Матильда кшесинская в пожилом возрасте. Матильда Кшесинская – любовница великих князей Романовых. У кого весеннее обострение? Кунгуров в полуприличной форме о программе Сулакшина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Матильда без прикрас: какой балерина Кшесинская была в жизни

В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай

Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская

Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея.

Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.

Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.

Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской - дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.

Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подпишитесь на нас

Способная балерина Матильда Кшесинская (польская еврейка) умудрилась быть любовницей нескольких великих князей одновременно. За одного из них она в конце концов вышла замуж. И ему даже пришлось усыновлять собственного сына…

125 лет назад юная балерина Матильда Кшесинская завершила свой первый сезон в Императорском театре в Санкт-Петербурге. Впереди её ждала головокружительная карьера и бурный роман с будущим императором Николаем II, о котором она предельно откровенно рассказала в своих «Воспоминаниях».

В 1890 году впервые на выпускном спектакле балетного училища в Петербурге должна была присутствовать царская семья во главе с Александром III. «Этот экзамен решил мою судьбу», - напишет позже Кшесинская.

Судьбоносный ужин

После спектакля выпускники с волнением наблюдали, как по длинному коридору, ведущему от театральной сцены в репетиционный зал, где их собрали, медленно шли члены царской семьи: Александр III с императрицей Марией Фёдоровной, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович. На удивление всем император громко спросил: «А где же Кшесинская?» Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета».

Семнадцатилетняя Кшесинская была ошеломлена тем, что произошло в репетиционном зале. Но дальнейшие события этого вечера казались ещё более невероятными. После официальной части в училище давали большой праздничный ужин. Александр III занял место за одним из пышно сервированных столов и попросил Кшесинскую сесть рядом с ним. Затем он указал на место рядом с юной балериной своему наследнику и, улыбаясь, сказал: «Смотрите только не флиртуйте слишком».

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения…»

Позже они ещё несколько раз случайно видели друг друга издалека на улицах Петербурга. Но следующая судьбоносная встреча с Николаем случилась в Красном селе, где по традиции летом проходил лагерный сбор для практической стрельбы и манёвров. Там был построен деревянный театр, где давали спектакли для развлечения офицеров.

Кшесинская, с момента выпускного спектакля мечтавшая ещё раз хотя бы увидеть вблизи Николая, была бесконечно счастлива, когда он пришёл поговорить с ней во время антракта. Однако после сборов наследник должен был на 9 месяцев уехать в кругосветное путешествие.

«После летнего сезона, когда я могла встретиться и говорить с ним, моё чувство заполонило всю мою душу, и я только о нём могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки…»

Когда наследник вернулся в Россию, он стал писать Кшесинской много писем и всё чаще приезжал в дом к её семье. Однажды они сидели в её комнате почти до утра. И тогда Ники (так он сам подписывал письма к балерине) признался Матильде, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Кшесинская мучилась, но понимала, что её разлука с наследником неизбежна.

Любовница Ники

Сватовство оказалось неудачным - принцесса Алиса отказалась переменить веру, а это было основным условием брака, поэтому помолвка не состоялась. Ники снова стал часто навещать Матильду.

«Нас всё более влекло друг к другу, и я всё чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Отец был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нём, о моём счастье, хотя бы кратком…»

В 1982 году Кшесинская переехала в дом на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов. Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже. А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

До самой свадьбы продолжалась его переписка с Кшесинской. Она попросила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на «ты», а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. В последнем письме к балерине наследник ответил: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

«Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя. Я знала, что найдутся люди, которые будут меня жалеть, но найдутся и такие, которые будут радоваться моему горю. Что я потом переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…»

Николай всегда покровительствовал Кшесинской. Он купил и подарил ей дом на Английском проспекте, который она когда-то специально арендовала для встреч с наследником. С помощью Ники она разрешала многочисленные театральные козни, которые строили её завистники и недоброжелатели. С подачи императора в 1900 году Кшесинской легко удалось получить персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам такие почести полагались лишь после двадцати лет службы или перед выходом на пенсию.

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Великий князь Сергей Михайлович утешал балерину после расставания с Ники. Их долгое время связывали близкие отношения. Вспоминая о театральном сезоне 1900/1901 года, Кшесинская упоминает, как за ней красиво ухаживал женатый 53-летний великий князь Владимир Александрович. В те же годы у Кшесинской завязался бурный роман с великим князем Андреем Владимировичем, при этом отношения балерины с Сергеем Михайловичем не прекращались.

«В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение…»

Осенью 1901 года они вместе поехали в путешествие по Европе. В Париже Кшесинская узнала, что ждёт ребёнка. 18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но посчитала, что не имеет права этого делать. В итоге, мальчика назвали Владимир - в честь отца её любовника Андрея.

«Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжёлый разговор с великим князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем…»

Сыну Кшесинской дали отчество Сергеевич. Хотя уже после эмиграции, в январе 1921 года, балерина и великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце. Тогда он усыновил своего родного ребёнка. Но фамилию мальчик получил Красинский. И это имело особый смысл для Кшесинской.

А ТЕПЕРЬ НАЧИНАЮТСЯ ЧУДЕСА С БИОГРАФИЕЙ. ПРИМАЗЫВАНИЕ К БОГАТЫМ И ВЛИЯТЕЛЬНЫМ В КРОВИ У ЕВРЕЙСКИХ ЖЕНЩИН, ЭДАКОЕ ХОББИ. НУ И ВЫДУМАТЬ СЕБЕ ТИТУЛ-ТОЖЕ НЕ ПРОБЛЕМА!

История семьи Матильды Кшесинской не менее занимательна, чем биография самой балерины. Её предки жили в Польше и относились к роду графов Красинских. В первой половине XVIII века случились события, перевернувшие жизнь знатного семейства. И виной этому, как часто бывает, стали деньги. Прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После смерти графа почти всё наследство отошло его старшему сыну (прапрадеду Кшесинской). Его младший брат не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер, не оправившись от смерти своей супруги. Владельцем несметных богатств оказался его 12-летний сын Войцех (прадед Кшесинской), оставшийся на попечении француза-воспитателя.

Дальнейшие события напоминают сюжет «Бориса Годунова» Пушкина. Дядя Войцеха, считавший несправедливым распределение наследства графа Красинского, решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. В 1748 году кровавый план уже близился к завершению: двое наёмных убийц готовили преступление, но у одного из них сдали нервы. Он рассказал обо всём французу, воспитывавшему Войцеха. Собрав наспех вещи и документы, тот тайно вывез мальчика во Францию, где поселил его в доме своей семьи под Парижем. Чтобы максимально законспирировать ребёнка, его записали под фамилией Кшесинский. Почему была выбрана именно эта фамилия - неизвестно. Сама Матильда в мемуарах предполагает, что она принадлежала её прадеду по женской линии.

Когда воспитатель умер, Войцех решил остаться в Париже. Там в 1763 году он женился на польской эмигрантке Анне Зиомковской. Спустя семь лет у них родился сын Ян (дед Кшесинской). Вскоре Войцех решил, что может вернуться обратно в Польшу. За годы его отсутствия ушлый дядя объявил наследника умершим, а все богатства семьи Красинских забрал себе. Попытки Войцеха вернуть наследство оказались напрасны: воспитатель при побеге из Польши взял не все документы. Восстановить историческую правду в городских архивах тоже было трудно - многие бумаги оказались уничтожены в ходе войн. По сути, Войцех оказался самозванцем, что сыграло на руку его дяде.

КРАСИВО ЗАВЁРНУТО! И КОНЦОВ НЕ СЫЩЕШЬ. БЫЛИ ТАКИЕ ИЛИ НЕТ..(АНАЛОГИЧНО С БИОГРАФИЕЙ ПОКЛОНСКОЙ, ТОЖЕ НЕ ИЩИТЕ БИОГРАФИИ, КТО И ОТКУДА-ВСЁ НЕПРАВДА).

Единственное, что сохранилось у семьи Кшесинской в доказательство их происхождения - кольцо с гербом графов Красинских.

«И дед, и отец пытались восстановить утерянные права, но это удалось лишь мне после смерти отца…»

В 1926 году великий князь Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Политика

    Канал «Аксиома»

    Сколько еще будет страдать народ? Где выход? Будет ли война? Сулакшин

    Ответ Степана Степановича Сулакшина на вопрос зрителей: Сколько еще будет страдать простой народ и где выход? И будет ли война? Эпизод «Вопросы и ответы» №16 Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://сайт

    17.04.2019 22:28 0

    Общество

    Канал «Аксиома»

    Рейтинг Путина расчетный или нарисованный?

    На этой неделе Левада-Центр опубликовал данные. Если бы выборы президента РФ прошли в ближайшее воскресенье, действующий глава государства Владимир Путин набрал бы 55% голосов избирателей. Это на 15% меньше по сравнению с январем 2018 года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на исследование «Левада-центра». По данным «Центра Сулакшина» — 5%. При этом 19% россиян не знают, за…

    13.04.2019 22:46 0

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Олигархи ставят рекорды по скорости обогащения в кризис

    Актуальный комментарий С.Сулакшина. Совокупное состояние богатейших россиян за первый квартал 2019 года увеличилось на 20,5 миллиарда долларов, следует из данных рейтинга BloombergBillionaires Index (BBI). В список из 500 самых богатых людей мира вошли 23 россиянина. Самое большое состояние среди соотечественников оказалось у владельца «Интерроса» и гендиректора «Норникеля» Владимира Потанина - 21 миллиард долларов. Он занял…

    5.04.2019 20:22 0

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Коротко. Визит визиря — Туалетная бумага для Медведева

    Коротко. В Перми, перед визитом Дмитрия Медведева в поликлинику в кабинки поставили туалетную бумагу. Заходил ли премьер в клозет, не сообщается. Пока Медведев общался с подготовленными для таких встреч врачами, больных держали на улице. Актуальный комментарий Степана Сулакшина. Источник новости https://59.ru/text/politics/66039229 Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://сайт

    3.04.2019 23:33 0

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Лживая стабильность. Рост тарифов ЖКХ, цен и обнищание — ИТОГИ

    Карикатуры Ёлкина Иллюзия стабильности навязанная пропагандой рушится с каждым днем. Аналитики компании — ведущего производителя контрольно-кассовой техники и программного обеспечения, пришли к выводу, что на электроэнергию россияне стали тратить вдвое больше, расходы на теплоснабжение выросли 1,5 раза. Растут цены на продукты питания и вещи повседневного спроса. Исследование содержит анализ более чем 20 млн платежей на…

    2.04.2019 9:12 0

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Арест Абызова совсем не случайность — Кто следующий?

    Актуальный комментарий Степана Сулакшина по аресту Михаила Абызова, который создавал «открытое правительство» и был приближен к премьеру Дмитрию Медведеву

    27.03.2019 20:31 0

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Готовится сценарий пожизненного правления Путина

    Анализ новостей со С.Сулакшиным. В президентской администрации рассматриваются различные варианты, которые позволят Владимиру Путину остаться у власти как можно дольше, сообщили Bloomberg три источника, близкие к Кремлю. Политолог и бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин сказал агентству, что в Кремле «активно обсуждали» и сценарий, схожий с тем, что сейчас происходит в Казахстане. Москва будет следить…

    24.03.2019 23:20 0

    Общество

    Канал «Аксиома»

    К антинародным законам с пониманием! Путин призвал смелее принимать непопулярные решения

    Карикатуры художника Ёлкина Актуальный комментарий С.Сулакшина. Президент Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры РФ призвал смелее принимать «непопулярные законы». Он сказал: «Принималось огромное количество «приятных для уха» обывателя нормативных актов, и более половины, уверенно можно сказать, не исполнялось, да и не могло быть исполнено в силу очень тяжелого финансового, экономического положения в стране. Что…

    22.03.2019 13:31 1

  • Канал «Аксиома»

    Уходя — не уходи. «Самое опасное, это вцепиться в кресло зубами»

    Весь интернет обсуждает отставку президента Казахстана Н.Назарбаева, который правил страной 30 лет. Назарбаев по-прежнему обладает широкими полномочиями, заняв более высокие должности. Ему подчиняется все руководство страны. Все было подготовлено заранее. Актуальный комментарий Степана Сулакшина.

    20.03.2019 23:49 0

  • Политика

    Канал «Аксиома»

    Курилово-разводилово. Переговоры по Курилам с Японией засекретили!

    Актуальный комментарий С.Сулакшина. Москва и Токио договорились не разглашать содержание переговоров по мирному договору. Об этом заявил министр иностранных дел Японии Таро Коно, передает ТАСС. По его словам, стороны стремятся достичь договоренности по мирному соглашению, однако не хотят обсуждать детали на публике. «Мы договорились с министром иностранных дел России [Сергеем] Лавровым, что не будем предавать…

    20.03.2019 23:41 0

    Политика

    Канал «Аксиома»

    У кого весеннее обострение? Кунгуров в полуприличной форме о программе Сулакшина

    Популярный блогер Алексей Кунгуров написал, уже три поста с резкой критикой «Программы Сулакшина» . Степан Степанович, конечно, прочел эти посты и высказал свое мнение в передаче «Вопросы и ответы». В своем анализе Кунгуров приписал Сулакшину: национал-социализм, неосталинизм…

Имя: Матильда Кшесинская

Дата рождения: 31.08.1872

Возраст: 146 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Деятельность: балерина, педагог

Семейное положение: замужем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской сейчас очень активно обсуждаются. Это имя у всех на устах после премьеры нашумевшего фильма «Матильда», в котором самодержец, канонизированный святой православной церковью, показан как обыкновенный страстный человек. Это шокировало многих, особенно верующих. И, как известно, многие люди сейчас выступают с протестами. Так кем же была на самом деле эта таинственная женщина?


Детство и юность Матильды

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года. Ее биография началась в городке Лигово Санкт-Петербургского уезда.

Родители Матильды были актерами балета, поляк Феликс и Юлия. Отец выступал в Мариинском театре, а мать была артисткой кордебалета. Личная жизнь Феликса и Юлии Кшесинских сложилась удачно, у них родилось трое детей, несмотря на то, что у Юлии до брака с Феликсом было 5 детей от первого мужа. В девичестве фамилия матери была Доминская. Она была замужем за известным танцором Леде, который погиб, оставив ее одну с детьми.

Матильда с детства проявляла способности к театральному искусству, и всей душой любила театр. Ее старшая сестра также была балериной, что лишь усиливало желание молодой девушки пойти по этой стезе. Поэтому, как только ей исполнилось 8 лет, девочка поступила в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчила его экстерном. Во время учебы, будущая балерина волновалась, что не сможет принести пользу обществу, но увидев исполнение известнейшей Вирджинии Цукки и вдохновившись им, поняла, что важнее искусства для нее самой ничего нет.

Матильда Кшесинская в детстве

На выпускном экзамене, и без того волнительным для Матильды, присутствовал император Александр Третий вместе со своим сыном, цесаревичем Николаем. Государь похвалил выступление Матильды, пожелав ей стать украшением знаменитого русского балета.

Эта похвала оказала огромное влияние на биографию и личную жизнь Матильды Кшесинской, придало ей уверенности. После экзамена, на балу, девушка танцевала с Николаем. Они оба, вспоминая этот момент, утверждают, что влюбились друг в друга сразу же.

Родители Матильды

Воспоминания современников показывают, что у девушки был жизнерадостный характер. Матильда была легкая на подъем и очень веселая. Цесаревич Николай даже высказывался в дневнике о том, что вместо крови в ней течет шампанское. Такой она и оставалась до конца жизни.

Так как девушка показала себя в учебе с лучшей стороны, то после окончания училища ее сразу же пригласили в Мариинский театр.

Творческая карьера в России

Матильда была очень выносливой и целеустремленной личностью. Она могла часами держать стойку у балетного станка, не обращая внимания на боль и неудобство.

Девушка играла много ролей в театре, но ее дебютом стала роль Авроры в Спящей красавице. В 1896 году Матильда, несмотря на отсутствие согласия главного балетмейстера Петипа, становится прима-балериной императорского театра. Работа у девушки была сложная, к тому же нелегким было отношение других балерин к Матильде, но она продолжала сиять на сцене.

В то время итальянские балерины были самыми популярными в русском балете, благодаря их физической выносливости и изящности. Чтобы научиться такому мастерству, Матильда берет уроки у итальянских мастеров, что позволило ей совершить известный трюк – 32 фуэте, до этого не исполнявшийся русскими балеринами.

Известная балерина Матильда Кшесинская

Кшесинская выступала не только в Мариинском театре, но и в Красносельском и Эрмитажном. Также, юная балерина работала вместе с такими известными балеринами, как Анна Павлова и Юлия Седова.

Стиль Матильды отличался от других стилей балета того времени. Девушка умела сочетать итальянскую гибкость и русскую грацию, а также выносливость и природную харизму. Все это позволило оставить ей заметный след в истории искусства.

В репертуар великой балерины в то время входили роли из балетов:

  • «Эсмеральда»;
  • «Баядерка»;
  • «Тщетная предосторожность»;
  • «Пробуждение Флоры»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Эвника» и др.

Такой красоты движений и грации не имел в те времена никто из танцоров. Матильда умела очаровать зрителя своей обаятельностью, выразительностью чувств и точностью движений. Это все благодаря усердным тренировкам, старанию и упорству этой маленькой, но сильной женщины.

Матильда во время танца

В 1904 году Матильда уходит из театра навсегда и начинает давать выступления по заказу. Зарабатывала она прилично для тех времен, в среднем бывшая прима-балерина получала 500-750 рублей за выступление. Это были большие деньги по тем временам, если учесть, что на два рубля можно было купить корову, например. В 1911 году балерина весьма успешно выступает в Лондоне. Матильда с тех пор стала интересоваться не только театром, но и различными финансовыми операциями. Например, во время Первой Мировой Войны Кшесинская распределяет заказы войск между фирмами и влияет на различные военные дела.

Жизнь за границей

Во время Февральской революции биография и личная жизнь Матильды Кшесинской изменились полностью. Балерина со своей семьей и сыном Владимиром покидает Петроград навсегда. Некоторое время балерина живет в Кисловодске, затем переезжает в Новороссийск. Матильда хотела вернуться в столицу России, но сделать этого не могла, так как знаменитый ее особняк был занят Центральным комитетом большевистской партии.

В Новороссийске жизнь Кшесинских была не сладкой. В те тяжелые послереволюционные времена аристократам приходилось очень нелегко. Им, вместе с родственниками великих князей, приходилось 2 месяца жить в вагонах, в которых свирепствовал тиф.

Некоторое время танцовщица жила за границей

К счастью, болезнь прошла мимо Матильды и ее сына. В 1920 году балерина переезжает за границу, во Францию, в город под названием Кап-д’Ай. Там у нее была вилла, и жизнь Матильды снова наладилась.

Спустя 9 лет, Кшесинская открывает собственную балетную школу в Париже. Ученики вспоминали, что ее дворянскую кровь было видно невооруженным глазом. Во время своего преподавания, Матильда Кшесинская ни разу не подняла голос на учеников, всегда была вежлива и держалась с достоинством. Она не говорила много о своей биографии и личной жизни, а на фото, да и в жизни, выглядела гораздо моложе своих лет.

Во время Второй Мировой войны Матильда заболевает артритом, из-за чего каждое движение стало приносить ей боль, но, как и в молодости, бывшая балерина справляется с этим. В Париже Кшесинская начинает писать мемуары, которые были изданы во Франции в 1960 году. В России же ее книги были изданы только после падения СССР, в 1992.

Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой (ее рост составлял всего 153 сантиметра!).

Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской. Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.

Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.

Матильда в своем загородном доме

Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов.

Николай благодаря этому роману приобрел опыт любви и общения с женщинами. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол.

В 1894 году, по случаю смерти императора Александра Третьего, Николай принимает решение – необходимо жениться на Алисе Дармштадской, будущей Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс (так ее называли родственники) еще в детстве, на свадьбе ее сестры – принцессы Елизаветы и своего дяди – князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.

Матильда Кшесинская и Николай Александрович

С тех пор, отношения между Матильдой и Николаем прекратились навсегда. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.

Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.

Личная жизнь

Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни.

Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.

Матильда со своим мужем и сыном

Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика.

Несмотря на то, что Кшесинская не была замужем за великим князем Сергеем Михайловичем, ее сыну дали дворянство и отчество Сергеевич. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней.

Обольстительная сердцеедка, коварная интриганка, техничная балерина и женщина, танцевавшая почти до самой смерти, - всё это можно сказать о великой балерине XX века Кшесинской. Её жизнь была полна любви к сцене и к мужчинам, но не всегда эта любовь приносила счастье.

Фактрум знакомит читателя с историей великой балерины, способной на подлость и коварство ради достижения своих целей.

Матильда Кшесинская

Карьера балерины

Родилась Матильда в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра. С самых ранних лет девочка мечтала пойти по стопам родителей, поэтому в восемь лет её отдали обучаться балету в Императорское театральное училище, которое она закончила с отличием.


Мариус Петипа

После окончания училища Матильду приняли в Мариинский театр. Отточенная техника, мягкие руки и грация позволили балерине быстро стать примой. Кроме того, она училась у лучших зарубежных наставников, брала уроки у итальянского балетмейстера Энрике Чеккети. Удалось Кшесинской установить и профессиональный рекорд: она первой из русских балерин сумела прокрутить 32 фуэте. До этого такой трюк удавался лишь итальянским танцовщицам.

Став примой-балериной императорских театров, Кшесинская принялась диктовать свои условия. Он требовала от балетмейстера Мариуса Петипы ставить спектакли именно для неё. Так, специально для Кшесинской возродили балеты «Времена года» и «Арлекиниаду», а также позабытую на долгое время «Баядерку». Танцевала Кшесинская до самых преклонных лет: например, в возрасте 64 лет она выступила в лондонском театре «Ковент Гарден», сорвав бурные овации.

Интриги против своих же коллег

Пьерина Леньяни

Во время расцвета своей карьеры в Мариинском театре Матильда запрещала другим балеринам участвовать в своих спектаклях. В особенности доставалось иностранкам, в частности итальянке Пьерине Леньяни. Кшесинская открыто лгала, заявляя, что та не обладает талантом.

Кроме того, своим скандальным поведением балерина добивалась того, что из театра уходили неугодные ей постановщики. Князь Волконский, директор императорских театров, был вынужден уйти со своего поста из-за недопустимого, по его мнению, поведения Кшесинской. Матильде не понравился предоставленный ей костюм для выступления, и она заменила его своим. За это балерину оштрафовали, но она обжаловала решение и раздула страшный скандал, вынудивший князя уйти.

Мужчины Матильды Кшесинской

Девушка с самых ранних лет начала интересоваться мужчинами. Однажды на даче семьи Кшесинский гостил шотландец Макферсон со своей юной невестой. Матильде так приглянулся юноша, что она пригласила его в лес собирать грибы. Макферсон не мог отказаться и отправился на роковую прогулку, во время которой он без памяти влюбился в четырнадцатилетнюю Матильду. Вскоре после этого шотландец разорвал свою помолвку и начал засыпать будущую приму подарками и любовными письмами. Но она отвергала все его ухаживания.


Николай Второй

Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Впервые он встретил девушку после её выпускного спектакля и уже тогда обратил на неё внимание. Но завязался их роман только спустя два года и продлился столько же.

Алиса (великая герцогиня Гессенская)

Для встреч с наследником, которого Матильда называла просто «Ники», она сняла дом в Москве. Отношения молодых людей были чисто платоническими, юная балерина была невинна, а будущий царь был человеком чести и не мог лишить её невинности, зная, что он не сможет на ней жениться. Несмотря на явную любовь к Матильде, цесаревичу пришлось разорвать с ней отношения после объявления о своей помолвке с Алисой Гессенской.

Однако Кшесинская не стала долго горевать. Она сумела быстро очаровать великого князя Сергея Михайловича и стала жить с ним. В браке у них родился сын Владимир. Сожительствуя с Сергеем Михайловичем, Матильда закрутила роман с другим великим князем - Андреем Владимировичем и позже призналась, что сын был именно от него. Оказавшись после революции во Франции, Кшесинская и Андрей Владимирович сыграли свадьбу. А в 1935 году Матильда и её потомки были удостоены фамилии Романовские-Красинские и званий светлейших князей и княгинь.

Последние годы Кшесинской


Матильда Кшесинская

После революции 1917 года Матильда вместе с сыном была вынуждена бежать из Петрограда. Сначала она отправилась в Кисловодск, после много раз переезжала с места на место, пока не смогла уехать во Францию. Там у балерины был собственный роскошный особняк.

Девять лет спустя после своей эмиграции во Францию Кшесинская открыла собственную балетную школу, которая сразу же стала невероятно популярной. Самыми известными выпускницами школы Кшесинской были Алисия Маркова, Марго Фонтейн и Татьяна Рябушинская.

Умерла Матильда Кшесинская во Франции в 1971 году. Она не дожила всего несколько месяцев до своего столетнего юбилея. После смерти о Кшесинской было написано несколько книг, в том числе были выпущены и её собственные мемуары «Воспоминания», в 2007 году вышел сериал «Звезда империи», а в 2017 - фильм «Матильда» Алексея Учителя, вызвавший немало шума.

Матильда Кшесинская — фигура загадочная и неоднозначная. Кто же она была на самом деле? Талантливая балерина, фанатично преданная своей профессии, капризная вертихвостка, богачка и заядлая картёжница, femme fatale, с лёгкостью окрутившая мужскую половину династии Романовых, или тайный агент большевиков? Глядя на фотографии Матильды, трудно поверить, что ей приписывали столь многочисленные пороки и злодеяния. С другой стороны, их не так уж и просто диагностировать, руководствуясь только пожелтевшими от времени снимками.



Любопытно, что нет в ней и черт неземной красоты: низкорослая, крепко сложенная, темноволосая Кшесинская абсолютно неуловима; её манкость для мужчин нестандартна и оттого ещё более интересна. Посудите сами: если бы Матильда была длинноногой, большеглазой и белокурой, разве кого-то удивили бы её бурные любовные похождения с августейшими особами? Но, как это ни парадоксально, именно эта крепкая невысокая женщина очаровывала мужчин настолько, что они теряли рассудок и гордость.


Успешная с детства

«Малютка М.» (так называл её сам Николай II) родилась 19 августа 1872 года в семье балетных артистов; она была прямо-таки приговорена к сцене, на которой дебютировала, едва научившись ходить. А уж сколько времени девочка проводила за кулисами... В общем, вопрос «кем стать» даже не стоял для юной Кшесинской (как, впрочем, и для её многочисленных братьев и сестёр, с лёгкостью присоединившихся к знаменитой танцевальной династии).

Маля (это её домашнее имя) с малых лет привыкла к восторгу и обожанию. «Детство моё было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них», — вспоминала Матильда.

Уже в 8 лет она поступила в Императорское училище и с удовольствием пользовалась всеми доступными ей привилегиями. Пока другие воспитанники, разлученные со своими родными, жили при самом заведении, Кшесинская вместе с братом и сестрой получили право оставаться дома. Кстати, на занятия Матильда всегда приезжала на миниатюрном шарабане, запряжённом пони. Точь-в-точь, как принцесса из сказок.

Такое сравнение не случайно. Существует легенда, согласно которой семья Кшесинских принадлежала к богатому и знатному роду графов Красинских, но, увы, никаких документов, подтверждающих их дворянское происхождение, не осталось.

Зато сохранился красивый серебряный перстень, чуть потемневший от времени, но не ставший от этого менее притягательным. Он принадлежал кому-то из богатых предков Кшесинских. Разумеется, драгоценность не осталась без внимания кокетливой Мали, которая с удовольствием примерила его на свой крохотный пальчик. Именно тогда Феликс Иванович, отец Матильды, рассказал ей эту семейную легенду. Маля была в восторге от титула графини (пусть и утерянного!)

Матильда, несмотря на свою кажущуюся избалованность, была старательной ученицей; уже в 15 лет она стала брать уроки у именитого педагога и представителя французской школы Христиана Иогансона, который продолжал направлять Кшесинскую и после того, как та стала известной балериной. Маля умела нравиться людям — это неоспоримый факт.

Кстати, и свои любовные чары она стала применять довольно рано. В 14 лет коварная Матильда решила расстроить помолвку своего соседа по даче. Она пригласила его в лес собирать грибы и сама рискнула поцеловать юношу (довольно смело, не правда ли?). Сия пикантная картина открылась будущей невесте, и помолвка, разумеется, была расторгнута. Маля внутренне ликовала: нет, конечно, тот сосед ей был уже не нужен, зато она уверилась в своих силах раз и навсегда.

Первые триумфы и любовь с цесаревичем

Матильда была зачислена в труппу Мариинского театра сразу по окончании училища. В свой первый сезон старлетка станцевала в 22 балетах и 21 опере. Впрочем, таким впечатляющим дебют был не только благодаря её личному усердию, принадлежности к танцевальной династии и стараниям именитых педагогов. Всё дело в том, что уже на выпускном экзамене Матильда познакомилась с будущим императором Николаем II, который во многом поспособствовал её продвижению на большую сцену. Разумеется, та встреча была неслучайна. Ходили слухи, что чуть ли не все члены царской семьи, включая императрицу Марию Фёдоровну, подталкивали нерешительного и мягкотелого Николеньку к общению с жизнерадостной и раскрепощённой Матильдой. Если это было так, то их нехитрый эксперимент удался: цесаревич был действительно очарован, да и сама Маля пришла в восторг от такого влиятельного и знаменитого кавалера.

Что это — настоящая любовь с первого взгляда или холодный расчёт корыстной куртизанки? Недоброжелатели, конечно, выберут второе, но не всё так однозначно. Ведь возникшие отношения между молоденькой балериной и будущим императором ничуть не походили на сиюминутную искру: трепетное отношение к государю Кшесинская пронесла через всю свою долгую жизнь. Её Ники (так ласково называла Матильда свою первую серьёзную любовь) стал ориентиром и эталоном, черты которого она искала впоследствии в других мужчинах.



Отношения с Николаем были недолгими. Разумеется, Маля понимала, что их связь не вечна, но отгоняла грустные мысли о неизбежной разлуке. 7 апреля 1894 года всё закончилось: Николай объявил о своей помолвке с датской принцессой.

«Что я испытывала в день свадьбы государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всей душою и всем своим сердцем и кто искренне верит, что любовь существует», — писала Матильда.


Перед венчанием Кшесинская попросила у Николая оставить за собой право обращаться к нему на «ты» и просить помощи в случае необходимости. Император сдержал слово, но отныне находился на расстоянии.



Зато от прежней любви остался шикарный браслет с сапфирами и бриллиантами, на котором были выгравированы 2 даты: 1890 (судьбоносная встреча) и 1892 (первый приезд к Матильде домой).

Новый роман и купание в роскоши

Матильда, конечно, горевала, но она не собиралась ставить крест на своей личной жизни. От любовных мук петербургскую сердцеедку спас светлейший князь Сергей Михайлович. Сначала Матильда Феликсовна вдохновенно изображала Снежную Королеву, холодно принимая ухаживания и роскошные подарки от нового кавалера, но потом всё же решила сменить гнев на милость.

«Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила», — признавалась Кшесинская. Впрочем, она не раз подчёркивала, что Сергей Михайлович был для неё скорее покровителем и верным другом, нежели пылким возлюбленным. Но князя, кажется, ничуть не тревожило отсутствие взаимности с её стороны. Ему было важно только то, что рядом с ним его прекрасная Малечка. А её, впрочем, всё устраивало. Во-первых, Матильда всё равно оставалась приближённой к дому Романовых; во-вторых, Сергей Михайлович никак не ограничивал её свободу, и, в-третьих, его подарки были действительно царскими. Малечка хотела меха — князь приносил к её ногам самые дорогие вещи, желала драгоценности от Фаберже, ослепляющие своим блеском — он и тут не скупился ни на один её каприз. Миллионы роз — само собой разумеется. А ещё Сергей Михайлович подарил своей Малечке шикарную дачу под Стрельной, оборудованную электростанцией (огромная редкость по тем временам!). Но и это ещё не всё!

Кроме всех перечисленных благ, Матильда купила огромный участок земли на Петроградской стороне для дома, который заказала известному архитектору Александру фон Гогену.

«...Было проще и дешевле снести старый дом и на его месте построить новый, согласно последней технике. Я предпочитала строить новый дом в более красивой части города, а не среди дымящих фабричных труб, как за последние годы стало на Английском проспекте», — вспоминала впоследствии Матильда.


Кшесинская обставила свой особняк по последней парижской моде, заказывая всё, вплоть до дверных шпингалетов, из Франции. Самая лучшая прислуга — аккуратная и учтивая, самый талантливый повар, огромный погреб с изысканными винами и даже личная коровница, ежедневно подающая госпоже стакан свежего молочка. Да, Матильда Феликсовна любила жить на широкую ногу.

Карьера и власть

Впрочем, а умела ли наша героиня что-нибудь, кроме разбазаривания военного бюджета России? (Ни для кого не секрет, что именно на эти деньги шиковала Кшесинская). Возможно, кто-то удивится, но она не ограничивалась только влиятельным статусом фаворитки дома Романовых; Матильда действительно была талантливой балериной своего времени. Она тщательно следила за своей диетой, ежедневно взвешивалась, ложилась спать в 10 вечера, консультировалась с лучшими педагогами Санкт-Петербурга и долго тренировалась. Накануне выступлений Кшесинская проводила в постели целые сутки, дабы набраться сил, и всегда приезжала в театр за 2,5 часа до начала спектакля, чтобы настроиться на нужный лад и тщательно и безупречно наложить грим. Удивительно, но она продолжала танцевать даже на большом сроке беременности — настолько балерина была предана сцене.

Разумеется, Матильда Феликсовна была деспотична и не терпела конкуренции. Однажды она своевольно надела на выступление собственный наряд, проигнорировав все увещевания режиссёра Волконского. Возмущённый Сергей Михайлович тут же наложил штраф на излишне самостоятельную артистку (злопыхатели и завистники ликовали: наконец-то приструнят эту выскочку!), но не тут-то было. Одна жалоба покровителям — и Волконский не только отменил штраф, но и... оставил свой пост. Вот так беспощадно Матильда Кшесинская расправлялась с теми, кто не желал принимать её полностью.

Кшесинская обладала колоссальным влиянием, не зря балерину называли «генералиссимусом русского театра». Именно ей возили репертуар на утверждение, согласовывая каждый шаг. И не дай Бог кому-либо попасться на пути Матильды и отдать, например, её партии другим артисткам. С этого самого момента их карьеру можно было считать законченной.

Новая любовь длиною в жизнь

Матильда так и не смогла до конца полюбить своего покровителя Сергея Михайловича, в глубине души она ждала нового пылкого чувства и вдруг неожиданно балерина переключилась на... его брата Андрея. Ветреность или закономерность? Скорее второе. Князь Андрей Владимирович до боли напоминал ей Ники — и характером, и внешностью. Стоит ли говорить, что вспыхнувшее чувство на этот раз было взаимным? Любопытно, что Андрей был на 6 лет младше Матильды, но ни разница в возрасте, ни запреты его матушки никак не действовали на влюблённых.

На первой встрече поражённый мужчина так засмотрелся на свою будущую избранницу, что случайно опрокинул на её баснословно дорогой костюм бокал вина. «Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло. Я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесёт мне много счастья в жизни», — вспоминала Матильда. И она оказалась права! День их знакомства —19 июля 1900 года — они будут отмечать 56 лет подряд, вплоть до смерти Андрея. Разве могла банальная вертихвостка и куртизанка так трепетно относиться к какому-либо мужчине? А вот Матильда Феликсовна могла. Правда, вряд ли кто-нибудь рискнёт назвать её банальной...

Именно от князя Андрея Кшесинская родила сына, правда, изначально отцом записали Сергея Михайловича (его терпение к Малечке было поистине безграничным!). Всё встало на свои места только в эмиграции, где влюблённые наконец обвенчались спустя...21 год после своего знакомства. Тогда же сын Володя получил своё истинное отчество, а Матильда — утерянный дворянский титул.

Жизнь в эмиграции

Революция 1917 года отчётливо расколола жизнь всех людей на до и после. Нетрудно догадаться, какая участь ожидала Матильду, фаворитку царской семьи и обладательницу баснословных богатств, если бы она вовремя не уехала с семьёй во Францию. Нет, конечно, Кшесинская, как и многие, до последнего прятала голову в песок, не желая верить в то, что озверевшая толпа сможет ниспровергнуть многолетние устои и прийти к власти, но когда над её головой стали пролетать пули и камни, то пришлось посмотреть на этот страшный мир иначе. Роскошный особняк был изуродован и разграблен, была зверски убита царская семья. Кстати, преданный Сергей Михайлович до последнего вздоха сжимал в руках золотой кулон с фотографией своей ненаглядной Малечки. Всё трещало по швам.

Вместе с Володей Матильда выехала в Кисловодск, где её уже ожидал Андрей. В феврале 1920-го они отплыли в Константинополь, затем в Италию, а оттуда — во Францию, которая стала их пристанищем на всю оставшуюся жизнь.

Великий князь Андрей Владимирович, Кшесинская Матильда и сын во Франции

В 1929 году Матильда Феликсовна открыла балетную школу. Её имя не затерялось среди других мастеров, поэтому к ней съезжались ученики со всего мира. Парадокс, но Матильда была успешной и везучей всегда. Ни войны, ни революции, ни смена власти существенно не отражались на её мироощущении.

Кшесинская со своей любимой ученицей Татьяной Рябушинской. Париж, конец 1920-х гг.

Удивительно, но сын Кшесинской, схваченный гестапо за участие в русском масонском кружке, был вскоре отпущен, — небывалая редкость по тем временам. Везучесть или тайные связи с властью? Очередная загадка, которую Кшесинская унесла с собой в могилу.

Единственной серьёзной потерей для Матильды стала смерть любимого супруга. «С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь», — написала Кшесинская в своих мемуарах.

Матильда Феликсовна умерла в 1971 году, не дожив 9 месяцев до своего 100-летнего юбилея. Эта женщина стала свидетельницей многих событий, сумев создать вокруг себя атмосферу таинственности и восхищения, а также показывая на своём примере, что можно быть успешной и счастливой всегда — от рождения и до самой смерти. Редкие качества, не так ли?

Интересные факты:

- Небезызвестная Александра Коллонтай с удовольствием щеголяла в Матильдиной шубке, утащенной из её особняка.
- Сын Кшесинской так и не завёл семьи, потому что мать всегда была для Владимира центром вселенной.
- В роду Матильды были долгожители: её дедушка скончался в возрасте 106 лет.
- Князь Андрей, Матильда и Владимир покоятся в одной могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
- Мемуары Кшесинской вышли в России только в 1992 году.

Валерия Мухоедова

Из:

Рассказать друзьям