Принцип резидентства понятие виды содержание. Международное двойное налогообложение. Принцип резидентства и принцип территориальности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Объект и субъект налогообложения (налогоплательщик) находятся в неразрывной взаимосвязи. В зависимости от характера этой взаимосвязи налоги можно разделить на две группы:

    налоги, построенные по принципу резидентства (резидентские налоги),

    налоги, построенные по принципу территориальности (территориальные налоги).

Принципиальное различие между этими двумя группами состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, объект определяет субъект налогообложения.

В соответствии с принципом резидентства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывания в данном государстве, в том числе и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства.

Этот принцип по-разному трактуется для физических и юридических лиц.

Если физическое лицо находится на территории России в календарном году менее 183 дней в течение 12 месяцев, то оно признается нерезидентом и не уплачивает налог с доходов, полученных за пределами РФ.

В разных странах к резидентам относят юридических лиц исходя из разных критериев. В России, например, используют для этого критерий «инкорпорации»: юридическое лицо признается резидентом в государстве, если оно в нем основано (зарегистрировано). В Италии применяется критерий «деловой цели»: юридическое лицо признается резидентом в государстве, на территории которой осуществляется основной объем его операций. В Португалии применяют критерий «места осуществления текущего управления компанией»: предприятие признается резидентом в стране, на территории которой находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью предприятия.

Налогообложение, построенное по принципу резидентства, особенно выгодно для экономически развитых стран, граждане которых получают значительные доходы от деятельности и размещения капиталов вне территории своего государства. Напротив, странам, в экономике которых значительное место занимают иностранные инвестиции, выгодно применение принципа налогообложения на основе принципа территориальности. Налогообложению в этом случае подлежит только доходы, извлекаемые на территории данного государства, независимо от национального или юридического статуса их получателя, а доходы, получаемые гражданами этого государства в других странах, от налогов в этом государстве освобождаются.

Большинство стран, в том числе и Россия, при налогообложении доходов применяют сочетание приведенных принципов. Однако ряд налогов взимается исключительно исходя из принципа территориальности. Так, в России налог с имущества физических лиц уплачивается с недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. При этом плательщиком налога является любое лицо – собственник имущества как гражданин России, так и иностранец, как резидент в России, так и нерезидент.

С другой стороны гражданин или резидент РФ владея имуществом за рубежом, уплачивает соответствующий налог по законодательству соответствующей страны, а не по законодательству РФ. При этом имущество, находящееся за рубежом, также не учитывается при определении базы для налогообложения в России. Вместе с тем доход, полученный от эксплуатации имущества, находящегося за рубежом, подлежит налогообложению в России, если его получатель является российским резидентом.

Следует учитывать, что одинаковые по сути налоги могут строиться с использованием различных принципов. Так обложение налогом с имущества физических лиц основано на принципе территориальности, налогом на имущество организаций – на принципе резидентства (налогом облагается собственное имущество российских юридических лиц независимо от места его фактического нахождения), налогом на имущество иностранных юридических лиц, действующих в России через постоянное представительство, – на принципе территориальности.

Одним из основополагающих принципов международного налогового права является принцип территориальности. В соответствии с этим принципом государство вправе взимать налог с нерезидента только в тех случаях, если у него возникает объект налогообложения на территории данного государства или за границей, но в связи с деятельностью на территории данного государства.

Принцип территориальности определяется международно-правовым принципом территориального верховенства государства над своей территорией. Территориальное верховенство - неотъемлемая часть государственного суверенитета, его материальное воплощение, которое означает, во-первых, что власть государства, в том числе в сфере налогообложения, является высшей властью по отношению ко всем лицам, находящимся на его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Исключения из принципа территориального верховенства могут иметь место только с согласия государства, которое может выражаться в заключаемых государством международных соглашениях и иными способами.

Необходимо отличать территориальное верховенство от юрисдикции государства. Территориальное верховенство выражает всю полноту налоговой власти государства во всех ее конституционных формах (законодательной, исполнительной и судебной), но только в пределах его территории. Юрисдикция же государства означает возможность устанавливать права и обязанности для лиц, определенным образом связанных сданным государством: гражданством (преимущественно в конституционных правоотношениях), экономическим взаимодействием (преимущественно в налоговых правоотношениях) и на основании иных критериев различных отраслей права.

В налоговом праве экономическая связь лица с территорией конкретного государства определяется посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налоговая юрисдикция государства в отношении нерезидентов действует только на его территории; по отношению к резидентам она может действовать и за его пределами. Например, физические лица - резиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных как на территории России, так и за рубежом1.



Определение территории государства имеет двоякое значение:

во-первых, для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов, во-вторых, для квалификации объектов налогообложения, как возникающих или не возникающих на территории соответствующего государства.

В связи с этим наиболее важным представляется вопрос определения территории, которая используется для квалификации налогоплательщиков как резидентов и нерезидентов, и на которую распространяется налоговая юрисдикция государства в отношении нерезидентов.

По данному вопросу нет единого решения ни в международном праве, ни в законодательстве России. Тем не менее исходя из анализа нормативных актов и международных соглашений можно предположить два подхода к определению территории государства в налоговых целях (схема VI-7).

Первый подход может заключаться в том, что к такой территории относится только так называемая государственная территория. Государственная территория России включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними.

В соответствии с этим подходом законодательство государства не может использовать континентальный шельф и исключительную экономическую зону для определения статуса налогоплательщиков, а также распространять на них свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов. Объясняется такой подход тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона не входят в государственную территорию. В соответствии с нормами международного права, установленными Конвенцией ООН 1982 года по морскому праву, государства обладают лишь определенными суверенными правами на эти территории, которые в основном сводятся к правам на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов этих территорий. Эти суверенные права не подлежат расширительному толкованию.

В качестве аргументов в пользу этой точки зрения могут служить положения соглашений об избежании двойного налогообложения. Так, некоторые из них распространяют налоговую юрисдикцию договаривающихся государств не только на их государственную территорию, но и на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону1. В ряде соглашений договаривающиеся государства распространяют свою налоговую юрисдикцию только на континентальный шельф2. Данные нормы можно толковать как расширяющие налоговую юрисдикцию государств.

В соответствии со вторым подходом считается, что национальное законодательство государства может использовать континентальный шельф и исключительную экономическую зону для определения статуса налогоплательщика, а также распространять на данные территории свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов. Данный подход может быть обоснован тем, что в Конвенции 1982 года не регулируется статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны в налоговых целях, поэтому могут применяться общие нормы международного экономического права. Так, в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года (п. 1 ст. 2) установлен принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции, а также деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции. Государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, поэтому оно вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц и распространять свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов, имеющих объекты налогообложения на этих территориях. Распространение юрисдикции только на континентальный шельф, как предусмотрено в некоторых соглашениях об избежании двойного налогообложения, следует толковать как ограничение налоговой юрисдикции государства.

Представляется, что наиболее правильным был бы компромиссный подход. Основной смысл перечисленных суверенных прав заключается в возможности государства извлекать для себя материальные блага именно от разведки, разработки и сохранения природных ресурсов данных территорий. Следовательно, государство вправе предоставлять эти природные ресурсы в пользование иностранным государствам, юридическим и физическим лицам за плату и иным образом извлекать выгоду от использования этих территорий.

Поэтому при отсутствии специального международного соглашения государство не вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц, но вправе взимать с пользователей природных ресурсов те налоги, которые, по сути, носят характер встречного предоставления за использование природных ресурсов (арендная плата за использование государственной собственности). В Российской Федерации такими налогами являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за пользование природными ресурсами1.

Дискуссионным является и вопрос о том, вправе ли государство взимать налог на прибыль (подоходный налог) с нерезидентов, осуществляющих деятельность на данных территориях.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации недостаточно четко определяет территорию для целей налогообложения. Так, согласно Конституции (ч. 2 ст. 67) Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.

Только один федеральный налоговый закон прямо распространил юрисдикцию Российской Федерации в отношении нерезидентов на данные территории - Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». Статья 1 этого Закона устанавливает, что плательщиками налога на имущество предприятий являются также иностранные юридические лица, имеющие имущество на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. По налогам на прибыль/доходы иностранных юридических лиц юрисдикция Российской Федерации распространена на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону подзаконным актом - Инструкцией Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. Nв 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». Представляется, что данная норма Инструкции не соответствует Конституции РФ и нормам международного права и не подлежит применению при рассмотрении споров в суде2.

По подоходному налогу с физических лиц юрисдикция Российской Федерации была распространена на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону подзаконным актом - Инструкцией Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции от 11 июля 1996 г.). Но впоследствии эта норма была исключена из Инструкции. Возможно, Госналогслужба России при этом исходила из того, что данные территории могут использоваться в налоговых целях только на основании международного соглашения.

В последнее время при заключении Российской Федерацией международных соглашений по налоговым вопросам преобладает тенденция расширения налоговой юрисдикции по налогу на прибыль и подоходному налогу как на континентальный шельф, так и на исключительную экономическую зону. В частности, эта тенденция отражена в некоторых программных документах: Протоколе стран СНГ от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» (ст. 3) и Постановлении Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»

  • Налог на доходы физических лиц
  • Субъект подоходного налогообложения физических лиц в России
    • Налогоплательщики
    • Налоговые резиденты и нерезиденты
    • Налоговые агенты
  • Объекты налогообложения физических лиц в России
    • Доходы от источников в Российской Федерации
    • Доходы, не относящиеся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации
    • Доходы, полученные от источников за пределами Российской Федерации
  • Концептуальные основы регулирования налоговых правоотношений
    • Налоговая база
    • Особенности исчисления налоговой базы при получении доходов в натуральной форме
    • Особенности исчисления налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды
      • Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными налогоплательщиком от организаций или индивидуальных предпринимателей
      • Материальная выгода, полученная в соответствии с гражданско-правовым договором от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику
      • Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг
    • Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения
    • Особенности налогообложения дивидендов и процентов по ценным бумагам
      • Порядок расчета налога с дивидендов
      • Особенности налогообложения процентов по ценным бумагам
    • Налогообложение доходов физических лиц по операциям купли-продажи ценных бумаг и инструментов срочных сделок
      • Определение налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг
      • Особенности определения налоговой базы по доходам по операциям купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
      • Определение налоговой базы по доходам по операциям купли-продажи инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда
      • Определение налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
  • Доходы, не подлежащие налогообложению
    • Возмещение командировочных расходов
    • Компенсация за использование автомобиля работника в интересах работодателя
    • Компенсация стоимости путевок
    • Оплата лечения и медицинского обслуживания
    • Суммы, получаемые в порядке дарения
    • Некоторые доходы, не превышающие 4000 руб.
    • Состав и характеристика налоговых вычетов
    • Стандартные налоговые вычеты
      • Вычеты на ребенка (детей)
    • Социальные налоговые вычеты
      • Социальный налоговый вычет в части расходов на обучение
      • Социальный налоговый вычет в части расходов на лечение
    • Имущественные налоговые вычеты
    • Профессиональные налоговые вычеты
    • Налоговые ставки. Налоговый период по НДФЛ
    • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
      • Декларирование доходов физических лиц
      • Ответственность за непредставление декларации и неуплату налога
  • Налог на имущество физических лиц
  • Налог на имущество физических лиц
    • Порядок исчисления налога на имущество физических лиц
    • Сроки и порядок обеспечения уплаты налога на имущество физических лиц в бюджет
  • Налоговый контроль налогообложения физических лиц
    • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 2
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 3
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 4
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 5
    • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г.
      • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г. - страница 2
      • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г. - страница 3
      • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г. - страница 4
  • Налогообложение физических лиц зарубежных стран
  • Подоходный налог в Великобритании
    • История возникновения и развития подоходного налога в Великобритании
    • Современная система взимания подоходного налога в Великобритании
    • Ответственность за нарушение налогового законодательства в Великобритании
    • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании
      • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании - страница 2
      • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании - страница 3
      • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании - страница 4
  • Подоходный налог в Германии
    • Налогоплательщики подоходного налога в Германии
    • Доходы, учитываемые при расчете подоходного налога в Германии
      • Налогообложение доходов от работы по найму в Германии
      • Налогообложение доходов от капитала в Германии
      • Налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду (Pacht) в Германии
    • Расходы, учитываемые при расчете подоходного налога в Германии
    • Льготы при расчете налогооблагаемых доходов в Германии
    • Формы начисления подоходного налога в Германии
    • Сравнительный анализ налогообложения налогом на доходы физических лиц в России и в Германии

Налоговые резиденты и нерезиденты

В целях правильного определения налоговой базы и суммы налога необходимо определить статус налогоплательщика: относится он к налоговым резидентам Российской Федерации или нет.

Принцип резидентства (residence principle) в международном налоговом праве означает неограниченные фискальные обязательства субъекта налога, т.е. уплату налогов на совокупные доходы физического либо юридического лица в стране его резидентства. Второе название принципа резидентства - глобальный принцип налогообложения (global principle of taxation), поскольку он предполагает налогообложение глобальных (совокупных) доходов, образующихся во всех странах ведения коммерческой деятельности. Такое налогообложение осуществляет страна, являющаяся юрисдикцией резидентства хозяйствующего субъекта. Однако если можно без особых проблем определить принцип резидентства, то не столь очевидной оказывается категория «налоговое резидентство».

Налоговое резидентство (fiscal residence) - неуточненная концепция в международном налоговом праве, поскольку точные определения резидентства для налогоплательщиков (в частности, категория «налоговый резидент») не всегда присутствуют в национальном налоговом законодательстве, а иные источники международного права определять налоговое резидентство не правомочны. Это позволяет соответствующим судебным и иным инстанциям в спорных случаях интерпретировать данную концепцию в зависимости от обстоятельств.

Международные налоговые соглашения, в свою очередь. могут лишь уточнить и разграничить резидентство. определенное на основании национальных правовых норм договаривающихся государств. Кроме того, налоговое резидентство физических и юридических лиц определяется по-разному, что отнюдь не придает категории «налоговый резидент» универсальный характер. Вместе с тем концепция налогового резидентства является одной из основополагающих при построении национальной налоговой системы. В данном случае претензии национальной налоговой юрисдикции распространяются на все виды доходов, принадлежащих резидентам данного государства. Это дает право соответствующим налоговым органам контролировать правильность перечисления резидентами налоговых платежей, выплачиваемых из всех источников доходов, получаемых данными физическими или юридическими лицами, как внутренних, так и зарубежных.

Налоговое резидентство физических лиц определяется исключительно на основе внутренних правовых норм соответствующей фискальной юрисдикции. Поскольку критерии резидентства, существующие в национальном налоговом законодательстве разных стран, могут отличаться друг от друга, то одно и то же физическое лицо может быть признано налоговым резидентом сразу нескольких юрисдикций. Возможно, впрочем, и обратное: физическое лицо может не являться налоговым резидентом ни одной из юрисдикций, с которой связаны его личные и экономические интересы, если соответствующие внутренние правовые нормы не выявили признаков, позволяющих считать данное физическое лицо резидентом того или иного государства.

Критерии налогового резидентства физических лиц, предусмотренные внутренними правовыми нормами соответствующих юрисдикции, можно свести в следующие наиболее распространенные группы:

  • постоянное пребывание в данной стране (физическое присутствие в границах определенной фискальной территории, соответствующее установленному национальным законодательством минимально возможному сроку или превышающее этот срок);
  • местонахождение в стране постоянного жилища;
  • наличие на данной фискальной территории центра жизненных интересов;
  • гражданство (национальная принадлежность).

Постоянное пребывание (физическое присутствие) в стране . Для определения налогового резидентства физических лиц в данном случае используется механический тест на общее количество дней пребывания в данной налоговой юрисдикции в отчетном налоговом периоде (обычно - календарном году либо любом периоде, состоящем из 12 следующих друг за другом месяцев). При этом физическое лицо признается налоговым резидентом, если оно постоянно находилось на данной фискальной территории не менее 183 дней (б месяцев) в году.

Такой порядок определения налогового резидентства предусмотрен для жителей ряда европейских стран. Так, жителям Австрии, Венгрии. Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Польши, Португалии, Украины достаточно находиться на территории страны в общей сложности не менее 183 дней в календарном году для их автоматического признания налоговыми резидентами соответствующей юрисдикции. В Латвии, Румынии, Финляндии, Швеции, Казахстане резидентами считаются те физические лица, которые постоянно находились на данной территории как минимум 183 дня в течение любых последовательно избранных 12 месяцев.

Местонахождение постоянного жилища . Данный способ признания налогоплательщика резидентом предполагает, что на территории данной страны у физического лица имеется постоянное жилище (permanent home), находящееся либо в частной собственности, либо используемое на правах долговременной аренды. Наличие подобного жилья означает автоматическое наличие постоянного адреса, по которому данного резидента-налогоплательщика всегда можно разыскать.

Постоянным жилищем может считаться как собственный, так и арендуемый дом (квартира), а также гостиничный номер, снимаемый на длительный срок. Подобным образом резидентство физических лиц устанавливает налоговое законодательство Германии, Нидерландов и Швейцарии. Ряд стран признает наличие постоянного жилища как критерий налогового резидентства наряду с постоянным пребыванием в стране в течение 183-дневного периода. В частности, наличие хотя бы одного из двух вышеназванных критериев позволяет считать налоговыми резидентами жителей Австрии, Латвии, Люксембурга, Финляндии и Чехии.

Постоянное жилище на данной фискальной территории предполагает, что налогоплательщик официально зарегистрирован по данному адресу. Такую регистрацию, как правило, осуществляют соответствующие муниципальные органы учета населения (включая районные отделения полиции). Для иностранных граждан подобная регистрация зачастую становится возможной лишь при наличии вида на жительство в данной стране, который, в свою очередь, выдается тогда, когда у физического лица имеется собственное или арендуемое на длительный срок постоянное жилище.

В дальнейшем владелец или арендатор постоянного жилища, признанный резидентом, получает по своему почтовому адресу соответствующую документацию от налоговых органов и обязан представлять декларацию о совокупных доходах за отчетный налоговый период по месту (адресу) своего постоянного проживания.

Центр жизненных интересов . В некоторых странах для определения налогового резидентства национальное законодательство предполагает выявление признаков приоритетных личных и экономических интересов в данном государстве, свидетельствующих о том. что налогоплательщик именно к этой фискальной территории «привязан» сильнее всего, включая намерения являться ее налоговым резидентом. К критериям имеющихся в данной стране личных интересов обычно относят проживание здесь членов семьи, родственников и знакомых.

Экономические интересы, в свою очередь, предполагают приоритетные источники доходов на территории рассматриваемой юрисдикции, наличие здесь движимого и недвижимого имущества, включая жилище и банковские активы. Совокупность различных личных и экономических интересов, а зачастую и намерения физического лица считать именно данную юрисдикцию приоритетной для проживания и ведения бизнеса позволяет судить о том, что на территории рассматриваемого государства располагается центр жизненных интересов налогоплательщика (center of vital interests).

Подобная концепция определения налогового резидентства физических лиц получила распространение во Франции и Бельгии. Кроме того, ее применяет Италия в отношении тех физических лиц, которые не проживают на ее территории как минимум 183 дня в отчетном году, но при этом имеют в Итальянской Республике центр своих жизненных или деловых интересов.

Гражданство (национальная принадлежность) . Данный критерий налогового резидентства базируется на некогда широко распространенной концепции национальной привязанности (nationality link). Эта концепция предполагает, что гражданин данной страны вне зависимости от юрисдикции своего фактического длительного местопребывания обязан платить налоги по принципу резидентства в стране, гражданином которой он является. Хотя налоговое резидентство определялось на основании гражданства достаточно часто в XIX и в начале XX в., в настоящее время подобный критерий используется лишь немногими государствами, к числу которых относятся, в частности. США, Болгарии и Филиппины.

Причем даже в том случае, если гражданин США меняет свою национальную принадлежность, становясь обладателем паспорта другого государства, в течение не менее десяти лет после отказа от американского гражданства он продолжает оставаться на налоговом учете в Соединенных Штатах. Таким образом, даже бывшие граждане США в обязательном порядке обязаны отчитываться о своих доходах перед американской национальной налоговой службой.

Стоит отметить совершенствование критериев признания физических лиц резидентами определенной фискальной территории: если раньше государства налоговые суверены следовали в данном вопросе простейшему признаку национальной принадлежности налогоплательщика, то в настоящее время используется более сложная система оценок. Однако из-за несоответствий критериев определения резидентства физических лиц, применяемых в национальных законодательствах разных стран, индивидуальным налогоплательщикам субъектам ВЭД целесообразно в каждом соответствующем случае самостоятельно проводить тест на факты и обстоятельства пребывания в границах рассматриваемой фискальной территории (facts-and-circumstances lest).

Для физических лиц - субъектов внешнеэкономических операций, жилище и имущество которых находятся на территории сразу нескольких стран, а доходы образуются в двух или более государствах, нужно выяснить, в какой из фискальных юрисдикции данное физическое лицо является налоговым резидентом. В таком тесте учитываются все социально-экономические связи налогоплательщика с данной налоговой юрисдикцией, а также зарубежными фискальными территориями, сроки, основные мотивы и намерения пребывания в юрисдикции, претендующей на признание физического лица своим налоговым резидентом. Если в ходе такого теста выясняется, что налогоплательщик подпадает под юрисдикцию стран, придерживающихся разных критериев, то у налогоплательщиков - физических лиц может быть и двойное, и многократное резидентство. Кроме того, в некоторых случаях можно не являться налоговым резидентом ни одной страны мира.

При возникновении у физического лица двойного (или многократного) налогового резидентства облегчить его состояние могут международные налоговые соглашения, которые закрепляют лишь за одной из договаривающихся стран исключительные права на налогообложение доходов по глобальному принципу. Такие соглашения должны быть заключены между государствами, претендующими на признание за собой прав юрисдикции резидентства данного лица. В отсутствие соглашений налогоплательщик может оставаться двойным резидентом, что неизбежно означает ятя него избыточное налоговое бремя.

Налоговые соглашения, как правило, используют следующую схему разграничения претензии двух юрисдикции на право признания физического лица своим резидентом с последующим налогообложением но глобальному принципу: поэтапно, спускаясь сверху вниз, на основании нижеследующих четырех основных критериев обе страны оценивают правомерность своих требовании.

При этом на каждом этапе анализа выбирается страна, которая в наибольшей степени соответствует:

  • местонахождению постоянного жилища;
  • центру приоритетных личных и экономических интересов;
  • обычному (постоянному) местопребыванию;
  • национальной принадлежности (гражданству).

Если даже при поэтапном переходе от первого вышеназванного критерия к четвертому однозначно определить единственную страну, на территории которой находится жилище физического лица либо гражданином которой он является, по-прежнему не удается, то страны в лице соответствующих компетентных органов могут договориться между собой, за которой из них закрепляются нрава на налогообложение глобальных доходов данного индивидуального налогоплательщика.

Заметим, что отсутствие налогового резидентства не освобождает налогоплательщика от необходимости уплаты индивидуальных подоходных налогов. Просто в данном случае нет налоговой юрисдикции, которая облагала бы своими налогами глобальные доходы физического лица, в том числе и полученные в других странах. Тем не менее, во всех странах - источниках образования доходов соответствующие налоги с данных доходов удерживаются. Такое налогообложение осуществляется уже в соответствии с другим принципом международного налогообложения - принципом налогообложения у источника образования доходов

Итак, установление налогового резидентства физических лиц всегда связано с наибольшими сложностями в международном налоговом праве. Трудности возникают тогда, когда налогоплательщик может быть одновременно резидентом двух (или нескольких) стран, в том случае, если данные государства придерживаются разных критериев определения налогового резидентства в своем национальном праве.

Пример.

В 1998 г. известный оперный певец Лучано Поваротти, гражданин Италии, предстал перед налоговым судом первой инстанции в Модене (Италия) по обвинен но в сокрытии доходов от налогообложения в течение нескольких лет. В уведомлении на уплату налогов налогооблагаемый доход, заявленный Л. Поваротти в сумме 3 051 000 лир, был увеличен на сумму 2 569 061 000 лир, представлявшую доход от оказания господином Поваротти услуг персонального характера, а также на сумму 6 млн. лир - доходы от прироста капитала Обязательства по уплате индивидуального подоходного налога с общей суммы полученных доходов составили, таким образом. 1210 591 000 лир, а рассчитанная сумма местного подоходного налога составила еще 972 000 лир.

Кроме того, с Поваротти должна была быть взыскана сумма штрафа в размере 2 424 576 000 лир за недекларирование дохода и непредставление отчетности налоговым органам. В чем же оказалась суть дела? Лучано Поваротти был убежден в том, что с 21 февраля 1983 г. формально является налоговый резидентом Княжества Монако, поскольку постоянно проживает здесь. В его собственности находится квартира общей площадью 90 кв. м, расположенная на пятом этаже многоквартирного дома в Монте-Карло.

В то же время господин Поваротти к моменту рассмотрения данного дела обладал следующими активами и собственностью на территории Италии:

  • недвижимостью в Via Giardini (Модена), состоящей из 15 строений, окруженных парком. Данная собственность была приобретена в 1978 г. и используется как место совместного проживания с госпожой Поваротти (недвижимость оформлена на правах совместного владения обоими супругами), дочерями и другими членами семейства. Оценочная стоимость данной недвижимости превышала 6 млрд. лир;
  • недвижимостью в Stradello Nava (Модена), состоящей из трех зданий и больших сельскохозяйственных угодий. Поваротти приобрел данную собственность в 1993 г. Оценочная стоимость превысила 500 млн. лир;
  • в 1993 г. Поваротти приобрел несколько земельных участков (площадью от 3.5 до 4.5 га), которые также расположены в районе Модены. Оценочная стоимость покупки - 340 млн. лир;
  • в дополнение к этому в 1993 г. Поваротти приобрел центр верховой езды, находящийся в окрестностях Модены. Приблизительная стоимость - 4.3 млрд. лир;
  • более того, еще в 1974 г. Поваротти приобрел 22-комнатную виллу с садом, надворными постройками, бассейном и окрестным лесом неподалеку от Песаро. Оцененная стоимость превысила 3.5 млрд. лир.

Помимо указанной недвижимости господин Поваротти владел несколькими банковскими счетами, а также денежными и страховыми депозитами в итальянских банках. Расследование показало, что с 1988 по 1996 г. Поваротти получал денежные переводы на ряд личных банковских счетов, в разное время открытых им в семи итальянских банках (преимущественно в Модеме). Общий размер проводок по данным счетам превысил 10 млрд. лир. Кроме того, были учтены и личные интересы Поваротти: он проживал долгое время в Италии в то время, когда был женат в первый раз; в Италии родились его дочери, и даже после развода с первой женой его новая семья также находится в Италии. К тому же в период, во время которого в отношении Поваротти проводилось налоговое расследование (1989-1992 гг.), он все еще был женат на своей первой супруге

На этом основании итальянские налоговые органы признали, что многочисленная собственность, банковские счета, родственники, проживающие в Италии, позволяют утверждать о том, что центр приоритетных личных и экономических интересов господина Поваротти находится в Италии. Учитывая многочисленные инвестиционные операции и родственные связи господина Поваротти на территории Италии, не было основании утверждать то, что Италия не представляла для Поваротти центральное место жизненных интересов.

Господин Поваротти был признан резидентом Италии в налоговых целях и внесен в реестр итальянских граждан-резидентов, проживающих за рубежом. Наличие незадекларированного в Италии дохода Поваротти послужило основанием для начала в отношении него налогового расследования с последующим привлечением к суду. Более того, Поваротти не мог сослаться на неполучение им от итальянских властей уведомления о необходимости уплаты налогов: остановившись во время одного из своих концертных турне в гостинице в Неаполе, он подписал в присутствии налогового инспектора копию одного такого уведомления,

Что же касается формального резидентства Поваротти на территории Монако по факту имеющегося постоянного жилища в Монте-Карло, то итальянская Налоговая комиссия признала, что ритм и стиль жизни Поваротти как много путешествующего певца (по сути - гражданина мира) не позволяют считать, что домициль маэстро находится в Монако. И напротив, интересы, которые есть у Поваротти в Модене, позволяют утверждать, что именно Модена - его центр интересов и домициль. На этом основании Поваротти - налоговый резидент Итальянской Республики.

В то же время согласно концепции налогового резидентства Княжества Монако Поваротти - налоговый резидент Монако. Отсутствие между двумя странами международного налогового соглашения вызывает конфликт двух национальных налоговых законодательств (источников для признания физического лица резидентом) и затрудняет поиск компромисса налоговых служб Монако и Италии на основании конвенционного права. В конце концов, вторая по счету итальянская судебная инстанция окончательно признала наличие у Поваротти итальянского налогового резидентства (согласно национальному итальянскому законодательству), а Княжество Монако, законодательство которого не предусматривает взимания индивидуальных подоходных налогов, изначально не претендовало на итальянские доходы маэстро. Таким образом, возможный конфликт двух налоговых юрисдикции был исчерпан.

Пример. Физическое лицо с двойным налоговым резидентством . Парижский пенсионер - гражданин Франции в возрасте 60 лет - решил переселиться в швейцарский кантон Валэ вместе со своей супругой - гражданкой Швецарии. Супружеская чета приобрела себе шале в Гран-Монтана (Валэ), но при этом в собственности мужа осталась квартира в Париже. Как в подобном случае определяется резидентство данного физического лица и в какой стране уплачивается индивидуальный подоходный налог на основании глобального принципа налогообложения?

Тест на резидентство

Согласно налоговому законодательству Франции данный пенсионер является налоговым резидентом Французском Республик, поскольку здесь имеется центр его жизненных интересов, квартира в Париже, источник дохода - пенсионные выплаты, личные и семейные узы (дети, другие родственники, друзья) Согласно же внутренним правовым нормам Швейцарии данное лицо - налоговый резидент Швейцарской Конфедерации, поскольку имеет в личной собственности жилище на территории данной страны, в котором постоянно проживает (шале в кантоне Валэ). Налоговое резидентство пенсионера оказывается двойным - как во Франции, так и в Швейцарии. Поскольку между двумя странами подписано налоговое соглашение, налоговое резидентство в подобном случае определяется на основании анализа следующих критериев.

1. Местонахождение постоянного жилища

Имеются шале в Швейцарии и квартира в Париже. Следовательно, данное физическое лицо по указанному критерию по-прежнему остается налоговым резидентом сразу двух стран.

2. Центр приоритетных личных и экономических интересов (центр жизненных интересов)

Экономические интересы: пенсия, выплачиваемая французским правительством и переводимая на швейцарский банковский счет. Кроме пенсии часть доходов образуется от депозита в баше Credit Suisse и инвестиций в швейцарские ценные бумаги.

Личные интересы: жена (швейцарка по национальности) проживает вместе с супругом в швейцарском кантоне Валэ, но их дети и внуки остались во Франции. Многочисленные родственники, друзья и знакомые у супружеской четы есть как во Франции, так и в Швейцарии. По данному критерию опять сохраняется двойное налоговое резидентство.

3. Страна обычного (постоянного) местопребывания

Время, проведенное в Швейцарии и во Франции, одинаково. Проживая в кантоне Валэ, наш пенсионер совершает регулярные поездки в Париж, где останавливается в собственной квартире (общее время в пути между двумя местами жительства не превышает пяти часов). Локализовать обычное местопребывание по телефонному номеру также не удается, пенсионер имеет как стационарные, так и мобильные телефонные номера и в Швейцарии, и во Франции Точное количество дней, проведенное на территории каждой из стран, также документально подтвердить невозможно из-за отсутствия тотального пограничного контроля, предполагающего проставление соответствующих отметок в паспорте. Следовательно, по-прежнему остается двойное налоговое резидентство.

4. Гражданство

Пенсионер обладает двойным гражданством: Французской Республики и Швейцарской Конфедерации. Соответствующая коммуна кантона Валэ предоставила гражданство на основании брака с гражданкой Швейцарской Конфедерации, владения земельным участком с домиком и неизменным проживанием в Гран-Монтана. И Швейцарская Конфедерация, и Французская Республика признают двойное гражданство.

В итоге налоговое резидентство продолжает оставаться двойным. Проблема решается путем взаимной договоренности двух стран (Фракции и Швейцарии) по данному вопросу. Статья 25 налогового соглашения между Францией и Швейцарией предполагает подобную процедуру достижения соответствующего соглашения между странами. Однако процесс согласований, являясь дипдоматической процедурой, длителен по времени и занимает около пяти лет. До вынесения окончательного решения наш пенсионер считается налоговым резидентом Франции по настоянию французской налоговой администрации.

Продав квартиру в Париже (прежнее постоянное жилище на территории Франции), по национальному налоговому законодательству каждой из стран, а также по соответствующему налоговому соглашению (при сохранении двойного резидентства) можно квалифицироваться как налоговый резидент Швейцарии уже на первом этапе прохождения теста на факты и обстоятельства налогового резидентства (на основании наличия в Швейцарской Конфедерации единственного постоянного жилища).

Пример. Отсутствие налогового резидентства . Гражданин России, житель Санкт- Петербурга, в 2002 г находился на территории трех стран; 179 дней в России - стране постоянного проживания. 38 дней на территории ФРГ (во время двух заграничных командировок), а оставшиеся 148 дней - в Швейцарии, где проходила научная стажировка. В Швейцарии данное физическое лицо имело вид на жительство типа «Б» (кратковременное пребывание в целях учебы или прохождения научной стажировки). Какая страна является в данном случае государством налогового резидентства?

Поскольку в данном примере названы три страны, применим соответствующие критерии налогового резидентства. предусмотренные внутренними правовыми нормами России. Германии и Швейцарии.

1. Россия: налоговое резидентетво в Российской Федерации отсутствовало, поскольку не выполнялся критерий постоянного местонахождения на территории данной страны в течение как минимум 183 дней в календарном 2002 г.

2. Германия: налоговое резидентство отсутствовало, поскольку также не был соблюден критерий 183 дней, достаточный для признания иностранного гражданина налоговым резидентом ФРГ. Кроме того, на территории Германии не было собственного либо арендуемого на длительный срок постоянного жилища.

3. Швейцария: налоговое резидентство также отсутствовало, поскольку вид на жительство типа «Б» не дает прав на налоговое резидентство на территории Швейцарской Конфедерации.

В итоге в 2002 г. у данного гражданина России страна налогового резидентства отсутствовала.

Понятие налоговых резидентов содержится в ст. 207 Налогового кодекса РФ, новая редакция которой введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЭ и вступила в силу с 1 января 2007 г.

Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

При этом налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, независимо от фактическою времени нахождения их в Российской Федерации.

Напомним, что в соответствии с действующие в 2006 г. нормами Налогового кодекса, а именно ст. 11 Налогового кодекса РФ, налоговым резидентом считалось лицо, которое фактически находилось на территории России не менее 183 дней в календарном году. Поэтому срок пребывания физического лица на территории России нужно было рассчитывать за каждый налоговый период (календарный год) отдельно.

Определять период, в течение которого физическое лицо находится на территории Российской Федерации, следует с учетом положений ст. 6.1 Налогового кодекса РФ. Согласно данной статье течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Таким образом, первым днем фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации считается день, следующий за календарной датой, являющейся днем прибытия данного лица в Российскую Федерацию. День отъезда физического лица за пределы Российской Федерации включается в количество дней его фактического нахождения в России.

Разделение налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов для установления разных режимов налогообложения их доходов является общепринятой мировой практикой. В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса РФ налоговые резиденты Российской Федерации уплачивают налог со всех доходов, полученных ими в налоговом периоде как от источников в России, так и от источников, находящихся за ее пределами (неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты - только с доходов, полученных от источников, находящихся в Российской Федерации (ограниченная налоговая ответственность).

Таким образом, для резидентов установлена неограниченная налоговая ответственность, а для нерезидентов она ограничена.

Пример.

Иностранный гражданин 31 июля 2007 г. приехал в Россию для выполнения работ в иностранном представительстве, находящемся в Москве. В иностранном представительстве он проработал до 1 мая 2008 г. и выехал за пределы Российской Федерации 2 мая 2008 г.

Налоговый статус иностранного гражданина в 2007 и 2008 гг. следовало определять отдельно за каждый налоговый период. Время пребывания в России иностранного гражданина приходится на два налоговых периода:

Таким образом, иностранный гражданин не являлся налоговым резидентом Российской Федерации ни в 2007-м, ни в 2008 г.

Пример.

Иностранный гражданин приехал в Россию 31 октября 2007 г., проработал в российской организации до 1 июня 2008 г. и в этот же день выехал за пределы Российской Федерации.

В 2007 г. иностранный гражданин не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, так как общая продолжительность его пребывания на территории России составит 61 календарный день (с 1 ноября по 31 декабря 2008 г.). Бухгалтер организации, в которой он работал, должен удерживать с его доходов налог по ставке 30%.

В 2008 г. иностранец приобретет статус налогового резидента когда общая продолжительность его пребывания в России составит 183 дня. Одна» граждане выехал за пределы России 1 июня 2007 г., т.е. до истечения в 2008 г. 183 дней. Следовательно, бухгалтер организации при исчислении НДФЛ с доходов указанного гражданина применяет налоговую ставку в размере 30%.

6.2 Международное двойное налогообложение. Принцип резидентства и принцип территориальности

Принцип резидентства и принцип территориальности являются базовыми понятиями для определения налогового статуса лица в большинстве стран мира.

Согласно принципу резидентства все доходы хозяйствующего субъекта, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций, облагаются подоходными налогами в стране, в которой физическое или юридическое лицо является резидентом. Статус резидента устанавливается законодательством.

В соответствии с принципом территориальности, реализующим налоговый суверенитет каждого государства, все доходы, полученные на данной территории, подлежат налогообложению в юрисдикции их образования. При распределении таких доходов в пользу реципиентов, находящихся в иностранном государстве, взимаются специальные налоги на репатриацию прибыли.

Действие примерного механизма, когда один и тот же доход может подпадать под налогообложение несколько и более раз, следующее. Вариант первый: доход, извлекаемый из источника в одной стране и полученный лицом, обладающим постоянным местом пребывания в другой стране, может облагаться налогом в обеих странах одновременно. Вариант второй: физическое лицо, если законодательство двух стран использует разные критерии определения статуса резидента, может оказаться резидентом и того государства, и другого для уплаты подоходного налога в одном и том же году и подпасть по всему объему своего дохода под бремя налогообложения.

Данная проблема не возникала бы, если бы все страны использовали в своих налоговых законодательствах только принцип резидентства. Но ни одно государство практически не может отказаться полностью от использования принципа территориальности, т.е. не может не облагать источник дохода, составляющего базу налогообложения, в связи с нахождением на его территории.

6.3 Международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Методы устранения двойного налогообложения

Понятие двойного налогообложения можно выразить следующим образом: это ситуация, когда один и тот же субъект облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух государствах и более за один и тот же период. Двойное налогообложение вызвано тем, что порядок определения налогооблагаемой базы и правила определения облагаемого дохода (предпринимательских прибылей, процентов, роялти, дивидендов и др.) в разных странах существенно различаются.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства. В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить, прежде всего, из положений международных договоров в области налогообложения.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

6.4 Механизм устранения международного двойного налогообложения доходов в РФ

Инструментами механизма устранения международного двойного налогообложения доходов в Российской Федерации являются система налогообложения иностранных организаций и система зачета иностранного налога.

Российская модель механизма устранения международного двойного налогообложения, в основном, соответствует международным принципам. На внутригосударственном уровне в России применяется принцип резидентства в сочетании с принципом территориальности при налогообложении нерезидентных организаций; установлена особая система налогообложения доходов нерезидентов; устранение двойного налогообложения российских организаций достигается методом зачета иностранного налога; предусмотрены отдельные меры противодействия избежанию налогообложения (регулирование трансфертного ценообразования, правило тонкой капитализации).

Важным элементом механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации является система зачета иностранного налога, которая установлена отдельными положениями главы 25 НК РФ. Проблема международного двойного налогообложения российских организаций при использовании принципа резидентства решается путем предоставления иностранного налогового зачета по налогам, уплаченным за рубежом. При этом законодательство ограничивает налоговый зачет суммой налога, подлежащего уплате с иностранных доходов в Российской Федерации.


Стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство). Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях в Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в 1997 году свыше 67 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и Московскую область, ...



Лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами: · приостановить возникший упадок промышленного производства в стране, из-за...

Коммерческих организаций с иностранными инвестициями освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость. Заключение Анализ государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику позволяет сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития иностранных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с...


42881 предприятие, основанное на иностранном капитале и капитале инвесторов из Сянгана, Аомыня и Тайваня. Наряду с положитель­ным вкладом их в развитие экономики КНР в экономической литературе от­мечаются и значительные проблемы. Очень редко иностранные инвесторы вкладывают свой пай в совместные предприятия живыми деньгами, предпочи­тая вносить импортное оборудование, порой завышая его цену и...

Резидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, экономические интересы которых сосредоточены на территории РФ.

К физическим лицам-резидентам относятся: *

постоянно или временно (в течение более одного года (365 + 1 день) проживающие на территории Российской Федерации; *

временно находящиеся (менее одного года) за пределами России; *

государственные служащие (включая дипломатов) и военный персонал - граждане РФ, работающие за рубежом, вне зависимости от сроков их пребывания за пределами страны; *

студенты, обучающиеся за рубежом, и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их проживания за границей.

К юридическим лицам-резидентам относятся: *

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с юридическим адресом на ее территории (включая СП), а также полностью принадлежащие иностранным инвесторам, их дочерние и(или) зависимые хозяйственные единицы, если в учредительных документах не оговорено иное (например, предприятие будет осуществлять свою деятельность на территории страны менее одного года); *

предприятия с долевым участием и полностью принадлежащие российским инвесторам, их филиалы, представительства и конторы с местонахождением на территории РФ; *

филиалы, представительства и конторы юридических лиц-резидентов РФ, находящиеся за пределами страны и имеющие в своем штате менее 10 наемных работников; *

филиалы, представительства и конторы юридических лиц-нерезидентов РФ, находящиеся на территории страны, если в учредительных документах не оговорено иное, т.е. они осуществляют свою деятельность менее одного года или имеют в штате более 10 наемных работников; *

дипломатические и прочие официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны.

Нерезидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, экономические интересы которых сосредоточены за пределами экономической территории страны.

К физическим лицам-нерезидентам относятся: *

физические лица, проживающие постоянно или в течение продолжительного периода (365 + 1 дней) за пределами страны; *

физические лица, находящиеся менее одного года на территории Российской Федерации; *

государственные служащие, члены дипломатического корпуса и военный персонал - граждане иностранных государств, работающие в РФ, независимо от сроков их пребывания; *

иностранные студенты и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их пребывания в нашей стране.

К юридическим лицам-нерезидентам относятся: *

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением на их территории; институциональные единицы с долевым участием российских инвестиций; предприятия, полностью принадлежащие российским инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и конторы в том случае, если в учредительных документах не указано иное; *

предприятия с долевым участием иностранных инвестиций и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние фирмы, филиалы и конторы, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, если в учредительных документах не оговорено иное; *

филиалы и представительства юридических лиц -нерезидентов РФ, находящиеся за пределами страны; *

филиалы и представительства юридических лиц - нерезидентов РФ с местонахождением в РФ, имеющие в своем штате менее 10 работников; *

филиалы и представительства юридических лиц - резидентов РФ в том случае, если в учредительных документах не оговорено иное. Например, институциональная единица будет осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства менее одного года (за исключением имеющих в своем штате менее 10 работников); *

находящиеся на территории РФ иностранные дипломатические или иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы, представительства и конторы.

Еще по теме Принцип резидентства:

  1. Журавлева В.Ю. Первый год президентства Б. Обамы: президент versus политическая система в условиях кризиса
  2. Устинова Ю.В.* Амбивалентная роль США в ближневосточных кризисах
  3. Дружественные нормы регулирования - базис для создания благоприятной среды развития бизнеса в международном финансовом центре
Рассказать друзьям