Человек в искусстве уральских композиторов. Отзывы. Музыкальная культура Урала

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уральское отделение Союза композиторов РФ

620014 Екатеринбург, пр. 8 марта, 14, офис 412.
Телефон: +7-371-45-45 Факс: +7-371-65-55
Email: [email protected]

История создания Уральского отделения

конец 20-х — начало 30-х годов
В Свердловск приезжают первые профессиональные композиторы: В.Н.Трамбицкий, М.П.Фролов, В.А.Золотарев, Н.Р.Бакалейников, В.И.Щелоков. Именно благодаря их деятельности на Урале возникает своя композиторская школа.

13 апреля 1929 года
Премьера первой уральской оперы на сцене Свердловского оперного театра. Ее автором был молодой Виктор Трамбицкий. По мнению критики тех лет, успех оперы "Овод" обеспечила, в первую очередь, музыка, а также замечательная работа дирижера В.Лосского.

1932 год
В тот же год, когда в стране решением партийной власти создается Союз Советских композиторов, в Свердловске образуется его Оргкомитет. Вошедшие в него композиторы Фролов, Золотарев, Трамбицкий так формулировали его цель: "...объединить композиторские силы Урала, организовать их на создание музыкальных произведений на советскую тематику...".

осень 1935 года
В недавно открытой Консерватории ее первый директор М.П.Фролов организует композиторское отделение, на котором руководит классом сочинения [теория композиции]. Первыми студентами становятся впоследствии известные уральские композиторы: Б.Д.Гибалин, Г.Н.Белоглазов, затем Н.М.Хлопков, Н.М.Пузей, В.А.Лаптев и другие.

16 мая 1939 года
Дата рождения композиторской организации на Урале: в этот день состоялось первое собрание Союза Советских композиторов города Свердловска. Первым председателем Свердловской организации был избран М.П.Фролов.

ноябрь 1941 года
Свердловское отделение ССК совместно с Областным управлением по делам искусств, Литературным центром Союза писателей Урала и Союзом композиторов СССР объявляют конкурс на создание массовой красноармейской песни, а также песни об Урале - кузнице боевого оружия. Уже к началу 1942 года поступило множество заявок. Первую премию получила песня жившего в ту пору в Свердловске Тихона Хренникова "Уральцы бьются здорово" на стихи Агнии Барто.

5 августа 1944 года
В Свердловском оперном театре состоялась премьера первого уральского балета. "Каменный цветок" Александра Фридлендера на либретто по сказам П.Бажова поставил балетмейстер К.Муллер, за дирижерским пультом стоял сам композитор.

конец 50-х годов
Под руководством Б.И.Певзнера молодые музыковеды Н.Андреева, М.Блинова, И.Гранковская, Л.Марченко, В.Мезрина, В.Пальмова, Ж.Сокольская, В.Хлопкова, Л.Шабалина, Г.Тарасов и др. начали работу над книгой очерков "Композиторы Урала" [вышла в свет в Среднеуральском книжном издательстве в 1968 году].

сентябрь 1961 года
Первое заседание Молодежной секции при Свердловском СК, а уже через месяц - первый из серии многочисленных концертов. Вдохновленные идеей пропаганды новой музыки, в секцию вошли композиторы Н.Берестов, В.Биберган, Е.Гудков, В.Казенин, М.Кесарева, С.Манжигеев, Г.Селезнев; музыковеды Н.Вильнер, Л.Марченко; исполнители Л.Белобрагина, Л.Болковский, В.Горелик, А.Ковалева, Ю.Морозов и др. Молодежная секция просуществовала до 1965 года.

январь 1966 года
Свердловская организация СК СССР преобразована в Уральскую организацию СК РСФСР, объединив композиторов и музыковедов трех крупнейших областей Урала - Свердловской, Челябинской, Пермской, а также Тюменской и Оренбургской. С тех пор регулярно, раз в несколько лет, проводятся большие творческие отчеты, так называемые Пленумы правления, представляя слушателям широкую панораму уральской музыки.

май 1972 года
IV Пленум правления Уральской композиторской организации "Навстречу 50-летию образования СССР". Пять дней вместили два симфонических концерта, оперный спектакль ["Мальчиш-Кибальчиш" К.Кацман], концерты камерной, хоровой, детской музыки и выступления студентов-композиторов, концерт оркестра народных инструментов.

октябрь 1973 года
Выход грампластинки "Уральский сувенир", приуроченный к 250-летию Свердловска. На двух дисках записаны симфонические и камерные произведения В.Бибергана, Б.Гибалина, М.Кесаревой, Г.Топоркова.

апрель 1975 года
Первый из цикла концертов уральской музыки в городе-побратиме Свердловска Пльзени [Западная Чехия]. Впервые творчество уральских авторов так широко представлено за рубежом. Впоследствии подобные концерты, в том числе и совместные с чешскими композиторами, стали традицией: в 70-80-х годах их прошло более двадцати и в Свердловске, и в Пльзени.

апрель 1979 года
В Москве проходит IV Съезд Союза композиторов РСФСР, большой успех имеет музыка уральских авторов, критика особенно выделяет Четвертую симфонию Геральда Топоркова.

декабрь 1979 года
Уральская композиторская организация отмечает 40-летие. X Пленум Правления включает шесть разножанровых концертов, от симфонического в Филармонии до песенного в совхозе "Бородулинский", показ новой музыки в записи и дискуссию по итогам.

ноябрь 1981 года
Рождение клуба современной музыки "Камерата". Автор идеи и постоянная ведущая - музыковед Ж.А.Сокольская - так определяет концепцию "Камераты": "Исполнение камерных произведений современных композиторов, встречи с уральскими авторами и ведущими исполнителями города, премьерные показы новых сочинений, дискуссии по проблемам камерной музыки".

март 1982 года XI Пленум правления Уральской композиторской организации "Навстречу 60-летию образования СССР". В девяти концертах фестиваля развернута впечатляющая панорама творчества композиторов Урала. Два симфонических [один из них - в Челябинске], два камерных, хоровой, детский, песенный концерты, прослушивание опер в записи и показ музыки студентов композиторского факультета - здесь представлены наиболее значительные сочинения последних лет, задействованы лучшие исполнительские силы региона.

май 1982 года
Под руководством А.Нименского возникает Молодежная секция "новой волны". В ее состав вошли композиторы В.Барыкин, А.Бызов, Т.Камышева, Т.Комарова, А.Коробова, Н.Морозов, Е.Самарина, С.Сидельников, М.Сорокин, А.Тлисов, музыковед Л.Барыкина, а также пермяки И.Ануфриев, В.Грунер, И.Машуков, В.Пантус, Н.Широков. Регулярные заседания секции посвящаются показу и обсуждению новых, в том числе и незаконченных произведений, прослушиванию новинок современной музыки. Многочисленные концерты в городах Свердловской области, в Перми, радио- и телепередачи знакомят слушателей с творчеством молодых уральских авторов.

23 мая 1983 года
В Челябинске создается самостоятельное отделение Союза композиторов России. Его основу составили члены Уральской композиторской организации - В.Веккер, Е.Гудков, В.Семененко, М.Смирнов и другие.

декабрь 1983 года
XII Пленум правления Уральской композиторской организации "Творчество молодых". Концертные залы Филармонии, Консерватории, Дворца пионеров предоставлены молодым авторам - недавним выпускникам и студентам композиторского факультета.

май 1985 года
Союз композиторов РСФСР проводит в Свердловске Пленум правления. Большой музыкальный фестиваль назван "Великий подвиг фронта и тыла" [Композиторы России - 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне]. Переполнены залы Оперного театра ["Пророк" В.Кобекина и "Сестры мои" К.Кацман], Театра музкомедии ["Царица и велосипед" С.Сиротина], Филармонии, Консерватории, Киноконцертного театра "Космос", ДК УЗТМ, Дворца молодежи. Наряду с произведениями уральцев звучит музыка ведущих советских композиторов - Р.Щедрина, А.Петрова, Б.Тищенко, А.Шнитке, М.Таривердиева, М.Кажлаева и многих других.

февраль-март 1987 года
XIV Пленум правления Уральской композиторской организации "Музыка и жизнь". Два симфонических, три камерных, хоровой, песенный, студенческий, детский и фольклорный концерты. За несколько дней свердловская публика встретилась с уже знакомыми произведениями и стала свидетелем большого количества премьер на самых разных концертных площадках [Филармония, Консерватория, Музыкальное училище, Музыкально-педагогический институт, Окружной дом офицеров, Дворец культуры УЗТМ и др.].

ноябрь 1987 года
Присуждение Государственной премии СССР опере Владимира Кобекина "Пророк" [Свердловский театр оперы и балета, режиссер А.Титель, дирижер Е.Бражник, постановка 1984 года].

декабрь 1989 года
Музыкальный фестиваль, посвященный 50-летию Уральской композиторской организации. Ретроспектива лучших произведений прошлого и премьеры. Концерты симфонической, камерной, хоровой, органной и детской музыки, оперный спектакль, выступление Уральского народного хора, и Оркестра русских народных инструментов на сцене Оперного театра; песенный концерт-встреча с участием А.Пахмутовой, Л.Лядовой, Е.Родыгина, В.Казенина, В.Бибергана и др. Кроме того, впервые в рамках Фестиваля проходит региональная научно-практическая конференция "Проблемы современной музыкальной культуры и творчество композиторов Урала".

апрель 1990 года
Ставший уже традиционным за предыдущие годы творческий отчет Уральской композиторской организации в Москве. На сцене Всесоюзного дома композиторов звучат произведения А.Бызова, В.Горячих, Л.Гуревича, К.Кацман, М.Кесаревой, В.Кобекина, О.Ниренбурга, Н.Пузея, Е.Самариной.

1 октября 1990 года
В Уральской консерватории создана Студия электро-акустической музыки. С тех пор произведения ее руководителя Т.Комаровой, а также выпускников В.Волкова и Ш.Гайнетдинова не раз включались в программы российских и зарубежных фестивалей электронной музыки [Беллажио, Италия, 1994; Де Калб, США, 1994; Бурже, Франция, 1995, 1997].

декабрь 1990 года
Фестиваль "Молодые композиторы Урала". Размах творческих исканий, галерея новых и уже знакомых имен, жанровое многообразие концертов и последующий резонанс сделали Фестиваль своеобразным итогом многолетней деятельности Молодежной секции 80-х.

март 1992 года
На сцене Всесоюзного дома композиторов в Москве вновь звучит музыка уральских авторов. На сей раз отчитываются молодые. Исполняются камерные сочинения И.Ануфриева, В.Барыкина, В.Грунера, Е.Самариной, Д.Суворова, А.Тлисова, Н.Широкова.

апрель 1992 года
Фестиваль "Современные композиторы - детям и юношеству". Наряду с маститыми исполнителями и коллективами во многих концертах принимают участие и дети - учащиеся музыкальных и хоровых школ города. А ведь им приходится выходить на сцены Консерватории и Филармонии! Кроме того, в рамках Фестиваля проходит Концерт-презентация нового сборника "Пьесы уральских композиторов для фортепиано" [издательство "Советский композитор"] и авторский концерт М.Баска - композитора, активно работающего в жанрах музыки для юных.

15 июня 1993 года
Организация Пермского отделения Союза композиторов России. Его основу составили члены Уральской композиторской организации - И.Ануфриев, О.Белогрудов, В.Грунер, И.Машуков, Н.Широков.

октябрь 1993 года
Первый в Екатеринбурге Международный фестиваль новой музыки "Игра и созерцание". В пяти филармонических концертах звучат произведения композиторов из Аргентины, Бразилии, Германии, Канады, а также музыка москвичей и уральцев; в Консерватории проходят творческие встречи с гостями. Фестиваль предлагает новую концепцию жизни уральской музыки: теперь она звучит в контексте с мировыми новинками, в исполнении музыкантов экстракласса [ансамбль М.Пекарского и др.] и привлекает небывалое внимание публики.

апрель 1994 года
Международный фестиваль "Три дня новой музыки в Уралськой консерватории". В большом зале Консерватории звучит музыкальный авангард из Австрии, Швеции и Екатеринбурга; фестиваль включает также авторский вечер армянского композитора Авета Тертеряна.

июнь 1995 года
Выход в свет альбома фортепианных пьес екатеринбургских авторов "Детям о детях". Этой акцией Уральское отделение Союза композиторов России начинает собственную издательскую деятельность: сборник полностью поготовлен своими силами. Альбом "Детям о детях" - первое профессиональное музыкальное издание, осуществленное в городе.

апрель 1996 года
Фестиваль "Новая музыка - новые имена". Звучат произведения студентов и недавних выпускников Уральской консерватории. Завершает фестиваль концерт-встреча с участниками Молодежной секции 60-х годов.

декабрь 1997 года
Фестиваль "Музыка перед Рождеством". Муниципальный камерный оркестр "BACH", Уральский оркестр народных инструментов, Муниципальный хор "Доместик" и другие исполнители знакомят публику с новой музыкой композиторов из Екатеринбурга, Перми, Челябинска.

апрель 1998 года
По инициативе Союза композиторов проходит Конкурс на лучшее исполнение произведений екатеринбургских авторов среди учащихся музыкальных школ города. Апрельский концерт юных лауреатов - итог конкурсных отборов.

сентябрь 1998 года
Под руководством молодых композиторов Ольги Викторовой и Олега Пайбердина возникает Клуб современной музыки, который впоследствии был реорганизован в Мастерскую новой музыки "AUTOGRAPH". Регулярные встречи посвящаются прослушиванию и обсуждению новой европейской музыки. Многочисленные концерты и акции в Екатеринбурге, Москве, виртуальный журнал Мастерской знакомят слушателей с творчеством молодых уральских авторов.

октябрь 1998 года
Выходит в свет книга "Композиторы Екатеринбурга" [автор проекта и составитель Ж.Сокольская] - фундаментальное 400-страничное издание, где впервые отражена история становления композиторской организации на Урале. Серия очерков-портретов о каждом из членов СК написана музыковедами разных поколений. Книга снабжена серьезным справочным материалом и богато иллюстрирована.

ноябрь 1998 года
Фестиваль "Музыкальное приношение Екатеринбургу". Приуроченный к 275-летнему юбилею города, он включает камерные, хоровые и симфонические премьеры. Звучат и произведения, участвовавшие в Конкурсе на создание увертюры, посвященной юбилею Екатеринбурга, в том числе победившие "Юбиляции" А.Нименского.

сентябрь 1999 года
Фестиваль "60 лет уральской музыки".

сентябрь 2001 года
Фестиваль "Звук и Пространство" .

декабрь 2001 года
Фестиваль камерной музыки "Декабрьские вечера".

май 2002 года
Международный фестиваль "Линии Авета Тертеряна" .

сентябрь 2003 года
Фестиваль новой музыки "Festspiel" .

октябрь 2005 года
Дни новой музыки в Екатеринбурге .

сентябрь 2006 года
Уральский академический филармонический оркестр в связи с 70-летием со дня основания объявил Международный конкурс на создание симфонической музыки для детей. От УрО СК России участвовали композиторы А. Жемчужников («Каникулы льва» для чтеца и симфонического оркестра), В. Кобекин (Симфоническая сказка «Колобок»), А. Красильщикова («Нехитрая история о маленьком Людвиге», лесные зарисовки для симфонического оркестра), А. Пантыкин (сказка для чтеца, флейты, фагота, 3-х тромбонов, тубы и симфонического оркестра «Флюм-пам-пам»).

А. Пантыкин удостоен Второй премии и Приза зрительских симпатий
А. Красильщикова стала Дипломантом конкурса

ноябрь 2006 года
5 ноября исполнилось 70 лет заслуженному деятелю искусств РФ, композитору Леониду Гуревичу. Его юбилейный творческий вечер прошел в Большом концертном зале Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В концерте прозвучали сочинения разных лет. Участвовали: симфонический оркестр студентов УГК (дирижер Энхе), оркестр народных инструментов студентов УГК (дирижер В. Петушков), хор студентов дирижерско-хорового факультета УГК (руководитель - профессор В. Завадский), Концертный детский хор «Глория» (руководитель Е. Бартновская). Солисты: Н. Капленко, И. Паращук, С. Позднякова, Ю. Кравчук.

Декабрь 2006 года
«Дни новой музыки в Екатеринбурге» .

СОБЫТИЯ сезона 2006-2007
Музыковеду Татьяне Калужниковой присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ»
Композитор Евгений Щекалёв стал лауреатом премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2006 год (проект «Пятнадцать посвящений родному краю» для солистов, трех хоров, симфонического оркестра, чтеца, синтезатора и фортепиано). Кроме того, на премию Губернатора номинировалось сочинение Владимира Кобекина - Симфоническая сказка для детей «Колобок».
Лауреат Международных конкурсов, композитор и пианистка Елена Самарина была удостоена Диплома на Международном конкурсе фортепианных дуэтов в Японии (Токио, март 2007).
22 февраля в Екатеринбургской музыкальной гостиной «ЛЕЯ» с большим успехом прошло первое исполнение камерной оперы «Галочка» заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Максима Баска, написанной на сюжет одноименного рассказа А. Аверченко.
27 февраля в Екатеринбурге (ДК им. М. Лаврова) и 16 марта в Органном зале г. Челябинска прошел авторский вечер заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Евгения Щекалева. 18 марта в Камерном зале Свердловской государственной академической филармонии состоялся творческий вечер заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Андрея Бызова.
25 марта, в Париже, в рамках фестиваля «Музыка нашего времени» прозвучал хоровой цикл композитора Ольги Викторовой «Homo cantans» (Исполнители: Камерный хор «Артемис», руководитель Сирил Ролт-Грегорио и женский хор «Pour raison de beaute», руководитель Бернар Тома).
27 марта в Саратовском государственном академическом театре оперы и балета состоялась мировая премьера оперы «Маргарита» заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Владимира Кобекина.
Вышла в свет книга «Нейгаузы: Густав. Генрих. Станислав», одним из ав-торов которой является член нашей организации, музыковед, доктор искусствоведения, профессор Борис Бородин. Презентация названной книги прошла в Москве: 19 марта - в Государственном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, 21 марта - в Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского, 23 марта - в музее Б. Пастернака в Переделкино.

СОБЫТИЯ сезона 2007

Пятый детско-юношеский конкурс "Музыкальные звездочки"

РОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ

СОБЫТИЯ сезона 2008

Дни новой музыки в Екатеринбурге:
Фестиваль Музыка екатеринбургских композиторов для детей и юношества (посвящение Году семьи)

Третий конкурс молодых музыкантов Екатеринбурга на лучшее исполнение произведений уральских композиторов «Взгляд в будущее»

СОБЫТИЯ сезона 2009

Шестой детско-юношеский конкурс "Музыкальные звездочки"

"Юбилейный фестиваль "70 лет уральской музыке".

Создана Молодежная секция Уральского отделения Союза композиторов РФ, председатель Жемчужников Александр .
На основе Молодежной секции функционирует ПИНГВИН-КЛУБ , который проводит интересные неординарные нестандартные проекты.

Председатели Уральской композиторской организации:

1939-1944 Фролов М.П.

1944-1948 Трамбицкий В.Н.

1948-1952 Щелоков В.Н.

1952-1959 Гибалин Б.Д.

1959-1961 Белоглазов Г.Н. председатели уральского отделения ,


Песни композиторов Урала
составитель Ж.А.Сокольская
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
"Советский композитор", 1985г.
номер с7060к

ПЕСНИ УРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И люди, что плавят металл.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Строки эти из стихотворения известной поэтессы Людмилы Татьяничевой, дают возможность воссоздать в воображении картины Урала. Край несметных богатств, редких минералов, суровых и мужественных людей - такова эта древняя земля, растянувшаяся широкой полосой вдоль горных хребтов с севера на юг, восточными своими отрогами приветствуя Азию, а западными - прощаясь с Европой. Прославлен Урал, и своим искусством, своеобразием песенной культуры.

Сложный этнический состав края наложил отпечаток на специфику интонационного строя местного музыкального песнетворчества. Русские былины, лирические и хороводные напевы не только славянского происхождения, но и украинские,
татарские, башкирские, взаимовлияя друг на друга, определили своеобразие уральского фольклора, ставшего одним
из истоков профессионального творчества, песенного в том числе.

Хотя композиторская уральская школа еще очень молода- она насчитывает немногим более сорока лет, - авторами, живущими «далеко от Москвы», создано немало сочинений, известность которых уже давно перешагнула не только границы своего края, но и вообще рубежи Родины. Как здесь не вспомнить «Уральскую, рябинушку» Е. Родыгина на стихи М. Пилипенко, которая, родившись более четверти века тому назад, продолжает и сегодня постоянно звучать в Чехословакии, ГДР, Италии, Франции, Финляндии, Японии?! Истинными «полпредами» советского искусства за рубежом выступали не раз песни Б. Гибалина, В. Горячих, В. Лаптева, Е. Родыгина, М. Смирнова, Е. Щекалева во время зарубежных гастролей Уральского народного хора в Италии, Югославии, ГДР, Чехословакии, КНДР, Монголии, ПНР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Франции, ФРГ. С каждым годом все более широкой и полноводной становится река уральской профессиональной песни. Все более обширным - круг её почитателей.

Лучшие уральские песни Б. Гибалина, В. Горячих, Л. Гуревича, К. Кацман, Н. Пузея и других не раз исполнялись народными хорами и академическими капеллами, эстрадными оркестрами и ансамблями, записаны в «золотой фонд» Всесоюзного радио.
Сборник «Песни композиторов Урала», объединивший произведения разных лет, созданные несколькими поколениями авторов, может дать достаточно широкое представление о многообразии поисков в самом массовом жанре творчества. Жизнь народа, его свершения, устремленность к высоким идеалам, борьба за светлое будущее Родины, мир современника, его размышления о жизни, радости и надежды - таков образный диапазон этих сочинений, отразивший широкий круг настроений и чувств - от высоко- патетики до теплого лиризма, от пафоса до светлой радости.
Несомненным вкладом в советскую песенную Лениниану является песня «Ленин» Е. Родыгина на стихи И. Дремова, открывающая сборник. Продолжая линию торжественно-гимнических высказываний о великом вожде пролетариата всего мира С. Туликова и А. Холминова, в воплощении темы, достаточно разносторонне развитой советскими композиторами, Родыгин находит свой ракурс, свою сокровенную интонацию.
События Великой Отечественной войны, воспоминания о годах, опаленных пожарищами, подвиг славных сынов Отчизны - все эти страницы героической летописи, преломляясь сквозь призму восприятий сегодняшнего дня, побуждает советских композиторов к высказываниям сокровенным.

Продолжают жить и развиваться в современной уральской песне образы труда, борьбы с суровой природой края. По-прежнему активной жизнью в исполнительском и слушательском опыте живет ритмически упругая по своему мелодическому рисунку, полная внутренней активности песня «Зовет гора Магнитная» Б. Гибалина на стихи И. Тарабукина и сочетающая в себе одновременно маршевую четкость и лирическую теплоту «Едут новосела» Е. Родыгина. Привлекает своим романтически-мечтательным тоном, словно подернутая легкой грустной дымкой, песня «Самотлор» Е. Гудкова на стихи В. Туркина.
При всей многогранности творческих интересов уральских композиторов, при всем разнообразии тем, широте образной амплитуды, совершенно явно прослеживается в их творчестве особо «своя» тема. Прошлое Урала, сегодняшний день его, мир земляков, их свершений - таковы лишь некоторые ракурсы воплощения местной темы в песнях, родившихся в сердце Каменного пояса.
Хочется верить, что песни, рожденные на Урале, созданные известными мастерами и молодыми авторами, сумеют найти дорогу к слушателям. Думается, что любители музыки и профессионалы-исполнители во всех концах страны, встретившись с песнями, родившимися «в глубине России, в краю озер и рудных скал», найдут в них верных друзей и спутников в своей жизни.
Ж. Сокольская

  • ЛЕНИН. Музыка Е. Родыгина, слова И. Дремова
  • РОДИНА. Музыка С. Сиротина, слова Г. Сюнькова
  • Я-СЫН РОССИИ. Музыка К. Кацман, слова Л. Сорокина
  • КОГДА ГОВОРЯТ О РОССИИ. Музыка Е. Щекалева, слова Л. Татьяничевой
  • ТРИ ГОРОДА. Музыка Е. Гудкова, слова И. Тарабукина
  • САМОТЛОР. Музыка Е. Гудкова, слова В.Туркина
  • ЗОВЕТ ГОРА МАГНИТНАЯ. Музыка Б.Гибалина, слова И. Тарабукина
  • ЕСТЬ НА УРАЛЕ ДЕРЕВНЯ. Музыка Н. Пузей, слова Г. Сюнькова.
  • НЕЛЕГКО СОЛДАТУ СЛУЖИТСЯ. Музыке К. Кацман слова Л. Сорокина.
  • МАТЬ СОЛДАТА. Музыка М. Смирнова, слова Г. Суздалева
  • ТОПОЛЕК. Музыка Г.Топоркова, слова В.Елисеева
  • БЕЛЫЕ СЛЕЗЫ ЧЕРЕМУХ. Музыка В. Горячих, слова И. Тарабукина.
  • БЕЛЫЙ СНЕГ. Музыка Н. Пузей, слова Г. Сюнькова
  • ТОЛЬКО ЛЕБЕДИ ПРОЛЕТАЛИ. Музыка В. Пестова, слова Е. Долматовского

Композиторы Южного Урала - - это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. Живут они в разных городах: Челябинске, Магнитогорске, Озерске - и представляют разные композиторские школы.

Центр композиторского творчества Южного Урала - Челябинская организация Союза композиторов, созданная 23 мая 1983 года. В ее состав вошли: заслуженный деятель искусств РСФСР М.Смирнов (председатель правления с 1983 по 1993 гг.), Е.Гудков, С.Губницкая (с 1995 г. проживает в США), В.Семененко, Т.Синецкая, Ю.Гальперин (в настоящиее время живет и работает во Франции). В последующие годы приняты в члены СК России и вошли в состав Челябинской композиторской организации В.Веккер (с 1994 г. живет в Германии, в 1993-94 годах являлся председателем правления), А.Кривошей, Н.Парфентьева, Т.Шкербина. С 1994 года Челябинскую организацию Союза композиторов России возглавляет Т.Синецкая, музыковед, кандидат наук, заслуженный работник культуры РФ. С композиторами, живущими за рубежом, сохраняются творческие связи в виде обмена нотами, исполнения произведений, создания совместных творческих проектов.

Кроме того, в Челябинске и области успешно работает большая группа талантливых исполнителей, которые нередко выступают и как авторы музыки. Прежде всего, они пишут для своего инструмента, природу которого досконально знают и которым в совершенстве владеют, но вместе с тем обращаются и к другим жанрам. Это Г.Анохин, Е.Быков, В. Козлов, Н.Малыгин, А.Михайлов, А. Мордухович, В.Нагорный, Д.Панов, В.Чагин, В.Ярушин и др.

В творческом портфеле композиторов - произведения разных жанров: предназначенные для театральной сцены, симфонические и камерные сочинения, произведения кантатно-ораториального жинра, музыки для русских народных инструментов, камерно-вокальные сочинения, песни. Например, в области симфонической музыки - четыре симфонии М.Смирнова, три симфонии и "Каприччио в стиле бит", две сюиты из балета "Тезей" В.Веккера, симфонический триптих и симфониетта Е.Гудкова, симфония "Рождество" и балетная "Фаус-сюита" А.Кривошея, симфониетта В.Семененко, симфония В.Сидорова; в области музыки для русских народных инструментов - симфония, три увертюры. Концерт для домры с оркестром М.Смирнова; сюита "Богатыри", "Радостная увертюра", "Уральское концертино", увертюра "Марийский край" Е.Гудкова; три сонаты для баяна, оркестровые сюиты "Ретро" и "Русские мотивы", концерт для балалайки с оркестром В.Веккера; "Русская сюита" В.Семененко.

Одной из характерных особенностей творчества композиторов Южного Урала является их обращение к уральской поэзии и прозе как первоисточнику музыкального творчества. Органическое взаимодействие уральской литературы и музыки всегда было той плодотворной основой, на которой рождались интересные художественные произведения разных жанров. Это - песни на стихи И.Пальмова, И.Тарабукина, Г.Суздалева, Б.Ручьева, В.Тимофеева, Ю.Клюшникова, Л.Кузнецова, Л.Татьяничевой.

Значительна область творчества, представленная вокально-хоровым и кантатно- ораториальным жанрами. В ряду лучших - "Ключ земли" (Л.Чернышев) и "Слава народу-победтелю" (Г.Суздалев) М.Смирнова; хоры Е.Гудкова на стихи Л. Татьяничевой и его оратория "Мне Россия сердце подарила"(В.Сорокин); оратория В.Семененко "Поэма о Магнитке" на стихи поэтов-уральцев; кантата В.Сидорова "На Урале заводском" на стихи Р.Дышаленковой.

Проникновение композиторов в региональную литературу позволило не только освоить историю, традиции, современные проблемы своего края, но и создать новые возможности их осмысления, продлить жизнь фольклору (имеются в виду разные пласты фольклора народов Урала), соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Урала с общими тенденциями и достижениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора.

Фольклор является для композиторов постоянным, поистине неисчерпаемым источником "питания" и мироощущения.

Человеческое и художническое сознание композиторов постоянно включено в активное осмысление современных проблем бытия, противоречий жизни, многогранности и драматизма окружающего мира, места человека в нем. Об этом свидетельствуют симфоническая музыка М.Смирнова и В. Веккера; сочинения камерно-инструментального и камерно-вокального жанров А.Кривошея, В.Сидорова, Л.Долгановой, Т.Шкербиной; произведения для народных инструментов Е.Гудкова, В.Веккера, Р.Бакирова; хоровая музыка М.Смирнова, Е.Гудкова, А.Кривошея, Т.Шкербиной.

Весом вклад композиторов в создание музыки для детей и юношества, педагогического репертуара для музыкальных школ, средних специальных учебных заведений, музыкальных вузов. Результативно работают в этой области Р.Бакиров, Е.Поплянова, Л.Долганова, А.Кривошей и др.

Особая страница творчества челябинских композиторов связана с созданием музыки к драматическим спектаклям. Плодотворной в этом плане была работа Е.Гудкова в 60-70-е гг. В 80-90-е гг. с драматическими театрами Челябинска активно сотрудничает А.Кривошей. В 90-е годы около десяти спектаклей Екатеринбургского Государственного театра и Челябинского ТЮЗа вышли с музыкой молодого челябинского композитора Татьяны Шкербиной.

Музыка не может состояться без сотворчества композитора и исполнителя. Многие годы Челябинская композиторская организация связана узами творческой дружбы с такими замечательными художественными коллективами Южного Урала, как симфонический оркестр Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки, Магнитогорская Государственная хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова, Государственный русский народный оркестр "Малахит" (художественный руководитель - засл. деят. искусств России В.Лебедев) и многие другие. В их ряду следует назвать Камерный хор Челябинского Государственного концертного объединения (художественный руководитель -засл. арт. России В.Михальченко), рабочая хоровая капелла "Металлург" (худ. руководитель - засл. работник культуры РФ В.Стрельцов), лауреат Всесоюзных конкурсов, лауреат областной молодежной премии "Орленок" образцовая вокально-хоровая школа "Мечта" (худ. руководитель - засл. работник культуры РФ В.Шереметьев), лауреат Международного фестиваля народный коллектив хоровая студия мальчиков и юношей "Молодость" (худ. руководитель - В.Македон), студенческий академический смешанный хор Челябинского Государственного института искусства и культуры (худ. руководитель В.Стрельцов), татаро-башкирский ансамбль "Яшь лек" (худ. руководитель -засл. работник культуры республики Татарстан Р.Бакиров).

С композиторами сотрудничают известные солисты, нар. арт.РФ Г.Зайцева, засл. арт. РФ Г. Гудкова, А.Беркович, лауреаты Международного конкурса Виктор и Лариса Герасимовы, лауреаты Всероссийского конкурса Ш.Амиров, В.Романько, З.Алешина, Наталья и Николай Ищенко...

Музыка композиторов Южного Урала звучала в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, других городах России; она известна в ближнем и дальнем зарубежье.

Сегодняшний день Союза композиторов, как и других творческих союзов, нельзя назвать легким. Тем не менее каждый новый год приносит новые сочинения, авторские и собственно премьерные концерты.

Композиторы Челябинска всегда любили свой город и свой край. Можно без преувеличения сказать, что за тридцать с лищним лет они создали подлинно музыкальную летопись Южного Урала,отразив в ней трудовой и ратный подвиг своих земляков, запечатлев природу, историю, быт, обрпяы своих современников.

Уральское отделение Союза композиторов РФ

(до 1966 Свердловское отд-ие)

обществ. орг. композиторов и музыковедов, способствующая развитию творчества, исполнению и распространению музыки урал. авторов. Сформировано в 1939 Оргкомитетом, возглавляемым М.П.Фроловым (предс. отделения в 1939-44). В. первый состав вошли В.Н.Трамбицкий (предс. в 1944-48), В.И.Щелоков (предс. в 1948-52), Н.Р.Бакалейников, студенты Свердл. консерватории Б.Д.Гибалин (предс. в 1952-59), Н.М.Хлопков и др. В 1940-50-е членами Союза стали выпускники Ленингр. (А.Г.Фридлендер, К.А.Кацман,Л.Б.Никольская) и Уральск. консерватории:Г.Н.Белоглазов (предс. в 1953-61), Н.М.Пузей (предс. в 1961-66, 77-88), Г.Н.Топорков (предс. в 1966-77), Е.П.Родыгин и др. Ур. отд-ие СК объединяло композиторов Свердл., Пермск., Челяб., Оренб., Тюменск. обл. В 1961 открылась первая в стране молодежная секция при СК в составе: М.Кесарева, В.Биберган, В.Казенин (с 1930 предс. СК России), Н.Берестов (с 1979 предс. СК Якутии), С.Манжигеев (с 1979 предс. СК Бурятии), Е.Гудков (), музыковеды Н.Вильнер, Л.Марченко. Организатором молодежной секции нового поколения (с 1982) стал А.Нименский (с 1995 предс. Ур. отд-ия СК). В 1983 сформировались самост. отд-ия в Челябинске, в 1993 - в Перми.

Союз проводит регулярные творч. встречи с показом и обсуждением новых произв. Формой, отчетности явл. пленумы (раз в 3-4 года), фестивали, участие во Всероссийских, Всесоюзных съездах композ. в Москве, выступления в городах Урала и др. регионов страны, за рубежом. В целях улучшения условий творч. труда при отделении функционирует фонд СК. С 1981 постоянные встречи со слушателями проходят в клубе "Камерата", возглавляемым Ж.Сокольской. В 1990-е УрО СК объединяло ок. 40 музыкантов. Среди них Нар. артисты России К.Кацман, Е.Родыгин; более 10 Засл. деятелей иск., Лауреаты Гос. (В.А.Кобекин) и Ленинск комсомола премий (Е.Родыгин, С.Сиротин, Е.Щекалев), Губернаторской премии (В.Кобекин, музыковед Т.И.Калужникова) и др. Ур. композиторы явл. победителями Междунар. конкурсов (О.Я.Ниренбург, Л.И.Гуревич, М.А.Басок, Е.Н.Самарина, А.Б.Бызов и др.), постоянными участниками Междунар. фестивалей. (В.Кобекин в Германии, В.Д.Барыкин в Австрии и т.д.). Распространению ур. музыки способствует организация на Урале выпуска компакт-дисков с записями сочинений членов УрО СК в исполнении ур. музыкантов.

Лит.: Композиторы Урала. Свердловск, 1968; Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998; Проблемы современной муз. культуры: рубеж веков // Тезисы докладов Всеросс. конф., посв. 60-летию уральской музыки. Екатеринбург, 1999.

Л.К.Шабалина


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Смотреть что такое "Уральское отделение Союза композиторов РФ" в других словарях:

    УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ - (до 1966 Свердл. отд ние). Осн. в 1932 (офиц. утверждено 16 мая 1939) В.Н.Трамбицким и М.П.Фроловым. В разные гг. УО СКР руководили В.И.Щелоков, Б.Д.Гибалин, Н.М.Хлопков, Г.Н.Топорков, Н.М.Пузей, О.Я.Ниренбург, В.А.Кобекин, А.Н.Нименский. В 1961… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Щёлоков, Вячеслав Иванович - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щёлоков … Википедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) - VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия


Музыкальная культура Урала

Музыкальная культура Урала - характеризуется многообразием нац. традиций и социо-культ. форм проявления муз. деятельности. Муз. жизнь региона представлена М.К. рус., башк., удм. и др. народов. В процессе колонизации У. рус. с XI-XII вв. здесь формировалась рус. М.К. Рус. муз. фольклор, привносимый на У. из разл. регионов России, обогащал этнически разнообразную картину местного нар. муз. творчества. Ур. рус. фольклор сложился под преобладающим воздействием сев.-рус. традиций. Одна из примечательных его черт - близость сел. и гор. культур, обусловленная распространением на У. з-дского типа пос. Первые в России фольклорные записи с нотным текстом собраны в XVIII в. на ур.-сибирских землях К.Даниловым, служившим у Демидовых.

Наиб. старые очаги профессиональной рус. М.К.У. связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских ур.-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая "усольская" школа, среди мастеров к-рой изв. С.Голыш, И.Лукошков, Ф.Субботин. Реформы рус. церкви конца XVII в., вызвавшие вынужденное переселение раскольников на У., привели к параллельному существованию в XVIII-XX вв. двух традиций рус. религиозного пения: старообрядческой, в своей основе монодийно-хоровой, сохранившей навыки пения по знаменам, или крюками, и многоголосной, принятой официальной "никоновской" церковью. Распространявшееся в России через украинские и зап.-рус. храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в. Мастерству многоголосного пения а`сареlIа будущие служители культа обучались в мон., храмах, позже в духовных уч-щах и семинариях. Пение являлось обязательным предметом церковно-приходских школ и нач. уч-щ. Прочные фольклорно-песенные традиции, устоявшиеся проф. школы церковного пения, а также бесплатные певческие кл. и регентские курсы, организованные А.Городцовым, Ф.Узких и др., способствовали поддержанию высокого уровня хоровой культуры рус. нас. У.

История инструментальной рус. музыки на У. восходит к практике игры на нар. инструментах. Становление проф. муз. иск-ва связано с инструментами европ. происхождения. Любительское сольное и ансамблевое исполнение на них получило распространение с XVIIIв. благодаря горным инженерам, юристам и др. специалистам, приезжавшим на У. из Европы и ц. России (в частности, уставом и уч. программой Петерб. горного кадетского корпуса предусматривалось обязательное обучение уч-ся музыке). Значительную роль в популяризации камерного любительского исполнительства сыграли полит. ссыльные.

Важным компонентом муз. жизни ур. г. были орк., в т.ч. военно-полковые, введенные в России Петром I. Орк. организовывались в пограничных ц., губ. г. (Оренб., Пермь), при крупных казенных и частных з-дах (Екат., Нижний Тагил и др.). Традиции привлечения полковых, з-дских орк. для участия в официальных торжествах сохранились и в XX в. В течение XIX в. на У. функционировали разл. по составу, пост. и вр. орк. коллективы, предназначенные для проведения муз.-театральных постановок, обслуживания балов, концертно-развлекательных программ Ирбитской ярм., летних сезонов в привилегированных гор. садах, на курортах и т.д. Среди изв. на У. в XIX в. капельмейстеров орк. - скрипачи В.Мещерский, Я. и И.Тихачеки, Л.Гойер, М.Кронгольд, Л.Винярский и др. Постепенно орк. стали выполнять просветительские функции. В их репертуаре появились произв. классической музыки.

К сер. XIX в. увеличение числа уч. заведений, приток иностранных и рус. специалистов способствовали повышению уровня М.К.У., что привлекло внимание исполнителей и муз.-театральных трупп. Их деятельность активизировалась в связи с развитием судоходства по Каме и введением в эксплуатацию ж.д.

К концу XIX в. в орг-ции муз. жизни У. произошли значительные перемены; в Перми и Екат. сформировались муз.-драматические кружки, открылись частные муз. школы. В залах благородных и обществ. собр. силами любителей при участии солистов-гастролеров осуществлялись оп. постановки, сложные концертные программы. Во главе муз. дела стояли немногочисл. проф. - выпускники Петерб., Моск. и Варшавской консерваторий и музыканты-любители В.Всеволожский, В.Болтерман, И.Дягилев, С.Гедговд, Э.Петерсон, Г.Нагловский в Перми, С.Гилев, П.Давыдов, С. Герц, Г.Свечин, Е.Шнейдер, П.Кронеберг в Екат. и др. В 1894 в Перми был открыт первый на У. оп. театр. В Екат. в 1900 дир. Сибирского банка И.Маклецким был построен концертный зал. В нач. XX в.Ур. отд. Императорского рус. муз. об-ва сформировались в Перми (1908) и Екат. (1912). В Екат. вслед за открытием оп. театра (1912) на базе муз. кл. ИРМО, рук. В.Цветиковым, было создано первое на У. муз. уч-ще (1916).

События 1917 и гражд. война нарушили деятельность церковно-певческих школ, театрально-концертных и муз.-образовательных орг-ций, привели к ликвидации отд. ИРМО, к отъезду видных музыкантов. В раб. клубах, воинских частях, школах утвердилась практика всеобщего обучения рев. гимнам, песням, маршам. В театрах и концертных залах организовывались митинги-концерты, завершавшиеся массовым пением "Интернационала". Получили распространение концерты муз.-театральных бригад "Синей блузы" на предприятиях. В оп. театрах из-за отсутствия произв. рев.-полит. тематики проводились эксперименты по обновлению содержания классических оп. Так, "Жизнь за царя" М.Глинки (прежде чем утвердиться в варианте "Иван Сусанин") была поставлена в Свердл. под названием "Серп и молот" (1925). Гос. заказ на произв. рев. содержания приводил к появлению мн. поверхностных идеологизированных соч.

В этих сложных условиях на У. сохранился относительно высокий уровень проф. и любительской М.К. В оп. труппах Перми и Свердл. пели талантливые солисты. Орк. оп. театров пост. давали симфонические концерты (дирижеры И.Палицын, А.Маргулян и др.). Развитию М.К. способствовало открытие муз. школ и уч-щ в Перми (1924) и Оренб. (1927). В 1929 в Свердл. муз. уч-ще нач. проф. обучение исполнительству на нар. инструментах, что позволило позднее создать концертные ансамбли и орк. нар. инструментов. Со второй пол. 20-х в эфир регулярно выходили муз. передачи местных радиоцентров. Руководство Свердл. муз. радиовещанием возглавлял композитор В.Трамбицкий.

На рубеже 20-30-х процесс форсированной индустриализации У., обусловивший рост его нас., потребовал расширения сети учреждений культуры. Театры муз. комедии открылись в Свердл. (1933) и Оренб. (1936). В обл. ц. были организованы гос. филармонии, объединившие разл. инструментальные ансамбли, хоровые и танцевальные коллективы, муз.-лит. лектории. Ц. место в структуре Свердл. филармонии занял первый и единственный на У.симфонический орк. (1936) во гл. с дирижером М.Паверманом. Были созданы консерватория в Свердл. (1934), муз. уч-ща в Челяб. (1935) и Магнитогорске (1939).

Заметным явлением стало развитие худ. самодеятельности. Соц. принципы муз.-эстетического воспитания трудящихся предполагали просветительскую деятельность музыкантов-профессионалов. Под их рук. в гор., з-дских и сел. клубах работали камерно-вокальные, хоровые, орк., оп. кружки. С целью выявления лучших исполнителей проводились смотры худ. самодеятельности.

В осуществлении парт.-гос. худ. политики 30-е отмечены усилением адм.-командных методов управления культурой. Пост. ЦК ВКП (б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" положило нач. утверждению сталинских форм идеологизации культуры, в т.ч. введению иерархически централизованной системы творческих союзов. Ур. отд. Союза композиторов СССР (Свердл.) было сформировано к 1939. У его истоков стояли композиторы М.Фролов (пред. правления), В.Трамбицкий, В.Золотарев, В.Щелоков и др. Насильственная идеологизация творчества сковывала инициативу композиторов, тормозила развитие муз. яз.

Репрессии 30-х коснулись и судеб музыкантов, напр., артистов орк. Свердл. театров оп. и балета (В.Волака, Г.Козловицкого, И.Петкевича) и музкомедии (А.А.Вакер).

Во время войны ур. земля стала приютом для эвакуированных на У. из Ленингр. театров оп. и балета им. С.М.Кирова (Пермь) и Малого оп. (Оренб.), для композиторов С.Прокофьева, Д.Кабалевского, пианиста Г.Нейгауза, музыковедов В.Цуккермана, М.Друскина и др. Их деятельность способствовала поднятию уровня М.К. и созданию на У. муз. уч. заведений, исполнительских коллективов. Так, в 1943 в Свердл. была открыта ср. специальная муз. школа при Ур. консерватории, в 1945 в Перми - хореографическое уч-ще. В 1943 была организована филармония в Кургане, в Свердл. филармонии появились акад. хоровая капелла (худ. рук. З.Ишутина) и Ур. нар. хор (худ. рук. Л.Христиансен), в 1944 создана хоровая капелла в Магнитогорске (худ. рук. С.Эйдинов). Большую работу провели концертные бригады, осуществившие десятки тыс. выступлений на фр. и в тылу. Мн. музыканты ушли на фр., далеко не все вернулись с поля боя.

Конец 40-х - нач. 50-х для развития муз. иск-ва в СССР были неблагоприятными. Пост. ЦК ВКП (б) "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели" от 10 февр. 1948 закрепило принципы парт.-гос. рук. культурой. Упреки в "формализме", адресованные ведущим создателям сов. музыки, принуждение их к публичным самопокаяниям вели к дальнейшему подавлению их творческого потенциала. Была снята с постановки опера В.Трамбицкого "Гроза" (по А.Островскому) в Ленингр. театре им. С.Кирова. Полное отторжение от новой зарубежной музыки XX в., многолетнее ее отсутствие в концертно-театральных и уч.-образовательных программах обедняло отечественную М.К. В пропагандируемом песенно-хоровом жанре были достигнуты успехи (Б.Гибалин, Л.Лядова, Е.Родыгин). Приобретенный с первых лет сов. власти опыт орг-ции общенар. празднеств, сопровождавшихся массовым пением песен, был использован при проведении "Праздников песни" на У. В их орг-ции с 1957 активно участвовало Свердл. обл. хоровое об-во во гл. с Г.Рогожниковой. Важную роль в популяризации массовых эстрадных песен с конца 50-х играло телевидение. Песенность стала основой симфонических произв. ур. композиторов Н.Пузея, Г.Топоркова и др.

В 50-е на У. были открыты Свердл. обл. муз.-драматический и Челяб. оп. театры. Ур. тема в 40-50-е получила сценическое воплощение в балете "Каменный цветок" А.Фридлендера, оп. "Охоня" Г.Белоглазова, оп-те "Марк Береговик" К.Кацман и в др. соч. композиторов У.

В конце 50-х - 60-е необычайно расширилась сеть уч. заведений, программами к-рых предусматривалось муз. образование: ин-ты культуры (Челяб., Пермь), муз., муз.-педагогические и культ.-просветительские уч-ща, муз. ф-ты при педин-тах и педуч-щах, детские школы иск-в. При мн. предприятиях, вузах, техникумах, школах создавались ун-ты культуры, занятия в к-рых вели и лекторы-музыковеды.

Ур. концертно-исполнительскую школу представляли струнный квартет им. Н.Мясковского, пианист И.Рензин, балалаечник В.Блинов, певица В.Баева и др. Значительно обновился репертуар оп. театров У. Ряд постановок сов. оп. успешно осуществил Перм. театр оп. и балета.

Любительское муз. иск-во 60-70-х характеризовалось распространением авторских песен, особенно в молодежной, студенческой среде. На У. были орг. клубы самодеятельной песни. Нараставшая полит. злободневность авторской песни и репертуара рок-групп предопределила развитие этих направлений как иск-ва андерграунда. Во второй пол. 80-х благодаря рок-группам "Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи" и др., получившим шир. известность, Свердл.-Екат. стал одним из ц. рок-музыки.

Открытие с 70-х эстрадных отд. в Свердл. муз. уч-ще, Челяб. ин-те культуры способствовало развитию традиций классического джаза и поддержанию высокого проф. уровня мн. эстрадных коллективов У. Акад. муз. иск-во У. 70-80-х было представлено такими талантливыми музыкантами, как лауреат Гос. пр. СССР композитор В.Кобекин (1987), гл. дирижер и гл. реж. Свердл. оп. театра Е.Бражник и А.Титель, лауреаты междунар. и Всесоюзных конкурсов пианистка Н.Панкова, домристка Т.Вольская, баянист В.Романько, гл. дирижер симфонического орк. Свердл. филармонии В.Кожин и др. Хоровые об-ва были преобразованы в муз., объединившие предст. разл. видов муз. иск-ва (1987).

На рубеже 80-90-х, когда открылись новые возможности для проявления личной инициативы орг-торов муз. дела, на У. нач. формироваться многочисл. самостоятельные муз.-театральные и концертные коллективы: ансамблевые, орк., хоровые (в т.ч. церковно-певческие), танцевальные. Снятие статуса закрытых г. с крупных пром. ц. У. позволило развернуть двухсторонние зарубежные связи. На У. стали регулярно проводиться междунар. муз. фестивали: фортепианных дуэтов (Екат.), органной музыки (Челяб.), моноспектаклей (Пермь). Ур. исполнители активизировали гастрольную деятельность за границей, более широко стали участвовать в междунар. конкурсах. Возросло мастерство детских муз. коллективов. Открытие муз. лицеев (в т.ч. хоровых) и детских филармоний (Екат., 1979 и Челяб., 1984) - свидетельство нового подхода к развитию муз. способностей детей. В этом источник будущих успехов.

Лит.: Из музыкального прошлого. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; Композиторы Урала. Свердловск, 1968; О музыке и музыкантах Урала. // Научно-методические записки Уральской государственной консерватории. Вып. 3. Свердловск, 1959; Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Строгановская школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1994; Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции. Екатеринбург, 1995; Беляев С.Е. Деятели музыкальной культуры Урала XVI-начала ХХ вв. Библиографический справочник. Екатеринбург, 1999.

Рассказать друзьям