Статья о мероприятии в библиотеке по паустовскому. Литературный ринг по творчеству константина георгиевича паустовского. Подготовка к восприятию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

22.05.2017 125-летие со дня рождения К.Г Паустовского

31 мая исполняется 125 лет со дня рождения писателя К.Г. Паустовского. К юбилею классика литературы 17 мая в средней школе №2 Центральная библиотека провела литературный час «Певец мещёрской стороны». Ребята узнали много интересного о жизни Паустовского в Солотче, о том, почему Мещёрский край для него стал второй родиной. Прозвучал отрывок из рассказа автора «Мещёрская сторона», после прослушивания ребята делились впечатлениями о творчестве писателя, отметили глубокую философию и «лёгкий язык» текстов. Так же учащимся была представлена книжная выставка «Человеку нельзя жить без природы».

18 мая Детская библиотека провела экологические зарисовки в произведениях К. Г. Паустовского «И вечная природы красота…». Знакомство с жизнью и творчеством К. Паустовского сопровождалось презентацией «Глубочайшим образом люблю природу…». С интересом участвовали в викторине «Кто живёт в Мещерском крае», литературной игре «Знаете ли вы рассказы и сказки Паустовского?», обсуждении рассказов «Кот – ворюга» и «Заячьи лапы», конкурсе «Приметы от Паустовского», посмотрели интересный и добрый мультфильм «Квакша». Ребята выразили желание оберегать и любить природу, помогать братьям нашим меньшим.

18 мая в Ковалинской библиотеке с учащимися школы проведена познавательная игра «Идём дорогою добра». Участники мероприятия познакомились со сказками писателя. Эти сказки Паустовский написал в первое послевоенное десятилетие. Герои произведений скромные и простые люди, они чутки, отзывчивы и способны увидеть необыкновенное в обыденном. И хотя в сказках нет волшебников, в них волшебной силой наделена природа. Дети поняли главное, что эти сказки учат добру, милосердию, скромности, чуткости и отзывчивости. В ходе игры ребята отвечали на вопросы викторины: «Что такое? Кто такой?», «Из какой сказки отрывок?», «Добавь слово».

Цель: Привлечь внимание учащихся к творчеству К.Г. Паустовского.

Подготовка к уроку: дети читают и вспоминают рассказы и сказки К. Паустовского к уроку. Класс делится на три команды.

Ход игры

I. Оргмомент.

– Наш литературный ринг посвящен творчеству Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 гг.).
Презентация.
Чуткий художник, тонкий наблюдатель, признанный мастер литературного пейзажа, он воссоздает в своих произведениях образы родной природы, помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий мир и почувствовать его чарующее великолепие.
В нашей игре принимают участие 3 команды. Жеребьёвка.
Объявляется первый раунд. В нем 3 задания.

II. 1-й раунд. «Лесные происшествия»

Задание 1. «Узнайте произведение по его началу»
1команда.
«Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули». («Барсучий нос».)
«Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучёк, сын Пети-большого – Петя –маленький». («Дремучий медведь»)
2команда.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня»» («Тёплый хлеб».)
«Жара стояла над землёй уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно «невооружённым глазом». («Квакша»)
3команда.
«К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца». («Заячьи лапы».)
«Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось». («Подарок»)

Задание 2. «Отчего и почему?»

– Зная рассказы К. Паустовского, вы легко ответите на следующие вопросы.
1команда.
Можно ли увидеть жару или холод? (Рассказ «Квакша». Да можно. В жару над лугами и лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба – оно становится зеленым, как мокрая трава.)
Может ли такое сильное животное, как конь, плакать? (Рассказ «Тёплый хлеб». Когда Мальчик Филька накричал на коня и ударил его по губам»)
2команда.
Если выкопать в лесу маленькое деревце, например, березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ее листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
Могут ли животные и растения прийти на помощь человеку (мальчику)? (Сказка «Дремучий медведь». Животные и растения пришли на помощь мальчику Пете, когда на телят хотел напасть медведь).
3команда.
Можно ли потерявшего всякую совесть кота- бродягу и бандита, приручить. (Да, можно. Лаской и хорошо накормив. «Кот-Ворюга»).
Может ли насекомое пройти с человеком войну и вернуться домой в родные края? (Сказка «Жук-носорог» . Жук воевал вместе с Петром Терентьевым до самой победы).

Задание 3. «Доскажите словечко»

1команда. Кот-… (Ворюга.) … воробей (Растрепанный.)
2команда. Стальное … (Колечко.) … - носорог (Жук)
3команда. … - медведь (Дремучий) … - лапы. (Заячьи)

III. 2-й раунд. «Детективный»

– Сейчас вы побываете в роли детектива. Вам нужно выполнить 3 задания.

Задание 1. «Кто это? Что это?»

1команда. Сидор (Воробей.) Жук (Носорог.)
2команда. Древесная лягушка (Квакша.) Подарок (Березка.)
3команда. Ворюга (кот) Чичкин (Воробей)

Задание 2. «Объяснялки»

1 команда.
Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
2 команда.
Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
Однажды ворона украла у мамы стеклянный букетик. Как он снова оказался у мамы? (Воробей Пашка утащил его у вороны и вернул маме в театре. «Растрёпанный воробей»)
3 команда.
Девочка Варя очень хотела, чтобы её дел Кузьма поправился. Что она для этого сделала? (Надела колечко на средний палец и весь день его носила, не снимая. «Стальное колечко»)
Как Ваня хотел сохранить дома лето? (Он посадил берёзку в ящик и поставил в самой светлой и тёплой комнате. «Подарок»)

Задание 3. «Картотека детективов»

– По описанию вы должны узнать героя рассказа К. Паустовского.
1 команда.
Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи. (Ворона. Сказка «Растрепанный воробей».)
Он был старый, спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму он жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук…» (Старый воробей Сидор. Сказка «Стальное колечко».)
2 команда.
Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот-ворюга.)
Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зелёные. («Дремучий медведь»)
3 команда.
Он был маленький, с опалёнными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы»)
Маленький мальчик Стёпа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но всё равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Стёпу за палец.(«Жук-носорог»)

IV. 3-й раунд. Угадай-ка!

Задание 1.По героям произведения угадайте название произведения.

1команда. Пётр Терентьев, Стёпа, Акулина. (Жук-носорог)
Ваня Малявин, Карл Петрович, ветеринар. (Заячьи лапы)
2 команда. Маша, Петровна, мама. (Растрёпанный воробей)
Таня, дядя Глеб, работница Ариша. (Квакша)
3 команда. Дед Кузьма, Варюша, воробей Сидор. (Стальное колечко)
Рувим, Лёнька, петух Горлач. (Кот Ворюга)

Задание 2. По предмету угадай произведение.

1 команда. Коробок от спичек. (Похождения жука-носорога)
Сковородка. (Барсучий нос)
2 команда. Кольцо. (Стальное колечко)
Веточка в банке. (Квакша)
3 команда. Маленький стеклянный букетик. (Растрёпанный воробей)
Берёзка. (Подарок)

V. Подведение итогов литературного ринга.

  • Майорова Татьяна Сергеевна , к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования РИРО, заместитель директора по учебной работе, учитель начальных классов

Презентация к уроку


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач образования на необходимость не только сформировать ключевые компетенции учащихся, в том числе начальной школы, но и научить творчески пользоваться ими, формируя значимые личностные качества, необходимые для жизнедеятельности. Данная задача может быть решена с помощью активных инновационных технологических средств, при последовательном применении активных методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие педагога и учащихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности. В начальной школе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей к таким методам следует отнести игровые.

Достойное место в практике обучения младших школьников наряду с разнообразными современными средствами педагогики должна занять интеллектуально-познавательная игра , проводимая в нестандартных формах (викторина, путешествие, сказка и др.) на уроках или во внеурочное время с использованием занимательного дидактического материала, так как в отличие от многих традиционных приемов обучения позволяет осуществлять межпредметную связь, интегрировать материал, больше ориентируется на формирование интереса к изучаемому предмету, способствует повышению учебной мотивации, развитию кругозора, коммуникативных умений, учит работать в команде, придерживаясь установленных правил сотрудничества. Возможность использования средств мультимедиа в процессе проведения интеллектуально-познавательных игр способствует повышению эффективности уроков и внеклассных мероприятий по предметам, изучаемым в начальной школе. Младшие школьники в увлекательной форме могут закрепить, повторить и обобщить полученные на уроках знания.

В данной статье приведен один из возможных вариантов организации интеллектуально-познавательной игры с использованием средств мультимедиа; представлена методическая разработка по литературному чтению для учащихся третьего класса – «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество». Приложение к разработке содержит необходимый для проведения игры дидактический материал (презентация, содержащая игровое табло, вопросы и задания, фотографии, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы; раздаточный материал, образцы дипломов).

Интеллектуально-познавательная игра «К.Г. Паустовский: Жизнь и творчество»

(3 класс, «Школа 2100», Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве»)

Цель: повторить и обобщить изученный на уроках литературного чтения материал, посвященный жизни и творчеству К.Г. Паустовского, углубить свои знания о написанных им произведениях посредством самостоятельного чтения.

Задачи: формировать интерес к литературе, любовь к родному слову; развивать речь, мышление, память; воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (см. Приложение 2 ), дипломы (см. Приложение 3 ).

Подготовительная работа:

  1. заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия;
  2. подготовить презентацию (игровое табло, вопросы и задания), раздаточный дидактический материал, необходимый для проведения мероприятия, дипломы и призы;
  3. разделить класс на три команды (учащиеся в группах должны выбрать капитана, придумать название команде);
  4. организовать рабочие места для каждой команды.

Ход мероприятия
(с использованием презентации)

На уроках литературного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы».

<Слайд 1>

Этот человек очень любил тихую живопись Исаака Левитана… Литературоведы заметили, что его проза похожа на одну из картин упомянутого художника - "Над вечным покоем". Писатель во всем подражал природе, поэтому остался неподражаемым.

"В поисках точных слов" – фраза, метко характеризующая суть его творчества и серьезное к нему отношение.

<Слайд 2>

Догадались, о ком идет речь?

В своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям.

<Слайд 3>

Похоронен писатель на кладбище в городе Тарусе, городе, который находится между Москвой и Тулой, близ проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он оставил в дар людям. Всегда, от весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты полевых цветов. А зимой – зеленеют веточки елок…

<Слайд 4>

Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества.

<Слайд 5>

В игре будут принимать участие 3 команды. Представление команд.

Правила таковы. На экране игровое поле, разделенное на пять цветных секторов. В каждом секторе вопросы и задания, касающиеся истории жизни и творчества Паустовского. В зеленом собраны общие вопросы, отражающие биографию автора, в остальных - вопросы и задания частного характера. Так, оранжевый сектор посвящен произведению «Кот-ворюга», розовый называется «Жильцы старого дома», голубой - «Барсучий нос», и, наконец, сиреневый - «Заячьи лапы».

<Слайд 6>

Каждый вопрос или задание секторов оценивается в указанное на табло количество баллов в зависимости от уровня сложности: чем выше количество баллов, тем сложнее назвать ответ. Выбирать сектор и количество баллов команды будут по очереди. Капитаны руководят группами. Ответ на вопрос обсуждают все три команды, причем так, чтобы не передать свои знания соперникам. Результаты нужно фиксировать на соответствующих бланках (см. Приложение 2). Таким образом, все три команды имеют возможность заработать указанные на табло баллы. Ответ вслух называет та команда, которая выбирала сектор. Если у всех участников игры ответ правильный, баллы становятся достоянием команд. Если ответ частично верный, то и баллов начисляется меньше. Если у всех участников игры ответ неправильный, озвучить решение придется учителю. Команда, набравшая большее количество баллов, побеждает и получает диплом, призы.

СЕКТОР 1. «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского»

10 баллов. Назовите основные темы произведений К.Г.Паустовского? Кто герои его произведений?

Ответ. Писал о природе, о животных, о детях, о Родине. Главные герои - животные, дети, выдающиеся люди (музыканты, писатели, композиторы).

<Слайд 7>

20 баллов. Какие профессии сменил К.Г.Паустовский, прежде чем стал писателем?

Ответ. Вожатый трамвая, санитар, учитель, журналист.

<Слайд 8>

30 баллов. Вам известно, что семья К.Г.Паустовского была большая и склонная, по словам самого автора, к занятиям искусством.

Какими видами искусства занималась семья К.Г.Паустовского? Какие еще увлечения были у писателя в детстве?

Ответ. Пение, игра на музыкальных инструментах (рояль), театр. Любовь к чтению, когда учился в старших классах гимназии, увлекся поэзией, изучение географических карт, заочные путешествия.

Названные увлечения и интересы писателя в значительной степени повлияли на его творчество.

<Слайд 9>

40 баллов. К.Г.Паустовский написал большое количество произведений для взрослых, но в особенности для детей. Для них он создал увлекательные сказки и рассказы. Произведения К.Г.Паустовского были переведены на многие языки мира и пришлись по сердцу не только русским детям, но и детям, живущим далеко за пределами России, за рубежом.

Назовите 6 известных вам произведений (сказок или рассказов), написанных К.Г.Паустовским. Не называйте произведения, указанные в секторах игрового поля.

Ответ. Рассказы: «Корзина с еловыми шишками», «Прощание с летом». Сказки: «Похождения жука-носорога», «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Растрепанный воробей». Другие: В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Н. Сладков «Песенки подо льдом», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

<Слайд 10>

50 баллов. Назовите известные вам особенности авторской манеры письма К.Г.Паустовского. Каковы особенности языка произведений писателя? Чем интересен, необычен язык произведений?

Ответ. 1. В произведениях К.Г.Паустовского много доброго юмора. 2. Ироничное отношение к герою. 3. Автор вводит описания, в частности природы, они лиричны, наполнены поэзией. 4. Произведения музыкальны. 5. Употребляет большое количество эпитетов. Язык яркий, красочный, образный. Писатель рисует словами картины, как художник акварельными красками. 6. Пишет доступно, интересно. Язык привычен, понятен, легко можно представить то, о чем пишет автор. 7. Применяет литературные приемы – сравнение, олицетворение.

<Слайд 11>

СЕКТОР 2. «Кот-ворюга»

10 баллов. Назовите имя друга детства К.Г. Паустовского, о котором автор упоминает в рассказе. Этот человек впоследствии также стал писателем.

Ответ. Рувим Фраерман.

<Слайд 12>

20 баллов. Какова основная мысль рассказа «Кот-ворюга»? Постарайтесь сформулировать главную мысль как можно точнее.

Ответ. Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

<Слайд 13>

30 баллов. Найдите в тексте 4 наиболее ярких описания внешнего облика кота.

Ответ. «… рыжего кота», «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста», «тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий… с белыми подпалинами на животе», с «зелеными … глазами»

<Слайд 14>

40 баллов. Каков главный герой рассказа – кот? Подберите 8 наиболее точных характеристик, из них 4 должны быть авторскими, остальные 4 вы должны определить сами, исходя из контекста произведения.

Ответ. Хитрый, ворюга, ловкий, нахальный, «кот, потерявший всякую совесть», «кот –

бродяга и бандит», «кот-беспризорник», «хозяин и сторож».

<Слайд 15>

50 баллов. Расположите данные иллюстрации к рассказу так, чтобы события, изображенные на них, соответствовали содержанию рассказа. К каким эпизодам рассказа иллюстрации отсутствуют? Расскажите.

<Слайд 16>

Ответ.

<Слайд 17>

СЕКТОР 3. «Жильцы старого дома»

10 баллов. Назовите имя таинственного мастера далекой северной страны Шотландии, чей хриплый кашель раздавался иногда в старом доме.

Ответ. Гальвестон.

<Слайд 18>

20 баллов. Назовите фамилию и имя английского писателя 19 века, автора исторических романов, чьи произведения читали в пасмурные дни хозяева старого дома.

Ответ. Вальтер Скотт.

<Слайд 19>

30 баллов. Какую мелодию заиграла музыкальная шкатулка, когда «проснулась» после многолетнего сна?

Ответ. «В милые горы ты возвратишься…»

<Слайд 20>

40 баллов. Как вы знаете героями рассказа «Жильцы старого дома» являются не только люди и животные, но и предметы.

Назовите все предметы, о которых упоминается в рассказе К.Г.Паустовского.

Ответ. Ходики, музыкальная шкатулка, колокольчик с надписью «Дар Валдая», барометр, всегда показывавший «великую сушь».

<Слайд 21>

50 баллов. По описаниям узнайте героев рассказа «Жильцы старого дома».

  1. Зеленая мечтательница, которая замирала, глядя на огонь керосиновой лампы. Она героически переносила «Страшную пытку Средневековья» и доверяла людям, позволяя себе увлечься сказкой «волшебного алмаза».
  2. Похожа на цыганку: и шаль пестра, и чернота. Взлетит на крышу спозаранку, кудахчет целых три часа. Задириста, криклива, упряма всем на диво. Гроза котов и псов.
  3. Сварливый, голенастый, с мозолистыми лапами.
  4. Черный, с «твердыми привычками» чистюля. Любил лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Глаза его белели от злости.
  5. Маленький, рыжий, кривоногий, очень похож на крысу.

Ответы. Лягушка, черная курица, петух Горлач, кот Степан, такса Фунтик.

<Слайд 22>

СЕКТОР 4. «Барсучий нос»

10 баллов. Какое блюдо хотел приготовить рассказчик?

Ответ. Картофель жареный на сале.

<Слайд 23>

20 баллов. К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Барсучий нос»? Докажите.

Ответ. Рассказ. Описан один эпизод из жизни героя, одно событие. Немного героев. Небольшое по объему.

<Слайд 24>

30 баллов. Расскажите, как барсук пытался залечить свой обожженный нос?

Ответ. «…расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос…, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос…»

<Слайд 25>

40 баллов. Опишите (как можно точнее) внешний облик барсука – главного героя рассказа.

Ответ. Маленький зверь, острая мордочка с черными пронзительными глазками, мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, шершавый язык, полосатая шкурка, пушистые лапы.

<Слайд 26>

50 баллов. Найдите в тексте строки, описывающие страдания барсука. Выразите свое отношение к этому герою.

Ответ. «…Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли… Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь…». Жалко барсука, потому что он страдал от боли.

<Слайд 27>

СЕКТОР 5. «Заячьи лапы»

10 баллов. Кем по профессии был Карл Петрович Корш?

Ответ. «Специалист по детским болезням», детский врач.

<Слайд 28>

20 баллов. Всегда ли звери, которые, как известно, лучше человека чувствуют, откуда идет огонь, спасаются?

Ответ. В большинстве случаев спасаются, гибнут в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

<Слайд 29>

30 баллов. Паустовский в своих произведениях часто использует различные литературные приемы. Какие?

В предложения из рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» вставьте вместо точек подходящие по смыслу сравнения. Прочитайте полученные предложения.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, …

Ленивый гром потягивался за горизонтом, … , и нехотя потряхивал землю.

Леса стояли сухие, …

Ответ.

<Слайд 30>

40 баллов. Внимательно послушайте фрагмент из рассказа «Заячьи лапы».

«…Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко! Заяц вывел деда из огня…»

Ответ. Когда дед и заяц выбежали из леса к озеру, то оба они упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед вылечил зайца и оставил у себя. Он считал себя виноватым перед своим спасителем… Левое ухо у зайца было рваное. Внук деда все понял…

<Слайд 31>

50 баллов. Вспомните, как в рассказе описана картина лесного пожара. Нарисуйте эту картину своими словами.

Ответ. «С юга… сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать… Начался лесной пожар… Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью… даже поезд не мог бы уйти от такого огня… во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час… дым выедал… глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени…»

<Слайд 32>

17.05.2017

Очередное заседание клуба «ЭКОС» в детской библиотеке №2 — день экологической книги «Словарь родной природы» — было посвящено 125-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. Члены клуба – четвероклассники МБОУ «СШ № 23» из вступительной беседы зав. библиотекой узнали о жизни и творчестве замечательного писателя.

Мечтая о «некоей необыкновенной профессии», Константин Георгиевич сменил множество занятий: был рабочим на металлургических заводах, рыбаком, служащим, журналистом. В годы Первой мировой войны работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, санитаром на санитарном поезде, в полевом санитарном отряде. Но, по его мнению, именно писательство соединило в себе все привлекательные профессии мира. Как писал сам Константин Георгиевич: «… стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой».

Среди произведений, вышедших из-под пера К. Г. Паустовского, есть увлекательные детские рассказы и сказки. И сказки эти не простые. Как заметил сам Константин Георгиевич: «Это сказка, но вместе с тем в ней много настоящей жизни, и она происходит в наши дни».

Произведения, созданные К. Г. Паустовским для детей, участники мероприятия вспоминали в ходе игры «Путаница». Нужно было восстановить правильные названия из представленных на доске неверных, с перепутанными словами. А автором одной из предложенных сказок был другой писатель. Подвох ребята заметили сразу!

Паустовский писал: «…Хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка… В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе…». Словарик родной природы попробовали составить на заседании клуба его участники, вспомнив представителей растительного и животного мира, о которых писал рассказы и сказки Константин Георгиевич. Зав. библиотекой зачитывала отрывки из текстов писателя, а ребята называли животное или растение, о котором идет речь и произведение автора-юбиляра, часть которого была зачитана. Вспомнили и сердитого зверя барсука с обожженным носом, и рыжего кота-ворюгу, сварливого петуха «Горлача», старого «дремучего» медведя, березку, оставшуюся верной своим лесным подругам, и заботливый цветок кипрей, и многих других героев рассказов и сказок К. Г. Паустовского.

Константин Георгиевич написал множество произведений и для взрослых и для маленьких читателей. В своих работах писатель сердечно, просто и с большой теплотой изображал родную природу, помогая читателям по-новому взглянуть на окружающий мир, почувствовать свою связь с каждой частичкой земли, каждым цветком и каждым зверем в наших русских полях и лесах. В своих произведениях К.Г. Паустовский показал, как необходима наша забота чарующему и хрупкому миру природы.








Цели: привлечь внимание учащихся к творчеству К. Г. Пау сто вского; формировать навыки чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра, развивать умение эмоционально вос принимать текст, выражать при чтении чувства действующих лиц; расширять игровой опыт детей.

Оборудование: ширма-«радио», портрет Паустовского, выставка книг.

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы и сказки К. Г. Паустовского («Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи ла пы», «Последний черт», «Золотой линь» и др.).

Учащиеся делятся на группы: первая группа готовит рассказ о жизни Паустовского, вторая - « радиоспектакль » по рассказу «Кот-ворюга», третья - викторину.

Ход занятия

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодняшнее занятие необычное. Мы будем слу шать «радиопередачу» и принимать в ней участие.

II. Рассказ о жизни писателя.

Учитель «включает» радио (радио нарисовано на ширме).

Выступает первая группа учащихся.

1-й учащийся. Уважаемые радиослушатели! Мы начи наем передачу о жизни и творчестве известного русского писа теля, книги которого переведены на многие языки мира, - о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968).

2-й учащийся. Родился в семье железнодорожного слу жащего, семья была большая, склонная, как говорил сам Пау стовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6 класса гимназии он уже репетиторствовал. По сле окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

III . Викторина по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает вторая группа учащихся.

- А сейчас, уважаемые радиослушатели, вы сможете принять
участие в викторине по рассказам К. Г. Паустовского, позвонив
нам по телефону.

Победителей нашей викторины ждут призы. Звоните.

Учащиеся подходят к телефону, «звонят».

- А вот и первый звонок. Представьтесь, пожалуйста...
Итак, вопрос...

Вопросы викторины:

  1. О ком это: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас толком его не видел»? (О коте; рассказ «Кот-ворюга».)
  2. Каким образом удалось приручить кота? Как из ворюги он превратился в сторожа? (Приручили кота, покормив его. Он ел больше часа. А сторожем стал, отучив кур воровать со стола кашу. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.)
  3. О ком это: «У костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел вы сокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей»? (О барсуке; рассказ «Барсучий нос».)
  1. Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
  2. Через какое время автор встретил барсука со шрамом на носу снова? Чем барсук занимался? (Через год; барсук сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.)
  3. Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья - прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали - «Десять процентов».)
  4. Кого дед «Десять процентов» принял за черта в рассказе «Последний черт»? (Пеликана. Пеликан кинулся на деда и долбанул его так, что тот упал в кусты малины.)
  5. Откуда на озере взялся пеликан? (Сбежал во время перевозки зверинца.)
  6. Дед поехал в город, нашел зверинец и рассказал о пеликане. Что дед получил в награду? (40 рублей, на которые купил новые штаны.)
  1. Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
  2. Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Из конского волоса; рассказ «Сивый мерин».)
  3. Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок; рассказ «Заботливый цветок».)
  4. Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)
  1. Можно ли увидеть жару или холод? (Да, можно. В жару над лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба - оно становится зеленым, как мокрая трава. Рассказ «Квакша».)
  2. Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
  3. Если выкопать в лесу маленькое деревце, например березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ли листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
  1. В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощанье с летом».)
  2. Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей или иван-чай - очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Подводятся итоги викторины. Объявляются победители.

IV. «Радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского.

Выступает третья группа учащихся.

И в заключение нашей передачи послушайте «радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Слушание «радиоспектакля».

V . Подведение итогов занятия.

  • Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?
  • Какие рассказы К. Паустовского вы хотели бы прочитать?
  • Обратимся к выставке книг.

Учитель и учащиеся работают с выставкой книг.


Рассказать друзьям