Чем отличается бакалавриат от специалитета? Высшее образование. Образование бакалавра: чем отличается от специалиста, считается ли высшим

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что такое специалитет

Специалитет — это традиционный для России вид высшего образования. Студенты по программе специалитета учатся в вузе 5 лет, и после этого получают степень «дипломированного специалиста».

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и начала переход на европейскую систему высшего образования. Так в российских вузах появилась двухуровневая система высшего образования: бакалавриат плюс магистратура.

Чем бакалавриат отличается от магистратуры

Бакалавриат — это первый уровень высшего образования, он длится 4 года. За время учёбы вы получите базовые знания по своей специальности и степень «бакалавра». Бакалавриат считается оконченным высшим образованием.

Магистратура — это второй уровень высшего образования, который длится 2 года. В отличие от бакалавриата магистратура даёт возможность выбрать узкую специализацию. Например, если у вас диплом бакалавра менеджмента, можете пойти в магистратуру на менеджмент в торговле или туризме.

Плюсы бакалавриата и магистратуры

Диплом признают за рубежом. Если вы получили степень бакалавра в России, и хотите дальше учиться за границей, иностранный вуз подтвердит ваш диплом. С дипломом бакалавра или магистра легче устроиться на работу за границей, чем с дипломом специалиста.

Легко сменить профессию . Программы бакалавриата и магистратуры построены таким образом, что вы можете 4 года учиться на , а затем поступить в магистратуру на менеджмент. В итоге у вас будет две специальности. Кроме этого, на магистра можно учиться в другом вузе.

Отсрочка от армии . Если студент поступит на магистратуру в год окончания бакалавриата, он получит 2 года отсрочки от армии. Специалисту при поступлении на магистра такую отсрочку не дают.

Минусы бакалавриата и магистратуры

Недоверие работодателей. Некоторые работодатели настороженно относятся к бакалаврам из-за того, что они учатся на 1-2 года меньше специалистов. Поэтому специалистов чаще принимают на работу.

Платная магистратура. Не все бакалавры, которые учились на бюджете, смогут бесплатно окончить магистратуру. На магистратуре есть бюджетные места, но их гораздо меньше, чем на бакалавриате. Если у вас не хватает денег на магистратуру, можете сделать перерыв в обучении, поработать и накопить на второй диплом.

Плюсы и минусы специалитета

Ценят работодатели. Работодатели охотно берут на работу специалистов, потому что они учатся по узкому профилю, а бакалавры получают знания общего профиля.

Легче поступить в аспирантуру. Если вы собираетесь заниматься наукой или пойти в аспирантуру, выбирайте специалитет. Вы сможете стать аспирантом сразу после специалитета, а бакалавру придётся вначале окончить магистратуру.

Занимает больше времени. Специалист учится на 1-2 года дольше бакалавра. Если вам жаль этого времени и хочется быстрее начать работать, выбирайте бакалавриат.

Сложно подтвердить диплом за границей. За рубежом нет специалитета, поэтому вам будет сложнее подтвердить диплом специалиста для учёбы или работы за границей.

Какой вид обучения выбрать

Нельзя сказать однозначно, что лучше выбрать: специалитет или бакалавриат с магистратурой. Чтобы вы легче определились и увидели разницу между ними, мы собрали плюсы и минусы каждой формы обучения в таблицу.

Специалитет

Бакалавриат

Магистратура

Диплом о высшем образовании

да

да

да

Срок обучения

5-6 лет

4 года

2 года

Возможность учиться бесплатно

много бюджетных мест

много бюджетных мест

мало бюджетных мест

Отношение работодателей

хорошее

настороженное

хорошее

Признание диплома за границей

с трудом признают

легко признают

легко признают

Более чем в 50 странах мира и прежде всего в Европе действует двухуровневая система высшего образования. Вузы ежегодно выпускают из своих стен в «профессиональную» жизнь бакалавров и магистров. Правомочен вопрос – откуда же, в таком случае, берутся специалисты? Тоже из вузов и даже могут потом стать магистрами, как и бакалавры. Чтобы окончательно не запутаться, чем отличается бакалавр от специалиста, заглянем в историю.

Происхождение понятий «специалист» и «бакалавр»

Бакалавры появились еще в средние века в Восточной Европе, уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства, степени. Одна из версий происхождения слова «бакалавр» сводится к тому, что достигшим этой степени, вручали плод лавра, и звучало это как «bacca lauri». Термин «специалист» в свою очередь относится исключительно к советскому пространству. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности. В большинстве стран постсоветского пространства, в том числе в России и на Украине степень «специалист» уже отменена. Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр – это ученая степень, специалист – квалификация.

Отличия подготовки бакалавров и специалистов

  1. Чем отличается бакалавриат от специалитета, так это сроками обучения. Бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности.
  2. Первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.
  3. Разница между бакалавром и специалистом по окончании вуза состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании.
  4. Бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать , а для специалиста – это второе образование, в любом случае платное.
Плюсы и минусы

Получается, что ответить на вопрос, что выше бакалавр или специалист практически невозможно. И тот и другой получили высшее образование, и тот и другой могут работать по профессии. К плюсам выбора в пользу бакалавра можно отнести возможность обдумать выбор специализации. К примеру, окончив ВУЗ можно начать работать и уже в зависимости от сферы деятельности сделать выбор в магистратуре. Специалист рискует, получив специальность, так и не найти ей применение на практике.

Очевидным плюсом степень бакалавра будет для студента, собирающегося уезжать заграницу, поскольку диплом бакалавра – унифицированный стандарт. В то же время при приеме на работу в России или на Украине степень бакалавра оценивается неоднозначно – это минус. Многие работодатели воспринимают такое образование как незавершенное, вроде обо всем и ни о чем одновременно. В свою очередь европейские и американские работодатели с энтузиазмом принимают бакалавров в сотрудники с перспективой обучения «под себя».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбирая высшее образование – специалист или бакалавр, нужно в первую очередь ориентироваться на свои личные планы. Мечтаете о или о скорейшей экономической самостоятельности, тогда бакалавриат, еще в старших классах определились со специальностью – очевидно, специалитет.

Современная система высшего образования в России предусматривает возможность получить одну и ту же специальность, получив дипломы разной квалификации. Всего несколько лет назад университеты и институты выпускали исключительно специалистов. Сейчас же можно пойти учиться на бакалавра или выбрать специалитет. Важно разобраться, в чем принципиальные отличия между различными системами: это поможет не ошибиться при поступлении в ВУЗ.

Бакалавриат и специалитет

Что такое специалитет, объяснять нет никакой необходимости. Эта система существует в нашей стране со времен Советского Союза. После окончания школы абитуриент поступает в ВУЗ, где учится, как правило, пять лет. В медицинских университетах срок учебы составлял (и составляет) 6 лет, однако в конце обучения в любом случае присваивается звание «специалист». При этом после специалитета возможно продолжить обучение в аспирантуре, чтобы получить степень кандидата наук.

В 1999 году российское правительство приняло решение присоединиться к Лиссабонской конвенции. Теперь на базе полного среднего образование абитуриент поступает в университет, учится 4 года и получает степень бакалавра. Перейти на обновленную систему успели не все ВУЗы, поэтому в нашей стране абитуриенты имеют возможность выбрать, по какой системе получить высшее образование. К тому же, даже те ВУЗы, которые выпускают бакалавров, все еще не перешли на европейскую систему полностью. В частности, многие учебные дисциплины продолжают преподаваться так же, как было до перехода на новую систему. Кроме того, осталась без изменений система оценки знаний студентов: в Европе и Америке действует стобалльная система.

Стоит помнить, что бакалавриат — это первая ступень двухуровневой системы обучения. Вторым и не обязательным уровнем при этом является магистратура. От магистратуры можно отказаться, устроившись на работу после получения степени бакалавра, либо же поступить для продолжения образования в любой ВУЗ через некоторое время после окончания первой ступени.

Преимущества и недостатки бакалавриата

После окончания бакалавриата студент получает европейское образование и может продолжить обучение в любом ВУЗе за пределами России. Кроме того, магистратуру можно заканчивать по другой специальности. Однако многие работодатели, привыкшие принимать на работу специалистов, полагают, что бакалавры имеют недостаточно качественное образование. Возможно, они правы: слово «бакалавр» произошло от латинского «недоучка». К тому же, поступить в магистратуру непросто: бюджетных мест достаточно немного. Кроме того, поступить в аспирантуру после получения степени бакалавра не представляется возможным: нужна магистерская степень.

Преимущества и недостатки специалитета

Считается, что специалисты получают более качественную подготовку и являются более ценными кадрами, нежели бакалавры. К тому же, после пятилетнего обучения имеется возможность выдержать экзамены в аспирантуру и получить степень кандидата наук.

Однако в магистратуру специалист на бюджетной основе поступить не может: это будет считаться вторым высшим образованием. Исключением являются лишь те студенты, которые поступили в университет до введения двухуровневой системы, то есть до 1999 года. Кроме того, если специалист принимает решение выехать за рубеж, ему придется пройти непростую процедуру подтверждения диплома.

Что такое магистратура?

Магистратура позволяет продолжить обучение и освоить еще одну профессию либо углубить свои знания в основной специальности. Магистры глубоко осваивают теоретическую и практическую стороны специальности, получают качественную подготовку как к научно-исследовательской, так и к преподавательской деятельности. В конце обучения магистрант обязан защитить магистерскую диссертацию, которая пишется под руководством доктора наук. Стоит отметить, что магистры имеют право преподавать в ВУЗах, что отличает их от бакалавров.

Таким образом, в России в настоящий момент сложилась уникальная ситуация. Абитуриенты могут выбирать, по какой системе они предпочтут получать высшее образование. Делая выбор, стоит учитывать собственные цели. Если вы предполагаете работать или продолжать обучение за рубежом, то идеальным вариантом является бакалавриат. Если же вы планируете остаться в России или поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью, то ваш выбор — специалитет.

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

Рано или поздно перед каждым выпускником 11 класса, планирующим поступить в вуз в нашей стране, встаёт непростой вопрос, какую форму высшего образования выбрать: бакалавриат или специалитет? Наш блогер рассказывает, как устроено высшее образование в России и что лучше выбрать.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я мама двух сыновей-близнецов. Егор готовился поступить на журфак, Ваня - на прикладную информатику или информационную безопасность. Денег на подготовку к ЕГЭ, как вы понимаете, было потрачено немало, поэтому в вопросе, что лучше - бакалавриат или специалитет, мы выбирали вообще третье - бюджет, то есть бесплатное обучение. Это была наша финансовая стратегия.

Понимаю, что сейчас ещё больше вас запутала, но когда все подробно объясню, станет понятно, что я имею в виду. На семейном совете мы постановили, что в первую очередь стремимся именно к получению бюджетных мест, поэтому выбор в пользу бакалавриата или специалитета ставился нами на второе место.

По-русски, совсем уж просто, логика была такая: неважно - бакалавриат или специалитет - лишь бы попасть на бюджетные места. Оплачивать учёбу сразу двух студентов - это затратно для любой семьи, с любым достатком.

В итоге выяснилось, что журналистов в Москве уже всех готовят по Болонской системе бакалавриат + магистратура. Егор поступил на бакалавриат в РАНХиГС. С ваниным факультетом «информационная безопасность» было сложнее: где-то были программы специалитета (5 или 5,5 лет), где-то двухуровневая система - бакалавриат (4 года) плюс магистратура (2 года). Но для нас при выборе вуза этот факт не был основным.

Ваши приоритеты могут быть расставлены иначе, поэтому объективно постараюсь изложить все тонкости этой ситуации. Зная все различия, легче принимать решение, а оно должно быть взвешенным, поскольку эти две формы высшего образования, принятые сегодня в российских вузах, в некоторых ситуациях взаимоисключающие. Например, если вы захотите перевестись с одной формы обучения на другую, у вас могут быть проблемы. За примерами далеко ходить не надо. Наша родственница недавно хотела перевестись со специалитета на бакалавриат, и в родном вузе получила решительный отказ. Не предусмотрено Уставом.

Болонская система высшего образования

Итак, с 2003 года российские вузы начали участвовать в масштабном реформировании высшего образования, а именно, стали плавно переходить от одной системы обучения к другой, более современной и, главное, принятой в европейском мире. Называется эта система Болонской, по названию известного города Болонья в северной Италии. Бакалавров выпускали и раньше, но именно в 2003 году это приобрело, если можно так сказать, массовый характер.

История возникновения, все преимущества и недостатки этой системы . Я не буду всё это пересказывать, скажу только коротко, что в 1999 году, накануне начала нового тысячелетия, участники Болонского процесса, а именно 29 европейских стран, подписали декларацию о том, что высшее образование Евросоюза должно быть единым и двухуровневым: бакалавриат и магистратура. Почти сразу список стран, желающих вступить в Болонский процесс, стал расти. В 2003 году к этому процессу присоединилась и Россия. В 2009 году такая система «бакалавриат + магистратура» начала действовать в России официально. Сроки обучения во всех странах разные, но у нас это обычно 4 + 2 года, соответственно. Кстати, именно в 2009 году и ЕГЭ стало обязательным для всех. До этого был экспериментальный период.

Сегодня большинство российских вузов перешло на новую систему образования, но при этом осталась и классическая российская одноуровневая система, которая называется «специалитет». Таким образом, старое и новое высшее образование существуют у нас в стране параллельно, не отменяя одно другое. Как всегда, у нас все приживается с поправкой на российскую оригинальность, так что мы пошли свои путём. Поэтому сегодняшние выпускники, а также их родители (па-па-ра-ра-рам) имеют ещё одну дополнительную дилемму: что выбрать - бакалавриат или специалитет?

Специалитет

Начнём с конца - так будет проще. Специалитет - это всем привычная система пяти или шестилетнего непрерывного обучения в вузе, которая была принята в нашей стране в СССР и вплоть до начала нулевых как основная и единственно возможная. Человек учился и в итоге получал диплом специалиста. В нём, если вы помните, было написано: «специальность такая-то». Понятие «дипломированный специалист» - это как раз об этом.

Бакалавриат и магистратура

Кто такие бакалавр и магистр? Сразу Гарри Поттер почему-то на ум приходит и магистр Йода.

Тут все довольно просто: высшее образование выстроено двумя ступенями. Сначала вы поступаете на бакалавриат. Условия поступления абсолютно идентичные со специалитетом: приносите баллы ЕГЭ вместе со всеми документами, если нужно, то дополнительно сдаёте творческие экзамены. Через четыре года вы получаете диплом о высшем образовании, в котором написано «бакалавр».

Если вы захотите продолжить своё обучение, вы обязательно должны сдать вступительные экзамены в магистратуру. Кстати, на второй ступени вы можете выбрать любой вуз, не обязательно тот же самый, где учились на бакалавриате! По окончании магистратуры у вас будет диплом магистра.

Распространённое заблуждение, что степень бакалавра - это какое-то недоделанное высшее образование, что на работу не возьмут и так далее

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии высшего образования, и точка! (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Разница между двумя студентами, которые параллельно вышли из пункта А, но идут разными путями, будет, конечно, в знаниях. Бакалавр учится четыре года, а специалист - минимум пять лет (иногда 5,5 или вообще 6). Конечно, программа у них будет отличаться.

Принято считать, что бакалавриат даёт более широкие знания с размытой специализацией, а магистратура - более узконаправленное образование. Также существует стереотип, что специалитет - это более качественное образование, поскольку все пять или шесть лет обучения в вузе готовят узких специалистов-практиков. Все это спорно, на мой взгляд. Прошло слишком мало времени, чтобы вести предметный разговор на эту тему. Процесс формирования учебных программ бакалавриата в каждом вузе пока ещё в стадии становления. Эпоха перемен в высшем образовании в России только началась.

9 отличительных черт российского бакалавриата

  1. После получения диплома бакалавра можно сразу идти работать. У вас в кармане высшее образование. И точка. Период обучения - четыре года.
  2. Некоторые специальности не предусматривают в России двухступенчатого обучения. В этот список попали медицинские специальности, таможенное дело, военные специальности и другие. Невозможно стать хорошим врачом за четыре года, это и ежу понятно.
  3. После бакалавриата вы сможете претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета - нет. Правда, не совсем понятно, зачем после специалитета нужно идти в магистратуру. В любом случае, если «приспичит», то это будет считаться вторым высшим образованием, а, значит, оно будет 100% платным (таков закон). Исключение составляют только «дипломированные специалисты» (поступившие на обучение до 2008 года включительно). Отсрочки от армии тоже не будет.
  4. На весь период обучения «бакалавриат + магистратура» на очном отделении вы получаете отсрочку от армии. Специалитет тоже гарантирует отсрочку на весь период учёбы на очном. Тут разницы нет особой.
  5. Что с аспирантурой? После специалитета можно смело идти, после бакалавриата - нет, минуя магистратуру нельзя. Из магистратуры - пожалуйста.
  6. Диплом специалиста в большинстве случаев не удастся подтвердить за границей, а дипломы бакалавра и магистра - можно.
  7. Бакалавриат можно окончить по одной профессии, а магистратуру - по другой. Например, в течение четырех лет учёбы стало понятно, что вам интересны не только технические предметы, но и гуманитарные. Магистратура по гуманитарному направлению - это вполне реально. Вариативность - это преимущество, конечно. Фактически вы получаете два диплома о высшем образовании: «бакалавр» + «магистр». Ещё раз: «бакалавриат + магистратура» - это два диплома о высшем образовании, только они разного уровня.
  8. Учёба в магистратуре возможна в зарубежных вузах и университетах. Здесь, конечно, потребуется знание иностранного языка, но сегодня это не проблема.
  9. Если вы поступили на специалитет на бюджетное место, то все годы обучения вы не будете ничего платить. Если после бакалавриата вы надумаете пойти в магистратуру, то знайте, что шансы поступить на бюджет минимальные (слишком высокая конкуренция). Вполне возможно, что в течение этих двух лет вам придётся платить за обучение. Процент бюджетный мест почти везде меньше, чем на бакалавриате. В каждом вузе статистика индивидуальная.

Недостатки двухступенчатой системы в России

1. Опять эксперимент над нашими студентами и преподавателями. Пока все «устаканится», пройдёт немало времени.

2. Конечно, можно догадаться, что есть «свистопляска» с учебными программами бакалавриата и магистратуры, ведь вузам дали свободу сформировать их самостоятельно, опираясь на государственные стандарты. Практика получения высшего образования по Болонской системе у нас фактически началась с 2009 года, то есть не прошло даже десяти лет с момента старта эксперимента. Конечно, все это требует ручной настройки ещё продолжительное время, поэтому идеал пока только маячит на горизонте.

Чтобы за четыре года сделать из абитуриента полноценного бакалавра, то есть фактически готового выйти на работу профессионала, надо очень грамотно и четко выстроить систему обучения. Согласитесь, что четыре года - срок не очень большой.

В случае со специалитетом, как вы понимаете, проблем с учебными программами нет, поскольку они достались в наследство, как говорится, от прошлых времен. Здесь все стабильнее и построено на классическом преподавании. Насколько классическое образование актуально в современных реалиях - не мне судить, конечно. Только время покажет. Я рада, что, существуя параллельно, обе системы невольно конкурируют друг с дургом. Так становятся очевиднее все плюсы и минусы.

3. Не все вузы при переходе на Болонскую систему поняли, что конкретно надо менять. Например, мало где в России в полную силу используется болонская 100-балльная система оценки знаний. Номинально она есть, но действует как-то странно, на мой взгляд.

Рассказать друзьям