Ника самофракийская. История древнегреческой скульптуры ники самофракийской Богиня победы без головы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com) Yann Caradec / flickr.com B.Hbers / flickr.com Roger W / flickr.com Thomas Ulrich / flickr.com Henri Sivonen / flickr.com Sharon Mollerus / flickr.com Alf Melin / flickr.com

В апреле 1863 года на острове Самофракия была найдена скульптура из мрамора греческой богини победы с крыльями — Ники из Самофракии.

Данную находку присвоили французскому консулу, а также аматеру в археологии, Шарлю Шампуазо. Под его покровительством скульптуру незамедлительно перевезли в Париж, а в 1884 г. заняла почетное место в Лувре на лестнице Дарю.

Гипсовая же копия статуи хранится в Самофракиевском музее в Святилище Великих богов. Музей этот расположен на раскопках скульптуры.

«Ника Самофракийская» – это абсолютный шедевр искусства эллинийцев, который сохранился несмотря на все повреждения и отсутствие головы и рук. Автор этого произведения не известен, хотя и предполагают, что родом он из Родоса.

Сама статуя создавалась в 220-190 гг. до н.э. Шампуазов в своей первой статье о скульптуре выдвинул гипотезу, что ее создали по указанию македонского военачальника Деметрия I Полиоркета сразу после победы в битве на море подле побережья Кипра в 295-289 гг. до н.э. Эту гипотезу поддержал Музей Археологии в Самофракии и склоняется к ней по нынешний день.

Не так давно был проведен анализ керамики с последних раскопок, который показал, что пьедестал создавался приблизительно в 200 году до н.э., но группа археологов считает истинным период 250-180 гг. до н.э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н.э.

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

Ника Самофракийская в Лувре (Yann Caradec / flickr.com)

Большинство людей, видевших статую, считают ее вид сверхъестественным и загадочным и связывают это с отсутствием таких важных элементов как голова и руки. Множество раз ученые рассматривали разные вариации реконструкции статуи и пришли к мысли, что идеальный образ Ника приобретет при повороте на три четверти влево.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.

Этой прекрасной даме совсем немного лет - где-то 2204 года. По сравнению со многими другими барышнями подобного происхождения, она еще очень молода. Прибыла Ника в Лувр с острова Самофраки, что в Эгейском море (по одному из мифов, этот остров являлся резиденции Посейдона), где в 1863 году она оказала честь вице-консулу Франции и археологу-дилетанту Шарлю Шампуазо, представ пред его ясные очи неподалеку от города Андринополя. Правда, у найденной статуи не было головы. Интересно, она на дне моря или в чьей-то коллекции?

История находки

Кстати, из осколков реставраторы собрали богиню победы только к 1884 году. Правая рука статуи будет найдена немецкими археологами только в 1950-м. Ника Самофрайская не спешила поздороваться с человечеством. La Victoire de Samothrace является одним из величайших сокровищ Лувра. И экспонируется она просто так, стоя наверху ведущей вниз лестницы Дару, на фоне голой стены, чтобы еще больше подчеркнуть тот факт, что истинные бриллианты хороши и без оправы. Посмотрите, как выглядит Ника Самофракийская. Фото, к сожалению, не покажет нам истинный, чуть золотистый цвет мрамора, больше похожий на слегка загорелую кожу, чем на холодный камень. По сравнению с ним серый мрамор подножия кажется чужеродным.

История статуи

Греческий скульптор Пифокрит (хотя не все исследователи уверены именно в такой интерпретации) создал ее примерно в 190 году до н. э. в честь неназванных греческих морских побед. Это было время, когда римляне под предлогом «возвращения свободы греческим городам» от захвативших из македонян быстро распространяли свое политическое и финансовое влияние по всем полисам Греции. И на этом фоне на Самофракийские скалы приземляется вот такой Хотя, опять же, некоторые историки считают, что статую создали именно в честь победы Антигона II Гоната над одним из Птолемеев, царствовавшего на развалинах империи Александра в 263 году до н. э. А есть и версия, что «родилась» богиня Ника Самофракийская на Родосе, в честь победы над сирийским флотом. Но история ее появления на Самофраки тогда должна быть более сложной. Высеченное на постаменте слово Rhodhios (Родос) говорит в пользу последней версии. Постамент под статуей представляет собой нос боевого и возможно, он действительно не имеет отношение к богине и святилищу кабиров.

Об археологии и географии

В то время, когда ее нашли, раскопки велись на территории святилища кабиров. Это боги, не входившие в классический древнегреческий пантеон. На Самофракийские мистерии, посвященные упомянутым божествам, в эпоху эллинизма собирались многие греки. Скульптура Ника Самофракийская была принесена греками в дар кабирам. Археолог Шарль Шампуазо долго был французским консулом на Востоке и умудрился снискать доверие и греческих крестьян, и турецких властей. Только этим можно объяснить то, что греки указали ему место, где скрывалась статуя, а турки разрешили переправить ее во Францию. Во время Второй мировой войны Ника Самофракийская была вывезена из Лувра и скрывалась в подземелье одного из средневековых замков, Валансе, расположенном у Луары на юго-востоке Франции. Интересен выбор замка. В 1803 году его купил князь де Талейран - одна из тех исторических личностей, о которых можно сказать только то, что он знал о нас больше, чем мы о нем.

Все о ней

Недобрый Эрих-Мария Ремарк в «Триумфальной арке» считает, что Ника Самофракийская - «дешевый символ эмигрантов и людей без родины». Попробуем разобраться, что именно привело его к такому заключению? При этом Владимир Ильич Ленин, посещая Лувр, назвал Нику «изумительным, нечеловеческим созданием». При всей разнице эпитетов есть нечто общее в этих терминах - оттенок чуждости богини этому миру. Недаром ее мать - океанида царства смерти как мать Победы - неожиданная для греков аналогия, свойственная больше египетской и герметической традиции. Недаром иногда Нику изображали с жезлом Гермеса в руке.

Ника и традиции искусства

Согласно древнегреческой мифологии, Ника Самофракийская - дочь океаниды и титана. Ее фигурка часто изображалась в руках Это чуть ли не единственный случай присутствия другого божества рядом с повелителем молний. Еще один намек на изначальную чужеродность именно этого образа официальной греческой религиозной традиции. Но интересно, насколько она является плотью от плоти всего классического искусства... Кажется, что почти все позднейшие ангелы и архангелы писаны с Ники. Могли ли видеть именно эту или схожую статую - неизвестно. Но именно она вызывает наибольшую ненависть у поклонников машинизированного современного искусства. Филиппо Томмазо Маринетти в опубликованном в 1908 г. «Манифесте футуризма» продекларировал: «…ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской». Тем не менее, фигурка Ники стоит на радиаторе почти всех роскошных «Роллс-Ройсов».

Крылатая Виктория Самофракийская , которая также называется Ника Самофракийская или богиня Победы была обнаружена в 1883 году на острове Сомотраки. Сегодня эта мраморная скульптура известна всему миру. В 1884 году была перевезена во Францию, где была установлена в Лувре и является одной их самых знаменитых скульптур.

По оценкам, Крылатая богиня Победы была создана около 190 года до нашей эры в честь победы греческого флота в морском сражении. Мраморная Ника передает не только торжество победы, но является символом идеальной красоты, которую так ценили греки. Современные раскопки показывают, что мраморная скульптура Ники находилась в нише амфитеатра под открытым небом, а также предполагается, что скульптура была установлена на пьедестале в виде носа корабля.

Изготовлена из белого мрамора, который добывали на острове Парос в Эгейском море. Этот сорт мрамора высоко ценили греки при изготовлении скульптур, и он считался абсолютно безупречным. Из этого же мрамора была изготовлена широко известная скульптура Венера Медичи (Италия, Флоренция, Галерея Уфици). Первоначально скульптура Ники входила в состав комплекса Самофракийского храма, в святилище Великих богов. Она стояла на пьедестале из серого мрамора, который добывали на юго-восточном побережье остова Родос. Мраморный пьедестал изготовлен в форме носа боевого корабля, скорее всего триремы.


Создается впечатление, что крылатая богиня Ника спускается с небес к триумфальному флоту на корабль-победитель. Считается, что утраченная правая рука Ники была поднята вверх и держала венок победы или горн, который извещает о победе.

Неудержимое движение вперед в развивающейся одежде демонстрирует гармонию и совершенство формы. Естественность движений фигуры и облегающей одежды, как от сильного ветра, много лет восхищает знатоков и любителей скульптуры. Упругое и сильное тело, просвечивающее сквозь тонкий хитон, поражает зрителя великолепной пластикой. Гордый взмах крыльев и уверенная поступь богини рождает чувство торжествующей победы.

Сейчас Ника установлена на лестнице Дару галереи Данон в Лувре, где она прекрасна экспонирована. Богиня Победы стоит одна на лестничной площадке, к которой поднимаются широкие ступени. Скульптура как бы парит в пространстве над маленькими людьми и в тоже время устремлена к ним. Ветер и море являются метафорами борьбы, судьбы и божественной помощи. Вполне возможно, что сила скульптуры повышается за счет самого факта, что голова и руки отсутствуют.

Стала иконой для многих художников. Во многих странах установлены копии скульптуры как символ борьбы и грядущей победы. Также Богиня Победы является символом успешного результата и счастливого исхода. Название известной американской компании: «Nike» (Найк) происходит от имени богини Ники.

Ника Самофракийская (II в. до н. э.) - древнегреческая мраморная скульптура богини Ники , найденная на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию .

Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре . Код: Ma 2369.

Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Примечания

Ссылки

  • «Ника Самофракийская» в базе данных Лувра (фр.)

Категории:

  • Скульптуры по алфавиту
  • Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
  • Скульптуры Древней Греции
  • Скульптуры II века до н. э.
  • Скульптуры из собраний Лувра

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ника Самофракийская" в других словарях:

    Греческая мраморная статуя летящей богини победы. Стояла на скале на берегу моря (о. Самофракия). Находится в Лувре … Большой Энциклопедический словарь

    НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ, греческая мраморная статуя летящей богини победы, работа неизвестного автора. Крылатая богиня Победы была установлена на высокой отвесной скале на маленьком острове Самофракий в память о победе над флотом сирийского царя.… … Энциклопедический словарь

    Ника Самофракийская - мраморная эллинистическая статуя в Лувре (ок. 190 до н. э.). По вид., трофей морской победы родосцев над сирийским царем Антиохом III (см. на переплете Справочника). Д.М. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука …

    Ника Ника (Нике, греч. Νίκη) в древнегреческой мифологии богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс . По аркадскому преданию, дочь Палланта (сына Ликаона), воспитывал … Википедия

    I Ника (Нике), в Древней Греции персонификация победы; часто эпитет богини Афины, которой посвящён храм Ники на афинском Акрополе. Статуи Ники в виде спускающейся с небес вестницы богов воздвигались в честь победы на войне, в спортивных и… … Энциклопедический словарь

    Ника - Храм Ники. Акрополь. Афины. НИКА (Нике), в греческой мифологии крылатая богиня, персонификация победы, вестница Зевса и Афины. Также эпитет Афины как богини победы (крылатая Ника атрибут Афины, которая изображалась с фигуркой Ники на руках). … … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Ника - 1. Нике, (греч. победа), греч. богиня, олицетворение победы. Согласно Гесиоду, дочь Палланта и Стикс. Изображалась, как правило, с крыльями и победным венком. Начиная с эллинизма часто чеканились монеты с ее изображением. К наиболее… … Словарь античности

    Ника (Нике) - (греч. Nike) в греческой мифологии персонификация победы, часто эпитет богини Афины, которой был посвящен на афинском акрополе храм Ники Бескрылой, построенный по проекту архитектора Калликрата в честь победного завершения Греко персидских… … Античный мир. Словарь-справочник.

    НИКА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    НИКА - В греческом пантеоне – богиня, олицетворяющая победу. По Гесиоду, Ника – дочь Палланта и Стикс. Ника изображалась с крыльями и венком, который она несет победителю. В античности существовал обычай – украшать фигурой Ники нос корабля. Этот обычай … Список древнегреческих имен

Книги

  • Всесильный случай. Великие моменты в греческой археологии , Савостина Е. А.. Книга посвящена истории археологических открытий в Греции, становлению науки об античности и в целом - древнегреческой культуре, чей духовный, эстетический, творческий опыт стал основой…

В 1863 году археолог Шарль Шампуазо, вернувшись из Греции, привез в Париж больше двухсот фрагментов мраморной скульптуры. Из них, благодаря усилиям реставраторов, в 1884 году возродилась крылатая богиня Ника, Победа. Даже лишенная головы и рук, с правым крылом из гипса (точной копией левого), она покорила ценителей искусства своей красотой и с тех пор считается одной их жемчужин Лувра.

Ее установили на верхней площадке мраморной лестницы Дару. «Лестница эта... была чудесна сама по себе, но главным ее чудом было то, что вся она, во всей стройности и строгости своего подъема, во всем праздничном, ярком чередовании света и тени на полированных плоскостях ее ступеней служила лишь пьедесталом стоявшей на верхней площадке фигуры, — Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описала в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой. — То была статуя Самофракийской победы... Победа эта была столь огромна, что легко было, осознав лишь ее подножие — из каменных блоков слаженный нос корабля-триремы, — обогнуть его, так и не взглянув вверх.

Обезглавленная и безрукая, грубо изувеченная христианским варварством, оббитая и выщербленная прошедшими по ней тысячелетиями, ликующая богиня остановилась на бегу, чтобы протрубить победу, и триста лет до нашей эры отбушевавший ветер облепил ее юное, торжествующее тело складками одежды, влажной и отяжелевшей от брызг прибоя, затрепетал в ее широко и сильно раскинутых крыльях, ероша их мраморные перья...»

Самофракийской статую назвали по имени острова, где ее нашел Шампуазо. Самотраки (Самофраки), расположенный в северной части Эгейского моря, разделил судьбу многих греческих островов: его история переплелась с легендами. По одной из них, «Колебатель земли», бог морей Посейдон выбрал Самотраки своей обителью. На горе Фенгари, самой высокой в Эгейском море (1611 м), бог восседал, наблюдая за сражением под стенами Трои, рассказывает Гомер.

Просто так никого не пускает Посейдон на свой остров — непредсказуемый северный ветер и морские течения могут внезапно перевернуть и увлечь на дно корабли, и плавание на Самотраки не назовешь безопасным. Может быть, поэтому его жители всегда искали защиты у высших сил. С древних времен здесь поклонялись Кабирам — таинственным Великим богам, не входившим в греческий пантеон. Известно, что посвященному в Самофракийские мистерии они даровали защиту, особенно на море, и открывали таинства смерти и возрождения.

Самофракийское святилище особенно процветало в эллинистическую эпоху — тогда на религиозные празднества собирались почти все города Греции, привозя с собой богатые дары, и не счесть было тех, кто стремился приобщиться к таинствам Кабиров.

Ника Самофракийская, изваянная скульптором Пифокритом, как предполагают, в 190-180 годах до н.э., тоже была принесена в дар Кабирам — жители острова Родос благодарили их за победу в морском сражении.

Неистовый ветер, яростная пляска волн, захватившая горизонт, — стихия моря грозит гибелью тем, кто испытывает перед ней страх. И только тот, кто устремляется наперекор ветрам и волнам, кто посреди бушующей воды находит опору и твердую землю в себе самом, — в самый трудный момент удостоится счастья услышать над волнами победный звук горна и шум могучих крыльев, а за пеленой соленых брызг разглядеть Самофракийскую Победу, опускающуюся на нос корабля. Ника рядом, пока длится сражение, пока напряжением внутренних сил в нас рождаются способности, необходимые, чтобы победить. Но улетает оттуда, где остаются лишь только лавры прошлых достижений. Крылатую Победу не удержишь, но тем желаннее ее появление! Именно такой, в миг его желанного появления, изобразил богиню зодчий Пифокрит.

Больше ста лет Ника Самофракийская стоит в Лувре. Как шедевр античного искусства, драгоценность в музейной коллекции. Противостоя разрушающему ходу времени, быть может, в надежде, что кто-то посмотрит на нее иначе и, как прежде, обратит к ней просьбу даровать победу.

на журнал «Человек без границ»

Рассказать друзьям