Знаменитый балетный дуэт - рудольф нуреев и марго фонтейн. Формы хореографического произведения Формы хореографического произведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дуэтом называется танец, исполняемый двумя партнерами. Дуэты можно разделить на три вида.

Простейший из них - танец в унисон, подобные дуэты называются «двойками», и исполняются они обычно танцовщиками одного пола.

Второй вид дуэта - танец мужчины и женщины. Он может быть сочинен на определенную тему: любви или ненависти, радости встречи, печали расставания и т. д. два действующих лица в этом случае выражают в танце свои чувства и взаимоотношения.

Третий и высший вид дуэта - это танец - диалог, когда каждый из партнеров проводит в пластической форме свою тему, несущую мысль и чувство. В развитии и борьбе этих двух тем они приходят к единству или победе одного над другим. Дуэт может закончиться и гибелью одного из персонажей.

Правила исполнения дуэтного танца

Правила исполнения дуэтного танца изучаются в хореографических училищах на уроках поддержки, но на практике иногда наблюдается отступление от этих правил, что приводит к разрушению художественного впечатления от танцевального произведения.

Что значит, в совершенстве владеть искусством поддержки? Достаточно ли танцовщику обладать незаурядной физической силой и знать все приемы обращения с партнершей в партерных движения и воздушных подъемах? Поддержка в классическом танце тем и отличается от акробатической, что она должна быть именно искусством, а не ловкой работой. Артист должен очень хорошо знать все особенности танца своей партнерши, чувствовать ее индивидуальную манеру исполнения, а также технические возможности - амплитуду прыжка, устойчивость в трудных позах на пальцах, темп пируэтов, ритм и динамику танца. Если этого не будет, не будет и дуэта в полном смысле этого слова.

Партнеры должны сработаться так, чтобы все технические трудности были для зрителей совершенно неощутимы, только тогда это будет танец, а не школьное упражнение. В данной работе приводится пример партерной поддержки - поддержка одной рукой (обводки).

Обводки с поддержкой ученицы за одну руку изучаются во всех основных позах классического танца. Рука ученицы, за которую ее поддерживает ученик, может быть в первой, во второй или третьей позициях. Во всех случаях ее рука сильно напряжена (то есть неподвижна в плечевом и локтевом суставах) и не нарушает принятой позиции.

Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.

И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?

Наверное, будет угадана связь
Меж сценой и Дантовым адом,
Иначе откуда бы площадь взялась
Со всей этой шушерой рядом?
1957 Тарковский Арсений

Искусство дает сотни идей и инспираций для fashion-индустрии, а вот сама мода, похоже, способна только брать и использовать. Правда, в дуэте моды и балета исторически сложилось взаимопонимание и взаимодействие.

Доказательство тому - балетки на изящных ножках модниц и наряды haute couture на балетной сцене.



Балет и мода сходятся в общей плоскости - мастерство хореографа, умения танцоров, оригинальность сюжета - меркнут, если наряды серы и бесцветны. Но каким волнующим зрелищем предстает балет, когда зритель видит гармонию танца и декора!



Русский театральный деятель Сергей Павлович Дягилев

Этот маленький секрет хорошо знал устроитель «Русских сезонов» в Париже, театральный деятель Сергей Дягилев. О спектаклях его труппы во Франции говорили: «Это чудо восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками, формами». Такие отзывы не случайны, ведь над балетами работали не только знаменитые хореографы, но и художники с мировой славой - Леон Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих.



Эскиз костюма маркиза Фьербуа к балету «Павильон Армиды». Бенуа Александр Николаевич



А.Бенуа, эскиз костюма Балерины.



Творчество Александра Бенуа.

Впервые в истории балета декорации и костюмы постановок обсуждались наравне с хореографией. Да что и говорить, сценические образы «Русских сезонов» породили в Европе, а позже и в Америке, новую массовую моду - увлечение Россией и Востоком.



Эскиз костюма для Вацлава Нижинского "Шехерезада" Лев Бакст



Эскиз к костюму из балета "Шехерезада" Лев Бакст

В Доме моды парижского кутюрье Поля Пуаре творится настоящий ажиотаж. Только вчера в Гранд-опера показывали «Шехеразаду», а сегодня утром клиентки Дома наперебой разъясняют мастеру свои пожелания. «Поль, будьте так любезны сделать мне тунику с таким ориентальным орнаментом, как в первом акте, и тюрбан, как в конце второго, но из серебристой ткани! И я вас очень прошу, как только можно скорее! Буду безмерно благодарна!» - кокетливо щебечет одна немолодая особа. Пуаре одобрительно кивает головой, благо, он тоже был на премьере и понимает, к чему клонит мадам. Эта волна желания подражать балеринам со сцены была только началом модного урагана, вызванного русским балетом. Параллельно с премьерами балетов «Половецкие пляски», «Петрушка», «Весна священная» на званых ужинах и вечеринках все чаще появлялись дамы в шикарных мехах «а-ля рюс», в платьях с золотой вышивкой и головных уборах с перьями. Впоследствии Поль Пуаре, вдохновленный экзотикой славянской и восточной культур, создал целую серию нарядов. И это тоже стало своего рода революционным шагом - в моде появилось понятие коллекции одежды, исполненной в одном стиле.



Модели Поль Пуаре



Маскарадные костюмы от Поля Пуаре

Благодаря актерам «Русских сезонов» изменилось и представление о том, как должна выглядеть балерина. Анна Павлова, звезда Большого театра, впервые исполнившая знаменитую миниатюру «Умирающий лебедь», была признана новым эталоном актрисы балета. Средний рост, худощавое телосложение, тонкие и длинные ноги. Сложно представить, но до Павловой все балерины были хорошо сложены и вполне упитаны. Безусловно, новая мода предполагала, что балерины будут выполнять те же сложнейшие па и пируэты, как и их нехуденькие предшественницы. Среди начинающих балерин из Англии стало модным брать русские имена и фамилии. Кстати, влияние Анны Павловой распространилось не только на балет. Впечатленные зрители присваивали имя балерины торговым маркам духов, одежды, шоколадных конфет. Австралийцы же назвали ее фамилией традиционный десерт - торт-безе со свежими фруктами Pavlova.

Возможно, в истории моды не было бы многих великолепных находок, не решись Сергей Дягилев в 1909 году направить все силы на покорение Парижа. Однако один из самых интересных для моды балетных элементов появился задолго до русской труппы. Это - многослойная юбка-пачка. Ее прообраз был представлен в 1830-х в парижской Гранд-опера по эскизам Эжена Лами.


Такой наряд балерины подчеркивал ее легкость и воздушность. Романтические балетные пачки стала использовать впервые балерина Мария Тальони.
Танцовщицы в белоснежных туниках из балета «Сильфида» буквально порхали на сцене. Французские модницы сразу же подметили эту деталь и с удовольствием позаимствовали у балерин воздушную шаль. Позже, когда для постановок стали выбирать фантастические сюжеты, прежняя туника стала набирать «пышность» для зрелищности и приобрела форму колокола. Здесь ее и заприметили модельеры.


На подиумы вышли модели в пачках всех цветов радуги, с оборванными краями, в сочетании с военными ботинками, бейсболками и футболками. Самый яркий образ последних лет - Сара-Джессика Паркер в заставке к сериалу «Секс в большом городе». Для прогулки по городу она надела платье, в котором соединены пачка и простая майка.


Интересно, что в XX столетии с развитием балета «модерн» пачка стала терять объем, а стараниями хореографа Джорджа Баланчина и вовсе превратилась в тоненькую юбочку. Как гласит легенда, это произошло не по «идеологическим» убеждениям нового направления в танце, а из-за бедности новатора. Баланчин не хотел работать в классическом балете, а новая публика пока не была готова его принять. Но финансовые трудности скоро закончились, и весь мир по обе стороны океана захватило увлечение современной хореографией, где основное внимание уделено телу и его красоте, а не костюмам и украшениям. Поэтому в балетах в стиле модерн до сих пор используют минимум одежды, что часто вызывает нарекания со стороны мэтров старой школы балета.



Уильям Педро в костюме от Версаче

Но говорить, что балет «модерн» совсем оторван от моды - тоже неправильно. Балерин реформатора классического танца Мориса Бежара одевал не кто иной, как Джанни Версаче. По мнению критиков моды, именно в работе над сценическими образами наиболее ярко раскрылся талант Версаче, характеризующийся смешением стилей, текстур и тканей.



Эскиз Версаче к балету Бежара

Всего стараниями Джанни были созданы костюмы к 14 спектаклям. В них он отразил свое видение моды 1980-х, когда хорошим тоном было рассматривать все под увеличительным стеклом: если бриллианты - то россыпь, если макияж - то кричащий, если прическа - то высокий начес. Джанни Версаче погиб, не успев закончить работу над костюмами для «Метаморфоз». Начатое дело продолжила его сестра Донателла. А в 2007 году Бежар создал настоящий микс из моды и балета в шоу «Спасибо, Джанни, с любовью», приурочив мероприятие к годовщине трагической смерти дизайнера.



Фото из балета «Балет за жизнь». Костюмы Джанни Версаче.

Если балетная пачка все же с трудом вписывается в гардероб современной женщины, то самое гуманное изобретение моды - балетки - с удовольствием надевают дамы всех возрастов.


Создала их мадам Репетто, мать знаменитого танцора Ролана Пети. Она решила, что чаду необходима удобная обувь для свободного от репетиций времени и сделала мягкие туфельки наподобие пуантов. Некоторое время балетки носили лишь примы из Гранд-опера. Но в 1956 году красную пару надела Бриджит Бардо, мир увидел фильм «И Бог создал женщину» и новый модный тренд - балетки.



Одри Хепберн в балетках Живанши

Еще большую популярность приобрели балетки после того, как их надела на свою миниатюрную ножку мисс Одри Хепберн. Аккуратные туфельки из черной кожи стали модной вещью на все времена, как, впрочем, и все то, что примеряла на себя эта актриса. Теперь балетки надевают с вечерними платьями, джинсами и, вообще, с любыми нарядами. Балетки - абсолютный must-have для любого гардероба.

Несмотря на все отличия и разногласия, балет и мода составляют творческий дуэт. Ведь их объединяет главное - стремление сделать жизнь красивее, ярче и интереснее.

РАЗНОВИДНОСТИ МАЛЫХ АНСАМБЛЕЙ.

Классификация малых форм

Малыми формами хореографических ансамблей принято считать:

3. Квартет.

4. Квинтет.

Дуэт

Существует две основные формы дуэтного танца:

2. Хореографический дуэт.

Хореографический дуэт сегодня – это самостоятельное художественное произведение, pas de deux – танцевальное действие внутри балетного спектакля.

Pas de deux - пятичастная танцевальная форма. Традиционно является частью балетного спектакля, однако существуют примеры самостоятельных, т.н. дивертисментных постановок в форме pas de deux.

Структура pas de deux:

1. Антре – вступительная часть, где на сцене появляются оба исполнителя.

2. Адажио – дуэтный танец лирического характера.

3. Мужская вариация – сольный танец исполнителя.

4. Женская вариация – сольный танец исполнительницы.

5. Кода – кульминационная часть всей формы, где исполнители демонстрируют виртуозность сложных по технике сольных танцевальных pas. Эта часть, как правило заканчивается сложным по технике исполнения дуэтным эпизодом.

Хореографический дуэт – исполнение танцевальных партий двумя танцовщиками, во время которых раскрываются личные отношение главных действующих лиц, их чувства, мысли, наполненные сюжетным звеном, являющимся главным замыслом балетного спектакля. В дуэте происходит общение, но не на обычном языке, а на языке хореографии: посредством движений, поз, жестов, мимики. Общее содержание всей постановки определяется именно через отношение исполнителей друг к другу в дуэтном танце.

Дуэтный танец, в свою очередь подразделяется на:

· «дуэт»;

· «танец женщины и мужчины»;

· «танец-диалог».

«Дуэт» – танец, исполненный двумя танцовщицами или танцовщиками, являющийся простейшей формой малой хореографической постановки. Композиционно-лексическое строение их обычно выглядит как танец «в унисон». Но случается, что выстраивать эти дуэты необходимо по принципу «зеркального отражения».

«Танец женщины и мужчины» создаётся на определённую тему: любви или ненависти, радости или печали и т. д. Два действующих лица в этом случае, выражают в танце свои чувства и взаимоотношения.

«Танец-диалог» – это высший вид дуэтного танца. Здесь каждый партнёр посредством индивидуальной пластики ведёт свою тему, несущую мысль и чувство. Дуэты в форме действенного диалога, являются непременной важнейшей частью балетного спектакля. Но следует отметить, что термин не закрепился в балетном обиходе, это объясняется тем, что момент общения героев есть в каждом дуэте, к примеру, Фригия и Спартак, Жизель и Альберт и т. д. Общение, взаимосвязь с партнёром – элемент единый у дуэта с диалогом.

Трио

Так же, как и дуэтный танец имеет две основные формы существования:

1. Pas de trois.

Pas de trois – «танец втроём» – одна из разновидностей классического ансамбля, включающая танец трёх солистов. Композиционной основой является pas de deux с дополнительной танцовщицей, исполняющей свою вариацию между адажио и вариацией танцовщика.

Как и другие малые формы, pas de trois имеет каноничную структуру :

1. Вступление (антре).

2. Адажио.

3. Вариации каждого из участников.

4. Общая кода.

Трио – танцевальная форма, представленная в виде танца трёх исполнителей. Обычно имеет более свободную пластику и разнообразие в движениях, не замкнутыми канонами классического балета.

Может быть в четырёх вариантах:

· две женские партии и одна мужская;

· три женских партии;

· две мужские и одна женская;

· три мужских партий.

Квартет

Pas de quatre – в переводе с французского «quatre» – «четыре». Термин утвердился к XIX веку. В балет эта танцевальная форма вошла вместе с pas de deux и pas de trois.

Построение pas de quatre во многом выстраивалось по принципу pas de deux, сохраняя всю структуру:

2. Вариации четырёх танцовщиков.

Pas de quatre может быть, как дивертисментным (чистым), так и действенным (сюжетным). Помимо канонической структуры, существуют и другие формы построения pas de quatre, например, «Танец маленьких лебедей» в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Хореографический квартет. В XX веке эта разновидность малой хореографической формы трансформируется в хореографические квартеты. Структура их становится более иной, более свободной в вариационном смысле. Это обусловлено и тем, что возможности для сочинения танцев для четырёх танцовщиков весьма значительны: для четырёх женщин, для четырёх мужчин, двух мужчин и двух женщин, трёх мужчин и одной женщины, трёх женщин и одного мужчины.

Pas de quatre канонической формы не являются такими доминирующими в балетном спектакле как pas de deux, но тем не менее достаточно часто используются как выразительная форма. Наиболее известными широкому кругу зрителей примерами формы pas de quatre, помимо «Танца маленьких лебедей» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», является танец Фей: Золота, Серебра, Сапфиров, Бриллиантов из балета П. Чайковского «Спящая красавица» (балетмейстер М. Петипа). В форме pas de quatre выстроена хореографическая фантазия «Павана Мавра» Х. Лимона.

Квинтет

Хореографическая форма, насчитывающая пять исполнителей. Эта форма не имеет аналога в канонических строениях классической хореографии, однако, начиная с XXв. приобрела широкое распространение в области народной и современной хореографии.

ФОРМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения великого балетного танцовщика Рудольфа Нуреева.

Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в сцене из балета "Раймонда"

Александр Константинович Глазунов - Антракт из балета "Раймонда"

Балетная пара Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн одна из самых интересных пар в истории балета. Они успешно танцевали вместе более пятнадцати лет, несмотря на большую разницу в возрасте - Марго была почти на двадцать лет старше Рудольфа.

Балет - искусство, которое подвластно далеко не всем, именно поэтому выдающихся танцовщиков немного, а настоящих дуэтов просто очень мало. О секрете легендарного дуэта Фонтейн-Нуреев знатоки говорят, что это было партнерство-соперничество - каждый выступал на пределе своих сил, чем не давал другому пар­тнеру ни малейшей возможности выступать слабее.

До встречи с Рудольфом Нуреевым Марго Фонтейн уже была знаменитостью, ей было сорок два года и она подумывала о завершении своей балетной карьеры. Но встреча с молодым танцовщиком из России дала новый импульс к продолжению её счастливой балетной жизни. Молодой и необыкновенно талантливый партнёр не давал возможности расслабляться, поэтому и знаменитой балерине нужно было соответствовать его молодости и неиссякаемой энергии. С Рудольфом Нуреевым она познакомилась в 1961 году - он приехал в Лондон на устраиваемый ею благотворительный концерт в пользу Королевской академии танца. После личной встречи они и решили попробовать танцевать вместе.
Их первой совместной постановкой был балет "Жизель", это выступление имело феерический успех. Когда Нуреев и Фонтейн вышли на поклон, их встретили невиданными овациями.



Кроме многолетнего танцевального партнёрства Марго и Рудольфа связывала трогательная дружба. Когда в конце своей жизни Марго умирала от рака, Рудольф тайно оплачивал её больничные счета, что впоследствии удивляло его знакомых, так как они знали его как редкостного скрягу. Некоторые биографы этой балетной пары приписывают им любовную связь, но никакой связи не было. Причин тому много: и нетрадиционная сексуальная ориентация Нуреева, и разница в возрасте и то, что Марго любила своего мужа, несмотря на все неприятности, которые он ей доставлял, и то, что она была человеком долга, а это, в первую очередь, само по себе стало бы препятствием к развитию романа, не будь даже других объективных причин. Просто этих людей связывало общее дело и родство душ, душ, которые беззаветно любили балет и преданно ему служили.



Margot Fonteyn and Rudolf Nureyev in Les Sylphides, Waltz No. 7
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев - Вальс N7 из балета "Сильфиды" на музыку Фредерика Шопена, другое название балета "Шопениана"

Рудольф Хаметович Нуреев, известен во всём мире как Нуриев, родился 17 марта 1938 - советский и британский артист балета, балетмейстер. Он родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой, куда его мать ехала к месту службы мужа, отца Рудольфа, военного политрука.

Рудольф начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе. Его отец занятия танцами не одобрял, считая это немужским занятием.

В 1955 году Рудольф Нуреев поступил в Ленинградское хореографическое училище.
После окончания училища в 1958 году Нуреев был принят солистом в балет ленинградского театра имени Сергея Мироновича Кирова (в настоящее время - Мариинский театр). До этого такой чести удостаивались только два танцовщика: Михаил Фокин и Вацлав Нижинский. Обычно выпускники училища начинали балетную карьеру в кордебалете театра.

16 июня 1961 года, находясь вместе с театром на гастролях в Париже, Рудольф Нуреев отказался вернуться в СССР, став таким образом первым советским артистом балета, не вернувшимся на Родину.

Вскоре Нуреев начал работать в Королевском балете в Лондоне и быстро стал мировой знаменитостью.

Более пятнадцати лет он был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром великой английской балерины Марго Фонтейн. Это партнёрство сыграло огромную роль в его артистической и балетмейстерской карьере.

Нуреев выступал по всему миру (в Европе, США, Японии, Австралии), при этом у него всегда был очень интенсивный график. Так, например, за 1975 год число его выступлений достигло трёхсот.

С 1983 по 1989 год Нуреев был директором балетной труппы парижской Гранд-опера.

Рудольф Нуреев участвовал в классических и современных постановках, снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты.

Он снялся в 2-х художественных фильмах, как драматический актёр. Один из этих фильмов - "Валентино", который имел большой успех у западной публики.

В последние годы жизни Рудольф Нуреев пробовал себя и в качестве дирижёра.

Помимо личного вклада Нуреева как танцовщика в историю балета, считается, что он стал новатором в области балетного искусства применительно к роли мужчин-танцовщиков - он изменил роль танцора в классическом балете с второстепенной в балетном спектакле по сравнению с балериной на равноценную.

6 января 1993 года великий танцовщик умер недалеко от Парижа в результате заболевания СПИДом.

Рудольф Нуреев похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем недалеко от могил знаменитого русского и французского танцовщика Сержа Лифаря и Андрея Тарковского.


Автор этого памятника, выполненного в технике мозаики в виде восточного ковра, - известный итальянский художник и архитектор
Эцио Фриджерио. Столь необычную форму художник избрал для того, чтобы подчеркнуть происхождение Нуреева и его любовь к восточной роскоши.

Рудольф Нуреев в своём доме на своём острове. Керамическая плитка на стенах старинная. Её Рудольф покупал в Испании - сам отбирал и грузил на грузовик, с которым приехал к антиквару. Обошлась она ему баснословно дорого - несколько десятков тысяч долларов, так как за неё пришлось заплатить ещё и большую таможенную пошлину.
Интересно и то, что плитка эта напольная, а Нуреев облицевал ею стены. Его хороший знакомый, который помогал ему в поисках и в приобретении этой плитки, отговаривал его от того, чтобы украшать ею стены, но упрямый артист сделал по-своему, хотя потом и признавал, что это было ошибочное решение.

Кадр из фильма "Валентино"

Украденное бессмертие - документальный фильм-расследование, посвящённый розыску многомилионного наследства Рудольфа Нуреева

Позволю себе несколько поморализовать на тему, которой посвящён этот фильм. Жизнь показывает, что заботиться о том, чтобы деньги нажитые человеком были бы израсходованы после его смерти на благие дела, нужно ещё при жизни и самому сделать всё для этого возможное, а не передоверять это дело чёрт знает кому, пусть даже эти деятели и величают себя адвокатами и сэрами.
Это вполне можно было сделать, как минимум, в части стипендий для молодых артистов балета. Ведь столько денег, сколько заработал за свою балетную карьеру Нуреев, одному человеку совсем ни к чему - возникают такие нездоровые желания, как приобретение островов и складирование антиквариата. А потом, после смерти, всё это идёт прахом и попадает в чужие нечестные руки. Уж лучше бы поделил своё наследство между родственниками и им поручил организовать музей памяти Рудольфа Нуреева на принадлежавшем ему острове. Они бы его волю, скорей всего, выполнили, хотя бы в знак признательности и возможности погреться в лучах его славы.


Рудольф Нуреев и Эрик Брун. Эрик Брун (1928-1986) - датский танцовщик и педагог классического танца, который сыграл большую роль в творческой и личной жизни Рудольфа Нуреева.

Эрик Брун (Erik Belton Evers Bruhn) родился в Копенгагене, где обучался балетному искусству с девяти лет в школе при Датском Королевском балете. В восемнадцать лет Эрик Брун был принят в балетную труппу Датского Королевского балета, а спустя два года стал его солистом. Наиболее известны его роли в спектаклях "Сильфида", "Жизель", "Лебединое озеро".
Эрик Брун был руководителем Swedish Opera Ballet (Швеция) с1967 по 1973 и National Ballet of Canada (Канада) с 1983 по1986 год.
Умер Эрик Брун в 1986 году от рака легких.

Рудольф Нуреев встретил Эрика Бруна во время своего тура по Дании. Брун был ближайшим другом и покровителем Рудольфа Нуреева многие годы.

Рудольф Нуреев и Эрик Брун

"Валентино" - художественный фильм (Великобритания - США) (1977)
В главной роли Рудольф Нуреев

От этого фильма несёт американщиной за версту, но он любопытен тем, что Нуреев здесь выступает как драматический актёр, а если и танцует, то не классические, а бальные танцы.

Царская ложа - фрагмент телевизионной передачи, посвящённый выставке "Рудольф Нуреев. Нити времени" - 15.10.2010

Рудольф Нуреев (1991) - документальный фильм

"Как уходили кумиры. Рудольф Нуреев" - документальный фильм о Рудольфе Нурееве

"Контракт со смертью" - документальный фильм о Рудольфе Нурееве

Дама Марго Фонтейн, урождённая Маргарет Хукем, родилась 18 мая 1919 года в Райгите (Великобритания) - выдающаяся английская балерина.

Марго Фонтейн начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу и продолжала брать уроки у разных педагогов, в том числе у Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской.
В возрасте 15-ти лет она поступила в Королевскую школу балета в Лондоне.

На сцене Фонтейн дебютировала в 1934 году и сразу понравилась публике и критикам удивительной пластичностью танца.

В 1939 году начала сотрудничать с хореографом Фредериком Эштоном, который сочинил для нее такие постановки как "Дафнис и Хлоя", "Сильвия" и "Ундина".
Марго много гастролировала по всему миру, ушла со сцены в конце семидесятых.

В 1955 году Марго Фонтейн вышла замуж за панамского посла в Лондоне Тито де Ариаса.
В 1965 году Ариас стал жертвой покушения и остался парализованным до конца жизни, а Марго преданно ухаживала за ним до конца его дней. Тяжёлая болезнь мужа требовала больших средств, поэтому Марго вынуждена была танцевать почти до шестидесяти лет, превозмагая боли в суставах. Каждый выход на сцену становился для неё подвигом. Но даже таких больших денег, которые она зарабатывала, было недостаточно для необходимых медицинских расходов, поэтому в конце своей жизни, будучи сама тяжело больной, она постоянно нуждалась в деньгах.


В 1954 году Фонтейн была удостоена звания дамы Большого Креста.
С 1981 по 1990 она была почетным ректором Даремского университета.

В 1989 она снялась в документально-биографическом фильме "Марго Фонтейн" ("The Margot Fonteyn Story").

Последние годы жизни Марго Фонтейн провела на своей ферме в Панаме. Она скончалась от рака 21 февраля 1991 года. По её желанию она похоронена в одной могиле с мужем Тито, которого пережила на два года.

Марго Фонтейн - благородная дама в жизни и на сцене

Марго Фонтейн - документальный фильм в 3-х частях (Великобритания), посвящённый выдающейся балерине

Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев - Вечер с королевским балетом (1963)

Фильм-балет на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева "Ромео и Джульетта" (1966)
Партия Джульетты - Марго Фонтейн
Партия Ромео - Рудольф Нуреев

"Лебединое озеро" в постановке Венской государственной оперы (1966)
Хореография и постановка Рудольфа Нуреева
Партия Одетты-Одилии - Марго Фонтейн
Партия принца Зигфрида - Рудольф Нуреев

Балет "Лебединое озеро" - особенный в карьере Рудольфа Нуреева. Нуреев с большим успехом исполнял партию Принца Зигфрида в "Лебедином озере" во время легендарных парижских гастролей Кировского театра в июне 1961 года, после которых он остался в Париже.
Позднее Нуреев создал собственную версию балета для Венской государственной оперы, где главные партии исполняли они с Марго Фонтейн. Именно эта версия балета представлена в предлагаемом фильме.
В "Книге рекордов Гиннеса" можно найти свидетельство огромного успеха этого балета: на спектакле 1964 года Нуреева и Фонтейн вызывали под занавес 89 раз - этот рекорд до сих пор никто не смог повторить.


Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в сцене из балета "Лебединое озеро"

Пётр Ильич Чайковский - Большой вальс из балета "Лебединое озеро"

Дуэтный танец ДУЭ́ТНЫЙ ТÁНЕЦ (дуэт), парный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью спектакля или самостоятельным номером. В начале развития балетного иск-ва любой парный танец назывался . Ок. сер. 19 в. pas de deux принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Д. т. входит в неё в качестве составной части. Муз. форма Д. т. в большинстве случаев adagio.

Д. т. часто используются в балетах классич. наследия: лирические – Одетта и Зигфрид (балетм. Л. И. Иванов), героические – "Пламя Парижа" (балетм. В. И. Вайнонен), празднично-бравурные "Дон Кихот" (балетм. A. A. Горский). Не всякое общение на сцене танцовщика и танцовщицы является Д. т. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков может представлять собой "танцевальный диалог" или сцену-дуэт – Марии и Заремы (балетм. Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетм. В. М. Чабукиани).

Д. т. получил развитие в 18–19 вв. в спектаклях Ж. Доберваля, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиля. Д. т. этих балетмейстеров строились преимущественно на партерных поддержках и танц. комбинациях (дуэты Рыбака и Невесты в балете Бурнонвиля "Неаполь, или Рыбак и его невеста"). Яркий, технически сложный Д. т. получил наибольшее развитие в балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, A. A. Горского. Постепенно техника и другие.матургич. построение Д. т. развивались и усложнялись, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы, ставшие составной частью Д. т.

Особенно большое развитие получил Д. т. в творчестве сов. балетмейстеров, внёсших в него много новых элементов, обогативших хореографич. пластику. Дуэты, созданные для концертных программ Г. Я. Голейзовский, Л. В. Якобсоном, Мессерером и другие., выразительны, пронизаны поэзией, обладают красотой пластич. рисунка ( , балетм. Голейзовский, "Охотник и птица" на муз. Грига, балетм. Якобсон, "Весенние воды" на муз. Рахманинова и "Мелодия" на муз. Глюка, балетм. Мессерер). Широкое развитие получил Д. т. в творчестве Ю. Н. Григоровича. В его "Ромео и Джульетте" пять дуэтов главных героев раскрывают всю историю их взаимоотношений.

Обучение технике поддержки в Д. т. входит в программы хореографич. училищ в качестве обязательной специальной дисциплины для учеников старших классов.

Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.–М., 1948; Серебренников Н. Н., Поддержка в дуэтном танце, М., 1969.


А. М. Плисецкий.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Дуэтный танец" в других словарях:

    дуэтный - см. дуэт; ая, ое. Д ое исполнение. Дуэ/тный танец … Словарь многих выражений

    адажио - [итал. adagio]. Муз. I. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведений). II. неизм.; ср. 1. Музыкальное произведение или часть его в медленном темпе. 2. В классическом балете: медленный сольный или дуэтный танец. //… … Энциклопедический словарь

    Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева … Википедия

    Богатырёв, Александр Юрьевич - Александр Богатырёв Имя при рождении: Александр Юрьевич Богатырёв Дата рождения: 4 мая 1949(1949 05 04) Место рождения: Таллин, СС … Википедия

    Серебренников, Николай Николаевич (танцовщик) - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Серебренников. Николай Серебренников Имя при рождении: Николай Николаевич Серебренников Дата рождения: 30 ноября 1918(1918 11 30) … Википедия

    Львовская государственная хореографическая школа - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Рассказать друзьям