Древнерусская архитектура фото и история. Памятники Древней Руси Оформление рукописей АрхитектураЖивопись. Основные памятники древнерусской культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Российский государственный университет им. И. Канта

Исторический факультет


Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси XI - начала XIII вв.


Историческая справка,

выполнила студентка I курса

специальности «история»

Долотова Анастасия.


Калининград


Введение

Цель данной работы – рассмотреть сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры, дать им краткую характеристику.

При выборе архитектурных памятников для включения их в историческую справку основным критерием была степень сохранности строения, т.к. многие из них либо дошли до нас сильно переделанными и не сохранили свой первозданный вид, либо сохранили лишь некоторые свои фрагменты.

Основные задачи работы:

Выявить количество сохранившихся памятников архитектуры Древней Руси XI - начала XIII вв.;

Дать описание их особенным и специфическим архитектурным чертам;

Оценить историческую судьбу памятников.

Софийский собор (Киев)

Время создания: 1017-1037 гг.

Храм посвящен Софии - «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София - главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой - штукатуркой. Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи - граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви. София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего - Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, - в Софии и в Десятинной, - не получил у историков убедительного ответа. Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой, христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской экклесии, средоточием политической и культурной жизни страны. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами - вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами. С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю - гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий - мастерская по переписке книг. Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей. Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады. В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.


Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

Время создания: около 1036 г.

Мстислав Владимирович заложил в Черниговском детинце Спасо-Преображенский собор. Этот пятиглавый собор выстроен по византийскому образцу, и скорее всего византийскими каменных дел мастерами.

В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с восьмью столбами и тремя апсидами. Западная пара столбов соединена стенкой, что привело к выделению паперти (нартекса). Высота стен достигала примерно 4,5 м. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. По фасадам храм расчленен плоскими лопатками. Средние закомары, в которых размещено по три окна, резко подняты по сравнению с боковыми. В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлинённость здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты.

Софийский собор (Полоцк)

Время создания: 1044-1066 гг.

Построен при князе Всеславе Брячиславиче на территории Верхнего замка. Сведения о первоначальном внешнем виде противоречивы: в одних источниках он упоминается как семиглавый, в других - как пятиглавый. Кладка восточной апсиды древней Софии смешанная: наряду с плитняковым кирпичом (плинфой) использован бутовый камень. Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом эта постройка представляла собой центрическое сооружение. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Устройство трёх граненых снаружи апсид, столь типичных для деревянных храмов, является одной из особенностей полоцкого собора. Софийский собор - первый и еще робкий пример сооружения, в котором проявляются черты, свойственные искусству полоцкой земли, где преимущественно в XII в. появляются многочисленные постройки с оригинальной интерпретацией крестово-купольной системы.

Софийский собор (Новгород)

Время создания: 1045-1050 гг.

Построен храм по повелению новгородского князя Владимира Ярославича. Он представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. У собора пять глав. Шестой купол над круглой лестницей вносил в композицию живописную асимметрию. Большие выступы лопаток укрепляют стены здания по вертикали и разграничивают фасады в полном соответствии с внутренними членениями. Кладка в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих правильной квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелко истолченного кирпича известковый раствор заполняет выемки по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы. Стены новгородской Софии первоначально, по-видимому, не были оштукатурены. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту. В первые века своего существования храм был выше, чем в наши дни: изначальный уровень пола сейчас находится на глубине 1,5 - 1,9 метра. На эту же глубину уходят и фасады здания. В новгородской Софии нет дорогих материалов: мрамора и шифера. Новгородцы не использовали также и мозаики для украшения своего кафедрального храма из-за её дороговизны, зато София богато украшена фресками.

Михайловский собор Выдубецкого монастыря (Киев)

Время создания: 1070-1088 гг.

В Выдубицах сын Ярослава Мудрого, основал под семейным патронатом монастырь во имя своего небесного заступника - Архангела Михаила. Благодаря его поддержке был поставлен монастырский собор. В XI столетии Михайловский собор представлял большой (25 х 15,5 м) шестистолпный храм с необычайно вытянутыми прямоугольными пропорциями. Мастера, работавшие в это время в Киеве, вели кладку в основном из кирпича с рядами больших необработанных камней. Камни находились на разном расстоянии друг от друга, более крупные из них использовали в средних частях стен, укладывая их в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми). Сама кирпичная кладка была со скрытым рядом. При такой кладке на фасад выводят не все ряды кирпичей, а через ряд, тогда как промежуточные немного отодвинуты в глубь и прикрыты снаружи слоем раствора - цемянки. Наружный слой раствора при этом тщательно заглаживался, почти полировался. Таким образом, обработка наружной поверхности стен производилась дважды: сперва черновая, а затем более тщательная. В результате получалась чрезвычайно живописная полосатая структура поверхности. Эта система кладки давала к тому же широкие возможности исполнения декоративных выкладок и узоров. Первоначально церковь завершалась, видимо, одной главой. С запада находился широкий нартекс и шла винтовая лестница на хоры. Стены собора были расписаны фресками, а пол выложен плитками - шиферными и поливными глиняными. Чтобы защитить церковь от подмыва берега водами Днепра, в 1199 году зодчий Петр Милонег возвел громадную подпорную стену. Для своего времени это было смелое инженерное решение. Но к XVI века река размыла и стену - берег обвалился, а вместе с ним и восточная часть собора. Уцелевшая западная часть церкви дошла до сегодняшнего времени в реставрации 1767-1769 годов. Михайловский собор стал княжеской усыпальницей семьи Всеволода Ярославовича.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря

Время создания: 1073-1078 гг.

Собор был возведен византийскими зодчими. По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. В этом памятнике возобладало стремление к созданию простых объемов и лаконизму в интерьере. Правда, еще сохраняется нартекс, но на хоры уже ведет не винтовая лестница в специально пристроенной башне, а прямая лестница в толще западной стены. Храм завершался закомарами, основания которых располагались на одной высоте и венчались одной массивной главой. Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены. По письменным источникам можно сделать заключение об одной исключительной особенности Успенского собора: общие размеры храма были заданы заранее и строители были вынуждены выполнить сложную работу по расчету размеров купола. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Вместе с ними, по церковной легенде, работали древнерусские иконники - знаменитые Алипий и Григорий.

В 1240 году храм был поврежден монголо-татарскими ордами, в 1482 году - крымскими татарами, а в 1718 году здание сильно пострадало при огромнейшем монастырском пожаре. В 1941 году Успенский собор был взорван занимавшими Киев немецкими войсками. К 2000 году здание отстроили заново в барочных формах XVIII столетия.

Николо-Дворищенский собор (Новгород)

Время создания: 1113-1136 гг.

Храм был возведен повелением сына Владимира Мономаха - Мстислава. Собор являлся дворцовым храмом: его клир подчинялся не новгородскому владыке, а князю. Николо-Дворищенский собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где расположены еще девять церквей. Никольский храм представляет собой большую парадную постройку (23,65 х 15,35 м) с пятью главами и высокими апсидами, что является следом явного подражания Софии в городском кремле. Фасады церкви просты и строги: они расчленены плоскими лопатками и завершены безыскусными закомарами. По своей планировке храм близок к такому киевскому памятнику, как собор Печерского монастыря: шесть крестчатых столбов делят внутреннее пространство на три нефа, из которых средний намного шире боковых. В западной части церкви расположены обширные хоры-полати для княжеской семьи и дворцового окружения. Вскоре после постройки Николо-Дворищенский собор был расписан фресками. От росписи сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене. Стилистически они близки к киевской стенописи начала XII века.


Рождественский собор Антониева монастыря (Новгород)

Время создания: 1117 г.

В 1117 году в монастыре был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы. Каменных дел мастера возводили строения из местного дешевого, грубо обработанного камня, связывая его известняковым раствором с примесью толченого кирпича. Неровности стен выравнивали при помощи кирпичных прослоек из плинфы. Наиболее важные в конструктивном отношении части храма (своды, подпружные арки, арочные перемычки) выкладывались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом. С северо-западного угла к церкви была пристроена выступающая из общего кубического объема цилиндрическая лестничная башня, ведшая на хоры, позднее стесанные. Башню венчает глава. Всего у собора три главы. Изначальный облик Рождественского собора отличался от его современного вида. С трех сторон к древней церкви были пристроены низкие галереи паперти. Внутри собора, главным образом в алтарной части, сохранились фрагменты фресок 1125 года. Собор сближают с княжескими традициями храмового зодчества пропорции плана, башня с винтовой лестницей, примыкающая к северо-западному углу, приподнятые хоры и общий завышенный объем постройки.

Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород)

Время создания: 1119 г.

Храм построен стараниями Всеволод Мстиславич. Сохранилось также имя создателя храма - им был «мастер Пётр». Это шестистолпный храм с хорами, на которые ведет лестничная башня. Формы храма просты и незамысловаты, однако смотрится он очень эффектно. Собор несет три асимметрично расположенные главы. Одна из них расположена на квадратной башне, пристроенной к основной постройке. Главы церкви сдвинуты на запад, что совершенно не характерно для православных храмов. Стены собора сложены на растворе цемянки из едва отесанных камней, которые чередуются с рядами кирпичей. Точность рядов не выдержана: кое-где кирпичи заполняют неровности в каменной кладке и местами поставлены на ребро.

Верха церкви покрывали свинцовые листы. Собор фактически лишен декора, если не считать лаконичных плоских нишек. На центральном барабане они вписаны в аркатурный пояс. Интерьер собора впечатляет своим величием и торжественной устремленностью храмового пространства вверх. Крестчатые столбы, арки и своды столь высоки и стройны, что не воспринимаются как несущие опоры и перекрытия.

Храм вскоре после постройки был обильно расписан фресками, которые не дошли до нашего времени.

Иоанна Предтечи церковь на Опоках (Новгород)

Время создания: 1127-1130 гг.

Церковь по инициативе князя Всеволода Мстиславича - внука Владимира Мономаха.

Это шестистолпная, трехапсидная церковь с одной главой. В конструкции храма проявились новые тенденции новгородского храмостроительства: сокращение масштабов постройки и упрощение архитектурных форм. Однако Иоанновская церковь еще удерживает традиции парадного княжеского зодчества начала XII столетия. Ее длина 24,6 м., а ширина 16 м. У ней имелись хоры, на которые поднимались по лестнице, очевидно, в башне, располагавшейся в одном из западных углов здания. Стены сложены из серых известняковых плит и плинфы, то есть в смешанной технике кладки. Церковь Иоанна Предтечи в своей верхней части вызывает ассоциации с деревянным зодчеством: у нее щипковая (двускатная) форма закомар. Верхняя часть церкви в 1453 году была разобрана, а на старом основании повелением архиепископа Евфимия была возведена новая церковь. На древнем храме лежит отсвет исторической борьбы новгородцев с княжеской властью. Через шесть лет после освещения церкви, в 1136 году, вспыхнуло массовое народное волнение, которое привело к установлению феодальной республики. Новгородский князь, ктитор храма Всеволод Мстиславич, был схвачен. Вече решило Всеволода и его семью выслать из города. Князь Всеволод был вынужден передать церковь св. Иоанна Крестителя на Опоках купцам-вощаникам. Иоанновский приход составляли богатейшие купцы - именитые люди. В церкви хранились общеновгородские эталоны мер: «локоть ивановский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для драгоценных металлов, скалвы (весы) вощаные и прочее.

Петропавловская церковь (Смоленск)

Время создания: 1140-1150 гг.

Церковь Петра и Павла - самый древний храм из сохранившихся в Смоленске. По всей видимости, его возводила княжеская артель. Первоначальные формы здания восстановлены П. Д. Барановским. Церковь - образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. Смоленские мастера строили из кирпичей. По своим внешним формам и пропорциям храм статичен, строг и монументален. Но благодаря «гибкому», поддающемуся обработке кирпичу пластика княжеской церкви сложна и утонченна. Лопатки превращены в полуколонны (пилястры), которые завершаются двумя рядами поребрика и нависающими карнизами. Из таких же двойных рядов поребрика выполнены пояса в основании (пятах) закомар, ниже которых выложена аркатура. На западном фасаде широки угловые лопатки украшены бегунцом и рельефными крестами из плинфы. Вход в церковь открывают перспективные порталы, но они выполнены еще весьма скромно - только из прямоугольных тяг. У храма мощные, далеко выступающие апсиды. Барабан главы был двенадцатигранным.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Время создания: 1152-1157 гг.

Князь Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор в основанном им городе Переславле-Залесском. Верхнюю часть храма достраивал его сын Андрей Боголюбский. Ширина храма больше, чем его высота. Это почти квадратный в плане трехапсидный храм с четырьмя крестчатыми столбами, которые держат своды и единственную главу. Боковые апсиды не закрывались алтарной преградой, но свободно открывались взорам молящихся. Его формы лаконичны и строги. Массивные барабан и глава придают строению воинский облик. Узкие щелевидные окна барабана ассоциируются с крепостными бойницами. Его стены, разделенные лопатками на прясла, завершены закомарами, центральные из которых больше, чем боковые. Зданию свойственна очень четкая разбивка плана.

Храм сложен из тщательно обработанных белокаменных квадров. Камни укладывали почти насухо, заполняя промежуток между внутренней и внешней стенами бутом, а затем заливались известью. По низу здания проходит цоколь. Фундамент здания состоит из крупных булыжников, скрепленных тем же известняковым раствором. Наружная поверхность сводов, купол и постамент под барабаном выполнены из неотесанных каменных блоков. По верху барабана идет декоративный пояс, который сохранился лишь фрагментарно: его бо́льшая часть была сбита и заменена реставраторами на новодел. Снизу идет городчатая полоса, выше бегунец, еще выше орнаментированный полувал. Отличительной чертой Спасского храма является минимальное применение декора, который нашел свое место только на барабане и на апсидах.


Успенский собор (Владимир)

Время создания: 1158-1160

Собор заложен князем Андреем Боголюбским. Для соборного храма было выбрано наиболее выигрышное место в ландшафте города, над которым господствует пятиглавая громада храма. Его золотые купола были видны издали на лесных дорогах, ведущих к стольному граду. Построен в виде шестистолпного, трехнефного и одноглавого здания. Он мыслился как главный храм всей Руси. Из разных стран Западной Европы для росписи храма были приглашены мастера различных отраслей искусства. В 1185 году храм пострадал при сильнейшем и разрушительном пожаре, при котором выгорело чуть ли не полгорода. Видимо, сразу же после пожара князь Всеволод Большое Гнездо распорядился восстановить собор. В 1189 году он был освящен заново. При возобновлении храм значительно расширили и сделали пятиглавым. Храм оказался окружённым широкими галереями с юга, севера и запада и получил более обширные алтарные апсиды, золочённый центральный и посеребрённые боковые купола, а его верх получил два яруса закомар. Стены храма были прорезаны арочными пролётами и превратились во внутренние столбы нового собора великого князя Всеволода III. Сохранились фрагменты фресок неизвестных мастеров XII века. Успенский собор служил княжеским некрополем. Здесь захоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат Всеволод III Большое Гнездо, отец Александра Невского Ярослав и другие. Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской Епархии.


Успенский собор (Владимир-Волынский)

Время создания: 1160 г.

Собор построен по приказу князя Мстислава Изяславича, но не в детинце, а в окольном городе. Для строительства собора князь привел во Владимир переяславских зодчих, так как до этого он правил в Переяславле-Русском. Работу мастеров именно из этого города подтверждает особая техника формовки кирпичей. Они очень высокого качества: хорошего обжига и большой прочности. Церковь сложена в технике равнослойной кладки. Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей. Успенский собор - большой шестистолпный трехапсидный храм. Его нартекс отделен стеной от главного помещения. Ради строгой симметричности и уравновешенности всех масс здания оно не имело никаких пристроек и даже башни, ведущей на хоры. На них, очевидно, попадали по деревянному переходу из княжеского дворца. Внутреннему членению пространства опорными столбами соответствуют мощные полуколонны на фасадах, а прясла стен завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. Храм во Владимире построен по образу и подобию соборов в Киеве. Собор многократно подвергался повреждениям, его не раз грабили. В XVIII веке во время перестройки он был сильно искажен. Собор Успения Богоматери во Владимире-Волынском - самый крупный храм подобного типа среди всех памятников XII века.

Иоанна Богослова церковь (Смоленск)

Время создания: 1160-1180 гг.

Храм был возведен заботами князя Романа Ростиславовича. Он располагался в княжеской резиденции. Построенная, как и многие другие смоленские храмы, из кирпича, церковь по своим техническим и конструктивным особенностям во многом близка к Петропавловскому храму. В архитектурной композиции памятника представляет интерес устройство наружных приделов-усыпальниц по его восточным углам. В кладке верхних частей здания использованы голосники двух видов: привозные амфоры и узкогорлые горшки местного производства. На углах храма снаружи расположены широкие плоские лопатки, а промежуточные пилястры имели форму мощных полуколонн. У порталов и амбразур окон двухуступчатый профиль. Размеры храма - 20,25 х 16 м. Стены храма и галерей сложены из кирпичей. Раствор известковый, с примесью цемянки. Фундамент выполнен из булыжников и имеет глубину более 1,2 м. Церковь представляет собой четырехстолпный трехапсидньий храм. Княжеская Иоанновская церковь была расписана фресками, а иконы, по «Ипатьевской летописи», щедро украшали финифть и золото. За свое долгое существование церковь подвергалась многочисленным перестройкам и дошла до нашего времени в сильно измененном виде

Золотые ворота (Владимир)

Время создания: 1164 г.

Дата закладки владимирских ворот неизвестна, но строительство началось не ранее 1158 года, когда Андрей Боголюбский стал возводить оборонную линию города. Окончание строительства ворот можно точно датировать 1164 годом. Ворота сложены из прекрасно отесанных известняковых квадров. Однако в некоторых местах использован грубо обработанный пористый туф. В кладке оставлены не заложенными отверстия от пальцев строительных лесов. Первоначальная высота проездной арки достигала 15 м; в настоящее время уровень земли почти на 1,5 м выше первоначального. Ширина арки точно измеряется 20 греческими футами (около 5 м), что наводит на предположение о том, что памятник возводили строители из Византии.

Георгиевская церковь (Старая Ладога)

Время создания: 1165 г.

Церковь Георгия, возможно, была построена в честь победы в 1164 году ладожан и новгородской дружины над шведами князем Святославом или посадником Захарием. Площадь этого четырёхстолпного храма составляет всего 72 кв. метра. Восточная сторона вытянутого куба занята тремя высокими апсидами, доходящими до закомар. Кубический объем здания расчленен простыми и массивными лопатками. Световой барабан со шлемовидным куполом венчает общую массу церкви. Высота ее равняется 15 метрам. Вместо хоров был сделан деревянный настил, соединяющий два придела в угловых частях второго яруса. Фасады с полукружиями закомар расчленены лопатками. Декор на фасадах храма был крайне скуп и ограничивался зубчатым карнизом по контуру закомар (карниз не был восстановлен при реставрации) и плоской аркатурой по верху барабана. Фундамент староладожского памятника состоит из валунов и уходит в глубину на 0,8 метра. Поверх фундамента положен выравнивающий слой кирпичей. Стены храма сложены из чередующихся рядов известняковых плит и кирпичей, но преобладают плиты. Раствор кладки - известковый с цемянкой. До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной апсиды и отдельные фрагменты в других местах. В староладожском храме мы видим полное соответствие между внешним обликом и интерьером здания. Ясно и четко просматривается его общая конструкция.

Ильинская церковь (Чернигов)

Время создания: около 1170 г.

По церковному преданию, основание обители во имя Ильи связывается с Антонием Печерским, первоигуменом Киево-Печерского монастыря. В 1069 году он вмешался в киевские династические распри князей и бежал от гнева Изяслава Ярославича в Чернигов. Здесь, поселившись на Болдинских горах, Антоний «ископал пещерку», что и послужило началом нового монастыря. Ильинский храм неплохо сохранился, но его первозданные формы скрыты под стилевыми наслоениями украинского барокко XVII века. Ильинская церковь расположена на небольшой площадке под откосом горы и связана подземным ходом с пещерным Ильинским монастырем. Северная стена была врезана в откос горы, т. е. являлась как бы подпорной и в нижней части клалась впритык к земле. Выше уровня земли ее кладка выполнена, как и кладка остальных стен, с тщательной расшивкой и односторонней подрезкой швов. Для паломников в северной стене был прорыт вход в пещеры, а для причта такой же вход вел из алтаря. Церковь бесстолпная, с запада к ней примыкает отделенная паперть (нартекс). Первоначально церковь была с одной главой, а подпружные арки, на которых держится барабан, были врезаны в толщу стен. В плане Ильинская церковь весьма не велика по своим размерам (4,8 х 5 м) с одной полукруглой апсидой, узким притвором и неглубоким бабинцем. Ильинская церковь - единственная сохранившаяся однонефная постройка, относящаяся к черниговской школе зодчества эпохи политической раздробленности.

Бориса и Глеба церковь (Гродно)

Время создания: 1170-е гг.

Церковь во имя древнерусских святых страстотерпцев Бориса и Глеба поставлена по-над Неманом. Имена святых совпадают с именами гродненских удельных князей Бориса и Глеба. По всей видимости, инициаторами строительства храма могли быть или они сами, или их отец - Всеволод. Монументальное строительство в Гродно велось силами мастеров, прибывших из Волыни. Длина собора около 21,5 метра, ширина - 13,5 метра. Толщина стен не менее 1,2 метра. Храм воздвигнут из кирпича в технике цементной кладки. Использовался кирпич плитняковой формы. Состав цемента был особый: в него входили известь, крупный песок, уголь и битый кирпич. Кладка стен равнослойная - все ряды кирпичей ровно выходят на фасад, а швы приблизительно равны толщине кирпича. В интерьере церкви особую ценность представляет узорчатое покрытие пола из керамических плиток и полированных камней. Возведенные из плинфы стены украшены сложным орнаментом из разноцветных гранитных камней, цветной майоликовой плитки и даже зеленоватых поливных блюд и чаш. Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники» - глиняные сосуды наподобие кувшинов. В стену вставлены шлифованные камни различных оттенков. В нижней части стены они более крупные, а в верхней мелкие. Гродненская церковь - шестистолпная и трехапсидная. Столбы храма у основания круглые, а на большой высоте приобретают крестчатую форму.

Благовещения церковь в Аркажах (Новгород)

Время создания: 1179 г.

По преданию, храм поставлен в память победы в 1169 году новгородцев над суздальцами, достигнутой благодаря чудесному заступничеству иконы «Богоматери Знамение». Храм квадратный в плане с тремя апсидами с восточной стороны и четырьмя прямоугольными столбами, поддерживавшими единственный купол. В объемно-пространственной структуре Благовещенского храма заметна тенденция новгородского зодчества последней четверти XII столетия к упрощенной архитектонике, сокращению внутреннего пространства и экономии строительного материала. Храм - крестово-купольный с одной световой главой, которая поддерживается столбами прямоугольного сечения. Восточная, алтарная сторона состоит из трех апсид. Первоначально постройка имела позакомарное завершение. Аркажская церковь выстроена из известняковых плит, скрепленных цемянкой, а наиболее ответственные места выложены из кирпича: своды, барабан, глава. В левом приделе сохранилась древняя купель для совершения таинства крещения (по устройству подобная «иордани»). В каменном полу был выложен круглый водоем, диаметром около 4-х метров, рассчитанный, очевидно, на взрослых людей. В 1189 году храм расписали.

Михаила Архангела Свирская церковь (Смоленск)

Время создания: 1180-1197 гг.

Величественная церковь во имя Михаила - некогда придворный храм смоленского князя Давида Ростиславича. Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающемся над поймой Днепра. Смоленские мастера в конце XII века развили характерные для их времени композиционные схемы кирпичного строительства. Чрезвычайно большая высота основного объема подчеркнута соподчиненными ему массивными притворами и центральной апсидой. Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами. Отличительная черта этой церкви - прямоугольные боковые апсиды. Необычны также массивные нартексы. В церкви архангела Михаила в кладке стен и столбов обнаружены квадратные отверстия - места выхода некогда существовавших деревянных связей, которые укрепляли верхнюю часть храма. Судя по этим отверстиям, деревянные брусья располагались в четыре яруса. Своды храма были полностью переложены в XVII-XVIII веках, но сохранились почти все древние арки, разделявшие своды, в том числе и подпружные. Уцелел и постамент под барабаном, и значительная часть самого барабана. Церковь Михаила Архангела необычна по своему общему архитектурному решению, пропорциям, формам, что придает ей исключительное своеобразие. Центрическая ступенчатая композиция храма получила распространение в других местных школах зодчества Древней Руси. Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде.

Дмитровский собор (Владимир)

Время создания: 1194-1197 гг.

Крестчатые столбы выедены на высоту стен и держат массивную главу собора. На внутренних стенах столбам соответствуют плоские лопатки. С западной стороны расположены хоры.

Храм построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Одноглавый и четырехстолпный трехапсидный храм первоначально был окружен низкими крытыми галереями, а у западных углов имел лестничные башни с всходами на хоры. Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов. В аркатурном фризе южного фасада находились фигуры русских князей, в том числе владимирских. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет мудрого и сильного властителя. Преобладание в скульптуре образов льва и грифона указывает на дальнейшее развитие великокняжеской эмблематики. Однако усиление символизма и космологизма всего замысла привело к снижению рельефа. В центральных закомарах дана фигура царственного певца, играющего на псалтири. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа. Справа от Давида, на южном фасаде, изображено «Вознесение Александра Македонского на небо». Налевой его закомаре западного фасада изображен царь Давид, за которым следует Соломон. В скульптуре западного фасада обращают внимание сцены подвигов Геракла. В центральном прясле верхнего яруса переплетенные шеями птицы относятся к символике неразрывного союза. Обращенный к городу северный фасад выражает своей скульптурой идею сильной княжеской власти уже прямо, а не символически. В левой закомаре изображен сам князь Всеволод III. Сложные и разнообразные повороты фигур как бы беседующих друг с другом апостолов, свободная и вместе с тем строгая драпировка одеяний, а главное, глубоко психологическая трактовка образов выдают руку большого мастера.

Церковь Спаса на Нередице (Новгород)

Время создания: 1198 г.

Церковь Спаса была построена князем Ярославом Владимировичем. Росписи по традиции, идущей с советских времен, приписывали местным, новгородским мастерам. Некоторые находки и вправду позволяют предположить, что этот мастер возглавлял работы по созданию фресок Спасо-Преображенской церкви. По своему архитектурному облику Спас на Нередице уже не отличается от посадских приходских церквей Новгорода. Политическое и материальное положение князя настолько ослабело, что он не претендовал в своем строительстве на соперничество с кафедральной Софией. По его распоряжению возвели небольшой кубического типа четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Сложен он традиционной для новгородского зодчества каменно-кирпичной кладкой. Внутреннее пространство Спасской церкви упрощено в сравнении с постройками предшествующего периода - первой трети XII века. Достаточно скромно выглядели княжеские хоры-полати, где располагались два придела. Лестницы в пристроенной башне уже не было, ее сменил узкий вход в толще западной стены. При строительстве здания не выдерживалась точность линий и форм. Чрезмерно толстые стены были кривы, а плоскости неровны. Но продуманные пропорции скрашивали эти недостатки, и храм производил достойное, торжественно-величественное впечатление.

Параскевы Пятницы церковь (Чернигов)

Время создания: 1198-1199 гг.

Время постройки церкви Параскевы Пятницы, а также имя ее заказчика неизвестны. Скорее всего, ее выстроили на свои деньги торговые люди. Размеры церкви невелики - 12 х 11,5 м. Древняя церковь на торгу принадлежит к типичным небольшим однокупольным храмам с четырьмя столбами. Но этот распространенный в XII веке тип постройки неизвестный зодчий разработал совершенно по-новому. Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их к стенам, что позволяет максимально расширить центральное помещение храма и по-новому, в виде полузакомар, сконструировать угловые части фасада, которые он делает в четверть окружности. Переход к высокому и массивному барабану осуществляется при помощи повышенных сводов и двух рядов кокошников. Небольшие по объему апсиды незначительно ниже закомар. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Выше находится фриз кирпичного меандра, еще выше декоративные ниши, в которых сохранились остатки штукатурки. Над ними пояс из «бегунцов». Завершают центральные прясла тройные окна. Искусное использование кирпича придает сооружению особую выразительность: две кирпичные стенки с заполнением промежутка между ними камнями и кирпичным боем на растворе. Через 5-7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки. Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы выше сводов. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Возможно, им был Петр Милонег. Несмотря на малые размеры храма, мастер возводит и хоры, но узенькие, и такую же узенькую лестницу в западной стене.

Параскевы Пятницы церковь на Торгу (Новгород)

Время создания: 1207 г.

Скорее всего, Пятницкий храм на Торгу возводили не новгородские мастера, а смоленские, т.к. она не имеет прямых аналогий среди новгородских церквей, но схожа со Свирской церковью Смоленска. Углы самого храма и нартексов оформлены широкими многоуступчатыми лопатками, необычными для Новгорода. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно не типично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.


Заключение

Итак, мы видим, что сохранилось достаточно много памятников Древнерусского зодчества XI - начала XIII вв. – около 30. (Следует также учитывать тот факт, что многие строения в работу не вошли, ввиду значительного изменения их внешнего вида в ходе пожаров, войн, природных бедствий или неудачных реставраций) Особенно много их осталось в Новгородской и Киевской землях.

Храмы закладывались в основном местными князьями в честь своих небесных покровителей, но зачастую собор могли возвести в честь какой-либо крупной победы. Иногда заказчиком храма становилась местная торговая элита.

Архитектурные черты многих памятников поражают своим великолепием, а мастерство их выполнения заслуживает восхищения. В ходе работы мной было выяснено, что для строительства зачастую приглашались иноземные мастера, в частности византийские и греческие. Но многие храмы были построены стараниями русских зодчих. Постепенно в каждом княжестве складывается своя архитектурная школа с собственным подходом к технике строительства и декору зданий.

К XII в. русские мастера овладели техникой цементной кладки, использовали кирпич. Большое внимание уделялось росписи храмов фресками и декорированию мозаикой.

Историческая судьба многих памятников архитектуры того времени плачевны – они безвозвратно утеряны для нас. Некоторым повезло больше – они хоть и значительно перестроены, но всё же могут дать нам некоторое представление о зодчестве той эпохи. Многие же сооружения сохранились до наших дней почти в первозданном виде, и именно они дают нам самую полную картину об архитектуре Древней Руси XI - начала XIII вв.


Список использованной литературы:

1. Комеч А. И., Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. - М.: Наука, 1987.

2. Раппопорт П. А., Древнерусская архитектура. - СПб, 1993.

3. Русские храмы/ ред. группа: Т. Каширина, Г. Евсеева – М.: Мир энциклопедий, 2006.


Образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою...

Это обстоятельство объясняет причину широкого распространения иконы на Руси. Специфика искусства Древней Руси заключалась в абсолютном преобладании станковой живописи – иконы, которая явилась классической формой изобразительного искусства для русского средневековья. Наряду с символическим характером художественного выражения на иконах необходимо отметить, что все изображаемое на них не имеет...

Литературе: имели хождение Палеи - сборник сокращенных пересказов Ветхого Завета; хроники - изложения византийской истории - Георгия Амартола, Иоан- на Малалы. На Руси уже до монгольского нашествия знатоки древ- негреческого языка были не в диковинку. Занимался пере- водами князь Ярослав с помощью высокообразованных толма- ...

Средневекового мира. 2. ФОРМИРОВАНИЕ НА РУСИ ОСОБОГО ТИПА ДУХОВНОСТИ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ, ИКОНОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЕ, ФОЛЬКЛОРЕ, НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и началом русской духовности. Как правило, эту позицию отстаивает большинство церковных...

Первые подробные исторические сведения о жизни наших предков, восточных славян, относятся к IX — X вв. Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. Конечно, это не означает, что в IX в. наши предки не имели своей истории. Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Здесь не очень много камня, но много древесины. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре. Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал, и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.

Реконструкция Софии Киевской

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Десятинная церковь в Киеве. 989-996 гг Попытка реконструкции Ю. С. Асеева

Первой известным нам каменным зданием на Руси стала так называемая Десятинная церковь, возведенная в 989 — 996 гг по приказу князя Владимира Святого в Киеве. К сожалению, она не сохранилась, и сейчас мы можем видеть только линии ее фундамента и сделанные учеными реконструкции. Церковь была создана византийскими строителями и почти полностью повторяла классическую византийскую крестовокупольную схему.

Древнейший русский христианский храм, сохранившийся до наших дней, — это знаменитая София Киевская, возведенная в 1037 — 1054 годах по приказу Ярослава Мудрого. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. За века, прошедшие со времен княжения Ярослава, София несколько раз перестраивалась, и ее первоначальный вид был изменен. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Одним из старейших памятников архитектуры Киевской Руси является также Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо — реображенский собор в Чернигове

Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Церковь венчают шесть куполов, сначала имели шлемовидную форму, а затем были заменены на лукообразную. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.

Апсида Спасо — Преображенского собора в Чepнiговi

Церковь Николы на Июле близ Новгорода. 1292р.

В XII в. в Новгороде была установлена ​​республиканская форма правления. Это политическое событие нашло свое отражение в развитии архитектурного стиля. Вместо больших монументальных соборов начинают строить сравнительно небольшие церкви. В это время возникает тип одноглавой церкви, которая становится впоследствии классической.

Типичным образцом такого архитектурного сооружения является церковь Спаса — Нередицы, построенная близ Новгорода в конце XII в. Она представляет собой простой кубический объем, увенчанный единственным куполом на восьмигранном барабане. Такие церкви строят в Новгороде и в XIV в. Очень похожей на новгородскую является архитектура соседнего Псковского княжества, хотя ее памятники более массивные.

София Новгородская

Новгород. Георгиевский собор Юрьевского монастыря

Псков. Собор Ивановского монастыря. Первая половина XII в.

Все это время на Руси продолжают строить не только из камня, но и из дерева. На это указывает хотя бы то, что в развитии стилей каменной архитектуры очевидно заметное влияние архитектуры деревянной. Однако большая часть деревянных памятников, доживших до нашего времени, была построена позже, и о них будет сказано отдельно.

После упадка Киева в XII в. каменное строительство активно развивалось также во Владимир-Суздальском княжестве. В правление князя Андрея Боголюбского, который сделал город Владимир своей столицей, в нем было возведено много замечательных памятников. Владимирские соборы служили образцами итальянским мастерам, когда в XV в. возводили соборы московского Кремля.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир — Суздальское княжество

Церковь Федора Стратилата на ручье в Новгороде (1360-61 гг)

Архитектура Владимир-Суздальского княжества не была такой суровой, как северная русская архитектура. Фасад здесь могли украшать тонкие полуколонки, соединенные небольшими арочками, и сложные орнаменты. Наиболее нарядным храмом стиля считается Дмитриевский собор во Владимире. Среди его украшений мы видим и стилизованные листья, и даже фантастических животных, грифонов.

Московский Кремль и его знаменитые соборы

Владимир. Золотые ворота

В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Из провинциальной крепости Москва превращается в столицу огромного государства, а князь начинает называться царем. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Именно в это время был возведен тот Кремль, стены и башни которого знакомы нам всем с детства по многочисленным рисунками и фотографиями. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Вводились и новые мотивы. Да, именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. До сих пор такое покрытие было характерно только для деревянной архитектуры или светского строительства. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, ее поставил царь Василий III в честь рождения своего сына, будущего царя Ивана Грозного. Сейчас этот памятник находится в черте города.

Дмитриевский собор во Владимире

Москва. Колокольня Иван Великий. 1505-1508 гг

Успенский собор московского Кремля

1475- 1479рр. Зодчий Аристотель Фиораванти

Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Он расположен на Красной площади в Москве, и все видели хотя бы его изображения. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Яркий храм производит впечатление разрисованной узорчатой ​​игрушки, но одновременно кажется величественным. Ведь собор Василия Блаженного был возведен в честь великой военной победы Московского государства — взятия столицы Казанского ханства.

Успенский собор московского Кремля. 1475-79 гг План и анализ пропорций

Благовещенский собор московского Кремля. 1484-1489 гг

Церковь Вознесения в Коломенском

В течение XVI в. Московское государство вело постоянную вооруженную борьбу с соседним Великим княжеством Литовским. Кроме того, с севера ей угрожали шведы, а с юга крымские татары. Поэтому в этот период возводится много укреплений. Часто роль военных крепостей брали на себя монастыри, расположенные в стратегически важных районах страны. К таким монастырям — крепостям принадлежат Троицкий монастырь под Москвой,

Собор Василия Блаженного

Кирилло — Белозерский монастырь в Вологодской области, Соловецкий монастырь на Белом море.

Москва. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1634 гг.) Общий вид и план

XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Поэтому большое строительство в настоящее время не ведется. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич, из которого выкладывают декоративные детали. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет, и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов. В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. После приказа шатровые храмы исчезают в столице, но их продолжают строить в провинциальных городах и особенно в деревнях. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.

Ярославль. Ансамбль в Коровниках

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. План

Кафельное панно вокруг окна среднего алтаря (конец XVII в.)

Но искусственно введенная строгость этот раз надолго не удержалась в архитектуре Московского государства. Новым толчком для развития нарядного яркого стиля стало присоединение Украины, где уже было распространено западноевропейское барокко и рождался самобытный национальный вариант этого стиля. Через Украину барокко пришло и к русским.

Собор на территории ростовского Кремля

Несмотря на прогресс в наше время и постоянно совершающиеся открытия, о зодчестве древних славян до нас дошло очень мало фактов. Все это потому что в те времена в основном все сооружения строились из дерева, а так, как этот материал недолговечен, то основные исторические памятники не сохранились.

Древние славяне обладали хорошими строительными способностями. И с утверждением христианства на Руси стало строиться много каменных сооружений, таких как храмы и церкви. Очень развито было тогда строительство крестово-купольных соборов. Всё это обусловлено тем, что христианство пришло к нам из Византии, а соответственно и построение храмов осуществлялось на основе схем Византийских конструкций.

История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.

Собор Святой Софии в Новгороде

История этого собора очень интересна. Он был построен в честь новгородцев, которые в свое время помогли Ярославу Мудрому сесть на престол Великого князя. Строился он семь лет и освятили храм аж в 1052 году. В киевской церкви Святой Софии похоронен сын Великого князя Ярослава – Владимир, который скончался 4 октября 1052 года.

Стоит заметить, что собор построен из смешанного материала – каменного и кирпичного. Его конструкция строго симметрична, а также в нем нет галерей. Изначально, стены этого собора не подвергались побелке. Это связано с тем, что славянские архитекторы в первую очередь ориентировались на византийские конструкции, в которых предпочтение отдавали мозаичной и мраморной облицовке. Чуть позднее мозаики были заменены на фрески, а мрамор на известняк.

Каркас композиции внешне выглядит как крестово-купольный храм с пятью нефами. Такой тип конструкции присущ только храмам, построенным в XI веке.

Первую соборную роспись произвели в 1109 году, но большинство фресок сохранить до нашего времени не удалось, за исключением «Константин и Елена». Множество фресок было утрачено в период Великой Отечественной войны.

В соборе Святой Софии было сконструировано несколько иконостасов, а точнее, их было три. Основные иконы, находящиеся в соборе: икона Божьей Матери «Знамение», Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный, Тихвинская икона Богородицы. Удалось сохранить остатки святых книг, из них самый уцелевшие – это шесть книг: княгини Ирины, князя Владимира, князей Мстислава и Федора, архиепископов Никиты и Иоанна.

Фигурой в виде голубя украшен крест центрального купола, что является символом Святого Духа.

Собор Святой Софии в Киеве

История этого собора начинается с 1037 года, когда он был заложен киевским князем Ярославом Мудрым. София Киевская очень хорошо сохранилась до наших дней, уцелели даже живописные убранства, такие как фрески и мозаики. Это два вида живописи, сочетающиеся не только в соборе Святой Софии, но и почти во всех памятниках архитектуры Древней Руси. Сейчас в церкви находится 260 квадратных метров мозаики и почти три тысячи метров квадратных фрески.

В храме расположено огромное количество мозаик с изображениями главных святых. Такие работы выполнены на золотом фоне, что помогает выгодно подчеркнуть всю насыщенность этих шедевров. Мозаики включают в себя более 177 оттенков. Но имена творческих мастеров, создавших такую красоту, и по сей день остаются неизвестными.

Основные соборные мозаики: Богородица «Нерушимая Стена», Благовещение, Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий.
Помимо, росписей фреской и мозаикой сохранилось большое количество графичных изображений (граффити). На стенах собора представлено более семи тысяч граффити.

В Софийском храме захоронено пятеро князей: Ярослав Мудрый, Всеволод, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах, Вячеслав Владимирович.

Церковь Покрова на Нерли

Один из выдающихся памятников архитектуры Древней Руси. Церковь целиком выполнена из камня и считается вершиной творчества белокаменного зодчества. Построена она была в 1165 году, по приказу князя Андрея Боголюбского, в честь его погибшего сына, который был убит булгарами. Храм возведен во Владимирской области, на междуречье рек Нерль и Клязьмы.

Это первый памятник в истории архитектуры Древней Руси, который посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Конструкция церкви довольно-таки проста. Она состоит из четырех столп, крестообразного купола и трех апсид. Это одноглавая церковь с изысканными пропорциями, за счет которых издалека кажется, словно храм парит в воздухе.
Церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире

Датой основания собора считается 1197 год. Этот храм славится среди других памятников архитектуры Древней Руси, своей техникой выполнения – белокаменной резьбой.

Храм возводился лично для князя Всеволода Большое гнездо и его семьи. Позже церковь была освящена в честь небесного покровителя – Дмитрия Солунского.

В основе композиции лежат типичные конструкции византийских храмов (четыре столпа и три апсиды). Купол церкви позолочен и увенчан аккуратным крестом, флюгер которого изображен в виде голубя. Строительство храма производилось исключительно русскими зодчими, а вот отделка выполнялась греческими искусниками, именно поэтому в соборе можно обнаружить черты свойственные западным базиликам. В кладочной технике, а также отделки явно выражены элементы романской архитектуры.

Стены собора украшены разнообразными мифическими изображениями, всадниками, псалмовцами и святыми. В храме расположена скульптура Давида-музыканта. Его миниатюра символизирует идею бога хранимого государства. Также в церкви есть изображение Всеволода Большое Гнездо и его сыновей.

Хотя Дмитриевский собор не обладает внешне красотой, внутри его интерьер достаточно богат. К сожалению, из фресок до наших дней сохранился лишь «Страшный суд».

Золотые ворота города Владимир

Композиция была возведена во Владимире, основанием, для строительства которой был приказ князя Андрея Боголюбского в 1164 году. Всего было построено 5 ворот, из которых до нашего времени сохранились только Золотые. Они служили въездом в княжескую городскую часть, которая считалась самой богатой. Строительство ворот осуществлялось владимирскими мастерами.

Ходят слухи о том, что под конец возведения работ, они обрушились на двенадцать человек, занимавшихся строительством. Горожане подумали, что мастера погибли, и тогда Боголюбский решил обратиться с молитвами к иконе Божией Матери. Когда обвал расчистили, то людей заваленных остатками ворот вытащили целыми и живыми. После этого случая над воротами была построена белокаменная часовня.

Высота триумфальной арки Золотых ворот достегает четырнадцати метров. Основной задачей сооружения была защита города Владимир от набегов. В основу конструкции входила боевая площадка, с которой велся обстрел врагов. Остатки площадки до сих пор находятся в воротах. Войти и сойти с площадки можно было при помощи каменной лестницы, примыкавшей к ней.

Золотые ворота – это символический образ княжеской власти и величия.

Во время монголо-татарского нашествия многие памятники из Золотых ворот были спрятаны горожанами. Большинство из них занесены в список ЮНЕСКО и признаны уничтоженными памятниками. В 1970 году в Советский Союз приехала группа японских археологов, с целью расчищения дна реки Клязьмы. По окончании экспедиции были найдены многие предметы, которые археологи считали потерянными. В числе них оказались и драгоценные створки, вынесенные из Золотых владимирских ворот. Хотя эту версию всё-таки больше воспринимают как легенду. Так как исторические факты говорят о том, что у жителей Владимира не было достаточно времени для того, чтобы спрятать реликвии, а тем более вывезти их из города. Если створки и были найдено, то местоположение золотых пластин неизвестно и по сей день.

Десятинная церковь

Это первая русская церковь, которая была построена из камня, ее освящено произвелось в 996 году. Церковь освещена именем пресвятой Богородицы. Ее название связано с тем, что на строительство церкви Великий князь Владимир выделил десятину государственного бюджета, то есть десятую часть.

История церкви напрямую связана с крещением Руси. Дело в том, что она возведена на месте, где проходила стычка язычников с христианами. Само строение является неким символом религиозной розни.

Киево-Печерская лавра

Еще одним неповторимым памятником архитектуры Древней Руси считается Киево-Печерская лавра. Этот монастырь входит в список первых древнерусских монастырей. Его возведение было осуществлено в 1051 году, в период правления Ярослава Мудрого. Его основателем принято считать монаха Антония, корни которого происходили из Любеча.

Местоположение монастыря – город Киев (Украина). Расположен на побережье Днепра, на двух холмах. Сначала на месте монастыря была обычная пещера, в которую приходил священнослужитель Иларион, но когда его назначили Киевским митрополитом, пещера была заброшена. Примерно в это же время в Киев приехал монах Антоний, он нашел пещеру Илариона и остался в ней. Чуть позже над пещерой возвели церковь, а уже в 1073 году ее обделали камнем. В 1089 году ее освятили.

Фрески и мозаики украшающие церковь выполнены византийскими мастерами.

Кирилловская церковь

Считается древнейшим памятником в истории архитектуры Древней Руси. Датой ее основания принято считать 1139 год. Название церкви связано с именами святых Афанасия и Кирилла. Церковь является одной из главных составляющих композиции Кирилловского монастыря, который расположен недалеко от Чернигова, в селе Дорогожичи. Кирилловская церковь строилась при князе Всеволоде Ольговиче и впоследствии стала усыпальницей рода Ольговичей. Там было произведено захоронение жены Всеволода – Марии, которая была дочерью Мстислава Великого. Также в этой церкви был захоронен князь Святослав в 1194 году.

В 1786 году была произведена конфискация земель у церкви в пользу государства и на этом история Кирилловского монастыря закончилась. Церковь была переделана в больничный храм.

Церковь Спаса-на реке Нередице

Собор построен в городе Новгород и датой его возведения приходится 1198 год. Стиль постройки выделяется своей необычно простой конструкцией и строгими мотивами, стоит отметить, что все новгородские постройки выполнены именно в таком стиле. Церковь прекрасно гармонирует с пейзажем за счет простоты композиции. Собор Спаса-на реке Нередицы, как и большинство построек того времени, белокаменный. Интерьер церкви полностью соответствует внешнему стилю.

Выполнение росписей носит сугубо строгий характер, преобладание четких форм. В изображениях святых прослеживаются открытые взгляды, создается впечатление, что облики непросто изображены на стенах храма, а как бы заколочены в них. В целом собор представляет собой символ могущества и силы.

Новгородский кремль

Основой каждого древнерусского города считался крепкий кремль, который смог бы защитить горожан и выстоять во время обороны от неприятелей. Новгородский кремль – один из древнейших. Вот уже десятый век он украшает и защищает свой город. Стоит отметить, что, несмотря на то, что кремль города Новгород – старая постройка, он до сих пор сохраняет свой первоначальный вид. Выполнен кремль из красного кирпича. На территории кремля расположен Новгородский Софийский собор, который тоже входит в список архитектурных шедевров Древней Руси. Его внешний вид и интерьер выполнен в утонченном стиле. Пол отделан мозаикой, над которой трудились лучшие мастера того времени.

Новгородский кремль – это ансамбль лучших архитектурных памятников, которыми жители города могут гордиться и в наши дни.

Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политической, экономической и социальной структур, что нашло свое выражение в письменных, археологических и архитектурных источниках.

Общая характеристика эпохи

Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Памятники культуры данной эпохи интересны тем, что в них отразились идейные основы молодого российского общества, только что принявшего православие. Большую роль в их создании сыграла инициатива князей, которые очень часто способствовали каменному строительству, написанию летописей, возведению зданий гражданского и оборонительного назначения. Впоследствии инициатива перешла и к населению, в первую очередь к городским жителям, которые очень часто на собственные средства возводили церкви, храмы. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. Византийские мастера стали строителями многих памятников, а также обучили многому русских, которые, переняв их правила и традиции, скоро стали создавать свои собственные уникальные сооружения.

Тип храмов

Времена Древней Руси, памятники культуры которой в основном представлены церковным строительством, традиционно принято датировать домонгольским периодом, с 9 по начало 13 века, однако в более широком смысле к данному понятию применимы и поздние столетия. Русская архитектура восприняла византийские традиции, поэтому крестово-купольные храмы Древней Руси, в принципе, повторяют их особенности. Однако в нашей стране в основном распространение получило возведение белокаменных прямоугольных церквей, а полукруглый купол был заменен на шлемообразный. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Особенно были распространены четырехстолпные храмы, реже встречались с шестью и восьмью колоннами. Чаще всего они имели три нефа.

Ранняя церковь

Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. В списке этих строений следует выделить самые основные, возведение которых стало знаковым событием в истории и послужило началом к дальнейшему сооружению. Одной из первых наиболее крупных и значимых храмов стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также получила в народе название Десятинной, так как князь специально выделил для нее десятую часть своих доходов. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.

Особенности

Археологи затрудняются восстановить ее первоначальный облик, тем не менее некоторые сохранившиеся данные, такие как греческие клейма на кирпичах, мраморные украшения, говорят о том, что строительство проводили греческие мастера. Вместе с тем сохранившиеся надписи на кириллице и керамические плитки позволяют говорить об участии в возведении славян. Церковь построена как крестово-купольное сооружение по традиционному византийскому канону.

Храмы 11 века

Времена Древней Руси, памятники культуры которой доказывают быстрое распространение и утверждение православия в нашей стране, стали периодом активного строительства церквей, разных по размеру, композиции и структуре. Второй по значимости храм в этом списке - это Он был возведен при княжении Ярослава Мудрого и должен был стать главным религиозным центром новой державы. Его особенностью является наличие больших хоров. Он имеет тринадцать куполов с окнами. В центре расположен главный, ниже - четыре поменьше, а далее находятся еще более маленькие восемь куполов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Внутри имеются мозаики и фрески.

Крестово-купольные Руси получили большое распространение в нашей стране. Еще одной важной постройкой стала Киево-Печерской лавры. Она имела три нефа, просторный интерьер и один купол. Он был взорван в годы Второй мировой войны и впоследствии восстановлен в традициях украинского барокко.

Новгородская архитектура

Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Новгородские храмы и церкви имеют свои уникальные особенности, которые позволяют выделить эту традицию как особую в истории отечественной архитектуры. Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Он имеет пять куполов, лестничную башню. Купола имеют формы шлемов. Стены построены из известняка, интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города.

Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Одна из самых известных церквей в данном стиле - это Спасо-Преображенский храм на Нередице. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Эти особенности характерны для новгородских храмов, внешний облик которых даже отличается некоторой непропорциональностью, что делает их неповторимыми.

Постройки в других городах

Памятники в Нижнем Новгороде также входят в список наиболее известных древнерусских строений. Одна из церквей посвящена святому Она была возведена в 16 веке в память избавления города от нашествия татар и ногайцев. Поначалу она была деревянная, но потом, в середине 17 века, была перестроена в камне. В 19 веке церковь из одноглавой была перестроена в пятиглавую, которая дала название улице в городе.

Памятники в Нижнем Новгороде занимают видное место в истории отечественной архитектуры. Один из наиболее известных - это Михайло-Архангельский собор, построенный в 13 веке. Это была белокаменная церковь с 4 столпами и 3 апсидами.

Итак, города других земель и удельных княжеств также стали центрами активного архитектурного строительства. Их традиции отличаются своими оригинальными и неповторимыми особенностями. Церковь Николы Надеина в Ярославле - это уникальный храм 17 века. Он был возведен на берегу Волги и стал первым каменным храмом на посаде города.

Инициатором выступил купец Надей Светешников, после которого многие торговцы и ремесленники стали также возводить церкви. Основа храма была поднята на высоком основании, наверху было пять куполов на тонких барабанных шейках. Церковь Николы Надеина имеет уникальный иконостас. Он выполнен в барочном стиле и заменил в 18 веке более древний.

Значение

Таким образом, древнерусская архитектура является уникальной по своим особенностям, стилю и интерьеру. Поэтому она занимает видное место не только в отечественной культуре, но и в мировом искусстве в целом. В связи с этим в настоящее время особенно важна охрана памятников истории и культуры. Многие из них не дошли до нашего времени, некоторые были разрушены в годы войны, так что современные археологи и реставраторы придают большое значение их реконструкции и обновлению.

Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле

Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря - древнейший из дошедших до нас каменных храмов Ярославля. Основанный еще в домонгольское время, при князе Константине Всеволодовиче, он был выстроен заново в 1515-1516 гг. Новый собор соединил традиционные формы древнерусского зодчества с итальянским влиянием, характерным для русской архитектуры конца XV - начала XVI века История формирования архитектурного ансамбля собора, его икон и фресок, книг и церковной утвари полны уникальных фактов и дарят исследователям все новые и новые открытия. С историей собора связаны имена святого митрополита Макария, грозного царя Ивана IV, освободителей России Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, первого царя династии Романовых Михаила и опального патриарха Никона. Обретение знаменитого поэтического произведения русской литературы "Слова о полку Игореве" многими исследователями также связывается с этим собором. Росписи собора - один немногих фресковых ансамблей времени Ивана Грозного, сохранившихся до нашего времени без существенных утрат.

Рассказать друзьям