Почему я не ходил на бессмертный. Почему акция «Бессмертный полк» у многих вызывает неоднозначные чувства, вплоть до неприятия? «безсмертный полк» это хорошо для россии или плохо

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всем привет. Я долго не мог понять, что мне не нравится в идее бессмертного полка. Скажу сразу: я не против самой идеи почитания Подвига своих предков. Все верно – должны помнить, знать, передавать детям. Идея правильная и замечательная, но… Что-то грызло мою душу (тм).

Какой-то маленький непонятный червячок. Когда на АШ появились предложения на День Победы сменить аватарки на фото дедов, мне показалось это мелким и незначительным. А кроме этого, есть еще несколько моментов: воевали деды, прадеды, их братья. Многие не вернулись никогда, и даже не оставили потомства – их Подвиг от этого стал меньше? Были и те, кто канул без вести, и тоже не оставил после себя никого, кто мог бы пройтись по улице с его портретом. Победа ковалась не только теми, кто выжил, но и погибшими, и пропавшими без вести и умершими от голода в осажденном Ленинграде. Победу делал весь Народ. И распечатав фото своего деда и пройдя в строе по улице вместе с другими такими же людьми, не умаляем ли мы Подвиг людей, которые положили свою жизнь тогда, и которых сейчас даже вспомнить некому. Могила Неизвестного Солдата она ведь неспроста взялась – были герои, о которых даже вспомнить некому.

Конечно, необходимо знать, помнить и передавать детям и внукам подвиги своих предков. Но только зачем выпячивать этот подвиг напоказ. Ведь наши деды выполняли свой долг, а не для медальки старались, и уж тем более не для того, чтобы внук с его портретом ходил по улице. В этом есть такой хитрый момент: это подвиг Моего Деда (именно моего) – был большой Подвиг Народа, а стало много маленьких индивидуальных подвигов. Этот момент терзал мою душу (но не сильно) пока не прочел коммент редактора раздела Комментарий такой:

По российской земле носят портрет немца Ольденбурга ни как не причастного к Великой Победе.И ни кто не пронес портрет Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса И.В.Сталина.

И действительно, ни одного портрета Сталина!!! Волосы дыбом на голове встают от дикой несправедливости. То есть, каждый считает, что Его Дед сделал для Победы больше, чем Сталин?!! Все действительно так думают?

А еще немного подумав, я понял, что даже выйдя на улицу с портретом Генералиссимуса лично я буду чувствовать себя некомфортно. Ведь это так трудно пойти против течения. Сразу будут задавать вопросы: как? Да вы что? Он же тиран (тм)! И на эти вопросы придется отвечать. Проще распечатать фото деда и выйти с ним, даже никто не спросит кто это у тебя на фото. А если и спросят, то гордо расскажешь о его подвигах. Это же Мой Дед. Это проще и комфортней себя будешь чувствовать в толпе, но это НЕПРАВИЛЬНО.

Вот так вот и получается бессмертный полк, без комполка…

9 мая по всему миру пройдет традиционный «Бессмертный полк». По словам организаторов, в этом году с портретами родных, погибших во время Второй мировой войны, выйдут жители 100 стран. 95% россиян поддерживают акцию, к ней присоединяется все больше людей во всех городах страны. В прошлом году в Москве прошли с именами ветеранов по центральным улицам 850 тысяч человек, в этом году заявлен уже один миллион. Платон Беседин — о том, почему мы должны присоединиться к колонне памяти.

«Бессмертный полк» родился в 2011 году в народе и из народа. Он вызрел из самой истории русской, где главным всегда была связь с предками, историческая память. То, что оберегало страну в самые тяжкие времена. И из регионального события «Бессмертный полк» превратился в многомиллионное шествие, охватывающее теперь уже 100 стран мира.

У Андрея Платонова есть рассказ «Одухотворенные люди». Посвящен он одному из боев под Севастополем. Немецкие пули прижимают русского солдата к земле так, что головы не поднять. Но, вжавшись, он вспоминает лицо матери и, обретая силу, идет в атаку. Солдат погибает, но лишь физически – победа духа над телом дарует ему бессмертие.

Это не художественный вымысел – так было на самом деле. Я много общаюсь с ветеранами, теми, кто прошел войну на полях боя и в лагерях, и все они говорят: вспоминаешь дом, маму, папу, близких, вспоминаешь, что сделал и чего сделать не смог. Связь с домом поддерживает тебя живым, не дает сойти с ума от обыденности и близости смерти. И эти же люди – ветераны – рассказывали мне, как жили они, их деды и прадеды до Великой Отечественной войны. Тяжко жили: голод, холод, нищета, забирали последнее. Но когда пришел враг, измученный народ поднялся, встал единой живой стеной, чтобы защитить Родину, и одержал победу в самой страшной войне за всю историю человечества.

Ради Сталина? Ради партии? Нет, конечно. Немецкие записи – и Геббельса, и рядовых солдат – отмечают поразительное, нечеловеческое упорство и героизм русских. Они жертвовали собой, они шли вперед, и тьма отступила. И их бой шел не за партию и не за Сталина, а за тех, кто жил в их сердцах, кто населял их землю — за родителей, за дедов и за прадедов. За Родину. Потому они победили, хотя все было против них.

Кто-то тявкнет «задавили мясом». Кто-то пробубнит про мудрость командования. Кто-то заикнется об ошибках немцев. Пусть и так, но этого малого для победы. Главное – то, что идет из глубины. Это – древо подвига. Он не совершается вопреки – только благодаря. Подвиг не рождается из ничего. Его основа – преемственность, когда есть память о других, когда живешь ради кого-то и чего-то. И в корне этого – память, рождающая мечту. Память устремлена в прошлое, мечта – в будущее, а между ними – настоящее. Потому столь важно то, что происходит на «Бессмертном полку».

Во второй половине XIX века русский философ Николай Федоров писал о коллективном воскресении. Очень русская мысль: ведь память народная хранит веру в торжество правды как истины и справедливости после смерти. И человек жив, пока жива память о нем. «Бессмертный полк» – это акт коллективного воскрешения. Каждый вспоминает о близком, о том, кто ушел из жизни – память воскрешает его, и он встает рядом. И когда таких людей тысячи, сотни тысяч, миллионы, все они вспоминают о том, что связывает их, живых и мертвых.

Это нельзя придумать – можно только пережить. «Бессмертный полк» естественен, как сама жизнь. Он рождается из глубин памяти народной и из чувств каждого человека. Смерть больше не властна. Она, съеживаясь, уходит. И каждый, кто стоит в колонне, держит фотографию не мертвого, но живого.

Я оказался в «Бессмертном полку» год назад. Не с фотографией, а по работе – должен был записывать дубли для фильма. 9 мая я привык праздновать со своими дедами – они живы. Но вот я – впервые – в «Бессмертном полку». Вокруг меня – люди с фотографиями. Мнутся, переступают с ноги на ногу, переговариваются. Но вдруг колонна приходит в движение. Слышится одинокое «ура», еще одно, все больше. И выкрики эти сливаются в одно неразрывное, монолитное. «Ура» несется над улицей, и колонна идет, а вместе с теми, кто жив, в строю те, кто, казалось бы, умер. Но они идут как живые. И видится – внутри особенно явно – движутся не люди, а армия светляков — от них исходит сияние, и мир вокруг становится иным, больше не забирающим жизнь. И слезы наворачиваются на глаза, и сердце поет, и душа отзывается.

Нигде и никогда невозможно более испытать подобное чувство. Потому что только человек – его дух, его память – способны менять реальность. А когда человек не один, то эффект обретает могучую силу. Миллионы людей вспоминают одновременно каждый свое, личное, но в то же время единое – временное полотно рвется, из вечности проступают лица. Как живые.

В прошлом году в шествии приняли участие – только в России – 8 миллионов человек. В этом году людей станет еще больше. Разных людей. С разными взглядами. Но все они встанут в ряд с остальными, забудут о политике, экономике – обо всем том, что нас пытается разделить. Забудут – и услышат голос единственно важного, того, что связывает с предками, землей, Родиной. И каждый станет собой, и каждый станет другим, и другие станут целым.

В этом году «Бессмертный полк» пройдет в 100 странах. Самое массовое шествие будет в Москве. Организаторы ожидают около миллиона человек. Колонна начнет формироваться у «Динамо» в 13.00 и двинется к Кремлю. Время и место сбора в любом городе можно уточнить на официальном сайте движения. Участником может стать каждый, но лучше приходить с фотографией или портретом своего героя. Штендеры и транспаранты можно изготовить также самому или заказать в фотоцентре.

Тот, кто был в полку, останется там навсегда. Тот, кто еще не был, ощутит это чувство. И больше не выйдет из светового потока. Бессмертие есть единство и непрерывность исторической и личной памяти. Пока мы помним, мы живы. И наши предки идут рядом с нами. Они тоже живы. Благодаря нам. А мы живы благодаря им. Связь поколений, связь времен не прервать. Это не только дань Победе, но и победа новая. Наша – каждого лично и всех вместе. Потому 9 мая я – в «Бессмертном полку», а вы?

Многие кубанцы примут участие в самой масштабной патриотической акции России – «Бессмертный полк»: присоединяйся!». О том, почему они это делают, мы спросили наших читателей.

Заместитель председателя совета ветеранов Тихорецкого района:

– В прошлом году я шел в «Бессмертном полку» с внучкой Наташей. Мы несли портрет моего отца, Ивана Петровича. Он прошел всю войну, два года был в немецком плену, потом в штрафбате, участвовал в штурме Берлина. После марша осталось незабываемое чувство, будто отец был с нами, в одном строю. Теперь в День Победы мы выйдем на шествие «Бессмертного полка» всей семьей, специально приедут родственники из других городов. Сейчас делаю портрет из маленькой старинной фотографии своего деда, Федота Яковлевича Хохлова, 1883 года рождения – участника Первой мировой войны. Так что в «нашем полку» прибудет.

Повар детсада из станицы Каневской:

– Мой отец Виктор Дмитриевич Писаренко со своим двоюродным братом мальчишками убежали на фронт. Родители даже не знали, где их дети. Папа прошел Польшу, Румынию, дошел до Кенигсберга и Берлина. Был ранен, контужен, в результате ранения в голову потерял глаз.

В «Бессмертном полку» буду участвовать в память о нем. А вообще эта акция – великолепная! Давно пора было сделать что-то подобное. И для патриотического воспитания молодежи она чрезвычайно важна.

Атаман с хутора Лосево, Кавказский район:

– Для нашей семьи священный долг пройти в одном строю с «Бессмертным полком». Вместе с сыном сделали рамочки для фотографий прадедов – участников Великой Отечественной войны: Михаила Михайловича Таранкова, 1896 года рождения, и Ивана Федоровича Екименко, 1912 года рождения. Сын много спрашивает об их боевом пути, с интересом слушает рассказы о подвигах «деда Ивана» и «деда Михаила». Ко Дню Победы по просьбе сотрудников хуторской библиотеки делаем стенд с портретами земляков – участников войны. На фронт ушли более 500 жителей хутора Лосева, более половины не вернулись домой. В архивах ищем недостающие фамилии, и сын мне в этом помогает. «Бессмертный полк» объединил всех жителей нашей огромной страны. Мы помним! Чтим! Гордимся!

Пенсионерка из города Тимашевска:

– В рядах «Бессмертного полка» пойду второй раз с портретом своего отца – Федора Сергеевича Попова, младшего сержанта мотоциклетного батальона. Призван в июле 1941 года из Смоленской области, был стрелком, шофером, старшим мотоциклистом. Освобождал Минск, Вильнюс, Польшу и Восточную Пруссию. В числе его наград – орден Красной Звезды, медали –«За боевые заслуги» и «За отвагу». Тогда не принято было рассказывать про геройство на фронте, потому я мало что знаю, лишь по документам могу восстановить его фронтовой путь. Но точно помню, что за руль автомобиля и на мотоцикл после войны он вообще не садился – очевидно, свежи были ассоциации. В мирное время папа работал учителем, директорствовал в апшеронской школе № 36. Для меня большая честь и огромная ответственность представлять его в «Бессмертном полку»! Я люблю и горжусь им!

11 лет, школьник из Краснодара:

– Я обязательно пойду в «Бессмертном полку», и я там буду не один – со мной «идут» мои доблестные прадеды. Я уже приготовил их фотографии. Один из них – рядовой Николай Ефремович Цепков, который пропал без вести во время одного из самых масштабных сражений – Сталинградской битвы. Прабабушка до последних своих дней ждала его, надеялась, что вернется. Замуж она так и не вышла. Второй прадед – Филипп Филиппович Дубский, служил танкистом, был ранен, контужен, но все-таки дошел до Берлина. Я пойду, потому что наши деды заплатили за эту Победу своими жизнями и судьбами, я горжусь их подвигами, их мужеством и отвагой. И я просто не могу не пойти!

Подготовили: Оксана ПОПОВА, Денис БАТОВ и Сергей ШВЕДКО

Далеко не каждый современный праздник наполнен смыслом. Это можно понять, ответив себе на простой вопрос: «Что мы празднуем?» Вряд ли многие смогут вразумительно ответить о 12 июня или 12 декабря. Совсем не так с 9 мая. Пожалуй, поголовно все граждане нашей страны знают, что это за Праздник и почему мы радуемся и отмечаем эту дату. Происходит это потому, что у каждого был или есть дед, бабушка, прадед или прабабушка, которые воевали или работали на заводах, жили впроголодь в деревне, отдавая последнее для фронта, погибли или выжили на нем.

Если свидетели тех великих событий оставили этот мир, то они смотрят на каждого из нас с черно-белых фотографий, из зеркала, потому что некоторые похожи на своих дедов как две капли воды, или глазами наших детей. И вот именно поэтому этот праздник можно считать настоящим и очень человеческим.

Его человеческое лицо проступает даже через официоз федеральных каналов, когда Владимир Путин берет за руку ветерана, которого пытались оттеснить сотрудники ФСО, извиняется и долго идет рядом и что-то обсуждает. Такое невозможно сыграть, это не постановка, а жизнь, в которой сын такого же фронтовика не позволил обезличенной государственной машине зажевать ветерана в своих шестеренках «обеспечения безопасности первого лица».

Президент РФ пригласил ветерана ВОВ на возложение венка к могиле Неизвестного Солдата

Именно потому, что это настоящий праздник, организаторам не нужно думать о «явке». Люди сами идут в свой законный выходной не на шашлыки и по магазинам, а в многочасовой и многокилометровый путь по жаре или холоду вместе с портретами своих родных и близких, которые, может быть, при жизни так и не прошли парадным строем по Красной площади. В одной только Москве в этом году на акцию пришли более миллиона человек, в Петербурге - сотни тысяч. И так в каждом городе, городке и деревне. В храмах по всей стране традиционно совершаются заупокойные богослужения, церковные общины посещают могилы, приводят их в порядок.

Хотя бы одно политическое движение или партия могут вывести на улицы такое же количество людей? А наши деды и их подвиг могут.

Это и есть народ

Руководитель «Бессмертного полка»: Наши недруги чувствуют силу Русского мира

Акция «Бессмертный полк» зародилась снизу, как инициатива студентов и за несколько лет превратилась в общероссийское движение. Потому что несмотря на все перипетии и идеологические казусы XX века, мы по-прежнему чувствуем себя народом. Не рабочим классом, не европеоидной расой и даже не группой индивидов. Народом. Потому что народ - это не только те, кто живет сейчас. Это наши деды и наши еще не родившиеся дети, это живой организм, состоящий из множества клеток. Если угодно, это совершенная формула общества, где отец держит за руку сына, а тот несет портрет деда в орденах и медалях. И тут на второй план отступает все: статус, образование, доход и остается главное: мы осознаем себя потомками и полноправными наследниками героев, переломивших хребет самому страшному чудовищу за всю историю человечества.

В подтверждение этому - акции «Бессмертного полка» по всему миру. На всех континентах люди, по той или иной причине уехавшие из России, вдруг почувствовали этот зов крови и снова стали настоящими, даже если почти забыли о том, как это.

Исключение составляет лишь агрессивное меньшинство, истерично зубоскалящее и брызжущее слюной. Люди, которые не могут смириться с тем фактом, что Россия не закончилась ни в 1917-м, ни в 1991-м. Они добровольно перерезали пуповину, связывавшую их с народом, страной и нашей историей и теперь из своего вакуума удивляются и не понимают, как можно всерьез относится к тем событиям. Вот, какую позиции оппозиционного политика Гудкова тиражировали либеральные СМИ:

Нельзя всерьез требовать от людей остро переживать события прошлого века, когда их не было ни на свете, ни в проекте…Стране, у которой украли будущее, подсовывают лежалое прошлое: берите, не жалко. Одно время пытались навязать даже 1612 год - но не вышло, и решили сосредоточиться на 45-м».

Эти люди вызывают теперь скорее не гнев, а жалость. Потому что они не знают то, что знаем мы, бывшие в колонне «Бессмертного полка». Рано или поздно и Гудков, и я, и вы, все мы умрем. И когда мы встретимся там с нашими дедами (а Гудков встретиться со своим!), какими глазами они на нас посмотрят? Такими же ласковыми и веселыми, как на фотографиях, которые мы несем?

15/05/2015

Не успели в сети отпраздновать 70-летие Победы, как разгорелась новая война – война за память. Поводом стала акция «Бессмертный полк», прошедшая во всех крупных городах России.


О на моментально заглушила все шутки по поводу танка, заглохшего на репетиции московского парада, прекратила поиски ряженых ветеранах на трибунах у стен Кремля и вообще положила конец разговорам о «рейдерском захвате» Победы, инициированным накануне юбилея популярным психологом Людмилой Петрановской. Десятки тысяч людей шли с портретами погибших на войне предков.

Ошеломительный эффект акции Ирина Арутюнова описала так: «Я смотрела на «Бессмертный полк» на Невском проспекте. Это было потрясающе!!! Неповторимое зрелище. Нескончаемый поток людей с просветленными лицами с портретами в руках. Это шествие живых потомков, поднимающих вверх в небо фото молодых предков. Ощущение соприсутствия».

Поток восхищенных отзывов не перебивали ни портреты Сталина и Ленина, которые люди несли в Иркутске, ни портрет Берии и живой Хирург, шествовавшие в Москве, ни фотографии плакатов, якобы брошенных участниками на улице сразу после марша.

Вот только было у этой акции одно «но», которое сразу же отметил Олег Кашин: «Большие массовые акции по типу "несколько тысяч тинейджеров вешает нескольким тысячам ветеранов на шею по гильзе с поздравлением к 9 мая" - это были крупнейшие акции "Наших" в нулевые. И какая ирония судьбы, что они этот формат создавали много лет и тестировали, а в итоге главной и, видимо, уже прижившейся общенациональной акцией этого формата стала та, которую придумали не они, а томский независимый телеканал, в этом году разгромленный государством».

О том, что государство «перехватило» искреннее начинание журналист томского ТВ-2 и председатель совета межрегионального историко-патриотического движения «Бессмертный полк» Сергей Лапенков жаловался еще в апреле. Состоявшиеся акции его опасения подтвердили. Разговор о «рейдерском захвате» всего святого пошел бы здесь на второй круг, если бы огромное впечатление, оставленное акцией, не породило размышлений более философского свойства: очень многим она показалась шествием зомби.

Одним из первых этот эффект заметил Павел Арсеньев: «Если в случае политической манифестации участники требуют защиты или расширения своих прав, т.е. декларируют способность действовать от своего лица, то 9 мая люди представляли не самих себя, а (предположительно) своих (предположительно) воевавших родственников, в чем главное могло бы быть с точностью подмечено только Вагиновым и Юфитом: они представляли не себя, а мертвецов».

Сергей Зенкин, анализируя логику обрядов, пишет: «Есть обычные, стандартные формы поминовения усопших. Главная из них - посещение кладбища (или памятников, символически заменяющих могилы). Здесь же все наоборот: марш "бессмертного полка" - это такая антипасха (вскоре после настоящей), когда не живые направляются к могилам мертвых, а сами мертвые сходят со своих могильных изображений и плотной колонной шествуют по городу. Зомби не зомби, но это кладбище, вышедшее на улицы».

Оживших мертвецов во всех культурах принято бояться - их стараются почтить и задобрить, потому что повторение прошлого не нужно никому. Фотографии российских городов, наполненных идущими колонной покойниками, свидетельствуют о том, что сейчас их, наоборот, стараются мобилизовать. Зенкин констатирует: «неладно что-то в национальной памяти и самосознании», а Роман Лейбов, сравнивая придуманное «Мемориалом» чтение имен репрессированных у Соловецкого камня с шествием «Бессмертного полка», ставит более точный диагноз: «Они отчетливо противоположны по смыслу.

"Возвращение имен" - это о том, что нельзя забывать, чтобы не повторялось. "Бессмертный полк" - это о том, что нельзя забывать, чтобы бесконечно повторялось». И оно, кажется, повторяется - уже и дети в школе разучивают вот какую песню.

Рассказать друзьям