Европейский театр эпохи просвещения. Купить билеты на спектакль "плоды просвещения". Отрицательные и нейтральные отклики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра Маяковского составляет 30 минут!

Л.Н. Толстой
Комедия

Постановка - Миндаугас Карбаускис
Пространство - Сергей Бархин
Костюмы - Наталья Войнова
Музыка - Гиедрюс Пускунигис
Художник по свету - Игорь Капустин

Спектакль посвящен Петру Наумовичу Фоменко.

Многие годы в репертуаре Театра Маяковского шел спектакль «Плоды просвещения» режиссера П.Н.Фоменко. Премьера 2015 года отнюдь не его реконструкция, но вполне возможно, что в постановке художественного руководителя Театра Миндаугаса Карбаускиса, ученика Петра Наумовича, есть некоторые «цитаты».

В утренней суматохе богатого московского дома снуют слуги, беспрерывно звонят в дверь посетители: артельщик от Бурдье с платьем для молодой барыни, интересующийся всем на свете господин Сахатов, непутевый буфетчик, элегантный доктор. Не торопясь, к завтраку спускаются и хозяева дома, чтобы в очередной раз погрузиться в разговоры о медиумах, спиритизме и сеансах. Череду визитов продолжают нежданные гости – мужики из Курской деревни, хлопочущие о покупке земли. Как это ни парадоксально, но главный вопрос их жизни решит находчивая служанка.

Первая ремарка у Толстого – «молодой и красивый лакей глядится в зеркало и прихорашивается». Ее-то и взяли за основу художник Сергей Бархин и режиссер Миндаугас Карбаускис, воплотив в декорациях само театральное понятие «зеркало сцены». Именно зеркало стало своеобразным паспарту к спектаклю: вот неловкий буфетчик репетирует роковой взгляд, старательно причесывает свою лысину господин Сахатов, лакей Григорий, красуясь, вспоминает свои любовные победы, хозяйка дома, проходя мимо, поправляет свою прическу, а служанка Таня усердно начищает его до блеска тряпкой.

Спектакль «Плоды просвещения» – одним из самых густонаселенных – в постановке задействованы все поколения труппы Театра. Многие артисты играли и в спектакле Фоменко. Но если раньше, к примеру, Игорь Костолевский исполнял роль Василия Леонидыча Звездинцева, то сейчас он сыграет его отца, Леонида Фёдоровича. Как и в постановке Фоменко роль профессора Кругосветлова исполнит Михаил Филиппов. Наравне с мэтрами театральной сцены в спектакле Миндаугаса Карбаускиса занято много молодежи: горничную Таню, «движущую силу всего действа», играет Наталья Палагушкина, в роли Василия Леонидыча Звездинцева – Владимир Гуськов.

Действующие лица и исполнители:
Леонид Фёдорович Звездинцев, отставной поручик конной гвардии - Игорь Костолевский
Анна Павловна Звездинцева, его жена - Татьяна Аугшкап
Бетси, их дочь - Валерия Куликова
Василий Леонидыч, их сын - Владимир Гуськов
Алексей Владимирович Кругосветлов, профессор - Михаил Филиппов
Доктор - Максим Глебов
Марья Константиновна, учительница музыки - Ольга Ергина
Петрищев - Алексей Золотовицкий / Максим Разумец
Гросман - Нияз Гаджиев
Толстая барыня - Любовь Руденко
Сахатов Сергей Иванович - Константин Константинов
Фёдор Иваныч, камердинер - Юрий Никулин
Григорий, лакей - Павел Пархоменко
Яков, буфетчик - Игорь Евтушенко
Семён, буфетный мужик - Алексей Сергеев / Иван Ковалюнас
Старый повар - Расми Джабраилов / Сергей Рубеко
Кухарка - Светлана Немоляева
Таня, горничная - Наталья Палагушкина
1-й мужик - Игорь Марычев / Александр Андриенко
2-й мужик - Виктор Запорожский
3-й мужик - Сергей Удовик
Артельщик от Бурдье - Всеволод Макаров

Премьера: 21 февраля 2015 г.
Продолжительность: 3 часа 30 минут (с антрактом)

Плоды просвещения - эмоциональный спектакль, в котором рассказывается о жизни семьи Звездинцевых. Их дом постоянно наполнен людьми. Служанки то и дело открывают двери для артельщиков с платьем для барыни, для Сахатова, буфетчика и доктора, для крестьян, которые пришли к барину, чтобы тот дал им землю в рассрочку. Кстати, им помогла служанка, проведя их к своему хозяину под обликом медиумов. Сам же барин, Леонид Федорович, сильно увлечен спиритическими сеансами, и не замечает никого вокруг.

«Плоды просвещения» по комедии Л. Толстого много лет шли в постановке Фоменко. Сегодня же новая версия представлена учеником легендарного мастера - М. Карбаускисом. Ее премьера состоялась в 2015 году. И сегодня постановка по праву занимает место одного из самых «густонаселенных» спектаклей. Ведь в этом спектакле принимает участие вся труппа театра - от зрелых и состоявшихся артистов до молодых только начинающих и малоизвестных. Такой тендем порадует зрителей. И чтобы оценить спектакль по достоинству, спешите купить билеты на нашем сайте.

Спектакль «Плоды просвещения» в театре Маяковского

Посвящается Петру Наумовичу Фоменко.

«Плоды просвещения», появившиеся в театральной афише Москвы в 2015 году – комедия Льва Толстого, написанная не для профессиональной сцены, а для домашнего театра. Вероятно, поэтому, все сцены очень остроумны, а герои словно списаны с реальности. Действие происходит в доме Звездинцевых, куда приходят мужики с просьбой о выкупе земли в рассрочку. Хозяина дома, Леонида Федоровича, их появление оставило равнодушным – он увлечен проведением очередного спиритического сеанса. Горничная пытается помочь крестьянам, выдав одного из них за медиума.

Режиссёр спектакля «Плоды просвещения» – Миндаугас Карбаускис, руководящий театром Маяковского уже 5 лет. Многие годы в репертуаре Маяковки шли «Плоды просвещения» в постановке Фоменко. И поэтому первую премьеру 2015 года Карбаускис посвятил своему легендарному учителю, выбрав в качестве материала именно ту пьесу, которую ставил его мастер в этом же самом театре. «Плоды просвещения» Карбаускиса символичны не только фактом и контекстом своего возникновения, но и тем, что это один из самых «густонаселенных» спектаклей: в постановке задействованы буквально все поколения труппы: Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Галина Анисимова, Светлана Немоляева, Наталья Палагушкина и Владимир Гуськов, соединяя в спектакле и историю, и настоящее, и будущее театра.



Плоды просвещения
Комедия


Автор произведения - Л.Н. Толстой
Постановка - Миндаугас Карбаускис
Пространство - Сергей Бархин
Костюмы - Наталья Войнова
Музыка - Гиедрюс Пускунигис
Художник по свету - Игорь Капустин

Действующие лица и исполнители:
Леонид Федорович Звездинцев, отставной поручик конной гвардии - Игорь Костолевский
Анна Павловна Звездинцева, его жена - Татьяна Аугшкап
Бетси, их дочь - Валерия Куликова
Василий Леонидыч, их сын - Владимир Гуськов
Алексей Владимирович Кругосветлов, профессор - Михаил Филиппов
Доктор - Максим Глебов
Марья Константиновна, учительница музыки - Ольга Ергина
Петрищев - Алексей Золотовицкий
Гросман - Нияз Гаджиев
Толстая барыня - Любовь Руденко
Сахатов Сергей Иванович - Константин Константинов
Федор Иваныч, камердинер - Юрий Никулин
Григорий, лакей - Павел Пархоменко
Яков, буфетчик - Игорь Евтушенко
Семен, буфетный мужик - Алексей Сергеев
Старый повар - Расми Джабраилов, Сергей Рубеко
Кухарка - Светлана Немоляева
Таня, горничная - Наталья Палагушкина
и другие.

Первая премьера 2015 года посвящается Петру Наумовичу Фоменко.

Многие годы в репертуаре Театра Маяковского шел спектакль «Плоды просвещения» режиссера П.Н. Фоменко. Премьера 2015 года - отнюдь не его реконструкция, но вполне возможно, что в постановке художественного руководителя Театра Миндаугаса Карбаускиса, ученика Петра Наумовича, будут некоторые «цитаты».

В утренней суматохе богатого московского дома снуют слуги, беспрерывно звонят в дверь посетители: артельщик от Бурдье с платьем для молодой барыни, интересующийся всем на свете господин Сахатов, непутевый буфетчик, элегантный доктор. Не торопясь, к завтраку спускаются и хозяева дома, чтобы в очередной раз погрузиться в разговоры о медиумах, спиритизме и сеансах. Череду визитов продолжают нежданные гости - мужики из Курской деревни, хлопочущие о покупке земли. Как это ни парадоксально, но главный вопрос их жизни решит находчивая служанка.

Первая ремарка у Толстого - «молодой и красивый лакей глядится в зеркало и прихорашивается». Ее-то и взяли за основу художник Сергей Бархин и режиссер Миндаугас Карбаускис, воплотив в декорациях само театральное понятие «зеркало сцены». Именно зеркало станет своеобразным паспарту к спектаклю: вот неловкий буфетчик репетирует роковой взгляд, старательно причесывает свою лысину господин Сахатов, лакей Григорий, красуясь, вспоминает свои любовные победы, хозяйка дома, проходя мимо, поправляет свою прическу, а служанка Таня усердно начищает его до блеска тряпкой.

Спектакль «Плоды просвещения» станет одним из самых густонаселенных: в постановке задействованы все поколения труппы театра. Многие артисты играли и в спектакле Фоменко. Но если раньше, к примеру, Игорь Костолевский исполнял роль Василия Леонидыча Звездинцева, то сейчас он сыграет его отца - Леонида Федоровича. Как и в постановке Фоменко, роль профессора Кругосветлова исполнит Михаил Филиппов, а роль Толстой барыни - Галина Анисимова. Наравне с мэтрами театральной сцены в спектакле Миндаугаса Карбаускиса занято много молодежи: горничную Таню, «движущую силу всего действа», сыграет Наталья Палагушкина, в роли Василия Леонидыча Звездинцева - Владимир Гуськов.

Премьера спектакля состоялась 21 февраля 2015 года.
Продолжительность спектакля - три часа 20 минут .

Фестивали:
Участник XI Международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского» (московская программа), Москва, 2015.
Спектакль вошел в лонг-лист премии «Золотая маска» (самые заметные спектакли сезона 2014/15 по мнению экспертных советов).

На первом этаже театра им. Вл. Маяковского, справа от входа, в конце коридора, в углу стоит гримерный столик – трельяж. Никто в него не смотрится, да и на него не смотрит – поднимаются скорее наверх. Зеркало ступеньками выше, напротив, популярно до чрезвычайности. Как в пушкинской сказке зеркало это говорит и показывает. В нем и прошлое, и настоящее, и, иной раз кажется, что и будущее разглядеть можно. Зеркало это – театр. Он то жизнь отражает, то натиск тех, кто пытается его четкость подправить. Фото ретушируют, фильмы «режут», из книг и песен слова вымарывают, вот и иные спектакли пытаются выправить. За занавесом скрывают не только интриги, – «занавешивают» спектакли и целые театры. На зеркало не пеняют, ему вменяют статьи уголовного кодекса, оскорбленные чувства, «оскверненные предметы почитания»… Или, попросту, бьют зеркала, разучившиеся льстить. Разбитые зеркалаплохая примета. Примета времени. Угол отражения обтачивают, не заботясь об угле собственного падения. Но несколько непокладистых театральных зеркал все же хранят, глядят на них (т.е. на себя в них) изредка и с отвращением (стало быть, узнают). А без зеркала, как разберешь, жив ли дышащий на него или…?

Режиссер Миндаугас Карбаускис, взявшись за постановку пьесы Л.Н. Толстого «Плоды просвещения», предложил зрителям фокус с тремя зеркалами: зеркалом жизни, зеркалом сцены и просто зеркалом. Пространство, созданное выдающимся сценографом Сергеем Бархиным, обрамлено: во всю сцену рама «схватывает» спектакль, превращая каждое явление в нем в картину. Играют здесь подобающе – картинно, как на жанровых полотнах Павла Федотова. В интродукции спектакля – портретная галерея образов, каждому из персонажей режиссер придумал свой «выход», свою характерную черту, проявляющуюся в том, как каждый из них держит себя перед зеркалом. На «четвертую стену» здесь одни поплевывают, чтобы потом протереть ее, другие вертятся перед ней, третьи пугаются собственного отражения. Молодые красуются, пожилые всматриваются; молодость бросает на зеркало быстрый довольный взгляд и жить торопится; старость грустно качает головой или безуспешно хорохорится перед испорченным временем отражением. Порой в глазах двоится: старость видит былую молодость, молодость пугается, замечая приметы «возраста»… Из множества подобных этюдов, придуманных режиссером, состоит спектакль, но тем «зеркальные мотивы» не исчерпываются.

В программке «Плодов просвещения» нет указания для зрителя о жанре спектакля. Есть лишь краткое и исчерпывающее: «посвящается П.Н. Фоменко». Одноименный спектакль учителя Миндаугаса Карбаускиса, да и просто Учителя, шел на этой сцене почти 30 лет и заслужил эпитет «легендарный». Продолжит ли нынешняя постановка легенду покажет время, но без «пересказа» не обошлось. Многие участники нынешней премьеры были заняты в спектакле П.Н. Фоменко и либо сохранили свои роли как Михаил Филиппов (профессор Кругосветлов) и Галина Анисимова (толстая барыня), либо примерили на себя образы других персонажей: Игорь Костолевский из сына Звездинцева вырос в отца, а Светлана Немоляева, игравшая когда-то жену отставного поручика-спирита, на этот раз выбрала роль кухарки, превратив свой «эпизод» в одно из самых ярких впечатлений спектакля. Есть в новых «Плодах…» и намеренные заимствования и детали из спектакля-предшественника, которые с удовольствием считываются зрителями, помнящими ту постановку. Одно из первых авторских названий пьесы - «Ниточка оборвалась», в театре им. Вл. Маяковского «дней связующую нить» не обрывают, длят.

«Театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», - говорил тот, чье имя носит теперь бывший Театр Революции. Это вполне справедливо и для нынешней премьеры, в которой, однако, и через бинокль не разглядеть актуальности. Репетируя пьесу, в основе которой сатира на увлечение спиритизмом и прочими сверхъестественными забавами, режиссер, уверена, не ставил цели высказаться о том, что верх взяли «телепаты, буддисты, спириты, препараты, фрейдисты, неврологи, психопаты». Без сверхъестественного, тем не менее, не обошлось. Именно так играют в этом спектакле артисты, все до одного. Играют «сверх», т.е. не естественно. Переигрывают, но это нельзя поставить им в упрек. «Плоды…» беспрекословно следуют ремаркам и указаниям автора, задумавшего эту пьесу для домашнего спектакля и не любившего ее. Перед зрителем за три с половиной часа раскрываются все авторские скобки, замечания курсивом, примечания к внешнему облику персонажей (костюмы, созданные Натальей Войновой по модным журналам той эпохи, заслуживают отдельной выставки); и даже вальсу Л.Н. Толстого (в аранжировке Гиедрюса Пускунигиса) здесь находится время. Если у автора Звездинцев-старший – мягкий, приятный джентльмен, то незачем уточнять, что актеру Игорю Костолевскому не приходится прилагать особых усилий в этой роли, - аплодисменты здесь обеспечены, и это справедливо, но не ново. Жена Звездинцева молодящаяся раздражительная дама (по указанию автора), и актриса Татьяна Аугшкап, натравливая декоративную собачку на слуг, начинает лаять вместо нее, убедительно и точно по тексту. Дочери Звездинцевых Бетси предусмотрены распущенные манеры, подражающие мужским, и pince-nez, и актриса Валерия Куликова достойно воплощает этот образ. И так далее по программке можно искать отличия от первоисточника и не находить. Ни отличий, ни чего-то более интересного, чем зеркальное отражение текста т.е. копирование. Нельзя не отметить, однако, достойные актерские работы камердинера в исполнении Ефима Байковского и крестьян-ходоков (Игорь Марычев, Виктор Запорожский, Сергей Удовик), которых автор «рассчитал» на первого, второго, третьего и только в тексте пьесы указал их имена – примета времени: для господ «люди» идут на счет, имяреками...

«Плоды просвещения» - искусная иллюстрация к пьесе, книжка - раскладушка по ней, подарочное издание с золотым тиснением. В «Год литературы» это приветствуется, да и в остальное время прощается, ибо спектакли «в помощь школе» редки, а «новые формы» и прочтения частенько отпугивают учителей. «Плоды…» читают вслух, с чувством и толком, четко (даже крестьяне в спектакле, над немыслимыми речевыми оборотами которых особенно трудился автор, все свои «двистительно» и «таперича» произносят согласно всем канонам сценической речи) и громко, жесты и интонации – в ассортименте. Здесь, чувствуется, прорабатывали каждую реплику, носились с ней как буфетчик Яков (Игорь Евтушенко), постоянно пересчитывающий ложечки. Сервировка хороша, и скатерть кипенно-бела, но за высокими спинками стульев не видно сотрапезников. Есть и что играть, и кому, но нет ни ансамбля, ни общей темы. Здесь в дотошности решили не уступить автору, увлеклись разбором и внешними деталями, желая заставить зрителя всматриваться в спектакль, реагировать на «мелочи» и «штришки». Их много, даже слишком, так что «куренка, скажем, и того выпустить некуда», и они милы. Но чего это детали и ради чего, пока разглядеть не удалось. Нет в спектакле отражения «двистительности», но ненасытная на политический контекст публика его домысливает, слыша: «Народ слабый. Жалеть надо», или «Да, как еще мы далеки от Европы!», а когда звучит: «Я употреблю свой способ, который я демонстрировал в Одессе», зрителям и вовсе мерещится что-то совсем уж зазеркальное.

На сцене размещен огромный стол-подиум для спиритического сеанса. Предыдущий спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Кант» тоже был «застольным», но вместо «шведского стола» - искусный table-talk из трех блюд - «слова, слова, слова». И публика была заворожена, загипнотизирована ими. «Кант» был самым настоящим «спиритическим сеансом», праздником духа и мысли. В «Плодах просвещения» гипнозу подвергаются только обитатели сцены, зрители же остаются неподдающимися. Впрочем, среди двадцати двух персонажей публике не трудно найти себе созвучных. В первом замедленном акте зритель чувствует себя артельщиком от Бурдье (Юрий Лободенко), заснувшим в прихожей в ожидании господ. Во втором, когда участники сеанса решают кто же будет «усыплять» медиума, зритель принимает на свой счет реплику: «Садись и отдавайся чувству. А сам ничего не думай» и, если не спит, то бодрствует. Пережить неспешность первого действия стоит ради второго. В нем примечателен трогательный дуэт кухарки и старого повара, Светланы Немоляевой и Расми Джабраилова. Они «зеркалят», расцвечивают, предрекают судьбу другой пока блеклой (по молодости?) парочки горничной Тани (Наталья Палагушкина) и буфетного мужика Семена (Алексей Сергеев). Выход на сцену Немоляевой, пожалуй, самый эффектный в спектакле. Лучистая (то ли костюм, то ли свет, а, вернее всего, аура актрисы тому причиной) выходит она под звуки романса О.Кремье «Когда умирает любовь» и надо ли говорить, что затмевает собою всех. Это единственный «отраженный» свет в спектакле, который греет. В ее репликах нет ни слова о любви, как и положено кухарке, она говорит о профессиональном, о том, как «жрут», «запивают» и «запузыривают» на фортепианах господа, но актриса сообщает зрителям гораздо больше, чем предписанный ей текст.

Рамка спектакля оказалась уже той, что установлена на сцене. Актеры время от времени переступают рамку сцены, даже выходят в зал, а спектакль, кажется, боится выйти за рамки. Он обрамлен, скован рамками пьесы и спектакля П.Н. Фоменко. Все прочие театральные достижения, в т.ч. и достижения самого Миндаугаса Карбаускиса, всегда отличавшегося особым литературным слухом и каким-то «сверхчувственным» восприятием текстов, вынесены за эти рамки, сосланы со сцены. Режиссер, которого иной раз в восторге от спектакля можно было назвать медиумом, здесь вдруг оказался медиатором, посредником между пьесой, ее прошлой постановкой и нынешней публикой. Ярлык «медиум» перекочевал на спектакль – он получился чем-то средним. И середина эта пока даже не позолочена.

Зеркальность – решение и основа спектакля. Отражения – коварная вещь полная иллюзий; в них все наоборот и в обратном направлении. Но, если не вдаваться в физику и кэрролловское зазеркалье, то зеркало это еще и просто красиво. И не столько оно, сколько его рама, как на афише спектакля, на которой доминирует помпезная золоченая рама, у основания которой притулились маска комедии и амуры. Да и «Плоды просвещения» вполне способны украсить репертуар. Внешней своей отделкой: фамилиями любимых актеров и режиссера, декорацией, песнями (во второй акт вписан немыслимый для реалий господского дома XIX века дивертисмент – в людской кухне крестьяне песнь заводят «Когда б имел златые горы…», но крестьян не выгоняют, публика заступается аплодисментами), а кого-то может быть и автор привлечет. Его портрет явлен на афише (как всегда у театра– талантливой), его же по виду напоминает раздваивающийся портрет крестьянина с окладистой бородой в цилиндре и лаптях, с тростью и кружкой для подаяний. Опростившийся граф, ратовавший за облегчение жизни крестьянства и отмену сословных привилегий, написал не столько комедию о нравах, сколько нравоучительную пьесу. В ней множество повторов, длиннот и наставлений. В ней зеркало нравов той поры и зеркало неизбежности русской революции. Одни заняты шарадами и «спиритичеством» на блюдцах, другие пьют из блюдец чай, одних тревожит земельный вопрос, другие философствуют о внеземном.

Кульминация спектакля – спиритический сеанс - почти весь происходит в темноте. «Посадили меня, свет потушили, велели спать», - так в иные минуты думают и зрители. Крики, шумы, свечи, суета сует, «Гросман вибрирует», - а нет на сцене ни магии, ни трюка. А разоблачение есть. Зазеркальем в пьесе оказывалась людская господского дома, слуги были отражением своих господ; загубленные души вроде горничной Натальи, судьбой которой пугают пришедшую ей на смену Таню, служат отражением преступной беспечности бар. У Толстого «дамы и господа» непутевы и праздны, вздорны и бездеятельны, лакеи вертят ими и, завидуя, ненавидят («Нынче я лакей, а завтра, может, и не хуже их жить буду»), а народ, как водится, страдает, но терпит. «Плоды просвещения» сегодня, да еще и в «зеркальном» воплощении могли бы стать высказыванием о победившей «лакейщине» (кстати, в репертуаре театра есть любопытный спектакль на эту тему – «Лакейская»), стать поводом для рефлексии (обращения назад и на себя), напоминанием о том, что занятые «разгулкой времени» будут им же смятены. Но «Плоды…» сосредоточились на каемочке блюдец, на милых причудах старины, на «Зефирах и Амурах».

Немудрено, что за 125 лет, прошедших со дня написания, «Плоды…» залежались, юмор успел выветриться, а тема классового неравенства притупиться. Впрочем, и спиритизм сегодня можно было бы забавно обыграть: удалось же это Вуди Аллену в «Магии лунного света», нашлось в ней место и незамысловатому сюжету, и заставляющим поразмыслить идеям об иллюзорности жизни и иллюзиям в жизни, о доверчивости ни во что не верящих и о том, что неправдоподобное, порой, гораздо убедительнее правды. Эти мысли есть и в пьесе Толстого. Но возникают они между строк. Потому их и нет в спектакле, сосредоточенном исключительно на авторском тексте и истории его постановок.

В спектакле по этой пьесе играли Константин Станиславский, Вера Комиссаржевская, Мария Лилина, Александр Артем и после них еще множество знаменитых фамилий. У всего есть предыстория, важно знать ее, уважать, помнить, но к чему заниматься реинкарнацией спектакля? Режиссеру не откажешь в иронии – реанимации пьесы о духах («Ты пойми, что как мы живем, так невидимый мир духов тут же живет»), но есть в этом что-то некротическое и таксидермическое. И без посвящения на афише нынешний спектакль неминуемо бы сравнивали с фоменковским, и без прямых намеренных цитат режиссера отыскивались бы параллели, и даже не будь в распределении ролей «совпадений» в рецензиях бы писали: «Вспоминается NN. в этой роли». Но писали бы о режиссере Карбаускисе, а не об ученике режиссера Фоменко. Попытка говорить чужим голосом, перенять характерные черты и приемы (т.е. сугубо внешнее) приводит к пародии, эффекту в данном случае нежелательному. Ученик – отражение учителя, но в какой-то момент нужно перестать быть чьим-то отражением. Карбаускис давно преодолел ученичество, и не вполне ясно, зачем на этот раз ему понадобилось это «прикрытие». Хотя, быть может, режиссер упражняется в новом для себя качестве жанриста, бытописателя? Занятый высокими сферами и темами, он погрузился в мир блюдец и тюрнюров, озаботился тем, как обыграть фамилию Капчич в «апчхи» и заигрался с зеркалами так, что перестал в них отражаться. Впрочем, для молодых артистов, работа в спектакле, безусловно, плодотворна и просветительна: это школа (сплошь этюды) речи, манер, подражания, «зазеркального» существования. А для их учителя-ученика Миндаугаса Карбаускиса как для худрука – это благотворительность, как для режиссера – расточительное самозабвение. Как бы то ни было, но посвящение на афише – это посвящение победителю учителю от побежденного ученика. На этот раз.

Рассказать друзьям