Социальные эксперименты марины абрамович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Который назывался The Artist is Present.

В течение трех месяцев 63-летняя "бабушка перформанса" шесть дней в неделю, по семь часов в день, сидела за столом, и любой желающий мог сесть напротив и .

По ходу действия оказалось, что люди начинали испытывать самые разные эмоции: на кого-то находило воодушевление, кто-то начинал рыдать. Сама художница описывала свои ощущения как "состояние опустошенного сознания". Во время перформанса она видела свет вокруг тел людей, сидевших напротив, чувствовала, что находится позади нее, могла управлять своими болевыми ощущениями. В итоге Абрамович решила выяснить, что же происходит с человеком во время этих "гляделок", и обратилась к ученым.

В 70-х годах Марина Абрамович провела эксперимент: она неподвижно стала в одном из выставочных центров и разложила перед собой огромное количество разнообразных предметов от молотка с пистолетом до акварельных красок. При этом людям разрешалось взять любой из этих предметов и делать с Мариной то, что им захочется. Поначалу люди стеснялись, но потом делали и даже хохотали при этом. Они раздели ее, разрисовали и порезали. «Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить». – сказала Марина.

Судьба Марины Абрамович необычна, как и ее искусство. Она родилась в 1946 году в коммунистическом Белграде. Ее отец - один из генералов Тито, а мать - директор музея Войны и искусства. Двадцатилетняя Марина охотно документирует жизнь родителей, но ее 40-летний путь в искусстве, поначалу протестном, вырезан на ее животе коммунистическими звездами, станцован ножами между пальцами рук, выбит в камне, сквозь который она пыталась проходить сама и с ассистентами. Все физические пытки, связанные с расширением пространства борьбы и приятия, зафиксированы на видео. Жестокие перформансы 1970-х повторены спустя десятки лет в других галереях, и лезвие распарывает давно зажившие пятиконечные шрамы. Отдельный зал отдан декорациям перформанса «Дом с видом на океан» (2002), в которых художница провела 12 дней без еды. Объявив в 70-е свое тело объектом, субъектом и главным средством художественного выражения, Марина Абрамович и сегодня продолжает эксперимент в области физических и эмоциональных границ человеческого тела и сознания. Где бы она ни жила, ни кочевала - в Амстердаме, Непале, Нью-Йорке, на Тибете, - она исследует страх и опыт боли, смерти, страдания. Перформанс часто сравнивают с театральной постановкой, но, по мнению Абрамович, «в театре все фальшиво - ножи, кровь, переживания, а в перформансе - все настоящее». В жаркой Венеции она, задыхаясь от истинного смрада, чистила центнеры подлинных говяжьих костей. На плакате выставки Абрамович изображена в смирительной рубашке, который прокомментировала так: «Смирить можно тело, но не дух!»

Идея эксперимента была проста и элегантна: в течение шести часов позволить людям обрести полную власть над телом другого человека. Перформанс состоялся в выставочном центре в Неаполе.

Марина Абрамович встала перед длинным столом, на котором были сложены 72 различных предмета. Одни могли доставить удовольствие, другие — причинить боль и даже убить. Перед художницей лежали перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, мед, сахар, мыло, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт и многое другое.

Перед собой Марина Абрамович поставила табличку с инструкцией:

«Инструкция.

На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите.

Перформанс

Я — объект.

В течение этого времени я беру на себя полную ответственность.

Продолжительность: 6 часов(20:00 — 2:00)».

Поначалу зрители были аккуратны и нежны: они целовали ее, дарили цветы, но, не получая отпора и возражений, постепенно заходили все дальше и дальше. Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Страсти неаполитанской ночи начали накаляться. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера. Она была так вовлечена в процесс, что не возразила бы, если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее. Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту. Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка».

« Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, — вспоминает Абрамович. — Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я „ожила“ — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос».

« Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить. Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить», — говорит художница.

Посоциальным сетям успешно гастролирует следующая заметка:
«В 70-х годах Марина Абрамович провела эксперимент: она неподвижно стала в одном из выставочных центров и разложила перед собой огромное количество разнообразных предметов от молотка с пистолетом до акварельных красок. При этом людям разрешалось взять любой из этих предметов и делать с Мариной то, что им захочется. Поначалу люди стеснялись, но потом делали и даже хохотали при этом. Они раздели ее, разрисовали и порезали. «Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить». – Марина Абрамович».

Начнём с того, что с 1976г «художница-перфомансистка » Абрамович проживает в Амстердаме, где и был сотворён сей перфоманс, непонятно с какой целью названный благородным словом «эксперимент».
А вы что подумали, — она в московском музее целый день сиськами торговала?

Может быть, вы так же подумали, что целью «естествоиспытательницы» (или как еще можно назвать человека, проводящего якобы эксперимент) действительно было показать тонкую грань, отделяющую современное общество от дикости?
Надеюсь, таких наивных среди нас меньшинство.

Обращусь к нашим уважаемым читательницам: а вы согласились бы отдать своё тело на потеху «культурным голландцам», да еще и публично? Какие мотивы, на ваш взгляд, могут быть у женщины, ПРЕДЛАГАЮЩЕЙ СЕБЯ прямо в музее?
Как это называется по-русски? Может, просто блядство?

Оно, именно оно, да ещё и подстёгнутое мазохизмом, эксгибиционизмом, и, что по всей видимости уже второстепенно — алчностью и тщеславием. Вот суть данного «эксперимента» безо всяких словесных прикрас.

Ну а если принять слова о «социальном эксперименте» за чистую монету, то что же он показал? Наверно то, что еще в 1976г в Амстердаме психически больной человек мог безнаказанно нарушать общественный порядок в течение длительного времени, а свидетели правонарушения, вместо того, чтобы вызвать полицию, с садистским любопытством включились в предложенную мазохисткой игру.
Точнее, никакого «общественного порядка» в Нидерландах уже тогда не было, уровень общественной морали пал ниже плинтуса, и держался только на полицейских мерах, которые в подобных случаях даже не применялись.

Общество, контролируемое только полицией, но не моралью, во всей красе показывает себя в моменты катаклизмов. Вместо взаимопомощи — мародёрство, насилие и разбой. Сильнейший пожирает слабейшего.
А художницы-мазохистки и прочие неформалы являются естественной органической частью этого дикого пещерного общества, объектом глобального эксперимента, проводимого кем-то в масштабах целого континента, а отнюдь не экспериментаторами, вскрывающими общественные пороки.

З.Ы. если у кого-то возникли сомнения в ориентации нашей художницы — то посмотрите как восторженно пишет о ней и других её «творческих актах» креативно-укропский ресурс «арт-юкрэйн»

Неоспоримый авторитет в мире современного искусства. Абрамович называют бабушкой искусства перформанса. О ее перформансах и инсталляциях продолжают говорить десятилетия спустя. Одна из самых известных ее акций называлась «Rhythm 0» и была организована в 1974 году в Неаполе. Этот перформанс еще на стадии задумки таил в себе опасность, но, когда он начался, события развивались слишком быстро.

Поначалу к Марине Абрамович подходили только фотографы.

Задумка перформанса «Rhythm 0» была очень проста: Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди, которые пришли на нее посмотреть, могли делать с ней все, что им вздумается, используя любой из 72 предметов, которые она положила на стол рядом.

Спустя какое-то время люди начали выбирать предметы на столе.

Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я - объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера - 2 часа ночи)».

Некоторые люди заставляли ее сесть, чтобы можно было унижать ее.

На столе лежали «предметы для удовольствия» и «предметы для разрушения». Среди безвредных предметов были цветы и перья. Среди опасных - нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.

Зрители меняли положение тела художницы.

То, что происходило следующие шесть часов, было по меньшей мере ужасно.

Некоторые прикрепляли к ней различные предметы.

Художественный критик Томас Макэвилли, который наблюдал за перформансом, вспоминает: «Все началось с малого. Кто-то развернул ее вокруг оси. Кто-то поднял ее руки вверх. Кто-то к ней интимным образом прикоснулся».

Один мужчина использовал лезвие, чтобы сделать у нее на шее надрез.

Затем, как рассказал Макэвилли, произошло следующее: «На третий час с нее срезали лезвиями всю одежду. На четвертый час теми же лезвиями начали исследовать ее кожу. Ее подвергли сексуальным домогательствам. Она была так сосредоточена на произведении, что не стала бы сопротивляться ни изнасилованию, ни убийству». В последние два часа все стало еще хуже.

Кто-то заставил ее направить на себя пистолет.

Собственные впечатления Абрамович от того, что люди с ней делали, оказались еще более ужасающими. Художница вспоминает: «Я чувствовала себя изнасилованной, они срезали одежду, они втыкали мне в живот шипы роз, приставляли пистолет к моей голове, другой бы сломался».

Некоторые мужчины раздевали и лапали ее.

Когда прошло шесть часов, Абрамович начала ходить среди зрителей. Они не могли смотреть ей в глаза.

Насилие и сексуальные домогательства к концу перформанса достигли невероятных масштабов.

Абрамович отметила после перформанса, что люди не хотели никакого конфликта с ней. Они не хотели, чтобы их считали ответственными или осуждали за то, что они делали. Казалось, они хотят забыть, с каким удовольствием причиняли ей боль.

«Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими».

Видео, в котором Марина Абрамович рассказывает о своем жутком перформансе:

Рассказать друзьям