Прокофьев биография и произведения. Сергеевич прокофьев. Произведения – шедевры с мировой славой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Биография Прокофьева - великого русского и советского композитора - настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить, как это все умещалось...

От Masterweb

19.06.2018 20:00

Биография Прокофьева - великого русского и советского композитора - настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить - как это все умещалось в одном человеке? Пианист, музыкальный писатель, кинокомпозитор, дирижер - помимо этого Сергей Сергеевич создал свой собственный уникальный композиторский стиль, увлекался шахматами и Христианской наукой. Из этой статьи можно узнать краткую биографию Прокофьева, а также основные периоды его творческой жизни.

Детство и юность

Биография Прокофьева Сергея Сергеевича начинается в селе Сонцовка, расположенного в Екатеринославской губернии (современная Донецкая область Украины), 15 (27) апреля 1891 года, в купеческой семье. Мать Сергея, Мария Григорьевна, освоила фортепиано во время учебы в гимназии и дома часто исполняла произведения Бетховена и Шопена. Маленький Сережа нередко садился за клавиши рядом с матерью, запоминая ее игру визуально и на слух. С пяти лет начал свою музыкальную биографию Прокофьев Сережа, сочинив в столь юном возрасте свою первую пьеску - "Индийский галоп". Мария Григорьевна научила сына нотировать произведения, и все последующие небольшие рондо и вальсы собственного сочинения вундеркинд Прокофьев записывал самостоятельно.

В девять лет Прокофьев написал свою первую оперу под названием "Великан", а в 11 сыграл ее знаменитому композитору и педагогу Сергею Танееву. Танеев был впечатлен талантом мальчика и договорился со своим другом, тоже известным композитором Рейнгольдом Глиэром, об обучении Сережи Прокофьева.

Учеба и начало творчества

Вся ранняя биография Сергея Прокофьева составляется по его личным дневникам, которые он вел подробно и аккуратно на протяжении всей жизни. Уже в 1909 году, в возрасте 18 лет, Сергей окончил Петербургскую консерваторию как дирижер, а спустя пять лет, еще и как пианист. Его преподавателями были такие великие музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин. Также во время учебы он познакомился с другими будущими великими композиторами - Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским. На фото ниже Прокофьев во время учебы в консерватории.

После дебютного выступления с собственными произведениями на фортепиано, творчество Прокофьева назвали смелым и оригинальным, с "необузданной игрой фантазии и экстравагантностью стиля". За начинающим композитором закрепился статус "крайнего модерниста".

В 1913 году, после выступления Прокофьева со "Вторым фортепианным концертом", публика четко разделилась на тех, кто восхищался композитором, и тех, кто критиковал его, называя произведение "скандальным и футуристским".

Лучшие произведения и мировое признание

С 1918 до 1936 года биография композитора Прокофьева повествует о его американском периоде жизни. Сергей Сергеевич воспринял Октябрьскую революцию спокойно, так как никогда не принадлежал ни к белому, ни к красному движению. Он эмигрировал в поисках нового вдохновения.


Добившись признания по ту сторону океана, композитор возвращается на родину. Во время Великой Отечественной войны он не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится балет "Золушка", опера "Война и мир" и "Пятая симфония". "Пятая", наравне с "Седьмой симфонией" Шостаковича, считаются важнейшими произведениями, созданными в период Отечественной войны. Отрывок из "Пятой симфонии" Прокофьева в исполнении симфонического оркестра можно увидеть ниже.

В 1948 году Сергей Прокофьев, наравне с другими авангардными композиторами, такими как Шостакович и Хачатурян, был раскритикован за "формализм и футуризм" Комитетом по делам искусств, после чего были запрещены многие произведения Сергея Сергеевича. Но к счастью, Иосиф Сталин очень интересовался творчеством и биографией Прокофьева, а потому в 1949 году, по личному приказу вождя, запрет был снят, а действия Комитета - строго осуждены.

Уникальный стиль композитора

В мировой истории биография Сергея Сергеевича Прокофьева отличается, в первую очередь, созданием уникального музыкального языка. Приемы, отличающие произведения композитора, заключались в использовании особой формы доминанты (позже она получила название прокофьевской доминанты), линеарных и диссонирующих аккордов, а также хроматических кластеров, объединяющих звуковысоты при исполнении "навязчивых" музыкальных фраз. Своеобразными являются и композиционная, антиромантическая ритмика, придающая многим произведениям Прокофьева экспрессивную отрывчатость.

Киноработы

За всю жизнь композитор написал музыку к восьми советским фильмам. Самыми известными киноработами в биографии Прокофьева считаются композиции, написанные к фильмам знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна: "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1945). Эйзенштейн был в восторге от работы с великим композитором, так как у режиссера и музыканта был схожий, авангардный подход к творчеству. Впоследствии Прокофьев доработал сочиненную к этим фильмам музыку до формы самостоятельных произведений. Отрывок из фильма "Иван Грозный" с композицией Прокофьева можно увидеть ниже.

Произведения для детей

В творческой биографии Прокофьева и для детей написано немало произведений, например балеты "Золушка" и "Сказ о каменном цветке", сочинения для хора "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", "Зимний костер", "На страже мира".

Но самым известным детским произведением Прокофьева, без сомнения, является симфоническая сказка "Петя и волк". Это произведение Сергей Сергеевич сочинил и положил на собственный текст в 1936 году, для постановки в детском театре. "Петя и волк" стало первым сочинением композитора после возвращения на родину.


Помимо спектаклей, существует несколько анимационных версий этой сказки: первая была создана в 1946 году на студии Уолта Диснея. Затем были выпущены два советских кукольных мультфильма (в 1958 и 1976), а также Польско-Британский, тоже кукольный мультфильм, удостоенный премии "Оскар" в 2006 году.

Другие увлечения

Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой - вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная "Автобиография", охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.

Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их "музыкой мысли". С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.


Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу "Наука и здоровье" Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.

Личная жизнь

В 1923 году Прокофьев женился на каталонской камерной певице Лине Кодина, которая родила ему двух сыновей - Святослава и Олега. На фото ниже композитор с женой и сыновьями.


Несмотря на взаимопонимание с женой и восемнадцать лет совместной жизни, в 1941 году Прокофьев ушел из семьи и начал жить со студенткой филологического факультета Мирой Мендельсон. В 1948 году Сергей Прокофьев женился на Мире, не разведясь при этом с первой женой. В последующем судебном разбирательстве оба брака признали действительными. В связи с этим, советскими юристами был введен термин "Казус Прокофьева", относящийся к подобным инцидентам. Фото Прокофьева и его второй жены представлено ниже.

С Мирой Мендельсон-Прокофьевой Сергей Сергеевич прожил до конца своих дней. Великий композитор Прокофьев скончался 5 марта 1953 - в тот же день умер Иосиф Сталин, а потому смерть композитора долгое время оставалась незамеченной.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена . Начальное образование Прокофьев получил дома.

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

Обучение в консерватории. Мировые гастроли

В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Зрелое творчество

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта» . В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир» , музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке» .

Последние годы

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

Другие варианты биографии

  • Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
  • Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
  • Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
  • Прокофьев умер в день кончины

Биография Прокофьева - великого русского и советского композитора - настолько большая и разносторонняя, что порой трудно представить - как это все умещалось в одном человеке? Пианист, музыкальный писатель, кинокомпозитор, дирижер - помимо этого Сергей Сергеевич создал свой собственный уникальный композиторский стиль, увлекался шахматами и Христианской наукой. Из этой статьи можно узнать краткую биографию Прокофьева, а также основные периоды его творческой жизни.

Детство и юность

Биография Прокофьева Сергея Сергеевича начинается в селе Сонцовка, расположенного в Екатеринославской губернии (современная Донецкая область Украины), 15 (27) апреля 1891 года, в купеческой семье. Мать Сергея, Мария Григорьевна, освоила фортепиано во время учебы в гимназии и дома часто исполняла произведения Бетховена и Шопена. Маленький Сережа нередко садился за клавиши рядом с матерью, запоминая ее игру визуально и на слух. С пяти лет начал свою музыкальную биографию Прокофьев Сережа, сочинив в столь юном возрасте свою первую пьеску - "Индийский галоп". Мария Григорьевна научила сына нотировать произведения, и все последующие небольшие рондо и вальсы собственного сочинения вундеркинд Прокофьев записывал самостоятельно.

В девять лет Прокофьев написал свою первую оперу под названием "Великан", а в 11 сыграл ее знаменитому композитору и педагогу Сергею Танееву. Танеев был впечатлен талантом мальчика и договорился со своим другом, тоже известным композитором Рейнгольдом Глиэром, об обучении Сережи Прокофьева.

Учеба и начало творчества

Вся ранняя биография Сергея Прокофьева составляется по его личным дневникам, которые он вел подробно и аккуратно на протяжении всей жизни. Уже в 1909 году, в возрасте 18 лет, Сергей окончил Петербургскую консерваторию как дирижер, а спустя пять лет, еще и как пианист. Его преподавателями были такие великие музыканты, как Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин. Также во время учебы он познакомился с другими будущими великими композиторами - Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским. На фото ниже Прокофьев во время учебы в консерватории.

После дебютного выступления с собственными произведениями на фортепиано, творчество Прокофьева назвали смелым и оригинальным, с "необузданной игрой фантазии и экстравагантностью стиля". За начинающим композитором закрепился статус "крайнего модерниста".

В 1913 году, после выступления Прокофьева со "Вторым фортепианным концертом", публика четко разделилась на тех, кто восхищался композитором, и тех, кто критиковал его, называя произведение "скандальным и футуристским".

Лучшие произведения и мировое признание

С 1918 до 1936 года биография композитора Прокофьева повествует о его американском периоде жизни. Сергей Сергеевич воспринял Октябрьскую революцию спокойно, так как никогда не принадлежал ни к белому, ни к красному движению. Он эмигрировал в поисках нового вдохновения.

Добившись признания по ту сторону океана, композитор возвращается на родину. Во время Великой Отечественной войны он не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится балет "Золушка", опера "Война и мир" и "Пятая симфония". "Пятая", наравне с "Седьмой симфонией" Шостаковича, считаются важнейшими произведениями, созданными в период Отечественной войны. Отрывок из "Пятой симфонии" Прокофьева в исполнении симфонического оркестра можно увидеть ниже.

В 1948 году Сергей Прокофьев, наравне с другими авангардными композиторами, такими как Шостакович и Хачатурян, был раскритикован за "формализм и футуризм" Комитетом по делам искусств, после чего были запрещены многие произведения Сергея Сергеевича. Но к счастью, Иосиф Сталин очень интересовался творчеством и биографией Прокофьева, а потому в 1949 году, по личному приказу вождя, запрет был снят, а действия Комитета - строго осуждены.

Уникальный стиль композитора

В мировой истории биография Сергея Сергеевича Прокофьева отличается, в первую очередь, созданием уникального музыкального языка. Приемы, отличающие произведения композитора, заключались в использовании особой формы доминанты (позже она получила название прокофьевской доминанты), линеарных и диссонирующих аккордов, а также хроматических кластеров, объединяющих звуковысоты при исполнении "навязчивых" музыкальных фраз. Своеобразными являются и композиционная, антиромантическая ритмика, придающая многим произведениям Прокофьева экспрессивную отрывчатость.

Киноработы

За всю жизнь композитор написал музыку к восьми советским фильмам. Самыми известными киноработами в биографии Прокофьева считаются композиции, написанные к фильмам знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна: "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1945). Эйзенштейн был в восторге от работы с великим композитором, так как у режиссера и музыканта был схожий, авангардный подход к творчеству. Впоследствии Прокофьев доработал сочиненную к этим фильмам музыку до формы самостоятельных произведений. Отрывок из фильма "Иван Грозный" с композицией Прокофьева можно увидеть ниже.

Произведения для детей

В творческой биографии Прокофьева и для детей написано немало произведений, например балеты "Золушка" и "Сказ о каменном цветке", сочинения для хора "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным", "Зимний костер", "На страже мира".

Но самым известным детским произведением Прокофьева, без сомнения, является симфоническая сказка "Петя и волк". Это произведение Сергей Сергеевич сочинил и положил на собственный текст в 1936 году, для постановки в детском театре. "Петя и волк" стало первым сочинением композитора после возвращения на родину.

Помимо спектаклей, существует несколько анимационных версий этой сказки: первая была создана в 1946 году на студии Уолта Диснея. Затем были выпущены два советских кукольных мультфильма (в 1958 и 1976), а также Польско-Британский, тоже кукольный мультфильм, удостоенный премии "Оскар" в 2006 году.

Другие увлечения

Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой - вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная "Автобиография", охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.

Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их "музыкой мысли". С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.

Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу "Наука и здоровье" Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.

Личная жизнь

В 1923 году Прокофьев женился на каталонской камерной певице Лине Кодина, которая родила ему двух сыновей - Святослава и Олега. На фото ниже композитор с женой и сыновьями.

Несмотря на взаимопонимание с женой и восемнадцать лет совместной жизни, в 1941 году Прокофьев ушел из семьи и начал жить со студенткой филологического факультета Мирой Мендельсон. В 1948 году Сергей Прокофьев женился на Мире, не разведясь при этом с первой женой. В последующем судебном разбирательстве оба брака признали действительными. В связи с этим, советскими юристами был введен термин "Казус Прокофьева", относящийся к подобным инцидентам. Фото Прокофьева и его второй жены представлено ниже.

С Мирой Мендельсон-Прокофьевой Сергей Сергеевич прожил до конца своих дней. Великий композитор Прокофьев скончался 5 марта 1953 - в тот же день умер Иосиф Сталин, а потому смерть композитора долгое время оставалась незамеченной.

Сергей Сергеевич Прокофьев (* 11 апреля (23 апреля по новому стилю) 1891, имение Сонцивка Бахмуцького уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) - † 5 марта 1953, Москва) - советский (российский) композитор, автор 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний и многих камерно-инструментальных произведений, а также музыки к кинофильмам.Лауреат Сталинской премии (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

Биография

Дореволюционный период

Родился в семье управляющего Сонцевського имении Сергея Алексеевича Прокофьева. В возрасте 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, где учится композиции у К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Я. Витола.

1909 окончил консерваторию как композитор с посредственными оценками (главным образом через творческие непонимание со профессурой, придерживавшихся академического направления в музыке) и продолжил учиться в консерватории как пианист у А. Н. Есипова.

1914 окончил консерваторию как пианист со своим 1-м концертом для фортепиано с оркестром, получив высшую оценку и гран-при - рояль.В консерваторские годы Прокофьев также занимался дирижированием у Н. Черепнина, завязал дружеские отношения с Н. Мясковского и Б. Асаф "евим.

В 1914-1918 годах многие концертировал в Москве, Петрограде, других городах России. Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных дискуссий в музыкальных кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы; это музыка принципиально антиромантична, часто - Жорсткозвучна, пронизанная диссонансом, очень энергичная в ритмическом отношении.Наиболее заметны в этот период - балет «Сказка про шута...» (1915), опера «Игрок» по одноименному роману Достоевского (1915-1916), несколько инструментальных концертов и сонат, Скифская сюита (1915) и кантата Семеро их (1917).Один из шедевров раннего Прокофьева - его Классическая симфония (1917), образец «новой простоты»: ею композитор словно продемонстрировал критикам свое блестящее владение неоклассическим стилем.

Зарубежный период

В 1918 Прокофьев в разгар гражданской смуты оставляет родину (ему удается выпросить разрешение на выезд лично у Луначарского) и отправляется через Японию в США (за войны в Европе вынужден был двигаться именно таким маршрутом), где активно гастролирует как пианист и дирижер. В 1919 Прокофьев завершил комическую оперу «Любовь к трем апельсинам» (поставлена в 1921 оперным театром в Чикаго.К этому времени относится также Третий фортепианный концерт. В Америке Прокофьев не имел значительного успеха, что стало причиной его переезда в Европу.

В 1922 Прокофьев переселился в Германию в живописное приальпийских городок Етталь, где начинает работу над оперой «Огненный Ангел».В этом городке Прокофьев женился на испанской певице Лине Кодина (псевдоним Лина Любьера, по переезду в СССР - Лина Ивановна), от которой имел 2 детей.

В 1923 перебрался в Париж, где быстро добился признания, значительным образом благодаря знакомству с выдающимся российским балетмейстером C. Дягилевым, который поставил его «Сказку о шута...», а также заказал и позже поставил балеты «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын »(1928).В Париже Прокофьев провел следующее десятилетие, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке, которые имели грандиозный успех.

В 1927 году Прокофьев впервые посещает СССР, где пользуется огромным успехом. Поздние гастроли в СССР осуществлялись в 1929 и 1932 годах. В этот период появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика напряженности и остроты, а также более мягкий по стилю балет "На Днепре" (1932).

Возвращение в СССР

После 1933 Прокофьев вместе с семьей переезжает в СССР (в 1936 - окончательно.Причина возвращения Прокофьева является предметом дискуссий в кругу музыковедов.

Главной причиной возвращения композитора считается тоска по родине («Я снова вжиться в атмосферу родной земли.Я снова видеть настоящие зиму и весну, что вспыхивает мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь не достает: свои песни, мои песни. Здесь я избавляюсь сил. Мне угрожает опасность погибнуть от академизма »- писал Прокофьев.

Кроме того по мнению музыковедов характерной чертой характера Прокофьева было желание быть первым, которое проявлялось во всех сферах его деятельности. Известно, что в Европе в то время наибольшую славу композиторов и пианистов лелеяли С. Рахманинов и И. Стравинский, в то время как после успешных гастролей в СССР Прокофьев имел все шансы быть недосягаемым лидером.В частности показательно запись в дневнике Прокофьева от 5 марта 1929: "Сталин был на моем концерте, когда я играл в Москве, и потом, не без гордости, сказал« наш Прокофьев.Отлично: в Россию можно ехать спокойно! «

Также отдельные мемуаристы указывают на карточные долги Прокофьева.

С возвращением Прокофьева в СССР происходит резкий стилистический перелом в творчестве в сторону упрощения, большей доступности, выразительности и классической строгости музыкального языка. Изменяется и образность музыки Прокофьева. Так, согласно меткому (и вполне объективным) наблюдением композитора С. М. Слонимского, в центре симфоний Прокофьева стоит человек, а начиная с Пятой симфонии (1944) - советский человек.

Среди выдающихся произведений, написанных в СССР - »Ромео и Джульетта" (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), кантата к 20-летию Октября (1937), кантата «Александр Невский» (1939).В 1938 Прокофьев осуществляет последние гастроли в Европу и США, которые происходят с блестящим успехом, в частности Прокофьеву предлагают выгодный контракт в Голливуде, от которого, однако, композитор отказался.

В 1941 году, накануне войны, Прокофьев оставляет семью - жену и двоих сыновей - и идет до Миры Мендельсон, поэтессы и активной комсомолки, впоследствии - соавтор либретто его опер «Дуэнья» и «Война и мир».

Во время войны Прокофьев отправляется на Кавказ, позднее в Алма-Ату, где наряду с камерными и симфоническими произведениями пишет фронтовые песни, много концертирует, в 1942 пишет музыку к фильму «Иван Грозный» (режиссер С. Эйзенштейн).Среди выдающихся произведений военных лет - седьмой фортепианная соната (первое произведение удостоен Сталинской премии), опера «Война и мир», пятая симфония, балет «Золушка».

Последние годы жизни

Последний период жизни Прокофьева чрезвычайно сложен. В послевоенные годы у композитора развивается гипертония обостряющейся тяжелыми приступами. В 1948 году композитор попадает под Ждановская идеологические чистки, в частности Прокофьев фигурирует в знаменитой Постановлении ВКП (б) "Об опере« Великая дружба »В. Мурадели" (10 февраля 1948).В ответ композитор в духе эпохи выражает «благодарность партии за четкие указания, постановления, помогающие (...) в поисках музыкального языка, понятного и близкого нашему народу, достойного нашего народа и нашей великой страны».

Того же года Прокофьев оформляет свой второй брак - с Мерой Мендельсон. В марте 1948 года его первую жену Лину Прокофьеву, испанку по происхождению, арестовывают по обвинению в шпионаже, осуждают до 20 лет лагерей и ссылают в Воркуты. По свидетельству узника ГУЛАГа Евгения Таратуты, Лина Ивановна получала письма только от своих сыновей.

Среди значительных произведений Прокофьева последних лет - опера «Повесть о настоящем человеке» (1948), 7-я симфония (1952, последняя Сталинская премия), Симфония-концерт для виолончели (1952).

Умер Прокофьев 5 марта 1953 - на 40 минут позже Сталина и по той же причине: кровоизлияние в мозг.Для советского сообщества смерть композитора долгое время была омрачена скорбью, связанной с потерей советского вождя.

Произведения

Оперы -

  • Маддалена (1911; вторая редакция 1913),
  • Игрок («Игрок») (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),
  • Любовь к трем апельсинам («Любовь к трём апельсина») (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
  • Огненный ангел («Огненный ангел») (по В. Я. Брюсовым, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),
  • Семен Котко (1940, Москва),
  • Помолвка в монастыре («Обручение в монастыре») («Дуэнья», по Р. Шеридан, 1946, Ленинград),
  • Война и мир (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же),
  • Повесть о настоящем человеке («Повесть о настоящем человеке») (по Б. П. Полевым, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);

Балеты -

  • Сказка о шута, что семь шутов перехитрил («Сказка о шута, семерых Шутов перешутившего») (1921, Париж),
  • Стальной скок (1927, Париж),
  • Блудный сын (1929, там же),
  • На Днепре (1932, там же),
  • Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград),
  • Золушка («Золушка») (1945, Москва),
  • Сказка о каменную цветок («Сказ о каменой цветком») (по П. П. Бажову, 1954, Москва);

для солистов, хора и оркестра -

  • Оратория «На страже мира» (слова С. Я. Маршака, 1950),
  • Кантаты, в том числе

o К 20-летию Октября (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937),

o «Семеро их»

o Александр Невский (1939),

  • вокально-симфонические сюиты, в том числе

o Зимнее очаг («Зимний костёр») (слова С. Я. Маршака, 1949);

для оркестра -

  • 7 симфоний

o № 1 «Классическая» - 1917;

o № 4 - 1930, вторая редакция 1947;

  • Ала и Лолло (Скифская сюита, 1915),
  • Симфоническая сказка «Петя и волк» (1936),
  • Два пушкинских вальса (1949),
  • Ода на окончание войны (1945)
  • Сюиты, поэмы, увертюры и др.;

концерты с оркестром -

  • 5 для фортепиано (1912; 1913, вторая редакция 1923; 1921; 1931, для левой руки; 1932),
  • 2 для скрипки (1917, 1935),
  • симфония-концерт для виолончели (1952) и др.;

камерно-инструментальные ансамбли, в том числе

  • сонаты для скрипки и фортепиано,
  • Соната для виолончели и фортепиано,
  • Соната для флейты и фортепиано,
  • 2 квартеты;

для фортепиано -

  • 9 сонат

o № 1 ор.1 - 1907, вторая ред.1909;

o № 2 ор.14 - 1912;

o № 3 ор.28 - 1907, вторая редакция 1917;

o № 4 ор.29 bis - 1934;

o № 5 ор.38 - 1923, вторая ред. ор.135, 1952;

o № 6 ор.82 - 1939-40;

o № 7 ор.83 - 1939-42;

o № 8 ор.84 - 1939-44;

o № 9 ор.103 - 1947)

  • Сарказмы,
  • Мимолётносты (1915-1917),
  • Сказки старой бабушки,
  • Этюды (ор.2 и ор.52)
  • Сюиты из балетов «Золушка», «Ромео и Джульетта»
  • пьесы; романсы, песни;
  • музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.

фото 1918
С.С.Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас село Сонцовка в Донецкой области Украины). Отец – Сергей Алексеевич Прокофьев (1846-1910) – из купеческой семьи, во время рождения сына был управляющим в имении Дмитрия Сонцова. Мать – Мария Григорьевна Прокофьева (Житкова, 1855-1924).
С раннего детства мама будущего композитора привила ему любовь к музыке. Она стала первым музыкальным учителем Сергея Сергеевича. Свою первую музыку – пьесу для фортепиано – он сочинил в пять лет, ноты для которой записала Мария Григорьевна. Все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже сам. Мама так же учила его французскому и немецкому, а отец – математике. Боьшое впечатление на него произвело посещение в 1900 году оперы. После этого Сергей Сергеевич решает написать свою оперу и через полгода заканчивает оперу «Великан». В 1902 году исполняет отрывки из своих произведений Сергею Танееву, и благодаря его просьбе Рейнгольд Глиэр продолжает обучение Прокофьева.
В 1904 году поступает в Петербургскую консерваторию. Одним из его преподавателей того времени был Николай Римский-Корсаков. Впервые публично выступает в роли композитора и исполнителя в петербургском кружке «Вечера современной музыки» 31(18 по старому стилю) декабря 1908 года. В 1909 году оканчивает консерваторию как композитор, но продолжает обучение в консерватории по классу фортепиано (окончил в 1914 году) и органа (обучался до 1917 года). После выступлений в Петербурге и Москве растет его известность. В 1911 году выходит первое печатное издание произведений Прокофьева. В 1914 году за исполнение своего Первого фортепианного концерта награждается золотой медалью и почетной премией имени А.Г. Рубинштейна. Прокофьев был единственным сыном в семье из-за чего не подлежал призыву в армию во время Первой мировой войны (1914-1918), что позволило ему продолжать занятия музыкой. В 1915 году впервые выступает за границей, в Италии.
В конце 1917 года принимает решение уехать из России, и в мае 1918 года уезжает в Японию. В Токио дал два концерта, которые не пользовались успехом. В августе 1918 года, получив визу США, покидает Японию. В 1919 году женится на испанской певице Каролине Кодине, после переезда в СССР поменявшей имя на Лина Ивановна. Со второй половины двадцатых годов много выступает в Америке и Европе в роли пианиста и дирижера, в основном со своими произведениями. В 1924 году и в 1928 году у Сергея и Каролины рождаются двое сыновей – Святослав (1924-2010) и Олег (1928-1998). Во второй половине тридцатых годов принимает решение переехать в СССР вместе с семьей.
В 1936 году Прокофьев с женой и детьми переезжает в СССР в Москву. С 1936 по 1939 года дважды выезжает за границу с концертами. В период Второй мировой войны продолжает работать над своими произведениями. Самым значимым творением композитора за этот период считается опера «Война и Мир». В 1941 году Прокофьев уходит из семьи и к Мире Александровне Мендельсон, с которой расписывается в 1948 году. В 1948 году выходит постановление с резкой критикой нескольких композиторов и Прокофьева. Как следствие, выходит секретный приказ, который запрещает исполнение некоторых произведений Прокофьева. Так же часто подвергаются критики все его произведения. Ситуация меняется в 1949 году после того, как Сталин отменил секретный приказ. С 1949 года большую часть времени проводит на даче, продолжая работать.
Умер Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Рассказать друзьям