Ивановская горка. «Сокровища русской культуры» — квартал живописи, литературы, музыки и кино» с заходом в необычные пространства Храм Трех Святителей в Кулишках

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ивановская горка – один из московских холмов – своё название получила не ранее конца XV века, когда была основана Иоанно-Предтеченская обитель. Древнее название этого места – Кулишки (или Кулижки, или Кулички), что означало топкое, заболоченное место. Здесь уместно вспомнить известное русское выражение «у чёрта на куличках». Именно такой из-за разливов Москвы-реки и была местность у подножия холма. Память о московских Кулишках сохранилась в названиях целого ряда старинных храмов, располагающихся здесь: Всех Святых на Кулишках, Трёх Святителей на Кулишках, уничтоженная в советское время церковь св. Кира и Иоанна на Кулишках, на Солянке. Район Ивановской горки - Кулишек в наибольшей степени по сравнению с другими московскими районами, расположенными в центре города, сохранил свою историко-архитектурную среду. Здесь взорам пытливых москволюбов предстаёт немалое количество древних палат, храмов, интереснейших, как дворянских, так и купеческих усадеб. А начнем мы с одного интереснейшего места – уникального общественного пространства для отдыха, культурного досуга и развлечения детей и взрослых – парка «Зарядье»

  • Парк "Зарядье"

    Пройдем по Варварке к Славянской площади и подойдем к церкви Всех святых на Кулишках.

  • Древний храм Всех святых на Кулишках – одна из самых старых московских церквей. По преданию церковь здесь была построена ещё в начале 1380-х годов по повелению великого князя московского Дмитрия Иоанновича в память о воинах погибших на Куликовом поле. В XVI веке на месте старой деревянной церкви был построен каменный храм, который был перестроен в следующем XVII столетии. Тогда же была построена и ныне существующая колокольня – «Пизанская башня» Москвы. Её наклон, судя по всему, связан с топкой почвой этого места.

    Повернитесь лицом к площади.

  • А мы пойдём с вами по Солянскому проезду.

    Поднимемся по улице Забелина.

    Повернём налево в Старосадский переулок и пройдём до дома № 9.

    Свернём направо из Старосадского переулка в ворота Питерпаулькирхе, пройдём церковный двор.

    Вернёмся обратно в церковный двор и выйдем через подворотню в Колпачный переулок.

    Повернём направо по Колпачному переулку.

  • Городская усадьба Венедиктовых – Шнаубертов – Б. Ш. Моносзона

    Справа - уютный московский дом с очаровательным угловым балконом, любимый многими художниками и фотографами, – один из самых растиражированных памятников Ивановской горки, он запечатлён на многих живописных полотнах и фотографиях. Это дом городской усадьбы Венедиктовых – Шнаубертов – Б. Ш. Моносзона (Хохловский пер., д. 5/ Колпачный пер., д. 14)

Путеводитель по Ивановскому холму, составленный краеведами Рустамом Рахматуллиным и Александром Можаевым для журнала «Московское наследие».

Часть 1-я: Кулишки .

СТАРЫЕ САДЫ

Александр Можаев : — В последнее время часто приходится слышать, что Москва потеряна как исторический город, что в Питере еще есть что спасать, а здесь нет: старый центр окончательно проглочен строительным комплексом. Это не совсем так.

Говорить, что старой Москвы больше нет, можно только по незнанию. Хотя бы потому, что у нас есть Ивановская горка. Конечно, страшно сознавать, что самый удивительный и самый бескрайний исторический город России того гляди ужмется до размеров какой-нибудь Костромы. Но ведь это не значит, что нам больше не о чем тревожиться и нечем восторгаться.

Для начала, здесь просто красиво. Много видовых точек, и можно любоваться городом, даже не ведая ни о какой «историко-культурной подоснове». Здесь сохранились почти все храмы, существовавшие к 1917 году, и многие из них до сих пор не потеряли своего градостроительного значения. Здесь уцелела средневековая планировка кривых переулков, закрученная в сложные узлы и разбегающаяся то вниз, то вверх по холму. Здесь есть проходные дворы, еще не объявленные частной собственностью.

Рустам Рахматуллин : — Словом, понятие о сакраментальных семи холмах дается здесь так же легко, как и понятие о сакраментальных сорока сороках. Храмов сохранилось десять из тринадцати, не считая двух инославных и одного иноверного.

Но очертим границу того мира, о котором говорим: от Маросейки — Покровки до Солянки и от Ильинского сквера до Покровского и Яузского бульваров. Это москворецкий склон Сретенского холма. Выше Маросейки — Покровки холм еще пологий, а ниже становится крутым. В старости, наверное, здесь трудно жить. Плотность застройки осталась по преимуществу усадебной, то есть воздушной, сквозящей дальними видами. Косогоры террасированы, и дворы устроены ступенями, как висячие сады. Собственно, одно из имен этого места — Старые Сады. Память о загородном саде московских государей, окружавшем летний дворец…

А.М. — Именно о загородном, подмосковном — поскольку речь идет о XV столетии…

Р.Р. — Да, дворец впервые упомянут в завещании (духовной) Василия I, в начале XV века. В конце того же века Иван III основал новый летний дворец — в Воронцове, близ нынешней улицы Воронцово Поле, и государевы сады продлились до самого Андроникова монастыря. Старые Сады потому и старые, что Воронцово было новыми садами. Василий III еще проявлял интерес к старому дворцу, коль скоро выстроил при нем кирпичную Владимирскую церковь. Но уже Грозный предпочитал для «государского прохладу и летования» Воронцово. Недаром оно вошло в опричнину, а Старые Сады — в земщину.

Последнее обстоятельство на века определило социальный и архитектурный облик Старых Садов (наблюдение Галины Науменко). Ведь в опричнину и земщину верстали не только территории, но и фамилии. Выселенные из опричного Арбата земцы облюбовали Старые Сады. Это была аристократия. С тех времен здесь сохранились несколько белокаменных подклетов, а кирпичных палат XVII века осталось более десятка, и все еще отыскиваются новые.
Крепостная стена, прошедшая в конце XVI века между Старыми и новыми садами, сделала первые частью Белого города.
Словом, Старые Сады — это город аристократии на зеленом холме.

КУЛИШКИ

Р.Р. — Имя «Старые Сады», судя по урочищным определениям церквей, тяготеет к верхней части местности, к Маросейке, а имя «Кулишки» — к нижней части, к Солянке. Кулишками назывались росчисти леса. Наверное, московские Кулишки — это прореженные Старые Сады. Ниже Солянки Кулишки переходили в открытое и даже затопляемое место — Васильевский луг, береговую часть великокняжеских владений. Туда мы не пойдем.

В поисках общего имени для Кулишек и Старых Садов современное краеведение останавливается на имени «Ивановская горка». Исторически это лишь тот отрог холма, на котором стоит Ивановский монастырь. Однако по монастырю был назван Ивановский церковный сорок, а это седьмая часть Москвы, восток и юго-восток старого города. Ивановская горка, даже став больше самой себя, все же гораздо меньше Ивановского сорока.

А.М. — Проектируемая сейчас заповедная зона предлагает считать Ивановской горкой весь треугольник, образуемый Маросейкой, Покровкой, Солянкой и бульварами.

Р.Р. — Треугольник огромный, для многочасовой прогулки. Но Маросейку, Покровку и бульвары нужно смотреть отдельно, так что сегодня мы выпускаем из вида почти все владения, выходящие на большие улицы.

А.М. — Мы будем двигаться тихими, извилистыми переулками, тротуары которых, как теперь водится, уже забиты припаркованными машинами, но транзитное движение еще в редкость. А по выходным здесь и вовсе благодать.

ОТ ВАРВАРСКИХ ВОРОТ

Р.Р. — Начать удобно от «нижнего» выхода метро «Китай-город». Метро залегает на границе Китая и Белого города, но из-за названия станции многие думают, что Маросейка и Солянка принадлежат Китаю. Можно усмотреть в этом исторический смысл: не так ли аристократическое, земское, посадское начало Китай-города продлилось в Старые Сады?
Граница Китай-города очевидна: вдоль Старой площади тянется крепостной вал, а вдоль Китайгородского проезда сохранилась сама стена. Плацдарм ныне занят Ильинским сквером с памятником Кириллу и Мефодию. Древнюю границу плацдарма на стороне Белого города удерживает односторонняя застройка Лубянского проезда.

А.М. — Немногие знают, что сквер называется Ильинским, и вообще, это заколдованное место. Общеизвестно, что где-то здесь находится то ли Старая, то ли Новая площадь, а сквер вроде как потерялся где-то посередине. Очень странное место эти площади, которых, во-первых, попросту не видно: на самом деле это широкие транспортные проезды. А во-вторых, я так и не смог запомнить, какая из них какая, и это не только моя проблема: в XIX веке они действительно периодически менялись названиями. А вот широкий и совершенно очевидный сквер, тянущийся вдоль так называемой Старой площади, воспринимается как ее озелененная обочина. Для пущей неразберихи сбоку прилепилась еще одна площадь, Славянская, то есть Ногина, то есть Варварские ворота, ну, вы понимаете. Сквер — место не только непонятное, но и довольно злачное. Красивое, зеленое, самый центр — могло бы стать прекрасным парком, а стало не пойми чем, будто и нет его вовсе. Зеленый шум, пустота, населенная отбросами общества. Фашистские митинги, межнациональные разборки, грабежи, проститутки, крайне агрессивные сексуальные меньшинства. Интересно, что на это скажет представитель метафизической ветви столичного краеведения?

Р.Р. — Задумается о несовпадении ощущений.

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ

Р.Р. — Украшением площади Варварских ворот служит церковь Всех Святых, что на Кулишках (дом № 2). И время ее основания, и время строительства существующего здания вызывают споры.
Возможно, именно эту церковь, конечно деревянную, называет хроника пожара 1365 года. А с конца XVIII века в литературе утвердилось мнение, что церковь, посвященная Всем Святым, построена как памятник Куликовской победы 1380 года. Определенно, что мимо этого места, по нынешним Варварке и Солянке, лежал путь московского войска на Куликово поле.
Существующее здание литературная традиция относит к концу XVI века, то есть к числу построек «годуновского стиля». Современные исследователи предпочитают датировать памятник 1630-ми годами, когда заимствования из годуновской архитектуры были в обыкновении. На фасадах церкви эти заимствования представлены в щедрой мере, а такая щедрость предвосхищает рождение узорочья — собственного стиля первых Романовых.
Сказанное не относится к колокольне и венчающей части храма, появившимся в конце XVII века, а также к барочному оформлению заложенной галереи. Кстати, мы видим только верхний ее ярус: первый этаж храма скрыт землей. Возможно, площадь выровнена подсыпкой.


А.М. — В 1990-е в прессе обсуждалось предложение поднять храм на дневную поверхность. Казалось, что это последние судороги величественных проектных учреждений, ведавших передвижкой зданий в советские годы. Действительно, если бы здание подросло на этаж, то его градостроительная роль возросла бы значительно. Но храм, стоящий над могилой героев Куликова поля, подвешенный на домкратах — такое и представить себе было немыслимо. Однако известно, что в этом городе возможно всё: в 2009 году ретивый инженер Пашкин пробил-таки это невероятное решение, фактически — частным порядком. Разрешение получено лишь на укрепление фундаментов, но благословение и спонсорские деньги — на подъём храма и обустройство дополнительного нижнего этажа. Никакого общего обсуждения проекта, решающего не только судьбу одного из древнейших храмов города, но и кардинально меняющего сложившийся облик одной из центральных его площадей, не было. Когда общественность спохватилась, из под храма уже был полностью вынесен (как бы укрепляемый) белокаменный фундамент 16 века, а заодно и слой древнего некрополя. Теперь здание действительно висит на домкратах , что будет с ним дальше — не ясно…

Р.Р. — В чуму 1771 года храм вошел в большую историю. Ему принадлежала икона Боголюбской Божией Матери, помещавшаяся на соседней башне Варварских ворот. Карантинный запрет собираться у чудотворной иконы, странным образом исходивший от московского архиепископа Амвросия, спровоцировал Чумной бунт — разгром толпой архиерейских покоев в Кремле и убийство самого владыки в Донском монастыре. Накануне этих событий священник Всехсвятской церкви Федор Матвеев говорил прихожанам, что Москва наказана за непочитание Боголюбской иконы, что Сама Богоматерь умолила Спасителя заменить каменный дождь трехмесячной чумой. После подавления мятежа священник был лишен сана.

«ДЕЛОВОЙ ДВОР»

Р.Р. — От памятника Кириллу и Мефодию раскрывается замечательный архитектурный фон Всехсвятской церкви — «Деловой двор». Неоклассический комплекс административно-конторских помещений, построенный в 1913 году архитектором Иваном Кузнецовым (Варварские ворота, 2/5). Колонная полуротонда левого от нас (западного) корпуса замечательно «играет» с колокольней Всех Святых, отвечая ее членениям — своими. Такой же тонкой была игра правого (восточного) корпуса с башней Варварских ворот: обращенный к ней срезанный угол «Делового двора» обладает собственными воротами и увенчан куполом. Башни давно нет, но, как лицо Медузы в щите Персея, есть ее отражение в зеркале неоклассики.

ПАЛАТЫ ТУРГЕНЕВЫХ

Р.Р. — Начинаем движение. Поднимаемся вдоль Ильинского сквера, по Лубянскому проезду. Первый круг маршрута охватывает древнее урочище Глинищи, лежащее вдоль этого проезда.
Здесь, под № 21, недавно выявлены палаты XVII века, принадлежавшие древней фамилии Тургеневых. Внешне это гораздо более поздний усадебный дом, скромно стоящий в глубине уютного двора. Через арку можно войти в сводчатые помещения первого этажа, а на заднем фасаде видны раннеклассические ниши второго и третьего этажей.

А.М. — Существуют графические реконструкции этого района на XVIII век, показывающие его таким укромным, заросшим лопухами плацдармом, снаружи обстроенным избушками. Но выясняется, что уже в XVII веке плацдарм обступали богатые усадьбы. Да и Васильевский луг не был таким уж лугом, по крайней мере на фотографии XIX века виден благородный дом, явно перестроенные палаты, стоявшие позади церкви Всех Святых.

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ГЛИНИЩАХ

Р.Р. — Выше по склону выделяется сталинский жилой дом (Лубянский проезд, 17) с огромной аркой, в которую выведен Малый Спасоглинищевский переулок. На месте дома, на южном углу переулка, стояла церковь Спаса Преображения в Глинищах.
Она известна, как и само урочище, с 1460 года. Последний храм на этом месте, 1775-80 годов, был столь хорош снаружи и внутри, что приписывался руке Василия Баженова. Для атрибуции существенно, что как раз в годы строительства храма в его приходе жил другой крупнейший архитектор — Карл Иванович Бланк.
Храм разобран в 1931 году, дом на его месте заселили высшим комсоставом Красной армии.

ДОМ УВАРОВА

Р.Р. — Малый Спасоглинищевский переулок выводит нас в Большой. На северном углу двух переулков стоит дом именитого гражданина, виноторговца Александра Яковлевича Уварова. Именно он финансировал строительство Спасской церкви, был ее старостой. Несмотря на близость храма, Уваров держал у себя винный погребок. Дом построен в 1790-е годы на сводчатых подвалах 1760-х годов. Глядя на фасад, снова предполагаешь руку первостатейного мастера. Называют Матвея Казакова, но бездоказательно. Арка ведет в усадебный двор с винным складом по северной границе владения.
Выйдя назад, нужно подняться выше по Большому Спасоглинищевскому переулку и обернуться, чтобы оценить пейзаж. Переулок падает с горы, протяженный разновысокий фасад уваровского дома образует его правую кулису, а в перспективе поднимается котельническая высотка. Значит, прежде с этой высоты был виден заслоненный высоткой Таганский холм за Яузой, с его церквями и дворцами.
Позади шумит Маросейка, но мы идем вперед и вниз.

СИНАГОГА

Р.Р. — Ниже по переулку стоит фундаментальное здание хоральной синагоги (10), построенное в 1896 году архитектором Семеном Эйбушитцем. Величественный интерьер оформлен через десять лет знаменитым зодчим Романом Клейном. Недавняя реставрация вернула зданию купол. По преданию, купол снесен еще до революции, после того, как некий близорукий губернатор перекрестился на него.

А.М. — Напротив — так называемая Стена плача , подарок мэра Лужкова. Клонирование святынь — типичная забава современной столицы, однако, должно быть, и это работает. Во всяком случае, люди приходят к этой стене загадывать желания, так, словно она настоящая.

ДОМ АЛАБОВА

Р.Р. — Чем ниже спускается переулок, тем выше поднимается слева над ним отрог холма — Алабова гора. Имя горы кажется древним, но происходит от фамилии домовладельца конца XVIII века. Дом капитана Абрама Ивановича Алабова, армянина по происхождению (вероятно, Алабяна), стоит на углу квартала (№ 9/1).
Во дворе этого дома, слева, сохранились палаты XVII века со следами современных реставрационных исследований на фасадах.

А.М. — Вряд ли это можно назвать исследованиями. Сейчас на фасаде виден лишь поребрик , довольно жалкие следы былого богатства. Не так давно сохранялись фрагменты древних интерьеров — своды, внутристенная лестница. Однако все это было напрочь изуродовано реконструкцией 1990-х. А напротив, по другую сторону переулка, стоял неисследованный памятник первой половины XVIII века — выступающий за красную линию дом со сводами и скрытым под штукатуркой барочным декором. Он в те же годы вообще снесен, тоже безо всякого исследования. Начало переулка осваивает некое госучреждение без вывески, и помимо сносов здесь практикуется отменно, замечательно гадкое качество нового строительства. Ужасно жаль, что нижняя часть этого удивительного, стекающего с высокой горы переулка столь безнадежно испорчена.

"Есть в Одессе Молдаванка,
А в Москве - Хитровка. " (А.Розенбаум)

Ивановская горка как исторический район когда-то в древности называлась "Кулишки". Территория очерчена улицами Маросейкой и Покровкой, Покровским и Яузским бульварами, Солянкой и Лубянским проездом. Они соединены переулками, где исторически движение транспорта неактивно.
Мы начинаем прогулку от церкви Всех Святых на Кулишках, там, где улица Варварка переходит в улицу Солянку. Церковь на этом месте построил Дмитрий Донской в 1380 году в память о воинах павших в Куликовской битве.

По Хитровке и Ивановской горке будет четыре темы. Фотографии собраны за несколько лет, большинство - за этот (2015) год.

Название куличики, кулижки, кулишки - до сих пор не находит у ученых однозначного толкования. Одно из значений этого слова - топкое, болотистое место. Существует предание, что в старину здесь было болото, населенное птицами-куликами, по названию которых, возможно, и получила прозвание местность. Удивительно, но и в наше время этот район Москвы в сравнении с другими центральными улицами довольно слабо заселен, несмотря на очень выгодное расположение. Меньше всего сторонников среди историков находит версия, что Кулишики стали называть так после того, как Дмитрий Донской со своим войском дважды прошел здесь: отправляясь на Куликовскую битву и возвращаясь с победой. Возвратившись князь повелел построить здесь церковь в память о павших, а местность будто бы приказал называть Кулишками в честь Куликовской битвы.

Известная фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, беспокоящая обитательниц богадельни своими проказами. Попытки изгнать нечистого духа силами монахов только раздражали его, так что он "стал обличать их самих в разных беззакониях". Избавиться от демона удалось лишь вмешательством призванного из Флорищевой пустыни иеромонаха Илариона (впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский), который «семь недель с двумя иноками там подвизался в молитвах».

Здесь же, на Славянской площади стоит памятник создателям азбуки Кириллу и Мефодию скульптора Вячеслава Клыкова. Более одиннадцати веков назад братья прибыли в славянские земли для проповедования учений Христа на славянском языке. Кирилл к тому времени блестяще отучился в Константинополе и уже преподавал в известном Магнаврском университете. Именно на новом месте, в 862 году, Кирилл, при поддержке родного брата Мефодия и с помощью своих учеников, создал впервые старославянскую азбуку. Римская церковь категорически не приняла миссию братьев и обвинила их в ереси, так как истинными языками для богослужения в ту эпоху считались только латинский, греческий, а также еврейский языки.

Мы поднимаемся наверх к Хитровке по Солянскому проезду. Название его, как и улицы Солянка, происходит от Соляного рыбного двора, который когда-то тут находился.

Продолжение Солянского проезда - это улица Забелина. Тут есть несколько интересных мест, которые не видны с улицы, и чтобы их обнаружить, надо про них знать заранее. Мы поднимаемся по неприметной лестнице.

И видим памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму. Создатели памятника - скульпторы Дмитрий Шаховский и Елена Мунц. Открыт монумент к печальному юбилею - 70 лет со дня гибели поэта, 27 декабря.

Расположен памятник Мандельштаму строго напротив окна квартиры, в которой жил брат Александр и где во время приездов в Москву останавливался сам Осип Мандельштам.

Я очень люблю этого поэта и знаю много его стихов наизусть. Но писать тут о его трагической судьбе я не буду, потому что тема не про Мандельштама, а про Хитровку. Напомню только, что умер поэт от тифа в пересыльном лагере во Владивостоке. «Кремлевского горца» ему не простили.

А вот рядом бомж. Он лежит за доской, на которой посетители должны что-то написать. Нет, что-то власти с местом не продумали. Нас здесь двое крепких мужиков, и нам эти бомжи по барабану, но если, скажем, женщина захочет поднести к памятнику цветы, вряд ли она отважится подойти.

Уже спустившись с лестницы, мы обнаружили ещё вот такую доску на доме.

И вниз от доски ведёт целая система маленьких лесенок во внутренний дворик, куда мы сейчас и направляемся.

И мы оказываемся во внутреннем дворике Музея путешествий и паломничества по Святым местам.

В центре дворика установлен памятник Василию Николаевичу Хитрово (1834-1903) - основателю Императорского православного палестинского общества. Невзирая на созвучность имен, Василий Николаевич не имеет никакого отношения к слову "Хитровка". Последняя получила свое название в честь генерала и мецената Николая Захаровича Хитрово (1779 - 1827), выделившего средства на обустройство Хитровской площади. Большинство людей, глядя на этот памятник, уверены, что он и есть основатель печально знаменитой Хитровки, а он даже не родственник, а просто однофамилец. Такая вот ирония судьбы.

Когда-то на месте Хитровской площади находились два владения, выгоревшие в Московском пожаре 1812 года. Усадьбы почти десятилетие не восстанавливались, а их хозяева не в состоянии были платить налоги. В 1824 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, особняк которого сохранился во дворе нынешнего «сталинского» дома на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка, выкупил владения погорельцев с аукционного торга, обустроил на их месте новую торговую площадь и подарил её городу.

В 60-е годы 19-го века на Хитровской площади построили навес, под которым расположилась московская биржа труда. Сюда в поисках работы стекалось огромное количество людей. Здесь собирались рабочие, крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости, и даже безработная интеллигенция. На Хитровской бирже нанимали прислугу, сезонных рабочих.

Но не всем удавалось найти работу, многие так и оседали в окрестностях Хитровки, добывая средства на хлеб насущный нищенством. Постепенно вокруг Хитровской площади стали открываться недорогие харчевни и трактиры, благотворительные организации устраивали бесплатное питание для неимущих. Дома, которые располагались вблизи площади, превратили в ночлежные, также строили доходные дома с дешевыми квартирами.

К середине 19 века Хитровка превратилась в один из самых зловещих и неблагополучных районов Москвы. Уже в конце столетия она была заселена представителями московского социального дна: нищими, воришками, наемными рабочими. Их количество достигало от 5000 до 10000 человек, и они даже получили отдельное прозвание - хитрованцы. Именно здесь чаще всего арестовывались уголовные осужденные, сбежавшие с сибирской каторги. Облик тогдашней Хировки нашел свое отражение в произведениях Гиляровского, Акунина, Горького. Ниже несколько цитат.

"Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны…". (В.Гиляровский)

"Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев. Где нищие, там и дети — будущие каторжники. Кто родился на Хитровке и ухитрился вырасти среди этой ужасной обстановки, тот кончит тюрьмой. Исключения редки." (В.Гиляровский)

"Страшные трущобы Хитровки десятки лет наводили ужас на москвичей. Десятки лет и печать, и дума, и администрация, вплоть до генерал-губернатора, тщетно принимали меры, чтобы уничтожить это разбойное логово. С одной стороны близ Хитровки — торговая Солянка с Опекунским советом, с другой — Покровский бульвар и прилегающие к нему переулки были заняты богатейшими особняками русского и иностранного купечества. Владельцы этих дворцов возмущались страшным соседством, употребляли все меры, чтобы уничтожить его, но ни речи, гремевшие в угоду им в заседаниях думы, ни дорого стоящие хлопоты у администрации ничего сделать не могли. Были какие-то тайные пружины, отжимавшие все их нападающие силы, — и ничего не выходило." (В.Гиляровский)

"Бродил по рынку, от улицы Солянки держался в стороне. Знал, что там, за нею, Хитровка, самое страшное на Москве место. На Сухаревке, конечно, тоже фармазонщиков и щипачей полно, только куда им до хитровских. Вот где, рассказывали, жуть-то. Кто чужой сунься - враз догола разденут, и еще скажи спасибо, если живой ноги унесешь. Ночлежки там страшенные, с подвалами и подземными схронами. И каторжники там беглые, и душегубы, и просто пьянь-рвань всякая." (Б.Акунин)

"Жалко, что его не знал папа Гиляровкий,
Он главы б не написал про воров Хитровских..." (А. Розенбаум)
Никогда не соглашусь с Розенбаумом. Лёнька Пантелеев - ничто против хитровских нелюдей. Здесь убивали за мелочь, за корку хлеба, за глоток водки, за старые сапоги. Убивали просто так, ради развлечения, убивали десятками.
Пока я цитировал, я показал несколько фото из местного магазина подарков с названием "Просто так". Вот, кстати, хитровский юмор. На фото ниже вы видите мягкую пижаму в виде лагерного клифта.

Это лютеранский собор, являющийся главным собором региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР). Собор является одной из двух действующих официальных лютеранских церквей в Москве наряду с лютеранской церковью Святой Троицы (ЕЛЦИ) на Введенском кладбище.

Колокольня настолько высока, что заснять её целиком довольно трудно, на этих маленьких переулках не развернуться. Колокол собору подарил кайзер Вильгельм Первый.

Лютеранский храм здесь находился ещё в начале 19 века. Лютеранская община выкупила эти земли у князей Лопухиных. В строительстве храма принимал деятельное участие прусский король Фридрих Вильгельм III.

Внутри мы видим орган. На этом органе в 1843 году играл сам Ференц Лист. Точнее, не на этом, а на его предшественнике, но на этом самом месте.

За собором находится дом-руина, который называется "Палаты Мазепы". Свое название получили от того, что долгое время ошибочно считались домом, где проживал гетман Иван Мазепа при посещении Москвы.

Возвращаемся на Солянку через Большой Спасоглинищевский переулок. Урочище «Глинищи» в Москве известно с XIV века; глинище — место, где добывали глину. В XVII веке переулок назывался Горшечным (видимо, глину там не только добывали, но и делали из нее горшки), а в XVIII ввеке — Спасским.

Мы подходим к Московской хоральной синагоге. Она построена в 1891 году. Открыта 1 июня 1906 года. Старейшая синагога Москвы. В ней четыре молельных зала. При Хоральной синагоге находится Главный раввинат, работает духовное училище.

Нынешнее здание перестраивалось по проекту архитектора Романа Клейна. Именно ему принадлежит идея ретроспективизма, воспринятая от французского архитектора Шарля Гарнье, у которого Клейн проходил стажировку в 1884 г.

Возле синагоги была открыта скульптурная композиция «Птица счастья». Композиция работы скульптора Игоря Бурганова олицетворяет руку, выпускающую голубя — символ дружбы между народами. Рядом мне удалось заснять колоритного (для Москвы) персонажа, который скрытно курит.

В интерьере синагоги присутствуют связи и с традициями западно-европейского религиозного зодчества, в свое время воспринятыми иудейским культом. Прежде всего - это скамьи для молящихся (оборудованы пюпитрами для молитвенников), характерные для католических и протестантских храмов. Чисто еврейской особенностью является устройство балконов-галерей для женщин, причем, аркатура колонн позволяет говорить об итальяно-испанских цитатах.

Автомобили рядом мне очень понравились. Да тут Порше у всех ваще.

А вот внутрь зайти не получилось. Я не представлял, как себя там надо вести, можно ли с фотоаппаратом, и решил, что должны быть знаки. И сразу был мне знак в виде вот такого мужчины, который стоял и очень спокойно меня рассматривал. Я умею за несколько секунд определить, насколько тот или иной человек может быть опасен. В общем, глянув на этого, я решил, что зайду когда-нибудь в другой раз.

Напротив синагоги мы видим московскую Стену плача, прообразом которой является иерусалимская святыня. Находящаяся в Иерусалиме Стена плача - один из участков стены Иерусалимского храма, который разрушили римские завоеватели.

По существующему на протяжении столетий обычаю, в трещины между камнями Стены вкладываются записки с молитвами и просьбами к Богу.

Московская Стена плача значительно меньше оригинала - она составляет всего пятнадцать метров, а высота её равняется приблизительно трём метрам. Она сложена из неотесанных камней, добытых в районе Подмосковья.

Бытует поверье, гласящее, что соприкосновение со священной Стеной плача дарит твоей записке мощь камней, способствующую исполнению желаний.

Начать писать про Хитровку меня вдохновили посты моего друга

Описание окружающей местности

Этот тайник-прогулка создан в рамках подготовки очередной экскурсии по Москве. Если вы любите компанию и живой рассказ, то можете не торопиться брать этот тайник, а дождаться экскурсии и посетить все описываемые места и взять тайник сообща с остальными геокешерами. Если же вы любите гулять в одиночестве, в тишине и спокойствии изучая каждую достопримечательность, то тогда экскурсию вам лучше не ждать. Делайте распечатку и вперёд.
Этот тайник, также как и “Прогулка по Острову”, “Прогулка по московским переулкам”, “Прогулка по Швивой Горке” является некоей самостоятельной экскурсией по Москве. Вам предлагается взять распечатку тайника и прогуляться по одному из семи холмов, на которых стоит Москва - по Ивановской Горке. Места очень интересные и живописные. Если вы не ставите перед собой целью найти тайник, а хотите просто погулять по Москве, то навигатор вам в принципе и не нужен. Внимательно читая описание вы легко пройдёте весь маршрут. Если же вы непременно хотите поиграть в шпионов и найти “секретную” микрокапсулу в которой можно записать свой ник и получить зачёт, то без навигатора будет тяжеловато. Во время прогулки очень рекомендуется иметь при себе крупномасштабную карту центра Москвы.
Это описание Ивановской Горки абсолютно не претендует на какую-либо объективность. Мы с вами пройдёмся только по тем местам, которые показались лично мне наиболее интересными.
Но хватит лирики. Итак:

1 шаг. Начинается наша прогулка от метро “Китай-город” от памятника героям Плевны. Собственно координаты этого памятника и указаны в заголовке тайника. Когда-то это место называлось Площадь Ильинских ворот. Именно здесь были Ильинские ворота Китай-города. Со стороны Кремля к ним подходила улица Ильинка. А дальше после площади она называлась Покровкой. Посмотрите на угловой дом на углу Маросейки, где сейчас аптека. На этом месте когда-то стоял Покровский храм, снесённый ещё во времена Екатерины Второй. Именно от этого храма улица и получила своё название Покровка. Позже в начале улицы было построено Малороссийское подворье. Именно от него часть улицы Покровка и была переименована в Маросейку (Малороссийку). Но часть Покровки, ближе к Садовому Кольцу, сохранила своё прежнее название. А на площади перед вами стоит часовня-памятник гренадёрам - героям Плевны. Она была построена в 1887 году на пожертвования оставшихся в живых гренадёров, ветеранов сражения под Плевной.

2 шаг. Спускаемся в подземный переход и идём на Маросейку, на правую сторону к церкви, которую мы видим с площади. Перед нами Храм Святителя Николая в Кленниках. Впервые этот храм был построен в 1468 году царём Иоанном Третьим (дедушкой Ивана Грозного). Но тот храм до нас не дошёл. То, что мы видим сейчас построено во второй половине 17-го века, а колокольня в середине 18-го. С 1893 по 1923 год настоятелем храма был известный московский старец Алексий Мечев, ныне причисленный к лику святых. Его святые мощи покоятся сейчас в этом храме (войдёте в храм, сразу повернёте направо и идите прямо, рака с мощами будет стоять у правой стены). В 1932 году храм был закрыт. Возвращён церкви в 1990 году.

3 шаг. А мы продолжаем наш путь. Можно конечно и по улице дальше пройти, но я жутко люблю подворотни и проходные дворы. Вот и мы с вами пройдём дворами. Идём ещё немного по Маросейке и вскоре увидим поворот направо под горку, это Большой Спасоголенищевский переулок, нам туда. Спускаясь вниз, обратите внимание на красивый вид на Котельническую высотку впереди. Пройдя буквально сто метров, увидим арку в доме с левой стороны (N 55.45.421, Е 37.38.072), ныряем туда. И дворами, дворами, идём всё время прямо, пока не выйдем в Петроверигинский переулок и сворачиваем направо. Метров через 70-80 переулок круто сворачивает влево. А мы с вами остановимся на месте поворота. И посмотрим по сторонам. Первое, что здесь бросается в глаза это дом №6. Примерно на углу, там где находится круглая часть здания, когда-то стояла церковь Честных Вериг Апостола Петра, построенная в 1547 году в честь венчания на царство царя Ивана Грозного. Именно от неё переулок и получи своё название. Архитектурный стиль дома - конструктивизм, сразу выдаёт примерное время его постройки 1929-1931 год. Это бывшее здание “Коммунистического университета нацменьшинств Запада”. Здание достаточно большое. Оно тянется вглубь квартала более чем на 150 метров. В нём бы все меньшинства целиком поместились. Но нацменьшинства Запада, как мы знаем, коммунизм так и не построили (хотя баски например до сих пор бузят, но слава Богу без коммунизма), и университет со временем закрыли. Сейчас здесь находятся разные учреждения и студенческие общежития. А мы повернём голову чуток направо, к усадебному дому, скрытому за деревьями. В 1803-1807 годах здесь жила семья Тургеневых. В гостях у них в этом доме частенько бывали Жуковский, Карамзин, Херасков. В пожар 1812 года дом сгорел и был отстроен заново. В 1832 году эту усадьбу купил богатый чаеторговец купец Боткин. Эта семья тоже дала России много славных сынов. Один только знаменитый доктор Боткин чего стоит. При Боткиных здесь собирался весь московский литературный бомонд: Гоголь, Толстой, Тургенев, Герцен и многие другие знаменитости. В своём произведении “Былое и думы” Герцен с большой теплотой вспоминает время проведённое в этом доме. А поэт Фет так вообще женился на одной из сестёр Боткиных. В общем очень интересный дом.

4 шаг. А мы идём по Петроверигинскому переулку дальше. Ориентиром нам служит высокий шпиль. Доходим до Старосадского переулка, переходим его и заходим в ворота. Перед нами Лютеранский храм Петра и Павла. Когда-то здесь располагалась богатая усадьба Лопухиных. Но в 1817 году усадьбу покупает лютеранская община. Они слегка перестраивают усадебный дом и превращают его в храм. Пот были ещё перестройки. То, что мы видим сейчас это 1905 год. Храм действующий. В храме очень неплохой орган. Иногда бывают и концерты. Расписание концертов обычно висит на тех воротах, через которые вы вошли на территорию со Старосадского переулка. А теперь поднимите голову. Видите часы? Эти часы уже современные. Их здесь повесили, когда в 90-х годах восстанавливали храм. А те самые часы, которые висели здесь до революции тоже сохранились и прекрасно показывают время. Сейчас они висят на фасаде главного здания ФСБ (бывшее КГБ) на Лубянке. Так что на Лубянке часы не родные. Свои часы они где-то “потеряли”. А если обойти храм с юга (то бишь справа), то мы увидим небольшое здание часовни при храме, построенное по проекту архитектора Шехтеля. Сейчас часовня не действует. Здесь просто одно из служебных помещений лютеранского храма. А мы продолжаем обходить храм справа и вот невдалеке, тут же во дворе видим старинное каменное здание. Подойдём к нему поближе. Лично мне больше нравится вид со двора, между зданием и забором. Можете постоять здесь. Это так называемые “палаты Мазепы”. Однако к Мазепе они не имеют никакого отношения. Это старинные палаты 17-го века. Кто конкретно в них жил достоверно не известно. Но в 70-е годы советская власть решила это здание снести для нового строительства. Тогда историки и искусствоведы, чтобы сохранить это здание и запустило “утку” о том, что это палаты Мазепы. Советские чиновники на это купились. Мол раз это палаты Мазепы, то сносить конечно нельзя. Здание сохранилось, сейчас оно принадлежит лютеранскому храму и они его потихоньку восстанавливают. А по путеводителям до сих пор гуляет байка про палаты Мазепы, который тут на самом деле никогда и не был.

5 шаг. За алтарём лютеранского храма находим подворотню и ныряем туда. Проходим в подворотне и оказываемся в Колпачном переулке. Поворачиваем направо, проходим буквально несколько метров и видим те же самые “палаты Мазепы” уже со стороны улицы. Не разбегайтесь. Остановитесь тут на минутку не доходя до “палат” напротив “дома со львами”. Небольшой особнячок. До революции здесь жил Юргенсон, крупнейший издатель нот в дореволюционной России. Если у вас дома остались от бабушки дореволюционные ноты, то они почти наверняка отпечатаны на типографиях Юргенсона. После войны здесь одно время была резиденция министра госбезопасности Абакумова. Но он тут хозяйничал не долго. Был расстрелян как враг народа.

6 шаг. А теперь спустимся немного по Колпачному переулку вниз. Справа пройдём красное кирпичное здание. Притормозим. За кирпичным зданием начнётся двухэтажный особнячок, а мы перейдём на другую сторон улицы и остановимся там, где начинается ещё одно здание явно советской эпохи (Колпачный,13). Бывшее здание электрической подстанции тридцатых годов с красивых гранитным цоколем. Само здание плохо видно за деревьями. Подойдите к зданию поближе. Раньше оно выглядело интереснее. А несколько лет назад во время очередного ремонта закрасили самое интересное. Посмотрите внимательно на оконные переплёты окон первого этажа. Они вовсе не из дерева, как это бывает обычно. И даже не из бетона, хотя и покрашены в тот же цвет, что и бетонные стены. Они выполнены из ГРАНИТА. Высечь столько переплётов из гранита, это какие же деньги на это угрохали? И непонятно зачем. Гранит тот же самый, что и на цоколе. А теперь его закрасили. И эти единственные в Москве окна с гранитными переплётами (и ведь не в министерстве каком-то, а на обычной подстанции) закрасили и никто теперь не догадывается, что там под краской.

7 шаг. Идём смотреть палаты Емельяна Украинцева 17-го века и заодно современное граффити 21-го века, как говорится: два в одном. Для этого спускаемся по Колпачному переулку вниз и сворачиваем налево. Обходим здание подстанции, которое мы осмотрели и сразу за ним сворачиваем во двор налево. Проходим в калитку в решётчатых воротах и сворачиваем налево, смотрите не ломанитесь в иногда открытые ворота прямо, там какой-то завод и суровая охрана. Итак, свернули после ворот налево и идём вперёд. По дороге осматриваем современные настенные росписи, иногда весьма забавные. Идём до тех пор, пока слева не появится мусорный контейнер (за контейнером забор, а забором беседка с золотой крышей), а справа пристроенный к дому навес. Остановимся здесь. Именно этот дом (к которому пристроен навес) нас и интересует. Это палаты 17-го века известного русского дипломата Емельяна Украинцева. Официально он никогда не возглавлял Посольский Приказ. Но фактически именно он и руководил им в царствование Фёдора Алексеевича, царевны Софьи и в начале царствования Петра Первого. После его смерти дом, как выморочное имущество (то есть имущество у которого не было наследников) перешёл в казну. Пётр Первый пожаловал дом князю Голицину за его ратные подвиги в Полтавской битве. Именно Голицын командовал тогда гвардией, которая и решила исход битвы. Потом здесь располагался архив Коллегии Иностранных Дел. В целях пожарной безопасности (ведь здание было битком забито бумагами) все полы в здании были выполнены и литых чугунных плит. Часть этих плит сохранилось в здании и поныне. Кое-что увидите и вы, но это потом. В этом архиве работал Карамзин, когда писал “Историю Государства Российского”, Пушкин во время работы над “Историей пугачёвского бунта”.

8 шаг. Выходим из этого двора. Тем же путём как и вошли сюда, через решётчатые ворота возвращаемся в Хохловский переулок. И Поворачиваем налево. Доходим до угла. Хохловский перулок сворачивает налево под углом 90 градусов. Сворачиваем и мы. После поворота, пройдя метров 50 увидим слева мемориальную табличку. Мы с вами пришли к палатам Емельяна Украинцева с парадной стороны. Но наш путь лежит дальше. В конце переулка с правой стороны уже видна церковь Святой Живоначальной Троицы в Хохлах. По названию местности (да и по названию переулка) несложно догадаться, кто раньше населял эти места. Первый деревянный храм был построен здесь в 1613 году, но он до нас не дошёл. В 1657 году был построен каменный храм, но и он не сохранился. То, что мы видим сейчас это конец 17-го - начало 18-го веков. На храме сохранились древние изразцы выполненные известным мастером Степаном Полубесом. После революции храм был закрыт. Возвращён церкви в начале 90-х. Сейчас храм действующий. Очень рекомендую зайти внутрь. Как известно в храмах нельзя молиться о некрещеных. А ведь некоторые наши знакомые и родственники так и умирают некрещеными. Как же быть? Единственный святой, которому разрешено молиться в храме об умерших некрещеными это святой мученик Уар. Если вы войдёте в храм, то с правой стороны увидите канун. Это такой прямоугольный столик, куда ставят свечи об упокоении усопших. На круглые подсвечники свечи ставят только о здравии. Так вот справа от кануна как раз висит икона святого мученика Уара. Так что если среди ваших усопших знакомых или родственников есть кто-то некрещеный за кого вы хотите помолиться, то не пожалейте пяти минут. Зайдите в храм. А если пройти вперёд, то перед самым алтарём с правой стороны тоже висит большая и очень интересная на мой взгляд, хотя и современная икона. Икона мучеников Ипатьевского дома и Алапаевской шахты. Обратите на неё внимание.

9 шаг. Вернёмся немного назад. Идём обратно по Хохловскому переулку по левой стороне. Пройдя справа уже знакомую нам мемориальную табличку (про Емельяна Украинцева) увидим с левой стороны узкий проходик между домами и лестницу наверх. В ней 15 ступенек, можете пересчитать ещё раз. Можете где-нибудь даже записать, правда не знаю зачем. Поднялись и держимся чуток левее, идём между черным забором (слева) и детской площадкой (справа). Далее идём в этом же направлении. Впереди стоит здание. Держимся левее и обходим его сбоку. Если вы ничего не перепутали, то на углу (северо-западном) здания будет табличка “Совинтерфест”. Обходим здание вокруг и остановимся у его северо-восточного угла с восточной стороны. С виду обычная помойка и обшарпанный угол здания. Даже вся штукатурка осыпалась. Именно поэтому мы тут и остановились. Здесь нет штукатурки и видна кирпичная кладка. Если присмотреться, то видно, что кладка то 17-века. Вот вам и помойка. И кирпич тех времён и раствор, и кладка. На некоторых кирпичах на торцах видны клейма. Вот так иногда отвалится штукатурка у современного с виду дома и дом оказывается не современный, а 17-го века.

10 шаг. Идём вдоль задней стены этого здания, так, чтобы оно было справа, а забор в парк слева. Доходим до кирпичного жилого дома, идём прямо вдоль его торцевой стены. Сразу за ним сворачиваем направо и проходим чуток вперёд. С левой стороны будет одно-двух этажная развалюшка. Идём вдоль неё до мемориальной доски на углу здания. Оказывается здесь жил наш великий художник Левитан. Более того он не просто тут жил, а этот дом специально для него и построили. Последние десять лет своей жизни он жил и работал в этом доме. В советское время в этом здании был детский сад. Кстати именно здесь, в настоящем детском саде, а вовсе не на киностудии, снимался известный всем советским детям фильм “Усатый нянь”. Всего несколько лет назад в доме ещё сохранялась вся внутренняя отделка: мраморные полы, наборный старинный паркет, литая чугунная лестница. А потом арендаторы провели там ремонт. Теперь там безликий офис. Вся лепнина, мрамор, чугунная лестница бесследно исчезли. Осталась только мемориальная табличка, напоминающая об истории этого дома. Но судя по его состоянию, хозяева ждут когда он сам развалится (разрушать нельзя - исторический памятник), чтобы построить тут очередной деловой центр или современное жилое здание.

11 шаг. Отправляемся дальше. Следуем снова вдоль кирпичного жилого дома, пока не упрёмся в решётку забора, сворачиваем налево и вдоль забора выходим в Большой Трёхсвятительский переулок, получивший своё название по расположенному в соседнем переулке храму Трёх Святителей на Кулишках. Кстати, справа за забором находится особняк Морозовых. В нём происходило много разных событий. Во-первых, именно здесь после убийства Блюмкиным германского посла был арестован Железный Феликс. Во-вторых, именно здесь, а вовсе не в павильонах киностудии, в натуральных декорациях снимался стврый советский фильм "Усатый нянь". Да, при советской власти здесь был детский садик. Хотите больше подробностей? На юго-восточном углу забора, который вы проходите, есть куар-код, наведите на него свой смарфон и прочитаете много интересного. А мы отправимся к храму. Для этого надо обойти квартал лежащий впереди. Свернём направо и пойдём по Большому Трёхсвятительскому переулку вниз. А чтобы вам было не скучно идти, поглазейте по сторонам, на юго-западном углу Морозовского особняка вы увидите мемориальную табличку посвящённую вовсе не Якову Блюмкину, не Феликсу Дзержинскому, даже не Морозоввым, хотя про них тут можно много рассказать, а тому, кто это здание просто посетил.

12 шаг. Спускаемся по переулку вниз, поворачиваем налево в Подкопаевский переулок, проходим примерно пятьдесят метров и снова поворачиваем налево в Малый Трёхсвятительский переулок. И пройдя по нему около двухсот метров, с правой стороны увидим храм Трёх Святителей на Кулишках. Храм посвящён трём древним святителям: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Первый деревянный храм существовал на этом месте ещё в 14-м веке. Ныне существующий двухэтажный храм построен в 1674 году. Хотя в 18 и 19 веках он слегка и перестраивался, но в целом сохранил облик 17-го века. В двадцатые годы храм был закрыт. Сначала здесь была тюрьма. Потом студия “Диафильм”, потом жилые квартиры, потом различные организации. Храм возвращён церкви в 1996 году. Сейчас храм действующий. Но службы идут не каждый день, только по субботам, воскресеньям и церковным праздникам. Если вы придёте сюда в будни, то храм скорее всего будет закрыт, хотя кому как повезёт. Подойдите к алтарной апсиде храма (полукруглые пристройки с восточной стороны храма). Там видны средневековые мемориальные доски. Если считаете себя шибко грамотными, попробуйте прочитать, что на них написано.

13 шаг. А теперь отправимся вниз по Хитровскому переулку. Вскоре вы выйдете на площадь. Поперёк будет идти Подколокольный переулок. Перед вами лежит одно из самых легендарных мест в Москве. “Ну и что это за пустырь? И на фига мы сюда припёрлись? Тут и смотреть не на что”, - возможно скажете вы. И будете по своему правы. Сейчас смотреть действительно уже не на что. А ведь это знаменитая Хитровская площадь. В том месте, которое сейчас огорожено забором посреди площади и где вроде как что-то собираются строить находился известный на всю Москву Хитровский рынок. Это было самое “дно” Москвы. Но обо всём по порядку. Своё название площадь получила в 20-е годы 19-го века по имени владельца этого места генерал-майора Хитрово. После пожара Москвы 1812 года здесь был пустырь заваленный обломками сгоревших строений. Генерал повелел расчистить это место и устроить здесь рынок. Площадь была расчищена, замощена, построены навесы и прилавки. Забурлила торговля. Однако в конце 19 века площадь стала местом сбора тех, кто ищет себе работу. Посреди площади для них был построен большой железный навес. Постепенно Хитровка превратилась в пристанище безработных, нищих, пьяниц, проституток и уголовников. Окружающие площадь дома превращались в ночлежки самого жуткого вида для самых уже опустившихся людей. Об ужасах Хитровки писал в своей книге “Москва и москвичи” известный бытописатель дореволюционной Москвы Гиляровский. Почитайте, очень интересно. Именно сюда, на Хитровку приходили артисты Художественного театра перед постановкой пьесы Горького “На дне”. Чтобы лучше сыграть свои роли они решили осмотреть московское “дно” своими глазами. И это “дно” Москвы было именно здесь, на Хитровке. Многих зданий здесь уже нет. Снесли и дом где располагалось самое жуткое и страшное место Хитровки - трактир “Каторга”. Снесли и трактиры “Утюг”, “Свиной дом”, “Сухой овраг”, “Пересыльный”, “Сибирь”. В эти места даже полиция боялась заходить. Зато сохранился угловой дом на углу Подколокольного переулка, дом № 11. Когда-то здесь был ночлежный дом Ярошенко. Именно сюда и приходили московские артисты. Окончательно уничтожить Хитровку смогла только советская власть. Нищих и безработных не стало. Коммунисты обеспечили работой всех, кого на лесоповале, кого на рытье Беломорканала. При советской власти на площади было построено здание и площадь как таковая вообще исчезла. Однако сейчас здание снесли и собираются тут снова что-то строить. Со стороны бывшего дома Ярошенко даже висит информационный стенд.

14 шаг. Осмотрев Хитровку, по Подколокольному переулку отправляемся на запад в сторону Подкопаевского переулка. На их пересечении стоит храм Святителя Николая в Подкопаях. Этот храм известен в летописях с 1494 года. С 1686 года храм отстроен в камне. Несколько раз горел и перестраивался. Так что сейчас трудно с уверенность сказать к какому периоду относится то, что мы с вами видим сейчас. После революции храм был закрыт. В храме работал завод. Возвращён церкви в 1991 году. Храм действующий. Службы бывают почти каждый день. Так что если вы придёте не поздно вечером, то у вас есть все шансы попасть внутрь храма. В храме ведётся работа по помощи бомжам и нищим. Проводится сбор одежды, продуктов, денег. В храме даже стоит специальный ящичек для сбора пожертвований “Помощь неимущим”.

15 шаг. Что притомились? Но согласитесь, гулять по Москве всё-таки интереснее, чем сидеть в унылом офисе или вяло лежать дома на диване и тупить в телевизор. Так что не расслабляемся, а отправляемся вверх по Подкопаевскому переулку. Проходим его весь насквозь и снова оказываемся в уже знакомом нам Хохловском переулке. Но не разбегайтесь слишком быстро. Понимаю, вы устали, а в горку идти тяжело. Поэтому примерно на середине подъёма около дома номер пять (это с правой стороны) остановитесь на пару минут передохнуть. Перед вами палаты Шуйских. Между прочим 17-ый век. Правда в 18 и 19 веках к ним приляпали сверху ещё два этажа. Но первый этаж это стопроцентно 17-ый век. В общем посмотрели палаты Шуйских и идём до Хохловского переулка.

16 шаг. Уже знакомый нам Хохловский переулок. Сворачиваем налево и идём всё время прямо, пока не упрёмся в монастырскую стену. Это Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Но монастырь это последний пункт нашей прогулки. А мы с вами сначала обратим наше внимание на право. На горочке над монастырём стоит красивейший храм Владимира Равноапостольного в Старых Садах. По названию местности “Старые Сады” несложно догадаться, что когда-то здесь в далёком пригороде (сейчас бы сказали “дальнее замкадище”) располагались царские сады. И здесь, в царских садах и был построен этот храм. Впервые этот храм упоминается в документах в 1423 году. Но тот храм до нас не дошёл. Тот храм, который мы видим сейчас построен известным зодчим Алевизом Новым в 1514-1516 годах. В 17-м веке к нему были пристроены боковые приделы, в 18 веке построена колокольня. Но основной храм это самое начало 16-го века. Всё таки не простые это были сады, а царские. А для царских садовников и храм полагался соответствующий. После революции храм был закрыт. Возвращён церкви в 1991 году. Сейчас храм действующий. Службы идут каждый день. Так что если вы придёте не поздно вечером, то попасть внутрь храма проблем не будет.

17 шаг. И наконец самая главная достопримечательность Ивановской горки Иоанно-Предтеченский монастырь. Именно от монастыря вся горка и получила своё название. Когда и кем основан монастырь доподлинно неизвестно. Одни приписывают его основание Великому Князю Ивану Третьему - деду Ивана Грозного. Другие Великой Княгине Елене Глинской - матери Ивана Грозного. Третьи самому Грозному Царю, который как известно основал множество монастырей. В любом случае монастырь был близок к царскому дому. Монастырь постоянно принимал богатую царскую милостыню, но в то же время использовался и как место заточения. Вот о некоторых узницах этого монастыря мне и хочется вам вкратце напомнить. Первая из них это знаменитая Салтычиха. Богатая московская помещица замучившая насмерть более СТА СОРОКА своих крепостных. Она рано осталась вдовой, ей было около тридцати. Знатная, богатая, молодая и красивая женщина не собиралась оставаться одна. И вот у неё завязался роман. Её избранник был тоже знатен, молод и красив. И всё вроде бы шло к свадьбе. Но жениха насторожили некоторые “странности характера” его избранницы. Свадьба не состоялась. Но помещица Салтыкова была уверена, что сможет вернуть любимого. Однако он нашёл себе новую избранницу и обвенчался с ней. Узнав об этом отвергнутая вдова рассвирепела. Её люди подложили в дом молодожёнов бочку с порохом. Однако покушение не состоялась. Однако она дала понять, что им обоим не жить. Пришлось им срочно бежать за границу. А молодая вдова окончательно “слетела с катушек”. Она начала зверски измываться над своим крепостными. Под предлогом плохо помытых полов или непоглаженного белья она самолично забивала насмерть своих крепостных. Причём абсолютно все её жертвы это молодые девушки и женщины от 12 до 35 лет. Вот такой женоненавистницей она стала. Вся Москва знала об ужасах, творившихся в её богатых поместьях. Но она была знатна и богата. Несколько раз против неё начинались судебные дела, но каждый раз её происхождение и деньги помогали замять дело. Но однажды слухи о том, что она творит дошли и до царского дворца. Императрица была в шоке и приказала довести дело до конца. Под нажимом Её Императорского Величества колёса правосудия наконец закрутились. Следствие тянулось несколько лет. Но поскольку делом интересовалась сама Императрица, то в этот раз замять его не удалось. Правда суду удалось доказать примерно половину вменяемых помещице Салтыковой эпизодов. Но даже это хватило, чтобы вся Москва ужаснулась. Суд без колебаний вынес смертный приговор. Но знатное положение всё-таки сделало своё дело. По указу Её императорского Величества смертная казнь была заменена на казнь гражданскую (то есть лишение дворянства) и пожизненное заключение в одиночной камере в Иоанновском монастыре. Салтычиха, так стали звать её москвичи, оказалась навечно заключённой в крохотной камере, окно которой, закрытое мощной решёткой выходило на улицу. У двери и окна стояла охрана. Однако охрана не препятствовала всем желающим подойти к окошку и посмотреть на Салтычиху. Власть хотела показать до какого состояния может дойти человек полностью утратив в своей душе все человеческие качества. И люди приходили сюда посмотреть на этого монстра. Родители приводили сюда своих непослушных детей, чтобы испугать их этим чудовищем. Прожила Салтычиха в заключении достаточно долго. Похоронена на Донском кладбище. Но есть в истории этого монастыря и другой пример. Княжна Тараканова. Помните историю? Дочь Императрицы Елизаветы Петровны от её тайного, но вполне законного брака с графом Разумовским. Все мы помним картину “Княжна Тараканова во время наводнения в Петропавловской крепости”. Героиня, изображённая на картине на самом деле никакая не княжна, а обычная авантюристка, пытавшаяся пролезть на русский престол. Она действительно закончила свою жизнь в Петропавловской крепости. Правда умерла она от чахотки за два года до наводнения, изображённого на картине. Именно ей и посвящено множество исторических романов и кинофильмов. Однако была и настоящая княжна Тараканова. Ей был предоставлен выбор: или смерть на плахе или постриг в монастырь. Она выбрала второе. Первые годы условия были весьма суровые. Хотя и жила она в отдельно келье со всеми удобствами, имела шикарный по тем временам стол, неплохое денежное содержание, но была полностью отрезана от внешнего мира. Ей разрешалось общаться только со служанкой, настоятельницей монастыря и своим духовником. Ей даже не разрешалось ходить в храм на службу с другими монахинями. Специально для неё по ночам священник служил отдельную службу. В таком “добровольно-принудительном” затворе она провела 12 лет. Потом Екатерина Вторая умерла и условия содержания смягчились. Ей было разрешено общаться с людьми и принимать посетителей. Но к этому времени она стала настоящей монахиней. И не просто монахиней, а духоносной старицей. К ней потянулись люди. Кто за советом, кто за помощью, кто за молитвой, а кто и просто за утешением. И никого она не оставляла без помощи. По её молитвам происходило много чудес. Обладала она и даром прозорливости. Двадцать пять лет провела она в монастырских стенах и скончалась в 1810 году точно предсказав дату собственной смерти. Похоронена она в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Официально к лику святых она пока не причислена. Но москвичи её давно почитают и работа по подготовке её канонизации уже идёт. Вот такой замечательный человек связан с этим местом. Из старых строений монастыря до нас не дошло практически ничего. Всё что вы видите перед собой это постройки 19-го века. После революции монастырь был закрыт и на его территории был устроен концлагерь. Сейчас это действующий женский монастырь. Вход на территорию монастыря и в главный храм не со стороны улицы Забелина, где две башни, там сейчас ремонт, а через железные ворота со стороны Хохловского переулка. Чуть правее ворот мощная железная дверь, там вход в часовню, можете зайти поставить свечки и подать записки.

18 шаг. Самый вкусный. У этого монастыря есть своя пекарня. Там печётся замечательный хлеб и обалденно вкусные пирожки. Также здесь можно купить монастырский мёд, монастырское варенье и много других разных вкусностей. Со стороны улицы Забелина около стены монастыря стоит ларёк. Координаты примерно N 55.45.303, Е 37.38.375. А со стороны Хохловского переулка (N 55.45.296, Е 37.38.418)есть небольшая монастырская трапезная. Работает понедельник-пятница с 8.00 до 20.00, суббота с 9.00 до 18.00, воскресенье с 10.00 до 17.00. Здесь можно не только купить пирожков, но и вкусно покушать разнообразной и очень вкусной монастырской стряпни. Рыбные пельмени это просто сказка. Кстати пельмени можно не только поесть, но и купить в замороженном виде с собой.

19 шаг. Прощальный. Вот собственно и всё, что я хотел вам рассказать и показать. Конечно интересных мест на Ивановской горке гораздо больше. Я выбрал лишь те, которые показались наиболее интересными лично мне. Если ваша задача была погулять по Москве, то вы свою задачу выполнили. А если ваша цель ещё и тайник найти - удачи в поисках. А если спуститься с горки вниз по улице Забелина, то через пять минут вы окажетесь около метро “Китай-город”.

В случае пропажи закладки, а также в том случае если на месте будут нежелательные свидетели и закладку невозможно будет изъять не запалив место для зачёта пришлите получившиеся ответы на все шаги и получившиеся у вас координаты закладки.

Большая просьба не выкладывать в фотоальбоме фотографию места закладки и не писать в интернет-блокноте в каких краях находится закладка.

Закладку можно искать круглый год.

Для иллюстрации описания использованы фотографи старой Москвы с сайта, который так и называется "Фотографии старой Москвы" http://oldmos.ru/photo/latest

Описание тайника

Содержимое тайника

Крохотный кусочек бумажки, чтобы записаться. Нет даже карандаша. Так что письменные принадлежности надо иметь при себе.

Район Ивановской горки находится в пределах Китай-города; он небольшой, но включает в себя ряд интересных и старых улиц Москвы: Маросейку, Покровку, Солянку, несколько переулков, парочку площадей да бульваров. Можно сказать, что это тихий и уютный центр: и Кремль недалеко, и шуму поменьше. Ивановская горка расположена на одном из семи холмов Москвы, а ведь все знают, что каждый уважающий себя город должен традиционно располагаться именно на 7 холмах. ;) А Ивановской горка называется по Ивановскому монастырю, который занимает здесь одно из значимых положений.

В один погожий осенний денек мы решили прогуляться по этому занимательному району Москвы, а что из этого вышло, я расскажу в своем посте. Москва - это ведь не только Кремль, Храм Христа Спасителя или Арбат. Это еще и маленькие неприметные улочки с внешне ничем не примечательными зданиями, которые, меж тем, как верные стражи, много лет хранят все московские тайны и помнят самые невероятные истории...

01. Итак, начнем! Житель Солянки;) Зорко следит за порядком!

02. Одной из ярких достопримечательностей Ивановской горки считается Кафедральный собор Святых Петра и Павла. Он находится в Старосадском переулке и является одной из главных действующих лютеранских церквей в Москве.

03. У храма богатая история. Считается, что первая лютеранская община здесь появилась еще в 17 веке, собственно тогда же был заложен фундамент будущей церкви. В последующие годы собор то горел, то использовался как кинотеатр, а в 1957 году шпиль собора и вовсе был разобран. Восстанавливали его долго, собирая пожертвования со всей общины, и лишь в 2011 году собор предстал в своем первозданном виде. Сейчас помимо богослужений на нескольких языках здесь проходят концерты органной музыки, кстати, очень красивые, обязательно посетите их. Как раз в тот момент когда я делала это фото, из собора лилась потрясающая органная партия. Впечатления непередаваемые!

04.

05. Возле храма часто можно наблюдать живописцев за работой, благо, что неподалеку расположено здание Московского союза художников.

06.

07. Ивановский или Иоанно-Предтеченский монастырь - главная доминанта района Ивановская горка. Он совсем недавно избавился от строительных лесов и предстал перед горожанами в своем нынешнем обличье. Монастырь был основан еще в 15 веке!

08.Считается, что в стенах этого монастыря мотала срок находилась в заточении знаменитая помещица-садистка Салтычиха. А еще, по некоторым сведениям, здесь жила монахиня Досифея, которая в мирское время была известна как княжна Тараканова или Елизавета Алексеевна, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и ее фаворита графа Алексея Разумовского. Самозванкой она была или нет - доподлинно неизвестно, но говорят, что на ее похоронах были представители дома Романовых.

09. Вид на одно из любимейших моих зданий - высотку на Котельнической набережной, о которой я писала и .

10. Это кирпичное здание в Колпачном переулке (название, кстати, как можно догадаться, дано по специфике деятельности живущих здесь когда-то мастеров, изготавливающих головные уборы) вроде бы принадлежит каким-то спецслужбам России (внешняя разведка). Мы так и не поняли, где у него вход. Нашу разведку голыми руками не возьмешь! :)

11. В том же Колпачном переулке расположено еще одно старое и колоритное здание, происхождение которого до сих пор доподлинно неизвестно. По некоторым данным - это палаты Мазепы (якобы там проживал гетман Иван Мазепа во время пребывания в Москве), датируемые 16-17 веками. Здание, одно из немногих в Москве, сохранилось практически в первозданном виде.

12. Колпачный переулок. Один из любимейших видов.

13. Название улицы, на которой находится сей интереснейший с архитектурной точки зрения дом, не вспомню. Мне эта картинка напомнила одесские дворики, хотя в Одессе я ни разу не была:) Но почему-то, глядя на эти переходы, цветы в горшках, сушащееся белье в голове возникает именно ассоциация с одесскими дворами, тётей Розой, бычками в томате и этим коронным: "А шо?"

14. В Хохловском переулке можно найти необычные дома с граффити. Примечательны они, конечно, не этим. В частности дом, который изображен на фото, был ранее известен как палаты дипломата и думного дьяка Украинцева (год постройки 1665), особо отличившимся перед отечеством. После смерти Украинцева здесь жил князь Голицын, затем его сын Александр, а уж после был организован Московский главный архив. Теперь дом находится в аварийном состоянии и нуждается в реставрации. Да, собственно многие здания в районе Хитровки нуждаются не просто в восстановлении, а хотя бы в том, чтобы на их месте не возводили безликие бизнес- и прочие центры.

15. Старая "многослойная" Москва как торт с розочкой наверху.

16.

17. Еще одним интересным местом в районе Ивановской горки являются сады Морозова, которые так сразу и не найдешь, если не знать, где расположен вход.

Перед революцией 1917 года сад принадлежал семье купцов Морозовых Ранее назывался Кокоревским садом по фамилии его прежнего владельца В. А. Кокорева.

Когда-то с площадки Морозовского сада открывался вид на Московский Кремль и Иоанно-Предтеченский монастырь. Сад "обрамлен" сразу несколькими переулками: Хохловским, Подкопаевским и Большим Трёхсвятительским. До реконструкции 2001 года сад имел два лестничных входа с углов. Сейчас туда ведет один арочный вход с Подкопаевского переулка. Свободный доступ с 2011 года открыт только в нижнюю часть сада.


18. Такой вид загородили...

19. Особняк перед садами сейчас сдается в аренду какому-то олигарху. Кому именно - охрана не ответила. Раньше здесь располагалось частное училище, а потом в 1840-х годах дом был переоборудован в гостиницу. После смерти Кокорева особняк перешел Морозовой, здесь рос знаменитый меценат Савва Морозов. В годы революции в доме базировался штаб левых эссеров. А еще здесь снимался фильм "Усатый нянь" с Сергеем Прохановым, все помнят? :)

20. Сад Морозова. Полагаю, что когда-то он имел куда более ухоженный и богатый вид. А ведь он по-своему уникален благодаря тому, что расположен на возвышенности.

21. Неподалеку от усадьбы Морозова есть небольшой домик, который меценат любезно предоставил для работы Исааку Левитану.

22. Возле дома Левитана кошачье общежитие. Его оборудовали жители близлежащих домов. Интересно, одобрил бы Исаак Ильич такое соседство? Думаю, что да:)

Такой вот неоднозначный получился рассказ об Ивановской горке. Буду рада и признательна, если вы сможете дополнить меня и рассказать еще какие-то интересные истории об этом уникальном месте Москвы.

Рассказать друзьям