Тенор звучание. Мужские голоса. Теноровые оперные партии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Драматический тенор, наиболее крепкий из высоких мужских голосов, тембр этого голоса зачастую бывает жестким, стальным, звучание обычно "лазерное" прямое. Обычно это самые мощные по звучанию голоса. Также стоит добавить, что настоящий драматический тенор, зверь довольно редкий, а уж такие тенора, что их голоса напоминают стенобитные тараны, вообще рождаются раз в столетие.

Марио Дель Монако (1915-1982), по многим свидетельствам, обладал наиболее сильным, темным по тебру голосом, близкому уже к баритону, по глубине звучания. Монако не пел почти лирических партий, кроме Рудольфа из "Богемы" Пуччини и Альфредо из "Травиаты" Верди. Коронной его партией была роль Отелло в одноименной опере Верди. В этой партии голос Монако звучал максимально свободно, со всей свойственной ему мощью.

Dio mi potevi "Otello" Verdi
Тут Монако позволяет себе показать весь динамический диапзон своего голоса, от сравнительно легкого и тихого звучания, до громового форте в конце. Стоит обратить внимание на четкость переходов между нотами, на объем голоса, на его "прямоту" в хорошем смысле этого слова.


Di quella Pira "Trovatore" (Трубадур) Верди.
Знаменитая "Стретта Манрико" в которой Марио совершенно свободно заходит в верхнее До, столь же свободно он пропевает все, довольно неудобные короткие ноты в этой арии, все звучит выверено и четко, но с ощущением, того, что певец идет на пределе возможностей, что было вовсе не так. Таких певцов как Марио Дель Монако также называли tenore di forza.

Che gelida manina "Богема" Пуччини. В это арии Монако очень старается звучать лирические, что у него почти получается. Но в кульминации, на верхнем До, природа его голоса берет свое.

Франко Корелли (1921-2003): Был возможно единственным, кто мог поспорить с Монако в плане мощи звучания. Голос его был был более светлым, мягким, при необходимости Корелли мог заставить его звучать почти лирически. Кроме великолепных вокальных данных, Франко был обладателем глубочайщей музыкальной, и не только музыкальной, культуры. Корелли стал легендой при жизни. Что интересно, несмотря на громовой голос Франко не пел Отелло (тут причиной, как он сам признавался было то, что эта партия казалась ему излишне нервной, тяжелой психологически), а одной из любимых партий у Корелли был Рудольф из "Богемы", получавшийся у него намного лучше чем у Монако, да и у многих лирико-драматических и лирических теноров. Также одной из удивительных вокальных способностей Корелли было плавное деминуэндо (постепенное уменьшение громкости звука) на высоких нотах, от громового форте до легкого пиано.

Ah, si ben mio. Di quella pira! "Трубадур"
Несмотря на то, что Монако прекрасно исполнял эту партию, по моему мнению Корелли поет её сильнее, эмоциональнее, тоньше.

Che gelida manina "Богема".
Партия Рудольфа, как уже упоминалось выше, была одной из любимейших у Корелли.
Несмотря на мощь и объем голоса, он поет все максимально лирически, хотя природу никуда не деть, большой голос это большой голос.

Celeste Aida "Aida" Verdi.
Упомянув Корелли нельзя не коснуться его великолепных деминуэндо. В конце романса Радамеса "Милая Аида" Корелли на верхнем Си делает плавное деминуендо, от форте до еле слышимого пиано, при этом голос не уходит на пиано в фальцет.

Аурелиано Пертиле (1885-1952): Обладая большим, звучным, драматическим голосом, Аурелиано Пертиле пел почти весь репертуар тенора, от Отелло до Артуро из "Пуритан" (правда последнюю партию он был вынужден петь на тон ниже, чем написано у композитора).
Тембр Пертиле специфичен, современники называли его квакающим тенором, за резкий, иногда даже будто бы неприятный голос. Но прекрасная техника, музыкальность, буквально математическая выверенность в исполнении, заставляют забыть о каких-то неприятных тембральных оттенках. Обычно после прослушивания нескольких вещей, создается впечатление, что у Аурелиано был голос с благороднейшим звучанием тембра.

Dio mi potevi "Otello" Verdi.
В этом произведении, в соответствии с традициями Пертиле поет мощно, но иногда уходит в легкое звучание, в лирических местах.

Di quella pira "Trovatore"
Тут очень хорошо слышен тембр Пертиле, а также слышна его четкость, продуманность каждой фразы, впечатляют свободные и мощные верхние ноты, насыщенные тембром.

Mein Lieber Schwan "Лоэнгрин" Рихард Вагнер.
В партии Лоэнгрина, Пертиле поет очень мягко, лирически, на пиано, но иногда выходит и на форте, кажущееся еще более мощным, из-за предшествующего ему пиано.

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

- (ит. tenore). Высокий мужской голос. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕНОР высокий мужской голос. Различают героический т. (наиболее сильный) и лирический т. (наиб. нежный). Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

И (устар.) ТЕНОР, тенора, муж. (итал. tenore от лат. teneo держу (подразумевается: держу основную мелодию, ср. 4 знач.). 1. Высокий мужской голос. Драматический или героический тенор. Лирический тенор. Партия Лоэнгрина написана для тенора. Петь… … Толковый словарь Ушакова

Современная энциклопедия

См. певец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тенор теноришко, тенорок; голос, певец, инструмент; тромбон, домбра, саксофон, саксгорн Словарь русских син … Словарь синонимов

Тенор - (итальянское tenore, от латинского teneo держу, направляю), 1) высокий мужской певческий голос. Различают тенор лирический, драматический, лирико драматический. 2) Духовой музыкальный инструмент, входящий в состав духового оркестра. 3) Составная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. tenore от лат. tenor равномерное движение, напряжение голоса, от teneo держу, направляю),..1) высокий мужской певческий голос. Различают лирический, драматический, лирико драматический2)] Духовой медный музыкальный инструмент, входящий в… … Большой Энциклопедический словарь

тенор - бойкий (Златовратский); высокий (Андреев); залетный (Эртель); заносистый (Лесков); звучный (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. тенор О… … Словарь эпитетов

тенор - а, м. ténor, ит. tenore. 1. Самый высокий мужской голос. БАС 1. Громкий тенор дерптского студента уже не был одиноким, потому что во всех углах комнаты заговорило и засмеялось. Толст. Юность. 2. Певец с таким голосом. БАС 1. Тенора поднимаются на … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТЕНОР, а, мн. а, ов и ы, ов, муж. 1. Высокий мужской голос. Лирический т. Драматический т. 2. Певец с таким голосом. | уменьш. тенорок, рка, муж. (к 1 знач.). | прил. теноровый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

тенор - тенор, мн. тенора, род. теноров и устаревающее теноры, теноров. Произношение [тэнор] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Тенор. Владислав Пьявко. Из хроники прожитых жизней... , . Книга к 60-летию со дня рождения и 35-летию творческой деятельности выдающегося российского певца Владислава Пьявко. Созданная в жанре коллажа из автобиографическихзаметок артиста, рассказов…
  • Николай Фигнер. Тенор. Арии из опер , . Николай Фигнер (1857-1918) - русский певец (лирико-драматический тенор). В 1887 году дебютировал на сцене Мариинского театра. В первый же свой сезон привлек внимание партией Отелло, исполнив…

В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. Между тем в ранние периоды развития вокального искусства таковая была весьма проста. Различались два типа мужских и два типа женских голосов - та классификация, которая сохранилась до настоящего времени в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более и более дифференцироваться. В мужской группе сначала выделился промежуточный голос - баритон. Затем произошло дальнейшее разделение в каждой из групп. Самый высокий мужской голос тенор имеет рабочий диапазон от до малой до до второй октавы.

Мужские голоса:

Женские голоса:

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны, но способны достигать ре второй октавы . Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

Лирический тенор - тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев.

Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Лирико-драматический тенор - голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Узунова.

Драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса - Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Лирические баритоны - Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамрекели, Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Гобби, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева. Партии Демона, Мазепы, Валентина, Ренато чаще всего исполняются голосами этого характера.

Драматический баритон - голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии - Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонастро, Грязной, Князь Игорь. Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой . Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Басовый диапазон

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр. Иногда некоторые такие голоса называют баритональными басами. Баритональные басы исполняют партии Томского, Князя Игоря, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Нилаканты в «Лакме» Делиба. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы , такие, как Гремин, Кончак, Рамфис, Зораастро, Спарафучиль. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Пинца, В. Р. Петрова, Гяурова.

Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы .
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.

История о том, как один вокальный эксперимент совершил настоящую революцию в мире оперы и каковы были вкусы публики той эпохи.

Йонас Кауфманн в роли Андре Шенье в одноименной опере

В апреле 1837 года Жильбер-Луи Дюпре дебютировал в Парижской опере в роли Арнольда в « ». Он знал, что ему недостает элегантной виртуозности его предшественника, известного оперного певца Адольфа Нури, и решил сделать ставку на верхний регистр своего голоса. В арии Арнольда в четвертом акте оперы он поразил публику своим высоким до, который он исполнил не головным, а грудным голосом, вопреки замыслу . Звук, как сообщают некоторые современники, был малоприятным, – в частности, он очень не понравился самому – но эксперимент Дюпре заставил певцов и композиторов обратиться к не использовавшемуся в то время потенциалу высокого мужского голоса.

Любителям оперы той поры было куда привычнее слышать теноров, поющих в технике бельканто, с использованием колоратуры, красивым легато и широким диапазоном голоса. Вместе с тем тенором в те времена называли разнообразные голоса от высокого и живого до более низкого, но вместе с тем более мощного. Нури обладал выдающейся силой голоса, но придерживался традиции бельканто и пел в высоких регистрах фальцетом. Начиная с 1837 году, он работал над овладением новой техники Дюпре, но лишь испортил себе голос и в 1839 году покончил жизнь самоубийством.

Других певцов ждала более счастливая судьба. Тенор Энрико Тамберлик мог, используя технику Дюпре, петь еще более высокие ноты, чем он, и вдохновил на создание произведений, написанных специально для драматического тенора. Именно он, как драматический тенор, впервые исполнил арию Di quella pira, а также создал образ смелого, но измученного испытаниями судьбы Альваро в опере « ». Голос Франческо Таманьо, первым исполнившего главную роль в опере « », еще более сильный, чем у Тамберлика, музыкальные критики той эпохи сравнивали со звуком трубы или даже пушки. Его высокий регистр, вдохновил на создание замечательных сольных номеров в “ “, начиная с первого выхода “Esultate!”

В Германии (большой любитель « ») поставил целью создать новый образ тенора, более «маскулинный» и героический. Его первые теноры – Йозеф Тихачек, Людвиг Шнор фон Карольсфельд и Альберт Ниман – были известны своей физической выносливостью, на сцене им удавалось одновременно исполнять партии (иногда они достигали в нижнем регистре звучания баритона) и фактически выступать в роли актеров. Произведения Вагнера, написанные специально для них, заложили основы развития хельдентенора, широкого по диапазону и мощного голоса с сильным нижним и средним регистрами, а также полноценным звучанием в верхнем регистре.

Французское пение всегда концентрировалось на сдержанности исполнения и грациозности, неудивительно, что лирическая традиция оставалась популярной во Франции, в особенности в Опера-Комик. Александр Тальзак, первым исполнивший партию графа де Грие в опере « », отличался своим мягким тембром и нежной манерой исполнения. И все же подход Дюпре оставил свой след в развитии оперного искусства во Франции, в качестве примера можно привести партии Бенвенуто Челлини и Энея в операх Берлиоза. Несколько теноров могли исполнять оперы в обоих стилях: Ян Решке успешно выступал в роли Ромео, но с учетом его мощного тембра он все же был скорее еще одним вагнеровским тенором.

Композиторы 20 столетия продолжили искать новые пути сочетания музыки и драматического тенора. Невероятно сложные партии авторства вроде Вакха в « » или Императора в «Женщине без тени» требуют мощи голоса хельдентенора и вместе с тем лирической красоты. Пуччини открыл новые горизонты звучания высокого мужского голоса. Здесь и глубоко лиричный образ Родолфо в « », и героический персонаж Калаф в « ». Теноры-исполнители в операх , на творчество которого в значительной степени повлиял долгое время работавший с ним оперный певец Питер Пирс, должны обладать гибким высоким голосом, напоминающим исполнение в технике бельканто. Современник Пирса Ричард Льюис, обладавший сильным высоким регистром, напротив, вдохновлял композиторов на создание партий для гельдентенора, вроде Ахилла в опере Типпетта «Царь Приам» или Троила в опере «Троил и Крессида» Уильяма Уолтона.

Благодаря исполнению роли Арнольда Жильбер Дюпре считается революционером в мире оперы, первым тенором современной эпохи. Но, пожалуй, даже он был бы удивлен тем разнообразием ролей для драматического тенора, которые были созданы благодаря его смелому эксперименту.

Переводил – Марат Абзалов

Источник – www.roh.org.uk

Текст является переводом статьи, размещенной на сайте ROH. По договоренности с театром текст дается в точной редакции автора статьи, имя которого указано в тексте перевода. За все неточности и ошибки в тексте «Музыкальные сезоны» ответственности не несут.

Копирование запрещено

Рассказать друзьям