Гласная перед ва в глаголах. Правописание суффиксов глаголов -ова-, -ева

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В данной статье:

А17 не включает орфограммы с н - нн (этой теме посвящено отдельное задание А13).
Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг "нужных" суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено "Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку" и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.

Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их встретилось не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.

Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.

Cуффиксы глаголов

1). Суффиксы - -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать

Проверяй! Определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени!
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания

  • ую, юю , то пиши суффиксы -ова-(-ева-): советовать - советую, командовать - командую
  • ываю, иваю , то пиши суффиксы -ыва-(-ива-): опаздывать - опаздываю, рассматривать - рассматриваю

Внимание:

Данные в скобках фонетические варианты суффиксов встречаются после мягких согласных.

2). Различение суффиксов -е- + -ва- и -ыва- (-ива-): одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать

Внимание на ударение!

Суффикс -ва- всегда под ударением: одолева´ ть, заболева´ ть.
Перед суффиксом -ва- пиши суффикс -е-.

Суффиксы -ыва-, -ива- безударные: записывать, склеивать, прицеливаться.

Не путай:

В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.


3). Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения -и-.

Внимание:

Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши -е- в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и др. подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

4). Суффиксы в причастиях и деепричастиях.

Внимание:

В А17 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из КИМов:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая

Следовательно, не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.

Скле...вающий - от: склеивать
выдёрг...вая - от выдёргивать
прицел...вающийся - от прицеливаться
понаде...вшийся - от понадеяться
зачервив...вший - от зачервиветь
повизг...вая - от повизгивать

Применять, следовательно, нужно правила, приведённые выше.

Не ошибись:

Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить , прицеливающийся - от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий образовано от склеивать , прицеливающийся - от прицеливаться .

Суффиксы прилагательных

Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, т.к. именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в тренировочные варианты КИМов включены слова именно на эти правила.

1). Суффиксы -ив-, -ев-, -лив-, -чив-: красивый - боевой, счастливый, доверчивый

Внимание на ударение!
В прилагательных, образованных от существительных:
- под ударением пиши суффикс -ив-: краси´вый
- без ударения - суффикс -ев-: боево´й.
Пиши суффиксы -лив-, -чив- и под ударением: счастли´вый и без ударения: дове´рчивый.

2). Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- - -ев-, -еват-, -евит-: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый

Внимание на последний согласный корня!
После твёрдых согласных пиши суффиксы -ов-, -оват-, -овит-: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы -ев-, -еват-, -евит-: речевой, синеватый, боевитый.

Суффиксы существительных

1. Суффиксы со значением лица (производителя действия).

Суффиксов со значением лица много, но, к счастью, не все они вызывают ошибки при написании слов. Редко кто ошибётся в суффиксах:

Ист-: гандболист, тракторист
-ник-: дорожник, железнодорожник
-навт-: космонавт
-ец-: гонец
-ёр-: комбайнёр

Ошибкоопасные суффиксы: -тель-, а также -чик-, -щик-. Их и стоит повторить.

1). Суффикс -тель-: учитель
Запомни этот суффикс и всегда пиши его одинаково, с буквой е!
Пиши суффикс -тель- в словах, обозначающих лиц по роду деятельности: учитель, писатель, водитель.

2). Суффиксы
-чик-, -щик-: лётчик, каменщик, асфальтоукладчик

Внимание на последний согласный основы!
После:

  • согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс -чик-: переводчик, лётчик, разносчик, перевозчик, перебежчик
  • остальных согласных пиши суффикс -щик-: паромщик, стекольщик, каменщик, фонарщик

Внимание:

Перед суффиксом -чик- буквы к, ц, ч заменяются на т : раздат +-чик- ←раздача .
Мягкий знак пиши только после л : кровельщик , стекольщик .

2. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

В русском языке множество суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться. Ограничимся, правда, суффиксами, в которых пишутся буквы е и и , на которые нас ориентируют КИМы.

1). Суффиксы -ик-, -ек-: мячик - платочек.
Следи за беглой гласной е при изменении слова!
Если при изменении слова, в нём

  • гласный звук [и] сохраняется, пиши суффикс -ик-: мячик - мячики
  • гласный звук исчезает, пиши суффикс -ек-: платочек - платочка

2). Cуффиксы -ец-, -иц-: братец - умница, пальтецо - платьице
Узнай род существительного!
В существительных

  • мужского рода пиши суффикс -ец-: братец, палец
  • женского рода - -иц-: красавица, умница
  • среднего рода могут быть и -ец-, и -иц-:
    • в предударном слоге (перед ударением) пиши -ец-: пальтецо´ , письмецо´
    • в заударном слоге (после ударения) пиши-иц-: пла´ тьице, кре´ слице

3). Суффиксы -ечк-, -ичк-: дочечка, местечко, Ванечка - луковичка

Для слов женского рода определяй производное слово!
В существительных пиши суффикс -ечк-: букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка

Не путай:

В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом -иц-, пиши суффиксы -ич- и -к-:
синичка← синица, пуговичка←пуговица, луковичка←луковица.

4). Суффиксы -оньк-(-еньк-): яблонька - доченька

Определи, какой звук перед суффиксом!
В существительных после

  • твёрдых согласных пиши суффикс -оньк-: кухонька, кисонька, лапонька
  • гласных, шипящих и мягких согласных - суффикс -еньк-: Зоенька, душенька, доченька, бабусенька

5). Суффикс -к- в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка

Ищи производящую основу!

Если в существительных женского рода c суффиксом -к- производящая основа

  • на ин , пиши суффиксы -ин- и -к-: середин+ка←середина
  • на н , пиши сочетание букв енк : вишен+ка←вишня.

3. Суффикс -ен- в разносклоняемых существительных: времена, имена

Запомни:

10 существительных на мя :
бремя, племя, время,
семя, темя, стремя,
знамя, пламя,
вымя, имя

Пиши суффиксы -ен-(-ён-) во всех формах множественного числа, а также в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей в единственном числе.

Вконтакте

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Большинство глагольных суффиксов - безударные: заведовать, похлопывать, что и вызывает трудность в их написании.

Суффиксы -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

1. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он чередуется с суффиксом [-уф]: бесед- ова-ть, бесед-ова-л, бесед[у}-у]; советовать, советовал (советую); командовать, командовал (командую); требовать, требовал (требую); экзаменовать, экзаменовал (экзаменую); горева-ть, гор-ева-л, eopl’yj-y]; танцевать, танцевал (танцую); потчевать, потчевал (потчую); бушевать, бушевал (бушую); заплевать, заплевал (заплюю).

2. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ыва-(-ива-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он не изменяется; суффикс -ыва-(-ива-) всегда безударный: подгляд-ыва-ть, подгляд-ыва-л (подглядываю); допытываться, допытывался (допытываюсь); запрятывать, запрятывал (запрятываю); обусловливать, обусловливал (обусловливаю); расстёгивать, расстёгивал (расстёгиваю); развеивать, развеивал (развеиваю); навьючивать, навьючивал (навьючиваю).

Пр имечания: 1. Наиболее трудным является определение суффиксов у глаголов с историческим корнем еед-. Запомните: глаголы исповедовать, исповедовал (исповедую); проповедовать, проповедовал■ (проповедую); заведовать, заведовал (заведую) пишутся с суффиксом -ова-; а глаголы разведывать, разведывал (разведываю);

отведывать, отведывал (отведываю); проведывать, проведывал, (проведываю); наведываться, наведывался (наведываюсь); выведывать, выведывал (выведываю) - с суффиксом -ыва-.

2. В действительных причастиях прешедшего времени сохраняются суффиксы глаголов, от которых причастия образованы: беседовавший (беседовать), подглядывавший (подглядывать).

3. Суффикс -ва- отличается от суффикса -ова-(-ева) тем, что не чередуется с [-г//-], а от суффикса -ыва-(-ива) тем, что находится под ударением. Перед суффиксом -ва- в корне пишутся гласные е, и, а, которые легко проверяются ударением: обвевать (обвеять), успевать (успеть), одолевать (одолеть), вызревать (зреть), согревать (согреть), заболевать (заболеть), распевать (спеть), высевать (сеять), обвивать (обвитъ), разбивать (разбить), запивать (запйть), расшивать (расшить), издавать (издать).

Запомните: в глаголах затмевать, застревать, намереваться, обуревать, увещевать, растлевать пишется суффикс -ва-, которому предшествует е.

Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-

В глаголах с приставкой обез- пишется суффикс -е- или -и-.

Существуют глагольные пары с суффиксами -е-, -и-: обезводеть - обезводить, обезволеть - обезволить, обезглаветь - обезглавить, обезденежеть - обезденежить, обездометь - обездомить, обездушеть - обездушить, обезземелеть - обезземелить, обезлесеть - обезлесить, обезлистветъ -" обезлиствить, обезлошадеть - обезлошадить, обезлюдеть - обезлюдить, обезмолветь - обезмолвить, обезножеть - обезножить, обезрыбеть - обезрыбить, обезуметь - обезумить, обескроветь - обескровить, обессилеть - обессилить, обессмыс- леть - обессмыслить. Указанные глаголы различаются переходностью и непереходностью. Переходными являются глаголы, после которых можно поставить существительное в форме винительного падежа без предлога^ обезземелить (кого?) крестьянина, обезрыбить (что?) водоём. В переходных глаголах пишется суффикс -и-. После непереходных глаголов нельзя поставить существительное в форме винительного падежа без предлога: крестьянин обезземелел (‘лишился земли’), водоём обезрыбел (‘стал безрыбным’). В непереходных глаголах пишется суффикс -е-.

Обратите внимание: глаголы обезболить, обезвредить, обездолить, обезжирить, обеззаразить, обеззвучить, обезличить, обезнадежить, обезоружить, обескрылить, обесславить(ся), обессмертить(ся), обессолить, обессудить, обесформить, обесцветить(ся), обесценить(ся) и др. употребляются только как переходные и пишутся с суффиксом -и-. Глаголы обезголосеть, обеззубеть, обезручеть, обеспамятеть и др. употребляются только как непереходные и пишутся с суффиксом -е-.

Примечание. В глаголах трухляветь - трухлявить, червиветь - черви- вить, шершаветь-шершавить употребление суффиксов -е-, -и- также связано с переходностью и непереходностью.

Суффикс -енетъ(-енитпъ)

1. В русском языке не существует глаголов с суффиксом «-янетъъ, глаголы имеют только ударный суффикс -енеть: леденеть, костенеть, остекленеть, остолбенеть, окровенеть, остервенеть и др. Эти глаголы образованы с помощью суффикса -енеть от существительных; например, глагол деревенеть образовался от существительного дерево (а не от прилагательного деревянный). Глаголы с суффиксом -енеть-■ непереходные: Он умер, отупели, остекленели глаза, угасла в них даже тень осмысленности (Герц.-).

2. Глаголы с ударным суффиксом -енить - переходные: леденить, костенйть, искровенйть и др. [Понимаю, война будет долго кровенить душу и судьбу (Н. С.).]

Примечание. Глагол пьянеть и его производные образованы от прилагательного пьяный и в зависимости от переходности или непереходности в них пишется суффикс -еть или -шпь: опьянеть (неперех.) - опьянить (перех.).

Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);

Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.

Х о ду р о к а.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

Осенний ---осеньвидел ---- видеть

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил -----выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.

Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командОВАть

настаИВАЮ – настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)

Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.

4. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму.

1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)

Его усиленно угощали (потчевали – потчую )

Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )

Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )

Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать

2.Слайд « Фразеологическая пауза».

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:

Подливать масла в огоньусердствовать

Набрать в рот водыподзадоривать

Из кожи вон лезтьбезмолвствовать

5. Промежуточный контроль

Слайд «Самостоятельная работа»

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

1. –ыва-оправд..вать – атак..вать

2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-запис..вать – чувств..вать

6. –ова-негод..вать – откус..вать

7. –ыва-действ..вать – образов..вать

Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

о правдывать

т оржествовать

л акировать

и сследовать

ч увствовать

н егодовать

о бразовывать

Разбираем допущенные ошибки.

6. Слайд «Самостоятельная работа»

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.

Самопроверка по слайду:

ООЕ

ИЫЫ

ЫИЫ

ЫОИ

ИЕЕ

7. Подведение итога урока.

Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:

[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)

8. Домашнее задание (на карточках)

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________

расход - ________________________

Зависть - _______________________

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять- __________________________

копить - _____________________________

печалиться - _________________________

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - __________________________

проводить расследование - _________________________

посылать телеграмму -____________________________

дать совет -___________________________

Рассказать друзьям