Скульптура ника самофракийская автор. История древнегреческой скульптуры ники самофракийской. Все о ней

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ника Самофракийская – греческая мраморная скульптура крылатой богини Победы (скульптор неизвестен, но есть предположение, что им мог быть Пифокрит с Родоса). Один из самых известных шедевров Лувра. Статуя была установлена на высокой отвесной скале на небольшом острове Самофракий. На частич­но сох­ра­нив­шейся над­писи у осно­ва­ния скульптуры ­есть сло­во «Rhodhios» (Родос), что предположительно, может указывать на то, что она была воз­двиг­ну­та, в честь мор­ской победы, одер­жан­ной Родо­сом, кото­рый в те времена был самой могу­ще­ст­вен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде.

Как была найдена статуя

Многочисленные фрагменты статуи Ники были обнаружены консулом Франции и археологом-любителем Шарлем Шампуазо на острове Самофракия в 1863 г. Они были бережно собраны, однако голову и руки так и не нашли. Но богиня так изящна, а формы человеческого тела настолько выразительны, что об отсутствии рук и головы попросту забываешь.


Только в 1950 г. был обнаружен обломок когда-то прекрасной и сильной кисти правой руки, которую многие из исследователей считают принадлежащей Нике (она выставлена в отдельной витрине). Другие не согласны с ними. Однако, несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, завораживающим сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях.

История статуи

Скульптура Ники Самофракийской высечена из золотистого парийского мрамора, имя мастера, время и повод для ее создания по сей день не удалось точно установить. В течении долгого времени считали, что именно эта статуя Ники, трубящей в трубу, воспроизведена на монете и что ее сделали в честь победы, одержанной в 306 году до н. э. Корабли македонского полководца Деметрия Полиоркета разгромили флот египетского правителя Птолемея.

В память об этой славной победе греки установили на высокой скале у входа в гавань острова Самофрака мраморное изваяние крылатой богини, вошедшей в историю под именем Ники Самофракийской. Пьедестал богини был сделан в виде носовой части боевого корабля, за спиной Ники вздымались огромные белые крылья, а сама богиня, подставив сильный торс порывам встречного ветра, самозабвенно трубила в большую сигнальную трубу. Со временем многие факторы заставили взять под сомнение такую гипотезу.

Описание скульптуры Ники Самофракийской

Яростные волны, с грохотом разбивались о скалу у ног Ники, шквальные порывы ветра стремились прижать ее расправленные крылья… Складки одежды богини тяжелыми массами обвиваются вокруг ног, обтекают вокруг бедер, зрительно передавая этим сопротивление, которое преодолевает распростершая свои крылья Ника. Если бы богиня не боролась с ветром, она могла бы показаться слишком большой и тяжелой, однако из за устремленного вперед тела, благодаря бурному движению ее мощные пропорции утрачивают свою грузность, приобретая чарующую стройность. Преисполненная тревожного напряжения и порыва, немного подавшись вперед, наперекор ветру богиня словно готовилась взлететь над морем. Это в действительности все сметающая на своем пути богиня Победы.

Сейчас скульптура Ники Самофракийской выставлена в Лувре, на повороте широкой лестницы. Она стоит на камне, как на носу корабля, в развевающихся мраморных одеждах. К статуе надо подходить не спеша, не отрывая взгляда, обойти ее справа и слева. По возможности, к ней следует вернуться вечером и снова полюбоваться скульптурой. Под светом мощных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность. Пожалуй, ни какое другое произведение античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Статуя Ники кажется прекрасным символом устремления человека в будущее. Такое впечатление возрастает оттого, что скульптура замечательно экспонирована. Статуя стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. К ней поднимаются широкие, ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня, ожившего под рукой неизвестного древнего мастера.

Люди, стоящие возле статуи кажутся маленькими перед ней: Ника «парит» над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее олицетворением.

Ника в греческой мифологии

Согласно греческой мифологией, Ника была союзницей Зевса. Представляли ее всегда крылатой и непременно в позе движения, что вызывало чувство победы и уверенности.

В древние времена скульптура украшала самофракийское Святилище богов – кабиров, о происхождении которых ничего неизвестно. Они не входили в пантеон Олимпа. Это древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. Эти великие боги, имели силу избавлять от бед и опасностей. В то же время этих богов считали грозными божествами, карающими за проступки. Как раз на Самофракии кабиры почитались как покровители мореходства. В соответствии с мифами, кабиры даровали победы в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу удачного исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

По сей день трубит она в свой победный рог, и никакие вековые бури не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.

Крылатая Ника Самофракийская представляет собой мраморную эллинистическую скульптуру греческой богини победы, которая была создана около II века до нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и является одной из самых знаменитых скульптур в мире.

Эксперты считают статую «величайшим шедевром эллинистической скульптуры», ведь многочисленные исследования доказали, что Ника – это древнегреческий оригинал, а не более поздняя римская копия. Невозможно оспаривать ценность этого великолепного шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам оценить уникальный уровень развития скульптуры в Древней Греции.

Триумф и грация в каждой детали

Крылатая статуя, скорее всего, была посвящена битве при Саламине в 306 году до нашей эры в качестве памятника военного триумфа. Тем не менее на протяжении большей части 20-го века преобладала теория, основанная на работах Германна Тьерша и Карла Леманна, которые считали Нику родосским памятником, посвященным победам в Сиде и Мёнессосе в 190 г. до н.э.

Исходя из этой теории создателем скульптуры, скорее всего, стал родосский скульптор Питокрит. Однако в последние годы эта теория все больше подвергается критике, и ученые не могут однозначно утверждать, кто же создал столь выразительную и реалистичную статую.

Статуя высотой 244 см создавалась не только для того, чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве триумфального памятника великой морской битвы. Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани и драпировки, как будто богиня спускается на берег с носа причалившего корабля.

Современные ученые считают, что Ника занимала нишу над театром, а также предполагают, что она сопровождала алтарь, который располагался в пределах видимости от памятника корабля Димитрия I Полиоркетеса (337-283 до н. э.). Изящная скульптура, выполненная в сером и белом Тасианском и Парианском мраморе. Эта фигура первоначально была частью храмового комплекса Самофракий, посвященного Великим богам Мегалой Тео. Фигура женщины стоит на ростральном пьедестале из серого мрамора, представляющем собой нос корабля, и символизирует богиню, которая спускается с небес на триумфальный флот. Руки статуи так и не были обнаружены в ходе раскопок, но предположительно первоначально одна рука статуи была поднята в триумфальном жесте победы, а вторая закрывала рот, сдерживая радостный крик ликования.

Эта работа отличается убедительным отражением позы, в которой проявляются жестокие движения и внезапная статика. Особенно поражает зрителя то, как скульптору удалось в камне передать драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза. Ника Самофракийская воспринимается как знаковое изображение торжествующего духа и божественного, мгновенно приближающегося к человеку чувства безграничной силы.

Стилистическое изображение крыльев до сих пор остается темой научной дискуссии, поскольку рисунок пера не похож ни на крылья птиц в природе, ни на крылья в греческом искусстве. Как и в случае с оружием, голова фигуры так и не была найдена, но с тех пор были найдены другие фрагменты: в 1950 году команда во главе с Карлом Леманном обнаружила пропавшую правую руку Крылатой Ники. Оказалась, что рука без пальцев ускользнула из поля зрения археологов и находилась все это время под большой скалой, рядом с которой первоначально стояла статуя. Отдельно были найдены два пальца, которые позднее были соединены с рукой. Теперь рука Ники, как и сама статуя, хранится в Лувре и выставляется в отдельном стеклянном павильоне, рядом со скульптурой .

Еще одна интересная особенность статуи – одна сторона фигуры выполнена более качественно и тщательно проработана. Это позволяет предположить, что статую планировали установить вполоборота, таким образом открывая перед зрителями только одну ее сторону. Частично сохранившаяся надпись на основании статуи включает в себя слово «Rhodios». Это указывает на то, что статуя была заказана для празднования морской победы Родоса, тогда самого могущественного морского государства в Эгейском море.


Фото:

История создания и поиска древнего шедевра

Хотя скульптор до сих пор неизвестен, Пол МакКендрик предполагает, что это творение принадлежит Питокриту из Линдоса. Когда были впервые обнаружены фрагменты скульптуры на острове Самофракий и опубликован доклад в 1863 году, было высказано предположение, что Ника была воздвигнута македонским генералом Димитрием Полиоркетесом после его военно-морской победы на Кипре в период между 295 и 289 годами до нашей эры.

Археологический музей Самофракии продолжает придерживаться мнения относительно верности этих дат и обстоятельств. Однако доказательства относительно возраста статуи были поставлены под сомнение родосской комиссией, так как ближайшая художественная параллель с Никой Самофракий — это фигуры, изображенные на македонских монетах. Самофракийский храм был важным святилищем для эллинистических македонских королей. Наиболее вероятным сражением, отмеченным этим памятником, является, возможно, битва за Кос в 255 году до нашей эры, в которой Антигон II Гонтаты Македонии победил над флотом Птолемея II Египта.

В апреле 1863 года Ника была открыта тогдашним французским консулом в Адрианополисе и любительским археологом Чарльзом Шампоазо (1830-1909), который отправил все найденные фрагменты шедевра в Париж в том же году. Статуя была собрана из отдельных фрагментов, найденных в ходе раскопок. Лишь спустя 20 лет, в 1883 году статуя была выставлена в Лувре и расположена там, где она будет визуально доминировать – над центральной лестницей Дару. Гипсовая копия Крылатой Ники установлена в первоначальном месте обнаружения – в Святилище Великих Богов на Самофраке.

Осенью 1939 года Крылатая Ника была снята с пьедестала в ожидании начала Второй мировой войны. Все музеи Парижа были закрыты 25 августа. Произведения искусства были упакованы для вывоза за пределы Парижа, в места, которые считались более безопасными. В годы Великой Отечественной войны статуя защищалась в Шато-де-Валенси вместе с Венерой Милосской и работами Микеланджело.


Фото:

Реставрация 2013 года

В 2013 году были предприняты усилия по восстановлению и реставрации, чтобы улучшить внешний вид скульптуры. Это было первое подробное исследование отдельных частей скульптуры с использованием современного оборудования. Реставрация была направлена на восстановление мрамора до его первоначального оттенка, который существенно изменился со временем. Скульптура была снята со своего пьедестала и перенесена в соседнюю комнату, которая была предварительно переоборудована в реставрационную мастерскую. Основание было демонтировано блок за блоком и также помещено в мастерскую.

Научные исследования проводились на основе современных методов — УФ, инфракрасной, рентгеновской спектроскопии и т. д. Все научные манипуляции проводились перед очисткой поверхности мрамора. Эти усилия были направлены на то, чтобы учесть цели первоначальной реставрации, выполненной в 1883 году. Поверхность основания была очищена, а затем снова собрана, а некоторые промежутки мрамора были отремонтированы. По завершении восстановления статуя была воссоединена с основой и вернулась в прежнее положение — во главу лестницы Дару в Лувре.

Несмотря на значительные повреждения и незавершенность, Ника считается одним из величайших сохранившихся шедевров скульптуры эпохи эллинизма и всего греко-римского периода. Статуя демонстрирует великолепное мастерство скульптора, который реалистично отображает формы и движения, что до сих пор производит сильнейшее впечатление на критиков и художников во всем мире. На сегодняшний день Крылатая Ника считается одним из величайших сокровищ Лувра.

В 1863 году археолог Шарль Шампуазо, вернувшись из Греции, привез в Париж больше двухсот фрагментов мраморной скульптуры. Из них, благодаря усилиям реставраторов, в 1884 году возродилась крылатая богиня Ника, Победа. Даже лишенная головы и рук, с правым крылом из гипса (точной копией левого), она покорила ценителей искусства своей красотой и с тех пор считается одной их жемчужин Лувра.

Ее установили на верхней площадке мраморной лестницы Дару. «Лестница эта... была чудесна сама по себе, но главным ее чудом было то, что вся она, во всей стройности и строгости своего подъема, во всем праздничном, ярком чередовании света и тени на полированных плоскостях ее ступеней служила лишь пьедесталом стоявшей на верхней площадке фигуры, — Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описала в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой. — То была статуя Самофракийской победы... Победа эта была столь огромна, что легко было, осознав лишь ее подножие — из каменных блоков слаженный нос корабля-триремы, — обогнуть его, так и не взглянув вверх.

Обезглавленная и безрукая, грубо изувеченная христианским варварством, оббитая и выщербленная прошедшими по ней тысячелетиями, ликующая богиня остановилась на бегу, чтобы протрубить победу, и триста лет до нашей эры отбушевавший ветер облепил ее юное, торжествующее тело складками одежды, влажной и отяжелевшей от брызг прибоя, затрепетал в ее широко и сильно раскинутых крыльях, ероша их мраморные перья...»

Самофракийской статую назвали по имени острова, где ее нашел Шампуазо. Самотраки (Самофраки), расположенный в северной части Эгейского моря, разделил судьбу многих греческих островов: его история переплелась с легендами. По одной из них, «Колебатель земли», бог морей Посейдон выбрал Самотраки своей обителью. На горе Фенгари, самой высокой в Эгейском море (1611 м), бог восседал, наблюдая за сражением под стенами Трои, рассказывает Гомер.

Просто так никого не пускает Посейдон на свой остров — непредсказуемый северный ветер и морские течения могут внезапно перевернуть и увлечь на дно корабли, и плавание на Самотраки не назовешь безопасным. Может быть, поэтому его жители всегда искали защиты у высших сил. С древних времен здесь поклонялись Кабирам — таинственным Великим богам, не входившим в греческий пантеон. Известно, что посвященному в Самофракийские мистерии они даровали защиту, особенно на море, и открывали таинства смерти и возрождения.

Самофракийское святилище особенно процветало в эллинистическую эпоху — тогда на религиозные празднества собирались почти все города Греции, привозя с собой богатые дары, и не счесть было тех, кто стремился приобщиться к таинствам Кабиров.

Ника Самофракийская, изваянная скульптором Пифокритом, как предполагают, в 190-180 годах до н.э., тоже была принесена в дар Кабирам — жители острова Родос благодарили их за победу в морском сражении.

Неистовый ветер, яростная пляска волн, захватившая горизонт, — стихия моря грозит гибелью тем, кто испытывает перед ней страх. И только тот, кто устремляется наперекор ветрам и волнам, кто посреди бушующей воды находит опору и твердую землю в себе самом, — в самый трудный момент удостоится счастья услышать над волнами победный звук горна и шум могучих крыльев, а за пеленой соленых брызг разглядеть Самофракийскую Победу, опускающуюся на нос корабля. Ника рядом, пока длится сражение, пока напряжением внутренних сил в нас рождаются способности, необходимые, чтобы победить. Но улетает оттуда, где остаются лишь только лавры прошлых достижений. Крылатую Победу не удержишь, но тем желаннее ее появление! Именно такой, в миг его желанного появления, изобразил богиню зодчий Пифокрит.

Больше ста лет Ника Самофракийская стоит в Лувре. Как шедевр античного искусства, драгоценность в музейной коллекции. Противостоя разрушающему ходу времени, быть может, в надежде, что кто-то посмотрит на нее иначе и, как прежде, обратит к ней просьбу даровать победу.

на журнал «Человек без границ»

Крылатая Виктория Самофракийская , которая также называется Ника Самофракийская или богиня Победы была обнаружена в 1883 году на острове Сомотраки. Сегодня эта мраморная скульптура известна всему миру. В 1884 году была перевезена во Францию, где была установлена в Лувре и является одной их самых знаменитых скульптур.

По оценкам, Крылатая богиня Победы была создана около 190 года до нашей эры в честь победы греческого флота в морском сражении. Мраморная Ника передает не только торжество победы, но является символом идеальной красоты, которую так ценили греки. Современные раскопки показывают, что мраморная скульптура Ники находилась в нише амфитеатра под открытым небом, а также предполагается, что скульптура была установлена на пьедестале в виде носа корабля.

Изготовлена из белого мрамора, который добывали на острове Парос в Эгейском море. Этот сорт мрамора высоко ценили греки при изготовлении скульптур, и он считался абсолютно безупречным. Из этого же мрамора была изготовлена широко известная скульптура Венера Медичи (Италия, Флоренция, Галерея Уфици). Первоначально скульптура Ники входила в состав комплекса Самофракийского храма, в святилище Великих богов. Она стояла на пьедестале из серого мрамора, который добывали на юго-восточном побережье остова Родос. Мраморный пьедестал изготовлен в форме носа боевого корабля, скорее всего триремы.


Создается впечатление, что крылатая богиня Ника спускается с небес к триумфальному флоту на корабль-победитель. Считается, что утраченная правая рука Ники была поднята вверх и держала венок победы или горн, который извещает о победе.

Неудержимое движение вперед в развивающейся одежде демонстрирует гармонию и совершенство формы. Естественность движений фигуры и облегающей одежды, как от сильного ветра, много лет восхищает знатоков и любителей скульптуры. Упругое и сильное тело, просвечивающее сквозь тонкий хитон, поражает зрителя великолепной пластикой. Гордый взмах крыльев и уверенная поступь богини рождает чувство торжествующей победы.

Сейчас Ника установлена на лестнице Дару галереи Данон в Лувре, где она прекрасна экспонирована. Богиня Победы стоит одна на лестничной площадке, к которой поднимаются широкие ступени. Скульптура как бы парит в пространстве над маленькими людьми и в тоже время устремлена к ним. Ветер и море являются метафорами борьбы, судьбы и божественной помощи. Вполне возможно, что сила скульптуры повышается за счет самого факта, что голова и руки отсутствуют.

Стала иконой для многих художников. Во многих странах установлены копии скульптуры как символ борьбы и грядущей победы. Также Богиня Победы является символом успешного результата и счастливого исхода. Название известной американской компании: «Nike» (Найк) происходит от имени богини Ники.

В апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Ника Самофракийская, ок. 190 г. до н. э.

    ✪ Художественная гравировка инстрементом PDR

    ✪ 2000327 01 Аудиокнига. "Путеводитель по Лувру" Как попасть в Лувр

    Субтитры

    Мы с вами в Лувре, на одной из главных лестниц. Перед нами статуя Ники Самофракийской, созданная во втором веке до н. э. Да, в период эллинизма. Скульптура очень большая - 9 футов в высоту. Своё название она получила потому, что была найдена на острове Самофракия, на севере Эгейского моря. Скульптуру обнаружили в святилище в гавани. Её расположение создавало иллюзию того, что ветер, дующий на побережье, развевал складки наряда богини. Получается, она никогда не стояла на носу корабля? Нет. Она стояла на носу каменного корабля на территории храма. Ника - богиня победы. Богиня-вестница, сообщающая о победе. На некоторых реконструкциях статую Ники изображают в виде вестницы с горном. Этот образ оказал огромное влияние на западное искусство. В период эллинизма сдержанный, высокий классический стиль уходит в прошлое. И возникает новый стиль, чувственный, динамичный, наполненный энергией, которая буквально хлещет через край. Эта скульптура будто движется в нескольких направлениях одновременно. Её ноги стоят на земле, но корпус устремлён вперёд. Торс ещё немного повёрнут вокруг своей оси, крылья расправлены. Чувствуется, как ветер дует ей навстречу, развевает её одежды, и они облегают её тело, идут складками. Это напоминает об изображениях на фризе Парфенона, созданных несколькими веками ранее. Верно. Но в отличие от спокойных, расслабленных фигур олимпийцев в этой скульптуре чувствуется энергия. Богиня словно противостоит силам природы. Окружающей среде. Именно. И ветер обдувает её, как и нас, если бы мы стояли там. Посмотрите, как ткань облегает её тело, сминается, и свет играет в складках. А текстура крыльев уже совсем иная. Мрамор позволяет создавать множество разных текстур. Культура эллинизма исследовала человеческое тело, восхищалась им и использовала для создания выразительных произведений искусства. Subtitles by the Amara.org community

Время создания

Описание

Была создана в честь богини победы Ники и победы в морской битве. Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дарю галереи Денон в Лувре . Код: Ma 2369.

Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов во главе с Карлом Леманном нашли её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Михаил Цхакая , посещавший с Лениным Лувр, вспоминал: «У подножия статуи Ники Самофракийской, греческой скульптуры - символа победы, Ленин шёпотом сказал: „Смотрите, дорогой Миха, на это чудо древней эллинской культуры. Изумительное, нечеловеческое создание!“» К.Г. Паустовский, впервые посетив Лувр, уделил внимание только трём экспонатам, одним из которых стала эта скульптура.

Рассказать друзьям