Гармоничный тип личности. Гармоничный тип (без выявленных отклонений типа семейного воспитания)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этот тип, как говорит само название, отличает сба­лансированность личностных свойств: открытость, вы­сокий уровень интеллекта, уверенность в себе, сдержан­ность, добросовестность, социальная смелость. Общей по степени предпочтения и эффективности у всех детей гар­моничного типа выступает стратегия «стараюсь рассла­биться, оставаться спокойным». Умение успешно ее ис­пользовать - их преимущество по сравнению с ребятами других типов.

Гармоничных школьников I подтипа, интеллектуаль­но одаренных, отличают высокий уровень интеллекта, отсутствие тревожности, общительность, уверенность в себе, сдержанность, доминантность, добросовестность, осторожность, социальная смелость, высокий самокон­троль, расслабленность. Чаще других защитных страте­гий они склонны использовать две: «стараюсь расслабить­ся, оставаться спокойным» и «мечтаю, представляю себе что-нибудь». По мнению таких ребят, эти стратегии, на­ряду со стратегией «смотрю телевизор, слушаю музыку»,- самые для них эффективные. По сравнению с другими детьми, эти школьники реже плачут и грустят, меньше думают о неприятностях, значительно легче произволь­но расслабляются и успокаиваются.

Благодаря своей открытости и общительности, они не склонны к концентрации на неприятностях, старают­ся о них побыстрее забыть. Уравновешенность, спокой­ствие и расслабленность позволяют им даже в стрессовой ситуации оставаться спокойными. Обладая высоким ин­теллектом, умея хорошо контролировать себя, будучи добросовестными и нормативными, интеллектуально одаренные дети почти не используют копинг-стратегий, не одобряемых обществом. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно счи­тать доминантность. В определенных жизненных ситуа­циях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение (стратегию «бью, ломаю, швыряю»). Подобное защитное поведение (по типу аф­фекта неадекватности) возникает в тех случаях, когда притязания детей, обусловленные их привычной высо­кой самооценкой, терпят неудачу.

Учительница младших классов рассказала о таком эпизоде. Один из ее учеников, отличник, отвечал у дос­ки. Он писал под диктовку предложение и вдруг сделал нелепую ошибку. Когда ошибку обнаружили и стали пуб­лично обсуждать, девочка, сидевшая на задней парте, от удовольствия хихикнула. Мальчик стремительно по­вернулся, прошагал к ней через весь класс и ударил на глазах у всех детей и учителя. Здесь так и хочется ска­зать: «Такой сдержанный и воспитанный ребенок! Мы такого от него никак не ожидали!».

Характерные черты гармоничных школьников II под­типа, социально смелых,- открытость, уверенность в се­бе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. По сравнению с интеллектуально одаренными детьми, у них не столь высок уровень интеллекта, средняя степень уверенности в себе, самоконтроля и уравно­вешенности и, в то же время, слегка повышенные тре­вожность и напряженность. По-видимому, в связи с этим они предпочитают использовать не только стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», но и стра­тегию «обнимаю, прижимаю, глажу», обеспечивающую пси­хологическую поддержку со стороны. Такое защитное по­ведение большинству из них приносит облегчение.



По сравнению с ребятами других типов, они не склон­ны преодолевать трудности с помощью дизадаптивных стратегий активного протеста: ломать и швырять вещи, дразнить других людей, «сходить с ума», кричать, драть­ся, а также «говорить сами с собой». В этом проявляется их социальная нормативность и умение общаться с деть­ми и взрослыми.

Готовность ребенка этого типа общаться в трудную минуту иллюстрирует следующее высказывание Яны О., 9 лет, с гармоничным социально смелым типом лично­сти. С помощью детского вопросника Р. Кеттелла у нее определены: напряженность (Q4=10), социальная смелость (Н=9), высокий уровень интеллекта (В=9), доми­нантность (Е=9), тревожность (О=8), неуверенность в себе (С=4), низкий самоконтроль (Q3=4), открытость (А=6).

Ответ Яны О, на вопрос контрольной работы «За­чем нужны уроки психологии?»: «Потому что хочется сказать о своем переживании. Хочется с кем-то поде­литься. Не хочется, чтобы кто-то это знал, и все-таки хочется рассказать!».

Итак, в неприятной ситуации гармоничные социаль­но смелые дети могут использовать свой внутренний ре­сурс - «поговорить и обсудить». Это основано на их уме­нии легко вступать в социальные контакты и непринуж­денно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Стили семейного воспитания

2. Критерии классификации типов семейного воспитания

3. Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.

Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития .

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи.

Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется ввиду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы. Разработкой данного вопроса в разное время занимались А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, А.Я. Варги, А.И. Захаров.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать типы семейного воспитания.

Объектом изучения данной контрольной работы является семейное воспитание.

Предмет изучения - типы семейного воспитания.

Задачи контрольной работы:

1. Охарактеризовать стили семейного воспитания.

2. Уточнить критерии классификации типов семейного воспитания.

3. Описать гармоничный и дисгармоничный типы воспитания.

1 . Стили семейного воспитания

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд (1975). Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля.

Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний, ригидность и жесткость запретов и требований. В авторитарных семьях отмечается формирование зависимости, неспособности к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка является логическая аргументация и обоснование.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основе собственного опыта. Реальная поддержка со стороны родителей отсутствует. В таких семьях формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости.

Индиффирентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости и неуверенности в себе, тревожности и страхов.

2 . Критерии классификации типов семейного воспитания

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности - является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:

Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие);

Параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);

Последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания;

Аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ребенком;

Тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми;

Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками;

Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

3 . Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и адекватной системой санкций и поощрений, устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.

Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.

Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Заключение

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Классификация стилей родительского воспитания включает четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка.

В основу классификации типов семейного воспитания положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Принято выделять гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания.

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка.

Дисгармоничным типам воспитания свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Список литературы

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2004.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

3. Мамикова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М., 2000.

4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2000.

5. Профессиональное образование. Словарь. - М., 1999.

6. Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - №3.

7. Черствая О.Е., Киселева. Семейный уклад и карьера. - М., Вологда, 2006.

Подобные документы

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Воспитание детей как важнейшая задача современной семьи. Авторитарный, либерально-попустительский, гиперопекающий, отчужденный, демократический стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка. Способы определение темперамента ребенка.

    презентация , добавлен 16.03.2017

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2009

    Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Понятие и принципы семейного воспитания, цель и методы. Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка и экономическая и психологическая защита. Конкретные ситуативные условия.

    реферат , добавлен 23.12.2011

    Понятие "дети группы риска" в педагогике и психологии. Взаимодействие социальной среды и личности. Семья как институт социализации. Стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2012

    Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2014

    Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

У детей этого типа в равной мере сформировались все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность. Такие дети не испытывают трудности в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверенны в себе, добросовестно относятся к выполняемой работе, успешно контролируют свое поведение, соизмеряя свои реакции и поступки с принятыми нормами и правилами.

Гармония личностной структуры обеспечивает им наиболее эффективную и быструю адаптацию к меняющимся условиям социальной среды. Такие школьники могут быть успешны практически в любом виде деятельности, их развитие многовариантно, что одновременно является положительным и отрицательным их качеством.

Многообразные способности позволяют детям овладевать разнообразными знаниями, умениями и навыками, хорошо учиться по всем школьным предметам, но они резко проявляют крайне специфические способности в определенной сфере, выраженные талантом в определенной сфере. При своей устойчивой личностной структуре, гармоничный тип подвержен неблагоприятным внешним воздействиям. Таких детей можно испортить неверным стилем воспитания, особенно в ситуации постоянного стресса, когда окружающие проявляют повышенную тревожность, излишне дергают детей, предъявляют к ним завышенные требования, занижают оценку результатов их деятельности.

При этом у детей может снижаться уверенность в себе, падает самооценка, повышается тревожность и напряженность. Как защитные реакции, могут сформироваться склонности к доминированию, раздражительность, интравертированные тенденции. Таким образом, нарушается естественный процесс развития личности.

Детям гармонического типа необходима, доверять в проявлении их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для их всестороннего развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятия любимым делом.

При проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности у таких детей следует обратить внимание на макросоциальную ситуацию их развития в школе и семье, попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникающего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараясь всячески поддержать ребенка, поощрять малейшие достижения.

Среди детей гармоничного типа можно выделить особую группу, отличающуюся повышенным уровнем возбужденности, моторной активностью. Такие дети непоседливы, чрезмерно активны, отличаются избытком энергии. Часто это бывает связано с гипервозбудимостью их нервной системы, моторной расторможенностью.

Этим детям показана постоянная двигательная разрядка для снятия возникшего перенапряжения. Целесообразно на уроке лишний раз поднять ребенка из–за парты, попросить подойти к доске, вытереть ее, сходить намочить тряпку, принести мел, раздать тетради, открыть окно – словом, выполнить какое – либо задание, требующее двигательных затрат.

На переменах стараться не сдерживать двигательно-активных детей, дать им возможность побегать, побаловаться. Для них особенно полезно проведения перемен в спортзале, на улице. Кроме того, необходимо частое переключение с одного вида деятельности на другой. При этом, безусловно, нельзя переутомлять ребенка, обеспечив рациональный режим его труда и отдыха.


Развитие самооценки в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя. По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка. Устойчивая самооценка формир...

Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимо...

Методики исследования
В ходе экспериментального исследования у спортсменов и лиц, не зани­мающихся спортом изучались три блока психологических показателей: - характеристики самооценки личности; - свойства личности; - характеристики адаптированности к деятельности. В связи с тем, что многие из методик являются широко известными, в приложения были помещены...

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов гармонический - гармоничный

2.Примеры словосочетаний с паронимом гармонический

3.Примеры предложений с паронимом гармонический

4.Примеры словосочетаний с паронимом гармоничный

5.Примеры предложений с паронимом гармоничный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

ГАРМОНИЧЕСКИЙ — относящийся к гармонии, сочетанию музыкальных тонов одновременном звучании, основанный на принципах гармонии.

Гармо́ния (в философии) — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.

ГАРМОНИЧНЫЙ — стройный, согласованный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)гармоническая гамма

2)гармонический анализ

3)гармонический ряд

4)гармонический слух

5)гармоническое устройство мира

6)гармоническое развитие и формирование личности

7)гармоническая функция

8)гармонический анализ нотного текста

9)гармонический аккорд

10)гармоническое развитие ребенка

11)гармонические звучания

12)гармоническое формирование музыкальных способностей

13)всестороннее и гармоническое развитие личности

14)гармоническое восприятие действительности

15)гармоническое единство жизни

16)гармоническое сочетание цветов

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)Я много понаделал гармонических задач, гармонизируя сначала рифмованные басы, потом мелодии и хоралы. (Н.Римский-Корсаков. Летопись моей жизни)

2)Вместе с гармонической бурей оркестра вы устремляетесь в прорыв в будущее, к голубым городам высшего устроения. (А.Н.Толстой. Из репетиции Седьмой симфонии Шостаковича)

3)Гармонический слух нередко отстает от мелодического.

4)Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух.

5)Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления.

6)Наряду с выразительностью мелодий, интересен и своеобразен гармонический и оркестровый язык Чайковского.

7)В музыке почти всегда мелодию сопровождают и другие звуки, которые мы слышим одновременно с ней. То, что звучит вместе с мелодией, называют гармоническим сопровождением, или гармонией.

8)Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.

9)Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя.

10)Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?

11)Известный педагог ХХ века В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

12)Для древних Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале V века до нашей эры, была идеалом гармонической личности.

13)Жизнь есть гармоническое слияние противоположностей и постоянной между ними борьбы... (А.А.Фет)

14)Сила поэзии - краткость. Сказать многое в немногом - вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова училась этому у классиков: Баратынского, Тютчева, а в первую очередь, у Пушкина. Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

15)Любовь Надежды Ивановны Забелы-Врубель помогала художнику М.А. Врубелю. Это было, в самом деле, гармоническое супружество.

16)Иван Грозный решил ознаменовать победу над Казанью постройкой Покровского собора на Красной площади. За строительство собора взялся русский зодчий Барма Яковлев по прозванию Постник. В 1560 году собор был построен. Он представлял собой гармоническое соединение девяти церквей, расположенных на одном основании. Ввысь устремляется шатровый верх центрального собора.

17)Люди планеты посвящают много свободного времени самообразованию и гармоническому развитию.

18)Для создания гармонической композиции на холме строители даже увеличили высоту холма в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.

19)Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии.

20)Сочинения французского композитора К.Дебюсси отличаются уникальным чувством музыкального колорита, необычной гармонической и ритмической средой.

21)В «Стихах о Прекрасной Даме» юный А.Блок мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому .

22)Немецкий философ Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим - то, в котором формы больше, чем содержания.

23)Физическая культура в наше время является важным средством гармонического развития личности, укрепления здоровья.

24)Поэта А.А.Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоническому , чего не хватало в его реальной жизни.

25)Любовная поэзия Ф.И.Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)гармоничная личность

2)гармоничные отношения ребёнка с родителями

3)гармоничный стиль семейного воспитания

4)гармоничный рисунок

5)добиться гармоничного цветового сочетания

6)идея гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий

7)главное правило создания гармоничного жилого пространства

8)гармоничный стиль воспитания

9)гармоничный тип личности ребенка

10)гармоничный образ жизни

11)гармоничный подбор цветов при оформлении помещений

12)гармоничная работа левого и правого полушарий

13)значение искусства в создании гармоничной среды жизни человека

14)гармоничный, богатый внутренний духовный мир

15)гармоничный мир народной культуры

16)гармоничное сочетание поэтического текста и выразительного слова

17)гармоничное развитие личности школьника

18)гармоничное разностороннее развитие личности

19)гармоничные пропорции человеческого тела

20)гармоничное сочетание умственного и физического развития

21)создание гармоничного образа костюма

4.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)Что такое гармоничные отношения в природе?

2)Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - это право и обязанность любого человека.

3)Гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.

4)Афинская система воспитания ставила своей целью гармоничное развитие ребенка?

5)Как подобрать гармоничный цвет отделки?
6)Изделия из лоскутов должен быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.

7)Удачно выбранные цвет и рисунок стен позволяют создать гармоничный переход из одного помещения в другое.

8)Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков развивает художественный вкус, фантазию.

9)Это небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм, окруженный с двух сторон колоннами.

10)Человек мечтает жить в очень красивом и гармоничном мире.

11)Сотрудничество - наиболее гармоничный стиль межличностных отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.

12)Сцена масленичного катания превращается в гармоничный образ красоты национального русского праздника.

13)Что значит «гармоничный человек» в вашем понимании?

14)Растения и животные предпочитают гармоничную музыку.

15)“Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста”, - писал учёный А.Эйнштейн.

Принято выделять гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания.

Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и адекватной системой санкций и поощрений, устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.

Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.

Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Рассказать друзьям