Собор руанской богоматери. Руанский собор. Культурное наследие страны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дарья Нессель | Апр 18, 2019

Руанский Собор - один из высоких соборов в мире, находящейся в столице ста шпилей городе Руан. Если вы решили отправиться в путешествие по Франции, обязательно стоит заглянуть в этот город.

Центральная башня возвышается над городом на 151 метр. Строение восхищает готическим фасадом, великолепным внутренним убранством и многовековой историей.

Итак, давайте познакомимся поближе с одной из почётных французских достопримечательностей.

История Руанского собора

До постройки на этом месте находилось подворье и две церкви, где проходили тайные крещения. Как выглядели эти сооружения, уже не представится возможность увидеть, в 841 году на город произошёл набег викингов. У этого сурового народа была одна нехорошая привычка, после завоеваний новых территорий или набегов, они оставляли лишь пепелище. Поэтому церквушки и подворье были полностью стёрты с лица земли, оставляя за собой лишь упоминания на бумаге.

Слухи о жестоких расправах викингов прошлись по всей Франций, поэтому королю пришлось сделать Нормандию одним из герцогств, выдав дочь за одного из самых известных викингов Роллана Пешехода, но взамен король приказал ему принять крещение. Новоиспечённый герцог крестился в маленькой базилике, взяв себе имя Роберта.

Основав собственную династию он, а потом его потомки начали строительство собора. До сегодняшнего дня от первоначальной постройки осталась крипта.

Старейшей считается башенка под названием Сан-Ромэн, её строительство началось в 1145 году, простояв почти восемьсот лет во время разрушительной Второй мировой войны под ударами бомб она была полностью разрушена.

Руанский собор будто собран по частям. Его южная башня под названием Масляная возведена в 1485 году. Такое название она получила из-за строительного материала, а именно жёлтому известняку, который завозился в город из Уэльса. Почему строители решили строить башню из другого камня, так и осталось загадкой.

Соборный неф - это прямоугольное вытянутое помещение, ограниченное с одной стороны колонными рядами, построен в 1200 году, когда предыдущей уничтожил пожар.

Самый высокий шпиль Франции был возведён лишь в XIX веке, высота 151 метр. После постройки он несколько лет являлся самым высоким в мире, а затем уступил своё почётное место Кафедральному собору в Кёльне (Германия).

Внутреннее убранство Руанского собора

Украшают собор узорчатые витражи, чудом сохранившиеся с XIII века. Они стали столь известными из-за необычного лазурного цвета. Со времён строительства именно витражное стекло из Нормандии считается самым лучшим и качественным в Европе. Витражи рассказывают о жизни какого-либо святого, его главные этапы жизни и священные деяния.

Интересная и поистине священная реликвия Руанского собора - это настоящий саркофаг, в которое поместили сердце английского короля, храброго и доблестного рыцаря Ричарда, именуемого Львиное Сердце. Согласно летописям Ричард I завещал своим подданными похоронить его в разных местах: тело в Анжу, мозг в Пуата, сердце в Руане.

Сердце привезли в коробочке из свинца, которую не открывали несколько веков. При реставрации в послевоенные годы учёные все же решили открыть коробку, в ней находилась лишь горсть пыли. Обратно в саркофаг коробку не положили, она хранится в одном из подземных посещений. Сейчас саркофаг пуст.

Если вы зайдёте внутрь собора, то не увидите множество красок и цветов. Многогранные колонны, массивные арки под потолком, своды в светлых тонах, во всём этом отражаются сдержанные и строгие готические нотки. Длина главной галереи достигает 137 метров, а это, в среднем, расстояние между двумя автобусными остановками. Впечатляет, не правда ли?!

В одном из залов есть небольшая, но удивительной красоты, часовенка Девы Марии. Резные лавочки, узорчатые своды, немного голубого света через узкие витражи и небольшой постамент с главными иконами собора, вот что можно здесь увидеть.

В боковой капелле установлена статуя Жанны д’Арк и выбита надпись, написанная англичанами. Статую установили здесь неслучайно, ведь в Руане на площади Старого рынка была сожжена командующая французскими войсками и великая девушка.

На территории есть несколько захоронений, которые принадлежат наследникам первого герцога.

Руанский собор на картинах

Французский живописец Клод Моне был приятно поражён и очарован собором. В XIX веке создал целый цикл полотен, с его изображением в различное время года и суток. За два года непрерывного творчества создано более пятидесяти картин. Полотна изображают строение с разных сторон, что даёт совершенно неповторимые живописные виды.

В 2010 году тысячи жителей Руана и туристы вышли на площадь ратуше. Каждый человек держал фрагмент одной из самых известных картин цикла полотен Клода Моне. Живая картина была сфотографирована, и снята с вертолёта на видео. Это стало доказательством внесения данного мероприятия в книгу рекордов Гиннеса, как самое масштабное изображением картины по фрагментам.

Также Руанский собор изображён на триптих (произведение искусства, которое состоит из трёх полотен, объединённых единым сюжетной, темой или идеей) художника Роя Лихтенштейна в 1969 году.

Световое шоу

Приехав в Руан с июля по сентябрь, вы точно не пожалеете. Не упустите возможность остаться в городе на ночь, чтобы посмотреть на световое шоу из тысячи разноцветных лазеров с музыкальным сопровождением. Когда увидите это удивительное зрелище и захватывающее дух шоу, в вашем воображении оживут картины Моне.

Основные моменты

Католический храм поднимается на 151 метр и в настоящее время является четвертой по высоте церковью планеты, уступая лишь Ульмскому (161,5 м) и Кельнскому (157,4 м) соборам в Германии, а также собору Норт-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуаре (158 м). Кроме того, Руанский собор – один из самых древних христианских храмов Европы. Его история началась еще в IV веке. Сохранившийся до наших дней готический храм начали возводить в 1145 году, и его строительство продлилось до 1506 года.

На долю Руанского собора выпадали различные бедствия. Он неоднократно горел в пламени пожаров. В XVIII веке храм пострадал от мощного урагана. Изрядно разрушили собор и бомбежки Второй мировой войны. Кварталы Руана испытали множество воздушных налетов. Из-за взрывов бомб и последовавших за ними возгораний были значительно повреждены неф, башня Сен-Ромен и капеллы. В конце 1999 года по северным регионам Франции прошел ураган, и мощные порывы ветра разрушили одну из четырех башенок на высоком шпиле Руанского собора.

Сегодня Нотр-Дам в Руане прекрасно отреставрирован и очень популярен у туристов. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться высоким металлическим шпилем, правильными готическими пропорциями и торжественным декором интерьеров. Путешественники приходят в этот храм ради цветных средневековых витражей и надгробных памятников над захоронениями знаменитостей.

Ежегодно на фасадах Руанского собора организуют зрелищные лазерные шоу. В темное время суток башни и стены католического храма становятся фоном, где высвечивают фрагменты знаменитых полотен французского художника Клода Моне, прославившего Руанский собор серией своих картин.

Летом 2010 года перед зданием городской ратуши провели любопытный перфоманс. На площадь вышли 1250 человек, державших увеличенный фрагмент картины Клода Моне. Они образовали большой прямоугольник, который сверху был похож на одно из полотен известного импрессиониста из серии «Руанский собор». Массовую акцию засняли с вертолета и включили в Книгу рекордов Гиннесса.

История Руанского собора

Первые документы, в которых упоминается епископ Руана, датируются 314 годом, а первую христианскую базилику в городе построили в конце IV века. Когда археологи провели здесь раскопки, они установили, что в древний в соборный комплекс входило два храма, посвященных Деве Марии и Святому Стефану.

В 841 году викинги вторглись в Руан и полностью разрушили обе церкви. Положение города, как и региона в целом, оставалось неопределенным, поэтому было принято решение не восстанавливать утраченные христианские святыни. В начале X века король Франции решил уступить викингам и сделал Руан столицей герцогства Нормандия.

Чтобы умилостивить завоевателей, он отдал свою дочь за их предводителя – Роллона, которого называли «Пешеходом». Такое прозвище викинг получил за высокий рост и могущее телосложение. По преданию, Роллон был настолько тяжел, что лошади не выдерживали его вес, поэтому герцогу приходилось много ходить пешком. Возведение в сан герцога происходило в простой базилике, и Роллон получил имя Роберта I. Предводитель Нормандии стал основоположником знаменитой Нормандской династии, правившей на территории Нормандии и Англии до первой половины XII века.

Большой по размерам Руанский собор строили и реконструировали в течение нескольких веков. Первый храм в романском стиле возвели в 1020 году. Эта церковь имела обходную галерею и капеллы, расходящиеся вокруг алтаря. Однако, до наших дней от первоначальных романских построек сохранилась только крипта. Остальной храм строили по той же планировочной схеме, но уже в традициях готики.

Самая древняя часть Руанского собора расположена с северной стороны башни Сен-Ромен (1145 год). Северную башню ждала трагическая судьба. Во время Второй мировой войны Руан интенсивно бомбили, и после пожаров летом 1944 года Сен-Ромен выгорел почти целиком, за исключением прочных каменных стен. Неф Руанского собора возвели в 1200 году после того, как из-за пожара рухнул неф более старого романского храма. Высота готического нефа составляет 28 м, ширина – 11,3 м, а длина – 60 м.

Башню с южной стороны принято называть Масляной (75 м). Она появилась позже других частей Руанского собора, в 80-е годы XV века. Строительство башни заняло 20 лет. По преданию, на него были потрачены деньги, собранные за церковные индульгенции. Больше всего индульгенций священники продавали тем, кто нарушал постные дни и, несмотря на запрет, ел сливочное масло, поэтому южную башню собора назвали Масляной.

Архитектурные особенности

Соборный комплекс включает сам храм и архиепископский дворец. Несмотря на то, что Руанский собор возводился несколько веков, все его части выглядят как гармоничный архитектурный ансамбль. Здание французского собора так велико, что находясь рядом с ним, невозможно окинуть храм одним взглядом. Он не помещается в поле зрения целиком.

Первоначально готический собор имел три портала, но два из них были сильно разрушены в XVI веке. До наших дней сохранился единственный портал с северной стороны, посвященный Иоанну Богослову. Над ним можно увидеть резной барельеф со сценами крещения Иисуса Христа. Начиная с 1760-х годов, эту часть Руанского собора неоднократно реставрировали.

Высокий центральный шпиль построили в 1557 году. В те времена он был сделан из дерева и покрыт оловянными пластинами. Но в 1822 году в результате попадания молнии деревянный шпиль сгорел. Тогда городские власти приняли решение построить новый шпиль из металла в стиле средневековой готики. Возведение нового шпиля продолжалось с 1829 по 1876 год. В течение 4 лет собор в Руане считался самым высоким в мире, пока в 1880 году пальма первенства не перешла Кельнскому собору.

За счет темного цвета металлический шпиль заметно выделяется над светлыми фасадами. Он продолжает оставаться самым высоким соборным шпилем на территории Франции. Массивная конструкция весит 1200 т, а чтобы подняться к ее вершине, нужно преодолеть 813 ступеней.

Уроженец Руана писатель Гюстав Флобер имел возможность наблюдать за возведением шпиля и с иронией называл его «капризом взбесившегося строителя паровых котлов». Если присмотреться к шпилю с близкого расстояния, он действительно выглядит чересчур «техногенно».

Обилие декоративных элементов и скульптур на фасадах появилось в период, который принято называть «пламенеющей готикой». Под резными тимпанами Руанского собора установлены фигуры христианских святых. А над ажурным порталом расположено типичное для готической архитектуры круглое окно-роза.

Интерьер Руанского собора

Внутреннее оформление Руанского собора поражает не меньше его стен и башен. Просторный алтарь окружает колоннада. В центре, под шпилем своды поднимаются на максимальную высоту – 51 м. В интерьерах нет того многоцветья, которое бывает в барочных церквях. Цветовая гамма выдержана в приглушенных, строгих тонах, и общее впечатление гармонично дополняют монохромные скульптуры и светлые своды.

Готические окна украшены старинными витражами XIII века, которые имеют голубой цвет. Характерный оттенок принято называть «шартрским голубым», так как технология изготовления готических витражей впервые была применена в католическом храме города Шартр. Красота ярких витражей Руанского собора подробно описана в романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари». Интересно, что некоторые витражи подписаны именами сделавших их мастеров. Восемьсот лет назад технология литья цветного стекла только развивалась, поэтому витражная работа считалась высоким искусством.

В Руанском соборе находится несколько почитаемых гробниц. Здесь нашли свой последний приют первый герцог Нормандии Роллон Пешеход и его сын. В соборе стоит саркофаг, где лежит сердце другого герцога Нормандии и английского короля Ричарда I Львиное Сердце, правившего с 1189 по 1199 год.

В одной из капелл можно увидеть статую Жанны д’Арк. Скульптура французской героини с памятной надписью от англичан появилась здесь не случайно. На территории Руанского собора проходил суд над Жанной д’Арк, и ей был вынесен смертный приговор. В 1431 году девушку обвинили в ереси и казнили, но спустя 25 лет эти обвинения были сняты. Об исторических событиях свидетельствуют таблички, установленные на улице Сен-Ромен.

Руанский собор на картинах художников

Строгий и одновременно изящный готический облик Руанского собора вдохновлял многих художников. В конце XIX века французский импрессионист Клод Моне написал более 30 полотен с видами готического собора. Он изобразил старинный храм с трех точек при разном естественном освещении и с изумительной точность передал изменчивость света. Над живописной серией Моне работал около двух лет, неоднократно приезжая в Руан и снимая комнату напротив собора.

Часть картин и эскизов художник создавал на месте, а над некоторыми заканчивал работу в своей мастерской в местечке Живерни. Полотна были связаны единым сюжетом и органично дополняли друг друга, показывая изменения, происходящие в природе от рассвета до заката. Искусствоведы считают картины с Руанским собором одной из вершин импрессионизма.

Известно, что серию полотен о Руанском соборе художник поначалу скрывал даже от своих друзей. Только в 1895 году большая часть из 30 картин была выставлена в галерее Дюнар-Рюэля, и проведенная выставка вызвала ажиотаж публики. Однако, Клоду Моне не удалось продать серию целиком, поэтому картины разошлись по одной в разные страны мира. Сегодня они находятся в частных коллекциях и в галереях России, Франции и США.

В 1969 году живописец Рой Фокс Лихтенштейн создан триптих, посвященный Руанскому собору. Американский мастер работал в стиле поп-арт и также изобразил фасад готического храма. За основу Лихтенштейн взял работы Клода Моне, наложив на них типографский растр.

Часы работы

Для туристов Руанский собор открыт без выходных. Со вторника по субботу в него можно попасть с 9.00 до 19.00, по воскресеньям – с 8.00 до 18.00, а по понедельникам – с 14.00 до 18.00.

Как добраться

Руанский собор расположен в исторической части города. Он возвышается на правобережье Сены, на улице Сен-Ромен, 3, названной в честь покровителя Руана – Святого Романа.

В Руан удобно добираться из Парижа. За 1,5 часа до города можно доехать на поездах, отправляющихся с парижского вокзала Сен-Лазар. За 2.40 ч из Парижа в Руан приезжают рейсовые автобусы. Кроме того, Руан связан железнодорожным сообщением с Цюрихом, Ниццей, Страсбургом и Марселем. А на автобусах в этот город можно попасть из Лондона, Лиссабона и Мадрида.


Собор Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame)
Открыт с 8.00 до 19.00, по вс. до 18.00. В июле и августе, на Пасху несколько раз в день проводятся экскурсии в крипту, капеллу Девы Марии.

Любой школьник знает, как выглядит собор Нотр-Дам. В свое время он стал объектом вдохновения великого импрессиониста Клода Моне, создавшего серию картин "Руанский собор" . Несколько "соборов" купили для своей коллекции Щукин и Морозов. Теперь всем известно, что Руанский собор - это мутно-голубые островерхие стены, проступающие сквозь фиолетовый туман, поэтому при встрече с оригиналом возможен культурный шок.

Собор построен на месте небольшого романского храма (1062), уничтоженного пожаром в 1200 году. Здание возводили с 1201 по 1521 гг. Щедрые пожертвования Иоанна Безземельного, короля Англии и герцога Нормандии, позволили спроектировать и заложить самый передовой для того времени готический храм: широкие трансепты, огромный хор. Любопытно, что галереи первоначально планировалось поместить над аркадами, но к моменту их возведения технология строительства аркбутанов, отработанная при постройке собора в Шартре (XIII в.), сделала такое решение ненужным. Знаменит собор и своим шпилем - самым высоким в Европе. Эта чисто британское творение, напоминающее о том, чьей землей была Нормандия в раннем Средневековье. Поражает величием не только внешний вид храма, но и его интерьер. Здесь, как нигде, ощущается простор. Неф собора перекрыт шестичастными свободами, башня-фонарь поднимается на 51 м от пола. Хор с 14 высокими колоннами и изящным трифорием - подлинный шедевр архитектурной гармонии. Главная икона собора хранится в капелле Девы Марии.

В соборе похоронены первый нормандский герцог Ролло, умерший в 933 году и сделавший Руан столицей своего государства, английский король Генрих II, а также хранится сердце английского короля Ричарда. Как известно, оно у него было львиным. Обратите внимание внутри также на Лестницу продавцов книг.

Грандиозное здание более время своего существования ремонтировалось по разным причинам: последствия пожара 1200 г., Столетняя война, еще один пожар в 1514 г., злодеяния кальвинистов, ураган в 1683 г., Французская революция, поджог шпиля в 1822 г. и бомбардировки в ночь на 19 апреля 1944 г, после которых реставрация продолжается по сей день.
На соборной площади обратите внимание на Масляную башню (Tour de Beurre), украшенную в стиле "пламенеющей готики" резьбой по камню цвета сливочного масла. Она была построена на деньги прихожан, готовых заплатить, чтобы искупить грех чревоугодия, за возможность есть масло во время поста.

Церковь Сен-Маклу (Église St-Maclou) и кладбище Сен-Маклу (Aître St-Maclou)
Увидев церковь Сен-Маклу (1437-1521), поражаешься, как всего за сто с небольшим лет "ланцетовидная готика" развилась в "пламенеющую готику", получившую свое название за форму окон, которые напоминают языки пламени свечи. Добившись конструктивного совершенства, архитекторы сосредоточились на внешнем и внутреннем убранстве храмов. Сохранившаяся отделка церкви (двери, лестницы, галерея и обрамление органа) выполнена в стиле эпохи Возрождения. У западного фасада находится фонтан с двумя движущимися фигурками. Подобный фонтан есть еще в Брюсселе.

Кладбище Сен-Маклу (вход с rue Martainville, 186) находится за восточным фасадом церкви. В Средние века здесь хоронили жертв эпидемии чумы. Последние захоронения датируются 1781 годом. Кладбище окружено фахверковыми домами (1526-1533). Они украшены деревянным макабрическим орнаментом, изображающим "Пляску Смерти": черепа, скрещенные кости, песочные часы, лопаты, заступы - все это, по мысли авторов, должно было напоминать о бренности земной жизни.

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji . Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

С вокзала до Соборной площади дорога идет круто вниз к Сене, и почти сразу попадаешь в старый город. Он действительно старый. Очень старый. Многим домам по 600-800 лет, и это не реставрация. Руан никогда не сгорал дотла, каким-то образом не был разрушен во множестве войн, и вообще он удивительно аутентичен. (Напоминаю: небо на снимках может быть любого цвета)

Старинных каменных домов в Руане мало, а те, которые есть, относятся к 17-18 векам. 300-400 лет, жалкий новодел. В более древние времена дома строили в основном из дерева. Все хоть сколько-нибудь старые здания неописуемо кривые. Догадываетесь почему? Бревна не умели еще обрабатывать, да и дерево, возможно, было в дефиците. Фахверковая архитектура: мощные балки с промежуточными диагональными вставками, и между балками какое-то подобие бетона с камнями, а по наружней стене все выравнено штукатуркой. Такие дома стоят всюду в Европе, но обычно они прямые. В Германии, например, палочки все как по линейке. Здесь же как будто с большого бодуна бревна приколачивали друг к другу.

Перед вами одна из самых узких и кривых улиц в мире. Я сфотографировал ее с двух разных сторон. Дома по этой улице, естественно, имеют соответствующий уличный адрес. Улица находится недалеко от бокового выхода из собора. В домах жили служки, певчие и прочая соборная мелочь. Эти дома заваливаются до такой степени, что края крыш почти касаются друг друга.

Улица Сан-Романо, я писал о ней в прошлый раз. Еще одна особенность многих фахверковых домов - нависание этажей один над другим. Причина в том, что налог брался с той площади, которая стоит на земле. Технически же вынести балку немного наружу таким образом несложно, и технологически строить проще. Экономия.

Витрина магазинчика фарфора. Руан знаменит фарфором (так в путеводителе написано, я не виноват, что об этом мало кто подозревает!) Фарфоровые лавки сосредоточены на той же улице Сан-Романо.

Витрина сырного магазина. Во Франции сыр - главное и основное. А уж стоит как дешево! Небольшая бутылочка божоле с дивным, хотя и не эксклюзивным рокфором обойдется меньше, чем в три евро в самом обычном продуктовом магазине. Как хорошо! А вообще, кто-нибудь любит сыр так как его люблю я? Сыр - особый удивительный продукт. Одновременно и доступный всем и изысканный деликатес. Вроде бы есть в каждом доме, но большинство даже не подозревает о том, каким он еще может быть и как его еще можно есть. Или еще: достаточно сложно различать сорта пива, но проще простого понять класс сыра. И еще: иногда так бывает - попробуешь что-то и все, на всю жизнь хватит говорить, что ты это ел. Но невозможно наесться раз и навсегда сыром, и невозможно сказать, что ты знаешь вкус сыра, потому что вкус этот всегда новый и всегда прекрасный. Я от сыра млею.

О, кстати, о сыре. Прыжок вбок, на этот раз изобразительный:

На снимке торжественный прием по некоему поводу в фойе Лувра. В центре кадра, сделанного с галереи второго этажа, сырный фуршет. Мне сказочно повезло, что я там был. И было там много чего еще интересного... да та же фуа-гра в неограниченном количестве, Дом Периньон пока икать не станешь без перерыва, индивидуальные туры по галереям Лувра с фуршетами на обычно закрытых балконах, выходящих на площадь Пирамиды... Но я спокойно отношусь к фуа-гра. Я запросто могу прожить без фуа-гра, не знаю, насколько легко вы без нее обходитесь. А шампанское я вообще не пью никогда, предпочитая "Абсолют" и "Русский стандарт". Но вот сыр, сыр - это да. Для меня деликатесный сыр - жизненная потребность. Хотя бы несколько раз в год.

Давно хотел показать эти кадры, но раньше не было повода. Хорошо было бы назвать имя самого прекрасного сыра. Кабри де Партено. Или Кур де Ролло. Или пусть будет по-простому: Гур Нуар. Кстати, к каждому сыру полагается свой тип вина урожая определенного года. Только такие необразованные кадавры как я глушат божоле за пол-евро с чем придется. Эх, жизнь моя жестянка!

Ладно, не буду выпендриваться. Мне эти красивые названия ни о чем не говорят. Я прочитал их на сайте большого сырного интернет-магазина. При том, что возле каждого сыра на том пиру в Лувре стояла табличка. Однако увы! На французском. Мало того, сыров было много, более ста сортов. Невозможно даже выбрать какой-то самый вкусный. Все были бесподобные.

Для меня Германия и Чехия ассоциируются со свиным коленом, а Франция - с сыром. Прозит! Лхаим! Чиирз! Все там будем! (в смысле, в раю, для каждого свой).

Так, возвращаемся теперь назад на улицы Руана.

Ужасно красивое здание, сейчас в нем медицинская лаборатория. Оргинально дом был построен 400 лет назад, но в 1967 году его разобрали по бревнышку и перенесли фасад со статуями на новое место, из-за чего он выглядит как будто прилепленным к более позднему каменному дому.

Улица Робек, которая не всегда была улицей - когда-то это был судоходный канал, как в Венеции или Амстердаме. В напоминание о речке вдоль домов бежит мелкий ручеек. Дома вдоль канала необычно высокие. В верхних этажах пряли шерсть и ткали полотно. Каждый дом представлял собой ткацкую фабрику. Тюки с шерстью привозили на лодках и затаскивали на чердаки лебедками, а там сушили. На шерсти поднялся Руан, и много мелких исторических черточек в городе напоминает о прошлом шерстяном благоденствии. Речку перекрыли и засыпали в 1939 году перед войной.

Справа впереди по курсу интересный дом:

Этот кадр мне ужасно нравится. Ничего такого особенного, просто так шел мимо ворот и сделал щелк.

Круглая башня - элемент несбывшейся крепостной стены. Это самая окраина старого города. Здесь улицы шире и дома новее. По одной легенде в этой башне содержали Жанну д"Арк во время судебного процесса 1431 года. По другой, в башне была пыточная инквизиции, и Жанну привели сюда пугать орудиями пытки (этот момент изображен в фильме "Начало"). Короче, здесь была Жанна.

Рассказать друзьям