План сочинения – Композиция романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. план-конспект урока по литературе на тему История души человеческой в ром

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Повествование в любом художественном произведении всегда подчинено замыслу автора. В романе Лермонтова и сюжет, и характеры героев, и события направлены на раскрытие «истории души человеческой». Именно поэтому при знакомстве с произведением «Герой нашего времени» анализ романа представляется необходимым. Нам, читателям, важно понять, почему Печорин таков, каков есть, почему, вызывая так мало симпатий в начале повествования, интересует нас по мере знакомства с ним все больше и острее?

Ответить на эти вопросы возможно, шаг за шагом рассматривая поступки и мысли Печорина, следуя глава за главой вслед за замыслом автора.

Глава «Бэла»

Лермонтов не случайно выбирает для повести форму «рассказа в рассказе» – именно рассказчик, «подстрекаемый любопытством» и жаждущий интересных историй о необычном крае, где «кругом народ дикий, любопытный; каждый день опасность, случаи бывают чудные», готовит нас к появлению главного героя. О «странном» молодом человеке, с которым пришлось служить, повествует нам штабс-капитан Максим Максимыч, случайный попутчик автора путевых записок.

«Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением», – писал критик Белинский, и анализ главы «Бэла» полностью подтверждает им сказанное.

Главный герой заинтриговывает нас с первой главы. Характер его и поведение противоречивы и непредсказуемы. Бесхитростный Максим Максимыч считает, что Печорин – из тех людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Одна из таких «необыкновенных вещей» – история с Бэлой.

Мы слушаем о событиях, следим за героями, с которыми связан Григорий, – каждый из них как будто оттеняет, «проявляет» черты его натуры. С одной стороны, Печорин, без сомнения, силен, смел, люди подчиняются его обаянию. Но и другая сторона характера бесспорна: он так занят собой, что проходит через жизни людей, ломая их. Выдергивает по мимолетной прихоти Бэлу из ее родной стихии; играя на слабых сторонах, заставляет Азамата предать собственную семью; лишает Казбича того, что ему дорого. По собственному признанию, имеет «воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».

Нам, так же, как и простодушному Максим Максимычу, ведущему рассказ, непонятны мотивы поступков Печорина.

И, хотя герой романа не вызывает пока симпатий, привлекают внимание штрихи, выбивающиеся из портрета, который мы, читатели, уже составили. Почему «он поднял голову и засмеялся так», что у штабс-капитана «пробежал мороз по коже», почему «был долго нездоров, исхудал» после смерти Бэлы?

Повесть «Максим Максимыч»

О главном герое в следующий раз мы услышим от автора путевых записок, молодого офицера, и это неслучайно. В отличие от штабс-капитана, который искренне привязан к Печорину, но в силу социального положения и разности взглядов (они ведь из разных эпох!) не может объяснить причины поступков Григория, рассказчик примерно одного возраста с ним и явно из одной среды. Внимательный взгляд молодого офицера не пропускает ни одной детали в портрете Печорина, и портрет этот – в первую очередь психологический. Мы снова отмечаем противоречивость образа, непостижимое переплетение черт то силы, то слабости.

Не побежденное жизнью крепкое сложение – и внезапная «нервическая слабость стана», когда Печорин сел, небрежная, ленивая походка – и явный признак скрытности – «не размахивал руками», ослепительно чистое белье – и запачканные перчатки, женская нежность кожи – и следы морщин. А главное в облике – глаза: «они не смеялись, когда он смеялся», « сияли каким-то фосфорическим блеском, то был блеск…ослепительный, но холодный»; а взгляд был «равнодушно спокоен».

То, как ведет себя Печорин во время встречи с Максим Максимычем, обескураживает. Если слушать только реплики, то все правила общения с добрым старым знакомым соблюдены: «Как я рад. Ну, как вы поживаете?», «Благодарю, что не забыли». Но холодность при разговоре, односложные ответы, принужденное зевание показывают, что Печорину в тягость встреча, он не хочет вспоминать прошлое. Равнодушие и эгоизм этого человека ранят Максима Максимовича, неприятны рассказчику, отталкивают читателя. Все время после истории с Бэлой Григорий «скучал», теперь отправляется в Персию, – и снова непонятен и странен нам герой, глубоко погруженный в свои мысли, отталкивающий свое прошлое, человека, который привязан к нему. Есть ли в этом мире что-то, что ему дорого?

Журнал Печорина

В двух первых частях произведения мы видим «героя времени» глазами штабс-капитана. Между «достойным уважения», но простым Максим Максимычем и «порядочным», т.е., по значению слова во времена Лермонтова, принадлежащем к аристократам Печориным лежит пропасть – и по происхождению, и по убеждениям, и по возрасту, поэтому мы не можем понять, каков же в действительности характер Григория. Автор заметок значительно ближе к главному герою: они одного поколения и, видимо, происхождения, но и он, рассказывая о Печорине, не может объяснить мотивов поступков.

Анализ романа «Герой нашего времени» на этом этапе знакомства с произведением говорит о том, что характер Печорина неоднозначен. Разобраться, что движет им, каков он в действительности, поможет только беспристрастный взгляд – и мы найдем его в дневнике Печорина. Дневник – личные записи, не предназначенные для чужого взгляда, автор всегда пишет для себя и потому откровенен. Теперь герой сам говорит о себе, и повествование объективнее, честнее и глубже, чем может быть любое другое – он исследует собственные поступки и убеждения.

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».
«Чудесным рассказом» считал «Тамань»» А.П.Чехов, «какая прелесть «Тамань!», – так оценивал ее И.Тургенев.

Перед нами – другой, незнакомый нам пока Печорин: он еще неопытен и совсем молод, его чувства живые и яркие, ему интересны люди, их жизнь и стремления, он смело идет в неизвестность. Повествователь журнала чуток к природе – ночной пейзаж похож на картину художника, так все в нем точно и романтично. Его влечет тайна слепого мальчика, тайна «нечистого» места, в котором он оказался, душа жаждет полноты жизни, счастья и красоты.

«Твердо решившись достать ключ загадки», вмешавшись в течение жизни «честных контрабандистов» в своем страстном желании войти в их мир, Григорий разочарован разгадкой.

Ундина, в которой «все было обворожительно» и чьи «глаза, казалось, были одарены магнетическою властью», теряет свою привлекательность в глазах героя, коварно заманивая в ловушку и обманывая его надежду на любовь. Отважный и сильный Янко, который поразил воображение молодого человека, открывается ему с другой стороны. Романтическое представление о «буйной головушке» рассеивается, когда слышит Печорин, как рассуждает контрабандист о плате за труды, как скуп он в вознаграждении мальчика, видит, как бросает на произвол судьбы старуху и слепого, узнав об угрозе разоблачения. Перед нашим героем – реальная жизнь, и она оказывается не только привлекательной и волнующей, но прозаически суровой. «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!»

«Герой времени» ведет себя смело и решительно, но действия его бесцельны. Нет поля для серьезной деятельности, к которой он готов, которую ищет, и Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы. Очень точную характеристику дает герою В.Белинский, говоря «Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».

Приобретенный в Тамани опыт – горек, и Григорий старается заменить свои чувства равнодушием и отчужденностью к людям, с которыми мимолетно свела его судьба. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих»,- таков итог исканий и чаяний автора журнала.

Печорин и «водяное общество»

Следуя за страницами журнала Печорина, мы видим героя в среде людей одного с ним круга. Многообразно раскрывается в повести «Княжна Мери» характер «героя времени», его психология.

«Отрадное» чувство появляется в душе Григория, когда он наблюдает за природой, вдыхает свежий воздух, оказавшись в Пятигорске: «зачем тут страсти, желания, сожаления?». Тем контрастнее воспринимаются события, происходящие с главным героем. Общество, в котором вращается Печорин, не является ему близким, люди вызывают иронию своим стремление «казаться», внешним лоском без внутреннего содержания. Но и само «водяное общество» не принимает молодого офицера, слишком отличающегося от всех.

Наше внимание среди других привлекает Грушницкий, давний знакомый Печорина: слишком непримирим герой в отношении к нему, а ведь порой он ведет себя, как и юный офицер. Герои похожи, но и противоположны одновременно. Один из них стремится к показной деятельности, второй не находит себе достойной, один беспомощен и слаб – другой всемогущ в силе подчинения своей власти окружающих. Печорин находится в конфликте с обществом, и именно Грушницкий – часть это общества. Слабость характера – не порок, пока не приводит к подлости. Клевета, распущенная старым знакомым, ранит Григория, но жестоким делает его низость поступка человека, готового к обману на дуэли. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия», но «самолюбие и слабость характера» восторжествовали, оказались сильнее честности. Грушницкий погибает, но торжества победителя у Печорина нет, только горечь и пустота.

На протяжении всех событий «Княжны Мери» рядом с главным героем – еще один персонаж, помогающий нам увидеть глубже и полнее характер Печорина. Доктор Вернер, на первый взгляд очень похож на самого Григория. Став приятелями, “читая в душе друг друга”, два этих человека так и не сблизились. Размышления Печорина о невозможности дружбы подталкивает нас к пониманию причины: дружеские отношения не могут возникнуть там, где главенствует равнодушие и себялюбие, где есть привычка «смотреть на страдания и радости других только в отношении к себе».

Индивидуализм героя мы обнаруживаем в каждом поступке, в любом действии: упоение от сознания власти над Верой, изобретательность, с которой Григорий старается завладеть сердцем наивной княжны, «игра» с Грушницким. Понимает ли герой мотивы своих поступков и импульсов, верно ли их оценивает? «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Так может писать только человек, осознающий малейшие движения своей души, а значит, индивидуалистическая суть собственного характера – не тайна для Печорина. Более того, взгляд «на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы…» – основа его мировоззрения.

Но потому Печорин и «герой времени», что является частью эпохи, ему присуще постоянное раздвоение духа, тонкий самоанализ. Идя за принципом индивидуализма, Григорий создает собственную теорию счастья. «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха…Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». Но и она не может сделать героя счастливым, нет ощущения превосходства и могущества в его душе. Мало того, размышляя о пустоте бытия, о не отпускающей скуке, Печорин приходит к выводу о цели, для которой родился и которую не смог постичь: «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Увидев главного героя глазами Максим Максимыча, офицера-рассказчика, читая страницы журнала, мы, кажется, узнаем о нем так много, что постигли «историю души человеческой».

«Я люблю сомневаться во всем»

Сможет ли заключительная глава романа добавить к образу героя новые штрихи? Печорин и поручик Вулич, заключившие пари о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута», очень похожи. Оба они замкнуты, с легкостью подчиняют себе людей, их волнует вопрос неизбежности судьбы. «Нет предопределения»,- таково мнение Григория. Вулич же, человек страстей, убежден в другом.

Поверив после выстрела поручика на какой-то момент в предопределение, – «доказательство было разительно», «я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону…», -повествует автор журнала. Испытывая судьбу, Печорин смел и решителен, рискует жизнью. А в дневнике иронически замечает: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем, или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

Только теперь мы видим истинное убеждение Печорина: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». И здесь Печорин верен своему времени – он готов пересматривать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Печорин не идет следом за «людьми премудрыми», отвергает их веру. Сопоставляя предков и потомков, к которым относит себя, приходит к выводу о неспособности «более к великим жертвам для блага человечества». Веры нет, но нет и ничего, что можно было бы найти взамен. Остается одно: человек – сам творец своей судьбы, он может полагаться только на собственное «я». Индивидуализм Печорина берет начало в безверии, он – стремление ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека.

Анализ произведения «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет углубиться и проникнуть в «историю души человеческой», понять характер и необыкновенность образа Печорина и самому читателю задуматься над вечными вопросами бытия.

Тест по произведению

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


План:

1) Почему я выбрала тему «Печорин как герой нашего времени»?

2) История создания «Героя нашего времени».

3) Привлекательность зла.

i) «Бэла».

ii) «Максим Максимыч».

iii) «Тамань».

iv) «Княжна Мэри».

v) «Фаталист».

4) Заключение:

i) Неужели зло так привлекательно?

ii) Почему Печорин - герой того времени?

5) Список использованной литературы.

Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…

Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нём просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно…

В. Г. Белинский

Почему я выбрала тему «Печорин как Герой своего времени»?

Читая роман «Герой нашего времени», я впервые делала то, чего не делала никогда раньше. Я подчёркивала и выделяла в тексте умные мысли. К концу прочтения практически вся книга оказалась у меня исчерчена горизонтальными полосами. Когда Лермонтов писал этот роман, Печорин отражал собой «пятно» общества, он отражал собой сильного, умного человека, который противостоит обществу, но, к сожалению, в результате этого противостояния, становится «таким привлекательным злом». Если раньше такие люди, способные противостоять остальному человечеству, встречались редко, и их не любили, то сейчас таких людей практически не осталось вовсе, но они стали особенно ценны.

«Печорин - герой нашего времени» - мне кажется, эту фразу можно будет произнести и через тридцать, и через пятьдесят лет, но она останется актуальной. Печорин постоянно находился в поиске себя, постоянно задавал себе вопрос: «Кто Я?», но умер так и не найдя ответа. Хорошо это или плохо? Я думаю, что это хорошо. Если бы он получил ответ на свой вопрос, он состарился и умер бы в скуке. Несмотря на то, что для разгадки своего вопроса, Печорин играет чужими судьбами, вмешивается в чужие жизни, ему можно это простить. Но как, как можно простить человеку решение чьей-либо судьбы в своё спасение? Печорин спасал не себя, он спасал общество. Спасал от гниения и разрушения, спасал от единообразия, спасал и от тоски, в конце концов. Мне очень понравился этот роман. В нём на примере нескольких главных персонажей можно проследить линии судеб большинства человечества. Ведь до сих пор у нас встречаются и подлые, лживые Грушницкие, и великодушные, открытые сердцем Максим Максимычи, мудрые доктора Вернеры, и с виду неприступные Княжны Мэри…

Как создавался «Герой нашего времени»

В 1836 году Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. Наступил 1837 год и за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое Пушкину, Лермонтов был сослан на Кавказ. Работа над романом прервалась, и у Михаила Юрьевича появился новый замысел романа. Лермонтов побывал в Пятигорске и Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Чёрного моря, чуть не погиб. Всё это обогатило Лермонтова множеством ярких впечатлений. Но некоторые наблюдения и предположения относительно замысла и писания «Героя нашего времени» можно сделать путём анализа их появления. Ещё до выхода романа отдельным изданием три входящие в него повести были напечатаны в журнале «Отечественные записки». «Бэла»-1839 год, журнал №3, «Фаталист»-1839 год, журнал №11, «Тамань» -1840 год, журнал №2. Причём глава «Бэла» появилась под заголовком «Из записок офицера о Кавказе». Возможность продолжения подтверждалась концовкой повести, где автор расстаётся с Максимом Максимычем в Коби: «Мы не надеялись никогда более встретиться, однако, встретились, и, если хотите, я когда-нибудь расскажу: это целая история». После большого перерыва был напечатан «Фаталист», к которому редакция сделала примечание: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю.Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок литературе». Что же касается «Тамани», она появилась в журнале с редакционным примечанием: «Ещё отрывок из записок Печорина, главного лица в повести «Бэла», напечатанной в третьей книжке «Отечественных записок» 1839 года». Из всего этого следует,

что порядок появления этих трёх вещей в печати и был порядком их написания. В самой ранней редакции самого романа первой из составляющих его повестей стояла "Бэла"; за нею следовали "Максим Максимыч" и "Княжна Мери". "Бэла" и "Максим Максимыч", имевшие подзаголовок "Из записок офицера", составляли первую часть романа, "Княжна Мери" - вторую, основную его часть, содержащую исповедальное самораскрытие героя. Вероятнее всего, в августе-сентябре 1839 года Лермонтов переписал все "главы" романа (за исключением "Бэлы", которая к этому времени была опубликована) с черновиков в особую тетрадь, внося в процессе переписывания некоторые поправки. На этой стадии работы в роман вошла глава "Фаталист". По утверждению биографа Лермонтова П.А. Висковатова, «фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А.А. Хастатовым», дядей Лермонтова: «по крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошёл с Хастатовым»

В этой редакции роман получил название «1 из героев начала века»; теперь он состоял из "Бэлы", "Максима Максимыча", "Фаталиста", "Княжны Мери". По-прежнему роман делился на две части: первая представляла собой записки офицера-повествователя, вторая - записки героя. С включением "Фаталиста" вторая часть и роман в целом стали глубже, философичнее, законченное. К середине 1840 года Лермонтов создает завершающую редакцию романа, включив в него "Тамань" и определив окончательно его композицию. Поставив в записках Печорина первой "Тамань", Лермонтов передвинул главу "Фаталист" в конец, что в наибольшей мере соответствовало ее итоговому философскому смыслу. В этой редакции появилось название записок героя - "Журнал Печорина". Вычеркнув концовку "Максима Максимыча", подготавливавшую переход к "запискам", Лермонтов написал специальное предисловие к "Журналу Печорина". Таким образом, роман разросся до шести глав, включая сюда и "Предисловие" к "Журналу". Появилось и окончательное название - "Герой нашего времени". Когда Лермонтов писал свой роман, он вплотную подошёл к труднейшей задаче: показать в реальной обстановке характерного героя того времени - человека одарённого и мыслящего, но искалеченного светским воспитанием и оторванного от жизни своей страны и своего народа. Рассказывая о судьбе Печорина, Лермонтов вплотную подошёл к вопросу: «кто виноват?». Кто виноват в том, что умные и жаждущие деятельности люди в условиях самодержавно - крепостнической России обречены на вынужденное бездействие, искалечены воспитанием, оторваны от народа?

сочинение по плану, на тему " Печёрин герой своего времени" в романе "Герой нашего времени" по план

  1. Печорина называют странным человеком все персонажи романа. Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям. В Григории Александровиче он суммирует все свои наблюдения. Странность Печорина как бы ускользает от определения, потому мнения о нем полярны.
    Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умен. В результате читатели как бы привыкают многое извинятьему, а кое-что и вовсе не замечать.
    Белинский защищает Печорина и фактически оправдывает его, поскольку "в самых пороках его проблескивает что-то великое". Но все доводы критика скользят по поверхности печоринского характера. Иллюстрируя слова Максим Максимыча: "Славный малый, смею вас уверить, только немного странен ", Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа-"Один из героев нашего века"-было отброшено. Иными словами, Печорина ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом.
    Печорин выразил "действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека".
    Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца — но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные поступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую.
    Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем- дано не каждому.
    Печорин ужасается своей "жалкой" роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния.
    Расшифровку идеи героя нашего времени надо искать в индивидуальном демонизме: "Собранье зол его стихия".
    Во главу угла печоринского мировоззрения Лермонтов поставил жажду власти, разрушающую личность. Разумеется, это только намечено Лермонтовым, и оттого его герой не имеет резких очертаний. В нем нет ничего хищного, напротив, много женственного. Тем не менее у Лермонтова были все основания назвать Печорина героем будущего. Не то страшно, что Печорин иногда "понимает вампира". Для него уже отыскано поле деятельности: обывательская среда, собственно, и есть это поле-среда драгунских капитанов, княжон, романтических фразеров-самая благоприятная почва для взрашивания всевозможных "садовников-палачей". Это будет именно то, что Лермонтов назвал полным развитием пороков. Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение-это совсем не то, что невольно разрушить быт "честных" контрабандистов.
    Вот какую эволюцию проделал образ Печорина от "Бэлы" и "Тамани" до "Княжны Мери".

Каждое произведение из школьной программы может рассматриваться с разных точек зрения. Где-то главную роль играют образы героев, где-то важнее проблематика, взятая автором за основу сюжета произведения, где-то принципиальное значение имеет смысл названия, ведь именно там заложена идея книги. Этим обстоятельством объясняется многообразие тем сочинений на ЕГЭ 2017.

Невозможно предугадать, какая из них попадется на экзамене, поэтому необходимо иметь представление о каждой из них. Нужно знать, как наиболее полно раскрыть поставленную тему: приводить ли цитаты автора, и в каком объеме, пересказывать ли вкратце сюжет или обойтись рассуждениями, «зубрить» ли ФИО героев или учить только самое основное? Все эти тонкости определяют количество баллов и, как следствие, решают судьбу будущего абитуриента.

В данной подборке мы перечислим все темы сочинений по роману Лермонтова «Герой нашего времени» и проанализируем, как правильно их раскрыть, приведя примеры сочинений на егэ 2017.

Образ Григория Печорина

Это самая широко распространенная тема сочинения по роману Лермонтова. Печорин представляет собой тип лишнего человека, характерный для русской литературы, поэтому его охотно берут для рассмотрения как в 9 классе школы, так и в вариантах ЕГЭ для 11 класса. Этот герой хорошо запоминается школьникам, так как раскрытию его характера посвящен целый роман. В качестве примера можно посмотреть в соответствующем разделе сайта, там же обозначены основные пункты, которые необходимо осветить в работе.

Печорин – герой своего времени

Эта тема по смыслу перекликается с предыдущей. В сочинении нужно будет также охарактеризовать Печорина, однако упор необходимо сделать на то, что этот герой выражает болезнь целого поколения, а не свою личную драму. Для примера можно взять предыдущее , так как в нем автор сконцентрировался на поиске причин трагедии Григория Александровича, доказывая, что в его образе Лермонтов отразил «болезнь века», как сделал это родоначальник жанра исповедального романа Де Мюссе в своей книге «Исповедь сына века». В качестве плана сочинения на тему «Печорин – герой своего времени» можно использовать следующую схему:

— Вступление: кто такой Печорин? Почему его называют «лишним человеком»?
— Основная часть: причины хандры Печорина, влияние исторических событий на его поколение. Почему болезнь Печорина охватила все поколение?
— Заключение: Печорин – романтический герой, наследник Онегина и Байрона.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

В данном сочинении необходимо описать хотя бы трех главных героинь романа: Бэлу, Веру и княжну Мери. Традиционно именно они привлекают внимание критиков. Все эти образы противоположны, поэтому логику повествования нужно выстраивать на контрастах, сравнивая женщин между собой. В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Там же приведены основные пункты для плана и самостоятельного анализа темы.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

В рамках данной темы рассматривается эволюция образа Печорина, его становление. Необходимо ответить на вопросы: «Какие события из жизни героя повлияли на его судьбу и характер? Почему он стал таким? Кто или что повлияло на его становление?». Рассуждения лучше расположить в хронологическом порядке, начиная с детства Печорина и заканчивая его трагическим финалом. Каждый факт биографии героя необходимо сопроводить своими комментариями, где будет дано объяснение значения этих событий в процессе формирования личности Григория Александровича. План сочинения на тему: История души человеческой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Кто такой Печорин? В чем его недуг?
— Основная часть: детство, юность и зрелые годы Печорина: как события из его жизни повлияли на его судьбу? Почему он стал «лишним человеком»?
— Заключение: Развязка трагедии Печорина.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В сочинении на данную тему объясняется смысл самого романа, то есть неприятный диагноз всему поколению, поставленный Лермонтовым. Необходимо сказать, что трагедия Печорина – беда всех его столь же одаренных сверстников, которые не смогли найти себе ни места, ни применения в мире и сгинули в праздности и спорах с судьбой. Главное, это подчеркнуть универсальность образа лишнего человека в тех реалиях, типичность печоринской хандры. План сочинения на тему: Смысл названия романа «Герой нашего времени»:

— Вступление: Почему в образе Печорина отражена судьба всего поколения?
— Основная часть: Как универсальность образа Печорина отражена в названии? Если герой – пример для подражания, значит, Печорин, как и все подобные герои, отразил моду на романтическое томление по идеалу и ориентацию молодых людей на модный «английский сплин», заимствованный у байронических героев.
— Заключение: Каков приговор Лермонтова обществу его времени?

Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»

В сочинении такого типа нужно описать любимый эпизод или же любимого героя романа. Необходимо аргументировать свой выбор, анализируя предмет описания. Композиция в данной работе свободная, однако, есть уже устоявшийся и привычный шаблон для такого рода тем. План сочинения на темы: Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Мой любимый эпизод или герой – это…
— Основная часть: почему мне нравится этот эпизод или герой? Что я подчерпнул или открыл нового для себя, прочитав этот отрывок или узнав этого героя? Какое место этот фрагмент или персонаж занимает в романе?
— Заключение: зачем Лермонтов изобразил этого персонажа или этот эпизод? Почему он так важен?

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Раскрывая эту тему, читатели обычно анализируют главу «Фаталист», где речь идет о судьбе и предопределении. Важно отразить точку зрения главного героя, к какому выводу он пришел: есть судьба или нет? В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: . Основные пункты для анализа перечислены курсивом в верней части сочинения.

Печорин и Грушницкий

В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):

— Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
— Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
— Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.

Рассказать друзьям