Третьяковская галерея выставки в январе. Третьяковская галерея на крымском валу. Путник повселенным. Максимилиан Волошин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Афиша художественных выставок Москвы пестрит богатыми проектами. Как всегда, мы отобрали те, которые приковали наше внимание; мы считаем, что нашим читателям будет полезно и приятно их посетить.

Во-первых, ещё на прошлой неделе – 16 ноября 2017 года – в Государственной Третьяковской Галерее открылась выставка солнечного армянского художника Мартироса Сарьяна (1880–1972). Эта экспозиция открыла серию культурных мероприятий, посвященных Дням культуры Армении в России. 13 ценных работ – это часть коллекции Третьяковки, ещё 16 поступило из Армении, Национального Музея и Дома-музея художника.

Фигура Сарьяна – яркое свидетельство переплетений судеб русского и армянского народов. Мартирос Сарьян родился на территории современной России – в окрестностях Ростова-на-Дону, где с XVII века сформировалось крупное поселение армян. Учился он в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества у Коровина, Левитана, Серова и других блистательных русских художников. Там же художник почерпнул навыки импрессионистической живописи. В Армению, связь с которой он всегда ощущал, Мартирос Сарьян впервые отправился в двадцать лет. Здесь в 1915 году он стал свидетелем зверств турок в отношении армянского народа и долго не мог оправиться от произошедшего, много помогал беженцам. Позднее он создаст герб Армении, и хотя подолгу будет жить в России и во Франции, никогда не разорвёт связь со своей страной.

На выставке в Третьяковской галерее мы видим ещё радостно-любовное отношение к Османской империи, поскольку основная часть произведений относится к 1910 годам. Существенная доля полотен описывает увиденное Сарьяном в Турции, Египту и Персии: «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911) и тп.


Открытие выставки картины В.М. Васнецова “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” в Третьяковской Галерее

В Третьяковской галерее 21 ноября 2017 года также открылась камерная, но важная в плане духовного осмысления экспозиция работы В.М. Васнецова “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” . Читайте наш отдельный репортаж о выставке.

23 ноября 2017 года в Государственном Историческом Музее (ГИМ) откроется выставка чешских сокровищ, которая так и называется – “Сокровища Пражского Града” . 130 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства приедут от братского славянского народа в ответ на русские сокровища Музеев Московского Кремля, выставлявшиеся пять лет назад в Чехии.

Пражский град (Pražský hrad) – культурный и политический центр чешских земель, это старинная крепость и нынешняя резиденция Президента Чехии Милоша Земана, визит которого в Россию . Отчасти, град сравним с Московским Кремлём. Традиционно, здесь в течение веков хранятся драгоценности, за которыми охотились неприятели. Часть этих драгоценностей Чехии можно будет увидеть в ГИМ до 25 февраля 2018 года.

Чехи привезут произведения разного назначения: духовные, бытовые, церемониальные, они дадут россиянам прочувствовать, почему их сокровища привлекают 7.5 миллионов туристов ежегодно. Корона, скипетр и держава – символы власти чешских королей, их скульптурные изображения, мебель, знаменитый Мейсенский фарфор (Meissen), поставлявшийся во все европейские императорские дворы и тщательно сберегаемый в тех коллекциях, в которых он хранится сегодня, и многое другое. Экспонаты приедут к нам из Музеев Пражского града, Кафедрального собора св. Вита и Археологического института Академии наук Чехии (Archeologicky Üstav).

Сокровища Чехии относятся к разным эпохам и стилям, в том числе к таким общеевропейским культурным направлениям, как романский стиль, готика и барокко.

Гойя, Дали, Климт, Шиле, Тициан, Гауди, Мураками, Каттелан: редакция The Art Newspaper Russia выбрала самые интересные выставки нового года в Москве и Санкт-Петербурге, которые вы наверняка не захотите пропустить

Сальвадор Дали. «„Капричос“ Гойи». Серия из 80 гравюр. «Нет». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Фотография предоставлена ГМИИ им. Пушкина

«Капричос». Гойя и Дали
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина
С 24 января по 12 марта

Откроет год выставка гравюр Франсиско Гойи и Сальвадора Дали , на которой 41 офорт художника XIX века соседствует с 41 гравюрой, созданной на 180 лет позднее. Лицемерие, несправедливость, лень, спящее человеческое сознание, страх — галерея пороков, облаченных в фантастические образы испанскими гениями, мало отличается от сегодняшней. Но в музее предостерегают от поспешных выводов: сам Дали на одном из офортов экспозиции изобразил предшественника в виде загадочного сфинкса, лежащего на фоне пустыни. Интерпретациям работ в экспозиции посвящена внушительная лекционная программа. Но и помимо нее каждую пару «капричос» предваряет литературный комментарий самого Гойи, поясняющего, наряду с сатирическим подтекстом, мистические истоки своих персонажей. Расположенные парами офорты затягивают в дополнительную игру: иногда Сальвадор Дали просто следует за предшественником, не вторгаясь в изображение, но нередко переводит сюжеты в другую плоскость, вводя дополнительных персонажей и новые детали.

Вид ГЭС-2. V-A-C

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. Франция, 1230-1248. Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
Патриарший дворец Музея Кремля
С 2 марта до 4 июня

Французский король, имя которого связано с расцветом готического стиля во Франции, был увлеченным собирателем христианских реликвий. Начав с тернового венца Иисуса Христа, он собрал более 20 священных предметов: от частицы Креста Господня до Копья Судьбы. Все они хранились в Сент-Шапель — капелле-реликварии, обладающей к тому же самым полным ансамблем витражей XIII века. Часть из них демонтировали шестью веками позднее. Теперь благодаря Центру национальных памятников Франции витражи вместе с другими шедеврами готического искусства Франции из Лувра, Музея Клюни, Национальных Библиотеки и Архивов Франции можно будет увидеть в Москве.

Музей современного искусства «Гараж»

Триеннале современного искусства
Музей «Гараж»
Март

Кураторы «Гаража» исследовали города России от Калининграда до Владикавказа, чтобы найти самых заметных региональных художников и искусство, лучше всего отражающее дух времени. В экспозиции будет выделено семь направлений, отражающих одинаковые художественные тенденции на разных территориях огромной страны. Экспозиция, помимо музея, расположится и в парке Горького, а на открытие позовут всех выбранных художников, которых оказалось более 60.

Василий Кандинский. Эскиз. 1920. Бумага, акварель, тушь, кисть. Ярославский художественный музей

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II
Еврейский музей и центр толерантности
С 30 марта по 28 мая

Проект, первая часть которого вошла в рейтинг лучших выставок года нашей газеты, в новом году представит около 100 произведений русского авангарда времен Гражданской войны, перехода к НЭПу и коллективизации. От куратора Андрея Сарабьянова снова ожидают неизвестные произведения, никогда раньше не выставлявшиеся в Москве.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом» («Автопортрет»). 1909. ГТГ

Ретроспектива Зинаиды Серебряковой
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
С 4 апреля по 30 июля

В Третьяковской галерее, как и петербургском Русском музее, пару лет назад уже проходили выставки художницы. Теперь посетителей ждет ретроспектива с исчерпывающим набором живописных работ не только из русских музеев, но также из парижского фонда художницы, частных английских и французских коллекций. Впервые зритель познакомится с декоративными панно Зинаиды Серебряковой для виллы бельгийского барона Жана Броуэра , которые считались погибшими во время Второй мировой войны, но чудом уцелели и нашлись в 2007 году в подвале той самой виллы. Большую галерею портретов разбавит серия картин, посвященных закулисной жизни Мариинского театра, а также пейзажи и эскизы росписей Казанского вокзала.

Джорджо Де Кирико. «Ностальгия по бесконечности». Пьяцца д"Италия

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

С 19 апреля по 23 июля

Для выставки основателя метафизической живописи и предтечи сюрреализма Джорджо Де Кирико свои экспонаты предоставили парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Фонд Джорджо и Изы Де Кирико , Национальная галерея современного искусства в Риме. Творчество художника будет представлено очень широко: около 100 произведений искусства от живописи и скульптуры до театральных костюмов. Зрителям напомнят и о русском следе в творчестве мастера авангарда. Живя в Париже с русской актрисой Раисой Гуревич-Кроль , де Кирико создал костюмы к дягилевскому спектаклю «Бал» — они, а также архивные фотографии и материалы станут дополнительным украшением экспозиции.

Василий Верещагин. «Прогулка по воде». 1903. Государственный Русский музей

«Василий Верещагин. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей
Апрель — июль

Историки шутят, что единственной принятой когда-либо Верещагиным наградой был орден Святого Георгия за оборону Самаркандской крепости. Импульсивный, эгоцентричный, любящий свободу художник-баталист обожал путешествовать и принимал участие во всех военных действиях, которые выпадали в его судьбе. На ретроспективной выставке художника покажут 220 произведений мастера, в том числе знаменитые Балканскую и Туркестанскую серии, множество пейзажей, а также этнографические зарисовки и графику. Экспозицию украсят предметы из Этнографического музея, связанные с многочисленными поездками Верещагина.

Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову». 2004-2010 Phillips

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»
Государственный Эрмитаж
С 31 мая по 3 сентября

О том, что «Председатель Земного шара» Велимир Хлебников вдохновляет каббалиста Ансельма Кифера , мировое сообщество узнало, когда работа Кифера «Велимиру Хлебникову. Доктрина войны: Битвы» в 2016 году была продана на летнем аукционе Phillips за £2,4 млн. Оказалось, что Кифер постоянно перечитывает переведенные на немецкий стихи футуриста. В своей фантастической инсталляции для ретроспективы в Париже и Лондоне он иллюстрировал математическую теорию Велимира Хлебникова о цивилизационных столкновениях в истории. Ее можно будет увидеть в Эрмитаже, где к ней добавится еще 18 масштабных работ.

Саграда Фамилия. Фото Bernard Gagnon

«Антонио Гауди. Барселона»
Московский музей современного искусства
С 22 мая по 10 сентября

Вместо того чтобы читать путеводитель по Барселоне, в конце весны можно будет прийти на выставку. Эскизы и макеты самых выдающихся сооружений мастера ар-нуво, а также коллекцию снимков из архива Каталонского колледжа архитектуры покажут в ММОМА. Архитектор оставил после себя 18 сооружений, и 12 из них находятся в Барселоне. Это прежде всего знаменитый собор Саграда Фамилия, над которым архитектор работал 43 года и которому в экспозиции будет посвящен отдельный раздел. Четыре других уделят внимание его жилым постройкам, созданию дворца Гуэля, истории совместной работы с главным заказчиком, промышленником Эусеби Гуэлем , и мебели, автором которой также был архитектор. Экспозицию завершит документальный фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино, что закономерно, если вспомнить, что Сальвадор Дали называл архитектуру, вдохновлявшую сюрреалистов, «самым оригинальным явлением в истории искусства».

Иоганн Гроот. «Сова, сидящая на суку». 1750-е. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

«Братья Грооты: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе»
Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно»
С 1 июня по 17 сентября

Летняя выставка в «Царицыно» посвящена немецким мастерам портретной живописи XVIII века, связавшим свою жизнь с Россией и сыгравшим огромную роль в становлении отечественной живописи. Георг Гроот прославился прежде всего изящными портретами Елизаветы Петровны (например, в образе Флоры) и ее придворных, а его брат Иоганн оказался самым первым анималистом в Петербургской академии художеств, дав основу целой школе зверописцев. Мастерскую Иоганна Гроота посещал в восхищении весь двор — так реалистичны были изображенные им звери и птицы. Выставка в Царицыно, где покажут около 60 работ, собранных из музеев обеих столиц и частных коллекций, откроет удивительный и трогательный мир диких зверей XVIII века и домашних питомцев при дворе первых русских императриц.

Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий». ГМИИ им. Пушкина

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Июнь — конец августа

Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. Венецианцы, оказавшиеся в стороне от итальянских материковых феодальных войн, переживали радость жизни на редкость полно, перенося в свои работы чувственную красоту мира и яркий колорит. Пока что не сообщается, какие именно шедевры увидит зритель на открывающей летний сезон выставке, ясно лишь, что они отразят период от расцвета школы и до ее угасания в творчестве Тинторетто . Другой отличительной особенностью станет жанровое многообразие полотен, которых в экспозиции будет около 40 — от излюбленного венецианскими мастерами портрета до религиозных и мифологических сюжетов. Билетами, судя по всему, стоит озаботиться заранее.

Аристарх Лентулов. «Звон». («Колокольня Ивана Великого»). 1915. Фото: Третьяковская галерея

«Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения»
Театральный музей им. А.А.Бахрушина. Основное здание
Лето

Аристарх Лентулов был неутомимым экспериментатором. Писал и в духе экспрессионизма, и в стиле Сезанна , после поездки во Францию перешел к кубофутуризму, создав одну из самых известных своих картин — «Собор Василия Блаженного». Один из основателей «Бубнового валета» , художник боялся повторений, о чем и должна рассказать грядущая выставка. Ее музей планирует сделать довольно масштабной и обещает показать зрителям 24 работы периода 1910-1920-х годов.

Павел Филонов. «Коровницы». 1914. Русский музей

«Мечты о мировом расцвете»
Русский музей
Август — ноябрь

Столетие Октябрьской революции отразилось на программах большинства музеев и галерей, о чем мы уже . Петербургский Русский музей тоже решил осмыслить последствия событий 1917-го в истории искусства. В экспозицию выставки «Мечты о мировом расцвете» войдет большое количество работ Павла Филонова , посвятившего «мировому расцвету» — идее символического цветения и прорастания как в обществе, так и в живописи — целый поэтический гимн «Проповедь о проросли мировой». Кроме него, на выставке можно будет увидеть произведения Каземира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и других художников из собрания музея, которые, несмотря на отличия в манере и политических взглядах, с одинаковым энтузиазмом делились своими взглядами на послереволюционное будущее.

Кузьма Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». Государственная Третьяковская галерея

«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
27 сентября — 14 января 2018

Выставка должна не просто показать иконографию образов революции, но и отразить внутренние дискуссии, напряженную борьбу художественных течений и идей начала XX века. Экспозиция задумана масштабной: узнать о том, с какими мыслями и чувствами художники встретили революцию, можно будет на примере 120 работ, среди которых полотна Нестерова, Петрова-Водкина, Серебряковой , а также Филонова, Родченко, Кандинского, Малевича. Чтобы показать контраст между живописью и реальной жизнью измученных и оголодавших людей, выставку дополнят фотографиями и кинохроникой тех лет. Чтобы рассказать об одном из самых значимых событий новейшей истории, революции 1917 года, Третьяковская галерея отбирала экспонаты не только в регионах России, но и за рубежом: в Центре Помпиду, галерее Тейт, нидерландском Стеделейк-музее, музеях Испании, Греции, Израиля.

Такаси Мураками. «Каикаи». 2000-2005. 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perrotin

Ретроспектива Такаси Мураками
Музей «Гараж»
Сентябрь

Осенью в «Гараже» можно будет познакомиться с искусством одного из самых дорогих и веселых современных японских авторов — Такаси Мураками . Это первая в России ретроспектива поп-арт-художника, оригинальным образом соединяющего мангу с современным искусством и дизайном. Работы с ушастым мистером Добом — альтер эго 54-летнего «кидалта», плакаты с самыми невероятными мультяшками и скульптурами неоновых цветов — как раз то, что понадобится в осенний сезон. Во много раз усилить воздействие такого искусства решили, сыграв на контрастах: в экспозицию войдет старинная японская живопись и гравюра из собрания Музея искусства народов Востока и ГМИИ им. Пушкина. По уже сложившейся традиции, выставка выйдет из пределов музея на прилегающую площадь Искусств, где появится монументальная скульптура Мураками. Ее название пока держится в секрете.

Телевизор Lambert («Ламберт») 21-S-502 стационарный кинескопный. Политехнический музей

«Энциклопедия телевидения»
ВДНХ, павильон № 64 «Оптика»
Сентябрь-октябрь — январь 2018

Узнать все секреты телевидения — от советского вещания до самых рейтинговых современных передач — предложат гостям осенней выставки на ВДНХ. Здесь покажут оборудование, которым пользовались первые русские телевизионщики: от камер до записывающих и проекционных установок из фондов российских музеев, телевизионных студий и телеканалов. Пока не сообщается, будет ли экспозиция интерактивной, но что можно будет увидеть и услышать однозначно, так это архивные кадры со съемок, макеты студийных декораций, а еще костюмы, реквизит, смешные фрагменты из телепередач и музыкальные темы к ним.

Эгон Шилле. «Климт в синем халате». ГМИИ им. Пушкина

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина
ГМИИ им. Пушкина
Середина октября — середина января 2018

Венский музей Альбертина в обмен на полотна импрессионистов предоставил ГМИИ им. Пушкина 120 графических работ Густава Климта и Эгона Шиле . Последний считал себя учеником Климта, и известно, что во время их первой встречи Климт не просто согласился обменять свою работу на рисунок художника 28 годами младше, но и выкупил несколько работ, отметив: «Почему вы хотите обмениваться со мной? Вы все равно рисуете лучше». Впоследствии Климт покровительствовал художнику, знакомя его с выгодными покупателями и выставляя его произведения вместе со своими. Благодарный ученик делал его портреты и рисунки, один из них — «Климт в синем халате» — скорее всего, можно будет увидеть в экспозиции.

Маурицио Каттелан. Инсталляция на Frieze Art Fair. Photo: Timothy Schenck; courtesy of Frieze Projects

Выставка Маурицио Каттелана
Мультимедиа Арт Музей
С 30 октября по 17 декабря

Выставку скандалиста давно ждали в России, с тех пор как художник, нарушив слово о том, что навсегда уходит из искусства, выставил свои работы в Парижском монетном дворе в прошлом году. Вряд ли Мультимедиа Арт Музей выделит специальную комнату для селфи с золотым унитазом — недавним шедевром Каттелана , который сейчас находится в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Но можно однозначно рассчитывать на знаменитые чучела животных, застрявших головами в стене, и провокационные восковые скульптуры. Кто знает, может быть, итальянец создаст произведение специально для российской выставки.

UPD: проект отменен

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929 г. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
Государственный Эрмитаж
7 ноября — 5 марта

Московские музеи посвятили в ушедшем году несколько проектов личности эксцентричного режиссера, художника и педагога. Музей «Гараж» сравнил работы Эйзенштейна с творчеством Франсиско Гойи и Роберта Лонго , а в Мультимедиа Арт Музее большим проектом с фрагментами из кинофильмов, афишами, эскизами декораций и рисунками автора открыли празднование юбилейного сезона. О том, что именно покажут на выставке в Петербурге, пока мало известно. С одной стороны, это может быть очередной проект под знаком Великой Революции с демонстрацией киноленты «Октябрь» и исследованием влияния режиссера на революционное советское кино. С другой — проект может раскрыть Эйзенштейна с его графикой, визуальными и театральными решениями как новатора, «революционизирующего» искусство как таковое. «Если бы не революция, я бы никогда не „расколотил“ традиции, только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения», — писал он в автобиографии.

Хаим Сутин. «Вид на Сере». 1921

Ретроспектива Хаима Сутина
ГМИИ им. А.С.Пушкина
11 ноября — 19 февраля 2018

Живопись одного из ярчайших представителей Парижской школы Хаимы Сутина московский зритель мог видеть в 2011 году, на выставке художников Парижской школы. На ней он был представлен наибольшим числом работ. В этом году ГМИИ вместе с парижским Музеем Оранжери готовит ретроспективу экспрессиониста, который рисовал голым, чтобы не износить одежду, и морил себя голодом, пока не нарисует натюрморты с селедками или окровавленными тушами быков.

Лазарь Лисицкий

Эль Лисицкий
Еврейский музей и Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
16 ноября — 4 февраля 2018 Популярные материалы

18+

Десятая юбилейная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», как и всегда, охватит несколько столичных площадок, главной из которых по традиции станет Мультимедиа Арт Музей. В рамках фестиваля, который продлится до мая 2017 года, можно будет увидеть, к примеру, знаковые снимки летописца перестроечной рок-культуры Игоря Мухина, репортажные кадры Филиппа Шанселя, рассказывающие о парижской молодёжи 1980-х годов, и фотографии, созданные Питером Линдбергом для нового календаря Pirelli.

Событие уже прошло

Выставка «Шедевры Византии» 0+

С искусством Византии разных исторических периодов зрителей познакомит Третьяковская галерея. Изысканные колоритные иконы, роскошные миниатюры и утончённые резные изделия будут представлены по соседству с постоянной экспозицией, посвящённой древнерусскому искусству, что позволит убедиться в родственности двух культур.

Событие уже прошло

Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» 0+

Музеи Московского Кремля представят зрителям произведения французского готического искусства, относящиеся к эпохе правления Людовика Святого - короля, который приобрёл у Латинской империи Терновый венец Спасителя и другие ценнейшие для христианского мира реликвии. Одно из центральных мест на выставке займут витражи из Сент-Шапель, демонтированные в XIX столетии.

Событие уже прошло

Триеннале российского современного искусства 0+

Весной в Музее современного искусства «Гараж» пройдёт дебютная Триеннале российского современного искусства, которая объединит более 60 художников из разных уголков страны. Произведения, некоторые из которых будут созданы специально для показа в Москве, продемонстрируют многообразие применяемых авторами творческих приёмов и позволят убедиться в универсальности языка актуального искусства.

Событие уже прошло

Выставка «Энди Уорхол. Вымирающие виды» 0+

В Дарвиновском музее можно будет увидеть серию шелкографий Энди Уорхола, созданную художником в 1983 году. На картинах, выполненных в фирменной технике короля поп-арта, изображены редкие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, - амурский тигр, снежный баран, гигантская панда и другие.

Событие уже прошло

Лекция «Зинаида Серебрякова» 0+

На ретроспективной выставке Зинаиды Серебряковой в Инженерном корпусе Третьяковской галереи будут экспонироваться как известные полотна художницы (например, автопортрет «За туалетом»), так и работы, давно осевшие в частных коллекциях за рубежом и ранее не демонстрировавшиеся российской публике.

Событие уже прошло

С 11 по 16 апреля в Центральном доме художника пройдёт Московская биеннале дизайна - знаковое событие для тех, кого интересует дизайн как искусство, средство коммуникации или же способ продвижения товаров и услуг. В рамках фестиваля состоятся тематические выставки, посвящённые той или иной разновидности дизайна.

ул. Крымский Вал, д. 10

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» 0+

В Третьяковской галерее на Крымском Валу пройдёт большая выставка Джорджо де Кирико - итальянского художника, стоявшего у истоков метафизической живописи и сюрреализма. В экспозицию войдут около 100 произведений одного из крупнейших мастеров авангарда XX столетия, среди которых - костюмы для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал».

Событие уже прошло

Выставка «Джорджо Моранди. 1890–1964» 0+

С наследием ещё одного итальянского мастера XX века - Джорджо Моранди - познакомятся посетители Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка станет масштабной антологией творчества художника и представит ключевые работы живописца, прославившегося своими сдержанными изысканными натюрмортами.

Событие уже прошло

Выставка «Антонио Гауди. Барселона» 0+

В мае в Московский музей современного искусства приедут около 150 работ каталонского архитектора Антонио Гауди - чертежи и макеты незавершённого храма Саграда Фамилия и других построек мастера, а также предметы мебели, которые представят публике Гауди-дизайнера.

ул. Петровка, д. 25

Событие уже прошло

Мультимедийная выставка «Чудеса России» 0+

В рамках Года экологии в Историческом музее откроется мультимедийная выставка, посвящённая многогранной природе России. Благодаря современным технологиям зрители смогут совершить захватывающее путешествие по стране, понаблюдать за спящими вулканами Камчатки, полюбоваться бескрайними просторами Байкала и взглянуть на неприступный Эльбрус.

Событие уже прошло

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» 0+

В сентябре 2017 года в Музее современного искусства «Гараж» откроется выставка эксцентричного японского художника, скульптора и дизайнера Такаси Мураками. В экспозицию будут включены живописные и графические работы, фильмы и анимация в жанре психоделического поп-арта. При входе в музей гостей будет встречать новая скульптура мастера анимешного китча.

На выставке «Пять измерений» в ГТГ представлено свыше 120 работ от 1970-х годов до наших дней. Участвуют произведения 50 авторов

Государственная Третьяковская галерея
23 августа - 8 октября 2017
Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82

Впервые за последние десятилетия Третьяковская галерея открывает масштабную выставку современной скульптуры. Проект, организованный совместно с Объединением московских скульпторов, представляет обобщающий взгляд на многообразие стилей и направлений, в которых сегодня работают несколько поколений мастеров пластики, начиная с 1992 года.

Со времени проведения последней значительной выставки скульптуры в Третьяковской галерее прошло уже достаточно времени, чтобы назрела необходимость во всеобъемлющем проекте, целостном исследовании, способном показать срез развития современной пластики. За точку отсчета взят 1992 год - дата основания Объединения московских скульпторов. Кроме того, 1990-е годы явились переломным периодом для искусства скульптуры: исчезла система госзаказа, обеспечивавшая мастеров средствами на покупку материалов и инструментов. Для художников, занимавшихся скульптурой - трудоемким видом искусства, требующим значительных денежных затрат, наступили трудные времена. Тем не менее они продолжали работать, и период 1990-х дал, как и всякое переломное время, мощный творческий импульс, возможность осмысления пройденного и одновременно посыл к новым поискам.

В названии выставки «Пять измерений» образно отражено стремление современной скульптуры расширять привычные границы. В экспозиции представлены работы, находящиеся на грани скульптуры и «не скульптуры», когда видовые границы размываются. Предельный отход мастеров от главных маркеров ваяния - фигуративности, объемности, образной определенности - заставляет задуматься о совершенно иных принципах восприятия пластики в XXI веке. Выставка дает возможность заглянуть в творческую лабораторию художника и отражает разнообразие исканий современных скульпторов: фигуративные и абстрактные решения, любование натурой и холодную конструктивность предметного мира, игру цвета, формы, материала.

Представлены произведения как из мастерских авторов, так и из собрания Третьяковской галереи. Большую часть работ, многие их которых создавались специально для проекта, посетители выставки увидят впервые. Экспозиция строится по принципу контрастов и сопоставлений, чтобы побудить зрителя к собственным размышлениям. Одной из центральных работ выставки станет произведение «Пушкин на Кавказе» (2016) Владимира Соскиева, выполненное в сложной смешанной технике. Масштабная экспериментальная композиция, объем которой формируют многочисленные разноразмерные детали из дерева и войлока, напоминает мозаику, поглощающую свет матовыми гранями.

Участниками проекта стали ныне живущие именитые мастера и молодые скульпторы, работающие в Москве. Их можно условно разделить на несколько поколений: рожденные в 1930–40-х, 1950–60-х, 1970-х - начале 1980-х и в конце 1980-х - 1990-х. Старшее поколение - авторы, чье искусство представляет собой радикальный эксперимент в пластике: Валентина Апухтина, Людмила Богуславская, Андрей Красулин, Андрей Диллендорф, Николай Силис. Расцвет их творчества пришелся на 1970-е, когда художники начали открывать для себя западное искусство. Работа из серии «Самородки» Андрея Красулина была вдохновлена образом смятой бумаги, лежащей в картонной коробке. Скульптор, заметивший в нерукотворном предмете красивую форму и удивительную пластику, бережно сохранил ее нетронутой вплоть до отливки в материале. Особым образом тонированная и установленная, форма приобрела ценность произведения искусства.

К следующему поколению принадлежат признанные скульпторы с мировым именем, крупнейшие мастера-монументалисты, которым свойствен точный пластический язык. Это узнаваемые авторы с собственным художественным стилем. Среди них те, кто сейчас преподает в лучших творческих вузах, - Александр Рукавишников, Сергей Мильченко, Дмитрий Тугаринов. Сергей Мильченко представляет на выставке произведение «Ангел-хранитель» (2014), где металл используется в сочетании с деревом в качестве мощного средства создания образа. Александр Рукавишников выполнил графические работы специально для выставки, а бронзовая скульптура «Девочка с прыгалками» будет экспонироваться впервые. Анатолий Комелин, принадлежащий этой же плеяде, никогда не стремился к публичности, но всегда был интересен скульптурному сообществу из-за максимальной степени экспериментальности своего творчества. Виктор Корнеев, искусно работающий с пластикой человеческого тела, приверженец привычных скульптурных материалов, неожиданно облачил свою «Обнаженную» (2017) в пластик, к тому же выкрашенный в пронзительно-фиолетовый цвет.


Скульпторы, рожденные в 1970–1980-х годах, уже сформировались как авторы, нашедшие свой художественный метод и стремящиеся к лаконичности и знаковости. Это поколение занято поисками метафорического языка, выражающего обобщенные идеи, отвлеченные понятия. Александр Ворохоб и Илья Гуреев работают с одним из основных объектов для скульптуры - человеческим телом. В произведении «Жилмассив» Александр Ворохоб ищет темы и знаки, присущие повседневной жизни, и пытается говорить об окружающей среде и ее унифицированности скульптурным языком. Андрей Молчановский работает с оптическим стеклом. Предельная степень отхода от традиционного воплощения портретного жанра отражена в его «Парадном портрете госпожи Гибель» (2016), созданного из блоков стекла, которые имитируют подобие женского бюста.

Молодое поколение, недавние выпускники творческих вузов, сейчас переживает период активного эксперимента и стремится к образной и пластической концентрации, а также к лаконизму средств выражения. Это такие авторы, как Алексей Дмитриев, Александр Агбунов, Василиса Липатова, Михаил Плохоцкий. Серия М. Плохоцкого «Цветы уходящей эпохи» представляет собой авторское переосмысление металлоконструкций, оставшихся от снесенных московских киосков. Это своего рода recycle, переработка и возрождение утилизированного сырья в новый, уже художественный образ. Размышление М. Плохоцкого о ныне существующей цивилизации находит продолжение в работах Василисы Липатовой о цивилизации будущего. Выполненные из пластика в технике ручной 3D-печати «Объекты космической параллели» представляют собой полупрозрачные фантазийные объемы, парящие над головами зрителей.

Участники выставки: Александр Агбунов, Мария Александрова, Кирилл Александров, Сергей Антонов, Валентина Апухтина, Леонид Баранов, Михаил Белянин, Людмила Богуславская, Владимир Буйначев, Дмитрий Воронин, Александр Ворохоб, Илья Гуреев, Владимир Давыдов, Михаил Дронов, Андрей Диллендорф, Алексей Дмитриев, Валерий Епихин, Владимир Заботкин, Екатерина Казанская, Иван Казанский, Ольга Карелиц, Олег Ковригин, Анатолий Комелин, Виктор Корнеев, Геннадий Красношлыков, Андрей Красулин, Василиса Липатова, Лев Матюшин, Анатолий Машаров, Сергей Мильченко, Лев Михайлов, Андрей Молчановский, Елена Мунц, Михаил Неймарк, Михаил Плохоцкий, Александр Рукавишников, Александр Свиязов, Николай Силис, Александр Смирнов-Панфилов, Владимир Соскиев, Елена Суровцева, Дмитрий Тугаринов, Георгий Франгулян, Ольга Хан, Билар Царикаев, Зураб Церетели, Александр Цигаль, Борис Чёрствый, Игорь Шелковский, Галина Шилина.

Источник : пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

В здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу находится единственная в России масштабная музейная экспозиция «Искусство ХХ в.», в которой представлены все виды, жанры, стилевые направления отечественного искусства этого периода. Экспозиция объединяет различные формы работы как с живописью, графикой, скульптурой, так и с необычными материалами современного искусства.

Министерством культуры было решено разделить всю экспозицию Третьяковской галереи на две части: досоветскую и советскую. Досоветская часть расположена в главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке . Советскую часть экспозиции решили разместить в новом здании, строительство которого началось еще в 60-х годах 20-го века. Однако, стройка приняла затяжной характер и была завершена примерно через 20 лет, в середине 80-х годов. Так была открыта Третьяковская галерея на Крымском Валу.

Здание галереи является образцом советской архитектуры и имеет вид крупномасштабного прямоугольника с панорамными окнами. Длинный белый двухэтажный павильон тянется вдоль набережной Москвы-реки по направлению к Кремлю. Музей не раз подвергался критике ввиду того, что в его интерьере нет ничего примечательного. С другой стороны, более 12 тысяч квадратных метров площади Третьяковской галереи на Крымском Валу идеальны для организации крупномасштабных мероприятий.

Третьяковская галерея на Крымском Валу представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920–1960-е годы: «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Над городом» Марка Шагала, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Звон» Аристарха Лентулова и многих картин, передающих дух эпохи.


Кроме того, в залах развернулась интенсивная выставочная деятельность, разнообразная по тематике и экспозиционному материалу. При желании и по приглашению можно побывать на мастер-классах выдающихся российских и иностранных художников наших дней.

Стоимость билетов:

  • 500 рублей — взрослые;
  • 250 рублей — для льготных категорий;
  • Бесплатно — для лиц до 18 лет.

Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный.

Режим работы постоянной экспозиции:

  • вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00);
  • четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00);
  • понедельник — выходной.
Рассказать друзьям