Список основных сочинений Н. Композитор николай яковлевич мясковский Симфонические произведения Н. Я. Мясковского

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Композитор, педагог, музыкальный критик, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. В 1902 окончил Военно-инженерное училище в Петербурге, в октябре переведён по службе в Москву, где познакомился с С.И. Танеевым и обучался теории музыки у Р.М. Глиэра. В 1906-11 учился в Петербургской консерватории. Первое публичное исполнение музыки Мясковского (симфоническая поэма «Молчание» по Э. По) состоялось 12 июня 1911 на открытой эстраде парка Сокольники под управлением К.С. Сараджева. В августе 1911 Мясковский впервые выступил как критик в московском журнале «Музыка». Во время первой мировой и Гражданской войн на военной службе, в 1914-16 на Юго-Западном фронте. В конце 1918 переехал в Москву в связи с переводом из Петербурга Военно-морского Генерального штаба, где служил до 1921. Работал в Госиздате, затем в Музсекторе Госиздата, помогал работе филармонии, музыкальной редакции Радио, с 1921 заместитель заведующего Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР и др. С 1919 участвовал (в том числе как пианист) в музыкальном кружке П.А. Ламма, с начала 20-х гг. - в кружке Держановских. С 1921 профессор класса композиции Московской консерватории. После премьер в Москве 5-й (18 июля 1920) и 6-й (4 мая 1924) симфоний произведения Мясковского начали с успехом исполняться в Европе и Америке. В 1923-31 член Ассоциации современной музыки (АСМ). Как представитель классической школы, подвергался обвинениям в пропаганде «чуждой идеологии» со стороны РАПМа; собственные попытки сочинять в «массовом» плане (например, 12-я и 14-я симфонии, 1932, 1933) был склонен рассматривать как «антиморальный проступок перед самим собой». С начала 30-х гг. поддерживал приехавшего из-за границы С.С. Прокофьева. В 1932 в составе оргкомитета Союза советских композиторов. Член жюри Всесоюзных конкурсов пианистов (1937) и дирижёров (1938). В 1948 оставил ряд официальных должностей, в том числе вышел из состава редколлегии журнала «Советская музыка». Творчество Мясковского (27 симфоний, 13 квартетов, концерт для виолончели с оркестром, множество романсов и др.) отличают опора на классику, трагедийная и лирическая образность, мощное этическое и интеллектуальное начало. Среди учеников: В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян, Г.Г. Галынин, А.Ф. Козловский, Д.Б. Кабалевский, А.В. Мосолов, В.И. Мурадели, Л.А. Половинкин, Н.И. Пейко, К.С. Хачатурян, Б.А. Чайковский, А.Я. Эшпай. Государственная премия (1941, 1946 - дважды, 1950, 1951, посмертно).

Мясковский жил в Москве в Троицком переулке у Держановских (1918), в Колокольниковом переулке (конец 1918 - середина 1919), на Поварской улице, 8 (середина 1919 - осень 1921; дом не сохранился), в Денежном переулке, 7 (сентябрь 1921 - лето 1930), в 1930-50 - в переулке Сивцев Вражек, 7 (мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1960-94 именем Мясковского назывался Большой Афанасьевский переулок, его имя носит детская музыкальная школа № 3 (улица Малая Дмитровка, 20).

Литература: Иконников А., Художник наших дней. Н.Я. Мясковский, 2 изд., М., 1982; С.С. Прокофьев и Н.Я. Мясковский. Переписка, М., 1977; Ламм О.П., Страницы творческой биографии Мясковского, М., 1989.

  • - Абрамович, Николай Яковлевич, писатель. Родился в 1881 году. С 1898 года помещал критические фельетоны в "Донской Речи", "Приазовском Крае" и других изданиях. Стихотворения печатал в "Жизни" и "Журнале для всех"...

    Биографический словарь

  • - МЯСЌ́ОВСКИЙ Николай Яковлевич, сов. композитор...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - Н. Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков...

    Музыкальный словарь

  • - критик, примыкавший к модернистам 1900-х годов; писал о рус. и иностранных авторах, сотрудничал в журн. "Образование", "Современный Мир", "Русская Мысль"...
  • - Председатель Правления КБ "Интурбанк" с 1996 г.; родился 7 мая 1950 г. в Белгородской обл.; окончил Самарский авиационный институт по специальности "инженер", Академию общественный наук по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - провинциальный журналист и библиограф; род. в 1842 г. Литературную деятельность начал с 1863 г. Сотрудничал в "Справочном листке г. Казани" профессора Шпилевского и в "Казанском биржевом листке"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в 1888, ум. 1932, русский поэт, певец уходящей России. Опубликовал несколько книг для детей. В 1921-23 в эмиграции в Берлине...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - р. 1746 г., из первых воспитанник. И. А. X.; был рисовальщик и учитель рисования при чертежной Межев. д-та, при Павле I, и рисов. портрет этого государя в профиль...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в 1794 г. В Академии художеств получил две серебряные медали за свои архитектурные композиции и выпущен с аттестатом 1-й степ. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - отставной ген.-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 20 апр. 1881 в Ново-Георгиевске Варшавской губ., ум. 8 авг. 1950 в Москве. Композитор. Нар. арт. СССР. Доктор искусствоведения. В 1893-1899 обучался в Нижегородском и Петерб. кадетском корпусах...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. в статье Агафоновы...

    Биографический словарь

  • - Аристов, Николай Яковлевич, историк...

    Биографический словарь

  • - провинциальный журналист и библиограф...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский композитор, народный артист СССР, доктор искусствоведения. Родился в семье военного инженера. Образование получил в кадетском корпусе. С детства обучался музыке...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский композитор, педагог, народный артист СССР, доктор искусствоведения. Один из крупнейших русских композиторов-симфонистов...

    Большой энциклопедический словарь

"Мясковский Николай Яковлевич" в книгах

МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич 8(20).4.1881 – 8.8.1950Композитор, педагог. Ученик А. Лядова и Н. Римского-Корсакова. Профессор Московской консерватории. Автор 27 симфоний, 3 симфониетт, концертов для инструментов с оркестром, 13 струнных квартетов, 9 сонат и циклов пьес для фортепиано,

АГНИВЦЕВ Николай Яковлевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

АГНИВЦЕВ Николай Яковлевич 8(20).4.1888 – 29.10.1932Поэт, драматург, детский писатель. Публикации в «Петербургской газете», «Биржевых ведомостях», журналах «Пятак», «Солнце России», «Лукоморье», «Аргус», «Сатирикон», «Новый Сатирикон». Стихотворные сборники «Студенческие песни.

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950)

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950) Николай Мясковский родился в семье военного инженера 20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевская близ Варшавы. Детство он провел в постоянных разъездах - Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов

Демьянов Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Аристов Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Грот Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Грот Николай Яковлевич Грот Николай Яковлевич , русский философ-идеалист. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, первый редактор журнала «Вопросы философии и

Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Зарудный Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Мамай Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦИ) автора БСЭ

Чистович Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧИ) автора БСЭ

Мясковский Николай Яковлевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЯ) автора БСЭ

Н. Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой. Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (ок. 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме «Аластор».

Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», - писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».

Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. - во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты - фортепианные прелюдии - относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений - это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», - писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... «с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации - на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.

В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», - так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? - писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».

Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов - появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.

В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», - пишет Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»

После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.

С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает в журнале «Современная музыка».

После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.

От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Асафьев характеризовал как «два течения - самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею - дать картину душевного смятения Евгения из „Медного всадника“ Пушкина». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского - один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).

Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

О. Аверьянова

Музыкальный критик, .

Инструменты Жанры

классическая музыка: поздний романтизм, модернизм (1908-1927), социалистический романтизм (1931-1940), поздний романтизм (1940-1950), русский романс, массовая песня.

Псевдонимы

Мизантроп

Коллективы Награды
www.myaskovsky.ru

Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский ( -) - русский советский композитор , педагог, музыкальный критик. Доктор искусствоведения (). Народный артист СССР (). Лауреат пяти Сталинских премий ( , - дважды , , - посмертно ).

Биография

Во время гражданской войны Н.Я.Мясковский перешёл на службу Генеральный Морской Штаб Балтийского флота. Это было обусловлено тем, что его родные оказались под угрозой голодной смерти и композитор взял на содержание семьи своих сестёр. . Однако распространённый в Советское время миф о том, что Мясковский был ярым сторонником коммунизма не в полной мере соответствует действительности. Из переписки Композитора следует, что он с надеждой принял созыв Учредительного собрания и первые два года без особого энтузиазма смотрел на Советскую власть. . Отец Николая, Яков Константинович не поддержал решения сына служить в Красной Армии и попытался уехать на Украину, но погиб в пламени разгоравшейся гражданской войны. В 1918 году Мясковский переезжает в Москву, в которой он прожил большую часть жизни. В 1919 году Мясковский был избран членом правления «Коллектива московских композиторов», одновременно являлся заместителем заведующего Музыкальным отделом Наркомпроса РСФСР (1921). После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с , Мясковский - профессор класса композиции МГК имени П. И. Чайковского .

6-я симфония Н.Мясковского - это отражение трагедии русского народа, расколотого гражданской войной. Очень показателен мрачный старообрядческий хор в финале, как символ нового, социального раскола XX века в России. Симфония имела оглушительный успех. Мясковский даже удостоился сравнения с П. И. Чайковским . Об этом произведении говорили как о первой симфонии, достойной названия 6-й, после гениальной 6-й симфонии Чайковского.

В 1925-1927 годах Мясковский много экспериментировал. Тогда он создал 7-ю симфонию, чей интонационный стиль лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма К. Дебюсси . А также 8-ю симфонию, применив атональные построения в духе А. Шёнберга , а также элементы русского и башкирского фольклора. В те годы композитор потратил много времени на борьбу со сторонниками упрощенчества в музыке из РАПМ, которые признавали только прокоммунистическую массовую песню, как единственный возможный стиль музыки в СССР. Среди участников РАПМ господствовали идеи примитивизма, упрощенчества, наряду с ненавистью почти ко всей классической музыке XVIII - XIX вв. (единственное исключение они делали для творчества М.Мусоргского и Л.В.Бетховена)

В начале 30-х годов (начиная с 11-й симфонии) Мясковский меняет стиль музыки на более светлый, что стало отражением того давления, которое оказывали на него власти. В музыке начинают доминировать мажорные тональности, а полифония упрощается. Уступаю давлению властей Мясковский пишет 12-ю симфонию, посвящённую коллективизации. Некоторые современные критики считают её худшей в творчестве композитора. В том - же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Показательно то, что единственное мрачное произведение того периода, 13-ю симфонию, он вынужден был представить на закрытой премьере. 13-я симфония стала своего рода прощанием композитора с модернизмом и авангардом. Что аналогично ситуации, сложившейся вокруг 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича . Хотя помимо упрощенных 12-й, 14 -й, 18-й и 19-й симфоний в творчестве композитора в 30-е годы встречались и высокие образцы симфонического искусства, такие как, например, построенная на русско-украинской фольклорной интонации 15-я и величественная 17-я симфония, посвящённая дирижеру А. Гауку.

Среди других его работ 30-х годов также особо выделяется 16-я симфония, посвященная советской авиации. Её драматизм навеян впечатлениями от катастрофы огромного самолёта АНТ-20 «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года.

В 1932 году Мясковского избирают в состав оргкомитета Союза советских композиторов . С 1939 года член художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР . В 1940-1951 гг. член редколлегии журнала «Советская музыка».

В 1940 году композитор сочиняет свою 21-ю симфонию - произведение потрясающей силы, в котором нашли отражение и тягостные раздумия о правильности пути страны, и искренняя вера композитора в светлое будущее. Чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов, философская глубина сочинения принесли этому произведению всеобщее признание в мире. Эта великолепная симфония открыла последний, завершающий период творчества Советского мастера. Для него характерно возвращение к политональным схемам русского классического романтизма наряду с прозрачной полифонией духовых инструментов.

Но в 1948 году Николай Яковлевич уже открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна . На заседании союза композиторов он охарактеризовал «Постановление по борьбе с формализмом» как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Н. Хренниковым . .

Последние два года своей жизни Мясковский провел на даче у Николиной горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над своей последней, 27-й, симфонией. В конце 1949 г. композитор уничтожил свой личный дневник, часть своих ранних фортепианных сонат и почти все романсы написанные в 1906 - 1914 гг.

Педагогическая деятельность

За время преподавания в Московской консерватории он воспитал многих композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский , А. Л. Локшин , Б. А. Мокроусов , А. В. Мосолов , В. И. Мурадели , Л. Н. Оборин , Н. И. Пейко , Л. В. Фейгин , В. Я. Шебалин , А. И. Хачатурян , Б. А. Чайковский . Несмотря на разность дарований и увлечений. каждый из учеников Мясковского нашёл свой стиль, жанр и интонацию.

По воспоминаниям учеников Николай Яковлевич был добрым, отзывчивым человеком, никогда не позволявшим себе хамства. Грандиозная эрудиция, удивительная наблюдательность и точность его замечаний восхищали не одно поколение музыкантов. Дарование Мясковского-педагога, его умение услышать, "схватить" самое главное в сочинении, увидеть и достоинства, и недостатки, ценили не только ученики, но и коллеги, обращавшиеся к нему за советами - С. Прокофьев, Д. Шостакович, М. Вайнберг и многие другие.

Музыкальный стиль композитора

Стиль музыки Мясковского суров, но, в то же время, удивительно лиричен и красив. В нем органично переплетаются элементы русского позднего романтизма, модернизма и французского импрессионизма, получившего в России наименование Символизм. Помимо П. И. Чайковского , в его творчестве заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А Н.Cкрябина .

Среди его симфоний особенно выделяются лирико-трагические: 2-я (1912), 3-я (1914), 4-я (1917) и 5-я (1921), трагико-монументальная 6-я (1923), героико-драматическая 16-я (1936), задумчиво-ностальгические 21-я (1940) и 25-я (1946), патриотическая 22-я (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны , а также последняя 27-я (1950).

Выдающийся русский дирижёр Е. Ф. Светланов , сделавший в 1991-1993 годах запись всех его симфонических произведений, называл Мясковского прямым наследником русских классиков XIX века. Также он с горечью отмечал, что творчество этого композитора на сегодняшний день почти забыто.

Причиной такого положения стало:

1) Отсутствие пропаганды его творчества в течение последних 30 лет.

2) Тот факт, что композитор, работая на стыке нескольких течений, так и не был до конца признан ни среди радикальных модернистов, ни среди песенников. А для любителей классического романтизма XIX века его творчество чересчур тяжеловато. При том, что лирическая составляющая там осталась в достаточно архаичной форме. То есть получилось, что для одних он слишком тяжёл и современен, а для других слишком консервативен. Именно на это обстоятельство указывают современный исследователь жизни и творчества Н. Я. Мясковского - Д. Горбатов, а также крупнейший русский дирижёр современности Г. Рождественский . .

Музыканты и композиторы о Николае Мясковском

Сергей Прокофьев писал о Мясковском: «В нём больше от философа - его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты» .

Дмитрий Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Г. Малера cимфонисте, среди произведений которого целый ряд является просто шедеврами симфонического искусства. . В связи с этим, среди немногочисленных поклонников Мясковского сохраняется надежда на возрождение имени композитора и исполнение его произведений.

Память о композиторе

Имя Мясковского носил работавший на протяжении 38 лет Уральский струнный квартет . В 2006 году в честь Мясковского назван Белый зал Московской консерватории . Так как Николай Яковлевич жил в переулке Сивцев Вражек № 4 на Арбате, его именем была названа одна из арбатских улиц, находившихся неподалёку, бывший Большой Афанасьевский переулок, соединявший ул. Арбат и нынешний Гагаринский переулок. К сожалению, в 90-х годах на волне всеобщего переименования улица Мясковского снова превратилась в переулок, Большой Афанасьевский. Вообще многие эксперты сходятся во мнении, что Мясковский был очень необычным человеком, в чьей биографии немало белых пятен. Он не вписывается в стандартные представления о русском симфонисте или советском песеннике. А его музыка, сотворённая на стыке европейского модернизма и русского романтизма, только ожидает своего будущего.

Награды и премии

Произведения

Список произведений

Опус | Название | Жанр | Год

  1. «Размышления» 7 стихотворений Е. Баратынского для голоса с фортепиано. Вокал 1907
  2. «Из юношеских лет» 12 романсов для голоса и фортепиано на слова К. Бальмонта. Вокал 1903-1906
  3. Симфония № 1, до минор, в 3-х частях Симфонии 1908
  4. «На грани», 18 романсов на слова З. Гиппиус для среднего и низкого голоса с ф-но. Вокал 1904-1908
  5. «Из З.Гиппиус», 3 пьесы для голоса и ф-но. Вокал 1905-1908
  6. Соната № 1 для ф-но, ре минор, в 4-х частях Фортепиано 1907-1909
  7. «Мадригал», сюита для голоса с ф-но на слова К.Бальмонта. Вокал 1908-1909
  8. Три наброска на слова Вяч. Иванова для голоса с ф-но. Вокал 1908
  9. «Молчание», симфоническая притча Оркестровая музыка 1909-1910
  10. Симфониетта, ля мажор, в 3-х частях Оркестровая музыка 1910
  11. Симфония № 2, до диез минор, в 3-х частях Симфонии 1910-1911
  12. Соната для виолончели и фортепиано, ре мажор Инструментальная музыка 1911
  13. Соната № 2 для фортепиано, фа диез минор, одночастная Фортепиано 1912
  14. «Аластор», симфоническая поэма Оркестровая музыка 1912
  15. Симфония № 3, ля минор, в 2-х частях Симфонии 1914
  16. «Предчувствия», 6 набросков на слова З.Гиппиус для голоса с ф-но. Вокал 1913-1914
  17. Симфония № 4, ми минор, в 3-х частях Симфонии 1917-1918
  18. Симфония № 5, ре мажор, в 4-х частях Симфонии 1918
  19. Соната № 3 для фортепиано, до минор, одночастная Фортепиано 1920
  20. 6 стихотворений А.Блока для голоса с ф-но. Вокал 1921
  21. «На склоне дня» 3 наброска на слова Ф. Тютчева для голоса и ф-но. Вокал 1922
  22. «Венок поблекший», музыка к 8 стихотворениям А. Дельвига - тетради I и II для голоса и ф-но. Вокал 1925
  23. Симфония № 6, ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии 1921-1923
  24. Симфония № 7, си минор, в 2-х частях Симфонии 1922
  25. «Причуды», 6 набросков для ф-но Фортепиано 1922-1927
  26. Симфония № 8, ля мажор, в 4-х частях Симфонии 1924-1925
  27. Соната № 4 для ф-но, до минор, в 3-х частях Фортепиано 1924-1925
  28. Симфония № 9, ми минор, в 4-х частях Симфонии 1926-1927
  29. «Воспоминания», 6 пьес для ф-но Фортепиано 1927
  30. Симфония № 10, фа минор, в 1-й части Симфонии 1926-1927
  31. «Пожелтевшие страницы», 7 незатейлевых вещиц для ф-но Фортепиано 1928
  32. Серенада, ми бемоль мажор, для м. оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1928-1929
  33. Симфониетта, си минор, для струнного оркестра Оркестровая музыка 1929
  34. Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. Оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка 1929
  35. Струнный квартет № 1, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1930
  36. Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка 1930
  37. Струнный квартет № 3, ре минор, в 2-х частях Камерная музыка 1930
  38. Струнный квартет № 4, фа минор в 4-х частях Камерная музыка 1909-1937
  39. Симфония № 11, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  40. Симфония № 12, соль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  41. Симфония № 13, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1933
  42. Симфония № 14, до мажор, в 5-х частях Симфонии 1933
  43. Симфония № 15, ре минор, в 4-х частях Симфонии 1935
  44. Симфония № 16, фа мажор, в 4-х частях Симфонии 1935-1936
  45. 12 романсов на слова М.Лермонтова, для голоса с ф-но Вокал 1935-1936
  46. Симфония № 17 Соль диез минор в четырёх частях Симфонии 1936-1937
  47. Симфония № 18 До мажор в трех частях Симфонии 1937
  48. 10 очень легких пьес для ф-но Фортепиано 1938
  49. Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но Фортепиано 1938
  50. Простые вариации, ре мажор, лирическая сюита для ф-но Фортепиано 1937
  51. Концерт для скрипки с оркестром, ре минор, в 3-х частях Концерты 1938
  52. Три наброска (на слова С.Щипачева и Л.Квитко) для голоса с ф-но Вокал 1938
  53. Симфония № 19, ми бемоль мажор для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1939
  54. Две пьесы (из симфонии № 19) для струнного оркестра Оркестровая музыка 1945
  55. Струнный квартет № 5, ми минор в четырёх частях Камерная музыка 1938-1939
  56. Приветственная увертюра до мажор для б. оркестра Оркестровая музыка 1939
  57. Струнный квартет № 6, соль минор Камерная музыка 1939-1940
  58. Симфония № 20, ми мажор, в трех частях Симфонии 1940
  59. Симфония № 21, фа диез минор Симфонии 1940
  60. «Из лирики Степана Щипачева» 10 романсов для среднего голоса с ф-но Вокал 1940
  61. Два марша для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1941
  62. Симфония № 22 («Симфония-баллада»), си минор для б. Оркестра в трех частях Симфонии 1941
  63. Струнный квартет № 7, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1941
  64. Симфония-сюита № 23, ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии 1941
  65. Сонатина, ми минор, для фортепиано в 3-х частях Фортепиано 1942
  66. Песня и рапсодия (Prelude und Rondo-Sonate), си бемоль минор, для ф-но Фортепиано 1942
  67. Струнный квартет № 8, фа диез минор Камерная музыка 1942
  68. Драматическая увертюра, соль минор, для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1942
  69. «Киров с нами», поэма-кантата для м.-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, на слова Н.Тихонова, в 4-х частях Вокал 1942
  70. Струнный квартет № 9, ре минор, в 3-х частях Камерная музыка 1943
  71. Симфония № 24, фа минор, в 3-х частях Симфонии 1943
  72. Соната (№ 5) для ф-но, си мажор Фортепиано 1944
  73. Соната (№ 6) для ф-но, ля бемоль мажор Фортепиано 1944
  74. «Звенья», 6 набросков для б. оркестра Оркестровая музыка 1944
  75. Концерт для виолончели с оркестром, до минор, в 2-х частях Концерты 1944
  76. Струнный квартет № 10, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1945
  77. Струнный квартет № 11 «Воспоминания», ми бемоль мажор Камерная музыка 1945
  78. Симфониетта № 2 для струнного оркестра, ля минор, в 4-х частях Оркестровая музыка 1945-1946
  79. Симфония № 25, ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии 1945-1946
  80. Соната для скрипки и ф-но, фа мажор, в 2-х частях Инструментальная музыка 1947
  81. Славянская рапсодия для б. симфонического оркестра Оркестровая музыка 1946
  82. Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова М.Мендельсон и её переводы из Бернса) Вокал 1946
  83. «Стилизации», 9 пьес в форме старых танцев для ф-но Фортепиано 1946
  84. «Из прошлого», 6 импровизаций для ф-но Фортепиано 1946
  85. «Кремль ночью», кантата-ноктюрн (слова С.Васильева) для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра Вокал 1947
  86. Патетическая увертюра до минор для симфонического оркестра (к ХХХ летию Совествкой Армии) Оркестровая музыка 1947
  87. Струнный квартет № 12, соль мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1947
  88. Полифонические наброски для ф-но, в 2-х тетрадях Фортепиано 1947
  89. Симфония № 26 (на русские темы), до мажор, в 3-х частях Симфонии 1948
  90. Дивертисмент ми бемоль мажор, для б. симфонического оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1948
  91. Соната № 2 для виолончели и ф-но, ля минор, в 3-х частях Инструментальная музыка 1948-1949
  92. Соната (№ 7) для фортепиано, до мажор Фортепиано 1949
  93. Соната (№ 8) для фортепиано, ре минор Фортепиано 1949
  94. Соната (№ 9) для фортепиано, фа мажор (средней трудности) Фортепиано 1949
  95. Симфония № 27, до минор, в 3-х частях Симфонии 1949
  96. Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1949
  97. «За многие годы», сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал 1950
  98. Ф. Э. Бах Andante для флейты и фортепиано. Переложение второй части концерта для оркестра Фортепиано 1922
  99. Д. Мелких «Аладина и Паломид» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1925
  100. М. Штейнберг «Принцесса Малэн» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1926
  101. С. Прокофьев Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1929
  102. М. Штейнберг Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1930
  103. М. Мусоргский «Иванова ночь на лысой горе» - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1931
  104. С. Прокофьев «Осеннее» - эскиз для м. симфонического оркестра - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1935
  105. С. Прокофьев «Египетские ночи» симфоническая сюита из музыки к спектаклю - переложение для фортепиано в четыре руки Вокал 1935
  106. С. Прокофьев «1941-й год» симфоническая сюита - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1941
  107. А. Бородин Три романса и каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь» - переложение аккомпанементов для струнного квартета
  108. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1896-1898
  109. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1899
  110. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1900
  111. Прелюдия для фортепиано, до диез минор Фортепиано 1901
  112. Фантазия фа минор для фортепиано Фортепиано 1903
  113. «Тишина», романс для голоса с фортепиано на слова Мельшина Вокал 1904
  114. Идиллия фа мажор для фортепиано Фортепиано 1904
  115. Две фантазии для фортепиано: до диез минор и ре мажор Фортепиано 1904
  116. Две фантазии для голоса с фортепиано Вокал 1903
  117. Соната для фортепиано ми минор Фортепиано 1905
  118. Скерцандо для фортепиано Фортепиано 1905
  119. Два романса для голоса и фортепиано Вокал 1905
  120. «Flofion», тетрадь 1, шесть прелюдий для фортепиано Фортепиано 1899-1901
  121. «Flofion», тетрадь 2, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906
  122. «Flofion», тетрадь 3, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906-1907
  123. «Flofion», тетрадь 4, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907
  124. «Flofion», тетрадь 5, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  125. «Flofion», тетрадь 6, Школьные опыты для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  126. «Flofion», тетрадь 7, Опыты для фортепиано Фортепиано 1908-1912
  127. «Flofion», тетрадь 8, Наброски и отрывки для фортепиано Фортепиано 1917-1919
  128. Соната для фортепиано до минор одночастная Фортепиано 1907
  129. Соната для фортепиано соль мажор одночастная Фортепиано 1907
  130. 26 фуг (классных) для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  131. 2 романса для голоса с фортепиано Фортепиано 1908
  132. «Ковыль» для хора без сопровождения на слова К.Бальмонта Вокал 1909
  133. Увертюра соль мажор для небольшого оркестра Оркестровая музыка 1909
  134. «Песня у станка» на слова А. Безыменского для голоса и фортепиано Вокал 1930
  135. Два военных марша для духового оркестра Оркестровая музыка 1930
  136. Три песни советских летчиков для хора и фортепиано Вокал 1931
  137. «Ленинская» песня для хора с фортепиано на слова А. Суркова Вокал 1932
  138. «Песня о Карле Марксе» для хора с фортепиано на слова С. Кирсанова Вокал 1932
  139. Три военно-комсомольские песни для хора с фортепиано Вокал 1934
  140. «Слава советским пилотам» четырёхголосный смешанный хор без сопровождения (слова А.Суркова) Вокал 1934
  141. Прелюдия и фугетта на имя «Сараджев», соль минор. Из 24 пьес для фортепиано (1907), для симфонического оркестра
  142. «Жить стало лучше» для голоса и фортепиано на слова В. Лебедева-Кумача Вокал 1936
  143. Четыре песни полярников для голоса и фортепиано Вокал 1939
  144. Две массовые песни для голоса с фортепиано Вокал 1941
  145. «Походная песня» для мужского двухголосного хора без сопровождения на слова М. Исаковского Вокал 1941
  146. Два эскиза к гимну РСФСР Оркестровая музыка 1946

Литература

  • Барсова И. А. Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель. - М., 2008.
  • Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. - М.: 2010.
  • Горбатов Д. Последний вздох русской классики.Статья - 2001 .
  • Горбатов Д. Проблема Мясковского. Статья. - 2006 .
  • Гулинская З. К. Н. Я. Мясковский. - М., 1985.
  • Долинская Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. М., 1980.
  • Долинская Е. Б. Стиль инструментальных сочинений Н. Я. Мясковского и современность. М., 1985.
  • Ершова Т. Н. Я. Мясковский: начало творческого пути // Из истории русской и советской музыки / Ред.-сост. А. Кандинский. - М., 1971. С. 29-63.
  • Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. - М., 1982.
  • Кунин Ф. Н. Я. Мясковский. - М., 1981.
  • Кудряшов Ю. Н. Я. Мясковский. - Л., 1987.
  • Ламм О. Страницы творческой биографии Н. Я. Мясковского. - М., 1989.
  • Ливанова Т. Н. Н. Я. Мясковский: Творческий путь. - М., 1953.
  • Мясковский Н.Я. С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. - М.: 1977.
  • Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах. - М., 1964.
  • Сегельман М.Николай Мясковский - Шестая симфония. Буклет к СD - изданию. Мелодия - 2005.
  • Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я. Мясковского / Сост. В. Виноградов. - М., 1954.
  • Цыпин Г. 15 Бесед с Евгением Светлановым. - М., 1998.
  • Patrick Zuk, "Nikolay Myaskovsky and the Events of 1948", Music and Letters, 93:1 (2012), 61-85.

«Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском»

Б. Асафьев.

Николай Мясковский родился 20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевск близ Варшавы, в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (Петраковой), которая также происходила из семьи военных. Первые семь лет жизни Николая прошли в Новогеоргиевске, где родились его старший брат Сергей, а также младшие сёстры Вера и Валентина. В 1888 году семья переехала в Оренбург, а в 1889-м — в Казань, где родилась третья сестра Николая — Евгения. После родов умерла Вера Николаевна, оставив сиротами пятерых детей. Сестра отца, Еликонида Константиновна, взяла на себя опеку над детьми. Именно она стала первой учительницей музыки для Николая. Наиболее сильным музыкальным впечатлением в этот период жизни было услышанное им попурри из оперы Моцарта «Дон Жуан», а опера «Жизнь за царя» Глинки произвела на него, по его собственным словам, ошеломляющее впечатление.

В 1893, по окончании двух классов реального училища, Николая Мясковского, вслед за Сергеем, определили в закрытое учебное заведение — Нижегородский кадетский корпус. Начались годы учения и военной муштры. Для музыки оставалось совсем мало времени, да и обстановка была не самая благоприятная: старшие воспитанники отгоняли от рояля — сосредоточиться было трудно. Потребность в музыке можно было удовлетворять только участием в кадетском хоре.

В 1895 Мясковского перевели в петербургский Второй кадетский корпус: это было связано с назначением Якова Константиновича преподавателем Петербургской Военно-инженерной академии и с переездом всей семьи в столицу. Праздничные дни и каникулы теперь можно было проводить дома среди сестёр (старший брат умер), слушать игру и пение тётушки и принимать участие в домашнем музицировании. По настойчивой просьбе Николая был приглашён домашний учитель музыки, с которым они переиграли в четыре руки симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, пьесы Шуберта.



Когда в доме на некоторое время поселился двоюродный брат Карл Богданович Брандт — скрипач, игравший в одном из петербургских любительских оркестров, — Мясковский исполнял с ним пьесы и даже скрипичные сонаты Моцарта и Бетховена: это привило ему навыки ансамблевой игры. Только одно лето Николай учился играть на скрипке, но этого ему было достаточно, чтобы осенью записаться в симфонический оркестр кадетского корпуса. Возможно, это уже тогда дало ему возможность почувствовать для себя наибольшую притягательную силу именно симфонической музыки. В декабре 1896 Мясковский побывал на концерте, где знаменитый Артур Никиш дирижировал Шестой симфонией Чайковского. Высокий драматизм и трагедийные образы симфонии потрясли юношу. Мясковский начал брать уроки гармонии у Казанли, руководителя оркестра кадетов, и сделал первые попытки сочинять, позже оценённые им самим как «довольно косноязычные».

Окончание кадетского корпуса и почти автоматический перевод в Военно-инженерное училище определили дальнейший этап в военной карьере Мясковского. Николай пытался внушить отцу свою уверенность в том, что его призвание — музыка, но Яков Константинович уговаривал сына не бросать военное образование, приводя в пример Бородина, Кюи, совмещавших служение музыке с далекой от неё деятельностью, и обещал всячески помогать развитию склонности сына.

В 1902 году Мясковский окончил курс обучения и получил ди плом военного инженера. После недолгого пребывания на службе в сапёрной част и в Зарайске его перевели в Москву. Перед отъездом на место назначения Мясковский обратился к Римскому-Корсакову с просьбой порекомендовать кого-нибудь в Москве для занятий композицией. Тот, отлично помня свой трудный путь к любимому искусству, незамедлительно ответил на письмо молодого инженера, порекомендовав обратиться к Танееву. Мясковский постеснялся показать Танееву свои сочинения, назвав их «бреднями». Не имея возможности определить степень подготовки молодого человека, Танеев решил, что надо начать с азов, и направил его для занятий гармонией к Глиэру. С января по май 1903 Мясковский занимался с Глиэром и прошёл весь кур с гармонии. Это был период напряжённейшего труда: посвятив несколько часов музыке днём, Николай Яковлевич потом ночами сидел над служебными заданиями. 6 мая 1903 на последний урок по гармонии Мясковский наконец принёс Глиэру свои сочинения.

Хлопоты генерала Я. К. Мясковского о переводе сына поближе к дому увенчались успехом: в начале 1904 Николай Яковлевич получил назначение в 19-й сапёрный батальон под Петербург. Но решение готовиться к поступлению в консерваторию, хотя бы вольнослушателем, было принято им твёрдо, и это определило весь уклад жизни молодого инженера. Занятия теорией Мясковский, по совету Глиэра, продолжал под руководством И. И. Крыжановского, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай Яковлевич черпал опыт от обеих композиторских школ — московской и петербургской, одновременно. Три года Мясковский изучал у Крыжановского контрапункт, фугу, форму и оркестровку.

Летом 1906 Мясковский решился втайне от военного начальства сдавать экзамены в Петербургскую консерваторию. В качестве экзаменационного сочинения он представил до-минорную Сонату. Его экзаменаторами были Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов — позже они стали его учителями.

В первый же год обучения в консерватории завязалась дружба Мясковского с юным Сергее м Прокофьевым (он был на 10 лет моложе), покорившим его тем, что умел бойко читать с листа. Началось их регулярное совместное музицирование. Вскоре Прокофье в стал показывать Мясковскому все свои новые сочинения, просил высказывать своё мнение о темпах и разных других тонкостях, а также придумывать пьесам названия. Их дружба, завязавшаяся в годы обучения в консерватории, продолжалась до последних дней Николая Яковлевича.

Весной 1907 Мясковский подал прошение об отставке и через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходимого лечения, он уже почувствовал себя почти профессиональным музыкантом. Первыми сочинени ями стали романсы на стихи Гиппиус. В консерваторские годы состоялся творческий дебют Мясковского-симфониста: Первая симфония для небольшого оркестра, написанная в 1908, впервые прозвучала 2 июня 1914 года.

За симфонией последовала оркестровая сказка «Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу, Мясковский писал Прокофьеву: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты — Мрак и Ужас» . Очень близка к ней по настроению и симфоническая поэма «Аластор», созданная через три года после «Молчания». Сказку «Молчание» Асафьев считал первым зрелым произведением Мясковского, а в «Аласторе» отмечал яркую музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти.

Николаю Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911 году «тихо», по собственному определению, закончил консерваторию, показав Лядову два квартета. Весной того же года состоялось знакомство Николая Яковлевича с дирижёром К. С. Сараджевым, который стал первым исполнителем многих его сочинений и сыграл большую роль в жизни композитора. 12 июня 1911 года на летней эстраде в Сокольниках состоялось первое исполнение «Молчания».

В августе 1911 началась музыкально-критическая деятельность Мясковского. Он принимал самое активное участие журнале «Музыка», выходившем в Москве под редакцией В. В. Держановского. На страницах журнала за три года было напечатано 114 его статей и заметок, посвящённых музыкальной жизни Петербурга и новинкам российской и европейской музыки. Держановский и его жена, певица Копосова-Держановская — прекрасная исполнительница романсов Мясковского — стали его очень близкими друзьями.

Начавшаяся мировая война надолго отвлекла Мясковского от творческих планов. В первые месяцы войны он был призван в армию и два года провёл в чине поручика сапёрной роты на передовых позициях австрийского фронта. Он пережил и наступательные операции, и «стремительное обратное бегство через Галицию в Польшу», и «жуткое продвижение через Полесье». В 1916, после контузии под Перемышлем, Мясковский был переведён на строительство крепости в Ревель (ныне Таллин). Пребывание на фронте, общение с людьми, с которыми он прошёл войну и встретил Октябрьскую революцию, дали ему новые художественные впечатления, которые нашли выражение в Четвёртой и Пятой симфониях, сочинённых за три с половиной месяца — с 20 декабря 1917 года по 5 апреля 1918-го.

В 1918 Мясковского перевели в Москву, где он с тех пор жил постоянно. В армии Николай Яковлевич прослужил до конца Гражданской войны (1921). В 1919 он был избран в бюро «Коллектива московских композиторов» и параллельно работал в Музсекторе Государственного издательства, а в 1921 стал профессором класса сочинения в Московской консерватории, где работал до конца жизни.

Круг московских знакомых Мясковского расширялся. С 1919 он стал постоянным участником «музыкальных бдений» у Ламма. Даже в самые трудные годы у него дома устраивались домашние концерты, для которых Павел Александрович мастерски делал фортепианные переложения произведений. В доме у Ламма в его переложении впервые прозвучали почти все симфонии Николая Яковлевича.



Ни один замысел Мясковский не вынашивал так мучительно и долго, как Шестую симфонию. В начале 1921 он сделал наброски. К лету 1922 они были доработаны, и в Клину, в доме-музее Чайковского, куда Мясковский был приглашён летом 1922 вместе с Ламмом и его семьёй, композитор начал инструментовку симфонии, партитура которой была завершена в 1923. Шестая симфония — самое сложное, многоплановое и монументальное произведение Мясковского. Первое исполнение состоялось 4 мая 1924 в Большом театре под управлением Голованова. Сочинение произвело колоссальное впечатление на музыкальную общественность. Критика тех лет высоко оценила его, отметив значительность и мастерство воплощения замысла.

Во второй половине 1920-х годов Мясковский не раз подвергался резкой критике пропагандистов «пролетарской культуры». В 1926 сторонники «агитационной музыки» в открытом письме обвинили Николая Яковлевича и его коллег в чуждой идеологии, а за рубежом в эти годы его произведения завоёвывают популярность. Леопольд Стоковский, исполнивший Пятую симфонию в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке в январе 1926, берётся сыграть и Шестую. Пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих цюрихских концертов Четвёртую сонату. Кусевицкий, через Прокофьева, просил у Мясковского нотный материал ещё не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять её в Париже. 24 января 1926 года в первом симфоническом концерте современной русской музыки в Праге были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского, причём последняя была премьерой. Дирижёра Сараджева вызывали тогда семь раз, а Шестая симфония произвела такое впечатление, что публика вообще не хотела отпускать его с эстрады. Прокофьев уговоривал Мясковского встать за дирижёрский пульт для исполнения своих сочинений, но он, хотя и начинал брать уроки у Сараджева в 1924, в силу скромности характера и требовательности к себе предпочитал оставаться в тени.




В 1930-е разворачивается общественно-музыкальная деятельность Мясковского. С его именем неразрывно связывается московская школа советских композиторов. Через класс Николая Яковлевича в Московской консерватории прошло более 80 композиторов, среди которых были: Галынин, Кабалевский, А. Ф. Козловский, Мосолов, Мурадели, Пейко, Половинкин, А. И. и К. С. Хачатуряны, Б. А. Чайковский, Шебалин, Эшпай. Мясковский продолжает работать в редколлегии академических изданий русских композиторов-классиков.

После Десятой симфонии (1927), навеянной «Медным всадником» Пушкина, Мясковский стремился к «некоторому просветлению стиля» и, под воздействием окружающей обстановки, пытался работать в жанре массовой песни, что давалось ему нелегко. Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии увидели свет в 1932. В конце 1934 почти одновременно — в Москве (Гинзбург) и в Чикаго (Сток) — прозвучала новая Тринадцатая симфония. Осенью 1935 Шерхен исполнил её в Винтертуре (Швейцария). Четырнадцатую симфонию Мясковский постарался сделать более светлой и динамичной. Сам композитор назвал её «довольно бесшабашной вещицей», но отметил, что в ней есть «современный жизненный пульс». Критика отмечала ведущее значение народно-песенного начала в 14-й и 15-й симфониях, хотя последняя и не содержит ни одной подлинной фольклорной темы. Здесь речь шла о «претворении русской песенности в оригинальных темах автора, о национальном почвенном характере музыки в целом» (Иконников).

Шестнадцатая симфония Мясковского — одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. Прокофьев, присутствовавший на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936 , когда она впервые прозвучала под управлением венгерского дирижёра Эугена Сенкара, писал в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой» .

В творчестве Мясковского наступил необычайно плодотворный период. За четыре предвоенных года было создано пять симфоний, два Струнных квартета, Концерт для скрипки с оркестром, а также фортепианные пьесы, романсы и песни. Мясковский первым из советских композиторов создал симфонию для духового оркестра (№ 19; 1939). Работа над ней шла в постоянном творческом общении с генералом И. В. Петровым. Знакомство с этим замечательным музыкантом — позже начальником Высшего училища военных дирижёров и Главным дирижёром Советской Армии — очень скоро переросло в большую сердечную дружбу, узы которой не слабели до последних дней жизни композитора..

Наибольшее признание получила Двадцать Первая симфония-элегия, «вобравшая в себя, — по словам Шлифштейна, — едва ли не самые характерные черты, присущие авторской индивидуальности». В 1941 году за неё Мясковскому присудили Сталинскую премия 1-й степени. Симфония приобрела популярность во всём мире.

Первыми сочинениями Мясковского в дни войны были два марша для духового оркестра. В августе 1941 года Николаю Яковлевичу пришлось покинуть Москву. С группой композиторов и профессоров Московской консерватории — среди которых были Ан. Н. Александров, Гольденвейзер, Ламм, Прокофьев, Шапорин с семьями — Мясковский был эвакуирован на Северный Кавказ. В Нальчике были написаны Двадцать Вторая симфония и Седьмой квартет и была начата Двадцать Третья симфония (на кабардинские и балкарские темы). Оркестровку этого сочинения Мясковский завершал уже в Тбилиси, куда после приближения линии фронта были эвакуированы деятели культуры.

Мясковский продолжал активно работать. В начале 1942 были написаны Сонатина, Песня и Рапсодия для фортепиано, а также Восьмой квартет и Драматическая увертюра. Подчинившись новому решению правительства, согласно которому эвакуированные из Москвы деятели культуры должны были переехать вглубь страны — в город Фрунзе (ныне Бишкек). Во Фрунзе Мясковский написал героико-патриотическая поэма-кантата «Киров с нами». Здесь до него дошло известие о смерти В. В. Держановского, скончавшегося в сентябре 1942 под Москвой.

Возвратившись в Москву в конце декабря 1942, Мясковский уже больше никогда её не покидал. Культурная жизнь столицы постепенно восстанавливалась. Возобновились занятия в консерватории, возглавить которую было поручено В. Я. Шебалину. В первый год после возвращения из эвакуации были написаны Девятый квартет, посвящённый 20-летию Квартета имени Бетховена, и Двадцать Четвёртая симфония памяти Держановского. Война подорвала здоровье Мясковского — он стал часто болеть. В эти годы он стал обращаться к старым произведениям, пересматривая и редактируя их; сочинил две фортепианные сонаты (Пятую и Шестую) по старым эскизам. Обширный список сочинений военных лет — включающий, помимо прочего, три симфонии и кантату «Киров с нами», — замыкает Виолончельный концерт, написанный осенью 1944 года. Этот концерт, превосходно исполненный замечательным виолончелистом Кнушевицким, прочно вошёл в репертуар многих исполнителей. Ростропович считал, что он входит в десятку лучших виолончельных концертов.



После окончания войны снова появилась возможность проводить летние месяцы на подмосковной даче Ламма (на Николиной Горе): здесь Мясковский работал наиболее плодотворно. Об интенсивности творческого труда композитора можно судить по перечню произведений, написанных в послевоенные годы.

Конец жизни Николая Мясковского пришёлся на один из самых страшных периодов в истории отечественной музыки. Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере В. И. Мурадели “Великая дружба”» от 10 февраля 1948, обвинившее Прокофьева, Мясковского, Шостаковича и нескольких других композиторов в формализме, и последовавшие за этим действия властей нанесли сокрушительный удар по симфонии и другим инструментальным жанрам. Мясковский встретил удар достойно: он не каялся, не признавал своих ошибок, а ответил молчанием и продолжил сочинять. Последние два года жизни он уединённо и напряжё нно работал в своей квартире в Москве (на Сивцевом Вражке) и на даче. В эти годы Мясковский написал несколько фортепианных сонат, Двадцать Седьмая симфония и Тринадцатый квартет, составил сборник вокальных произведений «Из разных лет».


В конце 1949 Николай Яковлевич был уже очень болен, но отложил операцию, на которой настаивали врачи, так как стремился привести в порядок свои последние сочинения и архив. В мае операцию всё-таки сделали, но было уже слишком поздно. Мясковский скончался дома 8 августа 1950 года в возрасте 69 лет, его похоронили на Новодевичьем кладбище недалеко от могил старших коллег — Скрябина и Танеева. На доме № 4 в переулке Сивцев Вражек, где Николай Мясковский прожил двадцать лет, открыта мемориальная доска, а Большой Афанасьевский переулок был переименован в улицу Мясковского (в 1993 возвращено прежнее название).

Симфония №26 (на русские темы) До мажор op. 79

Предпоследняя симфония Мясковского основана на древнерусских мелодиях.

«Сейчас я связался с очень трудной задачей — пытаюсь соорудить симфонию на материале русского демественного пения (XI —XII) в расшифровке В. Беляева. Тем мало, приходится все время досочинять… Содержание песен такое: «плач странствующего», «стих о Рождестве», «стих грозный». Два первых вышли у меня почти плясовыми».

Детство он провел в постоянных разъездах - Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая Мясковского, вслед за старшим братом Сергеем, определили в закрытое учебное заведение - Нижегородский кадетский корпус. Затем в 1895 году Мясковский был переведен в петербургский Второй кадетский корпус. Свое военное образование он завершил в Военно-Инженерном училище. После недолгого пребывания на службе в саперной части в Зарайске его перевели в Москву.

К тому времени Мясковский уже прошел уроки гармонии у Н.И. Казанли - руководителя оркестра кадетов - и пробовал сочинять.

Попав в Москву, с января по май 1903 года Мясковский занимался с Глиэром и прошел весь курс гармонии. Это был период напряженнейшего труда: посвятив днем несколько часов музыке, Мясковский потом ночами сидел над служебными заданиями.

Занятия теорией Мясковский - по совету Глиэра - продолжал под руководством И.И. Крыжановского, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай черпал опыт от двух композиторских школ: московской и петербургской. Три года Мясковский обучался у Крыжановского контрапункту, фуге, форме и оркестровке.

Наконец летом 1906 года, втайне от военного начальства, Мясковский сдал экзамены и поступил в Петербургскую консерваторию. Весной 1907 года Мясковский подал прошение об отставке, но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходимого лечения, он почувствовал себя впервые в жизни почти профессиональным музыкантом.

Романсы на слова Гиппиус были первыми опубликованными сочинениями Мясковского. В консерваторские годы состоялся творческий дебют Мясковского как автора симфонической музыки. Первая симфония Мясковского написана в 1908 году для небольшого оркестра и впервые прозвучала 2 июня 1914 года.

За симфонией последовала оркестровая сказка "Молчание" (1909) по Эдгару По. Начиная работу над "Сказкой", Мясковский писал Прокофьеву: "Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты - Мрак и Ужас". Очень близка по настроению и вторая симфоническая поэма Николая Яковлевича - "Аластор", созданная через три года после "Молчания".

Сказку "Молчание" композитор Асафьев считал первым зрелым произведением Мясковского, а в "Аласторе" отмечал яркую музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти.

Лучшие дня

Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911 году "тихо", по собственному определению, закончил консерваторию, показав Лядову два квартета. В августе 1911 года началась и музыкально-критическая деятельность композитора. За три года в журнале "Музыка" было напечатано 114 статей и заметок Николая.

Говоря о своих сочинениях раннего периода, включая предвоенную Третью симфонию, Мясковский сам отмечал, что почти все они носят отпечаток глубокого пессимизма. Причины этого Николай Яковлевич видел в "обстоятельствах личной судьбы", вспоминая, как почти до тридцати лет он вынужден был вести борьбу за "высвобождение" от навязываемой ему военной профессии, а также в воздействии еще не преодоленного груза различных влияний.

Начавшаяся в 1914 году мировая война надолго отвлекла Мясковского от творческих планов. В первые же дни трагических событий он был призван в армию и покинул Петербург, снова надев форму поручика саперных войск.

Тяжелая контузия, полученная Мясковским под Перемышлем, все серьезнее давала о себе знать, и поэтому в 1916 году он из действующей армии был переведен на строительство крепости в Ревель. Пребывание на фронте, общение с людьми, с которыми он прошел войну и встретил Октябрьскую революцию, дали художнику новые впечатления, которые он отразил в Четвертой и Пятой симфониях, сочиненных им за три с половиной месяца - с 20 декабря 1917-го по 5 апреля 1918 года.

Революционные события всколыхнули огромную страну. И Мясковский, конечно, не мог в это трудное время вернуться к искусству. Он прослужил в армии до конца гражданской войны - до 1921 года.

Ни один замысел не вынашивался Мясковским так мучительно и долго, как замысел Шестой симфонии. В начале 1921 года композитор сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были доработаны, и в Клину композитор начал инструментовку симфонии.

Шестая симфония - многоплановое, композиционно сложное и самое монументальное произведение Мясковского. Продолжительность ее 1 час 4 минуты. Шестая симфония Мясковского, по мнению многочисленных музыкальных критиков, одна из самых сильных русских симфоний вообще. Симфония волнует и захватывает глубиной и покоряющей искренностью чувств. Она трагедийна в том высоком смысле, на который обращал внимание еще Аристотель, утверждая, что "трагедия возвышает душу человека".

Вот что писал В.М. Беляев в письме к одному из своих друзей на следующий день после того, как 4 мая 1924 года в Большом театре под управлением Н.С. Голованова впервые прозвучало это произведение: "...Симфония имела потрясающий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок.

Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия..."

Ни одно из последующих произведений, созданных Мясковским в 1920-е годы, среди которых было еще четыре симфонии, ни по масштабам замысла, ни по силе художественного воплощения не может быть поставлено в один ряд с Шестой симфонией, хотя и в них композитор старался отобразить проблемы, рожденные революцией.

Во второй половине 1920-х годов в Мясковского не раз летели стрелы пролеткультовцев. Так было, например, в 1926 году, когда в своем открытом письме сторонники агитмузыки обвинили композиторов во главе с Николаем Яковлевичем в чуждой идеологии.

Тем временем Мясковский завоевывает популярность за рубежом. Леопольд Стоковский, исполнявший в январе 1926 года в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке Пятую симфонию Мясковского, берется сыграть и Шестую. В Цюрихе пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих концертов его Четвертую фортепианную сонату. Кусевицкий через Прокофьева просил у Мясковского нотный материал еще не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять ее в Париже.

24 января 1926 года в чешской столице в первом симфоническом концерте современной русской музыки были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского. После Седьмой симфонии, исполнявшейся впервые за рубежом, дирижера Сараджева вызывали семь раз, а Шестая произвела такое впечатление, что публика совсем не хотела отпускать его с эстрады.

Сараджеву выпала честь представить современную русскую музыку и в Вене. В концерте 1 марта 1926 года он снова дирижировал Шестой симфонией Мясковского. Доктор Пауль Писк сообщал из Вены, что московского дирижера "принимали очень горячо" и что произведение "встретило полное признание". С не меньшим успехом вскоре после Шестой симфонии в концерте камерной музыки в Вене была исполнена часть вокальной сюиты Мясковского "Мадригал".

Вероятно, лишь удивительная скромность и желание оставаться в тени заставляли Николая Яковлевича отказываться и от зарубежных поездок. Только один раз Мясковский ненадолго оставил родину. Это было в ноябре все того же 1926 года. Вместе с Б.Л. Яворским он представлял тогда советскую музыкальную общественность на торжествах в Варшаве, связанных с открытием долгожданного там памятника Ф. Шопену.

Из всех двадцати семи симфоний у Мясковского только две одночастные. Одна из них принадлежит к самым популярным его произведениям - это Двадцать первая. Другая - Десятая (1927), навеянная "Медным всадником" Пушкина, наименее известна. А между тем Десятая симфония заслуживает большего внимания хотя бы потому, что это - настоящее чудо полифонии. Десятая симфония - глубоко русская и очень "петербургская". Вполне сознавая это, Мясковский ничуть не удивился, когда в 1930 году получил от Прокофьева сообщение, что сыгранная Стоковским в Филадельфии симфония имела успех.

Вероятно, ни об одном сочинении Мясковского не говорили и не писали так много, как о Двенадцатой симфонии, названной "Колхозной" (1932). Исследователи считают ее этапным произведением, с которого начались "просветление" и демократизация музыки Мясковского, подчеркивая непосредственное обращение автора к советской тематике, оптимистическую концепцию произведения, четкость замысла, доступность его восприятия. В то же время отмечают ряд недостатков, связанных с поисками новых образов и средств выразительности. Мясковский и сам не отрицал, что симфония вышла схематичной, и наименее удачная третья часть только внешне выражает его авторский замысел.

Подгоняемый нетерпеливой творческой мыслью, Мясковский сочиняет одну симфонию за другой.

В конце 1934 года новая - Тринадцатая симфония прозвучала почти одновременно в Москве (дирижировал Л. Гинзбург) и в Чикаго (дирижер Ф. Сток). Осенью 1935 года Г. Шерхен исполнил ее в Винтертуре (Швейцария).

Четырнадцатую симфонию Мясковский постарался сделать более светлой и динамичной. Общий тон ее бодрый, живой. Сам Мясковский назвал ее "довольно бесшабашной вещицей", но отметил, что в ней есть "современный жизненный пульс".

Шестнадцатая симфония Мясковского одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. Прокофьев, присутствовавший в Большом зале консерватории на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936 года, когда эта симфония впервые прозвучала под управлением венгерского дирижера Эугена Сенкара, писал в рецензии, помещенной в газете "Советское искусство": "По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения - это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой".

В финале, насыщенном песенно-танцевальными мотивами, продолжается прославление советской авиации. Для конкретизации образа Мясковский в основу главной партии положил мелодию своей массовой песни "Летят самолеты", начинающуюся словами "Чтоб край наш рос". Симфония имела колоссальный успех. В памятный вечер премьеры автору пришлось много раз выходить на эстраду. То было настоящее торжество, радость которого для Мясковского усиливалась еще тем, что рядом с ним был Прокофьев, и не как гость, по стечению обстоятельств попавший именно в это время в Москву, а как человек, обосновавшийся уже здесь постоянно.

В творчестве Мясковского наступил необычно плодотворный период. За четыре предвоенных года им были сочинены пять (!) симфоний, включая и подлинную жемчужину - Двадцать первую. За пять дней (!) Мясковский набросал эскизы этой симфонии и тут же стал ее расцвечивать оркестровыми красками.

Длится симфония немногим больше 17 минут. Композитор демонстрирует предельную лаконичность формы, ясность языка и высочайшее полифоническое мастерство.

Игорь Бэлза так характеризует это произведение: "Замысел Двадцать первой симфонии неразрывно связан с образами родной земли, ее дивной красоты и необъятной шири. Но музыка симфонии выходит далеко за пределы лирически-созерцательных настроений, ибо произведение это согрето рожденными нашей действительностью чувствами радостной приподнятости, светлой оптимистичности, бодрости и мужества. Именно эти чувства, высказанные глубоко национальными средствами выразительности, звучат в Двадцать первой симфонии Мясковского, которая могла быть создана только русским музыкантом, живущим в советскую эпоху".

На начало Отечественной войны композитор откликнулся сочинением трех боевых песен. Вслед за песнями появились два марша для духового оркестра - "Героический" и "Веселый". В эвакуации в Нальчике Мясковский сочинил Двадцать вторую симфонию, которую вначале назвал "Симфония-баллада о Великой Отечественной войне".

Здоровье Николая Яковлевича в годы войны ухудшилось. Операция, сделанная Мясковскому в феврале 1949 года, лишь несколько улучшила его самочувствие. В конце года врачи предложили композитору новую операцию, но он отказался, стремясь любой ценой завершить Двадцать седьмую симфонию. В мае 1950 года Мясковского оперировали, но, увы... уже было поздно. Перевезенный вскоре на дачу Николай Яковлевич быстро угасал. 8 августа Мясковский скончался.

Вскоре после смерти композитора состоялась премьера Двадцать седьмой симфонии.

Умолк оркестр, а собравшиеся в зале сидели неподвижно как зачарованные. Умение захватить, покорить слушателя своей музыкой, заставить жить в мире созданных им образом и чувств в Двадцать седьмой симфонии Мясковского проявилось с исключительной силой. Понадобилось какое-то время, чтобы люди вернулись к реальной обстановке. Тогда дирижер Гаук высоко над головой поднял партитуру, и все в зале, стоя, долго и горячо аплодировали, выражая свое восхищение услышанным и благодарность мастеру, создавшему это великолепное произведение. В тот памятный вечер первого исполнения многие восприняли эту симфонию как завещание мастера, вложившего в свое последнее произведение всю силу таланта и умения.

Рассказать друзьям