,5 тыс. квадратных километров) с населением в 7,3 млн. человек, из которых 3,5 млн. человек были немцами. Эти потери лишали Германию 10% ее производственных мощностей, 20% объемов добычи каменного угля, 75% запасов железной руды и 26% выплавки чугуна. Германия была обязана передать победителям почти весь военный и торговый морской флот, 800 паровозов и 232 тыс. железнодорожных вагонов. Общий размер репараций должна была позднее определить специальная комиссия, а пока Германия обязывалась уплатить странам Антанты контрибуцию на сумму 20 млрд. золотых марок.

Но при всей тяжести экономических последствий Версальского договора не они повлияли на дальнейшую судьбу Веймарской республики, а то, что в Германии возобладало чувство унижения, которое способствовало появлению настроений национализма и реваншизма. В Версале британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж пророчески заявил, что главная опасность заключаемого договора в том, что «мы толкаем массы в объятия экстремистов».

«Любая война может состояться только при условии превращения врага в носителя теневой проекции. Поэтому страсть и радость участия в военном конфликте, без которых невозможно заставить ни одного человека участвовать в войне, проистекают из удовлетворения потребностей бессознательной теневой стороны. Войны служат коррелятом старой этики, поскольку в них зримо проявляется активизация бессознательной, теневой стороны коллектива» (Нойман).

Глобализация социальных процессов в современном мире

В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка")...

Девиантное поведение подростков

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков...

Неудивительно, что прямые политические выводы из расистских концепций были сделаны именно в Германии. Подобные концепции очень пришлись ко двору самым агрессивным, империалистическим кругам этой страны - милитаристам и колониалистам...

Критика существующих расовых доктрин с позиций Концепции Общественной Безопасности

Научную несостоятельность расистской концепции давно видели все бoлee добросовестные ученые - и антропологи-натуралисты и историки-этнографы. Расистские бредни едко высмеивал Н. Г. Чернышевский...

Культура, как фактор социальных изменений

Культура, как фактор социальных изменений, раскрывает свое содержание через систему своих компонентов. Один из основных компонентов культуры - обычай, как сложившаяся форма регуляции массового поведения...

Насилие в молодой семье: социологический анализ (региональный аспект)

Насилие - неотъемлемая часть бытия на протяжении всего развития человеческого сообщества. И сегодня различные формы его проявления можно встретить во всех уголках мира. Ежегодно от насилия на планете погибает более полумиллиона людей...

Проблема отказов от детей

До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от своего ребенка...

В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16--18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии...

Расизм и его социальные корни

В первой половине 19 в. главным оплотом расистских теорий стали США, впоследствии обострения борьбы между рабовладельцами и аболиционистами - приверженцами освобождения негров. Стремясь укрепить свои экономические и политические позиции...

Расизм и его социальные корни

Жозеф Артюр де Гобино (1816--1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде «О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всеми остальными, но и о том...

Расизм и его социальные корни

Ряд этологов, таких как Дольник В. Р., указывали на биологическую детерминированность ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции -- агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам...

Расово-антропологическая школа в социологии

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX--XX в.в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались...

Социальная профилактика конфликтного поведения в молодой семье

Семейные разногласия является естественным явлением для любой семьи. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами...

Социальные и психологические причины наркотизации общества

Среди психологических факторов, влияющих на наркотизацию общества можно выделить следующие: Личностная незрелость в семейной и общественной жизни, узкий круг интересов, асоциальные увлечения, низкие духовные запросы...

Социальные факторы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

Реальный масштаб насилия в семье возможно никогда не будет точно известен, но очевидно, что подобный тип насилия является частью динамики многих семейных конфликтов как в развитых, так и в развивающихся странах. Исследования...

Рассказать друзьям