Как появились скоморохи на руси и почему их решили уничтожить. Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Часто можно услышать слово «скоморох», брошенное в сторону чрезмерно весёлых и несерьёзных личностей, как часто мы слышали пословицы и поговорки с упоминанием скоморохов, видели их изображения на картинах. Кем же были эти люди в действительности?

История скоморохов на Руси

Скоморохи — странствующие артисты, соединяющие в себе практически все виды фольклора средневековой Руси. Первое упоминание об этих фокусниках и лицедеях относится к середине XI века, уже после крещения Руси. Археологами находился «реквизит» скоморохов — кожаные маски, относящиеся к двенадцатому веку. Расцвет деятельности этих артистов, по данным историков, приходился на XV—XVII века, после чего жанр начал постепенно исчезать, предположительно под давлением царских и церковных властей, оставив в народной культуре лишь отголоски своего жанра в виде райка, небольшого переносного кукольного театра, и балагана.

Особенности представлений

Представление начиналось с того, что пройдя максимально шумно по главным улицам, зазывая зрителей, скоморохи останавливались на площадях, позволяя толпе себя окружить. На этой импровизированной «сцене» они, под общих хохот толпы, играли различные сценки, часто неприличного характера. Артисты пели частушки и потешки, танцевали, играли на музыкальных инструментах, среди которых гусли, жалейка, бубен и мн.др. Одежда скоморохов тоже выделялась: яркая, нелепая, с длинными рукавами, как с чужого плеча. Для театральных представлений использовались так же маски, импровизированные костюмы, танцы для детей .

Основной репертуар — весёлые сценки сатирического характера, «на злобу дня», называемые «игрищами» и «глумами». Персонажи всегда делились на «хороших» и «плохих», и первыми обычно представлялись простые люди «из народа». Для каждого персонажа был свой реквизит, образ. Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но настоящим умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорит русская поговорка.

Подобные представления всегда были спутниками народных гуляний, праздников, в т.ч. и языческого происхождения, например Масленицы. Скоморохам были рады на свадьбах и даже похоронах. Особенностью скоморошьих "шоу" был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо.

«Скоморохи на Руси»

Отношение к этому виду искусства у простого люда и у высших сословий в корне отличалось. Если для крестьян и мещан скоморохи всегда были желанными гостями, то церковь и власть всегда были настроены отрицательно. Церковные тексты и вовсе называют скоморохов «бесовскими слухами» за языческие мотивы их песен, нецензурную брань и общий похабный характер действа. Но есть причина, объединяющая церковную и княжескую/царскую власть — сатира, которой пропитаны сюжеты частушек и спектаклей, где отрицательным персонажем, выводившимся на потеху публике, мог быть и жадный поп и глупая знать. Поэтому с XVII столетия начинается активное давление и травля со стороны высших сословий под предлогом асоциальных, бесовских настроений и преступлений, якобы совершаемых странствующими труппами. К петровским временам скоморохов практически не существует. Их начинают заменять профессиональные театры, отдельные уличные представления: бродячие музыканты, актёры, фокусники и укротители медведей, исполнители джаз фанк .


Перевёрнутый мир скоморохов

Почему же в средневековой Руси, полностью погружённой в христианство со всей его аскезой, такого рода представления пользовались огромным успехом? На самом деле это явление, характерное для всей средневековой Европы, вне зависимости от конфессий. Бродячие артисты; неприличные сюжеты; так называемый «плутовской роман», крайне популярный в западноевропейской средневековой литературе — всё это отражение «перевёрнутого мира». Это явление в народной культуре, когда в определённые дни при определённых условиях, будь то праздники или карнавалы, люди позволяли себе абсолютно противоположные действия и мысли, нежели те, которым они следовали в своей обычной жизни. Эта «разрядка» абсолютно не воспринималась народом как нечто противоречащее той строгости, которой он придерживался всё остальное время. Не обошёл этот культурный феномен и Русь.


С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи


Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов


Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.


Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия


В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси


До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества


Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.


Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

БОНУС


В продолжение темы рассказ о том, .

Гадатели по снам, умелые лекари смехом и музыкой, родоначальники массовой культуры, которых пускали в лучшие дома и даже поддерживали деньгами - скоморохи. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Происхождение

Об одаренных певцах и сказителях - скоромохах - сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» – производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Чем занимались

Скоморохи были постоянными участниками и главными затейниками на деревенских праздниках, городских ярмарках, выступлениях в боярских хоромах.

Столица: вначале кочевые артисты, позже стали вести оседлый образ жизни (преимущественно деревни в Новогородской области).

Особенности

1. Начиная с конца XV века Православная Церковь вела серьёзную борьбу со скоморохами, победой в которой стал указ 1648 года царя Алексей Михайлович. Отныне приказано было сжигать инструменты скоморохов. «Быть тишине» - гласил указ царя.

2. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые (боярские и княжеские), считается что им многим обязана народная комедия.

3. Выступления медведя и «козы», которая все время била «ложки» – были гвоздем программы в костюмированных выступлениях скоморохов.

4. О гуслях, главном инструменте скоморохов, упоминается еще в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

5. Скоморохи слвились как знатоки народной астрологии, а следовательно могли дать совет когда жать, когда хоронить, когда стричься.

Молва

Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Есть свидетельства, что Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами.

Считается, что имена с негативным компонентом деревням давали именно скоморохи. Т.е. Козлы, Дешевки, Овнище и Ловки – это их рук дело.

Возможно большинство ремесленных деревень (в первую очередь гончарных) также наследие скоморохов, живущих по правилу «и швец, и жнец, и на дуе игрец».

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

5 (100%) 1 vote

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи

Скоморохи развлекают честной люд.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками — обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике.

Скоморохи не просто веселили людей — часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов

Канатоходец на выступлении скоморохов.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь — любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Скоромохи с медведем.

Рекомендуем почитать

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

Всеобщее веселье.

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил — они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества

Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

В средние века в византийских домах были некие потешники. Они носили различные яркие одеяния и имели смешные греко-римские прозвища. Таких людей часто называли «жонглерами». Все они собирались в группы, главой которых были архимимы. Все участники умели показывать фокусы, благодаря чему славились как колдуны, знахари или нищенствующие жрецы. Обычно, знатные люди приглашали потешников на собственные пиршества, а также на погребальные и свадебные обряды.

В средние века в византийских домах были некие потешники // Фото: fokusniku.ru


Отличительной чертой данного сословия было то, что они вели исключительно бродячий способ жизни. Все они скитались с места на место, поэтому местное население думало о них исключительно в положительно свете. Все считали, что потешники люди опытные, находчивые и повидавшие жизнь. Во время своих дальних скитаний они частенько забредали на территорию Киевской Руси. Здесь они были известны под другим именем – скоморохи. Сразу же после появления о них начали ходить различные сказания. Сегодня можно найти множество письменных свидетельств, которые рассказывают о неких потешных заморских гостях. Одним из них есть «Повесть временных лет».

Скоморохи на Руси, как и в Византии составляли собственные дружины и так бродили, добывая средства на проживание. Уже в 11 столетии скоморохов можно было назвать как полноценное самостоятельное явление. Они «акклиматизировались» и подстроились под обычаи местного населения. Скоморохи прекрасно отображали в своих мини выступлениях характер русской души.

Помимо бродячих скоморохов появились и оседлые. Они жили и трудились в княжеских и боярских домах. Благодаря этим артистам появилась уникальная народная комедия. Скоморохи часто устраивали кукольные театры. При этом обязательными персонажами в них были коза и медведь. Комедианты надевали на себя юбки, содержащие на подоле обручи. Подымая юбку вверх, они закрывали лицо. Из такой самодельной занавески показывали представление. Со временем актерское мастерство скоморохов начало развиваться. Они начали показывать бытовые сценки, песни и сказки. Можно сказать, что комедийные сценки были стали некой переработкой драмы русского народа.


Скоморохи часто устраивали кукольные театры // Фото: cyrillitsa.ru

Скоморохи на Руси

Нам известно, что скоморохи были исключительно затейниками и шутами. Простой народ в свою очередь поговаривал, что за веселой маской скрывался могущественный маг древности. И об этом сохранилось большое количество преданий и письменных свидетельств. К примеру, недалеко от деревни Шапкино под Можайском находится гора, на котором когда-то проходили собрания скоморохов. Там народ мог увидеть настоящие чудеса.

Тайны, которые скрывает Замри-гора

Прежде всего, стоит уточнить, что эта гора является самой высокой точкой в Московской области. Неподалеку от нее берет свое начало Москва река, Колочь и Протва. Также там разделяются бассейны Черного и Балтийского моря.

В древние времена здесь абсолютно никто не обитал, но все же среди народа распространялись, что там время от времени появляются люди. Во время Купальских праздников на гору съезжались со всех уголков страны лучшие скоморохи. Они проводили свои таинственные обряды, которые держали под строжайшим секретом.

Придания скоморохов

В те времена, когда весь славянский народ почитал языческих богов одним из них был Троян. Он был непосредственным покровителем скоморох. Древняя легенда гласит, что он путешествовал так же, как и они. Во врем одного из своих скитаний он остановился отдохнуть у огромного холма. К нему пришла грусть, потому как он преодолел половину из необходимого пути, но при этом уже изрядно устал. Откуда ни возьмись перед ним появилась небольшая группа людей, которая смеялась и веселилась. Люди на протяжении всей ночи развлекали уставшего Трояна.


Бог Троян // Фото: chippfest.blogspot.nl


Отдохнувший бог на утро вознаградил весельчаков вином с южных стран. Затем из своего узелка он достал серебряную маску и вручил ее главному из скоморохов. Бог объяснил, что эта маска способна защитить от любого зла и несправедливого наказания. У маски также была одна способность. Она могла изменить облик того, кто ее надевал. После Троян встал и направился своей дорогой. Скоморохи спрятали драгоценный подарок на вершине рядом стоящего холма (Замри-горы). С тех самых пор люди, занимающиеся этим ремеслом, ежегодно собирались на вершине и совершали свои обряды, восславляющие бога Трояна.

Рассказать друзьям