Айвенго в скотта является. Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – Вальтер Скотт. «Айвенго. История создания романа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта (1771 - 1832). Этот роман был создан более ста шестидесяти лет назад (1820), а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако и в наши дни "Айвенго" вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

"Время действия - царствование Ричарда 1, не только богато героями, - имена которых способны привлечь общее внимание, но отмечено еще глубокой враждой между саксами, обрабатывавшими ту землю, которой норманы владели по праву - победителей", - говорится в авторском предисловии к роману. Решив изобразить в своем произведении проблему норманского завоевания, конфликт двух племен, населяющих страну - победителей и побежденных, Скотт сам подчеркивает, что здесь на первом плане художественная, а не историческая правда, власть художественного воображения, а не логика фактов.

Обратившись к английской истории конца XII века, Скотт исходит, прежде всего, из фольклорных источников и обоснований.

Авторское предисловие 1830 г. раскрывает для читателя источник возникновения романа: он коренится в народной традиции, в анналах богатого английского фольклора. Герой этого произведения не исторически существовавший король, а идеализированный король народной фантазии, король, каким хотел бы видеть властителя угнетенный народ. Король старинной английской баллады миролюбив и скромен. Его природная жизнерадостность, доступность и простота помогают ему в общении с народом - он весело охотится в Шервудском лесу в часы досуга, разделяет трапезу случайного спутника, милостив и добр, помнит сделанное ему добро и строго блюдет интересы подданных. Именно так представлен в "Айвенго" Ричард "Черный Рыцарь".

Изображен смутный период английской истории - период двоевластия, междуцарствия, время, когда "законный" английский король томится в австрийском плену, а его подданные, желавшие его возвращения из долговременного плена, почти утратили надежду на это.

Скотт указывает на политический разброд в стране. Состояние анархии и растерянности, притеснение слабого сильным стало системой. Мелкопоместные дворяне или Франклины подпали под иго тирании могущественных баронов, положение широчайших масс населения заметно ухудшилось, к экономическим формам угнетения прибавилось еще национальное угнетение саксов со стороны норманских завоевателей.

Определяя характер быта, условия жизни смутной и переходной эпохи XII века, Скотт отмечает в самом начале романа, что "английский народ терпел великие бедствия".

Жестокое угнетение народа стимулировало рост побегов крестьян и йоменов. Скотт осознает причины роста и распространения так называемых разбойничьих шаек, ставших таковыми вследствие черной несправедливости и неправды английских законов.

Разбойники были большей частью йомены и простые крестьяне саксонского происхождения, доведенные до полного разорения суровостью законов о "сохранении лесов и охотничьих угодий", а потому и избравшие такой отчаянный и бродячий образ жизни.

Неудивительно, что крестьянин - раб, жизнь которого беспросветно тяжела, отнюдь не склонен считать "разбойников" своими врагами. По словам Гурта, он убедился твердо в том, что "настоящие воры и разбойники отнюдь не худшие люди на свете".

Люди английского народа с ненавистью говорят о принце Джоне, норманских феодалах; ненависть простонародья Англии к угнетателям и тиранам - чужим и своим - подчеркивается в произведении многократно.

Скотт рисует нападение на замок узурпатора феодала Реджинальда Фрон де Бефа как бы "со стороны" - о нападении и всех обстоятельствах последнего рассказывает раненому Айвенго сочувствующая нападающим Ревекка. Нападающие и защитники замка уподобляются Ревеккой грозному столкновению морских стихий. Во главе осажденных Бриан Буагильбер и де Браси, во главе осаждающих - Чёрный рыцарь и Локсли. Красное знамя, появившееся на западной башне замка, служит сигналом для осаждающих к общей атаке. Мужество Локсли и его товарищей решает исход сражения. Захватив замок, Локсли обращается к нападающим йоменам с характерной речью: "Йомены! Жилища тирана более не существует!... Великий подвиг мщения свершен".

Данная сцена, являющаяся одной из самых ярких в сюжете романа, подчеркивает величие восставшего народа, но в то же время говорит и о политической ограниченности взглядов писателя - во главе восстания Черный рыцарь - английский король, которому в верности готовы поклясться и Локсли и его вольные стрелки.

Представителем разрушительных антигосударственных тенденций, королем, оторванным от народа, является в романе Скотта принц Джон - Иоанн Безземельный, младший брат Ричарда, король-деспот, щедро раздававший направо и налево королевские земли, потворствовавший произволу норманских феодалов, ожесточивший как англо-саксонских феодалов, так и простой народ.

В противоположность Джону с его децентралистской тенденцией, Ричард Львиное сердце - собиратель и организатор английского государства. Деятельность его объективно прогрессивна, она преследует интересы нации и государства; она оправдана вдвойне и потому что, как представляется Скотту, Ричард I не только "законный король" по праву престолонаследия, но и "народный" король в том смысле как представляет себе институт королевской власти шотландский автор. Идеализация образа монарха, имевшая место в английском фольклоре, усилена автором романа.

Ричард Львиное сердце - опора государства, защитник подданных. Вся его деятельность направлена на благо Англии и благо народа. "Едва ли найдется человек, которому страна и жизнь каждого подданного была бы дороже, чем мне", - говорит в романе король.

Он - заступник обиженных и гонимых, защитник справедливого дела; он бескорыстен и честен, смел и решителен, силен и мудр, отважен и весел, отзывчив к беде любого и великодушен к врагам и побежденным. Он добывает победу честным путем-с помощью меча и копья.

Справедливый и гордый, он человечен и прост в обращении с подданными. Он не гнушается дружбы с монахом, запросто беседует с йоменом, играет на арфе, без предрассудков вступает в общение с разбойниками, ведет на приступ замка крестьян и лесных стрелков.

Ричард романа - это герой легенды, в ином случае рыцарского романа. Идеализацию образа сознавал и сам автор, не терявший чувства трезвого политического чутья в оценке деятельности "короля-героя".

Политическая проблема - становление мощного английского государства - решается в романе на примере показа острой борьбы за власть трех претендентов на английский королевский престол - Ательстана, принца Джона, Ричарда I Плантагенета.

Историческая обреченность первого подчеркивается в романе многократно. Ательстан Конигсбурский - потомок последних королей саксонской династии в Англии, равнодушен к чести своей родины (отказывается к огорчению почтительного Седрика взяться за копье в индивидуальном единоборстве), прожорлив, беспомощен и пассивен. Он не способен защитить интересы государства и народа, а потому его общественная значимость ничтожна.

Несостоятелен и обречен на поражение и другой претендент на королевский престол Англии - принц Джон, хотя и по другим причинам. В противоположность Ательстану он энергичен, смел, заносчив, честолюбив, цели его определены, и он настойчиво добивается их реализации, но деятельность его - есть деятельность в личных корыстных целях. Он враждебен народу; жизнь и быт подданных, его не интересуют, английская земли рассматривается им как вотчина, все его поведение диктуется личными интересами. Он - разрушитель, носитель децентралистских тенденций; его деятельность общественно вредна и опасна. .

Враждебность народу этого короля подчеркивается в романе путем прямых авторских замечаний, характеристикой его окружения (Мальвуазен, Фрон де Беф и др.) и даже описанием его внешности - предельно расточительной и крикливой.

Жизнь и быт Англии XII столетия раскрыты путем введения в роман разнообразных типов и характеров. Здесь действуют, борются, радуются или страдают десятки людей, каждый из которых типичен для своего класса и рода занятий.

"Одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса, - пишет Мэгрон, - насколько старинный французский роман является аристократическим, настолько роман Скотта имеет тенденции демократические: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ".

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная дочь - наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача - изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение.

Скотт - на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь - Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия - Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

"Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, - писал Белинский, - будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу".

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его - деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его - ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака - отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае - это - Айвенго, во втором рыцарь храма - Буагильбер. Характерно - и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты - психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями - храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

Творчество шотландского писателя, творившего в начале девятнадцатого столетия, интересно нам сегодня тем, что Вальтер Скотт усовершенствовал романа. До него в английской литературе был так называемый «готический» роман и «антикварный». Но первый с точки зрения Скотта был слишком полон мистицизма, а язык второго был сложен и непонятен современному читателю.

После долгих поисков им была создана усовершенствованная структура романа на историческую тему. Писатель перераспределил факты и вымысел так, чтобы стало ясно, что вечный ход истории остановить не может никто, даже самая влиятельная историческая личность.

Из всех романов, которые создал Вальтер Скотт, «Айвенго» - самый известный. Следуя за Шекспиром, писатель принципиально отошел от его исторических хроник. Реальные личности в его романах, скорее служат фоном, а на переднем плане событий находятся на судьбу которых влияет смена исторических эпох.

Вальтер Скотт «Айвенго» (анализ)

Яркий отрезок истории Англии изобразил в романе Вальтер Скотт. «Айвенго» - это произведение о начале феодализма. Создал Скотт "Айвенго" в 1820 году. События относятся к концу долгой и кровавой борьбы между норманнами и саксами (12-й век). Исторический фон - борьба за власть во времена царствования Ричарда Первого (Львиное Сердце) - исторической личности.

Рыцарь Уилфред и леди Равена - хоть и главные, но вымышленные герои, которых создал Вальтер Скотт. «Айвенго» - это тесное переплетение любовных и политических интриг. Благополучие влюбленных находится в полной зависимости от того, как развиваются исторические события.

В подтверждение структуры исторического романа, которую создал Вальтер Скотт, Айвенго действует на фоне красочных исторических событий, выступая на стороне короля Ричарда. Героя характеризует преданность, кодекс чести в основе всех поступков. Ничто не может помешать ему вести себя в соответствии с чувством долга и хранить верность своей даме сердца.

Сохраняя инкогнито под плащом пилигрима, рыцарь Уилфред Айвенго единственный, кто пожалел бедного Исаака, иудея-ростовщика. Он уступил ему место у костра; заступился за честь наследника Седрика Сакса (то есть за свою собственную честь, но анонимно). Потом он вызвал на бой Буагильбера, непобедимого рыцаря Храма; спас того же Исаака от ограбления и смерти; победил несколько раз на ристалище; сражался с королем Ричардом; участвовал в Крестовом походе; спас честь и жизнь прекрасной Ревекки (дочери Исаака). Ни разу на протяжении всего повествования не изменил Айвенго рыцарскому понятию о чести.

Роман построен на захватывающем отгадывании тайн, которые возникают в ходе сюжета (тайна наследника Седрика Сакса и пилигрима, Рыцаря, Лишенного Наследства, Черного Рыцаря). Кроме этого, в произведении объединены интрига, яркие зрелища и философское осмысление событий.

Кроме Айвенго в сюжете присутствует еще один истинный рыцарь, на сей раз он -историческая фигура. Конечно, это король Ричард, которого в романе больше всего интересует жизнь странствующего героя. Для него важнее та слава, которую он получает самостоятельно, своей собственной рукой и мечом, а не победа во главе большого войска. Конечно, автор понимал, что им создан романтический образ, и он далеко не соответствует исторической действительности. Но рамки замысла произведения требовали именно такой трактовки образа.

Что касается философского осмысления проблем, то на свадьбе влюбленной пары (Айвенго и леди Ровены) родственники из двух враждующих сторон - знатные саксы и норманны - постепенно осознают, что мирные переговоры могли бы стать более успешными, чем ненадежный успех в межплеменной войне. В результате союз двух племен дал их народам годы мира и процветания. Насколько всем нам известно, племена эти настолько слились, что на сегодняшний день потеряли всякие отличия.

Хотя рыцарские времена давно прошли, но романы Вальтера Скотта по-прежнему интересны современному читателю. Их любят за живую интригу, романтический авантюризм и яркие, живые образы героев, вошедшие в мировую классику.

Как и положено хорошему приключенческому роману, «Айвенго» отличается энергичным сюжетом и однозначными характерами персонажей. Все у Скотта – норманны, все положительные – саксонцы.

Завязка романа: возвращение с войны

Главный герой романа – отважный рыцарь Уилфред Айвенго, единственный сын сэра Седрика Роттервудского. Седрик жаждет очистить родную землю от завоевателей. Он поддерживает последнего потомка саксонского короля Альфреда и планирует женить его на своей воспитаннице леди Ровене. Но Ровена и Айвенго любят друг друга, и отец изгоняет сына из дома как помеху своим планам. Айвенго отправляется с королем Ричардом Львиное сердце в Третий крестовый поход.

В начале романа молодой воин на родину после тяжелого ранения и вынужден скрывать свое имя. Король Ричард томится в плену, а Англией принц Джон, который поддерживает норманнскую и угнетает простой народ.

Развитие событий: турнир в Ашби

Большой турнир в Ашби выводит на сцену всех действующих лиц. В соревнованиях по стрельбе побеждает йомен Локсли. Бесчестный рыцарь-храмовник Бриан де Буагильбер и барон Фрон де Беф, захвативший имение Айвенго, вызывают всех желающих сразиться с ними.

Их вызов принимает таинственный Рыцарь, Лишенный Наследства, которому в последний момент не менее таинственный Черный Рыцарь. Объявленный победителем турнира, Рыцарь, Лишенный Наследства провозглашает леди Ровену королевой любви и красоты. Принимая награду из ее рук, рыцарь снимает шлем и оказывается ее возлюбленным Айвенго. Он падает без чувств от полученной в бою раны.

Кульминация: осада замка Фрон де Бефа

После турнира побежденные рыцари нападают на сэра Седрика по пути домой. Седрика и раненого Айвенго удерживают в замке Фрон де Бефа ради выкупа и мести, тем временем барон пытается добиться любви прекрасной Ровены.

Но слуги Седрика, избежавшие плена, спасают благородных героев. Они находят Черного Рыцаря, который помог Айвенго на турнире, и стрелка Локсли с группой йоменов. Собранная команда штурмует замок и освобождает пленников, злодеев настигает заслуженная кара.

Счастливая развязка

По законам жанра, последние сцены раскрывают нам все тайны и вознаграждают положительных героев романа. Черный Рыцарь оказывается вернувшимся из плена королем Ричардом, который тут же наводит в Англии порядок. Стрелок Локсли оказывается Робин Гудом: он отправляется дальше защищать безвинно пострадавших. Айвенго женится на Ровене с благословления своего отца.

В своем романе Вальтер Скотт показал читателю идеального рыцаря, красивого, верного и отважного. Все мыслимые достоинства, собранные в одном человеке, сделали образ Айвенго синонимом безупречного рыцарства.

В. Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на англий­скую, но на всю европейскую и американскую литературу XIX столетия.

Прежде чем поставить перед студентами вопрос об особенно­стях исторического романа В. Скотта, совершенно необходимо выяснить принципиальный вопрос о творческом методе писателя, о романах которого обычно говорят, что они находятся на гра­нице между романтизмом и реализмом. Это не значит, что твор­чество писателя эволюционировало от романтизма к реализму. В целом вес произведения английского романиста являются ро­мантическими п по своему содержанию, и по форме. Но, воспро­изводя историческое прошлое, стремясь достигнуть правдоподо­бии и исторического колорита, писатель не просто использовал реалистические приемы отражения действительности, по закла­дывал основы реалистического метода, хотя ни в одном из его собственных романов реалистический метод не был структуро­образующим.

Важнейшими достижениями писателя с точки зрения реа­лизма были отражение социальных конфликтов эпохи (хотя сам В. Скотт никогда не прибегал к социальному анализу, ограни­чиваясь нравственным сопоставлением героев) и изображение народных масс как движущих сил исторического прогресса (хотя народ в его произведениях лишен творческой инициативы и пол­ностью зависит от своего предводителя), Реалистические прин­ципы отражения действительности зарождались внутри роман­тического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, а дополняя его, придавая особое очарование про­изведениям писателя и помогая читателю понять объективные

закономерности исторического процесса. Это следует учитывать при анализе романа В. Скотта, а тем более при выяснении об­щих конструктивных черт жанра исторического романа.

В то же время следует подчеркнуть, что писатель последова­тельно использовал в своих романах романтическую типизацию, разрешал основные конфликты с этических позиций (хотя В. Скотт и не избегал социальных характеристик, они никогда но были для пего определяющими). Наконец, писатель романти­чески абсолютизировал роль отдельной личности в историческом процессе, а в самом историческом прошлом пытался найти ис­ходные посылки для романтического объяснения настоящего и построения модели идеального будущего.



В зависимости от того, освещался ли вопрос о творческом ме­тоде В. Скотта па лекции, преподаватель может по-разному ор­ганизовать это небольшое вступление к конкретному анализу романа «Айвенго». Но в любом случае своеобразие метода пи­сателя совершенно необходимо подчеркнуть в самом начале за­пятим, ибо от понимания эстетической позиции писателя во мно­гом будет зависеть конечный результат анализа.

Новаторство В. Скотта заключается в том, что именно он был родоначальником исторического романа. Писатель первым попытался создать роман о прошлом с позиций современности, оценивая прошлое на основе опыта и знаний, накопленных че­ловечеством. Историческое прошлое изображалось в литературе и до В. Скотта, но предшественники романиста шли либо по пути стилизации, либо использовали историю как аллегорию для изображения конфликтов современности, либо их произведения мистифицировали историю, подменяли реальные предпосылки исторического события в соответствии со своими идейными установками. В. Скотт устанавливает между прошлым и на­стоящим непосредственную связь. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, но не идеализируя отдельные иторические эпохи, а стремясь показать их взаимосвязь, взаимообусловленность.

Принципиальное значение художественных открытий В. Скот­та постоянно подчеркивал В. Г. Белинский. В наше время науч­ный анализ влияния писателя на мировой литературный процесс дал в своих трудах Б.Г. Реизов, которому принадлежит и после­довательная характеристика основных черт исторического рома-па. Учитывая все это, необходимо так построить анализ романа «Айвенго», чтобы на его примере студенты смогли не только увидеть характерные черты нового жанра, но и понять его историческое значение.

Анализ романа лучше всего начать с определения его тема­тики. Роман строится как история рыцаря Айвенго, возвратив­шегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца Седрика и куда еще не вернулся его покровитель - король Ри­чард I Плантагенет. Заканчивается роман благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. На первый взгляд, тематика романа является если не узкосемейной, то во всяком случае просто авантюрной. Тему можно сформулировать как приключения героя на пути к счастью.

Но одновременно с историей Айвенго роман описывает со­бытия XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стра­не начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание В. Скотта, знаменателен и в том отно­шении, что победа норманнов и укрепление их власти в царст­вование Ричарда I Плантагенета открыло дорогу феодальным междоусобицам, В романе читатель уже видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который обозначают как период феодальной раздробленности.

Таким образом, тематика романа значительно расширяется. Более того, на основании этой расширенной тематики можно сформулировать первую характерную черту исторического ро­мана. Поскольку цель исторического романа - показать харак­терные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведе­ний ключевые, переломные моменты в жизни общества и госу­дарства, когда определяющие черты эпохи проявляются наибо­лее наглядно или же когда происходит исторически закономер­ная смена эпох.

Именно такой переломный момент изображается в романе «Айвенго». Это период, когда король Ричард Львиное Сердце возвращается из австрийского плена. В это время в стране ак­тивно действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность окончательной победы норманнов, влиятельные представители саксонской знати еще мечтают о возрождении своей независимости (Седрик Саксонец). В то же время убеж­денность в слабости саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с братом Ричарда 1 Джоном Анжуйским, вокруг которого собираются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты.

Слабость королевской власти убедительно проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. Отсутствием короля пыта­ются воспользоваться и руководители духовно-рыцарского орде­на Храма, пытающиеся укрепить в стране его позиции. Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реаль­ную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит идти государству в будущем. Как же удается писа­телю создать столь широкий фон?

Для создания панорамы событий, показа переплетения инте­ресов различных слоев населения В. Скотт использует введение в повествование нескольких сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, но по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как пра­вило, все основные сословия выдвигают в романе своих пред­ставителей.

Каждый из героев преследует личные цели, их встречи в ро­мане часто случайны, но все они являются выразителями своего времени и все вместе дают верное представление о происходя­щих исторических процессах.

Так перед студентами раскрывается еще одна характерная особенность исторического романа, один из тех приемов, кото­рые найдут широкое применение в литературе XIX века в целом. Но не следует забывать, что роман называется по имени одного из героев, и выяснение смысла названия раскрывает еще одну особенность исторического романа.

В романах В. Скотта внимание всегда сосредоточено как раз на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений никогда не бывают исто­рические деятели. Писатель оставляет за собой свободу в выбо­ре времени, места действия, передвижения героев, в мотивиров­ке их поступков, т. е. оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно свя­зана с окружающей их действительностью, с исторической атмо­сферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает те черты, которые определя­ли жизнь всего общества в целом. Семейные, личные отношения« переплетаются с историческими событиями, вбирают их харак­терные признаки, зависят от них.

Поэтому главному герою отводятся очень важные функции в произведении. Именно он объединяет повествование, к нему схо­дятся различные нити повествования. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения он действительно явля­ется главным героем, хотя от его деятельности менее всего за­висит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произве­дении Айвенго отражает и авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой вы­ступает сторонником компромисса между норманнами и сакса­ми, подданными и королевской властью. Однако не Айвенго ока­зывает решающее влияние на развитие событий. Как характер­ный герой Скотта, он позволяет автору так построить повество­вание, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте. Компромиссный ха­рактер этого героя позволяет ему связать в единое художествен­ное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неиз­бежное поражение (Айвенго является сыном предводителя сак­сов, но его женитьба на леди Ровене мешает объединению пора­бощенного народа), проблему взаимоотношений короля и фео­далов (Айвенго - сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных феодалов), проблему борьбы с ду­ховно-рыцарскими объединениями (Айвенго - враг Бриана де Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других.

Айвенго выражает стремление к примирению конфликтую­щих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, от­ражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворенность результатами «славной революции» 1688 г. Анализ образа глав­ного героя позволяет поставить вопрос о выражении в романах В. Скотта авторской позиции, что имеет принципиальное значе­ние, учитывая консервативное, если не реакционное мировоззре­ние романиста.

Главные герои писателя обычно выражают позицию автора достаточно определенно, что легко прослеживается на примере образа Айвенго, но эти герои не только не оказывают решающего влияния на исторический процесс, но, напротив, их собственные судьбы зависят от хода событий. Их интересы растворяются в историческом процессе, и сами эти герои действуют не только под влиянием своих убеждений, но и в зависимости от обстоя­тельств, которые оказываются определяющими. Так, взгляд па события этих героев оказывается частной попыткой осмыслить исторические процессы, но читательское представление о сущ­ности происходящего не зависит от взглядов этих героев, а складывается под воздействием всего повествования в це­лом.

Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничива­ется односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям высказать свое мнение. Читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не без­оговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, по прислушиваясь к различным оценкам событий, которые выска­зываются многочисленными персонажами романа.

Так, с очевидной ясностью проявляется романтическая идеа­лизация образа короля Ричарда I, а это закономерно приводит к сомнению в возможность решения конфликтов времени на уровне королевской власти. Неубедительна мотивировка предан­ности королю предводителя вольных йоменов Локсли, зато ярко и недвусмысленно показана ненависть, которую испытывают разбойники к феодалам-норманнам. Идиллические отношения между Седриком и его рабами Гуртом и Вамбой явно находят­ся в противоречии с изображением народного гнева, вызванного любыми формами порабощения. Короче говоря, идейное звуча­ние произведения определяется не его романтическим финалом, воспринимающимся как единичное, временное снятие противо­речий, отраженных в романе, а исторически верным отражением

самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые всту­пают в конфликты, выражающие эти противоречия.

Эпизод штурма замка Фрон де Бефа выявляет и страх фео­далов перед восставшим народом, и силу народного гнева, и те причины, которые заставляют феодалов и самого короля искать поддержки у народа, и, наконец, историческую ограниченность предводителей народных восстаний, неизбежность поражения народных масс. Одновременно роман правильно отражает объ­ективную закономерность и прогрессивность исторических про­цессов, происходивших в XII веке в Англии, способствует пони­манию одной из драматических эпох в истории.

Романы В. Скотта - это важная веха в развитии литературы XIX века. Анализ романа «Айвенго» помогает студентам понять правильность и глубину оценки творчества писателя, данной В. Г. Белинским.

Примерный план занятия.

I.Вопрос о творческом методе Вальтера Скотта.

II. Проблема историзма в литературе, особенности историз­ма В. Скотта.

III. Тематика и проблематика романа «Айвенго»:

1. Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета.

2. Способы создания исторической атмосферы в романс.

3. Проблема движущих сил исторического процесса.

4. Изображение социальных отношений в романе.

IV. Система образов в романе:

1. Основные принципы построения системы образов.

2. Место и роль образа Айвенго.

3. Объективность отражения взаимодействия классов в ро­мане.

4. Особенности изображения исторических деятелей в ро­мане.

5. Изображение народных масс как движущей силы истории и ограниченность в оценке их исторической роли.

6. Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.

VI. Новаторство В. Скотта как создателя исторического ро­мана. В. Г. Белинский и А. С. Пушкин о В. Скотте.

Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. Разделе­ние поэзии па роды и видам. Любое издание.

Пушкин А.С. О романах Вальтера Скотта. Любое издание.

Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.

Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М. - Л., 1965.

Реизов Б. Г. Французский исторический роман с эпоху романтизма. Л., 1958, с. 69-150.

Практическое занятие

Роман В. Скотта «Айвенго» был написан в 1819 году.

Его действие происходит в Шотландии и переносит читателя на семь веков назад в особенный мир истории и переживаний. Нас интересует главный герой - Айвенго, характеристика которого будет дана в статье. Но сначала мы кратко рассмотрим основные события этого произведения.

Начало событий в романе

После окончания Третьего крестового похода в плену томится король Ричард Львиное Сердце. Его место на престоле коварно занимает принц Джон. Айвенго, характеристика которого нас интересует, является верным сторонником законного короля.

Застигнутые непогодой, в доме Седрика Сакса встречаются все герои романа. Идут расспросы о походе во имя веры.

Рыцарь-храмовник рассказывает, что проиграл лишь одному рыцарю на турнире: его зовут Айвенго. Все ахают - это имя в доме запрещено упоминать.

Тем временем все готовятся к турниру в Ашби, который должен состояться на следующий день.

Вся знать прибыла в Ашби посмотреть на доблесть рыцарей, вернувшихся их Палестины. На арену выезжает рыцарь, который представился как Лишенный Наследства. Он никому не открывает лица. Победив всех, он делает круг по арене и выбирает королевой красоты и любви леди Ровену.

Второй день турнира продолжается поединками отрядов. Соратники рыцаря Лишенного Наследства разбиты. Он сражается один с тремя противниками. Ему на помощь выезжает рыцарь в черных доспехах. Вдвоем они добиваются победы, и черный рыцарь исчезает. Принц Джон снова назначает победителем таинственного рыцаря. Тот вновь выбирает королевой леди Ровену, но, раненый, падает с коня и тут открывается его лицо. Все узнают Уилфреда Айвенго, характеристика которого последует далее.

В плену

Маленький отряд Седрика Сакса, в который входит леди Ровена, прекрасная еврейка Ревекка с отцом и раненый беспомощный главный герой, захватывает отряд принца Джона и заключает в замок де Бефа. Хитростью подчиненные Седрика вызволяют его из замка. Он вместе с Черным рыцарем захватывает замок и освобождает узников. Этот рыцарь оказывается королем Ричардом и приглашает всех к себе.

В замке короля

Королевское приглашение - это приказ. По мнению Седрика, именно Ательстан - законный король Англии, и ему должна принадлежать леди Ровена. Но сам Ательстан, коренной сакс, присягает королю Ричарду, и все уговаривают Седрика соединить влюбленных друг в друга Ровену и сына Седрика. Пока Седрик колеблется, изможденный раной рыцарь-герой едет на верную гибель - освобождать Ревекку. Она в плену у храмовника Буагильбера. На поединке рыцарь ордена внезапно падает с коня и умирает. Наш герой, освободив Ревекку, возвращается. Седрика уговорили разрешить брак леди Ровены и его сына. Происходит свадьба Ровены и Айвенго, характеристика которого чуть позже будет изложена.

Роман «Айвенго»

После успеха романа «Уэверли», который вышел в свет в 1814 году, восьмым произведением исторического жанра станет «Айвенго». Произведение «Айвенго», характеристика которого парадоксальна и заключается в том, что оно, став классикой исторической приключенческой литературы, в наши дни перекочевало в детские библиотеки.

Роман кажется несколько затянутым, действие развивается медленно. Зато прекрасны отступления, которые показывают панораму жизни XII столетия и погружают в ее атмосферу, в антураж рыцарской жизни, который вновь входит в моду: подростки и взрослые делают себе костюмы рыцарей и устраивают нарядные рыцарские турниры.

Рыцарь Айвенго: характеристика

Уилфред Айвенго принадлежит к старинному роду. Его отец Сакс придерживается всех древних обычаев и не переносит норманов, захвативших всего в одном сражении всю страну. Он считает, что его воспитанница, прекрасная леди Ровена, должна породниться с лицом королевского дома саксов. Поэтому у него имеются две причины лишить сына наследства: он присягнул на верность английскому королю и мечтает жениться на леди Ровене.

Айвенго - красив, молод, силен и смел.

Он отлично владеет всеми воинскими искусствами, что позволяет ему на турнире в Палестине победить опытного рыцаря Буагильбера и повторить это на родине.

Герой произведения - патриот. Он ненавидит норманов, которые более ста лет взращивают на родине ожесточение и озлобление простого народа.

Айвенго - однолюб. Полюбив Ровену, он деликатен с чувствами Ревекки и ведет себя, как рыцарь, - не более. А леди Ровене он навсегда отдал свое сердце. Своей возлюбленной он посвящает военные подвиги.

Уилфред благороден. Он - человек чести и справедлив. Он помогает отцу Ревекки, старому еврею Исааку, спасти свое состояние и жизнь от посягательств храмовника де Буагильбера. Он защищает Ревекку на суде.

Айвенго прогрессивен. Он понимает, что будущее его страны состоит в объединении. Поэтому он присягает королю и отправляется с ним в Третий крестовый поход. Отец за это лишил сына наследства, и тот поместил на свой щит дуб, который вырван с корнем. Смелость, благородство и любовь к родине сына заставляют старого Седрика пересмотреть свои политические взгляды и раскрыть сердце сыну.

Герой - рыцарь, а это значит, что он верен данному слову, защищает слабых. Всегда, даже с риском для жизни, правдив и справедлив Айвенго, характеристика которого закончена.

Все качества Айвенго актуальны для нашего времени. Остается открытым вопрос: «Легко ли быть рыцарем?».

План характеристики Айвенго:

  • История создания романа «Айвенго».
  • Происхождение героя.
  • Его портрет.
  • Верность королю Ричарду.
  • Отношение к положительным и отрицательным персонажам.
  • Рыцарские качества.

На этом мы заканчиваем рассмотрение романа В. Скотта и его главного героя Айвенго.

Рассказать друзьям