Вербное воскресенье: приметы и суеверия. Традиции и обычаи праздника. Вербное воскресенье вместе с детьми

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вербное воскресенье это последнее воскресенье перед великой Пасхой. Возвращаясь к библейским историям мы узнаем, что в этот день состоялся вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос въехал в город верхом на осле, в то время, когда народ Израиля находился под притязаниями римлян, а накануне произошло значимое событие, воскрешение умершего Лазаря, Христа встречали, как победителя, как Мессию, о котором вещали пророки.

Икона вход Господень в Иерусалим

Все события, описанные в Библии являются притчами, или символизируют что-либо. Вход Господень в Иерусалим по значению символизирует вход праведного человека в рай. Встречали Иисуса, как Царя царей, не земного, но небесного. Встречающие воспринимали это событие как праздник. В то время было принято встречать царей с пальмовыми ветвями и цветами в руках, означающих почтение и преклонение перед правителем или победителем. Еще никто не знал, какая судьба уготована Спасителю в ближайшее семь дней, и как славившие Его, через несколько дней будут распинать Его...

В южных странах, где почти весь год очень жарко, пальмы не являются редкими растениями, их листья - широкие веера, как царские опахала. Как и в библейские времена, этот день недели называется цветоносным воскресением.

В наших широтах пальмы не растут, а вот верба самая первая из растений, которая оживает весной, даже если еще не сошли снега. Еще до проклевывания листиков и травы, почки вербы распушаются на ветках, означая, что зимний сезон завершился. Поэтому именно верба стала символом грядущего возрождения и преддверием Пасхи.

Кстати, если обратить внимание, то веточки, приносимые в храм, выглядят по разному. Это потому, что они принадлежат растениям семейства ивовых, которые имеют разные названия: ива, верба, ветла, ракита, и разную ботаническую классификацию. Но все они первые распускают распушенные серебристые почки.

Накануне воскресения на всенощной субботней службе ветки вербы, которые можно соединять с цветами в букеты, освящают после чтения Евангелия, совершая каждение и окропляя святой водой. Эта православная традиция вторит встрече Иисуса в Иерусалиме.

Иногда прихожане в храмах во время освящения вербы волнуются о том, достаточно ли окропили их веточки святой водой. Но верующие должны знать, что освещение происходит благодатью Святого Духа, поэтому не важно сколько воды попало на веточки, важна истинная вера и глубокое понимание значимости предстоящих дней. Окропление может повторяться и в сам день праздника. В некоторых храмах, освященную вербу предлагают и в церковных лавках.

В русских православных традициях Вербное воскресение давно привычный церковный праздник, а в обращении с вербными ветками можно увидеть отклик доправославного языческого свойства. Принято стучать освященной веткой вербы друг друга, изгоняя тем самым злых духов и хвори, давая жизненную силу и здоровье. А еще считается, что освященная вербная веточка способна управлять даже самыми непослушными домашними животными, а поставленные у изголовья кровати вербочки, хранят семейный очаг. Конечно, это суеверия, но в течение долгих веков эта традиция помнится в народе.

Художник Владимир Сулковский "Вербная неделя"

Освященные вербные ветви сохраняют весь следующий год. По старым традициям их засушивают и оставляют рядом с домашними иконами.

Если нужно утилизировать ветки, потерявшие свой внешний вид, то рекомендуется их сжечь отдельно от других веток и мусора, это можно сделать в некоторых храмах в специально отведенных местах.

Но если держать их в воде, они могут прорасти и дать хорошие корни, ивовые довольно легко укореняются. Тогда везите их на дачу или найдите место во дворе, где можно посадить вербочку, которая будет расцветать нежными пушистыми почками каждую весну.

Сегодня, в день воспоминания Входа Господня в Иерусалим, в нашем храме состоялось праздничное Богослужение. В «Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе этот праздник, православные христиане спешат в церковь, неся в руках вербы. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха!
История праздника уходит в Евангельское повестование, о том как Иисус вошел в ворота города, в котором Он и до этого бывал много раз. Но жители Иерусалима встретили Его так, как никогда и никого не встречали: ликуя, они бросали Ему под ноги пальмовые ветви и восклицали: «Осанна!», что значит «Спаси!». И только Он один знал, зачем на самом деле Он пришел в Иерусалим. Ведь с этого события начался отсчет Его последних земных дней.
Святитель Епифаний Кипрский в своем слове на Неделю ваий вопрошает: «Для чего Христос, ходив прежде сего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует противоположная весь? Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание, но только один Бог Слово».
По завершении Литургии, настоятель храма отец Евгений совершил чин освящения верб и поздравил всех прихожан с этим великим праздником.



Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя - Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название - Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе.

И мы заранее рассказываем об этом детям.

Вход во Иерусалим - рассказ для детей и про детей

Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.

Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно - про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.

В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях - чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки…

Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого - одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Приветствующие Христа дети - одно из чудес Священного Писания

Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека - для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник - - особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети - одно из чудес Священного Писания.

Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем - вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.

Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, - заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.

«Итак, велико и сильно это знамение.

…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, - чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, - указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8) .

Так что наступающий праздник - действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», - призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная - и история неверности, история предательства.

Об этом можно поговорить со старшими детьми. Если есть о чем подумать - то подумать вслух, вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим - сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.

Когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя

Ведь когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.

Лазарева суббота

Мы неспроста начинаем разговор о Вербном воскресении с истории Лазаря Четверодневного. Эти два праздника действительно очень тесно связаны. Все богослужение Входа Господня во Иерусалим пронизано памятью о чуде воскрешения Лазаря.

И вот уже вечером в пятницу шестой седмицы Великого поста, когда наступает день памяти Воскрешения Лазаря, мы поем тропарь Входу Господню во Иерусалим:

«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».

А чтобы дети смогли вместе с нами петь этот тропарь, чтобы мы вообще могли спеть это праздничное песнопение, мы, как обычно, заранее готовим текст тропаря. Пишем эти слова по-церковнославянски, красиво (желательно, конечно, чтобы красиво, но это смотря кто пишет). Четко, крупными буквами, с красивой первой буквицей «О». Украшаем орнаментом или чем дети захотят. На этот раз из буквицы выглядывает ослик - тот самый, который «на себе Христа-Бога носил». И, конечно, вокруг пальмовые ветки или вербочки.

С помощью таких «поделок» дети и к празднику готовятся, и слова тропаря вспоминают (или узнают), и осваивают в какой-то мере церковнославянский. Этот тропарь вешаем рядом с иконами, будем петь его после вечерних молитв и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. И будем петь вместо «Отче наш» перед едой. Так мы быстро его запомним. А главное - так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи.

А в саму мы утром читаем сегодняшнее Евангелие. Дети уже знакомы с сюжетом, поэтому можно почитать по-церковнославянски. И тогда вместо скупого: «Лазарь, выходи!» - мы услышим это мощное: «Лазарь, иди вон».

А еще, конечно, на Лазареву субботу мы едим рыбную икру. Не важно какую - красную, или мойвы, или минтая. Важно, чтобы это была икра. Ведь это не просто «послабление поста». Икра в этом случае играет ту же роль, что яйцо на Пасху. Ведь из икринки, из маленького шарика, по сравнению с живыми существами - мертвого, вырастает новая, живая рыбка. Это чудо рождения живого из мертвого как раз напоминает о событии Лазаревой субботы, о том, как Христос мертвого, уже «смердящего» (дети говорят: «совсем-совсем мертвого») человека воскресил, сделал живым.

И мы напоминаем об этом нашим детям. А еще читаем что-то за столом. Например, если почему-то не успели раньше, то лучше поздно, чем никогда, рассказываем и о воскрешении Лазаря, и о вхождении Спасителя в Иерусалим. А если все по плану, то читаем, например, житие самого святителя, друга Христова Лазаря. Или какие-то фрагменты из проповедей святых или современных батюшек об этом празднике. Но если что-то сюжетное, вроде того же жития, можно читать долго, целиком, то из проповедей не получается прочитать больше, чем пару фраз, пару абзацев. Это уже слишком непростая пища, которая, как лекарство, должна быть явно дозирована.

Вербное воскресенье

Мы вспоминаем воскрешение Лазаря - и уже готовимся к завтрашнему празднику. Самое яркое и веселое в этом - подготовка вербочек, наших русских веточек-ваий.

Обязательно проговариваем с детьми, почему мы готовим вербочки. Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» - Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной - весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.

Напоминаем о других странах обязательно: это показывает детям христианскую культуру как культуру всего мира

Напоминаем о других странах обязательно. Это показывает нашим детям христианскую культуру как культуру всего мира, а не только как «наш русский народный обычай», «нашу народную веру».

Поэтому может быть интересным и уместным поискать вместе с детьми информацию в интернете о том, как встречают Пальмовое воскресенье в разных странах. Подумать, что в этих традициях оказывается сохранением христианской веры, а что - просто народными обычаями, иногда чуждыми нашей вере.

А если мы смотрим «как у них», то самое время вспомнить и о наших уникальных русских православных традициях. А таковые имеются. В первую очередь можно рассказать детям о «Шествии на осляти». Основной вариант этого «шествия» - настоящая «живая икона» празднику. Дело происходило в Москве, на Соборной, а позже - на Красной площади. Митрополит Московский или Патриарх, представляя собой живой образ Христа, садился на ослика. Этого ослика вел под уздцы царь, показывая свое смирение перед Христом. Дети пели «Осанна в вышних», люди постилали перед осликом свои одежды. Эта традиция оказывалась одним из основных и наиболее впечатляющих ежегодных действ в средневековой Москве.

Вспомнили о преданиях нашей родной старины - и вернемся ко дню сегодняшнему. А именно: подготовим наши вербочки, с которыми мы, как наши деды и прадеды, будем приветствовать вхождение Спасителя в Иерусалим.

Многие наши друзья в Лазареву субботу отправляются всей семьей в лес, на поиски красивых веточек. Отличный повод погулять всем вместе по весеннему лесу. Но у нас эти прогулки, к сожалению, получаются очень редко. К тому же почему-то вечно не везет: сплошные ивы попадаются, с зелеными ветками. А вот яркие темно-красные вербы с белыми или серо-белыми «хвостиками» все никак не встречаются. Поэтому у нас, диких людей, все происходит неинтересно и прозаично: покупаем уже готовые пучки этих красивых веточек. Берем немного (на каждого по пучку получается слишком дорого, да и зачем столько?). А дома разделяем все накупленное на нужное число букетиков. Перевязываем веточки лентами, каждому - свой цвет.

Однажды мы так и не смогли нигде найти вербу. И уже по дороге в храм купили цветы - раздали каждому ребенку по небольшому цветочку. Неделя-то как-никак «Цветоносная». А в храме один человек поделился с нами вербой, другой - и вот почти все дети оказались с вербочками.

Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами - как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме - деревья.

Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… - поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Это стихотворение и без всякого домашнего образования дети должны знать: его проходят по программе «Школа России» в начальных классах на уроках литературного чтения. А наши дети любят еще и петь его.

Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву. Когда я начала ходить в храм сама, без родителей (это и обозначило недолгую пору моей «юности»), я положила свой маленький пучок вербы к подножию большого креста. Подумала: как будто я кладу эти ветки под ноги Христу, идущему на страдания в Иерусалим. А потом я пришла в этот же храм на двенадцать Евангелий, когда крест выносится на середину церкви. И я увидела этот свой букетик: его оставили там же, где я его положила. Для меня это было как будто Господь принял мои вербочки…

Правда, куда деть вербу после освящения, вопрос не первой важности. Важнее донести до детей смыл празднуемого события. После вечерних молитв мы прочитаем то Евангелие, которое будет читаться завтра на Литургии. На русском или на славянском. Главное - вообще прочитать. Чтобы еще раз подготовить детей к празднику, чтобы еще раз самим подготовиться и чтобы дети завтра встретили и поняли Евангельское чтение на богослужении.

Наутро в день праздника мы идем в храм.

И само пробуждение сегодня может быть особенным. По воспоминаниям Клавдии Лукашевич, детской писательницы начала XX века, детей в день праздника будили легким похлопыванием вербочек по щекам: «Верба хлест, бьет до слез!» Так и мы можем будить детей. Если, конечно, они не вскочат с кроватей еще до родителей. Одеваемся, торопимся. Не забываем приготовленную вербочку, которую на ночь ставили в воду.

Обычно в этот день, как и во всякий двунадесятый праздник, все причащаемся. А потом - домой. Где нас ждет праздничный стол. Особенный - рыбный, ведь сегодня снова послабление в посте. Как обычно, читаем что-то о празднике за столом, и, как обычно, совсем немного.

В этот день до революции (или, как говорила верующая бабушка академика Сахарова, - «в мирное время») в России проходили особые предпасхальные ярмарки. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Сегодня в России такие ярмарки - вещь более экзотическая, чем обычная.

Так что мы на ярмарки не идем, а дома проводим последнюю ревизию: все ли готово к празднику? Достаем все старые запасы: прошлогодние поделки, деревянные яички, собранные за годы нашей семейной жизни, все полотенчики, вышитые салфеточки, пасхальные надписи, пасочницы и формы для куличей. А еще пишем список, что нам нужно из продуктов к Пасхе. По возможности все, что только не портится, покупаем заранее, чтобы спокойно и без суеты провести Страстную седмицу. , я уже писала, и это совсем другая история.

Встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а милость Божия

А пока мы празднуем чудесный праздник входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Празднуем его всей семьей, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить грядущие великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества - к Воскресению Христову. О чем мы и молимся все эти дни. Ведь встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…

Ведь разглядывать с детьми иконы, петь тропари, готовить букеты из вербы - дело нетрудное. Это только средства. Это подготовка. А задача - жить с Богом, войти в радость Господа своего. Вместе с детьми.

А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя - и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное. Которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.

Bepбнoe вocкpeceньe выпaдaeт в 2017 году нa 9 апреля. Оно всегда отмечается ровно за неделю до праздника Светлой Пасхи.

Это день, когда Сын Божий вошел в Иерусалим, поэтому другое его название - "Вход Господень в Иерусалим". Произошло это событие после того, как Иисус воскресил Лазаря.

Традиции

Главный атрибут праздника - вербовые освященные веточки, которые должны простоять целый год как символ принятия Христа и Его великой жертвы.

Накануне, в субботу вечером, православные христиане с ивовыми или вербовыми веточками идут в храмы и церкви на Всенощное бдение. Сразу после прочтения 50-го псалма Евангелия, священнослужители окропляют ветви вербы святой водой. После этого прихожане с зажженными свечами стоят до конца праздничной службы в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

На следующий день люди вновь идут в церкви и повторно освящают вербовые ветви. Также в этот день в церковь могут прийти с веточками и те, кто не смог попасть на субботнюю вечернюю службу.

В Вербное воскресенье проходит Литургия Иоанна Златоуста. Это тихий праздник, который лучше провести в кругу семьи. В этот период все еще идет Великий пост, а впереди христиан ждет самая строгая неделя поста – Страстная седмица.

Пост и запреты

В этот день можно полакомиться вкусными блюдами, а малышей порадовать сладостями. Но не стоит забывать, что праздник приходится на период Великого поста, то есть молочные и мясные продукты не стоит ставить на праздничный стол. В этот день можно есть рыбу и выпить немного красного вина.

В Вербное воскресенье нельзя работать, ругаться и обижаться. Считается, что ветки вербы, которые собрались нести в храм на освящение, нужно срезать лишь с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. При этом нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендуется брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой: старину люди верили, что по ночам на таких ветвях могли отдыхать водяные и русалки.

Обряды и заговоры

Веткам вербы наши предки издавна приписывали целительные и магические свойства. Освященная верба считалась оберегом для всей семьи: ее веткой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья.

В Вербное Воскресенье знахари делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней на весь последующий год. В те времена именно так и лечились от многих болезней.

Есть такой обряд, когда после церковной службы придя домой люди, бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: "Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля" или "Верба хлест - бей до слез. Будь здоров как верба" и др. Смысл обряда в том, чтобы пожелать близкому человеку здоровья и благополучия. Многие люди верят, что после подобных обрядов к человеку придет здоровье, сила и благополучие.

В Вербное воскресенье принято похлопывать маленьких деток пучками вербы, которые были освящены в храме, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Вербными ветками украшают стоящие в доме иконы. Этот обряд должен принести счастье, благополучие и здоровье каждому обитателю дома.

Также считается, что целебными свойствами обладает и вода, в которой стояли ветки освященной вербы. В такой воде купали больных детей, уверенные, что болезнь после этого отступит. Мужчины в этот день носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы, а девушки – для помощи в зачатии ребенка.

Если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же "на Вербной мороз – яровые хлеба хороши будут".

В Вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Для этого рано утром находили молодую вербочку, ломали на ней небольшую веточку и говорили приворотные слова: "До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь". Эту веточку вербы хранили в доме за иконами.

Приметы и суеверия

Согласно древним преданиям, в этот день никто не выгонял скот на улицу: люди верили, что его обязательно испортят злые духи. Девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: "Вода, иди в землю вместе с головной болью". А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.

Также девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день, с утра и до самого вечера, думали именно об этом парне.

А чтобы увеличить свой достаток, наши предки сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. Считалось, что такие растения и приносят богатство в дом. Если же цветок завянет, то никакой прибыли не будет, а наоборот, вскоре ждут большие финансовые потери. Поэтому за таким цветком тщательно ухаживали.

С Вербной неделей, особенно с последними ее днями связано много примет на погоду и будущий урожай. В старину верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето.

Рассказать друзьям