Функционально-смысловые типы речи. Функционально – смысловые типы речи, их признаки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа.

Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Поскольку тема оказалась для пользователей трудной, хочу дополнить приведённые характеристики примерами.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещй что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последник сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самолму здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день САшка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

"Определите функционально-смысловой тип речи данного отрывка", - такое задание нередко присутствует в ЕГЭ по русскому языку. Данная статья будет полезна для подготовки к этому экзамену. Также в нескольких главах пойдет речь об отличии этой классификации текстов от некоторых других.

Основные функционально-смысловые типы речи

Как видно из названия, эта классификация текстов основана на предназначении их для тех или иных целей.

Главные функционально-смысловые рассуждение и повествование. Каждый из них имеет свои отличительные черты и в зависимости от стилистики текста может иметь определенные выразительные средства.

Это стоит запомнить!

Иногда в вариантах ответа на подобный вопрос в ЕГЭ присутствуют, наряду с действительно существующими функционально-смысловыми типами речи, и стили текстов. Поэтому нужно провести границу между двумя этими понятиями.

Типы речи характеризуют текст с точки зрения его функционального назначения, а стили являются системами определенных художественных языковых выразительных средств. К последним относятся такие разновидности речи, как научный, публицистический, художественный, разговорный и некоторые другие. Для большей ясности далее будет вкратце рассмотрен каждый из этих стилей речи.

Язык науки и документов

Как правило, такие тексты являются предельно зажатым, лаконичным выражением мысли автора. Например, в научных работах неприемлемы какие-либо субъективные суждения, а напротив, их авторы должны стремиться к абсолютной объективности, что проявляется в доказательстве каждого спорного утверждения. В подобных трудах обычно отсутствует эмоциональность. Поэтому читать их для человека, не принадлежащего к определенным кругам, является делом не вполне привычным.

К тому же научный стиль литературы предполагает наличие многочисленных терминов, чаще всего имеющих иностранное происхождение (большинство из таких слов пришли из греческого языка или латыни), каждый из которых требует отдельного рассмотрения и расшифровки. Это объясняется тем, что в Европе первые научные изыскания, как правило, предпринимались католическими монахами, а языком богослужения, который считался наиболее приемлемым также для всей официальной литературы, была латынь.

По этой причине и обучение в первых университетах, которые были основаны в период средневековья, велось на этом древнем языке. К тому же, основу учебного курса по любому предмету составляли труды древнегреческих и римских научных деятелей, которые читались студентами в оригинале.

Кроме этого стиля речи существует также и формальный, который предназначен для составления различных официальных документов. Он является еще более упорядоченной разновидностью научного стиля. Для таких текстов, как правило, характерны различные клише, соблюдение которых - обязательное условие составления деловых бумаг.

В таких документах также отсутствует любая эмоциональность, суждения авторов. Да и сами творцы этих текстов, как правило, не указываются. Такой стиль является самым обезличенным из всех существующих.

В газетах пишут...

Публицистический стиль можно назвать промежуточным звеном между художественным и научным. Здесь, так же как и в последнем, есть определенная четкость и логичность изложения мыслей, часто применяется лексика, характерная для академических работ. Тем не менее в журнальных и газетных статьях, а также в рекламных проспектах есть гораздо больше свободы для автора. Он может высказывать свое личное мнение по поводу тех или иных явлений, использовать лексические средства, характерные для разговорной речи, а также риторические вопросы.

Все это придает материалам прессы необходимую эмоциональность, которая способствует привлечению читательской аудитории.

Литературный и нелитературный язык

Для романов, рассказов, повестей и других жанров литературы характерен художественный стиль речи. Он является самым богатым с точки зрения лексического многообразия, а также наличия различных средств выразительности, которые часто употребляются авторами с целью сделать свои произведения более яркими.

В литературных произведениях могут также присутствовать элементы всех других стилей речи. Например, для придания высказываниям какого-либо персонажа большей жизненности и достоверности применяются слова, характерные для разговорного лексикона.

Эта разновидность речи является наименее структурированной и логически выстроенной. Здесь могут в одном предложении быть смешаны элементы других стилей.

Также в таких текстах нередко фраза бывает построена по схеме, не характерной и даже считающейся ошибочной в научной художественной литературе.

Назначение текстов

Рассмотрев различные стили, характерные для языка тех или иных произведений, нужно вернуться непосредственно к теме данной статьи и охарактеризовать каждый из функционально-смысловых типов речи. Поскольку теперь проблем по различению этих классификаций у читателей статьи возникать не должно.

Характеристика предмета

К функционально-смысловым типам речи, как уже было сказано, относятся повествование, описание и рассуждение. В данной главе будет рассмотрен первый из них. Описание как функционально-смысловой тип речи является самой статичной их разновидностью. В текстах, где требуется охарактеризовать тот или иной предмет или явление, используется именно описание.

Причем стиль такой литературы может быть любым: от научного до разговорного, ведь в каждой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда одно лицо должно передать сведения о чем-либо знакомым или незнакомым людям.

Для этого функционально-смыслового типа речи характерна следующая структура. В изложении материала обязательно должно присутствовать упоминание какого-либо предмета или явления с последующим раскрытием его характерных свойств. Если обратиться к формальному стилю речи, то описание может присутствовать, например, в инструкциях по эксплуатации бытовых приборов и другой техники.

Как правило, такие тексты не содержат информации об авторе, являются предельными обезличенными. Их структура довольно четкая. В такой литературе, а также в научной, описание включает в себя исключительно подтвержденную информацию, которая логически доказана. Свойства предметов и явлений, о которых упоминается, - это только существенные особенности.

В разговорном стиле речи описание может не содержать упоминаний о предмете беседы. Например, когда два человека общаются возле какого-либо здания, и один рассказывает другому о том, какие организации находятся внутри строения, то он не обязательно должен называть данный объект, а может использовать в качестве подлежащего местоимения, либо же просто указать жестом на дом, о котором в данный момент идет речь.

Чаще всего филологи причисляют описание к статичным функционально-смысловым типам речи, однако оно может быть произведено и в процессе развития. Например, когда автор описывает, как изменяется природа при смене времени суток.

В любом случае, чаще всего говоря о каком-либо действии, обычно употребляют несовершенные глаголы. Например, не "сделал", а "делал", и так далее. Как правило, определенный объект рассматривается как нечто, существующее в настоящий момент. Поэтому здесь нет указания на его изменение с течением времени, а значит употребление различных дополнений сведено к минимуму. Предложения обычно соединены между собой параллельной связью, то есть одно из них не является следствием другого. Все предметы описываются по принципу "снежного кома", то есть от начала рассказа и до его завершения читатель постепенно получает все новые и новые сведения об интересующей его теме. В итоге он должен получить достаточно полную картину.

В художественной литературе этот функционально-смысловой тип речи, как правило, встречается при описании внешности и внутреннего мира героев произведения. В произведениях, построенных по классическому принципу, такие фрагменты помещены в экспозиции.

Язык мемуаров и объяснительных записок

Функционально-смысловой тип речи повествование, в отличии от вида, описанного в предыдущей главе, является неотъемлемым атрибутом текстов, в которых необходимо отобразить какой-либо процесс. Например, жизнь человека - его взросление, изменение мировоззрения - часто отражается в мемуарах. Как правило, этот жанр художественной литературы изобилует глаголами. Они необходимы для описания многочисленных действий, которые совершил тот или иной персонаж. Глаголы здесь нередко применяются в совершенном виде, для того чтобы показать очередность происходящего. Однако возможно их употребление и в несовершенном виде для того, чтобы у читателя появилось ощущение присутствия. Он достигается благодаря тому, что такой глагол придает рассказу эффект продолжительности действия.

Кроме художественной литературы, так же как и описание, функционально-смысловой тип речи повествование может использоваться и в любых других стилях.

Например, в таком неприятном для всех служащих людей документе, как объяснительная записка, человек излагает причину своего неблаговидного поступка. Он перечисляет события, помешавшие ему исполнить свои обязанности.

Для этих целей используется повествование. Оно может быть как личностно окрашенным, так и обезличенным, в зависимости от характеристик текста, в рамках которого существует. Например, в исторических энциклопедиях описание тех или иных событий, как правило, не содержит их моральной и политической оценки. Повествование в них обычно ведется от третьего лица. А в художественной литературе, напротив, автор нередко выступает в роли рассказчика, помещая в произведение описание личностных переживаний и оценок.

Когда требуется сделать выводы

Функционально-смысловой тип речи рассуждение также заслуживает детального рассмотрения. Тексты этого вида невозможны без наличия в них субъективной составляющей. Такие литературные произведения, или образцы устной речи, всегда содержат мысли автора по поводу тех или иных обстоятельств или какого-либо предмета.

Функционально-смысловой тип речи рассуждение является одним из наиболее регламентированных и структурированных видов. Если рассмотреть его в классическом виде, то схема таких текстов обычно такова: введение, выдвижение тезиса, доказательство, выводы. Читатель может заметить, что этот принцип характерен для научных работ, содержащих в себе элементы исследования. И действительно, в таких трудах, как правило, сначала излагается актуальность описываемой проблемы, дается история ее изучения. Все это относится к введению. Затем происходит выдвижение тезиса. Что же он представляет собой?

Под этим понятием подразумевается постановка какого-либо вопроса. Когда проблема обозначена, то даются пути ее решения, то есть ответ. Все это и входит в понятие "тезис". Большую часть объема текста, написанного с применением такого функционально-смыслового типа речи, составляет часть, где происходит доказательство верности выбранного ответа. Стоит заметить, что вместо подтверждения тезис может быть и опровергнут.

За этой частью, как правило, следуют выводы.

Эта схема в классическом виде присутствует только в научных работах и иногда в художественной литературе. В разговорной речи обычно опускаются такие ее части, как введение и выводы, а иногда и постановка тезиса. Ведь участники разговора могут быть заранее осведомлены о сущности рассматриваемой проблемы.

В отличие от функционально-смысловых типов речи описания и повествования, рассуждение разделяется на несколько подвидов. В качестве основных из них можно назвать такие как разъяснение, доказательство и умозаключение.

Первое представляет собой подтверждение какого-либо положения. Как правило такой функционально-смысловой тип речи (повествование здесь неуместно) как раз и употребляется в научной литературе.

К разъяснению можно отнести такие фрагменты речи, в которых одно лицо вводит другого человека в курс дела.

Это может происходить в условии разговорной ситуации, поэтому все части, кроме доказательной, здесь могут быть опущены.

Умозаключение, как правило, содержит не один тезис, а несколько, употребленных в логической последовательности.

Заключение

В данной статье были рассмотрены такие функционально-смысловые типы речи, как рассуждение, описание и повествование. Существует мало произведений литературы, которые бы содержали только один-единственный вид. Но отдельные их отрывки можно охарактеризовать однозначно. Статья может быть полезна студентам и школьникам для подготовки к экзаменам. Известно, что одним из вопросов ЕГЭ по русскому языку часто бывает такой: "К функционально-смысловым типам речи относятся...". Нужно выбрать правильные из предложенных вариантов. Или, например, такое задание: "Какой функционально-смысловой тип речи у данного отрывка?". Вышеизложенный материал может помочь в выполнении этого теста.

Функционально-смысловой тип речи рассматривается как универсальная типологическая единица текста, выделяемая на основе различных признаков (коммуникативно-прагматических, логико-смысловых, структурно-семантических). В научной литературе выделяются такие смысловые типы, как описание, повествование, определение понятия, рассуждение, доказательство, сообщение (Е. И. Мотина) ; описание, повествование, рассуждение, объяснение (А. А. Вейзе) ;

описание, повествование, рассуждение, доказательство и обобщение- формулировка (М. Н. Кожина) ; описание, повествование, рассуждение (О. А. Нечаева) . Кроме этого, в других работах можно встретить опровержение, вывод, сравнение, пояснение (см., например, Т. П. Мальчевская, Е. С. Троянская) . Такое многообразие типов объясняется прежде всего тем, что при их выделении авторы оперируют различным в стилистическом и жанровом отношении материалом и используют разные основания для классификации: коммуникативное намерение, характер денотата, характер логических отношений между предложениями или более крупными частями текста, типы предикаций. По справедливому замечанию Р. С. Аликаева, вопрос об универсальных текстовых единицах должен решаться «в зависимости от функционального стиля, типологической текстовой парадигмы определенного стиля; от иерархии типов речи в различных стилистических системах» .

Р. С. Аликаев, вслед за В. В. Одинцовым, предлагает многомерную классификацию. На первом уровне тексты делятся на описательные и аргументативные в зависимости от коммуникативной цели, намерения (или типа базовой интенции). Описательные тексты по типу базовой интенции являются сообщающими, информирующими, они содержат информацию об объекте, его свойствах, признаках, характере, структуре и отличаются бытийной модальностью. Аргументативные тексты - это прежде всего тексты убеждающие, доказывающие, объясняющие. Они характеризуются различными видами объективной модальности. На следующем уровне осуществляется деление описательных и аргументативных текстов по функциональным и структурным признакам.

Частными разновидностями описательных текстов являются определение, описание-дефиниция, собственно описание, пояснение. Наиболее частотным в научном стиле является определение, цель которого - охарактеризовать научное понятие путем указания на его наиболее существенные признаки и свойства. Для синтаксиса определений характерны конструкции с общим синтаксическим значением «субъект (носитель признака, свойства) - свойство (признак)». Данная структура часто оказывается осложненной причастными, деепричастными оборотами и словосочетаниями с отглагольным существительным. В коммуникативно-смысловом отношении текст-определение представляет собой тема-рематическую структуру «кустового» типа, когда тема (главный предмет) сохраняется на протяжении всего отрезка текста и характеризуется различными ремами. Например:

Основные принципы современного международного права - это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения. Основные принципы обязательны для всех без исключения государств. Они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права. Принципы имеют обратную силу.

Наиболее близка к определению дефиниция. Ее отличие от определения состоит в том, что в дефиниции перечисляются только дифференциальные признаки объекта, выделяющие его посредством идентификации с другим родо-видовым понятием. Дефиницию в наиболее простом случае «можно свести к логической формуле: А есть Б (которое характеризуется признаками X и Y)» . В дефинициях, как правило, отсутствует полнозначный предикат, в ней устанавливаются отношения тождества. Для синтаксиса типичны конструкции, оформляющие значения «наименование видового понятия - знак отношения - наименование родового понятия» . Например:

Гражданское право - одна из основных отраслей права в РФ, представляет собой систему норм, регулирующих на началах равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы заключения договоров совокупность имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных отношений.

Собственно описание в коммуникативно-смысловом отношении совпадает с дефиницией и определением, отличаясь на структурносемантическом уровне. Если в основе определений и дефиниций лежат достаточно жесткие схемы построения, то собственно описание строится по свободным правилам, при этом сохраняется главная коммуникативная цель - дать характеристику предмету, понятию, явлению с той или иной степенью точности и детализации. Определение и дефиниция могут входить в описание в качестве его составляющих. Коммуникативно-смысловая структура собственно описания, как правило, представлена тема-рематической прогрессией с гипертемой или линейной прогрессией с элементами «кустового» типа.

Предметом гражданского права, как и любой другой отрасли, являются общественные отношения, т.е. связи между членами общества. Специфика гражданского права состоит в том, что оно регулирует отношения, связанные с каким-либо имуществом.

Гражданское право регулирует все важнейшие стороны и виды имущественных отношений, в том числе: 1) правовое положение участников этих отношений; 2) основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; 3) договорные и иные обязательства, связанные с отчуждением собственником имущества и его переходом к другому лицу: гражданину либо юридическому лицу.

Особый вид гражданско-правовых отношений составляют отношения, вытекающие из наследования имущества умершего .

Пояснение как разновидность описательного текста выделяется по функциональному признаку. Его цель - дополнить характеристику объекта, ввести второстепенные детали, уточняющие, иллюстрирующие информацию о свойствах и признаках объекта. Временной план всех перечисленных типов текстов - план настоящего неактуального, настоящего постоянного. Например:

Гражданское право регулирует все важнейшие стороны и виды имущественных отношений, в том числе:

1) правовое положение участников этих отношений. (Пояснение) Здесь раскрывается понятие правоспособности граждан, условия возникновения дееспособности, закрепляется порядок признания граждан недееспособными,установления над ними опеки и попечительства. Гражданское право дает понятие юридического лица, различных видов хозяйственных организаций: товариществ и обществ, предпринимательских и потребительских кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, некоммерческих организаций;

К описательным текстам относится и сообщение, которое рассматривается рядом авторов как трансформированное повествование. Это объясняется тем, что для научного текста абсолютно неактуальным является простая констатация субъекта или объекта в определенные промежутки времени без указания на его особенности, причины возникновения и последствия его перехода в другое состояние. Цель сообщения - информировать о каких-либо объектах, событиях, стадиях их изменения и признаках, их сопровождающих. При этом «не ставится цели создать подробное детальное представление о каком-то материальном предмете через множество его отличительных признаков... как это делается при описании; сообщение не передает последовательного движения (хода) отдельных фаз процесса... что характерно для повествования» . Тип сообщения наиболее часто используется при описании конкретных явлений, когда требуется передать информацию о каких-либо обстоятельственных характеристиках событий, процессов, предметов (например, о пространственных или временных). Текстам типа сообщения не свойственны жесткие схемы построения, их синтаксис также более разнообразен, хотя в основе лежат конструкции характеризующего типа. Например:

Конец XIX - начало XX века ознаменовался существенными достижениями в области международно-правового регулирования. Важными вехами в этом направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., созванные по инициативе России. Принятые на них документы кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров, явились значительной вехой в формировании международного гуманитарного права. Этот период завершается окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги Наций.

К текстам аргументативного типа относят рассуждение, доказательство, объяснение, иногда как отдельные типы рассматривают умозаключение, опровержение, подтверждение, обоснование и некоторые другие. Все тексты данного типа объединяет единая цель - передача, демонстрация процессов мышления, представление процесса логического вывода, убеждение в истинности отдельных положений теории, обоснование научной точки зрения.

Коммуникативно-смысловая структура текста подчинена логической - между предложениями текста существуют различные типы причинно-следственных, уступительных, условно-сопоставительных связей. Соответственно, для синтаксиса аргументативных текстов характерны сложноподчиненные придаточные предложения, выражающие различные логические отношения. Вместе с тем необходимо отметить, что не всегда причинно-следственные отношения или другой тип логической связи обозначаются в тексте эксплицитно. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, существуют заданные, жесткие схемы оформления текста, например, доказательства в математике, когда словесное выражение оказывается излишним, или, с другой стороны, исходные и подлежащие верификации положения формулируются настолько четко и ясно, что однозначное осознание характера связи не вызывает затруднений.

Внутренняя дифференциация аргументативных текстов осуществляется на основании частной коммуникативной целеустановки, анализа структуры текста и характера логических связей между высказываниями текста. Как уже отмечалось, аргументативные тексты членятся, по меньшей мере, на две части, между которыми устанавливаются отношения причины, следствия, уступки, условия, логического вывода, обобщения, имеющие в некоторых случаях различные смысловые оттенки. Базовую структуру доказательства как отдельного функционально-смыслового типа образуют тезис и аргументы. Тезис содержит основное суждение, истинность которого должна быть доказана. Аргументы содержат информацию, доказывающую, верифицирующую положения тезиса. Так как не существует единого для всех случаев способа доказательств, то и структура текстов-доказательств может значительно отличаться друг от друга. Соответственно, будут различны и синтаксические конструкции, используемые в этих целях. Наиболее жесткую структуру доказательства имеют в естественных и научно-технических текстах. Рассматривая структуры доказательств в текстах данных наук, Е. И. Мотина отмечает, кроме тезиса и аргументов, наличие еще двух обязательных компонентов: способа доказательства и вывода.

В гуманитарных текстах способ доказательства, как правило, проявляется в подборе и последовательности аргументов и не оформляется отдельно, выводное, заключительное суждение является также факультативным.

Рассуждение отличается от доказательства тем, что, во-первых, «посредством рассуждения передается процесс получения нового знания об объекте через операции логического вывода» , а не доказывается истинность. Во-вторых, базовая структура включает посылки (частные и/или общие) и вывод, заключение. Части рассуждения связаны, как правило, причинно-следственными отношениями и условными отношениями, и по форме рассуждение представляет собой одно или несколько умозаключений, объединенных формально и содержательно. И, в-третьих, заключение, к которому подводит автор, не всегда является строго верифицируемым, так как зависит от исходных посылок, которые могут быть как истинными, так и ложными. Можно сравнить два фрагмента текста рассуждения и доказательства.

Рассуждение:

  • (посылка ) Ценности искажают восприятие природы, общества и человека, и для того, чтобы человек не обманывался в своем восприятии, он должен постоянно осознавать факт присутствия ценностей, должен понимать, какое влияние они оказывают на его восприятие, и, вооружившись этим пониманием, вносить необходимые коррективы. (пояснение посылки) (Говоря об «искажении», я имею в виду наложение личностного аспекта восприятия на реально существующие аспекты познаваемой человеком реальности.)
  • (следствие, заключение) Изучение ценностей, потребностей, желаний, предубеждений, страхов, интересов и неврозов должно предшествовать любому научному исследованию.

Доказательство:

(тезис) Нормативность, будучи следствием естественно-исторического развития общества, не является специфическим свойством права, (аргумент 1 ) Ею обладают и религия, и мораль, и эстетика, и даже литература, (аргумент 2) Некоторые социальные нормы одновременно принадлежат нескольким нормативным системам, (иллюстрация аргумента 2) Например, евангельские запреты «не убий», «не укради», - это и нравственные, и юридические правила. (вывод) Поэтому для того, чтобы отличить право от прочих социальных феноменов, необходимы еще какие-то признаки. Один из них - общеобязательность. Это второе после нормативности свойство права .

В тексте-рассуждении из посылки «ценности искажают исследуемые явления» делается заключение, что «для получения истинного знания необходимо прежде изучить ценности». Первоначальная посылка об искажении должна приниматься читателем на веру. Текст- доказательство построен по-другому. Тезис о том, что нормативность не является специфическим свойством права, подтверждается (доказывается) указанием на то, что нормативность является свойством других сфер жизнедеятельности человека. На основании этого делается вывод о справедливости тезиса.

Как отдельный самостоятельный тип иногда рассматривают объяснение. Объяснение по логической структуре напоминает доказательство, однако аргументы не выполняют функцию строгого и логически непротиворечивого доказательства, а представляют конкретные примеры, эмпирические факты, дополнительную информацию, которые позволяют понять и принять выдвинутый тезис.

Аргументативные тексты, так же как и описательные, отличаются большим разнообразием, которое проявляется в количестве аргументов, характере их логической и смысловой связи, в типе отношений между главными частями. Наиболее четко особенности структуры проявляются в текстах-доказательствах, представленных в технических науках и теоретических работах. Большая вариабельность и нечеткость свойственна текстам гуманитарных областей знания.

Таким образом, функционально-смысловой тип представляет собой типологическую единицу текста, и его структура определяется на небольших отрезках. В зависимости от коммуникативной цели выделяют описательные и аргументативные типы текстов, которые, в свою очередь, подразделяются на описание, определение, дефиницию, пояснение, сообщение (описательные типы) и рассуждение, доказательство, объяснение (аргументативные типы). В текстах большого объема разных жанров функционально-смысловые типы находятся в различных отношениях, что определяет общую коммуникативную доминанту текста - аргументативную или описательную (см., напр., тексты 2, 7, 9 Приложения, которые имеют аргументативный характер, и остальные тексты, в которых описание, информирование, определение доминируют над рассуждением, обоснованием, доказательством). При этом связи устанавливаются не только между отдельными предложениями, но и более крупными фрагментами текста (абзацами, сверхфразовыми единствами и т.д.), которые, соответственно, выполняют функции тезисов, аргументов, посылок, заключений и т.д.

Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974. По кн.: Сырых В. М. Основы правоведения. М., 1996. С. 110.

  • Мотина Е. И. Язык и специальность. С. 49.
  • Мотина Е. И. Язык и специальность. С. 43.
  • Спиридонов Л. И. Теория государства и права. С. 93.
  • Ораторская речь по своему составу неоднородна. В процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.

    Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. В повествовании оратор может говорить как участник событий; излагать события со слов третьего лица; моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов , которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития.

    Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент. Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть и образными, что сближает речь с описанием в художественной литературе. Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, вызывают целый ряд ассоциаций.

    Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

    Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения или от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Рассуждения позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.

    Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство , цель которого обоснование истинности или ложности высказанных положений; объяснение , цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела.

    Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений. Эти рассуждения на общие темы, например, о благородстве и порядочности, справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д. Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для конкретного материала. Связь общих мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи.

    Функционально-смысловые типы речи

    Издавна выделяют такие важные ком­поненты речи, как описание, повествование, рассуж­дение. В лингвистике их принято называть функ­ционально-смысловыми типами речи. Их выделение восходит к риторикам XIX века, которые рассматривали указанные компоненты в раз­деле частной риторики как отдельные роды прозы или элементы прозаического сочинения. Перечень функционально-смыс­ловых типов речи можно расширить, добавив к описанию, повествованию, рассуждению определение (объясне­ние), характеристику как разновидность описания и сообщение как вариант повествования.

    Описание - перечисление признаков предмета или явления. Выделяют статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое включается в событие: пейзаж дается через восприятие персонажа по ходу его движения ("Степь" А.П. Чехова). Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказ­чика, от жанра, стиля, принадлежности автора к оп­ределенному литературному направлению.

    Описание как тип речи тесно связано с лицом, с местом, с условиями, в которых протекает действие. Описания бывают портретными, пейзажными, событийными и пр.

    В публицистике функция описания - документальное, точное воспроизведение обстановки. Этой цели служит обилие конкретных деталей. Разновидность описания в нехудожественной про­зе - характеристика, частным случаем которой явля­ется техническое описание.

    Повествование - изобра­жение событий или явлений, совершающихся не од­новременно, а следующих друг за другом или обус­ловливающих друг друга: рассказ Це­заря: "Пришел, увидел, победил" (Veni, vidi, vici).

    Это основная часть авторской монологической речи. Оно тесно связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц и самих действий - это языковые средства, с по­мощью которых ведется повествование. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, наоборот, субъективным. Последний тип повествования типичен для публицистики.

    Разновидность повествования – сообщение, которое как разновидность повествования встречается в газетной речи. Его отличают лаконизм изложения, информативная насыщенность, строгая композиция.

    Рассуждение - это цепь последовательных умозаключений на какую-нибудь тему. Рассуждением называется и ряд суждений по какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим так, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие.

    Ос­новная сфера использования рассуждений - научная, научно-популярная речь. Широко встречается рассуждение и в ху­дожественной литературе, особенно в интеллектуаль­ной, психологической прозе.

    Разновидности рассуждения – определение и объяснение. Определение как функционально-смысловой тип ре­чи распространено преимущественно в научной литературе. Определяемое по­нятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадлежит, при этом даются признаки, являющиеся особенными для данного понятия (видовое отличие). Определение раскрывается в объяс­нении . Они могут выступать и по отдельности: определение чаще встречается в научных текстах, объяснение - в научно-популярных, в языке массо­вой коммуникации.

    Функционально-смысловые типы речи редко встречаются в чистом виде. Гораздо чаще встречается совме­щение повествования и описания, повествования и рассуждения.

    Рассказать друзьям