30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.
Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...
Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...
Образы революционной эпохи
1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКИ. 1917
2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917
Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: слева - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - Долой войну, давайте нам хлеба; справа в рамке - Большевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.
В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвященных Первой мировой войне и революции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реальном училище Ивана Александрова, а с 1910 года - и в мужской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о революции.
Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его учеников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.
В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвященные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.
Демонстрации, митинги и очереди
Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга»
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года
«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»
Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года
«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»
Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года
На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году)
«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»
Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года
«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»
Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года
Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» - «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» - «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»
Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года
Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»
Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года
На Театральной площади собрались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12–15 августа 1917 года под председательством Александра Керенского в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ - черное знамя анархистов. На первом плане - красный плакат железнодорожников станции Сортировочная с надписью: «Да здравствует демократическая республика!»
Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год
Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.
Образы революции
Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год
«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики - это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»
А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год
На рисунке изображен большевик, идущий на предвыборный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выборах в Учредительное собрание.
Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год
«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»
Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год
Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик - крохотный и одет в дорогую шубу; большевик - огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.
Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год
«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»
Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год
«Московская война»
Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года
На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».
«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»
Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года
Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.
«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»
«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»
«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»
Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года
«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»
«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»
Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года
10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы расположены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.
С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие плакаты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.
Источники:
Воронов В. Октябрьская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 12. 1927.
Воронов В. Февральская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 3. 1927.
Гончарова Н. Н. Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. М., 1987.
Научно-ведомственный архив Отдела письменных источников Государственного исторического музея. Оп. 1. Д. 154.
Отдел рукописей и научной документации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Ф. 4. Оп. 1.
Спасибо огромное доброму читателю за проявленный интерес.
ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:
Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.
Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.
С Уважением, Sergius Voskresenskiy.
30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.
Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...
Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...
Образы революционной эпохи
1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКИ. 1917
2 . ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917
Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.П одпись автора вверху: слева — Иванъ , справа — Каштановъ . Надписи: на знамени — Долой войну, давайте нам хлеба; справа в рамке — Большевик это эсть тот человек который идетъ п (р )оти (в) войны и просит много хлеба.
Неизвестный автор Бумага, карандаш, акварель. 34,7Х 26,5 см. Надписи: Долой войну и буржуев ; внизу — Большевик. Большевиком называется тот кто против войны; на обороте (рукой В. С. Воронова) — Рисунок 12 лет. р ебенка.
4. БОЛЬШЕВИК. 1917
5. ЮНКЕР И БОЛЬШЕВИК. Ноябрь 1917
Юнкер [Юнкера — воспитанники военных училищ, готовивших офицеров. Во время Великой Октябрьской социалистической революции в Москве и Петербурге главные военные силы контрреволюции]; справа — Большевик.
6 . МАТРОС-БОЛЬШЕВИК. 1917
7. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК С КРЕЙСЕРА «АВРОРА». 1917
"...Большой внутренней силой наделен образ матроса-большевика с крейсера «Аврора». Автор его мыслит нетрадиционно. Изображение приближено к зрителю, укрупнено до размера половины натуры и построено по принципу оплечного портрета, что необычно для детского рисования. Детям, как правило, свойственно стремление охватить образ целиком, завершить и выразить его через детали. Поразителен рисунок и по колориту — он выдержан в одних лишь многогранно разработанных охристых тонах. Нет здесь ни знамен, ни воззваний, но образ обладает поистине гипнотической силой. Такое впечатление достигается всей совокупностью художественных средств — композицией, цветом, смелой декоративностью, ритмическим повтором линий в чертах лица"" .
8. ПРОЛЕТАРИЙ. 1917
9. МАША-БОЛЬШЕВИЧКА. 1917
«…Чрезвычайно привлекает здоровой свежей красотой, силой, уверенностью образ Маши-большевички, девушки из народа, которая впервые в истории становится подлинной хозяйкой жизни. О том же говорит и ее поза. Впечатление это усиливается благодаря яркому мажорному сочетанию синего и красного, чистому, смелому контуру. Тщательно прорисованный фасон платья, украшений делает ее облик остросовременным. Вместе с тем следует отметить и особый декоративный дар автора, проявившийся не только в цвете, но и в узорчатости, орнаментальном характере силуэта, в симметрии, статичности, заставляющими вспомнить народную глиняную игрушку — свистульку» [с. 21].
10 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ СО ЗНАМЕНЕМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,5X26,4 см. Надписи: на знамени — Да здравствует Герман(ия ). Да здравствует мир. Ур(а); внизу — красногвардеец [Красная гвардия — добровольные вооруженные отряды рабочих, организованные для защиты революции. Существовали с апреля 1917 года до марта 1918 года; были распущены в связи с формированием Красной Армии]; на бумаге в руке—голосуйте за № 5 [«Голосуйте за № 5»—избирательный призыв голосовать за список большевистских кандидатов (список № 5) на выборах в московские городскую и районные думы].
«…Рисунок 10 несет большую информативную нагрузку. Лозунги на знамени героя-красногвардейца доведены до своего логического конца — не только «Да здравствует мир!», но и «Да здравствует Германия!». Было бы не удивительно, если бы рисунок относился к времени революции в Германии. Но нет, избирательный призыв «Голосуйте за список № 5» в руках красногвардейца говорит о времени выборов в городскую или районную московские думы. Значит, рисунок датируется июнем или сентябрем 1917 года. С Германией идет война, она — враг, тем не менее большевики смело выдвигают интернациональный лозунг. Народ его понимал, принимал, и даже ребенку лозунг «Да здравствует Германия!» не казался предательским» [с. 22].
11 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ-БОЛЬШЕВИК. 1917
12 . ЭСЕР-АГИТАТОР. 1918
Неизвестный автор. Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 34,7X25,5 см. Надписи: внизу — Против нового правительства желают иметь старое правительство; вверху на флажке — С. Р. [Эсеры — члены партии социалистов-революционеров, продолжателей народнических традиций в русском революционном движении].
13. КАДЕТ С ТРОСТЬЮ. 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 24,3X12.3 см. Надпись внизу: кадет. [Кадеты — члены конституционно-демократической партии (партии «народной свободы»). С разу после Октябрьской революции объявлены врагами народа].
«…на другом рисунке большевик представлен страшилищем с вытаращенными злобными глазами, стреляющим из пистолета. Этот рисунок не остановил бы нашего внимания, если бы не надпись. В первой ее части, как и во многих других работах, изложена программа большевика — «идет против войны и правительства» (может быть, это слова учителя?), но вот вторая часть надписи — «и хочет предать Россию»(!) — несомненно выражает мнение собственное, точнее сказать — семьи, среды. Приписаны эти слова той же детской рукой, но мелко, поспешно, другим карандашом, явно не одновременно с первой частью. Так же и лицо большевика (кстати сказать, по одежде он менее всего может относиться к большевикам, так как на нем форма казачьих войск) терто-перетерто резинкой для придания ему особо «зверских» черт. Можно думать, что зверство, как таковое, ассоциировалось у мальчика с казаками, с разгоном демонстраций, то есть с тем, что ребенок видел сам, о чем знал от взрослых. От взрослых же слышал, что большевик — «предатель и злодей», и совместил обе фигуры — казака и большевика» [с. 23-24].
15. БОЛЬШЕВИКИ И СВОБОДНАЯ РОССИЯ. Июль — октябрь 1917
Автор А. Константинов. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X23,9 см. Справа внизу подпись и дата: А. Константинов. 1917 г. Надписи: внизу — Большевик. Пропустите нас туда. Россия, нет непущу вы очень господа хорошы ; на платье женщины по подолу — Росci я; на двери за спиной России — табличка с надписью: Свобода. [Рисунок исполнен после третьеиюльской демонстрации].
«Проникновение классовых противоречий эпохи в сознание детей отражает и рисунок А. Константинова, решенный в аллегорической форме. Россия представлена здесь в образе девушки в русском наряде, за ее спиной — дверь в «свободную» страну (но «свобода», которую принесла Февральская революция, на деле такая же показная, опереточная, как и сама эта девушка в сарафане и кокошнике). Она отказывается пропустить в «свободную» страну большевиков, террористов, нарушителей общественного порядка, изображенных с дымящейся бомбой в руках» [с. 24].
«…Мальчиком по фамилии Никитин исполнен рисунок с определенным намерением осмеять идею, носителем которой является красногвардеец. Таким обычно представляется нам шаржированный тип анархиста: руки в карманах, во рту папироса, ущербная верхняя часть лица за счет гипертрофированной нижней. Шапка надвинута на красный нос, свидетельствующий о склонности к спиртному. На шее красный бант, демонстрирующий крайнюю левую позицию его обладателя. Все компоненты рисунка активно работают на поставленную задачу. Особенно выразителен силуэт — голова, одежда, задирающиеся фалды френча, волнистая линия приспущенных брюк. Уверенно, крепко, с нажимом определен контур, раскраска легко и ровно заполняет форму» [с. 23].
17. БУРЖУЙ С ПАПИРОСОЙ. 1917
18. БУРЖУЙ С КОРОБКОЙ КОНФЕТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X26,8 см. Надписи внизу: справа — буржуй; слева — буржуй. На конфетной коробке — Т-во С. Ciy и К о . Москва [С. Ciy и К о — фирма, владевшая кондитерской фабрикой (Петроградское шоссе, 13) и шестью кондитерскими магазинами в Москве. На базе фабрики Ciy образовалась кондитерская фабрика «Большевик»].
«…Основная мысль, воплотившаяся в образе буржуя с коробкой конфет,— полная никчемность его. Это бездельник, франт и кутила. С удивительным чутьем найдено колористическое решение рисунка — красно-малиновый тон фрака в сочетании с черным (цилиндр, лацканы фрака) и желтым (коробка, бутоньерка, монокль). Цветовой аккорд этот, яркий, но изысканный, уже сам по себе создает представление, несовместимое с какой бы то ни было трудовой деятельностью. Вполне выраженная одним только цветом идея подкрепляется позой и атрибутами. Беспомощным изящным жестом отставлены бездельные руки, держащие трость и конфеты. Получился лаконичный, но вполне законченный сатирический портрет существа, паразитирующего за счет трудовой части общества» [с. 25].
«…Спекулянт откровенно страшен. Фигура его зловеща: сине-серое пальто и цилиндр, синие усы, борода и брови, на желтом блине лица косо посажены злодейские глаза. Резко отрицательное отношение ребенка к своему персонажу обусловило и однозначность образа, мгновенную его найденность. Рисунок кистей рук — кружок, расчерченный пятью черточками (в результате чего, между прочим, получается не пять, а шесть пальцев), и надпись, орнаментально большими буквами включенная в рисунок, свидетельствуют о совсем юном, дошкольном возрасте автора» [с. 25-26].
20. БУРЖУЙ С ГАЗЕТОЙ «РУССКОЕ СЛОВО». 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 26,5X15,3 см. Надпись вверху: Буржий ; на газете — Русско (е) слово. [«Русское слово» — ежедневная московская газета, издававшаяся И. Д. Сытиным. Представляла интересы либеральной буржуазии. Была закрыта в январе 1918 года.].
«…Буржуй с газетой — общественный деятель, биржевик, октябрист. Главной характеризующей его деталью является буржуазная газета «Русское слово». Маленький художник, не справившийся даже со словом «буржуй», тем не менее, очень точно находит художественное решение для своего героя. Выразительное соотношение цветов (желтый, лиловый, черный), резко прочерченный контур силуэта, напоминающего большую хищную птицу, способствуют выявлению сущности уверенного в себе «хозяина» жизни» [с. 25].
социал - демократической партии на большевиков и меньшевиков].
«…Многозначительно сопоставление на одном листе большевика и меньшевика. Большевик огромен, меньшевик перед ним — как грибок. Что натолкнуло ребенка на такое толкование? Да сами сказочные названия, сами персонажи сказок. Великан, мальчик с пальчик — существа, знакомые с раннего детства, они всегда рядом, они близки и привычны. Но не только размерами доказывает автор различие этих людей. Маленький хоть и мал, но одет в дорогую шубу, а у большого все штаны в разноцветных заплатах, он в кожанке, в валенках и вооружен. Это — рабочий, бедняк, революционер. А тот, маленький,— богатый, он не за революцию. Таким образом, социальная суть отношений понята ребенком вовсе не столь примитивно, как это может показаться с первого взгляда» [с. 26].
24. БОЛЬШЕВИК ЛЕНИН И МЕНЬШЕВИК ДАН. Июль — октябрь 1917
Неизвестный автор/ Бумага, графитный и цветной карандаши. 36,3X21,9 см. Надписи: вверху на знаменах — Долой Буржуазное Правительство защиту найдете только у Большевиков; внизу посредине — большевик Ленин; на воззвании, которое Ленин держит в руке, — Не подчиняйтесь временному правительств(у) изменнику Керенскому. Просите мира у большевиков с Германией. Вооружайтесь и идите против врем(енного ) правительства); под длинным свитком в правой руке Ленина — это есть воззвания большевика; справа под маленькой фигуркой — Данъ меньшевик [ Гурвич-Дан Федор Ильич (1871 - 1947) – один из лидеров меньшевиков. В 1922 г. выслан за границу.]; на листе в руке у меньшевика — бейте большевиков шпi онов предател (ей).
«Большевик и меньшевик — это В. И. Ленин и Ф. И. Дан . В противопоставлении двух лидеров социал-демократических партий выражена острая политическая борьба. Через их размеры передана духовная значимость и моральная сила этих людей. Оба изображения сопровождены развернутыми текстами, определяющими их политические платформы. Ленин выступает против Временного правительства, в защиту народа. Воззвание Дана отражает лишь фракционную борьбу с большевиками, содержит брань и призыв бить большевиков. Наконец, хотя оба они одеты бедно, но на одежде Ленина все же заплаток намного больше. Сама история разрешила их спор очень скоро. Ленин был и останется вождем мирового пролетариата, Дана забыли уже современники» [с. 26-27].
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из
коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М
.,
1987.
Оцифровка:
Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .
Эпохи. 1917-й #2 Свидетельства детей-современников из коллекции Воронова mamlas wrote in May 4th, 2017
Ещё о Революции в РИ , и
Революция для самых маленьких
/ Революция 1917 года
События 1917 года в рисунках и дневниковых записях детей / Аудиолекции историка Бориса Колоницкого, воспоминания очевидцев, лучшие исследования эпохи, детские рисунки и обзор главных событий 1917 года / Курс №42. «Революция 1917 года»
Митинги, очереди и бои на московских улицах в рисунках и воспоминаниях школьников 1917 года. Ещё в курсе #42 , а также
Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 года
В 1919 году Василий Воронов , ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвященных Первой мировой войне и революции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реальном училище Ивана Александрова, а с 1910 года - и в мужской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о революции.
Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его учеников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.
В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвященные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.
Демонстрации, митинги и очереди
- «Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга»
/ Здесь и далее - авторская орфография и пунктуация сохранены.
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года
- «Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»
Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года
- «Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»
Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года
На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).
- «1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»
Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года
- «Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»
Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года
Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» - «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» - «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
- «Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»
Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года
Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).
- «При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»
Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года
На Театральной площади собрались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12–15 августа 1917 года под председательством Александра Керенского в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ - черное знамя анархистов. На первом плане - красный плакат железнодорожников станции Сортировочная с надписью: «Да здравствует демократическая республика!»
Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год
Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.
Образы революции
Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год
- «Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики - это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»
А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год
На рисунке изображен большевик, идущий на предвыборный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выборах в Учредительное собрание.
Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год
- «Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»
Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год
Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик - крохотный и одет в дорогую шубу; большевик - огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.
Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год
- «Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»
Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год
«Московская война»
Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года
На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».
- «Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»
- «Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»
Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года
Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.
- «Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»
- «В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»
- «Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»
Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года
- «В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»
- «Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»
Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года
10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы расположены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.
С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие плакаты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.
_______
Источники:
- Воронов В.
Октябрьская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 12. 1927.
- Воронов В.
Февральская революция в детских записях. Вестник просвещения. № 3. 1927.
- Гончарова Н. Н.
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. М., 1987.
- Научно-ведомственный архив Отдела письменных источников Государственного исторического музея. Оп. 1. Д. 154.
- Отдел рукописей и научной документации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Ф. 4. Оп. 1.
Часть иллюстраций: Революция 1917 года в рисунках детей - очевидцев событий
Революция глазами детей: Исторический музей готовит выставку бесценных документальных материалов. Это рисунки юных художников начала прошлого века — тех, кто был свидетелем революционных событий в России. На бумагу они переносили все, что видели.
- Знаменитые московские — да и петербургские тоже — "хвосты": ребенок изобразил три очереди сразу — и за хлебом, и за мясом и за молоком.
Наивно, по-детски, но очень реалистично. Рисунок из альбома школьника 1917 года с небрежно оторванным краем — не просто творчество, а документальное подтверждение того, как страна переживала революцию.
"Большевик и меньшевик — прежде всего это слово "большой" и слово "маленький" в корне. Это спекулянт. Они примерно представляли себе, кто это такой, но они не видели", — говорит старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Евгений Лукьянов.
Всего 1600 листов хранятся в Историческом музее. Их впервые за 30 лет вытащили из запасников. Мальчики от 6 до 14 лет перенесли на бумагу всё, что видели. Получилась эмоциональная летопись, которую сохранил искусствовед, современник революции Василий Воронов.
"Он им дал домашнее задание. Они даже, может быть, и не знали, что такое революция — они просто от чистого сердца", — рассказывает правнучка Василия Воронова Вера Воронова.
Домашние задания свои учеников Василий Воронов собирал почти четыре года — с 1914 по 1918-й. Он был уверен: эти артефакты спустя век расскажут больше, чем документальная хроника.
"Он еще видел в этом материале уникальный исторический источник тех событий, которые происходили в России в то время. Это рассматривалось наравне с крупными мастерами, крупными художниками", — говорит Евгений Лукьянов.
"Он был в душе прирожденный коллекционер — он собирал вообще всё на свете", — говорит Вера Воронова.
Детские работы, запечатлевшие Первую мировую войну, в Москве выставляли в 1916-м. Успех был невероятный. Потом коллекция пополнилась и в 1918-м была передана Историческому музею. И спустя почти 100 лет ее решили показать уже зрителям XXI века. Увидеть экспозицию "Я рисую революцию" и почитать детские записи можно будет с 4 апреля.
"Очень интересно сопоставить текст с изображением. И вот дети часто пишут, что они запрыгивали в эти автомобили и солдаты их катали по городу. И потом они приходили домой и зарисовывали", — говорит Евгений Лукьянов.
Шестилетняя праправнучка художника и искусствоведа Василия Воронова Катя тоже очень любит рисовать. На альбомном листе она изображает то, что ее окружает.
— Солнышко и речку.
— Уже нарисовала?
— Да.
Эти рисунки, по примеру знаменитого прадеда, семья тоже сохранит — для потомков.