Искусство и власть в разные эпохи. Современное искусство как инструмент влияния на политику российской федерации. Александр Александрович Власкин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема:" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть."

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Урок №1 Искусство 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь - памятник.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека

Неосуществленные проекты московских архитекторов 30-50 годов.


Слайд 2

  • Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти.Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.
  • Август из Прима Порто. Римская статуя
  • Палетка Нармера. Древний Египет
  • Слайд 3

    • Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве
    • Доблесть воинов и полководцев увековечиваютпроизведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные аркии колонны в ознаменование одержанных побед.
  • Слайд 4

    • Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже Луи Дэвид
    • Наполеон верхом в С-Bernard Pass
    • По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии,построены Триумфальные ворота вПариже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихсявместе с императором.
  • Слайд 5

    В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы.

    Слайд 6

    В XV в. центром православнойкультуры становится Москва

    • Московский застенок. Конец XVI века. Васнецов Аполлинарий Михайлович
    • Московский Кремль при Дмитрии Донском (Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского перед нашествием Тохтамыша в 1382 году). Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    • Д. Левицкий. Екатерина II
    • Двор московских царей становится местом проживания многих культурно образованных православных людей.
    • В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
    • Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения.
    • При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека.
    • Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.
  • Слайд 10

    • В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными... всем ты преисполнена, земля Русская!» Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.
    • Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах:
    • «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».
    • Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль.
  • Слайд 11

    • Московский Кремль: символ Москвы и России. Это бывшая резиденция Русских царей и патриархов. Кремль содержит уникальную коллекцию исторических архитектурных и культурных предметов.
    • Московский Кремль при Иване КалитеАкварель.А.М.Васнецов.
  • Слайд 12

    Успенский Собор - один из основных соборов России, где короновали царей и хоронили патриархов

    Слайд 13

    Собор Архангела Михаила, место захоронения Русских царей и принцесс

    Слайд 14

    • Благовещенский Собор - королевская часовня.
    • Оружейная Палата, основанная в 1720 году по приказу Петра I, старейший российский музей и сокровищница Российского искусства с древних времен до наших дней
  • Слайд 15

    В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I пометкому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург.

  • Слайд 16

    • Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I).
    • Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.
    • Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир.
    • Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
  • Слайд 17

    Список используемой литературы:

    • Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009
    • Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.
  • Посмотреть все слайды

    В 2015 году в Саратове проходила международная научно-практическаяконференция на тему "Искусство и власть", сборник докладов вышел в прошлом году.
    На фоне статей а-ля Райкин: как страдали от тоталитаризма художники тогда, и как они страдают от "цензуры" и "некрофильского государства" сейчас, неожиданно приятно прозвучал доклад одного художника-коммуниста (от КПРФ). Коротко и точно, как выстрел среди нытья.
    Привожу его здесь полностью, разбавив иллюстрациями.

    Животов Генадий Васильевич
    профессор, заслуженный художник РФ
    Российский государственный гуманитарный университет

    Художник и власть: историческая ретроспектива

    Я утверждаю, что нет истории искусств, а есть история заказчика.
    Мы все восхищаемся великими ваятелями Древней Греции, и нам кажется, что именно они породили греческое чудо. Но мы как-то забываем, что тогда статую обсуждали всем городом, а имя Фидия неразрывно связано с именем Перикла. Как только греческие полисы пришли в упадок, сошло на нет и греческое искусство, и уже никакие новые фидии, будь они хоть в тысячу раз одарённее своих именитых предков, не могли создать ничего подобного. Связь искусства и власти, искусства и государства гораздо прочнее, чем мы подчас думаем.

    Мы не будем рассматривать административно-пенитенциарные проявления власти: тюрьмы, полицию, суды и прочее. Для нас в государстве главное — его идеология, его высшие смыслы, и мне хотелось бы остановиться на самом важном: взаимосвязи идеологии и искусства.

    В Средние века важнейшим выразителем государственной идеологии была церковь. Церковь была побудителем создания величайших шедевров, это невозможно отрицать. В эпоху Возрождения и церковные, и светские власти были заказчиками для многих великих художников. Достаточно вспомнить род Медичи, к которому принадлежал и Лоренцо Великолепный — правитель Флоренции, и несколько римских пап. А рядом — имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

    Ещё один яркий пример — Наполеоновская империя. Великое искусство, великие имена. Потом всё это рухнуло, и к власти пришла буржуазия, которая всё опошлила. Биржа перемолола Ван Гога, Сезанна, Моне, создала из них мифы, повесила на них лейблы и ценники.

    В России буржуазии, в полном смысле этого слова, никогда не было. На протяжении веков русское искусство было неразрывно связано с Православной церковью. Но с эпохи Петра I в светском искусстве началось засилье Запада. Ведь что такое Эрмитаж? Это собранные Екатериной II работы голландских, французских, итальянских и прочих европейских художников. Даже знаменитая галерея портретов полководцев 1812 года — заказ государства! — была создана английским художником Доу.

    Но в XIX веке в России появился Третьяков. И этому человеку — частному заказчику — мы обязаны расцветом русского искусства. Государство, в лице царя и великих князей, спохватилось, и спустя несколько лет после открытия Третьяковской галереи основало Русский музей. Помимо Семирадского, государство стало поощрять и Сурикова, его государственно-имперскую идею. "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы" — эти картины Сурикова были куплены императором. Главным попечителем Русского музея был великий князь.

    В XX веке началась новая эпоха. Западническая верхушка либералов и генералитета в Феврале 1917 года свергла монархию и, продолжая Первую мировую войну на радость своим покровителям из Антанты, за полгода развалила государство. Старые устои были разрушены, но после Октября 1917 года Советская власть сразу начала проектировать новые. Казалось бы, государства ещё нет, оно только-только начинает возникать, но уже чётко сформулировало свои задачи: план монументальной пропаганды, культурная революция. Административных ячеек нет, а идеология уже создана. Результатом стал небывалый подъём народных энергий, на пике которого — величайшие имена и величайшие шедевры. Это была эпоха не школ, а откровений. Символом той эпохи можно считать скульптора Дмитрия Филипповича Цаплина — русского крестьянина из Саратовской губернии.

    Но постепенно революционная стихия вошла в гранитные берега "Большого стиля" сталинской эпохи. Была создана мощная, отлаженная вертикаль взаимоотношений художников и власти. Не все художники революции вписались в эту систему, но многие из них "причесались", стали реалистами. Огромную роль стали играть академические школы. В них прекрасно учили, и к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе были подготовлены прекрасные художники. Недавно, делая рисунок ко Дню Победы, я перелистывал альбомы и увидел картину Петра Кривоногова: салют в честь взятия Рейхстага. Это потрясающе! Но сегодня мало кто помнит этого художника студии Грекова, прошедшего всю войну в действующей армии.

    Хорошо, что не забыто имя Аркадия Пластова. Его картину "Фашист пролетел" Сталин брал с собой на Тегеранскую конференцию. Пластов был академиком, признанным мастером и при этом был глубоко укоренён в народе, воспевал деревню в её трудах и праздниках.

    Герасимовы Александр и Сергей, Борис Иогансон, Александр Лактионов — великие имена социалистического реализма. Идеология была ясна, государство чётко выражало свою волю.


    Иогансон Борис Владимирович, Строительство ЗАГЭС


    Лактионов Александр Иванович - Курсанты выпускают стенную газету

    Так было во всех видах искусства — назовём только триаду великих имён советского кинематографа: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Иван Пырьев. Советское искусство создавало образы-мечты: и "Будущие лётчики" Дейнеки, и "Кубанские казаки" Пырьева — о том, что сказка станет былью…

    Но со смертью Сталина, а особенно после выступления Хрущева на XX партсъезде с его "разоблачением культа личности" наступил шок, крушение святынь. Началась "оттепель". Появился "суровый стиль" — Никонов изобразил несчастных геологов, умирающих в горах, Попков стал много говорить о деревне, о её страданиях и т.д.

    К тому же ещё в сталинскую эпоху в искусстве появился бригадный метод. Съезды рисовали бригадами, и все получали премии. А в дальнейшем, во время "оттепели" и позже, в брежневские времена, началась эпоха больших государственных заказов, а значит, больших денег. Художники создавали добротные произведения искусства, ведь их хорошо учили. Но большие деньги порождали клановость: к заказу получали доступ не всегда те, кто талантливее.

    Вышесказанное не значит, что Советское государство не поддерживало остальных художников. Вспомним, как была устроена жизнь в Союзе художников: создавались комиссии — морская, спортивная, военная и т.д. Художников посылали по всем точкам Советского Союза как своеобразный десант: на великие стройки, на погранзаставы, в рыбацкие артели, в сельскую глубинку. И они на местах писали картины. Так всю жизнь работал мой друг Геннадий Ефимочкин — ровесник МОСХа. На большом холсте где-нибудь на скале над Ангарой неудобно писать, и он писал небольшие этюды. На основании этих акварелей он двадцать последних лет пишет картины, воссоздавая образ Советской Атлантиды… И это замечательное искусство. Ефимочкин будет писать свои картины до последнего вздоха, ведь он на войне — непрекращающейся войне образов. Когда-то мы проиграли в решающей битве этой войны и потеряли свою Родину — Советский Союз.

    Но война не закончилась, хотя многие даже не задумываются об этом. А раньше, в советское время, художники об этом задумывались? Когда искали заказчика среди иностранных дипломатов и бегали по посольствам, задумывались? А когда друзей приглашали на "бульдозерные выставки", о чём думали? Смотрели на Запад — оттуда через Польшу, Венгрию просачивались журналы, там проскакивало так называемое "современное искусство" в лице Уорхола, Поллока, Бойса и прочих. Мечтали о Монмартре, забывая, что Монмартр — это пристанище нищих художников. В Советском Союзе художники мечтали о нём, имея и пищу, и мастерские, и заказы, и прочее.

    Почему так происходило? Дело в том, что есть борьба смыслов, а есть борьба образов. В борьбе смыслов мы были гораздо сильнее Запада, о смыслах прежде всего думала наша власть. А образы нам в то время создавал… Голливуд. При этом советская цезура пускала в прокат самые лучшие американские, французские и итальянские фильмы. И у человека создавалось ощущение: "Нам ведь не всё показывают, а самое лучшее, наверное, и не показывают. А уж там-то, на Западе, какое искусство, какой кинематограф! Вот нам бы туда, посмотреть хоть одним глазком!"

    Голливуд создавал и продолжает создавать образы американской цивилизации, запускает их по всему миру. И они оказываются сильнее и американской армии, и американских санкций. И сейчас по нашему телевидению после самых патриотических передач регулярно показывают американские фильмы. Возникает вопрос: а есть ли у нашего государства сегодня идеология?

    От ответа на этот вопрос зависит будущее нашего искусства, ведь, как я уже говорил, нет истории искусств, а есть история заказчика.

    Простая и очевидная мысль. Даже добавить нечего. И как многим бы не хотелось, но без идеологии никуда. С неё всё начинается и без неё всё заканчивается.
    А пока её установление на государственном уровне, напоминаю, запрещено Конституцией РФ...

    Предварительный просмотр:

    9 класс

    Урок № 2

    Тема урока: «Искусство и власть»

    Цель: продолжать осваивать понятия «искусство» и «власть», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.

    УУД:

    Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»

    Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

    Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

    Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

    Оборудование для учителя:

    Экран для показа презентации, конспект.

    Оборудование для ученика:

    Тетрадь, ручка, карандаш.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Ход урока:

    1. Приветствие.
    2. Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
    3. Отмечание отсутствующих.
    4. Повторение пройденной темы:
    • Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке? О связи искусство и власти
    • Что такое искусство? Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
    • Какие виды искусства вы знаете? живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино.
    • Когда же появилось искусство? Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
    • Что такое власть? Власть - способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
    • Когда появилась власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
    • Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
    • Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )
    • Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
    • Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
    • Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )
    • Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
    • Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
    • В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
    • Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
    • Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )
    • Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )
    • Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )
    • Угадай-ка: посмотрите на экран и назовите произведения искусств:
    • Бог солнца - Ра
    • Октавиан Август из Прима Порто. Римская статуя
    • Пирамида Хеопса
    • Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
    • Идолы. Статуи языческих богов
    • Рамзес II, поражающий сирийского варвара.
    • Геракл
    • Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
    • Золотая погребальная маска Тутанхамона
    • Успенский собор Московского Кремля

    Молодцы!

    6. Изучение нового материала:

    Мы продолжаем с вами тему урока: «Искусство и власть»

    Запись в тетрадь: Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона - созданы святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, - под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь.

    Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона - вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

    В «Слове о погибели Русской земли» сказано:

    «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными... всем ты преисполнена, земля Русская!»
    Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.

    Запись в тетрадь: В XVIII в. открылась новая глава российской истории.

    Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург .

    Запись в тетрадь: Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.

    Давайте послушаем Концерт В.Титова посвященный Полтавской победы.

    Василий Поликарпович Титов (ок. 1650-1710) - русский церковный композитор, государев певчий дьяк.

    Титов Концерт в честь Полтавской победы

    Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

    Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

    (слайд Хоровая капелла имени Глинки)

    Воспевание власти особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке.

    «Бо́же, Царя́ храни́!» - государственный гимн Российской Империи с 1833 по 1917 годы, заменивший предыдущий гимн « Молитва русских ».

    Слушаем гимн «Боже, царя храни!»

    • Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (Боже, храни королеву).

    Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

    Слушаем Гимн Великобритании

    Гимн Великобритании на русском языке

    Боже храни нашу милостливую Королеву

    Долгой жизни нашей благородной Королеве

    Боже храни Королеву

    Пошли ей победного

    Счастья и славно

    Долго царствовать над нами

    Боже храни Королеву

    В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.

    Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.

    Скорой всего Дворец Советов строился для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик.

    Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

    Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917),

    Видеофрагмент песен Октябрьской революции

    …памятники,

    плакаты,

    произведения живописи,

    музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941-1945).

    Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

    Такие замечательные певцы: В.Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Б.Гребенщиков……

    7. Закрепление пройденного материала:

    ТЕСТ:

    А) Успенский собор

    В) Храм Христа Спасителя

    2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _

    Светская и религиозная

    А) Б. Иофан Б) Дм. Левицкий

    В) Ж.Л.Давид

    Дмитрий Григорьевич Левицкий

    1 - 2 - 3 - 4 - 5

    Продолжите фразу:

    • Сегодня я узнал…
    • Меня удивило…
    • Я приобрел…
    • Я попробую…
    • Мне захотелось…

    8. Домашнее задание

    Разделивших на группы, подготовить презентацию:

    (3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем:

    • Жак Луи Давид о Наполеоне (презентация)
    • Портреты знаменитостей художника Д.Г.Левицкого (слайды с названием картин)
    • Памятники Московского Кремля (слайды с названием памятников)
    • Триумфальные арки мира (презентация)
    • Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)
    • Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)
    • Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)
    • Соборы России (презентация-фильм)

    Предварительный просмотр:

    Домашнее задание:

    1. Пересказ по учебнику (стр. 104-105) (обязательно)

    ___________________

    1. Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)

    2. Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)

    3. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)

    4. Соборы России (презентация-фильм)

    Предварительный просмотр:

    1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

    А) Успенский собор

    Б) Новоиерусалимский монастырь

    В) Храм Христа Спасителя

    ________________________________________

    А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

    В) Ж.Л.Давид

    ________________________________________

    5. Определи Новоиерусалимский собор

    1 - 2 - 3 - 4 - 5

    2. Искусство и власть в России после 17 в.

    1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

    А) Успенский собор

    Б) Новоиерусалимский монастырь

    В) Храм Христа Спасителя

    2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

    ________________________________________

    А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

    В) Ж.Л.Давид

    ________________________________________

    5. Определи Новоиерусалимский собор

    1 - 2 - 3 - 4 - 5

    2. Искусство и власть в России после 17 в.

    1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

    А) Успенский собор

    Б) Новоиерусалимский монастырь

    В) Храм Христа Спасителя

    2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

    ________________________________________

    ________________________________________

    А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

    В) Ж.Л.Давид

    ________________________________________

    5. Определи Новоиерусалимский собор

    1 - 2 - 3 - 4 - 5

    2. Искусство и власть в России после 17 в.

    1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

    А) Успенский собор

    Б) Новоиерусалимский монастырь

    В) Храм Христа Спасителя

    2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

    ________________________________________

    А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

    В) Ж.Л.Давид

    ________________________________________

    5. Определи Новоиерусалимский собор

    1 - 2 - 3 - 4 - 5

    2. Искусство и власть в России после 17 в.

    1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

    А) Успенский собор

    Б) Новоиерусалимский монастырь

    В) Храм Христа Спасителя

    2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

    ________________________________________

    А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

    В) Ж.Л.Давид

    ________________________________________

    5. Определи Новоиерусалимский собор

    1 - 2 - 3 - 4 - 5

    2. Искусство и власть в России после 17 в.

    1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

    А) Успенский собор

    Б) Новоиерусалимский монастырь

    В) Храм Христа Спасителя

    2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

    ________________________________________

    А) Б. Иофан Б) Дм.Левицкий

    В) Ж.Л.Давид

    ________________________________________

    5. Определи Новоиерусалимский собор

    1 - 2 - 3 - 4 - 5

    2. Искусство и власть в России

    после 17 в.

    1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

    А) Успенский собор

    Б) Новоиерусалимский монастырь

    В) Храм Христа Спасителя

    2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? )

    2. Какие новаторства проявились на Руси с правлением Петра I? (появляется светская живопись и скульптура; изменяется на европейский лад музыка; хор государевых певчих становится Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге )

    3. Какую роль сыграла советская архитектура в XX веке в эпоху сталинизма? (пышная, помпезная архитектура подчеркивала власть и силу государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека )

    4. Каким композиторам приходилось выполнять заказы государства? (Д.Д.Шостаковичу, А.Г.Шнитке )

    5. Приведи примеры яркого выражения демократических настроений в искусстве? (революционные песни и марши; плакаты; музыка времен ВОВ; массовая песня о трудовом энтузиазме; авторская песня середины XX века; рок-музыка )


    Контрольная

    Культурология и искусствоведение

    1. Искусство и власть. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того как искусство часто использовалось для укрепления власти светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой...

    1. Искусство и власть.

    В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того, как искусство часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.

    Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

    Искусство:

    1. воплощало в зримых образах идеи религии;
    2. прославляло и увековечивало героев, правителей-вождей.

    Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали.

    Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства.

    Примеры:

    1. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

    По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

    2. 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

    XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва . В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже . Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.

    Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

    Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь . Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме . Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

    XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.

    Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

    Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

    3.ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

    Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917);

    плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет;

    авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

    2.Назовите архитектурные сооружения

    Эйфелева башня,

    Собор Василия Блаженного,

    Кремль – Казань,

    Свято-Вознесенский собор – Набережные Челны


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    66278. Учись бути здоровим 457.5 KB
    Харчування дітей має бути різноманітним з достатньою кількістю вітамінів. Вітаміни корисні для людини. Слово вітаміни походить від латинського слова віта життя. Якщо вітамінів не вистачає людина важко хворіє.
    66279. Англійська народна казка «Сорочаче гніздо» 46 KB
    Наша держава має добрих сусідів: росіян, білорусів, поляків, руминів. У новому розділі «Казки народів Європи» ми познайомимося з казками, які читають діти інших народів. Казки – це вигадані оповідання, котрі передаються протягом століть із роду в рід...
    66280. Твоя країна – Україна. Символи держави. Розробка проекту «Славетні українці» 397.5 KB
    Мета: Дати уявлення про Україну як незалежну державу, про державну символіку; розширити і уточнити відомості про період козаччини; розвивати мовленнєву діяльність, уміння слухати своїх товаришів, робити аналіз сказаного...
    66285. Органічні сполуки. Вуглеводи. Ліпіди 68.5 KB
    Вуглеводи. Вуглеводи їх будова і властивості. Майже всю суху речовину клітини складають білки вуглеводи ліпіди нуклеїнові кислоти. Складні вуглеводи моносахариди.
    66286. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Гигиена питания 74 KB
    Каким же горючим человек заправляет свой организм Чем вы питаетесь На какие две группы можно разделить всю пишу У меня в руках что морковь Это растительная или животная пища Что такое растительная пища Дайте определение.
    Рассказать друзьям