Шуман первая. Биографии, истории, факты, фотографии. Роковой удар судьбы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

« Альбом для юношества» ор.68 был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом.В октябре Шуман писал своему другу Карлу Рейнеке - ’’первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные’’. Первоначальное название сборника «Рождественский альбом».

Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественное кредо Шумана. Он планировал расположить их между пьесами. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в «Новой музыкальной газете» в специальном приложении под заглавием « Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию.

Успеху первого издания «Альбома для юношества» немало способствовал его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером. Сын художника, Генрих Рихтер был учеником Шумана по композиции в 1848-49 годах. Шуманом были указаны десять наиболее важных, по его мнению пьес, к которым по его пояснениям и были созданы художником виньетки на обложку издания. Это пьесы - Время сбора винограда, Первая утрата, Веселый крестьянин, Хороводная, Весенняя песнь, Песенка жнецов, Миньона, Кнехт Рупрехт, Смелый наездник и Зимняя пора.

Существовало мнение среди педагогов, современников автора, что «Альбом» нелогично построен и пьесы слишком трудны для исполнения детьми. Действительно, пьесы расположены не в порядке возрастания трудностей и амплитуда их сложности чрезвычайно высока, но вспомним, что во времена Шумана, в середине XIX века, не существовало еще систематизации учебных материалов. Кроме того, автор вообще не стремился следовать канонам современного педагогического репертуара. В этот период времени было естественным, что различные школы публиковали материал для шести – семи лет обучения.

Значение « Альбома» для фортепианной педагогики состоит в том, что Р. Шуман явился создателем совершенно нового и глубоко новаторского фортепианного стиля, вероятно поэтому пьесы оказались гораздо труднее того репертуара, который использовали в то время педагоги. Напрашивается аналогия с И.С.Бахом, который тоже шел впереди своего времени, создавая пьесы для учеников намного труднее общераспространённого уровня обучения.

Что бы оценить новизну этой музыки достаточно обратить внимание на тот учебный репертуар, которым пользовались педагоги в то время. Это были не только популярные фортепианные школы лучших педагогов того времени - Гуммеля, Мошелеса, Герца, Кулака, Рейнеке, но и произведения многочисленных недоучек.



Роберта Шумана от них отделяла дистанция огромного размера. Все ново в его « Альбоме» – гармония, фортепианное изложение, ритмы, пульсация, психологизм пьес. Но главным явилось - программное содержание.

Круг музыкальной тематики и жанров того времени был ограничен, это многочисленные сонаты, этюды, вариации и небольшие пьесы, как правило, танцевального жанра.

Шуман же ставит своей целью раскрыть мир ребенка и сочиняет психологические миниатюры, часто, правда, выставляя названия пьес после их сочинения, однако они удивительно точны.

Несомненно, в музыке этих пьес нашло отражение влияние Ф. Мендельсона, которого Шуман называл Моцартом XIX века и очень ценил. Особенно это проявляется в двух пьесах без названия, а пьеса « Воспоминание» написана в день смерти Мендельсона и по своему складу, стилю изложения и фактуре напоминает «Весеннюю песню» Мендельсона.

Но, безусловно, пианизм Шумана гораздо шире и разнообразнее. Фактически в Альбоме нет различия между детским и взрослым способом изложения музыкального материала, просто Шуман приспосабливает фактуру своих пьес для детской руки. Пожалуй, в этом выражается сходство с детскими пьесами Грига.

Для каждого образа Шуман выбирает свои средства выразительности, свои звуковые эффекты, то хоровые, то оркестровые, то гомофонию, то полифонию или фактуру богатую подголосками и каноническим движением.

Совершенно отсутствует техника в её чистом классическом виде, гаммы, арпеджио, и трудно определить, что же является и подразумевается под техническими трудностями, так важно для Шумана подчинение техники художественному образу.



Изучение произведений, входящих в Альбом, давно уже стало обязательным для воспитания пианиста и постижения им особенностей фортепианного стиля этого композитора.

Рассмотрим наиболее популярные пьесы из репертуара ДМШ.

Мелодия. Значится в Программах часто в репертуаре первого класса, что является явной ошибкой. Пьеса предназначена только для очень способных детей и не раньше третьего-четвертого класса. По сути, это маленький романс или детская песенка. Очень сложная фразировка, скрытое голосоведение, длинное ведение трех горизонтальных линии и тонкое следование левой руки за всеми движениями правой – вот основные педагогические задачи.

Марш. Обратим внимание на то, что почти отсутствуют исполнительские указания автора. Градация форте очень разнообразна. Аккорды staccato исполняются как pizzicato струнных инструментов, но требуют атаки звука, а не вялого прикосновения. Это наиболее простая пьеса в сборнике.

Первая утрата. Второй, третий класс. Трудная по содержанию и полифонической фактуре пьеса. Наиболее распространенные ошибки - ритмическая трудность с затактовым началом и частая грубость учеников в звучности последних аккордов. Точность выполнения голосоведения и тонкие динамические градации, темповые сдвиги – делают ее исполнение возможным только с подвинутыми учениками. Первоначальное название «Смерть чижика», что отражено в рисунке на обложке издания. В основе лежит семейная история, которая могла стать известной художнику только со слов самого автора. В начале репризы звук «ля» из правой руки уместно перевести в левую руку.

Смелый наездник . Точнее, верное название «Неистовый всадник». Первый или второй класс. Техническое содержание несложно, пьесу любят дети, и она быстро усваивается, трудности обычно возникают с исполнением различных окончаний мелодических фраз и трудностями фактуры.

Народная песенка . Часто стоит в программах рядом со Смелым наездником, что не совсем правильно. Третий класс. Пьеса трудна тонкой педализацией. Название скорее относится к крайним разделам, а середина сходна с народным танцем. Проведение основной мелодии в репризе в среднем голосе представляет трудность для учеников. Подражание Веберу и Мендельсону.

Веселый крестьянин. Второй или третий классы. Педагогу необходимо учесть, что в редакции А.Б. Голденвейзера стоят длинные фразировочные лиги, а авторские лиги смысловые, песенные.

Сицилийский танец. В русских изданиях пьеса имеет другие названия « В характере сицилианы» и «Силийская песенка». Написана пьеса в сложной трехчастной форме. В стиле баркароллы и народного танца. Чередование разных штрихов - legato и portamento. Темп не слишком медленный, к ремарке Шумана можно добавить ещё и слово « грациозно». Средний эпизод играется строго в том же темпе - четверть равна четверти, что представляет собою довольно большую трудность для детей.

Кнехт Рупрехт – буквально «слуга Рупрехт» – персонаж германской мифологии, один из домашних духов, всегда появляющихся на Рождество, когда дети получают подарки от младенца Христа, Кнехт Рупрехт пугает непослушных ребят и грозит им розгами. В наших изданиях эта пьеса широко известна под названием – Дед Мороз, что является ошибкой.

К сожалению, многие прекрасные пьесы забыты и не играются, особенно в старших классах. Среди них пьеса –« Всадник» , в которой звучитстольчастый и излюбленный образ композиторов романтиков, достаточно вспомнить « Лесного царя» Шуберта, «Мазепу» Ф. Листа, романс Г. Вольфа « Огненный всадник». Это своего рода баллада в миниатюре с интересными эффектами приближения и удаления звучания. Пьеса « Весенняя песня» - прекрасный материал, чтоб поиграть аккордовые сочетания на педали, а « Песня матросов» – изображает пение одноголосного, а потом четырехголосного хора. « Зима» первая и вторая – поражают глубиной и яркостью музыки и мыслились Шуманом как нечто единое, как миницикл. Поэтому их разделение во многих современных изданиях вряд ли оправдано. Средний эпизод Зимы второй это яркая жанровая сцена развлечений детей, вторая же часть построена на старинной немецкой песенке Grossvater.

Педагогу необходимо знать, пьеса «Маленький этюд» никогда не играется как инструктивный этюд на зачете или экзамене, что является частой ошибкой неопытных преподавателей.

Педагогу также следует обратить внимание ученика на то, что все украшения у Шумана играются не за счет ноты, у которой они поставлены, а за счет предыдущей, а в арпеджиато - верхний звук аккорда всегда приходится на сильную долю.

Существует множество редакций Альбома для юношества Шумана. Наиболее распространенные редакции - прижизненная 1848 года, редакция Н. Рубинштейна, немецкая редакция Зауэра, редакция А.Б.Гольденвейзера, факсимильная редакция 1956 года. В 1992 году вышла редакция В. Мержанова с указанием педали, фразировки и аппликатуры Роберта Шумана.

«Разум ошибается, чувство никогда» – эти слова Шумана могли бы стать девизом всех художников-романтиков, свято веривших в то, что самое драгоценное в человеке – это его способность чувствовать красоту природы и искусства и сочувствовать другим людям.

Творчество Шумана привлекает нас, прежде всего, богатством и глубиной чувств. А его острый, проницательный, блестящий разум никогда не был холодным разумом, он всегда был освещен и согрет чувством и вдохновением.
Богатая одаренность Шумана не сразу проявилась в музыке. В семье преобладали литературные интересы. Отец Шумана был просвещенным книгоиздателем и иногда сам выступал как автор статей. А Роберт в юные годы серьезно занимался языкознанием, литературой, писал пьесы, которые ставились в домашнем кружке любителей. Занимался он и музыкой, играл на фортепиано, импровизировал. Друзей восхищало его умение нарисовать музыкой портрет кого-либо из знакомых так, что можно было легко узнать его манеры, жесты, весь облик и характер.

Клара Вик

По желанию родных Роберт поступил в университет (Лейпцигский, а потом Гейдельбургский). Занятия на юридическом факультете он был намерен совмещать с музыкой. Но с течением времени Шуман понял, что он не юрист, а музыкант, и стал настойчиво добиваться согласия матери (отец к тому времени умер) на то, чтобы целиком посвятить себя музыке.
Согласие, в конце концов, было дано. Большую роль сыграло ручательство видного педагога Фридриха Вика, который заверил мать Шумана, что из ее сына при условии серьезных занятий получится выдающийся пианист. Авторитет Вика был не пререкаем, ведь его дочь и ученица Клара, тогда еще девочка, уже была концертирующей пианисткой.
Роберт снова перебрался из Гейдельберга в Лейпциг и превратился в старательного и покорного ученика. Считая, что ему надо скорее наверстать упущенное время, он занимался без устали, а для того чтобы добиться свободы движения пальцев, изобрел механическое приспособление. Это изобретение сыграло роковую роль в его жизни – оно привело к неизлечимому заболеванию правой руки.

Роковой удар судьбы

Это был ужасный удар. Ведь Шуман с величайшим трудом добился разрешения родных бросить почти законченное образование и посвятить себя целиком музыке, а в итоге он мог только кое-как непослушными пальцами что-то наигрывать «для себя»… Было от чего прийти в отчаяние. Но без музыки он уже не мог существовать. Еще до катастрофы с рукой он начал брать уроки теории и серьезно заниматься композицией. Теперь эта вторая линия стала первой. Но не единственной. Шуман стал выступать как музыкальный критик, и его статьи – меткие, острые, проникающие в самую суть музыкального произведения и особенности музыкального исполнения – сразу привлекли к себе внимание.


Шуман-критик

Известность Шумана-критика предшествовала известности Шумана-композитора.

Шуману было всего двадцать пять лет, когда он отважился на то, чтобы организовать собственный музыкальный журнал. Он стал издателем, редактором и основным автором статей, появлявшихся от имени членов «Давидова братства» – «Давидсбунда».

Давид, легендарный библейский царь-псалмопевец, боролся с враждебным народом – филистимлянами и побеждал их. Слово «филистимлянин» созвучно немецкому «филистер» – мещанин, обыватель, ретроград. Целью членов «братства Давида» – давидсбюндлеров была борьба с обывательскими вкусами в искусстве, с цепляньем за старое, отжившее или, наоборот, с погоней за новейшей, но пустой модой.

Того братства, от имени которого выступал шумановский «Новый музыкальный журнал», в действительности не существовало, это была литературная мистификация. Был небольшой кружок единомышленников, но Шуман считал членами братства всех передовых музыкантов, в частности Берлиоза и , чей творческий дебют он приветствовал восторженной статьей. Сам Шуман подписывался двумя псевдонимами, в которых были воплощены разные стороны его противоречивой натуры и разные грани романтизма. Образ Флорестана – романтика-бунтаря и Эвсебия – романтика-мечтателя мы находим не только в литературных статьях Шумана, но и в его музыкальных произведениях.

Шуман-композитор

А музыки писал он в эти годы много. Одна за другой создавались тетради его фортепианных пьес под непривычным для того времени названиями: «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», «Детские сцены» и др. Сами названия говорят о том, что в этих пьесах отразились разнообразные жизненные и художественные впечатления Шумана. «В «Крейслериане», например, созданный писателем-романтиком Э. Т. А. Гофманом образ музыканта Крейслера, своим поведением и даже самим существованием бросавшего вызов окружавшей его мещанской среде. «Детские сцены» – мимолетные зарисовки жизни детей: игры, сказки, детские фантазии, то страшные («Пуганье»), то светлые («Грезы»).

Все это относится к области программной музыки. Названия пьес должны дать толчок воображению слушателя, направить его внимание в определенную сторону. Большинство пьес – миниатюры, в лаконичной форме воплощающие какой-то один образ, одно впечатление. Но Шуман часто объединяет их в циклы. Самое известное среди таких сочинений – «Карнавал» – состоит из ряда небольших пьес. Здесь и вальсы, и лирические сцены встреч на балу, и портреты реальных и вымышленных персонажей. Среди них наряду с традиционными карнавальными масками Пьеро, Арлекина, Коломбины мы встречаем Шопена и , встретим, наконец и самого Шумана в двух лицах – Флорестана и Эвсебия, и юную Кьярину – Клару Вик.

Любовь Роберта и Клары

Роберт и Клара

Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.

«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак. Роберт и Клара Шуман

Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» – цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.

Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились. Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность. В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки.

Последний удар судьбы


Вместе навсегда

Но счастливые годы омрачились незаметно подкрадывавшейся болезнью Шумана, поначалу казавшейся простым переутомлением. Дело, однако, оказалось серьезнее. Это было психическое заболевание, иногда отступавшее – и тогда композитор возвращался к творческому труду и талант его оставался таким же ярким и оригинальным, иногда обострявшееся – и тогда он уже не мог ни работать, ни общаться с людьми. Болезнь постепенно подтачивала его организм, и последние два года жизни он провел в больнице.

Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему призванию. В угоду матери и опекуну Шуман занимался юриспруденцией в Лейпциге, насколько приказывал долг, но не более, даже, пожалуй, и менее. В нем тогда уже начало проявляться влечение к музыке. Он брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика (отца Клары - будущей жены). Его вдохновили произведения Франца Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился.

Каникулярное путешествие в 1829 году в прекрасную Венецию заронило в его душу не один зародыш будущих музыкальных цветов.

На следующий год Шуман отправился во Франкфурт-на-Майне, чтобы послушать Паганини. Некоторые меткие слова в дневнике его выдают поэта, который восхищается красотами природы и искусства. После всех этих восторгов, разумеется, было нелегко чинно опять усесться на место и, начав по порядку с первой главы пандектов, ломать голову над статьями о «Разделении королевского права».

Наконец 30 июня 1830 года Роберт решился на важный шаг - посвятить себя музыке. Он написал матери длинное письмо, в котором прямо объявил свое намерение. Добрая женщина сильно встревожилась, сомневаясь, будет ли Роберт в состоянии «зарабатывать насущный хлеб» посредством своего музыкального таланта. Однако же она письменно обратилась за советом к Вику, и когда тот одобрил намерение Роберта, то и мать согласилась. Роберт переехал в Лейпциг и сделался учеником и жильцом Вика.

Но скоро судьба его снова переменилась. Безумной была операция, которой Шуман подвергнул свою правую руку для скорейшего приобретения беглости игры на фортепиано. Средний палец перестал действовать; несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Шуман должен был навсегда отказаться от желания стать пианистом. Зато теперь его все более начало занимать сочинение музыкальных пьес.

Шуман решился, наконец, серьезно заняться теорией музыкальных композиций. Уроки у директора музыки Кунтша он брал недолго и довершил основательное изучение своего предмета под руководством Генриха Дорна. Отношение его к Вику оставалось по-прежнему самым наилучшим. Необыкновенные музыкальные способности Клары Вик, едва вышедшей тогда из детского возраста, возбуждали живейшее участие Роберта, который, впрочем, тогда интересовался единственно ее талантом.

В 1833 году в Лейпциг приехал из Штутгарта музыкант Шунке, и Шуман заключил с ним почти химерический союз дружбы.

Музыкального друга-женщину нашел он в Генриетте Фохт, ученице Людвига Бергера; но его сердцем владела в то время Эрнестина фон Ф. из Аша, в Богемии.

В конце 1833 года, как рассказывал сам Шуман, «каждый вечер как бы случайно сходилось несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок было обыкновенное общественное собрание; но тем не менее здесь происходил взаимный обмен мыслей о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью». Тогдашнее далеко не блестящее состояние музыки было причиною того, что «однажды молодым, горячим головам пришло на мысль не быть праздными зрителями этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства».

Шуман, вместе с Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлием Кнорром, основал журнал «Новая музыкальная газета», который имел огромное влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих лет он сам писал в журнал под различными псевдонимами статьи и боролся с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки. Как музыкальный критик он оценил значение Ф. Шопена, Г. Берлиоза, И. Брамса, которые были его современниками, признавая и огромную ценность своих предшественников - И.С. Баха, Бетховена, Моцарта и Шуберта. Шуман был исключительным знатоком немецкой литературы.

Деятельные занятия композицией принесли свои плоды. Шуман создает целый ряд интересных произведений. Среди них фортепианные циклы из небольших пьес или миниатюр: «Бабочки» (1831), «Давидсбюндлеры» (1837). Они, так же как и «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838), имеют программные заголовки, рожденные фантазией композитора или указывающие на связь с литературой. Так, «Крейслериана» напоминает о произведениях немецкого романтика Э.А. Гофмана. В ней оживает облик вдохновенного музыканта Фрица Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдающий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот борец-одиночка сродни самому Шуману.

В «Бабочках» - одном из первых изданных произведений Шумана - перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж.П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один - мечтательный и задумчивый, другой - порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены.

Одно из самых оригинальных шумановских сочинений - фортепианный цикл «Карнавал» (1835). В этих пестрых, фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и помыслов молодого Шумана в пору его творческого расцвета. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. Таков и его «Карнавал», где словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв. Здесь и современники композитора: знаменитый скрипач Н. Паганини и великий поэт фортепиано Ф. Шопен. А вот Флорестан и Эвсебий. Так Шуман называл выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро и едко шутит, речь его горяча, порывиста. Эвсебий любит мечтать в уединении, говорит он тихо, проникновенно.

Флорестан и Эвсебий, Шопен и Паганини, Кьярина (под этой маской выступает Клара Вик) являются членами придуманного Шуманом союза. В конце «Карнавала» все они выступают против обывателей, чуждых всему новому и смелому в искусстве - в «Марше Давидова братства». Это самые светлые и радостные страницы его творчества.

Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего проявилась в его фортепианных пьесах, созданных в 1830-х годах в Лейпциге. Кроме уже названных это - три сонаты (1835, 1833-1838, 1836), «Симфонические этюды» (1834), фантазия (1837), «Новелетты» (1838). Шуман считал фортепиано инструментом для выражения чувств и настроений, навеянных как эмоциональными переживаниями, так и природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с Кларой Вик, как известно, великолепной пианисткой. Для нее автор создал чрезвычайно ценный фортепианный концерт ля минор. Часто исполняемый концерт для виолончели ля минор и множество камерных работ Шумана убедительно свидетельствуют о прогрессивной новоромантической ориентации композитора.

Итак, в 1830-е годы Шуман уже был автором многих оригинальных пьес, но композитор должен был узнать на опыте, «что известность продвигается шагами карлика, тогда как слава летит на крыльях бури». Для большинства дилетантов сочинения его были слишком трудны и непонятны, для музыкантов-специалистов они казались слишком эксцентричными, слишком отклонявшимися от традиций.

Огромное влияние на творчество Шумана оказал Мендельсон. На него Шуман, по собственному выражению, «смотрел, как на высокую гору», тот «ежедневно высказывал мысли, достойные быть оправленными в золото». Шуман очень многим обязан Мендельсону. Без него он подвергся бы опасности растратить свой необыкновенный талант на множество остроумно оригинальных музыкальных шуток.

Между тем любовь Шумана к Эрнестине фон Ф. мало-помалу ослабевала и, наконец, совсем прошла. Клара уже стала взрослой девушкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное существо, одаренное необыкновенным музыкальным талантом. Клара сделалась для Шумана поэтическим идеалом, и так как она отвечала взаимностью на его чувства и оба желали прочного союза, Шуман должен был позаботиться об обеспечении своего существования.

В 1838 году он решил поселиться в Вене и там издавать свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену. Впрочем, он слишком скоро убедился, что Вена перестала уже быть почвою немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 года Шуман возвращается в Лейпциг.

1840 год был переломным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии, и таким образом он получил титул, который в Германии довольно много значил. 12 сентября 1840 года в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Роберта с Кларой.

Неудивительно, что в то счастливое время Роберт Шуман - тонкий мастер в изображении нюансов чувств и настроений, создал циклы «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты» и другие.

После женитьбы Шуман творил с терпеливым прилежанием. Самые удачные, самые прекрасные произведения его относятся к этому времени, в особенности его Первая симфония и оратория «Пери и рай», исполненная в первый раз 4 декабря 1843 года в Лейпциге. Его супруга в своей женской, достойной удивления преданности, по возможности старалась оградить его от всех будничных мелочей жизни, от всего, что могло расстраивать и останавливать его музыкальную деятельность, или что, может быть, и она не считала достойным внимания. Таким образом, она была посредницей между своим мужем и практической жизнью.

Едва ли не единственной областью деятельности, где он выходил из замкнутого круга своей души, было учительство в учрежденной в 1843 году в Лейпциге и состоявшей под управлением Мендельсона «Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях». Предпринятое им в 1844 году артистическое путешествие вместе с супругой в Петербург и Москву доставило им много приятного - их везде принимали с большим почетом. Чтобы иметь возможность полностью посвятить себя сочинительству, он передал редакцию «Новой газеты» прежнему сотруднику ее, Освальду Лоренцу. Эта газета выполнила свое назначение: она поставила преграду бездушным музыкальным изделиям, а также фривольному легкомыслию в музыке и проложила дорогу тому направлению в искусстве, которое проникнуто поэтическим духом и стремится к серьезным целям.

Шуман оставил Лейпциг и поселился в Дрездене. Тогда в первый раз в 1844 году проявились признаки его душевной болезни. Нервы композитора совсем расстроились вследствие умственного перенапряжения. Только в 1846 году он почувствовал себя настолько поправившимся, что был в состоянии снова сочинять.

Он завершает одно из своих крупных произведений - Вторую симфонию. Всего Шуман написал четыре симфонии, среди которых особо выделяется Первая - «Весенняя» (1841) и Четвертая - ре минор (1851).

Артистическое путешествие в первых месяцах 1847 года в Прагу и Вену было приятной переменой и развлечением. В том же году Шуман начал сочинять оперу «Геновева» (на сюжет известной средневековой легенды о Женевьеве Брабантской). «Геновева» не сделала Шумана популярным. Ее музыке недостает того, что для оперы решительно необходимо, - живой, чувственной осязательности, сильных контрастов, ярких, резких красок.

Сильно или нет огорчил композитора холодный прием «Геновевы» - неизвестно, только эта неудача нисколько не остановила его влечения к творчеству. Что-то тревожное проглядывает в быстроте, с которою он, в особенности начиная с 1849 года, создает одни обширные произведения за другими. Песни Шумана «К солнечному свету», «Весенняя ночь» и другие, написанные в этот период, стали необычайно популярны. Прежде чем свет успел познакомиться с «Манфредом», Шуман опять выступает уже с ораторией «Странствование Розы», с музыкою на сюжет из «Фауста», с увертюрами, симфониями, трио, с бесчисленными тетрадями песен, фортепианными пьесами и т. д. К этому периоду очень подходит метафора его любимого автора (в «Титане»): «Чрезмерный свет и сверкание этого созвездия, кажется, предвещают закат и последний день».

В музыке Шумана к трагедиям «Фауст» Вольфганга Гёте и «Манфред» Джорджа Байрона, в его революционных маршах, хорах и песнях «На смерть героя», «Солдат», «Контрабандист» романтическая взволнованность, мечтательность, трепетность соединяются с бунтарством и свободолюбием. В дни революции 1848 года композитор записал в своем дневнике: «И так жестоко должны бороться люди за каплю свободы! Наступит ли время, когда все станут равны в своих правах?»

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Великий музыкальный поэт не всегда бывает хорошим дирижером; и наоборот. Шуман вовсе не имел качеств хорошего дирижера. Сам он думал, однако, иначе. В Дюссельдорфе слишком скоро начались размолвки, и осенью 1853 года все это дело расстроилось: контракт не был возобновлен. Это также могло в высшей степени болезненно ранить душу Шумана, и без того очень нежную и чувствительную, но он не показывал своих переживаний в силу скрытности характера.

Последним лучом света было путешествие его в Голландию в ноябре 1853 года, где его и Клару во всех городах принимали «с радостью и с почестями». Он «с удивлением видел, что его музыка в Голландии сделалась едва ли не более родною, чем в самом отечестве». Однако в том же году вновь стали проявляться болезненные симптомы, а в начале 1854 года они вдруг обнаружились с еще большею силою. Смерть, последовавшая 29 июля 1856 года, положила конец этим страданиям.

Но, несмотря на печальную участь Шумана, мы все-таки можем считать его счастливым. Он выполнил задачу своей жизни: оставил нам на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди будут вспоминать и имя Шумана.

Роберт Шуман и детская музыка.

Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Сегодня вы будете слушать музыку замечательного немецкого композитора Роберта Шумана, а исполнят её для вас ученики Детской музыкальной школы.

Роберт Шуман жил очень давно. Он родился 200 лет назад в 1810 году. С детства он проявил свою одарённость – писал стихи и пьесы, изучал иностранные языки, пытался сочинять для фортепиано. С 13 лет руководил школьным оркестром, который сам организовал из товарищей, для которого сам писал музыкальные и хоровые пьесы. Несмотря на такую одарённость, мать настояла, чтобы Роберт получил юридическое образование. Но любовь к музыке одержала победу и Шуман решил полностью посвятить себя любимому делу и стать пианистом-виртуозом. В тайне от своего учителя, он даже разработал собственную методику развития пальцевой беглости на инструменте, для чего сконструировал специальное механическое устройство, которое сыграло роковую роль в его судьбе. Такая тренировка пальцев привела к неизлечимому заболеванию правой руки. Шуману пришлось отказаться от своей мечты стать виртуозом, и он решил все свои силы отдать сочинению музыки.

Судьба распорядилась так, что лишившись возможности выступать, он стал много сочинять, а знакомила публику с этими сочинениями его жена – Клара, блестящая пианистка и дочь учителя Шумана.

Семья Шуманов очень много гастролировала. Они даже были на гастролях в нашей стране. Русские очень тепло принимали знаменитую пару. А русские композиторы пропагандировали музыку Шумана и давали ей высокую оценку.

К сожалению Роберт Шуман прожил недолгую жизнь, в конце жизни он серьезно болел, но продолжал сочинять до последних минут.

Все вы – пока ещё дети. Мир детей отличается от мира взрослых. Каждый день вам приходится сталкиваться со специальными, созданными только для вас, вещами. Это детские книжки, детские игры, детские фильмы и мультфильмы. Вы носите детскую одежду, и она отличается от взрослой, едите и пьёте из детской посуды. А как вы считаете, существует ли детская музыка? И если существует, то что же это такое?

Вы встречаетесь с детской музыкой каждый день. На музыкальных занятиях поёте песенки, которые написали детские композиторы. Вы слышите детскую музыку по радио, по телевидению в специальных детских передачах.

Детской мы называем музыку, написанную композиторами специально для вас. Чаще всего, когда взрослые начиняют сочинять что-нибудь для детей – музыку, стихи, рассказы, сказки, то они это делают для собственных сыновей или дочек, внуков или племянников.

Роберт Шуман тоже писал музыку для своих детей. У него их было пятеро, и старшие учились играть на музыкальных инструментах. В те далекие времена, когда жил Шуман, когда детская музыка только начинала создаваться, в большой моде были самые разнообразные альбомы. Их красочно оформляли, клали в гостиной на видное место. Гости записывали в альбом красивым почерком стихи, пожелания, комплименты, шутки, а также рисовали шуточные портреты и картинки.

Вот так и в альбоме Шумана под одной обложкой собраны самые разнообразные пьесы. О чём они? Жена Шумана вспоминала, что Роберт Шуман очень любил наблюдать за детскими играми, за всем происходящим вокруг, а свои наблюдения превращал в музыку. В таком альбоме были записаны пьески, которые дети могли не только слушать в исполнении мамы, но и исполнить сами, даже если только начинают обучаться игре на фортепиано. Постепенно дети подрастали и появлялись новые пьесы, более сложные для исполнения, так появилась вторая часть альбома.

Сборник пьес был издан под названием «Альбом для юношества». Он вышел в виде роскошного издания с золотыми буквами и картинками.

Давайте перелистаем страницы этого альбома и познакомимся с замечательной музыкой, а через неё и с жизнью детей той эпохи. Ведь недаром сам композитор замечал, что альбом возник «из самой гущи семейной жизни»

«Песенка»

Альбом начинается с трёх очень похожих друг на друга пьес. Это как бы варьирование одной и той же мелодии. В первоначальном подарочном сборнике одна из них называлась «Колыбельная для Людвига». Людвиг мыл самым маленьким сынишкой Шумана, ему не исполнилось ещё и года. Анне, его старшей сестричке, поручалось очень ответственное дело – убаюкивать младенца. Вот отец и написал для этого простую песенку, очень похожую на колыбельную, которую можно напевать без слов. Её светлая и спокойная мелодия мягко и неторопливо звучит на фоне мерно покачивающегося, убаюкивающего сопровождения.

«Марш»

«Марш» тоже помещён в самое начало альбома, потому что ему придаётся очень большое значение. Почему же?

Это сейчас нашу жизнь сопровождает музыка. Мы слышим её по радио и телевизору. Иногда она даже очень громко звучит на улице или из проезжающих автомобилей. А вот раньше, когда не было звукозаписывающей техники, всё было по-другому. Горожан окружала тишина, которую нарушали только цокот лошадиных копыт, да скрип проезжающей повозки, лай собаки или хлопанье дверей, крики разносчиков товаров и другие различные шумовые звуки. А вот живая звучащая музыка была большой редкостью. Её исполнение было целым событием для города. Только по праздникам или выходным дням на площади или в парке звучал военный оркестр. Да и это было лишь в тех городах, где располагался военный гарнизон. Выступление оркестра всегда ждали с большим нетерпением. Ну, а у военного оркестра главным музыкальным жанром является, конечно, марш.

«Марш» Шумана – очень энергичный, бодрый, с чётким «рубленым» ритмом. Но он не тяжеловесный, а лёгкий и прозрачный из-за большого количества пауз. Это придаёт ему оттенок «детскости». Мы как бы видим марширующих детей, которые играют в военных.

«Бедная сиротка»

Следующая пьеса называется «Бедный сиротка». Сирота – это ребёнок, оставшийся без родителей. Сиротами оставались дети и из богатых и из бедных семей. Судьба бедняков была нелёгкой. Они воспитывались в специальных приютах и лишены были родного крова и любви родителей. Детей одевали в одинаковую одежду, у них не было ни игрушек, ни сластей. Воспитатели относились к ним очень сурово. Во время своей поездки в Россию Роберт и Клара Шуман посетили такой приют в Москве. Тяжёлая сиротская доля нашла свой отклик в пьесе «Бедный сиротка». Глубоко печальная музыка проникнута жалобными, скорбящими интонациями, напоминающими всхлипывающий плач, а по скупому и размеренному ритму – траурный марш.

«Незнакомец»

Шуман приготовил своим детям, да и нам с вами, слушателям, музыкальный сюрприз: во второй части «Альбома» грустный и жалобный «Бедный сиротка» неожиданно превращается в злого «Незнакомца». Почему так произошло, объяснить трудно. Может быть это какая-нибудь сказка о колдовстве и превращениях? Ведь Шуман был большим мастером рассказывать разные волшебные истории своим детям. Но та же мелодия, которая вызывает у слушателя сострадание и скорбь, в новой пьесе звучит очень напористо, энергично, жёстко и пугающе. «Незнакомец» у Шумана – это агрессивный недружелюбный чужак. Его музыкальный портрет представлен в крайних частях пьесы, а в середине слышится испуг маленьких детей, которые застыли от страха и неожиданности и с трепетом взирают на «Незнакомца», от которого исходит явная угроза.

«Первая утрата»

Пожалуй, самая нежная и задушевно-грустная пьеса «Альбома», рассказывающая нам о детских переживаниях и огорчениях, - это «Первая утрата». Её появление было связано с реальным событием. В семье Шуманов жила в клетке птичка – чижик. Дети всегда очень радовались ей. Однажды они нашли птичку бездыханной, лежащей лапками кверху. Слово «утрата» и означает потерю какого-то близкого существа. Печально-трогательная красивая мелодия передаёт глубокое переживание и горе детей, которым впервые пришлось столкнуться с такими чувствами.

В «Альбоме для юношества» есть две пьесы, музыка которых рассказывает нам о всадниках. Но ведь верховая езда на лошади случается при разных обстоятельствах. Охотник скачет верхом, преследуя загнанного зверя. Цирковой артист скачет по арене, выполняя головокружительные трюки перед публикой. А мальчик скачет верхом на палочке, только играя в настоящего всадника. Каждый раз характер скачки и настроение у наездника будут разными. Так и у Шумана пьесы получились совсем не похожими друг на друга.

«Смелый наездник»

Первая из них «Смелый наездник». Характер музыки немного озорной: мальчишка оседлал палочку, как коня, и во весь опор скачет по комнате. Он подстёгивает свою «лошадку» прутиком, то и дело налету натыкаясь то на стол, то на дверь. Оттого в музыке мы слышим внезапные акценты.

«Всадник»

Совсем иного характера пьеса «Всадник». Перед нами разворачивается картина настоящей стремительной скачки. Вся музыка пронизана неуклонным поступательным движением с очень чётким ритмом. Она полна напряжения и тревоги. Резкие смены очень тихого и очень громкого звучания производят ощущение неожиданной опасности. В конце пьесы долго слышится затихающий топот лошадиных копыт, как будто всадник скрывается вдали.

«Дед Мороз»

Сейчас мы послушаем пьесу, название которой - «Дед Мороз». Как вы полагаете, какой должна быть музыка? Весёлая, немного шутливая и обязательно добрая. Ведь доброта – это главное качество Деда Мороза, приносящего маленьким детям целый мешок чудесных подарков и зажигающего разноцветные огоньки в Новогодний праздник. А теперь послушайте первые такты пьесы Шумана «Дед Мороз».

Что это? Ещё одни сюрприз композитора? Ведь музыка совершенно не соответствует характеру добродушного Деда Мороза. А может быть, Шуман ошибся или не сумел правильно изобразить в музыке румяного и улыбающегося старичка, с удовольствием играющего с детьми? Ведь вместо него получается сердитый и злобный старик, нагоняющий страх не только на маленьких детей. Музыка звучит очень сурово, резко, с акцентами, напоминающими хлёсткие оплеухи. Какую же загадку преподнёс нам Шуман?

Ответ таится в неточном переводе названия пьесы. В немецком языке она называется «Кнехт Рупрехт» - в буквальном переводе означает «Слуга Рупрехт», и вовсе не Дед Мороз, который назывался бы Санта Клаусом. Так кто же такой «Слуга Рупрехт» и какое отношение он имеет к Санта Клаусу?

У нас в России Дед Мороз традиционно приходит в Новый год со своей помощницей – внучкой Снегурочкой. В Чехии Дед Мороз (по-чешски Микулаш) приходит в рождество со своим помощником – чёртиком в красном плаще, который звонит в колокольчик, чтобы Микулашу открыли двери.

В Германии же, в той стране, где жил Шуман, Санта Клауса сопровождает слуга Рупрехт, сердитый и злобный персонаж, который носит с собой розги для детей, который плохо себя ведут или не слушаются родителей. Он ходит шаркающей походкой в обсыпанном снегом длиннополом тулупе мехом наружу; лицо его выпачкано сажей. Вместо подарка Рупрехт может подсунуть непослушным детям кусок угля или мороженую картофелину. Именно его и изобразил Шуман в своей пьесе. Но в коротком названии нельзя объяснить, кто такой слуга Рупрехт, а похожего персонажа в России нет. Вот переводчику и пришлось заменить его Дедом Морозом, что вовсе не соответствует замыслу Шумана.

Теперь становится понятно, почему в крайних частях пьесы, рисующих портрет Рупрехта, такая «сердитая» и угрожающая музыка. А в середине можно представить себе детей, испугавшихся его появления. И всё-таки пьеса заканчивается просветлённо. Ведь слуга Рупрехт всего лишь забавный персонаж рождественских обрядов и не может испортить чудесную атмосферу праздника.

«Весёлый крестьянин»

Пусть у вас не остаётся ощущения, что Шуман в своём «Альбоме для юношества» изображал только сердитых и злобных персонажей вроде Рупрехта и Незнакомца. Есть у него и добродушные весельчаки. Одна из пьес так и называется «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Широко льющаяся мелодия исполнена бодрости и радости. Ведь нелёгкая работа в поле закончена, и теперь крестьянину можно отдохнуть. Он поёт свою песню не слишком быстро. Ведь крестьяне всё делают не спеша, основательно, даже когда танцуют или поют. Мы слышим, как в первой части запевает песню один голос, а во второй части ему подпевает голос повыше. Голос звучит в басу и дублируется в верхнем голосе, как будто поют отец с сыном – ведь крестьянские дети часто помогали своим родителям работать в поле. Песня крестьянина удивительно тонко передаёт деревенский колорит.

Наше путешествие по «Альбому для юношества» заканчивается. Мы услышали много очень хорошей музыки. В основном это были разнообразные музыкальные портреты – и детские, и взрослые, целая галерея. Так достоверно выразить в музыке тончайшие краски человеческого настроения мог только великий композитор, имя которому – Роберт Шуман. Его портрет, как напоминание о нашей встречи пусть останется на память у каждого из вас.

Роберт Шуман

Музыка Шумана отличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грез. Во многом он отразил свойства своей натуры - двойственность.

Важное свойство музыки Шумана - фантазия, но это - не народная фантастика, а как бы мир его души, видения, грезы, очень индивидуализированная. Это проявляется и в музыкальной критической деятельности. Он был очень одарен в области литературы. Писал романы, повести, а также статьи в жанре новеллы, пьесы, писем, диалогов и другие произведения. Героями этих статей были очень необычные персонажи. Он придумал для себя "Давидово братство" - общество. Его члены - давидсбюндлеры. Туда он включил Моцарта, Паганини, Шопена, а также Клару Вик (его жену), а также: Флорестан и Эвзебий. Флорестан и Эвзебий - это выдуманные имена (это - как бы две половины его личности, которые спорили между собой). Он использовал их, как псевдонимы. Маэстро Раро мирил мечтательного Эвзебия и бурного Флорестана.

Шуман поддерживал все лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене, поддержал Берлиоза, писал статьи о Бетховене. Последней его статьей была статья о Брамсе. В 1839 г. он отыскал симфонию Шуберта - C-dur и исполнил ее, а в 50-м году стал одним

из организаторов Бетховенского общества. Творчество Шумана связано с немецкой романтической литературой. Его любимый поэт - Жанн Поль (настоящая фамилия - Рихтер). Под впечатлением от произведений этого писателя была написана пьеса - "Бабочки". Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана "Крейслериана". Большое влияние оказал Гейне. На его стихи были написаны вокальные циклы - "Круг песен" и "Любовь поэта".

Шуман любил использовать в своих произведениях карнавал (потому, что есть смена персонажей). Музыкальный язык Шумана очень тонкий. Связь с народной музыкой не такая, как у Шуберта. Нет явного примера. Мелодии более декламационные. Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая, мелодизированная и полифоническая. Ритм капризен, прихотлив.

Шуман написал много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему Абегг, "Бабочки", "Карнавал", симфонии, этюды, "Танцы давидсбюндлеров", фантастические пьесы, "Крейслериана", "Венский карнавал", новеллетты и др., 3 сонаты для фортепиано, фантазия, более 200 песен, вокальные циклы: "Любовь поэта", "Круг песен" на Гейне, "Мирты", "Круг песен" на стихи Эйхендорфа, "Любовь и жизнь женщины" на стихи Шамиссо, испанские любовные песни, песни из "Вильгельма Мейстера" (Гете), 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и скрипки с оркестром, концерт Штюк для фортепиано с оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие камерные ансамбли, оратория "Рай и Перри", опера "Геновева", музыка к драматическим спектаклям, около 200 критических статей - избранные статьи о музыке и музыкантах.

Цвиккау

Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не знал, кем он будет. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жанном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет пишет музыку. В детстве произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.

В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год. Шуман слышит Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес "Бабочки" для фортепиано.

В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга. В 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал: Вариации "Абегг", токката, "Бабочки", обработка каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Повредил, переиграл руку. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.

30-е годы. Рассвет фортепианного творчества. Написал: симфонические этюды, карнавал, фантазия, фантастические пьесы. Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене "Шляпу сниму долой господа перед Вами, гений!". В 1834 г. основал "Новую музыкальную газету". Выступал против консерватизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в традициях "Фиделио" и "Волшебного стрелка".

Стиль всех статей был очень эмоциональный. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur Шуберта, а друг - Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на Кларе Вик. Написал много песен: "Мирты", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта".

40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория "Рай и Перри", сцены из Фауста Гете, музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г. Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию в качестве мужа Клары Вик. В России был моден Мендельсон и Италия. Значение Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, члены "Могучей Кучки". Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка Вагнера была чужда Шуману.

1848 г. - была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.

53 г. - знакомство Шумана с Брамсом. Последняя статья Шумана о Брамсе. В 1854 г. Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Он хотел утопиться, но его спасли. Его вылечили, но он сошел с ума и после 2-х лет безрезультатного лечения в психиатрической больнице в 1856 г. Шуман скончался.

Фортепианное творчество

Музыка психологична. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний. Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр, так как в них очень хорошо можно выразить контрастность. Шуман обращается к программности. Это программные пьесы, часто связанные с литературными образами. Они все имеют названия, которые немного странные для того времени - "Порыв", "От чегоN", вариации на тему Абегг (это фамилия его знакомой девушки), буквы ее фамилии он использовал как ноты (A, B, E, G); "Asch" - название города, в котором жила бывшая любовь Шумана (эти буквы, как тональности вошли в "Карнавал"). Шуман очень любил карнавальность музыки, из-за разнохарактерности. Например: "Бабочки", "Венгерский карнавал", "Карнавал". Вариационный метод развития - "Абегг", "Симфонические этюды" - цикл жанрово-характерных вариаций на одну тему, которая преображается из траурного марша (в начале) в торжественный марш (в конце). Называются этюдами, так как в каждой вариации новые виртуозные этюдные технические приемы. Симфонические они потому, что звук фортепиано в них напоминает оркестр (мощные тутти, выделение отдельных линий).

Рассказать друзьям